Приостановление операций по счету

Приостановление операций по счету

Приостановление операций по банковскому счету

В отношении налогоплательщиков, не исполняющих обязанности по уплате налогов и сборов, налоговыми органами применяются различные меры воздействия. За некоторые нарушения налогового законодательства инспекция вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. О том, в каких случаях могут быть приостановлены операции по счетам, какие последствия это влечет для налогоплательщика и какие операции по такому счету все же могут осуществляться, читайте в статье.

Подпункт 5 п. 1 ст. 31 НК РФ предоставляет налоговым органам право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках.

Такую меру воздействия налоговая инспекция может применять в случаях, строго определенных Налоговым кодексом. Во-первых, в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога. А во-вторых, если он не представил в налоговый орган налоговые декларации в течение двух недель по истечении установленного для этого срока или отказался их представить.

Примечание. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Глава 11 Налогового кодекса предусматривает следующие способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов:

  • залог имущества (ст. 73);
  • поручительство (ст. 74);
  • пеня (ст. 75);
  • приостановление операций по счетам в банке налогоплательщика-организации, налогового агента — организации, плательщика сбора — организации или налогоплательщика — индивидуального предпринимателя (ст. 76);
  • арест имущества (ст. 77).

Операции по счетам приостановлены: как это происходит

Приостановление операций по счетам является одним из способов, которыми обеспечивается исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ).

Приостановление операций по счету: что делать?

Оно действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении операций и до отмены этого решения.

Указанное решение вправе принимать руководитель (его заместитель) инспекции ФНС России <1>. Форма решения утверждена Приказом МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 «О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности».

<1> Также решение о приостановлении вправе принимать начальник (заместитель начальника) таможенного органа ГТК России (форма решения утверждена Приказом ГТК России от 03.06.2002 N 567). Приостанавливать операции в отношении нарушителей бюджетного законодательства могут и органы Федерального казначейства (см. об этом Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 01.04.2005 N N 02-14-10а/637а, 42-7.1-01/5.1-74а) — Прим. ред.

Что такое приостановление операций по банковским счетам? Применение данной ограничительной меры означает, что банк временно прекратил проведение всех расходных операций по данным счетам, за исключением случаев, специально оговоренных в Налоговом кодексе. Об этом говорится в п. 1 ст. 76 НК РФ. Такое ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Порядок и очередность списания денежных средств со счета установлены ст. 855 Гражданского кодекса. Так, если на счете достаточно денежных средств, то списание осуществляется в порядке календарной очередности. Об этом сказано в п. 1 ст. 855 ГК РФ. При недостаточности денежных средств очередность их списания определена п. 2 ст. 855 ГК РФ.

Примечание. Очередность списания денежных средств

Как быть, если на расчетном счете недостаточно денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований? Ответ на этот вопрос дан в п. 2 ст. 855 ГК РФ. А именно: в такой ситуации списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, а также на взыскание алиментов;
  • во вторую очередь производится списание по исполнительным документам на выплату выходных пособий, оплату труда, а также выплату вознаграждений по авторскому договору;
  • в третью очередь перечисляются или выдаются денежные средства на оплату труда, а также делаются отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования;
  • в четвертую очередь осуществляются платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в шестую очередь исполняются остальные платежные документы в порядке календарной очередности.

При этом ст. 26 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» установлено, что при недостаточности денежных средств на счете списание по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также расчеты по оплате труда производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных Гражданским кодексом к первой и второй очереди.

Платежные документы на перечисление средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» относятся к третьей группе очередности. Это означает, что сначала будут исполняться платежи первых двух очередей. Что касается платежей в бюджет и внебюджетные фонды, то они также должны быть исполнены, поскольку решение о приостановлении операций по счету призвано обеспечить исполнение налоговой обязанности. По всем остальным платежным документам банк не будет перечислять денежные средства.

Поясним сказанное на примере.

Пример. В отношении ООО «Манго» налоговая инспекция вынесла решение N 364 от 16.08.2005 о приостановлении операций по счетам, которое направила в банк. На момент вынесения решения на расчетном счете ООО «Манго» денежных средств не было. При этом организация ожидала поступления денег за реализацию продукции.

В этой связи общество направило в обслуживающий банк платежные поручения:

  • от 15.08.2005 на перечисление денежных средств на оплату купленного сырья на сумму 8000 руб.;
  • от 11.08.2005 на перечисление взносов по обязательному пенсионному страхованию в ПФР на сумму 3000 руб.

Также в банк поступили:

  • платежное требование ОАО «Электрические сети» от 11.08.2005 на взыскание задолженности с ООО «Манго» за электроэнергию на сумму 4000 руб.;
  • инкассовое поручение налоговой инспекции от 10.08.2005 на взыскание с ООО «Манго» суммы задолженности по налогу на прибыль в размере 6000 руб.;
  • исполнительный лист от 25.07.2005 на возмещение вреда после несчастного случая на производстве трем работникам ООО «Манго» на сумму 30 000 руб.;
  • исполнительный лист от 20.07.2005 на выплату выходного пособия на сумму 7000 руб. работнику ООО «Манго».

Все платежные и иные документы, предъявленные к счету ООО «Манго», были помещены в картотеку к счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (из-за отсутствия или недостаточности денежных средств).

19 августа 2005 г. на счет ООО «Манго» поступило 60 000 руб.

Однако из-за того, что по данному счету принято решение о приостановлении операций, банк исполнит не все документы. Будут оплачены только документы:

  • первой очереди — 30 000 руб.;
  • второй очереди — 7000 руб.;
  • третьей очереди — 9000 руб. (3000 руб. + 6000 руб.).

Платежное требование ОАО «Электрические сети» и платежное поручение на оплату купленного сырья банк исполнять не будет, пока не получит документ об отмене решения о приостановлении операций по счетам.

На сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить из-за того, что операции по его счету были приостановлены, пени не начисляются. На это указывает п. 3 ст. 75 НК РФ. Вместе с тем организация должна предпринимать меры к погашению недоимки <2>. Таким образом, решение о приостановлении операций само по себе не является освобождением от уплаты пеней. Для этого устанавливается прямая связь между вынесением решения и невозможностью погашения недоимки.

<2> См. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18.04.2005 N 03-02-07/1-100 «О начислении пеней на сумму недоимки по налогам за период приостановления операций по счетам организации». — Прим. ред.

Налоговый орган направляет решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банк и одновременно уведомляет об этом организацию. Решение передается под расписку или иным образом, свидетельствующим о дате его получения.

Такое решение подлежит безусловному исполнению банком. Если после получения решения о приостановлении операций по счету банк исполнит поручение этого налогоплательщика на перечисление другому лицу денежных средств, не имеющих преимущества в очередности исполнения перед платежами в бюджет, то он привлекается к ответственности. Ответственность банка в этом случае наступает в соответствии со ст. 134 НК РФ.

При наличии указанного решения банк не вправе открывать организации новые счета. Об этом сказано в п. 9 ст. 76 НК РФ.

После устранения обстоятельств, на основании которых было принято решение о приостановлении операций по счетам, налоговая инспекция не позднее одного операционного дня отменяет свое решение.

Как уже отмечалось, решение о приостановлении операций по счетам может быть вынесено из-за того, что не уплачен налог или не представлена налоговая декларация.

Если не уплачены налоги…

Если у организации числится недоимка, налоговые органы прежде всего направляют ей требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). В нем указывается срок, в течение которого надо погасить недоимку.

Допустим, организация по каким-либо причинам не сделала этого. Тогда руководитель инспекции или его заместитель выносит решение о взыскании налога в бесспорном порядке за счет средств организации в банках. Оно должно быть вынесено не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования. Решение о взыскании налога, принятое позже, считается недействительным. На это обращает внимание п. 3 ст. 46 НК РФ. В такой ситуации налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании суммы налога.

В течение 5 дней после принятия указанного решения оно доводится до сведения налогоплательщика. Как правило, на основании данного решения налоговые органы направляют в банки, где открыты счета организации-недоимщика, инкассовые поручения на перечисление налогов.

Одновременно с решением о взыскании может быть принято решение о приостановлении операций по счетам организации в банке. Об этом сказано в п. 2 ст. 76 НК РФ.

В то же время, поскольку у налоговых органов при неуплате организацией налогов есть право взыскания в безакцептном порядке, приостановление операций по счетам применяется не всегда, а, как правило, в случае недостаточности средств на счете.

Если налоговая декларация не представлена в срок…

Каждый налогоплательщик должен представлять налоговую декларацию по тем налогам, которые подлежат уплате (ст. 80 НК РФ). А если налогоплательщик не подал ее в течение двух недель по истечении установленного срока? Тогда налоговая инспекция вправе принять решение о приостановлении операций по счетам такого налогоплательщика в банке. Причем в этом случае инспекции не нужно предварительно направлять требование или осуществлять какие-либо дополнительные мероприятия.

Рассмотрим ситуации, возникающие на практике, которые следует учитывать налогоплательщикам, сдающим налоговую отчетность.

Непредставление «нулевых» налоговых деклараций

Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представлять налоговую декларацию по данному налоговому периоду. На это указывает п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Обзор) <3>.

<3> Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведен Письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71. — Прим. ред.

Поэтому за непредставление «нулевых» деклараций инспекция вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам.

Непредставление расчетов

Налоговый кодекс разделяет налоговую отчетность на налоговые декларации и расчеты авансовых платежей по налогам. Расчеты авансовых платежей сдаются, как правило, по итогам отчетного периода.

В п. 15 Обзора Президиум ВАС РФ также четко разграничивает эти понятия. Он указывает, что недопустимо применять к налогоплательщикам налоговые санкции за непредставление расчетов авансовых платежей.

Возможно, судебная практика распространит этот вывод и на положения ст. 76 НК РФ.

Обособленные подразделения и налоговая отчетность

Организации представляют отчетность в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений.

Заметим, что филиалы, представительства и иные обособленные подразделения исполняют обязанности организации по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Об этом сказано в ст. 19 НК РФ. При этом они не являются самостоятельными налогоплательщиками.

При непредставлении налоговых деклараций по месту нахождения обособленных подразделений налоговыми органами могут быть вынесены решения о приостановлении операций как в отношении счетов этих подразделений, так и головной организации.

Е.С.Баулина

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Управление кредитных организаций

ФНС России

Приостановление операций по счетам налогоплательщика

Одним из способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов наряду с залогом имущества, поручительством, наложением ареста на имущество и пенями в соответствии со ст.72 НК РФ является приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента.

В данной статье рассмотрим более подробно, что означает само понятие «приостановление операций», по всем ли счетам это делается, все ли операции «замораживаются», в каком случае и кто принимает решение о приостановлении операций, а также каков порядок приостановления операций по счетам.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке — это прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме тех, очередность которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (ст.76 НК РФ). В соответствии со ст.855 ГК РФ к таким расходным операциям относятся:

исполнительные документы, предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью, алименты;

исполнительные документы, предусматривающие выплату выходных пособий и оплаты труда, в том числе по авторским договорам;

платежные документы, предусматривающие выплату заработной платы;

отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

Причем поступать деньги на расчетный счет могут, но списывать их со счета организация, равно как и банк, за исключением перечисленных случаев, не вправе.

Также следует обратить внимание на то, что приостановить операции можно только по текущим расчетным счетам — как рублевым, так и валютным, а «заморозить» ссудные, бюджетные и депозитные счета налоговые органы не вправе. НК РФ не позволяет взыскать налог с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на текущий расчетный счет, если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа о перечислении налога (п.5 ст.46 НК РФ).

Правом приостановления операций по счетам наделены налоговые органы в соответствии с п.8 ст.46.1 НК РФ. Таможенные органы при недоимке по уплате таможенной пошлины с 1 января 2004 г. такое право утратили (Федеральный закон от 28.05.2003 N 61-ФЗ). Не вправе приостановить операции по счетам и внебюджетные фонды.

НК РФ предусматривает две ситуации, когда операции по счетам могут быть приостановлены:

у организации возникает недоимка по налогам и сборам;

организация не представила налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации. Других оснований налоговым законодательством не предусмотрено. Для обоих случаев процедура приостановления и возобновления операций по счетам немного отличается.

При возникновении недоимки по налогам налоговые органы имеют право направить организации требование об уплате налога и пеней, в котором указывается срок, в течение которого необходимо погасить образовавшуюся задолженность. Если организация данное требование игнорирует, то налоговые органы вправе принудительно взыскать деньги с расчетного счета.

В соответствии со ст.46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисления необходимых денежных средств. Причем данное право действует в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. После истечения этого срока налоговый орган может только обратиться в суд с иском о взыскании. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Одновременно с этим решением налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счету для того, чтобы организация-налогоплательщик не перевела деньги, причитающиеся в бюджет, со своего расчетного счета. Решение о приостановлении операций организации-налогоплательщика по его счетам принимается только руководителем (или его заместителем) того налогового органа, который направил требование об уплате налога, и должно быть вынесено одновременно с инкассовым поручением банку на перечисление налогов в бюджет. Если хотя бы одно из этих двух условий не выполняется, то операции по счетам налогоплательщика приостановлены незаконно, однако, как показывает практика, доказывать это придется через суд.

Тем не менее налогоплательщику стоит обратить внимание на правильность оформления решения самому, так как банк, получив решение из налоговой инспекции, не станет выяснять, правомерно ли оно. В его обязанности входит лишь безусловное исполнение решения налогового органа. К тому же банк освобожден от ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления операций по его счетам (п.7 ст.76 НК РФ).

При непредставлении или при задержке подачи декларации налоговый орган не направляет никаких требований. Решение о приостановлении операций налогоплательщика может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа и направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения, например заказным письмом по почте.

Если налогоплательщик опоздал со сдачей декларации или по каким-либо причинам вообще не представил декларацию в налоговую инспекцию, то исправить ситуацию можно достаточно быстро. Для этого необходимо представить налоговую декларацию, и налоговый орган не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем подачи декларации, отменяет решение о приостановлении операций по счетам (п.2 ст.76 НК РФ). Далее налогоплательщика ждут лишь проблемы со штрафом за непредставление налоговой декларации по ст.119 НК РФ.

Когда причина блокировки счета — в неуплате налогов и сборов, налоговый орган отменяет свое решение не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления документов, подтверждающих выполнение налогоплательщиком решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам в банке

Таким документом может быть платежное или инкассовое поручение с отметкой банка об исполнении.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст.138 НК РФ).

При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету (ст.139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст.140 НК РФ).

Одновременно с подачей жалобы (либо отдельно от нее) налогоплательщик может подать иск по местонахождению налоговой инспекции, где он состоит на учете.

Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

несоответствие нормам налогового законодательства;

нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:

отсутствие задолженности по налогам;

вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;

вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, который не уполномочен это делать;

отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;

решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

Однако судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц, и на протяжении этого периода у организации существует высокая вероятность остаться без расчетного счета. Открыть новый расчетный счет в том же банке налогоплательщик не вправе, но открывать счета в других банках НК РФ не запрещает. Однако в течение 5 дней банк, в котором организация откроет новый счет, обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, а та в свою очередь, получив такое уведомление, сразу же отправит в банк решение о приостановлении операций уже по новому счету. В такой ситуации налоговые органы вполне могут расценить подобные действия налогоплательщика как «уклонение от уплаты налогов иным способом» и привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности по ст.199 УК РФ.

Расчет наличными деньгами также не является хорошим выходом, поскольку, во-первых, расчеты наличными между юридическими лицами ограничены Банком России суммой в 60 000 руб., а, во-вторых, далеко не у каждой организации кассовый лимит позволит хранить и обращаться с этими деньгами, минуя банковский счет.

Т.Шкарупета

Бухгалтер-эксперт

ООО «Алруд — бухгалтерские услуги»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *