Охрана здоровья здоровых

Охрана здоровья здоровых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 347.45/.47

Д.А.Мусабирова

к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса

Набережночелнинского института КФУ г. Набережные Челны, Российская Федерация

Ф.Ф.Миннуллина магистр 2го года обучения кафедры гражданского права и гражданского процесса Набережночелнинского института КФУ г. Набережные Челны, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Особую группу защищаемых, в том числе и гражданским правом, прав гражданина образуют личные неимущественные права, среди которых центральное место занимает право гражданина на жизнь и охрану его здоровья (п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 41 Конституции РФ ). В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) законодатель попытался закрепить основы правового механизма защиты жизни и здоровья граждан, в том числе в договорных и внедоговорных отношениях.

В последние годы возросло количество судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел в отношении медицинских работников. Так, по данным, полученным от руководства Санкт -Петербургского городского бюро судебно-медицинской экспертизы, число экспертиз, связанных с претензиями к качеству лечения, в период с 2010 по 2013 г. возросло в два раза . Но большинство (64%) возбужденных уголовных дел о преступно-ненадлежащем оказании медицинской помощи прекращаются в связи с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния. Сами же врачебные ошибки не обсуждаются, не учитываются, не ведется официальная статистика. На телевидении же лишь иногда обсуждаются отдельные случаи гибели пациентов, когда возбуждаются уголовные дела . Следовательно, оценить реальный масштаб нарушений прав пациентов при оказании им даже платных медицинских услуг не представляется возможным.

Кстати, практически все исследования в сфере защиты прав субъектов в рассматриваемых отношениях, можно именовать «односторонними», ввиду явной их направленности на охрану интересов лишь одного лица — потребителя услуги. Между тем, иные субъекты в этой сфере — медицинские работники, медицинские организации, страховые фирмы и иные возможные субъекты — выпадают из поля теоретического осмысления, несмотря на то, что их интересы также могут быть ущемлены, ведь в процессе оказания медицинской помощи медицинские работники постоянно находятся в ситуации риска, когда по тем или иным причинам может наступить неблагоприятный исход медицинского вмешательства.

Ко всему прочему, они не наделены и теми преференциями, которые содержатся в «потребительском» законодательстве и автоматически ставят пациента в более защищенное положение.

Анализируя Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , а также иные действующие законы и подзаконные акты, можно прийти к выводу о том, что медицинские работники могут быть объединены в две основные группы — врачи и средние медицинские работники. Под врачом следует понимать лицо, получившее высшее медицинское образование, а также прошедшее послевузовскую медицинскую подготовку, имеющее сертификат специалиста. К средним медицинским работникам относятся лица, получившие среднее медицинское образование, имеющие сертификат специалиста.

Кроме вышеназванных терминов, в законодательстве употребляются и другие: фармацевт, провизор, медицинский работник — индивидуальный предприниматель, частнопрактикующий врач, целитель, лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, младший медицинский персонал и, наконец, работник здравоохранения. Все эти категории лиц медицинскими

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

работниками в строгом смысле слова не являются .

По смыслу ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» к медицинским же организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Представляется, что медицинские организации не вошедшие в вышеуказанный реестр также могут осуществлять помощь по рассматриваемому договору, а само определение можно использовать и для целей определения круга медицинских организаций вообще.

Следует отметить, что ранее все медицинские организации именовались единым названием «медицинское учреждение», которое, как не раз указывалось в специальной литературе юридически некорректно: «Раскрывая данное определение, законодатель обозначает этим термином таких субъектов страховых медицинских правоотношений, которые ни в правовом, ни в обыденном смысле не могут именоваться учреждениями» .

Однако наиболее правильным было бы использовать в качестве определения данного субъекта правоотношений термин «исполнитель медицинской услуги», который охватывает всех лиц, оказывающих медицинскую помощь. Исполнитель медицинской услуги — это лицензированное и аккредитованное в установленном законом порядке юридическое лицо любой организационно-правовой формы, а также физическое лицо, занимающееся частной медицинской практикой, прошедшее процедуру лицензирования и имеющее сертификат, подтверждающий право заниматься определенным видом медицинской практики или медицинский работник, имеющий диплом о медицинском образовании и осуществляющий медицинскую помощь на основе трудовых отношений. Порядок лицензирования утверждается при этом в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» .

Однако в любом случае нужно помнить, что специфической характеристикой трудовой деятельности медицинских работников является тот факт, что она не может быть полностью определена нормами трудового права, так как медицинский работник в процессе оказания медицинских услуг опирается в том числе и на морально-этические нормы и сложившийся статус пациента.

Эта же особенность играет высокую роль еще в одном аспекте: медработник обязан оказать квалифицированную помощь в так называемых экстренных случаях. По такому основанию необходимо отметить следующее: в случаях, когда не оказание медицинской услуги угрожает жизни гражданина, не допустим односторонний отказ от исполнения договора оказания медицинских услуг исполнителем, даже при условии полного возмещения заказчику убытков, предусмотренного п. 2 ст. 782 ГК РФ. Вместе с тем, кто должен нести расходы, связанные с оказанием такой помощи работниками клиники, не работающей по системе обязательного медицинского страхования? Представляется, что при таком раскладе любой субъект медицинской деятельности имеет право на получение соответствующих средств из бюджета, как исполнитель части программы ОМС. Однако алгоритм такой операции не прописан ни в одном их правовых актов.

Наиболее же существенной загвоздкой в работе, что подтверждает и судебная практика, является правило абз. 2 п. 3 ст. 1064 ГК РФ диспозитивного характера, которое изначально рассматривает вред как результат противоправного поведения. Это значит, что подобная ситуация может повлечь необоснованные претензии пациентов, которым вред причинен правомерными врачебными действиями. Умаление здоровья может быть вызвано таким лечением, в котором упрекнуть врача нельзя, ведь, как сложно доказать бездействие врача, также вполне безосновательны, но не доказуемы могут быть и претензии пациентов.

Так, в последнее время, когда красота возведена в культ, а внешняя привлекательность становится непременным атрибутом успеха, медицинские услуги по изменению внешнего вида человека (пластические операции) приобрели большую распространенность.

Основными причинами обращения людей в клинику для проведения пластических операций можно

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

считать: борьбу с возрастными изменениями; восстановление фигуры после родов; комплексы по поводу своей внешности; реконструктивную хирургию; эстетическую операцию по медицинским показаниям. Однако после любой пластической операции возможен ряд осложнений, таких как: аллергия, повторные кровоизлияния, рубцевание, инфекции, местный паралич или нарушение осязательной функции, затруднение дыхания после ринопластики, видимые физические асимметрии, временная глухота и длительное заживание ран, вызванное нарушением циркуляции крови; некроз (омертвение кожи) и даже смерть пациента .

Очень часто ожидания пациентов попросту не соответствуют увиденному в итоге результату. В этом отношении, пластические операции — это тот вид деятельности, результат которого можно увидеть «налицо» и оценить который, по мнению пациентов, может любой. Между тем, пластическая хирургия не дает стопроцентной гарантии на итоги конкретной операции, а положительный эффект с медицинской точки зрения может присутствовать и там, где пациент совершенно не доволен проведенными манипуляциями.

Это значит буквально следующее: даже если экспертизой будет констатировано несоответствие ожидаемого эстетического эффекта его фактическому, но связанность и обусловленность данного результата медицинскими манипуляциями не свидетельствует о наличии причинной связи, требуемой для возмещения вреда, вред здоровью в результате медицинских манипуляций считается не причинным .

Здесь правда следует учитывать и следующий факт: при проведении экспертизы в определённой области, в данном случае — пластической хирургии — эксперт, осуществляющий оценку оказанной услуги, должен быть профессионалом именно в этой сфере .

Важно иметь в виду, что Постановление Пленума Верховного Суда РФ 28 июня 2012 г. № 17 фактически узаконило потребительский экстремизм в медицине. Такая позиция обосновывается в литературе тем, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, теперь лежит на клинике .

Но зачастую эффект лечения не достигается ввиду халатного отношения к своему здоровью самого пациента, который, вопреки предписаниям врача не принимает прописанные лекарственные средства, не придерживается диеты, не воздерживается от вредных привычек, и т.д.

Вот лишь несколько подобных примеров из судебной практики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Больной Ф., 35 лет, поступил в клиническую больницу с обострением хронического гастрита. После обследования ему было назначено соответствующее лечение и диета. Через неделю больной был выписан в хорошем состоянии с рекомендациями продолжить назначенное лечение и придерживаться соответствующей щадящей диеты. После выписки больной Ф. диеты не придерживался, лекарства принимал нерегулярно, в течение 3-х дней злоупотреблял спиртными напитками, в результате чего спустя 4 дня после выписки он вновь поступил в больницу с тяжелым обострением гастрита. Ф. подал исковое заявление о взыскании убытков и морального вреда, возникших в связи с некачественно проведенным лечением, в котором ему было отказано на том основании, что ухудшение здоровья после выписки произошло исключительно по его вине, а в действиях медработников нарушений не было выявлено.

По другому делу, ответчик настаивал, что медицинская услуга истцу не была оказана до конца, поскольку в течение гарантийного срока, составляющего один год, истцу необходимо было являться к лечащему врачу для проведения возможной коррекции зубных протезов, а также на профилактическое обследование каждые 6 месяцев с даты окончания лечения, что истцом выполнено не было. Работы были выполнены ответчиками надлежащим образом, тогда как истец не выполнила требования пунктов 2.2.3., 2.4.1., 2.4.2. договора, процесс изготовления зубных протезов истцу проходил в несколько этапов, включая наблюдение после их установки. С момента изготовления и установки протезов истец прибыла на коррекцию только один раз 31 мая 2013 г., на указанную дату у нее не было претензий к ответчикам по качеству работ .

В некоторых случаях вред может быть вызван и тем, что пациент игнорирует мнение врача о необходимости комплексного лечения, отсутствие которого может не привести к ожидаемому результату. Так, по одному из дел судом было установлено следующее: «проведенное Сабировой М.М. в ООО «Дентал Форте Элит» лечение являлось одним из этапов выполнения согласованного комплексного плана ее лечения. Чрезмерная нагрузка на конструкцию при отсутствии протезов в жевательном сегменте, установление

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

которых неоднократно рекомендовались Сабировой М.М. (и она отказалась), привела к сколу на несъемной конструкции, изготовленной из оксида циркония» . Суд, на этом основании, отказал истице в удовлетворении требований.

Удивительно, что осложнения могут быть связаны еще и с тем, что пациент «забывает» предупредить врача о наличии определенных заболеваний. По одному разбирательству, в частности, было установлено следующее: истице медицинские услуги оказаны в ООО «Здоровье+» качественно, между оказанными медицинскими услугами и дальнейшем обострением заболевания истицы, ухудшения ее зрения причинная связь отсутствует, это обусловлено основным ее заболеванием «Диабетическая ретинопатия. Диабетический макулярный отек обоих глаз», о которой изначально пациент не сообщил .

Какой же взгляд со стороны гражданского права можно выявить по этой проблеме? Касательно обязанностей пациента выполнять рекомендации и предписания врача следует отметить следующее: глава 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не содержит детализации норм по отношению к разного рода услугам. В этом смысле можно сказать, что у заказчика-пациента есть «общегражданские» обязанности, характерные для любого вида заказчиков (согласовать план оказания услуг, сроки, принять выполненные услуги, заявлять о недостатках и пр.) и специфические, характерные только для медицинских услуг. О последних в рамках существования патерналистской модели отношений между врачом и пациентом долгое время вообще не говорилось: считалось, что у пациента как таковых обязанностей нет. И только в ФЗ № 323-ФЗ появилась ст. 27 «Обязанности пациента», к числу которых следует относить: заботу о своем здоровье; прохождение медицинских осмотров в случаях, предусмотренных в законе; соблюдение режима лечения и правил поведения пациента в медицинской организации.

Последнее возложение кардинальным образом меняет систему взаимоотношений между врачом и пациентом на партнерскую — когда у каждой из сторон есть свой комплекс прав и обязанностей, а также своя сфера ответственности (т.е. ответственность за ненаступление результата медицинской услуги впервые законодательно делится между заказчиком и исполнителем).

Иначе говоря, если пациент явно злоупотребляет алкоголем, курением, не занимается спортом (хотя бы физкультурой), сознательно употребляет в пищу вредные продукты, не соблюдает назначения врача и нарушает правила поведения в медицинской организации, он нарушает, не выполняет возложенные на него законом обязанности. Крайне важно продублировать данные обязанности в договоре с пациентом .

Если говорить о таком факторе, как наличие или выявление биологических особенностей организма, которые препятствовали наступлению запланированного результата, то данные обстоятельства можно рассматривать как форс-мажорные, поскольку об этих изменениях, состояниях, заболеваниях потребитель -пациент не сообщает, и часто даже не знает о них в момент получения услуг. Данные последствия возникают помимо воли сторон, часто не могут быть предотвращены ими, но прямо и непосредственно влияют на прогнозируемый результат медицинской услуги.

Мысль о том, что при перечисленных обстоятельствах услуга не должна признаваться некачественной (и, соответственно, исполнитель не несет гражданско-правовой ответственности), подтверждается двумя нормами действующего законодательства: ч. 4 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 1098 ГК РФ, где законодатель определил, что исполнитель освобождается от ответственности за некачественный результат услуг, а также за наступление вреда при оказании медицинских услуг, если ненаступление запланированного результата вызвано нарушением правил эксплуатации результата услуг (в нашей ситуации — это как раз несоблюдение рекомендаций врача) либо форс-мажорными обстоятельствами.

Именно терапевтическое сотрудничество часто и является камнем преткновения между медицинским работником и пациентом. Если оно не установлено в результате злоупотребления пациентом своих прав (а мы рассматриваем именно эту ситуацию), то врач лишен законодательной возможности на отказ от оказания помощи. Конечно, при злоупотреблении пациентом своими правами позиция врача как гражданина, человека и специалиста становится уязвимой во всех отношениях и слабо защищенной. Ссылка на то, что в дальнейшем медицинский работник в порядке гражданского судопроизводства (а при наличии признаков

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

состава преступления — в уголовном порядке) может подать иск на пациента о компенсации нанесенного морального вреда, практически никогда не реализуется.

В этом плане необходимо внести изменения в действующее законодательство в соответствии с критериями, установленными в Этическом кодекса российского врача — врачу следует предоставить право отказаться от работы с пациентом, если: чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи; данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача; врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество. При этом в обязательном порядке врач должен перепоручить (перенаправить) пациента другому специалисту.

Одновременно с данным нововведением, которое добавило определенности в перечень обязанностей заказчика-пациента, ФЗ № 323-ФЗ породил и ряд вопросов, вносящих сумятицу в данный вопрос. Названный Закон содержит всего одну статью — 84, прямо и непосредственно посвященную порядку оказания платных медицинских услуг. В п. 4 данной статьи законодатель определил, что пациент при получении платной медицинской услуги имеет право получить ее в объеме, определенном стандартом оказания медицинской помощи, в объеме большем, чем это предусмотрено стандартом, а также в виде отдельных медицинских манипуляций. Так, ставя целью избавить пациентов-потребителей от навязывания непоказанных медицинских услуг, законодатель породил новую проблему: в человеческом организме все процессы взаимосвязаны, не существует абсолютно изолированных друг от друга заболеваний и состояний -определить план лечения, результатом которого стало бы улучшение качества жизни пациента — может только специалист; кроме того, порой для того, чтобы поставить диагноз и назначить лечение, врачу необходимы результаты ряда диагностических процедур, от которых согласно данной статье пациент имеет право отказаться. Как в этой связи можно возлагать на врачей и клиники ответственность за ненаступление запланированного результата и, более того, наступление вреда здоровью, если исполнитель не может влиять на объем оказанной услуги, не ясно .

Все сказанное актуально и ввиду следующего: договор оказания медицинских услуг признают публичным, а значит стоимость услуг по нему в сходных случаях должна быть одинаковой. Но при первом осмотре врач не всегда точно может прийти к мнению о всех особенностях заболевания больного и назначить верное лечение с четко установленной стоимостью. Для этого и необходимы диагностические процедуры, отказ пациента от которых минутное дело. Что же делать в дальнейшем, если выяснятся обстоятельства, существенно усложняющие и повышающие стоимость услуги? Следовательно, медорганизация может быть вынуждена нести убытки.

Единственный здесь приемлемый выход — в договоре прописать условие о том, что пациент предупрежден о том, что, возможно, понадобятся дополнительные методы диагностики и лечения с соответствующей оплатой. Правда, это условие с легкостью может быть оспорено потребителем в суде на основании ст. 16 Закона «О защите прав потребителей». Таким образом, медорганизация ставится действующим законом в положение между «молотом и наковальней», реально не предоставляя ни одной возможности для защиты.

Медицинское учреждение вправе не приступать к оказанию услуг в случаях, когда имеет место нарушение пациентом своих обязанностей по договору, которое препятствует исполнению учреждением договора (статьи 328 и 719 ГК РФ). Например, речь может идти о ситуациях, когда пациент не предоставляет результаты исследований, которые должны быть выполнены в другом медицинском учреждении или не принял необходимые меры по подготовке к процедуре и т.д. Если же обусловленное договором исполнение пациентом своих обязанностей не произведено в установленный срок, медицинское учреждение вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

Негативные последствия в ряде ситуаций могут быть связаны и с незаконной деятельностью третьих лиц. В частности, фальсифицированные лекарства даже при правильно назначенном решении, не только не принесут предполагаемого излечения, а могут напрямую представлять риск для жизни и здоровья людей .

Суммируя результаты проведенного анализа основных проблем в этой сфере, следует констатировать,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 2410-6070

что действующее законодательство содержит множество дискуссионных моментов не только в части правовой регламентации защиты прав пациентов, но и при осуществлении профессиональной деятельности медицинскими организациями.

Список использованной литературы:

3. Саранцев К.А. Медицинский риск как разновидность обоснованного риска и особенности его оценки при расследовании преступно-ненадлежащего оказания медицинской помощи / К.А. Саранцев // Российский следователь. — 2013. — № 3. — С. 10 — 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»): постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 17. — Ст. 1965.

9. Апелляционное определение Омского областного суда от 14 января 2015 г. // СПС «Консультант Плюс».

10. Апелляционное определение Тюменского областного суда от 19 марта 2012 г. // СПС «Консультант Плюс».

12. Апелляционное определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. // СПС «Консультант Плюс».

13. Решение Набережночелнинского городского суда от 29 мая 2014 г. // СПС «Консультант Плюс».

14. Решение Набережночелнинского городского суда от 14 мая 2014 г. // СПС «Консультант Плюс».

© Мусабирова Д.А., Миннуллина Ф.Ф., 2015

УДК 34

С.Б. Мякинина

К.с.н., доцент

Институт социально-гуманитарного образования Московского Педагогического Государственного Университета, г. Москва, РФ

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Вот уже два года в России действует новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон), впервые определивший правовые основы инклюзивного образования. Эта

Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 113 «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»

В целях обеспечения системного подхода в решении проблемы сохранения, укрепления и восстановления здоровья приказываю:

Утвердить Концепцию охраны здоровья здоровых в Российской Федерации (приложение)

Министр

Ю.Л.Шевченко

Приложение

к приказу Минздрава РФ

от 21 марта 2003 г. N 113

Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации

1. Введение в проблему. Обоснование необходимости разработки концепции

Анализ состояния проблемы охраны здоровья здоровых в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей.

Ожидание высокой эффективности реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации основано на международном опыте внедрения профилактических программ и разработок, экономический эффект которых по данным ВОЗ достигает соотношения 1:8.

Экономическая целесообразность внедрения концепции определяется также методологией оздоровительных мероприятий, основанной на преимущественном применении немедикаментозных технологий и ограничении приема лекарств, высокие цены на которые делают их малодоступными для большей части населения.

Потребность в разработке данной концепции вызвана также низким уровнем развития культуры здоровья у населения и сохраняющимся в обществе потребительским отношением к здоровью. Нет личной ответственности в части его сохранения и укрепления у каждого конкретного индивида, низки гигиенические навыки. Остается высоким уровень загрязнения окружающей природной среды. Медленно улучшается санитарное состояние городов и населенных пунктов, их благоустройство.

Неудовлетворительно выполняются мероприятия, направленные на охрану здоровья работающих граждан. Не налажено полноценное обеспечение населения доброкачественными пищевыми продуктами и питьевой водой.

В последние 25-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).

Недостаточное внимание уделяется развитию системы общественного здравоохранения, физической культуры и спорта, образованию в области формирования культуры здоровья.

Идея создания массовой национальной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на образ жизни, на оперативный контроль за резервами здоровья, на формирование экономической ценности здоровья, на систему самооздоровления и эффективного применения здоровьесберегающих технологий — находится вне фокуса государственной политической доминанты.

Таким образом, потребность в разработке концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации определяется следующими основными обстоятельствами:

— необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;

— необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;

— признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

— необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

— приданием здоровью полисистемного свойства, включающего: человека развивающегося, как источника интеллектуальных ресурсов нации; экономику как структуру реализации благополучия нации; экологию как совокупность необходимых физических и химических условий окружающей среды; социальную политику как механизм регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека.

— необходимостью формирования культуры здоровья, раскрытия механизмов сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе индивидуального развития и реализации потенциала человека с учетом генетических, физиологических, психологических, интеллектуальных, генеративных функций.

Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации, как абсолютно здоровых людей (5-7%), так и имеющих 1-2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55-70%). Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих. Настоящая концепция концентрирует и развивает указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, определяет основные направления развития экспресс-диагностики уровней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий.

Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны и укрепления здоровья здорового населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федераций, органов местного самоуправления, организаций и самих граждан.

2. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации (далее именуется Концепция) является создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.

Основными задачами Концепции являются:

— разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

— укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс диагностики и комплексных оздоровительных технологий с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;

— развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;

— увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;

— определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;

— обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.

3. Основные принципы реализации Концепции

В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:

— доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;

— приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения;

— непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;

— ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;

— реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;

— направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком потенциала здоровья;

— консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;

— многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;

— единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений;

— единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

4. Основные направления деятельности в области охраны здоровья здорового человека

Стратегия в области охраны здоровья здорового человека предусматривает право человека на здоровье, системное развитие здравоохранения, развитие межотраслевого сотрудничества в формировании и реализации потенциала здоровья человека.

Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия.

Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности, качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге:

— потребность к более здоровому образу жизни;

— культурный, социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья;

— профессионализм работающих;

— взаимодействие граждан с работодателями, страховыми компаниями и государственными структурами.

Приоритетными направлениями реализации Концепции в области стратегии являются:

— создание всеми доступными информационными, административными, финансовыми, правовыми средствами социально-нравственной доминанты в индивидуальном, коллективном сознании на ценность здоровья как национальную черту, как на личную ответственность перед собой, семьей и государством. Объектом воздействия является индивидуальное сознание, особенности ведущих черт личности, моральные ценности, групповые пристрастия, здоровые мотивы и потребности, родительская любовь, стремление к самодостаточности, здоровый эгоцентризм, традиции, обычаи, ритуалы, привычки, патриотический менталитет в образе жизни цивилизованной страны;

— поддержание творческой и трудовой активности как нормативной силы общества;

— организация культуры образа жизни для воспроизводства здоровья;

— поддержание социального статуса семьи как источника сохранения генофонда;

— приоритетность в сохранении профессионализма как результат здоровья;

— создание программ «здоровье нации» путем приоритетов страховой, налоговой политики, экономического регулирования финансового обеспечения образования, медицины, культуры.

В экономике:

— придание здоровью ценности человека в достижении экономических целей, поставленных работодателями. Здоровый человек как экономическая единица — это высокая работоспособность, психическая выносливость, социальная устремленность к исполнению профессиональных обязанностей. Здоровье — это природная база профессионального долголетия, которая напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям профессии, от уровня научно-обоснованных норм труда, поддерживающих психофизиологический потенциал и способности к конкретному виду труда.

Основное содержание экономической политики — работодатель и наемный рабочий в равной степени несут ответственность за здоровье, только работодатель больше за общественное здоровье, а наемный рабочий — за индивидуальное.

В области восстановительной и профилактической медицины:

Субъектом становится преимущественно не больной, а здоровый человек. В условиях рыночной экономики восстановительная и профилактическая медицина приобретает статус производственной отрасли, т.е. ее функция — воспроизводство трудового ресурса нации, развития здоровья, профессионального долголетия, безопасности труда, уменьшения потока больных. В случае снижения функциональных резервов приоритетными становятся: ранняя диагностика текущего состояния и уровней здоровья, комплексное и эффективное оздоровление и полное восстановление трудоспособности человека.

Концепция направлена на все слои населения и включает следующие приоритеты:

— Обеспечение здоровья детей: новорожденных, детей младшего и школьного возраста, что обеспечит им более здоровое начало жизни. Риск развития врожденных аномалий у детей на четверть обусловлены генетическими отклонениями и условиями среды, важным фактором становится злоупотребление матери алкоголем и наркотиками. Основными причинами смерти детей первого года жизни являются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде и врожденные аномалии. Среди детей старше 1 года — болезни органов дыхания, в т.ч. пневмонии, внешние причины. Смерть от внешних причин во многом зависит от социального статуса семьи, образа жизни родителей. Кроме того, от образа жизни зависит потенциальная опасность ВИЧ-инфицирования и наркотической зависимости новорожденного.

— Здоровье молодежи. Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность. Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого наиболее значимо: грамотное планирование семьи, включая предотвращение нежелательной беременности, обеспечение безопасного материнства, профилактика детской инвалидности.

— Укрепление здоровья работоспособного населения. Значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия, отравлений и травм, основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения). Именно в этом возрасте разница в смертности российского населения и населения развитых стран максимальна.

— Сохранение здоровья в пожилом возрасте. Люди в возрасте старше 60 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе. Для пожилых людей особую значимость представляет увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности, в таком состоянии здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и свое место в обществе.

Важным направлением в реализации Концепции является совершенствование законодательства Российской Федерации.

Законодательного обеспечения требует экономическая стратегия, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Законодательством должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.

Назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и организационных, преобразований в системе здравоохранения с целью проведения предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний. В этой связи приоритетным направлением реализации концепции является создание соответствующей службы в системе здравоохранении, включая все необходимые ее составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, ресурсные обеспечения, подготовку кадров, порядок финансирования, взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями. Основным социальным механизмом, обеспечивающим успех охраны здоровья является нормативно-правовая база в области охраны здоровья. Созидательная суть законов, норм, прав регламентирующих, охрану здоровья работающих граждан, основывается на принципах медицины труда и сводится к формированию у работодателя отношения к здоровью работника как экономическому механизму повышения результативности и качества труда, снижению затрат на лечение и штрафы за нарушение стандартов охраны здоровья, которые должны предусматривать:

— стандарты к профессиональному здоровью работника (в первую очередь, для профессий с особо вредными условиями, для опасных профессий);

— стандарты, нормативы к условиям труда, средствам труда, среде обитания, регулирующие взаимоотношения наемного работника с работодателями;

— закон, определяющий правовые взаимодействия работодателя для любого вида собственности и работника в случае утраты здоровья, полученного увечья, болезни, в том числе экологически обусловленной;

— отбор лиц, работающих во вредных и опасных профессиях, нормативный уровень их обеспечения техническими средствами защиты, жизнеобеспечения, спасения.

5. Механизм реализации Концепции

Реализация стратегии охраны здоровья здорового человека может быть достигнута путем:

— создания здоровой и безопасной экологической среды дома и на работе;

— обеспечения более здорового образа жизни;

— уменьшения ущерба, причиняемого употреблением алкоголя, табакокурением, вызывающими зависимость средствами;

— создания методологии формирования установки населения на здоровье как высшую ценность;

— разработки и внедрения системы самооценки уровня здоровья и самооздоровления человека;

— определение и использование психофизиологических, интеллектуальных возможностей человека выбранной профессии, требованиям которые предъявляют условия и характер труда;

— формирования сети Центров здоровья, кабинетов оздоровления в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе в Центрах, отделениях, кабинетах медицинской профилактики и санаторно-курортных учреждениях, в учебных заведениях, в организациях;

— совершенствования информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции;

— внедрения современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирование по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры в обществе в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения;

— создания условий для духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала;

— формирования у молодежи активной жизненной позиции, реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации;

— проведения добровольной массовой аппаратурной скрининг-диагностики для определения уровня здоровья, оценки функциональных резервов, выявления скрытой патологии в учебных заведениях, на производстве, турбазах, пансионатах, домах отдыха, санаториях, в местах массового отдыха населения;

— разработки учебно-образовательных программ о здоровье для телевидения, популярных кинофильмов, компакт-дисков, конкурсов здоровья и т.д.;

— создания аудио-визуальных образов — матриц аудио- и видео клипов, постеров, плакатов и другой рекламной и пропагандистской продукции, формирующей в массовом сознании установки на идеал здорового человека, стандарт здоровья, формирование культуры здоровья, выполнение оздоровительных программ, здоровый образ жизни;

— формирования всеми доступными средствами рекламы и пропаганды (телевидение, радио, печатные средства массовой информации, носители наружной рекламы, рекламная и пропагандистская полиграфическая продукция) мотивации на идеал здорового человека;

— разработки образовательного стандарта и подготовки медицинского персонала по охране здоровья здоровых, а также разработка учебно-методических пособий для общеобразовательных учебных заведений по укреплению здоровья, здоровому образу жизни, профилактике социально значимых заболеваний, отказа от вредных привычек;

— разработки средств оперативного медицинского контроля за лицами, занимающимися спортом, участвующими в физкультурно-оздоровительных программах на предприятиях, в коммерческих структурах, в сочетании с информационным межведомственным обеспечением;

— взаимодействия о структурами медицинского и социального страхования и внедрения системы страхования здоровья («ренты-здоровья»);

— обеспечения качества и безопасности продуктов, улучшения структуры питания;

— формирования потребности к природным здоровьесберегающим технологиям, организации здорового досуга и оздоровительных клубов по интересам, развития системы физической культуры и оздоровительного туризма;

— формирования средств и методов развития духовного здоровья;

— создания паспорта здоровья человека, включающего риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов соматического, биоэнергетического и психологического статуса, степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья;

— проведения мониторинга здоровья для создание банка данных о динамике индивидуального и популяционного здоровья, получение оперативных, долгосрочных данных о психическом и физическом состоянии нации, ее интеллектуальном психофизиологическом потенциале и духовной ориентации;

— разработки и обоснования корригирующих технологий омоложения и активного долголетия;

— разработки и внедрения методологии оценки экологической нагрузки на человека дома и на работе, разработки технологий оптимизации экологической обстановки, определения суммарной экологической нагрузки на рабочем месте, по дороге на работу и с работы, в быту (вода, воздух, продукты питания);

— внедрения развлекательно-оздоровительных технологий в сфере детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития.

Стратегической основой в методологии Концепции является индивидуальный подход к оценке и коррекции здоровья человеку пока он здоров и в наибольшей мере способен к реализации своего физического и интеллектуального потенциала.

Для реализации Концепции с учетом межотраслевого участия и ответственности за охрану и укрепление здоровья здоровых должно обеспечиваться управление преобразованиями и регулирование в интересах здорового населения необходимо:

— обеспечение информационной поддержки по вопросам сохранения, формирования, укрепления и восстановления здоровья;

— привлечение партнеров по деятельности в интересах здоровья здоровых на всех уровнях: человек, семья, школа, место работы, населенный пункт, регион, государство;

— принятие и проведение в жизнь политики и стратегии по охране и укреплению здоровья здоровых.

Приоритетными направлениями в области научных исследований должны стать:

— формирование стратегии охраны и укрепления здоровья населения, разработка научных основ реализации индивидуального потенциала здоровья человека на протяжении жизни как основы предупреждения заболеваний;

— получение на основе фундаментальных исследований новых и углубление имеющихся знаний о здоровом и больном организме человека, его жизнедеятельности и индивидуальных механизмов адаптации к условиям окружающей физической и социальной среды;

— разработка новых методов экспресс-диагностики и коррекции сниженных резервов организма, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека

— разработка новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением.

Основной механизм реализации Концепции предполагает объединение усилий государства и общества, а также координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в целях разработки и реализации мероприятий, в том числе федеральных, отраслевых и региональных целевых программ, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»

Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2014 № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.04.2018 г. № 197н «Об утверждении перечня видов медицинских организаций в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, в отношении которых не проводится независимая оценка качества условий оказания ими услуг»

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.05.2018 г. № 201н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка»

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.05.2018 г. № 221 «Об организации работ по независимой оценке качества условий оказания услуг медицинскими организациями»

Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 № 638 «Об утверждении Правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Приказ Минтруда России от 30.10.2018 № 675н «Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.07.2018 № 442 » Об организации работы по обеспечению технической возможности выражения мнений пациентами о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ в сети «Интернет»

Постановление Правительства РФ от 17.04.2018 № 457 «Об утверждении формы обязательного публичного отчета высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, представляемого в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, и формы плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *