Обязательные локальные акты в образовательной организации

Обязательные локальные акты в образовательной организации

В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом.

Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам образовательной деятельности. Это акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ).

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса РФ, представительных органов работников (при наличии таких органов).

Наряду с положениями ст. 30 Федеральный закон № 273-ФЗ прямо указывает, какие вопросы подлежат урегулированию локальными нормативными актами. Данные акты определяют (устанавливают, регламентируют, закрепляют):

  • Язык, языки образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализуемым ею образовательным программам (ч. 6 ст. 14);

  • Права и законные интересы обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов (ч. 6 ст. 26);

  • Структурные подразделения образовательной организации (ч. 2 ст. 27);

  • Документы, подтверждающие обучение в организации, если форма документа не установлена Законом (ч. 4 ст. 33);

  • Порядок реализации права обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение (п. 3 ч. 1 ст. 34);

  • Порядок участия обучающего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в формировании содержания своего профессионального образования (п. 4 ч. 1 ст. 34);

  • Порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п. 21 ч. 1 ст. 34);

  • Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34);

  • Дополнительные академические права и меры социальной поддержки, предоставляемые обучающимся (п. 29 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 34);

  • Порядок посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом (ч. 4 ст. 34);

  • Размеры и порядок материальной поддержки обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (ч. 15 ст. 36);

  • Порядок предоставления нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии, размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (части 1, 3 ст. 39);

  • Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений (ч. 6 ст. 45);

  • Порядок доступа педагогов к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам (п. 7 ч. 3 ст. 47);

  • Порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации-работодателя (п. 8 ч. 3 ст. 47);

  • Нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 4 ст. 47);

  • Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года (ч. 6 ст. 47);

  • Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (в соответствии с требованиями трудового законодательства) (ч. 7 ст. 47);

  • Порядок аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям (в пределах, установленных законодательством Российской Федерации) (ст. 49);

  • Права, обязанности и ответственность работников организаций (помимо педагогов) (ст. 52);

  • Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг (ч. 5 ст. 54);

  • Условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами (ч. 5 ст. 55);

  • Правила приема граждан на обучение (в части, не урегулированной законодательством об образовании) (ч. 9 ст. 56).

Указанный перечень локальных нормативных актов не является исчерпывающим. Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом (ч. 1 ст. 28). Если какой-либо из вопросов образовательной и иной деятельности образовательной организации нуждается в нормативном регулировании, т.е. требует установления правил, касающихся неопределенного круга лиц, то по такому вопросу следует принимать именно локальный нормативный акт.

Копии локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора размещаются на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» (ст. 29).

Основополагающими локальными актами любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, являются положения школы, которые определяют цели, задачи и принципы функционирования различных структурных подразделений, систем и процессов организации, устанавливают нормы и правила, регулируют деятельность в школе.

Мы предлагаем на одной странице скачать все основные положения в школе, разработанные по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации, с учетом ФГОС начального, основного и среднего общего образования.

Приведенные образцы положений в школе составлены по новому закону об образовании в РФ с учетом требований ФГОС, актуальны в 2020 году и, естественно, подлежат корректировке и утверждению в каждой отдельно взятой общеобразовательной школе.

Положения средней общеобразовательной школы

Для средней общеобразовательной школы разработаны новые типовые положения, которые соответствуют Федеральному закону «Об образовании в РФ» и ФГОС, обновлены в сентябре 2020 года специалистами нашего сайта. Это такие положения, как положение о Совете школы, ее работе и режиме, положение об охране школы и стимулирующих выплатах, о приказах и аттестации в средней школе.

  • Положение о Совете школы
  • Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и иностранных языков в школе
  • Правила внутреннего трудового распорядка работников школы
  • Положение о школьной столовой
  • Положение о школьном стадионе
  • Положение об архиве
  • Положение о школьном музее Боевой и трудовой Славы
  • Положение о школьной административной комиссии
  • Положение о противодействии коррупции
  • Положение о дежурстве по школе


скачать: Положения для Школы
75 положений пакетом и поштучно. Дата обновления: 05.10.2020 г.

Положения, регламентирующие управление образовательной организацией:

  • Положение об общем собрании работников школы
  • Положение о Педагогическом совете школы
  • Положение о методическом совете школы
  • Положение о методическом объединении учителей
  • Положение о школьной предметной кафедре
  • Положение о Совете обучающихся школы
  • Положение о Родительском комитете школы
  • Положение о Родительском комитете класса
  • Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений
  • Положение о комиссии по организации питания в школе
  • Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат в школе
  • Положение о комиссии по урегулированию споров
  • Положение о блоке дополнительного образования
  • Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов
  • Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества образования

Локальные акты, регламентирующие формы и порядок обучения, освоения учебных программ, посещение необязательных занятий:

  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
  • Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся
  • Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО, СОО
  • Положение об учете динамики индивидуальных достижений обучающихся
  • Положение о разработке и утверждении рабочих образовательных программ
  • Положение о посещении необязательных занятий
  • Порядок освоения обучающимися других учебных предметов, преподаваемых в организации
  • Положение об элективных курсах предпрофильного обучения
  • Положение о дистанционном обучении
  • Положение о системе оценивания в период дистанционного обучения
  • Положение о порядке обучения по индивидуальному плану
  • Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому
  • Положение о порядке посещения обучающимися по своему выбору мероприятий
  • Положение о различных формах получения образования
  • Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, дополнительных образовательных программ, полученных в других образовательных организациях
  • Положение о поощрении обучающихся за успехи
  • Положение о группе продленного дня в школе
  • Положение о Дне здоровья в школе

Локальные акты, регламентирующие организационно-дисциплинарную деятельность обучающихся:

  • Положение о правилах поведения обучающихся в школе
  • Положение о правилах приема, перевода, выбытия и отчисления обучающихся
  • Положение об оказании семьям и подросткам девиантного поведения дополнительной социально-педагогической помощи
  • Положение о посещении учебных занятий участниками образовательных отношений

Локальные акты, регламентирующие организационную деятельность учителя:

  • Положение о внутришкольном контроле
  • Положение об учебном кабинете
  • Положение о портфолио учителя
  • Положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям
  • Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников
  • Положение о классном руководстве в школе
  • Положение о ведении классного журнала педагогическими работниками
  • Положение о поурочном плане учителя


скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года
Локальные акты, регламентирующие информационную деятельность:

  • Положение о школьном сайте
  • Положение о видеоконференцсвязи
  • Положение о порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям
  • Положение о защите персональных данных обучающихся
  • Положение о защите персональных данных работников
  • Положение об электронном классном журнале
  • Положение о школьной библиотеке
  • Положение о системе видеонаблюдения в школе

Локальные акты, регламентирующие делопроизводство:

  • Положение о ведении личных дел обучающихся
  • Положение о порядке ведения личных дел работников
  • Инструкция по делопроизводству в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Локальные акты, регламентирующие финансовую деятельность:

  • Положение об установлении перечня, размеров и условий осуществления персональных надбавок и персональных повышений к должностным окладам
  • Положение о платных дополнительных образовательных услугах

Положения основной школы

В целях совершенствования работы основной школы разработаны положения о впр, о соревнованиях, о дополнительном образовании, о форме, сайте школы и т.д.

  • Положение об организации медицинского обслуживания обучающихся в школе

Положения начальной школы

Для начальной школы мы также определили ряд положений, которые послужат повышению качества как работы учителей начальных классов, так и начальной школы в целом. Это такие положения, как положение о приеме в школу, положение об организации питания и проведении мероприятий, о начальной школе и т.д.

Положения по охране труда в школе

Очень важным является наличие в школе положений по охране труда, а точнее об организации охраны труда и о системе управления охраной труда, положения о комиссии по охране труда и расследовании несчастных случаев в школе.

Положения, регламентирующие деятельность школы по охране труда и безопасности образовательной деятельности, сбережению здоровья детей:

  • Положение об организации работы по охране труда в школе
  • Положение о комиссии (комитете) по охране труда в школе
  • Положение об организации питания обучающихся в школе
  • Положение о здоровьесберегающей деятельности в школе
  • Положение об организации пропускного режима и правилах поведения посетителей в школе
  • Порядок учета мнения Совета обучающихся, Совета родителей при принятии локальных нормативных актов и выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося
  • Правила внутреннего распорядка обучающихся


скачать: Положения для Школы
75 положений пакетом и поштучно. Дата обновления: 05.10.2020 г.
Также, необходимо разработать и использовать в работе положения о пожарной безопасности в школе, о пропускном режиме и бракеражной комиссии, осуществляющей проверку качества питания в школьной столовой.

Рекомендуем перейти к разделам:
Должностные инструкции в школе

1. Локальный нормативный акт образовательного учреждения — это документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления (должностным лицом) образовательной организации и регулирующий трудовые, образовательные и иные отношения в рамках данной образовательной организации.

Следует учитывать, что нормативными признаются такие документы, которые устанавливают, изменяют или отменяют правила поведения. Поэтому, если в локальном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) просто повторяются нормы, которые уже закреплены в Трудовом кодексе РФ, то такой документ не является локальным нормативным актом (по сути — это какой-то информационный бюллетень).

Другой пример — правила приёма обучающихся. Этот локальный нормативный акт обязателен для всех типов образовательных организаций. Однако не нужно копировать министерские документы. В правилах приёма в конкретное образовательное учреждение нужно регулировать те моменты, которые не затронуты федеральным нормативным правовым актом (например, отношения по приёму на обучение по дополнительным образовательным программам или регламент предоставления документов: кому, в какие часы, в какой кабинет и т. д.).

Часто встречается вопрос: нужно ли перечень локальных нормативных актов закреплять в уставе образовательного учреждения? Такое требование в российском законодательстве отсутствует и решение по этому вопросу руководитель принимает самостоятельно. Вместо поименованного перечня, целесообразно закрепить в уставе виды локальных нормативных актов, которые могут быть приняты в образовательном учреждении (положение, инструкция, приказ и т. п.).

2. В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании) локальные нормативные акты должны соответствовать:
– Конституции Российской Федерации;
– Закону об образовании;
– другим федеральным законам;
– иным нормативным правовым актам РФ (постановлениям Правительства, приказам Минобразования и др.);
– законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 частью 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при разработке локальных нормативных актов необходимо руководствоваться муниципальными актам, принятыми в сфере образования.

3. Локальные нормативные акты не только регулируют деятельность образовательной организации, но и являются способом оценки деятельности конкретного учреждения контролирующими органами. Например, Минобрнауки в одном из своих писем указало, что критерием готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения.

В соответствии с требованиями ст. 29 Закона об образовании копии локальных нормативных актов необходимо разместить на официальном сайте образовательного учреждения. При этом действует презумпция достоверности и актуальности выложенных на сайте документов. Таким образом, органы, осуществляющие контроль (надзор) в отношении образовательной организации, имеют возможность в любой момент ознакомиться не только с перечнем локальных нормативных актов, действующих в учреждении, но и с их содержанием. В результате такой проверки контролирующий орган может инициировать внеплановую проверку образовательной организации.

4. Локальные нормативные акты принимаются органами управления (общим собранием, директором, педагогическим советом и др.) в соответствии с уставом учреждения. Чаще всего используют четыре варианта наделения локального акта юридической силой:
– приказ руководителя;
– приказ руководителя + мнение коллегиального органа управления;
– приказ руководителя + согласие коллегиального органа управления;
– принятие коллегиальным органом управления.

5. Основные правовые нормы, которые регулируют локальное нормотворчество:
– статья 30 Закона об образовании;
– статья 8 Трудового кодекса РФ.

6. Для любой организации необходима система локальных нормативных актов (определённая иерархия), т. е. документы не должны противоречить и дублировать друг друга.

7. Российское законодательство не устанавливает перечень локальных нормативных актов, обязательных (или разрешённых) для той или иной организации. Однако законом могут быть установлены пределы регулирования (например, недопустимость ухудшения положения работников по сравнению с требованиями Трудового кодекса РФ).

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке перечня необходимых локальных нормативных актов? Принцип, предусмотренный Законом об образовании такой: если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона, то необходимо принять соответствующий локальный нормативный акт. Например, одна из норм статьи 14 Закона об образовании предусматривает возможность получения образования на иностранном языке в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Если учреждение не собирается использовать данную возможность, то и необходимость локального регулирования отсутствует. Подобные нормы имеются в статьях 26, 27, 33, 34, 38, 47, 54 и др. Закона об образовании.

Локальное нормотворчество связано с компетенцией, обязанностями и правами образовательной организации. Поэтому желательно разработать локальные нормативные акты исходя из положений статьи 28 Закона об образовании. Например, пункт 10.1 части 3 статьи 28 относит к компетенции образовательной организации поощрение обучающихся. Реализуя эту норму, целесообразно принять соответствующий локальный нормативный акт (например, положение).

Минобрнауки России рекомендует (письмо от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17) принять локальные нормативные акты, которые, в частности, регламентируют:
1) правила приёма обучающихся;
2) режим занятий обучающихся;
3) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
4) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
5) организацию питания обучающихся и работников образовательной организации;
6) требования к одежде обучающихся;
7) деятельность общественных объединений учащихся, родителей (законных представителей), осуществляемой в образовательной организации и не запрещённой законодательством Российской Федерации;
8) порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;
9) основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;
10) порядок и формы проведения итоговой аттестации (не государственной, а, например, по дополнительным общеобразовательным программам);
11) ведение официального сайта образовательной организации;
12) внутренний распорядок обучающихся;
13) образец справки об обучении или о периоде обучения;
14) образец и порядок выдачи документов об обучении по образовательным программам, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации;
15) порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами ФГОС, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги;
16) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы
17) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
18) зачёт результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (актуально для сетевой формы реализации образовательных программ);
19) пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
20) доступ педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности;
21) пользование педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации;
22) перечень факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

В другом письме (от 12 мая 2011 года № 03-296) Минобрнауки России предлагает принять следующие локальные нормативные акты:
1) положение о группе продлённого дня («школе полного дня»);
2) приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей);
3) положение об организации и проведении публичного отчёта образовательного учреждения;
4) положение об учебном кабинете;
5) положение об информационно-библиотечном центре;
6) положение о культурно-досуговом центре;
7) положение о физкультурно-оздоровительном центре;
8) должностные инструкции работников образовательного учреждения.

При разработке перечня локальных нормативных актов необходимо принимать во внимание нормы ФГОСов. Так, стандарты содержат требования к материально-техническому обеспечению. Поэтому желательно утвердить перечень средств обучения для реализации образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.

Трудовой кодекс РФ, в отличие от образовательного законодательства, содержит небольшой перечень необходимых локальных нормативных актов (при этом наличие некоторых документов подразумевается):
1) правила внутреннего трудового распорядка;
2) инструкции по охране труда;
3) положение о персональных данных;
4) штатное расписание;
5) график отпусков;
6) положение об оплате труда.

Необходимость принятия локальны нормативных актов может быть обусловлена нормативными правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные ни трудовые отношения. Например, Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» требует сформировать и утвердить учётную политику организации; в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» необходимо разработать политику в отношении обработки персональных данных (это необходимо сделать, например, в том случае, когда на сайте образовательной организации размещена форма регистрации или запрашиваются какие-либо данные посетителя сайта); Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает на все организации обязанность разработать меры по предупреждению коррупции, Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена необходимость принятия положения о контрактном управляющем и т. д.

8. Принятие локального нормативного акта требует предварительной подготовки: необходимо продумать структуру документа (цель, мотивы принятия; круг лиц, на которые распространяется нормативный акт; требования; основания требований и др.), нужно предусмотреть последствия принятия акта, учитывая особенности коллектива и отдельных работников, предстоящие расходы, связанные с исполнением акта и т. п.

9. Очень важно, чтобы язык локального акта был понятен работникам организации с различным уровнем образования. В большинстве случаев нормативный акт должен быть написан как бы для 16-летнего подростка: просто, ясно, с минимумом специальных терминов, соответствовать правилам формальной логики.

10. Вносить в локальный нормативный акт какие-либо изменения имеет право только принявший этот акт орган. Например, директор не вправе изменить документ, принятый (разумеется, в рамках своей компетенции) общим собранием коллектива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *