Перевод основного средства в материалы

Перевод основного средства в материалы

Порядок исправления ошибок в учете определен в п. 18 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и в разд. V СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

Порядок признания ошибки (ошибка отчетного года или прошлых лет) описан в п. 14 методических рекомендаций по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее – Методические рекомендации). Правила исправления ошибки отчетного года разъяснены в п. 16, а прошлых лет – в п. 17 Методических рекомендаций.

Если бензопила оплачена и ошибочно оприходована в состав основных средств в текущем году, помимо операций с нефинансовыми активами следует исправить кассовый расход, направив уведомление (ф. 0531852) в орган казначейства (п. 16 порядка, утв. приказом Казначейства России от 19.07.2013 № 11н).

Если бензопила ошибочно оприходована в состав основных средств в предыдущие годы, кассовые расходы скорректировать нельзя. Для исправления ошибки применяются специальные счета:

    • 401 18 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному», 401 19 «Доходы прошлых лет» – в части исправления ошибок, затрагивающих финансовый результат (п. 298 Инструкции № 157н);
    • 401 28 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному», 401 29 «Расходы прошлых лет» – в части исправления ошибок, затрагивающих финансовый результат (п. 298 Инструкции № 157н);
    • 304 84 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному», 304 94 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет» – в части консолидируемых расчетов (п. 276 Инструкции № 157н);
    • 304 86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному», 304 96 «Иные расчеты прошлых лет» – в части иных ошибок (п. 281 Инструкции № 157н).

Чтобы было видно, что это именно исправление ошибки прошлых лет, каждый счет, показатели по которому корректируются, должен отражаться в корреспонденции с одним из приведенных специальных счетов (401 18, 401 19, 401 28, 401 29, 304 84, 304 94, 304 86, 304 96). Необходимо выбирать тот счет, который затрагивался в год совершения ошибки. Если операция влияла на расчеты, необходимо исправить расчеты, если на финансовый результат, – корректировать его. Пример по исправлению ошибок прошлых лет приведен в п. 17 Методических рекомендаций.

Инструкции по ведению учета не содержат бухгалтерских записей по исправлению ошибок прошлых лет, поэтому их необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

По общему правилу закупка для нужд бюджетных учреждений отражается по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 51.2.4.4. порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н).

В разрядах 5 – 17 счетов 0 101 00 000, 0 104 00 000 и 0 401 20 270 ставятся нули (п. 2.1 Инструкции № 174н).

Исправление ошибок, допущенных в текущем году, может отражаться записями:

Дебет КРБ (КПС 244) Х 106 31 310 Кредит КРБ (КПС 244) Х 302 31 73Х (красное сторно) – аннулировано формирование вложений в основное средство;

Дебет КРБ (КПС 000) Х 101 34 310 Кредит КРБ (КПС 244) Х 106 31 310 (красное сторно) – аннулировано принятие бензопилы в состав основных средств;

Дебет КРБ (КПС 244) Х 109 ХХ 271 Кредит КРБ (КПС 000) Х 104 34 411 (красное сторно) – скорректирована начисленная в размере 100% амортизация;

Дебет КРБ (КПС 000) Х 105 36 346 Кредит КРБ (КПС 244) Х 302 34 73Х – сделана дополнительная исправительная проводка по поступлению материальных запасов;

Дебет КРБ (КПС 244) Х 302 31 83Х Кредит КИФ (КПС 000) Х 201 11 610, забалансовый счет 18 (КОСГУ 310) (красное сторно) – скорректирован кассовый расход за основные средства;

Дебет КРБ (КПС 244) Х 302 34 83Х Кредит КИФ (КПС 000) Х 201 11 610, забалансовый счет 18 (КОСГУ 346) – сделана дополнительная исправительная проводка по оплате за материальные запасы.

Исправление ошибок, допущенных в прошлом году (иные годы, предшествующие отчетному), в текущем году может быть отражено записями:

Дебет КРБ (КПС 244) Х 106 31 310 Кредит КРБ (КПС 244) Х 304 86 732 (Х 304 96 732) (красное сторно) – аннулировано формирование вложений в основное средство;

Дебет КРБ (КПС 244) Х 304 86 832 (Х 304 96 832) Кредит КРБ (КПС 244) Х 106 31 310 (красное сторно) – аннулировано списание вложений в целях принятия бензопилы в состав основных средств;

Дебет КРБ (КПС 000) Х 101 34 310 Кредит КРБ (КПС 244) Х 304 86 732 (Х 304 96 732) (красное сторно) – аннулировано принятие бензопилы в состав основных средств;

Дебет гКБК Х 401 28 271 (Х 401 29 271) Кредит КРБ (КПС 000) Х 104 34 411 (красное сторно) – скорректирована начисленная в размере 100% амортизация;

Дебет КРБ (КПС 000) Х 105 36 346 Кредит КРБ (КПС 244) Х 304 86 732 (Х 304 96 732) – сделана дополнительная исправительная проводка по поступлению материальных запасов.

В разрядах 24 – 26 номера счета 304 96 (304 86) указывается подстатья КОСГУ в зависимости от типа учреждения (731 – казенным учреждением, 732 – бюджетным, автономным учреждением).

Обратите внимание, не нужно специально оговаривать в учетной политике отнесение бензомоторных пил к материальным запасам, поскольку это прямо установлено п. 99 Инструкции 157н. В учетную политику включаются только те положения, которые не определены в инструкциях или для которых предлагается выбор из нескольких вариантов.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об отходах — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Порядок № 165 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

Приказ № 352 — приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.

Приказ № 145 — приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов» от 22.05.96 г. № 145.

Приказ № 342 — приказ Минприроды «Об утверждении типовой формы первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары» и Инструкции по ее заполнению» от 07.07.2008 г. № 342.

Инструкция № 142/181 — Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная совместным приказом Госказначейства и Минэкономики от 10.08.2001 г. № 142/181.

Основания для ликвидации необоротных активов

Если объект основных средств (далее — ОС) не может использоваться в дальнейшей деятельности предприятия (не ожидается получение экономических выгод от его использования в будущем), то согласно п. 33 П(С)БУ 7 «Основные средства» такой объект изымается из состава активов (списывается с баланса).

В данном случае речь идет о перспективе получения выгоды от использования объекта ОС как целостного объекта. К примеру, если у предприятия имеется сверлильный станок, который уже не может использоваться по его прямому предназначению, и очевидно, что от его сдачи на металлолом будет получена определенная сумма денежных средств, то оставлять его в составе активов в качестве объекта ОС нельзя. Ведь выгода будет получена не от использования этого объекта по первоначальному назначению, а от продажи материалов, полученных после его ликвидации. Следовательно, такой станок подлежит списанию.

Для того чтобы установить факт непригодности объекта к дальнейшему использованию или неэффективность восстановительного ремонта, а также для документального оформления списания его с баланса на предприятии создается постоянно действующая комиссия (на основании приказа руководителя). В ее состав могут входить: главный инженер или заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), начальник соответствующего структурного подразделения, главный бухгалтер или его заместитель, лицо, на которое возложена ответственность за сохранность основных средств. На наш взгляд, функции такой комиссии вполне можно возложить на постоянно действующую инвентаризационную комиссию предприятия.

Комиссия производит осмотр объекта, подлежащего списанию, используя для этого необходимую документацию и данные бухгалтерского учета, устанавливает его непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию, конкретные причины списания объекта, определяет возможность использования отдельных деталей и материалов, полученных от разборки объекта, а также производит их оценку.

Документальное оформление списания ОС

Результаты работы комиссии оформляются Актом списания основных средств (ф. № ОЗ-3) или Актом на списание транспортных средств (ф. № ОЗ-4). Формы первичных документов по учету ОС утверждены приказом № 352*.

* Подробную информацию об учете основных средств см. в статье «Основные средства и основные фонды» // «БН», 2007, № 20, с. 21.

Такие документы составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, главным бухгалтером и утверждаются руководителем предприятия. При этом первый экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у лица, ответственного за сохранность ОС, и является основанием для сдачи на склад запасных частей, материалов, комплектующих, составных частей и других отходов, оставшихся после ликвидации.

К Акту списания основных средств следует приложить инвентарную карточку учета основных средств (ф. № ОЗ-6), в которой производятся соответствующие записи о выбытии, а также внести отметки в опись инвентарных карточек по учету основных средств (ф. № ОЗ-7), карточку учета движения основных средств (ф. № ОЗ-8), инвентарный список основных средств (ф. № ОЗ-9).

В некоторых случаях, если это прямо предусмотрено законодательством, в состав комиссии, которая принимает решение о списании ОС, необходимо включить представителей государственных органов. Например, в бюджетных учреждениях в соответствии с п. 6 Инструкции № 142/181 при установлении непригодности автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и других объектов привлекаются специалисты государственных инспекций, которые осуществляют надзор за их использованием.

Имейте в виду: разборка и демонтаж ликвидируемого объекта основных средств до утверждения руководителем Акта по ф. № ОЗ-3 (ф. № ОЗ-4) не допускаются.

Пример 1. ООО «Комп» принимает решение о списании с баланса морально устаревшего компьютера, который вышел из строя (компьютер — системный блок, монитор, клавиатура и мышь — учитывался как единый объект). Его первоначальная стоимость — 3600 грн., в бухгалтерском учете применялся прямолинейный метод начисления амортизации (срок полезного использования — 10 лет), сумма начисленного износа — 3240 грн. Компьютер входит в группу 2 основных фондов, амортизация начисляется по норме 6,25 % в квартал.

Комиссией установлено, что затраты на ремонт и модернизацию компьютера нецелесообразны, поскольку он морально устарел и его технические возможности не соответствуют современному программному обеспечению.

В результате ликвидации на склад были оприходованы клавиатура, мышь, монитор на общую сумму 120 грн.

Оформленный Акт на списание такого компьютера (ф. № ОЗ-3) приведен на с. 41-42.

Особенности документального оформления списания МНМА

Одним из видов ОС являются малоценные необоротные материальные активы (МНМА), учитываемые предприятиями на одноименном субсчете 112. Напомним, что к МНМА относятся предметы, срок эксплуатации которых более 12 месяцев, но такие предметы из-за их небольшой стоимости не учитываются в составе основных средств на счете 10.

Критерий, по которому объекты с длительным сроком эксплуатации относят или к ОФ, или к МНМА, — стоимостный. Для бухгалтерского учета стоимостная граница между ОС и МНМА устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно в приказе об учетной политике. Например, это может быть 100, а может — 1000 грн.

Для налогового учета плательщиков налога на прибыль критерий разделения матценностей между основными фондами и так называемой налоговой «малоценкой» установлен законодательно — 1000 грн. (п. 8.2 Закона о налоге на прибыль).

Для учета МНМА не утверждены специальные типовые формы первичных документов. На наш взгляд, это позволяет предприятию самостоятельно выбрать, какие формы применять для их учета. Госкомстат в письме от 05.12.2005 г. № 14/1-2-25/102 рекомендовал при выборе формы первичных документов придерживаться такого разграничения: для учета МНМА, которые включаются в состав основных средств (используются вместе с определенными основными фондами, к примеру, блок бесперебойного питания, используемый вместе с компьютером), применять формы, предусмотренные для учета ОС (ф. № ОЗ-1, ф. № ОЗ-3, ф. № ОЗ-6); а для операций с МНМА, которые относятся в состав запасов (используются как самостоятельные объекты, например, ручная дрель, используемая завхозом для текущего ремонта), применять формы учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее — МБП), утвержденные приказом № 145 (ф. № МШ-4, ф. № МШ-5, ф. № МШ-8).

Если предприятие выбрало первый вариант, то списание МНМА оформляется так же, как и списание ОС, если же предприятие выбрало второй вариант, то выбытие МНМА оформляется Актом выбытия МБП (ф. № МШ-4), которым оформляется факт поломки (непригодность к дальнейшему использованию). Такой акт составляется в одном экземпляре руководителем подразделения (мастером, начальником цеха (участка)). Акт по ф. № МШ-4 является основанием для составления Акта списания МБП (ф. № МШ-8), который составляется специально созданной (на основании приказа руководителя предприятия) комиссией. Такой акт также составляется в одном экземпляре. В нем указываются данные о списанных МНМА и об оприходовании лома (материалов), полученного от их ликвидации. На разные виды МБП (МНМА) составляются отдельные акты списания*.

* Подробно вопросы учета МНМА рассмотрены в статье «Оформление операций с МНМА в учете предприятия» // «БН», 2006, № 40, с. 20.

Пример 2. ООО «Комп» принимает решение о списании с баланса ручной электродрели, которая вышла из строя. Первоначальная стоимость электродрели — 800 грн., в бухгалтерском учете применялся метод начисления амортизации по МНМА «50 % х 50 %». Сумма начисленного износа при передаче в эксплуатацию — 400 грн. Предприятие следовало рекомендациям ГНАУ и в налоговом учете в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль участвовало 50 % стоимости электродрели (400 грн.).

Комиссией установлено, что дрель пришла в негодность в результате значительного износа деталей и короткого замыкания в электродвигателе. Затраты на ремонт нецелесообразны, поскольку стоимость ремонта соизмерима со стоимостью нового инструмента.

В результате ликвидации на склад оприходован электрический кабель, который может использоваться для ремонта других электроприборов, стоимостью 10 грн.

Для учета электродрели предприятие использовало формы, предусмотренные для МБП.

Оформленные акты ф. № МШ-4 и ф. № МШ-8 на списание электродрели приведены на с. 42-43.

Налоговый учет выбытия ОФ

Налог на прибыль. Для отражения операций по списанию основных фондов** (далее — ОФ) в налоговом учете необходимо руководствоваться п.п. 8.4.8 Закона о налоге на прибыль, который предусматривает, что в случае ликвидации ОФ по решению налогоплательщика или если по не зависящим от плательщика причинам ОФ (их часть) разрушены, украдены или подлежат ликвидации, либо налогоплательщик вынужден отказаться от использования таких ОФ по причине угрозы или неизбежности их разрушения или ликвидации, такой налогоплательщик:

— увеличивает валовые расходы на сумму балансовой стоимости отдельного объекта ОФ группы 1, при этом стоимость такого объекта приравнивается к нулю. В декларации по налогу на прибыль эта сумма приводится в строке 04.13;

— не изменяет балансовую стоимость основных фондов групп 2, 3 и 4 относительно основных фондов этих групп.

** При рассмотрении вопросов налогообложения корректнее использовать термин «основные фонды», а не бухучетный термин «основные средства», поскольку объекты, числящиеся в бухучете как основные средства, могут не являться основными фондами в налоговом учете и наоборот. Такая ситуация возникает, если стоимостная граница, установленная предприятием для разграничения ОС и МНМА, не равна 1000 грн., хотя в большинстве случаев речь идет об одних и тех же объектах.

Кроме того, в п.п. 8.4.10 Закона о налоге на прибыль упоминается, что в случае ликвидации отдельного объекта группы 1 по решению плательщика при наличии соответствующих документов о его уничтожении, разборке или преобразовании другими способами, вследствие чего такой объект не может использоваться в будущем по первоначальному назначению, балансовая стоимость такого объекта включается в состав валовых расходов. По нашему мнению, здесь идет речь не о каких-то дополнительных документах, подтверждающих факт уничтожения ОФ, а об оформленном надлежащим образом Акте списания основных средств.

Обратите внимание: по ОФ группы 1 в валовые расходы включается балансовая стоимость объекта за вычетом начисленной в расчетном квартале амортизации. В противном случае часть стоимости объекта дважды уменьшит налогооблагаемую прибыль: один раз — в составе валовых расходов при списании объекта, второй — в сумме начисленной амортизации.

Если ликвидируются непроизводственные основные фонды, эта операция в налоговом учете не отражается.

НДС. На основании п. 4.9 ст. 4 Закона об НДС ликвидация ОФ по самостоятельному решению налогоплательщика рассматривается как их поставка по обычным ценам, действующим на момент такой поставки, а для ОФ группы 1 — по обычным ценам, но не менее их балансовой стоимости.

То есть ликвидация ОФ сопровождается начислением налоговых обязательств по ставке 20 % и выпиской (самому себе) налоговой накладной (п.п. 8.3 Порядка № 165). Вверху оригинала этой налоговой накладной делается пометка «Ликвидация основных фондов по самостоятельному решению налогоплательщика». Данные налоговой накладной заносятся в раздел II Реестра полученных и выданных налоговых накладных. В декларации по НДС эта операция отражается в стр. 1 «Операції на митній території України, що оподатковуються за ставкою 20 відсотків, крім імпорту товарів». В Расшифровке налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (приложение 5 к декларации по НДС) такую опе- рацию следует отразить в Разделе I в строке «Інші», а также в расшифровочной строке «поставка основних фондів».

Избежать начисления налоговых обязательств можно, если предоставить налоговому органу соответствующие документы об уничтожении, разборке или преобразовании объекта ОФ какими-либо способами, вследствие чего такой объект не может в дальнейшем использоваться по первоначальному назначению (абз. второй п. 4.9 Закона об НДС).

ГНАУ (письма от 06.05.2001 г. № 2235/6/16-1215-26; от 30.07.2008 г. № 15254/7/16-1517-03) признала, что достаточным основанием для неначисления НДС является составление Акта на списание основных средств (ф. № ОЗ-3) или Акта на списание транспортных средств (ф. № ОЗ-4) в зависимости от вида объекта. Кроме того, налоговики требуют наличия заключения экспертной комиссии о невозможности использовать такие ОФ по первоначальному назначению. На наш взгляд, речь идет о заключении комиссии, которое содержится в Акте на списание.

Кроме того, в Акте желательно отразить результаты ликвидации объекта (в частности, указать стоимость оприходованных ТМЦ либо сделать запись, что в результате разборки объекта не выявлены ТМЦ, пригодные для дальнейшего использования). В общем, нужно документально подтвердить, что объект действительно не пригоден к дальнейшей эксплуатации (не подлежит ремонту, уничтожен, разобран).

Требование п. 4.9 Закона об НДС о предоставлении этих документов налоговому органу мы понимаем так, что при проверке предприятие должно иметь их в наличии, чтобы предъявить проверяющим. Однако специалисты ГНАУ в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 11, с. 23 высказывали мнение о том, что документы, подтверждающие уничтожение, разборку или преобразование основного фонда, должны быть поданы в налоговую вместе с декларацией, если плательщик не начисляет налоговые обязательства по НДС при ликвидации. Поэтому осторожным плательщикам все же порекомендуем подать копии таких документов в налоговую вместе с декларацией за период, в котором состоялась ликвидация. Ну а смелые налогоплательщики могут этого не делать.

Что касается ранее отраженного налогового кредита в части, приходящейся на остаточную стоимость ликвидируемого объекта, то ГНАУ в письме от 20.06.2006 г. № 6744/6/16-1515-26 высказала мнение об отсутствии у плательщика права на формирование налогового кредита по списанным объектам ОФ. Хотя в более позднем письме от 30.07.2008 г. № 15254/7/16-1517-03 ГНАУ указала: «… если сумма валовых расходов, в которую включена балансовая стоимость ликвидированного основного фонда, учтена плательщиком налога в расчете стоимости его налогооблагаемых операций (перенесена на стоимость готовой продукции (включена в составе других частей себестоимости в стоимость готовой продукции)), корректировка налогового кредита по таким основным фондам не осуществляется». И хотя выводы сформулированы, мягко говоря, не совсем прозрачно, мы полагаем, они означают, что ГНАУ согласилась с тем, что налоговый кредит по ликвидируемым объектам ОФ корректировать не надо, если такие объекты использовались в хозяйственной деятельности плательщика налога.

Мы всегда придерживались такой позиции: для сторнировки налогового кредита нет оснований. Ведь объект ОФ был приобретен плательщиком для использования в хозяйственной деятельности, и именно в ходе использования в хозяйственной деятельности он пришел в негодность.

Налоговый учет выбытия МНМА

Налог на прибыль. ГНАУ в обзорном письме по налогу на прибыль от 06.07.2009 г. № 14060/7/15-0217 еще раз подтвердила свою прежнюю позицию о том, что порядок перерасчета стоимости малоценных объектов по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (выбытие налоговой малоценки в расчете прироста (убыли) запасов) определяется методом амортизации, выбранным в бухгалтерском учете.

Если предприятие следовало рекомендациям ГНАУ, то при списании налоговой «малоценки» в налоговом учете следует отразить убыль остатков запасов на сумму остаточной стоимости объектов.

Если же такое предприятие не последовало рекомендациям ГНАУ (исключило всю стоимость переданных в эксплуатацию МНМА из состава запасов), то факт ликвидации МНМА в налоговом учете не отражается.

НДС. Норм, предписывающих начисление налоговых обязательств при ликвидации МНМА, как по основным фондам, Закон об НДС не содержит. Поэтому при списании МНМА налоговые обязательства начислять не следует.

Несмотря на наличие несамортизированной остаточной стоимости в бухучете по МНМА, которые не могут больше эксплуатироваться, считать их выбытие использованием в необлагаемых операциях и начислять налоговые обязательства по абз. пятому п.п. 7.4.1 Закона об НДС не нужно. Если и считать такую операцию поставкой, то обычная цена такого товара равна нулю. Ведь он ликвидируется (перестает существовать).

Налоговый кредит также не сторнируют, ведь такие объекты предприятие использовало в своей хозяйственной деятельности.

Ценности, полученные в результате ликвидации ОС или МНМА, — налоговый учет

Как правило, после ликвидации ОС или МНМА в распоряжении предприятия остаются различные материальные ценности (запасные части, комплектующие и другие отходы), которые обязательно должны быть зачислены на баланс предприятия по стоимости, определенной комиссией, подписавшей акт списания. Дальнейшую судьбу этих материальных ценностей предприятие определяет самостоятельно (использовать для проведения ремонтных работ, продать по цене возможной реализации, сдать в утиль или на металлолом).

Вопрос отражения в налоговом учете материальных ценностей, полученных после ликвидации ОС, освещен в письме ГНАУ от 02.03.2006 г. № 1197/Х/15-0314. Обращаем внимание, что при оприходовании их стоимость не учитывается в составе валовых доходов и расходов и соответственно не принимает участия в перерасчете прироста (убыли) балансовой стоимости товаров, предусмотренном п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Лишь при продаже таких возвратных материалов предприятие обязано будет отразить валовой доход на основании п. 4.1 Закона о налоге на прибыль.

В случае использования материальных ценностей, полученных в результате ликвидации основных фондов, в дальнейшем при изготовлении других основных фондов балансовая стоимость соответствующей группы ОФ в налоговом учете не увеличивается на стоимость указанных матценностей. Они также не учитываются при формировании валовых расходов в пределах 10-процентного лимита, если с их участием производятся улучшения других объектов ОФ.

При ликвидации основных средств могут образовываться отходы. Особого внимания заслуживают опасные отходы — отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или другие опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними (ст. 1 Закона об отходах).

К опасным отходам, в частности, относятся пришедшие в негодность люминесцентные лампы, отработанные батареи свинцовых аккумуляторов и т. п. О порядке их учета и налогообложения мы подробно рассказывали в статье «Опасные отходы: храним, утилизируем, учитываем» // «БН», 2008, № 31, с. 13.

Напомним, что с 1 января 2009 года первичный учет отходов необходимо вести с помощью типовой формы № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», утвержденной приказом № 342. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Первичный учет отходов и тары: кто и как составляет форму № 1-ВТ» // «БН», 2009, № 8, с. 33.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете при списании объекта основных средств следует руководствоваться П(С)БУ 7 «Основные средства». Так, при выбытии актива из состава основных средств, т. е. списании, разница между его первоначальной стоимостью и начисленной ранее амортизацией относится на расходы отчетного периода, в котором произошло такое выбытие, и отражается на субсчете 976 «Списание необоротных активов».

Что касается оценки стоимости материальных ценностей, полученных в результате ликвидации ОС, то согласно п. 24 П(С)БУ 9 «Запасы» запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. Поскольку первоначальную стоимость ТМЦ, полученных при демонтаже основных средств, в большинстве случаев определить нельзя (если они не приобретались отдельно), то при оприходовании таких ТМЦ их следует оценивать по чистой стоимости реализации. Такую стоимость должна определить комиссия, которая принимает решение о списании основных средств. Доход от признания таких ценностей активами отражается на субсчете 746 «Прочие доходы от обычной деятельности».

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по списанию ОС и МНМА, рассмотренных в примерах 1 и 2, приведен в таблице.

На этом наш рассказ о списании необоротных материальных активов заканчивается. Надеемся, что полученная информация позволит вам правильно оформить факт списания ОС либо МНМА, и такие операции не вызовут вопросов со стороны проверяющих.

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

Операции по списанию компьютера

1. Списана сумма начисленного износа

2. Списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта*

3. Оприходованы запасные части

4. Сформирован финансовый результат

Операции по списанию электродрели

1. Начислена сумма износа при выбытии актива (50 % стоимости)**

2. Списана сумма начисленного износа

3. Оприходованы запасные части

4. Отнесены на финансовый результат доходы в связи с оприходованием запасных частей

* Балансовая стоимость ОФ группы 2 не изменяется.

** В налоговом учете сумма 400 грн. после списания дрели не будет учитываться в остатках на конец периода при перерасчете балансовой стоимости запасов (таблица 1 приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль предприятия).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Е. Ловчикова, консультант по «1С»,

сертификат «1С: Профессионал»

КАК ОТРАЗИТЬ ПЕРЕВОД ОСНОВНОГО СРЕДСТВА В ТМЗ В ПРОГРАММЕ 1С:8.2?

Как отразить в 1С 8.2 перевод ОС на счета ТМЗ, и как правильно отобразить проводки и операции по бухгалтерскому учету 1С 8.2, если ОС оприходованное в 2010 году, требуется перевести на счета ТМЗ в 2014 году, для дальнейшего списания?

В программе 1С: Предприятие можно перевести ОС в ТМЗ с помощью документа «Списание ОС». Для этого перейдите в меню «ОС и НМА» — «Выбытие ОС» — «Списание ОС». С помощью кнопки «подбор» выберите нужное ОС, программа автоматически добавит ОС в табличную часть документа. Затем нажмите на кнопку «Заполнить — Заполнить для списка ОС», программа автоматически заполнит данные по основному средству (Остаточная стоимость, амортизация и т. д).

Далее перейдите на вкладку «Счет списания затрат/отнесения доходов». Укажите счет затрат, на который спишется остаточная стоимость ОС. Счет доходов, на котором отразится доход от оприходования ТМЗ (Стоимость ТМЗ).

Далее перейдите на вкладку «ТМЗ». Здесь нужно указать данные по оприходованию ТМЗ.

— В ячейке «Основное средство» — укажите ОС

— В ячейке «Склад» — укажите склад, на который будет оприходован ТМЗ

— В ячейке «Номенклатура» — создайте и укажите ТМЗ

— В ячейке «Цена, Сумма» — укажите остаточную стоимость ОС, которая станет себестоимостью ТМЗ.

— В ячейке «Счет БУ/НУ» — укажите счет, на который будет оприходован ТМЗ

Далее перейдите на вкладку «Дополнительно». Здесь можно указать причину списания ОС, на основании чего списывается (например приказа). Проведите документ. Сформируются следующие проводки:

ПЕРЕВОД ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СОСТАВ ЗАПАСОВ (ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ В СОСТАВЕ СРЕДСТВ В ОБОРОТЕ) В 2013 ГОДУ
В.В.РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 2 сентября 2013 г.
В связи со вступлением в силу с 01.01.2013 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 N 26 (далее — Инструкция N 26), и исходя из положений учетной политики организации на 2013 год, отдельные активы организации (относимые к инвентарю, хозяйственным принадлежностям, инструментам, оснастке и приспособлениям), учитываемые до 01.01.2013 в составе основных средств, перестали соответствовать условиям для учета активов в составе основных средств, поскольку для отдельных видов активов организация установила в учетной политике перечень, в соответствии с которым данные активы относятся в состав запасов (отдельных предметов в составе средств в обороте), а для остальных установила критерий в размере 100 базовых величин, при превышении которого активы относятся в состав основных средств.
В данной статье будут даны ответы на следующие вопросы.
1. Правомерно ли организация определила вышеназванные положения в учетной политике?
2. Имеет ли право организация для единообразия учета активов учитывать с 01.01.2013 в составе запасов (отдельных предметов в составе средств в обороте) рассматриваемые активы (которые числились в ее бухгалтерском учете до 2013 года в составе основных средств, но не соответствуют положениям учетной политики на 2013 год для учета данных активов в составе основных средств)?
3. Каким образом осуществляется списание их стоимости, если организация будет переводить данные активы в состав запасов (отдельных предметов в составе средств в обороте)?
1. В 2012 году при отнесении активов к основным средствам либо к запасам за основу принимались нормы п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 N 118 (далее — Инструкция N 118). Активы, имеющие материально-вещественную форму, организацией принимались к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:
— активы предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для использования во вспомогательных, обслуживающих производствах и хозяйствах, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
— активы предназначены для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев;
— активы способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
— активы не предполагаются на момент приобретения для последующей перепродажи.
При этом активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные пунктом 2 Инструкции N 118, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не выше 30 базовых величин за единицу, могли не относиться организацией к основным средствам и учитываться в бухгалтерском учете в составе средств в обороте (п. 4 Инструкции N 118).
С 01.01.2013 вступила в силу Инструкция N 26.
Согласно п. 4 Инструкции N 26 организацией в качестве основных средств принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:
— активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
— организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;
— активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
— организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
— первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
Многолетние дикорастущие объекты растительного мира, произрастающие в естественных условиях на территории организации, не принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
При этом п. 3 Инструкции N 26 предусмотрено, что Инструкция N 26 не применяется в отношении запасов.
Методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета, определены Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 N 133 (далее — Инструкция N 133).
Согласно п. 3 Инструкции N 133 среди прочего к запасам относятся инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления.
При этом согласно п. 4 Инструкции N 133 Инструкция N 133 не применяется в отношении в том числе инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, оснастки и приспособлений, которые в соответствии с учетной политикой организации относятся к основным средствам.
Таким образом, исходя из норм Инструкции N 26 и Инструкции N 133 в соответствии с учетной политикой могут быть отнесены к запасам либо к основным средствам инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления.
Организация правомерно оговорила в учетной политике перечень соответствующих активов, относящихся в состав запасов (отдельных предметов в составе средств в обороте), а также стоимостной критерий для отнесения остальных рассматриваемых активов (инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструмента, оснастки и приспособлений) к основным средствам либо к запасам.
2. Пунктом 2 Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 N 26 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета» (далее — Постановление N 26) установлено, что организации вправе учитывать в составе основных средств объекты, числящиеся в качестве таковых до даты вступления в силу настоящего Постановления (Постановление N 26 вступило в силу с 01.01.2013).
Таким образом, вопросы учета активов, учитываемых до 01.01.2013 в составе основных средств, но не соответствующих положениям учетной политики на 2013 год для учета данных активов в составе основных средств, находятся в ведении самой организации.
Согласно п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 N 62, при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
В соответствии с учетной политикой организации рассматриваемые активы могут продолжать учитываться в составе основных средств, а могут быть переведены в состав запасов (отдельных предметов в составе средств в обороте).
Соответствующая запись в учетной политике должна основываться на решении комиссии организации по проведению амортизационной политики.
Напомним, что согласно п. 6 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6 (далее — Инструкция N 37/18/6), для проведения амортизационной политики в организации создается комиссия из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации. Указанная комиссия осуществляет функции согласно приложению 1 к Инструкции N 37/18/6.
Согласно п. 1 приложения 1 к Инструкции N 37/18/6 в функции комиссии по проведению амортизационной политики входит выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества (включая отнесение однотипных объектов к основным и оборотным средствам).
3. Если организация приняла решение перевести активы из состава основных средств в состав запасов (отдельных предметов в составе средств в обороте), перенесение их стоимости на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию осуществляется в следующем порядке (п. 107 Инструкции N 133):
по специальным инструментам и специальным приспособлениям (инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формы и подобные им предметы) — в соответствии с нормативными ставками, которые рассчитываются исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного использования до двух лет;
стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент передачи их в производство данного заказа;
по приспособлениям целевого назначения (сосуды для выплавки стекла, фильеры, фильерные питатели, катализаторные сетки твердого агрегатного состояния и другие аналогичные приспособления целевого назначения), изготовленным из сплавов драгоценных металлов, — в соответствии с нормативными ставками, которые рассчитываются исходя из части стоимости приспособлений, приходящихся на экономически обоснованные технологические потери драгоценных металлов, в течение нормативного срока их службы. При выбытии данных приспособлений в результате непригодности оставшаяся часть их стоимости относится на финансовые результаты. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, принимаются к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством;
по остальным предметам — в соответствии с учетной политикой организации.
Следует отметить, что Инструкция N 133 не ограничивает организации в части выбора в учетной политике порядка списания «по остальным предметам».
При этом необходимо учитывать, что согласно п. 32, 34 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 N 102 (далее — Инструкция N 102), расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Если актив обеспечивает получение экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов, то расходы признаются в бухгалтерском учете путем распределения стоимости актива между соответствующими отчетными периодами.
Поэтому оговариваемый в учетной политике способ списания «по остальным предметам» целесообразно устанавливать с учетом предусмотренного в Инструкции N 102 распределения стоимости активов между соответствующими отчетными периодами.
Например, в учетной политике организация может сделать следующую запись: «стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, переносить на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров равными частями за период предполагаемого срока эксплуатации предметов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *