Положение о го
С 2021 года начинается выпуск специализированного ежемесячного журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях». На его страницах Вы найдете оригинальные статьи, разъяснения, методические рекомендации, инструкции, алгоритмы действий по основным направлениям деятельности, обзоры нормативно-правовых актов, образцы локальных документов, программы обучения в области ГО и ЧС и т.д. Подписчикам журнала бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по ГО и защите от ЧС в образовательных организациях».
Подписку также можно оформить в любом почтовом отделении через каталоги: «Пресса России» (индекс 85500),»Почта России» (индекс ПО212), а также в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, ПрессИнформ и др.)
* * *
Представляем Вашему вниманию Положение об организации и ведении гражданской обороны в государственном бюджетном образовательном учреждении (средней образовательной школе) Департамента образования города Москвы. Указанный документ можно взять за основу при подготовке аналогичных документов по ГО в школах и иных образовательных организациях.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации и ведении гражданской обороны в ГБОУ СОШ № __ (далее — Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», от 22.06.2004 г. № 303-дсп «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», от 03.10.1998 г. № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне», приказами МЧС России от 21.07.2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», от 27.05.2003 г. № 285 «Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», от 31.07.2006 г. № 440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций», организационно-методическими и распорядительными документами МЧС России.
2. Положение определяет основы организации гражданской обороны, а также порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в образовательном учреждении.
3. Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в образовательном учреждении определяется в Плане гражданской обороны и Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
4. Гражданская оборона в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий по подготовке к защите сотрудников и учащихся от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также подготовке к защите и защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и города Москвы, Центрального окружного управления образования (ЦОУО), образовательного учреждения и настоящим Положением.
6. Руководство гражданской обороной в учреждении осуществляет его руководитель (далее – начальник гражданской обороны).
Непосредственное управление гражданской обороной, контроль за ее состоянием и готовностью в учреждении осуществляет работник, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
7. Подготовка к ведению гражданской обороны в учреждении заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите сотрудников и учащихся от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также подготовке к защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8. Ведение гражданской обороны в учреждении начинается при доведении до учреждения решения органа исполнительной власти о прекращении производственной деятельности организаций в связи с нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации (объявлением или фактическим началом войны, введением военного положения или принятия решения о проведении эвакуации) на основе плана гражданской обороны, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (далее — план действий).
9. План гражданской обороны разрабатывается в образовательном учреждении в соответствии с приложением 12 к Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденному приказом МЧС России от 16 февраля 2012 г. № 70.
План гражданской обороны образовательного учреждения утверждает руководитель учреждения по согласованию с главой управы района ЦАО Москвы.
10. План действий разрабатывается в образовательном учреждении в соответствии с Порядком разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. № 124-ПП «Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
План действий образовательного учреждения утверждает руководитель учреждения по согласованию с начальником Управления по ЦАО ГУ МЧС России по городу Москве.
11. Оповещение сотрудников учреждения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций производится дежурными сотрудниками охраны по городской телефонной сети, а также по сигналам, полученным от территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения.
12. Проведение эвакуации образовательного учреждения при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного времени осуществляется в рабочее время в полном составе на выделяемых транспортными предприятиями города автобусах, подаваемых непосредственно к образовательному учреждению, в соответствии с Правилами эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 303-дсп «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».
13. *Для укрытия сотрудников и учащихся могут использоваться заблаговременно созданные защитные сооружения гражданской обороны (далее — защитные сооружения) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и приказом МЧС России от 21.07.2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», если они отвечают ИТМ ГО.
При отсутствии защитных сооружений или недостаточном их количестве для укрытия сотрудников и учащихся учреждений используются заглубленные помещения метрополитена.
14. Обеспечение сотрудников и учащихся учреждения средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», приказами МЧС России от 27.05.2003 г. № 285 «Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля» и от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».
15. На объекте в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» должно быть организовано проведение аварийно-спасательных работ. Для выполнения этой задачи привлекаются силы аварийно-спасательных отрядов территориальных органов МЧС России.
*На правах нештатных аварийно-спасательных формирований в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» в подведомственных учреждениях создаются пункты выдачи СИЗ.
16. План по повышению устойчивости функционирования в военное время на объекте в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в связи с прекращением деятельности учреждения в военное время не разрабатывается.
17. В соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития и МЧС России 2011 года по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, разработаными в соответствии с Положением о накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379 в образовательном учреждении, исходя из специфики его предназначения и деятельности, в качестве запасов материальных средств в целях гражданской обороны имеются средства индивидуальной защиты для сотрудников, а также (при наличии) в качестве резервов материальных ресурсов на случай ЧС – средства индивидуальной защиты органов дыхания (самоспасатели типа ____), обеспечивающие оказание помощи людям в случае пожара или действия АХОВ.
Средства индивидуальной защиты для детей хранятся на складах спецпредприятий города Москвы и подаются в учреждение решением Правительства Москвы.
Для оказания медицинской помощи используется текущее имущество медицинского кабинета образовательного учреждения.
Другие запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны, а также резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС, по рекомендации Центрального окружного управления образования и решением администрации образовательного учреждения согласно пункту 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379, в образовательном учреждении ГБОУ СОШ № __ не создаются.
18. Медицинское обеспечение (проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и ветеринарно-санитарного надзора) в интересах гражданской обороны в учреждении организуется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» силами и средствами территориальных учреждений здравоохранения Российской Федерации во взаимодействии с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
19. Территория учреждения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 г. № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» отнесена к особой группе территорий по гражданской обороне, к которым относится территория города федерального значения — Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 года № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» учреждение считается по гражданской обороне некатегорированным.
20. В целях оперативного решения задач гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций в учреждении создаются специальные органы управления (далее — органы управления ГОЧС).
21. Управление гражданской обороной в учреждении в режиме повседневной деятельности осуществляет работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном руководителем учреждения, который назначается согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказом МЧС России от 31.07.2006 г. № 440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций». В учреждении издается соответствующий приказ о назначении уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны. Уполномоченный по ГО является постоянно действующим органом управления ГОЧС.
22. При введении в действие плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера управление гражданской обороной в учреждении осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
23. В образовательном учреждении создается эвакуационная комиссия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 303-дсп «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы». Состав эвакуационной комиссии учреждения назначается приказом по учреждению.
24. При выполнении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций руководитель гражданской обороны в пределах своих полномочий, определенных нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами, организует взаимодействие с:
территориальными органами МЧС России;
органами исполнительной власти и местного самоуправления;
территориальными органами Минздравсоцразвития России;
территориальными органами МВД России.
25. Обучение сотрудников и учащихся учреждения по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», нормативными актами МЧС России и осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера посредством:
самостоятельной подготовки;
переподготовки и повышения квалификации в учебно-методических центрах ГОЧС города Москвы и Центрального административного округа;
проведения занятий по месту работы и учебы.
26. В целях подготовки к выполнению задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — область гражданской обороны) в учреждении проводятся штабные и объектовые тренировки, а также групповые и практические занятия по отработке вопросов оповещения, действий при пожаре, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
II. Основные задачи, функции и полномочия в области гражданской обороны
27. Основные задачи по организации гражданской обороны в учреждении:
поддержание органов управления ГОЧС и созданных формирований (если предусмотрено) в готовности к работе;
организация обучения сотрудников и учащихся в области гражданской обороны;
создание системы оповещения об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны;
*планирование и подготовка к эвакуации учащихся, сотрудников и членов их семей, материальных и иных ценностей в безопасные районы (кому положено);
планирование и подготовка мероприятий по обеспечению сотрудников и учащихся средствами индивидуальной защиты;
организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России и органами местного самоуправления по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.
28. Основные задачи по ведению гражданской обороны в учреждении:
оповещение сотрудников и учащихся об опасностях при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
выдача сотрудникам и учащимся средств индивидуальной защиты;
*организация работы органов управления ГОЧС и созданных формирований (если предусмотрено);
*организация эвакуации учащихся, сотрудников и членов их семей, материальных и иных ценностей в безопасные районы (кому положено);
организация аварийно-спасательных работ на объектах, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организация тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация обеспечения, в том числе медицинского обслуживания, служащих и работников, пострадавших при возникновении чрезвычайных ситуаций, принятие других необходимых мер.
29. Основные функции и полномочия учреждения в области гражданской обороны:
в пределах полномочий, определенных нормативными правовыми актами ЦОУО, организует выполнение задач в области гражданской обороны;
разрабатывает и согласует с территориальным органом МЧС России план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, другие документы в области гражданской обороны, определенные нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами ЦОУО и настоящим Положением;
возлагают на работников ответственность за решение задач в области гражданской обороны;
осуществляют взаимодействие с территориальными органами МЧС России и органами местного самоуправления по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
направляет в установленные сроки в ЦОУО доклад о состоянии гражданской обороны за истекший год, другие отчетные документы в области гражданской обороны.
30. Директор образовательного учреждения, являющийся руководителем гражданской обороны, отвечает за организацию и ведение гражданской обороны в учреждении и осуществляет следующие функции и полномочия в области гражданской обороны:
организует проведение в учреждении единой государственной политики в области гражданской обороны;
устанавливает организационную структуру гражданской обороны в учреждении;
определяет функции и полномочия своих заместителей в области гражданской обороны, поручает им исполнение части своих полномочий, а также определяет функции и полномочия структурных подразделений в области гражданской обороны;
устанавливает порядок создания и комплектования в учреждении подразделений (порядок назначения служащих, работников или ответственных), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
вводит в действие в установленном порядке план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
принимает решения, подписывает приказы и распоряжения, иные ведомственные документы о проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
представляет учреждение в отношениях с органами государственной власти по вопросам гражданской обороны, отнесенным к компетенции учреждения.
31. Заместитель по безопасности, выполняющий обязанности уполномоченного по ГО, осуществляет следующие функции и полномочия в области гражданской обороны:
организует выполнение задач по организации и ведению гражданской обороны в учреждении;
координирует деятельность учреждения по вопросам планирования и выполнения задач в области гражданской обороны;
организует подготовку руководящего состава учреждения в области гражданской обороны;
разрабатывает план гражданской обороны и план действий учреждения по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и документы по их реализации;
разрабатывает проекты организационно-распорядительных документов учреждения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и при необходимости осуществляет их согласование с территориальными органами МЧС России;
осуществляет планирование основных мероприятий учреждения в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий год;
вносит предложения руководителю учреждения по совершенствованию работы в области гражданской обороны в учреждении.
32. Заместители руководителя учреждения осуществляют следующие функции и полномочия в области гражданской обороны:
контролируют выполнение задач по организации и ведению гражданской обороны в курируемых ими структурных подразделениях;
выполняют функции в области гражданской обороны, определенные организационно-распорядительными документами учреждения и настоящим Положением;
участвуют в планировании мероприятий гражданской обороны.
III. Основные мероприятия по гражданской обороне, организация и порядок их выполнения
33. Основные мероприятия по организации гражданской обороны, проводимые в учреждении:
издание приказов (распоряжений) в целях выполнения задач в области гражданской обороны;
ежегодное планирование основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций;
*подготовка органов управления ГОЧС и создаваемых формирований (если предусмотрено) для решения задач в области гражданской обороны;
*подготовка руководителей к проведению эвакуации учащихся, сотрудников и членов их семей, материальных и иных ценностей в безопасные районы (кому положено);
представление заявок на обучение должностных лиц учреждения в учебно-методических центрах ГОЧС;
организация обучения сотрудников и учащихся по вопросам гражданской обороны и защиты от ЧС на занятиях по месту работы и учебы;
проведение объектовых тренировок, а также групповых и практических занятий по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области гражданской обороны, широкое использование учебных и учебно-методических материалов по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
разработка, уточнение и корректировка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и документов по его реализации;
разработка и осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности;
организация взаимодействия с органами управления и подразделениями пожарной охраны в целях обеспечения пожарной безопасности и тушения пожаров на объекте;
поддержание в работоспособном состоянии системы оповещения, регулярное уточнение и корректировка схемы оповещения;
подготовка отчетных материалов (данных), относящихся к области гражданской обороны и пожарной безопасности;
накопление согласно действующим нормам индивидуальных средств защиты, хранение и поддержание их в технической исправности и готовности к использованию по назначению, обеспечение в установленные сроки сотрудников и учащихся средствами индивидуальной защиты и другим имуществом;
*накопление, пополнение (освежение) запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны;
*подготовка безопасного района для размещения учащихся, сотрудников и членов их семей, материальных и иных ценностей (кому положено);
*организация и осуществление мероприятий по обеспечению сохранности и готовности существующих защитных сооружений к приему укрываемых;
организация взаимодействия с силами гражданской обороны Российской Федерации в интересах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах;
выявление, обобщение и внедрение в практику передового опыта в организации и выполнении мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций.
34. Основные мероприятия по ведению гражданской обороны в учреждении:
оповещение руководящего состава, сотрудников и учащихся в рабочее и нерабочее время, организация управления и связи в пункте постоянной дислокации;
организация работы органов управления ГОЧС;
выполнение мероприятий по степеням готовности гражданской обороны;
выдача сотрудникам и учащимся средств индивидуальной защиты;
*укрытие сотрудников и учащихся в убежищах;
*эвакуация учащихся, сотрудников и членов их семей, материальных и иных ценностей в безопасные районы (кому положено);
организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди сотрудников и учащихся, пострадавших при возникновении чрезвычайных ситуаций;
эвакуация пострадавших в лечебные учреждения;
предоставление сотрудникам, учащимся и членам их семей информационно-психологической поддержки;
взаимодействие с территориальными органами МЧС России по вопросам:
контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
санитарной обработки сотрудников и учащихся, специальной обработки материальных средств, обеззараживания объектов;
тушения пожаров.
35. Перечень основных документов в области гражданской обороны, разрабатываемых в учреждении (далее — документы ГОЧС), их формы и содержание, порядок разработки, уточнения и корректировки определяются нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами МЧС России.
36. Разработка документов ГОЧС осуществляется в соответствии с приказами (распоряжениями) ЦОУО и учреждения, в которых должны быть определены сроки разработки документов ГОЧС, а также работники, ответственные за их разработку. При разработке документов ГОЧС должны учитываться особенности дислокация объекта, а также данные по гражданской обороне, полученные из территориальных органов МЧС и местного самоуправления.
37. Разработанные и утвержденные документы ГОЧС доводятся до работников в части, их касающейся, и хранятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами МЧС России, ЦОУО и учреждения.
VI. Заключительные положения
38. Образовательное учреждение планирует и осуществляет финансирование мероприятий гражданской обороны за счет средств, выделяемых ЦОУО.
39. Категорически запрещается расходовать не по назначению имущество и материальные средства, предназначенные для нужд гражданской обороны. Допускается использование средств индивидуальной защиты, приборов разведки и дозиметрического контроля для учебных целей с последующим приведением их в надлежащий порядок и восполнением пришедших в негодность.
40. Персональный состав, функции и полномочия уполномоченных по ГО, КЧС и ПБ, создаваемых формирований (если предусмотрено) определяются в приказах учреждения и ежегодно уточняются.
41. Контроль за выполнением мероприятий по гражданской обороне в учреждении осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» представителями ведомственных вышестоящих организаций (ЦОУО, Департамент образования города Москвы), а также органов МЧС России и государственной надзорной деятельности в соответствии с предоставленными им полномочиями.
42. Руководитель и сотрудники учреждения за несоблюдение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источник: Методические рекомендации по разработке документов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций // Департамент образования города Москвы. М., 2013.
В Москве в соответствии с действующим административно-территориальным делением (город разделен на округа) сформированы окружные управления образования, подчиняющиеся Департаменту образования г. Москвы. При подготовке положений об организации и ведении гражданской обороны в образовательных учреждениях в других регионах ЦОУО следует заменить на название вышестоящего органа управления образованием, в ведении которого находится данное образовательное учреждение. – Прим. ред.
В настоящее время действует Постановление Правительство РФ от 16 августа 2016 г. № 804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения». — Прим. ред.
к постановлению
главы администрации
Раздольевского
сельского поселения
от 08.06.2012 г № 14
1. Общие положения
1.1. Основные понятия:
гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее ГО);
спасательная служба- гражданской обороны (далее служба ГО) служба, предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку сил и средств и обеспечение действий нештатных аварийно-спасательных формирований в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий; средства ГО материально-техническое
обеспечение сил ГО; силы ГО – воинские формирования, формирования и службы (НАСФ и- АСС), предназначенные для решения задач по спасению населения, материальных и культурных ценностей, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) мирного и военного времени;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне – территория на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.
1.2. Настоящий Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в поселении (далее Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» и Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 г. № 687. » Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»
1.3. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории поселения основывается на заблаговременном, согласованном и взаимоувязанном по целям и задачам выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании годового и перспективного плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
1.4. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории района от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения Раздольевского сельского поселения и планов гражданской обороны организаций.
1.5. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.6. Гражданская оборона организуется и ведется на всей территории поселения в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области, нормативными правовыми актами МЧС России, распорядительными документами руководителя гражданской обороны Республики Дагестан, Тарумовского района, а также настоящим Положением.
1.7. Администрация сельского поселения, предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм (далее — организации) в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
1.8. Глава сельского поселения и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне на территории поселения.
1.9. Глава Раздольевского сельского поселения в пределах своей компетенции:
осуществляет руководство гражданской обороной в поселении
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие с органами государственной власти при решении задач или выполнении мероприятий гражданской обороны на территории поселения;
утверждает (определяет) состав комиссий и коллегиальных органов, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне и порядок их деятельности;
контролирует решение задач и выполнение мероприятий гражданской обороны на территории поселения; принимает нормативные правовые акты в области организации и ведения гражданской обороны; разрабатывает целевые программы в области гражданской обороны;
организует проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывает и реализовывает план гражданской обороны и защиты населения в пределах установленной компетенции;
привлекает на договорной основе организации различных форм собственности для выполнения работ (поставок товаров и предоставления услуг) в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории поселения;
осуществляет иные полномочия в регулируемой сфере, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области.
2. Мероприятия по гражданской обороне
2.1. Администрация Раздольевского сельского поселения и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями планируют и осуществляют мероприятия:
2.1.1. По обучению населения в области гражданской обороны:
нормативное, правовое и методическое обеспечение функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны; создание, поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки населения по гражданской обороне;
организация и осуществление пропаганды знаний в области гражданской обороны.
2.1.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:
создание и поддержание системы централизованного оповещения населения в постоянной готовности, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения,
совершенствование системы оповещения; создание локальных систем оповещения, сопрягаемых с автоматизированными системами контроля за выбросом опасных веществ и централизованного оповещения населения, на потенциально опасных объектах и в районах их размещения;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
2.1.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка мест размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей; подготовка транспортных средств для обеспечения проведения эвакуационных мероприятий;
создание, подготовка и организация деятельности эвакуационных органов.
2.1.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты: строительство новых, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;
приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение недостающих быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
2.1.5. По световой и другим видам маскировки:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;
2.1.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:
создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
разработка современных технологий и технических средств проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с специальными формированиями, создаваемыми в военное время.
2.1.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения (медицинское обеспечение, обеспечение жильем, продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами и др.);
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых и иных услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
организация оказания населению всех видов медицинской помощи;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
размещение пострадавшего населения во временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
2.1.8. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:
создание необходимых нештатных противопожарных формирований, их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
организация тушения пожаров в военное время в жилых массивах.
2.1.9. По обнаружению и обозначению мест радиоактивного, химического, биологического и иного заражения, загрязнения:
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории городского и сельских поселений, имеющих специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения); введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование методов и технических средств мониторинга за радиационной, химической, биологической обстановкой, в том числе за степенью зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
2.1.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;
создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;
планирование и организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
2.1.11. По восстановлению и поддержанию порядка в зонах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций: создание и оснащение сил нештатных формирований охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
восстановление и поддержание общественного порядка при эвакуации населения; обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
усиление охраны объектов силами нештатных аварийно- спасательных формирований, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
2.1.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.
2.1.13. По срочному захоронению трупов в военное время: заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов; оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;
2.1.14. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
планирование и проведение в угрожаемый период мероприятий по комплексной маскировке;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации; повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
2.1.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны: оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
проведение занятий с нештатными аварийно-спасательными формированиями и спасательными службами, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
планирование применения группировки сил гражданской обороны;
разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств различных ведомств и организаций в интересах гражданской обороны, а также всестороннего обеспечения их действий.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»
1. Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (управление, отдел) муниципального образования в составе органа местного самоуправления (далее — орган управления ГОЧС) функционирует как самостоятельное структурное подразделение в составе органа местного самоуправления (администрации), предназначенное для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.
2. Орган управления ГОЧС в своей деятельности руководствуется законодательными и нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций федерального, регионального, муниципального уровней и настоящим примерным положением.
3. Орган управления ГОЧС осуществляет свою деятельность под общим руководством начальника гражданской обороны органа местного самоуправления и Главного управления МЧС России по субъекту РФ.
4. Основными задачами органа управления ГОЧС являются:
1) разработка предложений по реализации государственной политики в сфере гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в реализации принятых по ним решений;
2) организация планирования, разработки и осуществление мероприятий по гражданской обороне и контроль за их выполнением;
3) организация оповещения органов управления ГОЧС и населения о приведении в готовность системы гражданской обороны, об угрозе нападения противника и применения им оружия массового поражения;
4) организация подготовки по гражданской обороне, по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должностных лиц и формирований территориальной подсистемы субъекта РФ единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС);
5) участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению выживания населения в условиях военного времени, организация работы по обеспечению органов управления, сил и средств территориальной подсистемы РСЧС страховым фондом документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты системы жизнеобеспечения населения;
6) организация всеобщего обязательного обучения населения по гражданской обороне;
7) обеспечение боевой и мобилизационной готовности органов управления ГОЧС и возложенных на них формирований:
8) участие в планировании, организации, обеспечении и проведении совместно с другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и военным командованием эвакуационных мероприятий в условиях мирного и военного времени;
9) осуществление контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне организациями и предприятиями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
10) обеспечение функционирования и развития территориальной подсистемы РСЧС в соответствии с планом мероприятий по ее совершенствованию, создание и обеспечение готовности органов управления, сил и средств в условиях мирного и военного времени;
11) организация работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
12) организация работы по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
13) осуществление совместно с заинтересованными органами государственного надзора контроля за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении.
5. Орган управления ГОЧС в соответствии с возложенными на него задачами:
1) организует выполнение мероприятий гражданской обороны;
2) организует работу по созданию, размещению, подготовке и оснащению сил гражданской обороны, территориальной подсистемы РСЧС, в том числе сил постоянной готовности;
3) организует взаимодействие органа местного самоуправления с руководством гражданской обороны на объектах и координирует их деятельность по вопросам гражданской обороны;
4) разрабатывает и вносит на рассмотрение начальника гражданской обороны органа местного самоуправления проекты плана гражданской обороны и плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсистемы РСЧС в интересах гражданской обороны, а также по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и районированию территорий по наличию объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) и угрозы возникновения стихийных бедствий;
6) организует ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской обороны и осуществляет контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля;
7) организует работу по привлечению к мероприятиям гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций общественных объединений и трудоспособного населения при соответствующей подготовке и аттестации;
8) организует реализацию территориальных программ по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время;
9) осуществляет контроль за выполнением норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, накоплением и поддержанием в готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники и специального имущества, проведением мероприятий по светомаскировке;
10) организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении, а также по обеспечению надежности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;
11) организует разработку и представляет в исполнительный орган местного самоуправления и в Главное управление МЧС России по субъекту РФ проекты нормативно-правовых актов и решений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и другим вопросам своей компетенции;
12) организует сбор информации об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации и производит ее анализ;
13) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по чрезвычайным ситуациям;
14) обеспечивает боевую и мобилизационную готовность органов повседневного управления территориальной подсистемой РСЧС;
15) осуществляет в установленном порядке руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
16) организует создание и функционирование территориальной системы оповещения, руководит информационно-управляющим центром гражданской обороны;
17) осуществляет информирование населения о состоянии защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты от них;
18) осуществляет методическое руководство работами по повышению устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях;
19) организует работу по созданию, сохранению и подготовке к использованию страхового фонда документации;
20) организует работу по созданию и использованию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
21) организует подготовку населения, должностных лиц органов управления и подразделений территориальной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
22) осуществляет совместно с ведомственными органами государственного надзора контроль за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении;
23) осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам своей компетенции.
6. Органу управления ГОЧС представляется право:
1) принимать по вопросам своей компетенции решения, обязательные для исполнения исполнительными органами местного самоуправления;
2) заслушивать и получать от органов государственной статистики, исполнительных органов местного самоуправления информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных задач;
3) принимать по согласованию с исполнительными органами местного самоуправления решения о привлечении сил и средств постоянной готовности (независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности) к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) проводить по вопросам своей компетенции проверку органов местного самоуправления;
5) привлекать экспертов для проведения исследований, экспертиз и подготовки заключений по отдельным вопросам своей компетенции;
6) иметь специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными знаками, специальными сигналами и средствами связи.
7. Штатное расписание органа управления ГОЧС по должностям гражданского персонала утверждается руководителем исполнительного органа местного самоуправления с учетом типового штатного перечня по должностям работников.
8. Руководитель органа управления ГОЧС:
1) осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия;
2) несет ответственность за выполнение задач, возложенных на орган управления ГОЧС, и осуществление функций в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3) по результатам проверок состояния гражданской обороны, выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении вносит в установленном порядке предписания руководителям организаций (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) об устранении недостатков;
4) вносит в установленном порядке в Главное управление МЧС России по субъекту РФ предложения по совершенствованию структуры органа управления ГОЧС;
5) устанавливает обязанности должностных лиц органа управления ГОЧС и подведомственных ему организаций;
6) осуществляет в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации прием и увольнение работников;
7) вносит в установленном порядке предложения о награждении отличившихся служащих органа управления ГОЧС и работников подведомственных организаций государственными наградами Российской Федерации, нагрудными знаками МЧС России, другими видами поощрения:
8) является распорядителем средств, выделенных из средств местного бюджета и других источников на выполнение мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решения руководителя органа управления ГОЧС по вопросам административно-хозяйственной деятельности оформляются приказами и указаниями.
9. Финансирование расходов на содержание органа управления ГОЧС осуществляется за счет средств местного бюджета.