Положение о го

Положение о го

С 2021 года начинается выпуск специализированного ежемесячного журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях». На его страницах Вы найдете оригинальные статьи, разъяснения, методические рекомендации, инструкции, алгоритмы действий по основным направлениям деятельности, обзоры нормативно-правовых актов, образцы локальных документов, программы обучения в области ГО и ЧС и т.д. Подписчикам журнала бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по ГО и защите от ЧС в образовательных организациях».

Подписку также можно оформить в любом почтовом отделении через каталоги: «Пресса России» (индекс 85500),»Почта России» (индекс ПО212), а также в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, ПрессИнформ и др.)

* * *

Представляем Вашему вниманию Положение об организации и ведении гражданской обороны в государственном бюджетном образовательном учреждении (средней образовательной школе) Департамента образования города Москвы. Указанный документ можно взять за основу при подготовке аналогичных документов по ГО в школах и иных образовательных организациях.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение об организации и ведении гражданской обороны в ГБОУ СОШ № __ (далее — Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», от 22.06.2004 г. № 303-дсп «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», от 03.10.1998 г. № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне», приказами МЧС России от 21.07.2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», от 27.05.2003 г. № 285 «Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», от 31.07.2006 г. № 440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций», организационно-методическими и распорядительными документами МЧС России.

2. Положение определяет основы организации гражданской обороны, а также порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в образовательном учреждении.

3. Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в образовательном учреждении определяется в Плане гражданской обороны и Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

4. Гражданская оборона в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий по подготовке к защите сотрудников и учащихся от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также подготовке к защите и защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и города Москвы, Центрального окружного управления образования (ЦОУО), образовательного учреждения и настоящим Положением.

6. Руководство гражданской обороной в учреждении осуществляет его руководитель (далее – начальник гражданской обороны).

Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за ее состоянием и готовностью в учреждении осуществляет работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

7. Подготовка к ведению гражданской обороны в учреждении заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите сотрудников и учащихся от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также подготовке к защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

8. Ведение гражданской обороны в учреждении начинается при доведении до учреждения решения органа исполнительной власти о прекращении производственной деятельности организаций в связи с нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации (объявлением или фактическим началом войны, введением военного положения или принятия решения о проведении эвакуации) на основе плана гражданской обороны, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (далее — план действий).

9. План гражданской обороны разрабатывается в образовательном учреждении в соответствии с приложением 12 к Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденному приказом МЧС России от 16 февраля 2012 г. № 70.

План гражданской обороны образовательного учреждения утверждает руководитель учреждения по согласованию с главой управы района ЦАО Москвы.

10. План действий разрабатывается в образовательном учреждении в соответствии с Порядком разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. № 124-ПП «Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

План действий образовательного учреждения утверждает руководитель учреждения по согласованию с начальником Управления по ЦАО ГУ МЧС России по городу Москве.

11. Оповещение сотрудников учреждения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций производится дежурными сотрудниками охраны по городской телефонной сети, а также по сигналам, полученным от территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения.

12. Проведение эвакуации образовательного учреждения при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного времени осуществляется в рабочее время в полном составе на выделяемых транспортными предприятиями города автобусах, подаваемых непосредственно к образовательному учреждению, в соответствии с Правилами эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 303-дсп «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

13. *Для укрытия сотрудников и учащихся могут использоваться заблаговременно созданные защитные сооружения гражданской обороны (далее — защитные сооружения) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и приказом МЧС России от 21.07.2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», если они отвечают ИТМ ГО.

При отсутствии защитных сооружений или недостаточном их количестве для укрытия сотрудников и учащихся учреждений используются заглубленные помещения метрополитена.

14. Обеспечение сотрудников и учащихся учреждения средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», приказами МЧС России от 27.05.2003 г. № 285 «Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля» и от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

15. На объекте в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» должно быть организовано проведение аварийно-спасательных работ. Для выполнения этой задачи привлекаются силы аварийно-спасательных отрядов территориальных органов МЧС России.

*На правах нештатных аварийно-спасательных формирований в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» в подведомственных учреждениях создаются пункты выдачи СИЗ.

16. План по повышению устойчивости функционирования в военное время на объекте в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в связи с прекращением деятельности учреждения в военное время не разрабатывается.

17. В соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития и МЧС России 2011 года по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, разработаными в соответствии с Положением о накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379 в образовательном учреждении, исходя из специфики его предназначения и деятельности, в качестве запасов материальных средств в целях гражданской обороны имеются средства индивидуальной защиты для сотрудников, а также (при наличии) в качестве резервов материальных ресурсов на случай ЧС – средства индивидуальной защиты органов дыхания (самоспасатели типа ____), обеспечивающие оказание помощи людям в случае пожара или действия АХОВ.

Средства индивидуальной защиты для детей хранятся на складах спецпредприятий города Москвы и подаются в учреждение решением Правительства Москвы.

Для оказания медицинской помощи используется текущее имущество медицинского кабинета образовательного учреждения.

Другие запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны, а также резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС, по рекомендации Центрального окружного управления образования и решением администрации образовательного учреждения согласно пункту 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379, в образовательном учреждении ГБОУ СОШ № __ не создаются.

18. Медицинское обеспечение (проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и ветеринарно-санитарного надзора) в интересах гражданской обороны в учреждении организуется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» силами и средствами территориальных учреждений здравоохранения Российской Федерации во взаимодействии с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

19. Территория учреждения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 г. № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» отнесена к особой группе территорий по гражданской обороне, к которым относится территория города федерального значения — Москвы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 года № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» учреждение считается по гражданской обороне некатегорированным.

20. В целях оперативного решения задач гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций в учреждении создаются специальные органы управления (далее — органы управления ГОЧС).

21. Управление гражданской обороной в учреждении в режиме повседневной деятельности осуществляет работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном руководителем учреждения, который назначается согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказом МЧС России от 31.07.2006 г. № 440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций». В учреждении издается соответствующий приказ о назначении уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны. Уполномоченный по ГО является постоянно действующим органом управления ГОЧС.

22. При введении в действие плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера управление гражданской обороной в учреждении осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

23. В образовательном учреждении создается эвакуационная комиссия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 303-дсп «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы». Состав эвакуационной комиссии учреждения назначается приказом по учреждению.

24. При выполнении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций руководитель гражданской обороны в пределах своих полномочий, определенных нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами, организует взаимодействие с:

территориальными органами МЧС России;

органами исполнительной власти и местного самоуправления;

территориальными органами Минздравсоцразвития России;

территориальными органами МВД России.

25. Обучение сотрудников и учащихся учреждения по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», нормативными актами МЧС России и осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера посредством:

самостоятельной подготовки;

переподготовки и повышения квалификации в учебно-методических центрах ГОЧС города Москвы и Центрального административного округа;

проведения занятий по месту работы и учебы.

26. В целях подготовки к выполнению задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — область гражданской обороны) в учреждении проводятся штабные и объектовые тренировки, а также групповые и практические занятия по отработке вопросов оповещения, действий при пожаре, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

II. Основные задачи, функции и полномочия в области гражданской обороны

27. Основные задачи по организации гражданской обороны в учреждении:

поддержание органов управления ГОЧС и созданных формирований (если предусмотрено) в готовности к работе;

организация обучения сотрудников и учащихся в области гражданской обороны;

создание системы оповещения об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны;

*планирование и подготовка к эвакуации учащихся, сотрудников и членов их семей, материальных и иных ценностей в безопасные районы (кому положено);

планирование и подготовка мероприятий по обеспечению сотрудников и учащихся средствами индивидуальной защиты;

организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России и органами местного самоуправления по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.

28. Основные задачи по ведению гражданской обороны в учреждении:

оповещение сотрудников и учащихся об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

выдача сотрудникам и учащимся средств индивидуальной защиты;

*организация работы органов управления ГОЧС и созданных формирований (если предусмотрено);

*организация эвакуации учащихся, сотрудников и членов их семей, материальных и иных ценностей в безопасные районы (кому положено);

организация аварийно-спасательных работ на объектах, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организация тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

организация обеспечения, в том числе медицинского обслуживания, служащих и работников, пострадавших при возникновении чрезвычайных ситуаций, принятие других необходимых мер.

29. Основные функции и полномочия учреждения в области гражданской обороны:

в пределах полномочий, определенных нормативными правовыми актами ЦОУО, организует выполнение задач в области гражданской обороны;

разрабатывает и согласует с территориальным органом МЧС России план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, другие документы в области гражданской обороны, определенные нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами ЦОУО и настоящим Положением;

возлагают на работников ответственность за решение задач в области гражданской обороны;

осуществляют взаимодействие с территориальными органами МЧС России и органами местного самоуправления по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

направляет в установленные сроки в ЦОУО доклад о состоянии гражданской обороны за истекший год, другие отчетные документы в области гражданской обороны.

30. Директор образовательного учреждения, являющийся руководителем гражданской обороны, отвечает за организацию и ведение гражданской обороны в учреждении и осуществляет следующие функции и полномочия в области гражданской обороны:

организует проведение в учреждении единой государственной политики в области гражданской обороны;

устанавливает организационную структуру гражданской обороны в учреждении;

определяет функции и полномочия своих заместителей в области гражданской обороны, поручает им исполнение части своих полномочий, а также определяет функции и полномочия структурных подразделений в области гражданской обороны;

устанавливает порядок создания и комплектования в учреждении подразделений (порядок назначения служащих, работников или ответственных), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;

вводит в действие в установленном порядке план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

принимает решения, подписывает приказы и распоряжения, иные ведомственные документы о проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

представляет учреждение в отношениях с органами государственной власти по вопросам гражданской обороны, отнесенным к компетенции учреждения.

31. Заместитель по безопасности, выполняющий обязанности уполномоченного по ГО, осуществляет следующие функции и полномочия в области гражданской обороны:

организует выполнение задач по организации и ведению гражданской обороны в учреждении;

координирует деятельность учреждения по вопросам планирования и выполнения задач в области гражданской обороны;

организует подготовку руководящего состава учреждения в области гражданской обороны;

разрабатывает план гражданской обороны и план действий учреждения по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и документы по их реализации;

разрабатывает проекты организационно-распорядительных документов учреждения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и при необходимости осуществляет их согласование с территориальными органами МЧС России;

осуществляет планирование основных мероприятий учреждения в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий год;

вносит предложения руководителю учреждения по совершенствованию работы в области гражданской обороны в учреждении.

32. Заместители руководителя учреждения осуществляют следующие функции и полномочия в области гражданской обороны:

контролируют выполнение задач по организации и ведению гражданской обороны в курируемых ими структурных подразделениях;

выполняют функции в области гражданской обороны, определенные организационно-распорядительными документами учреждения и настоящим Положением;

участвуют в планировании мероприятий гражданской обороны.

III. Основные мероприятия по гражданской обороне, организация и порядок их выполнения

33. Основные мероприятия по организации гражданской обороны, проводимые в учреждении:

издание приказов (распоряжений) в целях выполнения задач в области гражданской обороны;

ежегодное планирование основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций;

*подготовка органов управления ГОЧС и создаваемых формирований (если предусмотрено) для решения задач в области гражданской обороны;

*подготовка руководителей к проведению эвакуации учащихся, сотрудников и членов их семей, материальных и иных ценностей в безопасные районы (кому положено);

представление заявок на обучение должностных лиц учреждения в учебно-методических центрах ГОЧС;

организация обучения сотрудников и учащихся по вопросам гражданской обороны и защиты от ЧС на занятиях по месту работы и учебы;

проведение объектовых тренировок, а также групповых и практических занятий по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций;

пропаганда знаний в области гражданской обороны, широкое использование учебных и учебно-методических материалов по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

разработка, уточнение и корректировка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и документов по его реализации;

разработка и осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности;

организация взаимодействия с органами управления и подразделениями пожарной охраны в целях обеспечения пожарной безопасности и тушения пожаров на объекте;

поддержание в работоспособном состоянии системы оповещения, регулярное уточнение и корректировка схемы оповещения;

подготовка отчетных материалов (данных), относящихся к области гражданской обороны и пожарной безопасности;

накопление согласно действующим нормам индивидуальных средств защиты, хранение и поддержание их в технической исправности и готовности к использованию по назначению, обеспечение в установленные сроки сотрудников и учащихся средствами индивидуальной защиты и другим имуществом;

*накопление, пополнение (освежение) запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны;

*подготовка безопасного района для размещения учащихся, сотрудников и членов их семей, материальных и иных ценностей (кому положено);

*организация и осуществление мероприятий по обеспечению сохранности и готовности существующих защитных сооружений к приему укрываемых;

организация взаимодействия с силами гражданской обороны Российской Федерации в интересах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах;

выявление, обобщение и внедрение в практику передового опыта в организации и выполнении мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций.

34. Основные мероприятия по ведению гражданской обороны в учреждении:

оповещение руководящего состава, сотрудников и учащихся в рабочее и нерабочее время, организация управления и связи в пункте постоянной дислокации;

организация работы органов управления ГОЧС;

выполнение мероприятий по степеням готовности гражданской обороны;

выдача сотрудникам и учащимся средств индивидуальной защиты;

*укрытие сотрудников и учащихся в убежищах;

*эвакуация учащихся, сотрудников и членов их семей, материальных и иных ценностей в безопасные районы (кому положено);

организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди сотрудников и учащихся, пострадавших при возникновении чрезвычайных ситуаций;

эвакуация пострадавших в лечебные учреждения;

предоставление сотрудникам, учащимся и членам их семей информационно-психологической поддержки;

взаимодействие с территориальными органами МЧС России по вопросам:

контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

санитарной обработки сотрудников и учащихся, специальной обработки материальных средств, обеззараживания объектов;

тушения пожаров.

35. Перечень основных документов в области гражданской обороны, разрабатываемых в учреждении (далее — документы ГОЧС), их формы и содержание, порядок разработки, уточнения и корректировки определяются нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами МЧС России.

36. Разработка документов ГОЧС осуществляется в соответствии с приказами (распоряжениями) ЦОУО и учреждения, в которых должны быть определены сроки разработки документов ГОЧС, а также работники, ответственные за их разработку. При разработке документов ГОЧС должны учитываться особенности дислокация объекта, а также данные по гражданской обороне, полученные из территориальных органов МЧС и местного самоуправления.

37. Разработанные и утвержденные документы ГОЧС доводятся до работников в части, их касающейся, и хранятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами МЧС России, ЦОУО и учреждения.

VI. Заключительные положения

38. Образовательное учреждение планирует и осуществляет финансирование мероприятий гражданской обороны за счет средств, выделяемых ЦОУО.

39. Категорически запрещается расходовать не по назначению имущество и материальные средства, предназначенные для нужд гражданской обороны. Допускается использование средств индивидуальной защиты, приборов разведки и дозиметрического контроля для учебных целей с последующим приведением их в надлежащий порядок и восполнением пришедших в негодность.

40. Персональный состав, функции и полномочия уполномоченных по ГО, КЧС и ПБ, создаваемых формирований (если предусмотрено) определяются в приказах учреждения и ежегодно уточняются.

41. Контроль за выполнением мероприятий по гражданской обороне в учреждении осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» представителями ведомственных вышестоящих организаций (ЦОУО, Департамент образования города Москвы), а также органов МЧС России и государственной надзорной деятельности в соответствии с предоставленными им полномочиями.

42. Руководитель и сотрудники учреждения за несоблюдение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: Методические рекомендации по разработке документов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций // Департамент образования города Москвы. М., 2013.

В Москве в соответствии с действующим административно-территориальным делением (город разделен на округа) сформированы окружные управления образования, подчиняющиеся Департаменту образования г. Москвы. При подготовке положений об организации и ведении гражданской обороны в образовательных учреждениях в других регионах ЦОУО следует заменить на название вышестоящего органа управления образованием, в ведении которого находится данное образовательное учреждение. – Прим. ред.

В настоящее время действует Постановление Правительство РФ от 16 августа 2016 г. № 804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения». — Прим. ред.

к постановлению

главы администрации

Раздольевского

сельского поселения

от 08.06.2012 г № 14

1. Общие положения

1.1. Основные понятия:

гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее ГО);

спасательная служба- гражданской обороны (далее служба ГО) служба, предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку сил и средств и обеспечение действий нештатных аварийно-спасательных формирований в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий; средства ГО материально-техническое

обеспечение сил ГО; силы ГО – воинские формирования, формирования и службы (НАСФ и- АСС), предназначенные для решения задач по спасению населения, материальных и культурных ценностей, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) мирного и военного времени;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне – территория на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.

1.2. Настоящий Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в поселении (далее Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 г. № 687. » Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»

1.3. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории поселения основывается на заблаговременном, согласованном и взаимоувязанном по целям и задачам выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании годового и перспективного плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

1.4. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории района от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения Раздольевского сельского поселения и планов гражданской обороны организаций.

1.5. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.6. Гражданская оборона организуется и ведется на всей территории поселения в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области, нормативными правовыми актами МЧС России, распорядительными документами руководителя гражданской обороны Республики Дагестан, Тарумовского района, а также настоящим Положением.

1.7. Администрация сельского поселения, предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм (далее — организации) в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

1.8. Глава сельского поселения и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне на территории поселения.

1.9. Глава Раздольевского сельского поселения в пределах своей компетенции:

осуществляет руководство гражданской обороной в поселении

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие с органами государственной власти при решении задач или выполнении мероприятий гражданской обороны на территории поселения;

утверждает (определяет) состав комиссий и коллегиальных органов, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне и порядок их деятельности;

контролирует решение задач и выполнение мероприятий гражданской обороны на территории поселения; принимает нормативные правовые акты в области организации и ведения гражданской обороны; разрабатывает целевые программы в области гражданской обороны;

организует проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывает и реализовывает план гражданской обороны и защиты населения в пределах установленной компетенции;

привлекает на договорной основе организации различных форм собственности для выполнения работ (поставок товаров и предоставления услуг) в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории поселения;

осуществляет иные полномочия в регулируемой сфере, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области.

2. Мероприятия по гражданской обороне

2.1. Администрация Раздольевского сельского поселения и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями планируют и осуществляют мероприятия:

2.1.1. По обучению населения в области гражданской обороны:

нормативное, правовое и методическое обеспечение функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны; создание, поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки населения по гражданской обороне;

организация и осуществление пропаганды знаний в области гражданской обороны.

2.1.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:

создание и поддержание системы централизованного оповещения населения в постоянной готовности, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения,

совершенствование системы оповещения; создание локальных систем оповещения, сопрягаемых с автоматизированными системами контроля за выбросом опасных веществ и централизованного оповещения населения, на потенциально опасных объектах и в районах их размещения;

установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.

2.1.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

подготовка мест размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей; подготовка транспортных средств для обеспечения проведения эвакуационных мероприятий;

создание, подготовка и организация деятельности эвакуационных органов.

2.1.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты: строительство новых, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;

приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение недостающих быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;

обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты в установленные сроки.

2.1.5. По световой и другим видам маскировки:

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

2.1.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:

создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

разработка современных технологий и технических средств проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с специальными формированиями, создаваемыми в военное время.

2.1.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер:

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения (медицинское обеспечение, обеспечение жильем, продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами и др.);

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых и иных услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

организация оказания населению всех видов медицинской помощи;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

размещение пострадавшего населения во временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

2.1.8. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:

создание необходимых нештатных противопожарных формирований, их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;

организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

организация тушения пожаров в военное время в жилых массивах.

2.1.9. По обнаружению и обозначению мест радиоактивного, химического, биологического и иного заражения, загрязнения:

создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории городского и сельских поселений, имеющих специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения); введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

совершенствование методов и технических средств мониторинга за радиационной, химической, биологической обстановкой, в том числе за степенью зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

2.1.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;

создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;

планирование и организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.

2.1.11. По восстановлению и поддержанию порядка в зонах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций: создание и оснащение сил нештатных формирований охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;

восстановление и поддержание общественного порядка при эвакуации населения; обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

усиление охраны объектов силами нештатных аварийно- спасательных формирований, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

2.1.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.

2.1.13. По срочному захоронению трупов в военное время: заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов; оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;

организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;

2.1.14. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:

планирование и проведение в угрожаемый период мероприятий по комплексной маскировке;

разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников энерго- и водоснабжения;

разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;

заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

создание страхового фонда документации; повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

2.1.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны: оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;

проведение занятий с нештатными аварийно-спасательными формированиями и спасательными службами, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

планирование применения группировки сил гражданской обороны;

разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств различных ведомств и организаций в интересах гражданской обороны, а также всестороннего обеспечения их действий.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

1. Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (управление, отдел) муниципального образования в составе органа местного самоуправления (далее — орган управления ГОЧС) функционирует как самостоятельное структурное подразделение в составе органа местного самоуправления (администрации), предназначенное для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.

2. Орган управления ГОЧС в своей деятельности руководствуется законодательными и нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций федерального, регионального, муниципального уровней и настоящим примерным положением.

3. Орган управления ГОЧС осуществляет свою деятельность под общим руководством начальника гражданской обороны органа местного самоуправления и Главного управления МЧС России по субъекту РФ.

4. Основными задачами органа управления ГОЧС являются:

1) разработка предложений по реализации государственной политики в сфере гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в реализации принятых по ним решений;

2) организация планирования, разработки и осуществление мероприятий по гражданской обороне и контроль за их выполнением;

3) организация оповещения органов управления ГОЧС и населения о приведении в готовность системы гражданской обороны, об угрозе нападения противника и применения им оружия массового поражения;

4) организация подготовки по гражданской обороне, по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должностных лиц и формирований территориальной подсистемы субъекта РФ единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС);

5) участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению выживания населения в условиях военного времени, организация работы по обеспечению органов управления, сил и средств территориальной подсистемы РСЧС страховым фондом документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты системы жизнеобеспечения населения;

6) организация всеобщего обязательного обучения населения по гражданской обороне;

7) обеспечение боевой и мобилизационной готовности органов управления ГОЧС и возложенных на них формирований:

8) участие в планировании, организации, обеспечении и проведении совместно с другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и военным командованием эвакуационных мероприятий в условиях мирного и военного времени;

9) осуществление контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне организациями и предприятиями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

10) обеспечение функционирования и развития территориальной подсистемы РСЧС в соответствии с планом мероприятий по ее совершенствованию, создание и обеспечение готовности органов управления, сил и средств в условиях мирного и военного времени;

11) организация работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

12) организация работы по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

13) осуществление совместно с заинтересованными органами государственного надзора контроля за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении.

5. Орган управления ГОЧС в соответствии с возложенными на него задачами:

1) организует выполнение мероприятий гражданской обороны;

2) организует работу по созданию, размещению, подготовке и оснащению сил гражданской обороны, территориальной подсистемы РСЧС, в том числе сил постоянной готовности;

3) организует взаимодействие органа местного самоуправления с руководством гражданской обороны на объектах и координирует их деятельность по вопросам гражданской обороны;

4) разрабатывает и вносит на рассмотрение начальника гражданской обороны органа местного самоуправления проекты плана гражданской обороны и плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5) организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсистемы РСЧС в интересах гражданской обороны, а также по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и районированию территорий по наличию объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) и угрозы возникновения стихийных бедствий;

6) организует ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской обороны и осуществляет контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля;

7) организует работу по привлечению к мероприятиям гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций общественных объединений и трудоспособного населения при соответствующей подготовке и аттестации;

8) организует реализацию территориальных программ по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время;

9) осуществляет контроль за выполнением норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, накоплением и поддержанием в готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники и специального имущества, проведением мероприятий по светомаскировке;

10) организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении, а также по обеспечению надежности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;

11) организует разработку и представляет в исполнительный орган местного самоуправления и в Главное управление МЧС России по субъекту РФ проекты нормативно-правовых актов и решений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и другим вопросам своей компетенции;

12) организует сбор информации об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации и производит ее анализ;

13) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по чрезвычайным ситуациям;

14) обеспечивает боевую и мобилизационную готовность органов повседневного управления территориальной подсистемой РСЧС;

15) осуществляет в установленном порядке руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

16) организует создание и функционирование территориальной системы оповещения, руководит информационно-управляющим центром гражданской обороны;

17) осуществляет информирование населения о состоянии защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты от них;

18) осуществляет методическое руководство работами по повышению устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях;

19) организует работу по созданию, сохранению и подготовке к использованию страхового фонда документации;

20) организует работу по созданию и использованию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

21) организует подготовку населения, должностных лиц органов управления и подразделений территориальной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

22) осуществляет совместно с ведомственными органами государственного надзора контроль за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении;

23) осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам своей компетенции.

6. Органу управления ГОЧС представляется право:

1) принимать по вопросам своей компетенции решения, обязательные для исполнения исполнительными органами местного самоуправления;

2) заслушивать и получать от органов государственной статистики, исполнительных органов местного самоуправления информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных задач;

3) принимать по согласованию с исполнительными органами местного самоуправления решения о привлечении сил и средств постоянной готовности (независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности) к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) проводить по вопросам своей компетенции проверку органов местного самоуправления;

5) привлекать экспертов для проведения исследований, экспертиз и подготовки заключений по отдельным вопросам своей компетенции;

6) иметь специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными знаками, специальными сигналами и средствами связи.

7. Штатное расписание органа управления ГОЧС по должностям гражданского персонала утверждается руководителем исполнительного органа местного самоуправления с учетом типового штатного перечня по должностям работников.

8. Руководитель органа управления ГОЧС:

1) осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия;

2) несет ответственность за выполнение задач, возложенных на орган управления ГОЧС, и осуществление функций в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3) по результатам проверок состояния гражданской обороны, выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении вносит в установленном порядке предписания руководителям организаций (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) об устранении недостатков;

4) вносит в установленном порядке в Главное управление МЧС России по субъекту РФ предложения по совершенствованию структуры органа управления ГОЧС;

5) устанавливает обязанности должностных лиц органа управления ГОЧС и подведомственных ему организаций;

6) осуществляет в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации прием и увольнение работников;

7) вносит в установленном порядке предложения о награждении отличившихся служащих органа управления ГОЧС и работников подведомственных организаций государственными наградами Российской Федерации, нагрудными знаками МЧС России, другими видами поощрения:

8) является распорядителем средств, выделенных из средств местного бюджета и других источников на выполнение мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решения руководителя органа управления ГОЧС по вопросам административно-хозяйственной деятельности оформляются приказами и указаниями.

9. Финансирование расходов на содержание органа управления ГОЧС осуществляется за счет средств местного бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *