Проверка полиции

Проверка полиции

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится органом, выдавшим сертификат соответствия на продукцию, в соответствии с требованиями техрегламентов ЕАЭС, а в случае их отсутствия — в соответствии с требованиями национальных техрегламентов и законодательства РФ.

В частности, подробно об этом изложено в ГОСТ 31815-2012 «Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации».

Инспекционный контроль (сокращённо ИК) является полноценной частью процедуры сертификации серийно выпускаемой продукции. Если Вы оформляете сертификат на серию — Вашей продукции предстоит периодически проходить инспекционный контроль. Причём, неважно, обязательный сертификат или добровольный — правила проведения ИК одни и те же.

При декларировании соответствия никакого инспекционного контроля не предусмотрено — изготовитель сам следит за состоянием своего производства.

Цель инспекционного контроля

Напомним, ответственность за подтверждение соответствия продукции при сертификации лежит не только на заявителе (как в случае с декларированием), но ещё и на сертификационном органе. И поэтому основная цель ИК для органа — удостовериться в том, что выпускаемая продукция спустя время по-прежнему соответствует всем требованиям действующих техрегламентов и, соответственно, сертификат на эту продукцию продолжает своё действие.

Для этого в рамках процедуры ИК проводится оценка состояния продукции, и в некоторых случаях — производства. Причём, при проверке продукции проверяется не только её качество, но и соблюдение требований к упаковке и маркировке (если они есть в техрегламенте).

Кто проводит инспекционный контроль

Из предыдущего пункта очевидно, что делать это может и должен только орган, выдавший сертификат соответствия. Поэтому, если у органа отзывают аккредитацию, заявителю приходится оформлять сертификат заново, ибо новый орган не может нести ответственность за сертификат, выданный ранее другим органом.

Объём работ при инспекционном контроле

В описании схем сертификации в графе «инспекционный контроль» присутствует следующая формулировка: «испытания образцов продукции и (или) анализ состояния производства».

Как уже нетрудно догадаться, это «и (или)» целиком зависит от того, на ком лежит ответственность за результаты ИК, а именно — от сертификационного органа.

Здесь нет каких-то универсальных схем работы, программа инспекционного контроля всегда индивидуальна и зависит от конкретной продукции конкретного заявителя, изготавливаемой на конкретном производстве и сертифицированной в конкретном органе. Факторов, влияющих на программу ИК — великое множество.

Периодичность инспекционного контроля

Стандарт устанавливает, что периодичность ИК определяется требованиями технического регламента и правилами сертификации. А в случае, если она там не указана — периодичность ИК определяет сертификационный орган.

В большинстве случаев инспекционный контроль проходит ежегодно.

Однако, это речь только о плановом ИК, а существует также ещё и внеплановый. Он проводится в том случае, если у органа есть основания полагать, что продукция перестала соответствовать требованиям техрегламента (например, при появлении рекламаций и жалоб от потребителей).

Каким документом оформляются результаты инспекционного контроля

На каждое проведённое мероприятие в рамках ИК (испытания продукции, анализ производства, анализ системы менеджмента…) составляется отдельный документ.

Все эти документы затем указываются в итоговом акте инспекционного контроля (и прикладываются к нему). И уже в этом акте эксперт, проводивший процедуру ИК, делает заключение — соответствует ли выпускаемая продукция всем заявленным при сертификации требованиям или нет.

Также, при необходимости, в этом же акте указывается, какие корректирующие мероприятия и в какой срок должен провести изготовитель.

Что ещё важно знать об инспекционном контроле

Самый главный вывод, который нужно сделать об инспекционном контроле — за его проведение полностью ответственен орган, выдавший сертификат соответствия на продукцию. Поэтому очень важно в ходе поисков сертификационного органа найти не простого подрядчика, а полноценного партнёра.

Также стоит обратить внимание, что процедуру проведения ИК необходимо обговаривать заранее, ещё на этапе обращения за сертификатом соответствия. Бывают случаи, когда органы занижают стоимость сертификата, делая её более привлекательной, но потом «отбивают» её, завышая стоимость проведения инспекционного контроля.

-паспорт;
-миграционную карту;
-уведомление о постановке на миграционный учет (регистрацию);
-патент вместе с чеками об оплате;
-полис медицинского страхования.
Мы рекомендуем сделать копии всех Ваших документов и хранить их в надежном и легкодоступном месте (в квартире, у родственников, друзей и т. д.). Обязательно сделайте несколько ксерокопий Вашего паспорта. Одну из них необходимо заверить у нотариуса и иметь при себе: в случае утери или изъятия документа заверенная копия паспорта может служить документом, подтверждающим Вашу личность, гражданство, а также поможет быстрее восстановить паспорт.

Проверить Ваши документы имеют право только сотрудники полиции.

Если у вас проверяют документы сотрудники полиции:

1. При обращении к Вам полицейский обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить свое удостоверение и объяснить причину и цель проверки ваших документов (п. 4 ст. 5 закона «О полиции»).

Разговаривайте с полицейским вежливо, обращайтесь в уважительной форме – сотрудник полиции также должен быть корректным при общении с Вами, не допускать криков, оскорблений и обвинений.

Полицейский должен иметь специальный нагрудный жетон с номером, а также назвать Вам свою фамилию и звание, предъявить удостоверение сотрудника полиции. Если полицейский отказывается представиться, запомните, а лучше — запишите номер его нагрудного знака (п. 5 ст. 25 закона «О полиции»).

Не каждый человек в униформе является полицейским – многие представители добровольных дружин, казачьих организаций, частных охранных предприятий могут носить униформу, похожую на форму полиции, и иметь удостоверения, но они не имеют права проверять у Вас документы.

2. Вы имеете право узнать причину проверки документов. В Законе «О полиции» (п. 2 ст. 13) указано, что для проверки документов у сотрудника полиции должны быть основания подозревать вас в совершении уголовного преступления или административного правонарушения.

3. Вы можете показывать паспорт и другие документы из своих рук, предупредив сотрудника полиции об этом. Сотрудник полиции не имеет права изымать у вас паспорт или брать его в залог — это нарушение статьи 19.17 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В случае, когда у сотрудника полиции возникает сомнение в подлинности Ваших документов, он обязан их проверить по специальной базе: для этого Вы должны будете проследовать с ним в ближайшее отделение или пункт полиции.

4. Позвоните друзьям или родственникам и сообщите, где и с кем вы разговариваете. Это очень важно и дает вам дополнительную гарантию безопасности.

Если вас задержали и доставили в отделение:

1. У вас есть право на телефонный разговор (п. 7 ст. 14 закона «О полиции»).

2. Любое задержание должно оформляться специальным протоколом, копия которого вручается задержанному (п. 15 ст. 14 закона «О Полиции» и п. 2 ст. 27.4 КоАП РФ).

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина свое удостоверение, а также разъяснить право на юридическую помощь, право на переводчика, право на уведомление близких лиц, право на отказ от дачи объяснений (п. 3 ст. 14 закона «О полиции»).

4. Как задержанный, Вы имеете право на защитника и переводчика с момента задержания (п. 4 ст. 14 закона «О полиции»): потребуйте предоставить Вам переводчика, если Вы плохо знаете русский язык.

5. До судебного решения Вы не можете быть подвергнуты задержанию на срок более 48 часов.

За что Вас могут задержать и составить протокол об административном нарушении:

— нарушение правил въезда в Россию или режима пребывания (проживания) в России;

— отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в России (паспорт, миграционная карта и регистрация);

— просроченные документы (миграционная карта, регистрация, патент);

— несоответствие целей вашего приезда в Россию (например, если Вы в миграционной карте указали, что приехали в гости, а сами работаете).

Если составляется протокол, вы имеете право ознакомиться с содержанием протокола и внести замечания в случае несогласия с действиями сотрудника полиции или неправильной информации в протоколе. Если вы не понимаете протокол, вы имеете право на переводчика. Ознакомившись с протоколом, распишитесь в нем, если Вы согласны с его содержанием. Вам обязаны выдать копию протокола.

Вы имеете право не подписывать протокол, если Вы с ним не согласны! Ваши замечания Вы можете написать в протоколе самостоятельно.

Протокол только удостоверяет факт того, что Вы подозреваетесь в совершении административного правонарушения. Штрафовать Вас или применять другие меры административной ответственности сотрудник полиции не имеет права. Решение о применении к вам административного наказания принимает суд. Вопрос о вашем выдворении за пределы России принимает исключительно суд Российской Федерации.

Сотрудники Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проверяют документы на наличие и подлинность: паспорт, миграционная карта, регистрация, трудовой договор, медицинский полис, патент с чеками об оплате. Проверяется также: трудится ли иностранец по той специальности, которая указана в его патенте; регион, указанный в патенте, где иностранный работник имеет право трудиться.

По результатам проверки сотрудник Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области составляет в двух экземплярах акт о её проведении, а если есть нарушения — выносит решение о составлении протокола об административном правонарушении или возбуждения дела об административном правонарушении. Один экземпляр акта остается у Вас.

Из-за опасности совершения террористических актов на входе в метро или вокзал сотрудники метрополитена или железной дороги могут попросить Вас пройти через специальный детектор и пронести через него Ваш багаж: их действия законны, и Вы должны следовать их указаниям. При этом они не имеют права проверять Ваши документы.

Сотрудники полиции не имеют права изымать Ваши документы в залог – то есть с обещанием вернуть их Вам после уплаты штрафа. Единственное основание для изъятия у Вас личных документов – проверка их подлинности на специальной экспертизе: в таком случае Вам обязаны выдать справку об изъятии документов на экспертизу.

Если полицейский или сотрудник Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области требует у Вас деньги, вымогает взятку – он совершает преступление. О таких фактах необходимо сообщать по телефону дежурной службы ГУ МВД Россири – 02 (с мобильного телефона – 8 812 02, или 112-2), а также по телефону доверия ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 573-21-81, в Оперативно-розыскную часть ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 541-02-02, либо на горячую линию Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 273-22-46!

Телефоны доверия МВД РФ в регионах России Вы можете найти на сайте МВД:

Поведение при задержании

1. Постарайтесь не создавать предпосылок к задержанию:

– если есть возможность отказаться от ночной пешей прогулки по городу – откажитесь не раздумывая;

– если все же нужно идти, не употребляйте много спиртного;

– если вы выпили, не берите с собой деньги и ценности;

– всегда имейте с собой личный паспорт или документ его заменяющий (военный билет, удостоверение офицера и т. д.);

– никогда не говорите полицейским, что вы куда-то торопитесь и не выражайте признаков нетерпения;

– ни в коем случае не носите с собой ничего незаконного!

2. Если встреча с сотрудником полиции произошла, то вы, являясь «законопослушным гражданином» предъявите документы, объясните куда и откуда идете, не препятствуйте досмотру личных вещей.

3. Если вас, несмотря ни на что, сажают в машину и везут в отдел, не препятствуйте и этому.

4. Если вы хотите посмотреть удостоверения сотрудника полиции, изложите свою просьбу. Не пытайтесь взять это удостоверение в свои руки.

5. Не пытайтесь убежать.

6. Не стоит выражать недовольство задержанием в отделе.

7. Не стоит пытаться обманутьполицейского, не пытайтесь бежать, выкидывать (отдавать) криминальные предметы и т. п.

8. Находясь в отделе, ведите себя спокойно, честно отвечайте на вопросы и помните — проверка документов — это обязанность полицейского, в целях поддержания общественного порядка.

Если вы хотите обратиться в суд, прокуратуру, обязательно снимите побои в травмпункте, пройдите тест на алкоголь и возьмите необходимые справки.

После того, как вы подали официальное заявление, пишите как можно больше писем в самые разные инстанции с изложением вашей ситуации и указанием места, куда подано заявление. Не стесняйтесь очень часто интересоваться ходом дела там, куда вы подали свое заявление.

Противодействие уголовному преследованию бизнеса
Федеральный закон «О полиции» наделил органы полиции значительным объемом прав и обязанностей, в том числе:
— правом проверять у граждан и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию;
— при расследовании уголовных дел, а также проверке зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от граждан и организаций сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан;
— беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в их производстве материалами организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан;
— изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам.
На практике предприниматели сталкиваются с ситуациями, когда сотрудники полиции без объяснения причин и предъявления документов производят осмотр принадлежащих им помещений, изымают документацию, оргтехнику, а иногда товар, в результате чего фактически «парализуют» деятельность организации.
Что необходимо знать предпринимателю при проверке сотрудниками полиции его деятельности в рамках доследственной проверки и расследования уголовного дела?
До возбуждения уголовного дела сотрудники полиции вправе: • производить осмотр места происшествия;
• получать объяснения, образцы для сравнительного исследования;
• истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее – УПК РФ);
• назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве;
• производить осмотр предметов и документов, освидетельствование;
• требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, привлекать к их проведению специалистов. При этом следует помнить, что уголовно-процессуальный закон определяет исчерпывающий перечень оснований для проведения доследственной проверки:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (рапорт об обнаружении признаков преступления);
4) постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Порядок проведения
В соответствии с законом «О полиции» сотрудник полиции до начала проверки должен представиться и предъявить служебное удостоверение. По-возможности, запишите Ф.И.О., должность, звания лиц, которые к Вам пришли. Внимательно прочитайте постановление на проведение следственных действий в рамках УПК РФ.

В ходе расследования уголовного дела сотрудники полиции вправе:
• проводить обыск или выемку;
• производить допросы, очные ставки;
• предъявлять лицо (лиц) для опознания;
• назначать и проводить судебную экспертизу;
• на основании судебного решения накладывать арест на почтово-телеграфные отправления, на имущество, производить осмотр и выемку почтово-телеграфных отправлений, осуществлять контроль и запись телефонных и иных переговоров, получать информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Сверьте указанные в постановлении адрес, наименование организации с данными Вашей организации. Сравните содержащиеся в постановлении данные проверяющих с данными сотрудников полиции, пришедших с проверкой. В случае, если имеются минимальные расхождения, Вы вправе не допустить сотрудников полиции до проведения проверки.
В ходе осмотра складских, офисных и иных помещений сотрудником полиции должен составляться протокол осмотра места происшествия. Осмотр места происшествия проводится, как правило, с участием двух понятых (ст. 170 УПК РФ), которым до начала производства осмотра сотрудник полиции разъясняет их права и обязанности. Следует знать, что понятым запрещено покидать место производства осмотра до его окончания. Вместе с тем, закон допускает производство осмотра в отсутствие понятых, о чем в протоколе делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результата. В случае невозможности применения технических средств фиксации, следователь (дознаватель) делает в протоколе соответствующую запись. В случае, если сотрудники полиции пришли к Вам домой, необходимо помнить, что в соответствии со ст. 177 УПК РФ осмотр жилища проводится только с согласия проживающих в нем лиц либо на основании судебного решения. Это требование закона распространяется также на такие следственные действия, как обыск или выемка, которые проводятся в ходе расследования возбужденного уголовного дела.
После завершения осмотра места происшествия внимательно ознакомьтесь с протоколом, при наличии замечаний – внесите их в протокол. В этом протоколе должны расписаться понятые, должностное лицо, составившее протокол, а также все участвующие при производстве осмотра лица (эксперт, специалист и пр.). В случае изъятия сотрудниками полиции в ходе осмотра предметов (документов), Вам должны вручить копию протокола осмотра места происшествия.

На практике имеют место случаи, когда сотрудники полиции под видом осмотра места происшествия фактически проводят обыск. Помните, что обыск может производиться только в рамках возбужденного уголовного дела и об этом работники полиции не могут Вам не сообщить. Перед производством обыска, сотрудник полиции обязан предъявить Вам постановление следователя о производстве обыска, в котором Вы должны расписаться.
При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, в ходе же осмотра места происшествия осматриваются и изымаются только предметы окружающей обстановки. Таким образом, без постановления о производстве обыска (выемки) сотрудник полиции не вправе требовать от Вас, либо самостоятельно открывать ящики письменных столов, шкафы, сейфы и пр.
В случае производства сотрудниками полиции в принадлежащем Вам помещении либо жилище обыска необходимо помнить, что до начала производства обыска сотрудник полиции обязан предложить Вам выдать подлежащие изъятию предметы добровольно, если это будет сделано, то следователь вправе обыск не производить. В ходе обыска закон не допускает не вызванное необходимостью повреждение имущества.
При производстве обыска электронные носители информации изымаются с участием специалиста. По Вашему ходатайству с изымаемых электронных носителей в присутствии понятых специалистом может быть скопирована информация. Копирование информации осуществляется на предоставленные Вами электронные носители. Не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Электронные носители, содержащие скопированную информацию, должны быть Вам переданы.
Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.
При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. Кроме того, при производстве обыска вправе присутствовать Ваш защитник или адвокат.
По окончании обыска сотрудник полиции обязан составить протокол обыска, в котором указать, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности перечисляются с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и, по возможности, стоимости. Копия протокола обыска должна быть вручена Вам либо совершеннолетнему члену Вашей семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации.
Право на обжалование действий сотрудников полиции.
Если Вы полагаете, что сотрудниками полиции Ваши права были нарушены, Вы вправе обжаловать их действия (бездействие) начальнику соответствующего территориального отдела полиции, начальнику Управления Собственной Безопасности ГУ МВД России по Новосибирской области, прокурору либо в суд.
Кроме того, в случае вымогательства со стороны сотрудников полиции денежных средств или провокации взятки за «покровительство» и прочие «услуги», следует помнить, что Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность не только за получение взятки, но и за ее дачу, поэтому при возникновении подобных ситуаций Вам необходимо незамедлительно обращаться в органы Следственного комитета РФ по Новосибирской области (тел. 203-57-36, 203-57-39), в УФСБ России по Новосибирской области (тел. 231-05-05), Управление Собственной Безопасности ГУ МВД России по Новосибирской области (тел. 232-70-00) либо прокуратуру (тел. 210-28-15).
В соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Основаниями для проведения органами полиции внеплановых проверок могут служить:
• При осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения:
1) истечение срока исполнения выданного органом полиции предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в органы полиции обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа полиции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
• При осуществлении контроля за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации:
1) выявление в результате проведения плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий;
2) поступление в органы полиции от органов государственной власти и органов контроля (надзора) информации о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций;
3) поступление в органы полиции обращений граждан и (или) юридических лиц о нарушении их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.
• При осуществлении контроля за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций:
1) истечение срока исполнения выданного органом полиции предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган полиции обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3) приказ (распоряжение) руководителя органа полиции, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Сроки проведения проверок.
Срок проведения каждой из указанных проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов. Что не вправе делать сотрудники полиции при проведении указанных проверок:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органов полиции;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки на основании обращения или информации, содержащих сведения о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе этих образцов и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю. Должностные лица органов полиции при проведении проверки обязаны:
1) соблюдать права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
2) проводить проверку на основании приказа (распоряжения) руководителя органа полиции (его заместителя) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
3) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) о проведении проверки (при проведении внеплановой выездной проверки, согласованной с органом прокуратуры, также при предъявлении копии документа о согласовании проверки);
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) соблюдать сроки проведения проверки;
8) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
9) после завершения проверки составить в двух экземплярах акт проверки, один экземпляр которого с копиями приложений вручить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.
10) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
11) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

Руководитель юридического лица и индивидуальный предприниматель (их уполномоченные представители) при проведении проверки вправе:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа полиции, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа полиции;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа полиции, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке;
5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Настоящая памятка разработана прокуратурой Новосибирской области

Административно-полицейские правоотношения: понятие и сущность

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Евсикова Е.В., Мартынюк А.Г.
В статье раскрывается понятие и сущность административных правоотношений, а также их подвида – административно-полицейских правоотношений, исследуется соотношение таких категорий, как «правоотношения», «административные правоотношения», «административно-полицейские правоотношения». На основе проведенного анализа авторы выводят собственное определение административно-полицейских правоотношений.

Жизнь общества настолько сложна и многогранна, что для решения различных задач, которые в ней возникают, не­обходимы определенная регламентация действий людей, их упорядоченность и согласованность. Административное право, как право управленческое, регламентирует значи­тельный спектр общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся по поводу организации и деятельности органов государственной власти, местного са­моуправления и их должностных лиц. Одной из важнейших подотраслей административного права является администра­тивно-полицейское право, которое регулирует одни из наи­более важных и сложных отношений, возникающих в нашем обществе и государстве, а именно административно-полицей­ские отношения.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что адми­нистративно-полицейские правоотношения возникли срав­нительно недавно, в тоже время они постоянно развиваются и изменяются, а значит, их углубленное изучение и нормативно­правовая регламентация является одним из приоритетных на­правлений внутренней политики нашего большого и сильного государства, сила которого поддерживается и обеспечивается также за счет административно-полицейских отношений и их основного субъекта — органов полиции.

Следует отметить, что принятие Федерального закона «О полиции» способствовало возрождению интереса к по­лицейскому праву и полицейским (административно-поли­цейским) правоотношениям условиях проведения государ­ственно-правового реформирования посредством устранения административных барьеров и повышения качества предо­ставления государственных услуг, а также тотальной борьбы с коррупцией, определенный интерес, на наш взгляд, пред­ставляет исследование по­нятия и сущности адми­нистративно-полицейских правоотношений,поскольку государство, как совокуп­ность органов власти в целом, призвано урегули­ровать те общественные отношения, которые непо­средственно связаны с обеспечением нормальной жизнеде­ятельности общества и защиты его от противоправных по­сягательств. Исходя из этого, административно-полицейские правоотношения — это отношения, которые возникли в ре­зультате потребности общества в защите.

Административно-полицейское право является подо­траслью современного административного права, следова­тельно, административно-полицейские правоотношения выступают разновидностью административных правоотноше­ний. От нашего понимания данного элемента административ­ного права зависит понимание отдельных административно­правовых категорий и отраслевых понятий, которые присущи данной отрасли управленческого права.

Приступая к освещению понятия «административно-по­лицейские правоотношения», следует обратить внимание на сущность и соотношение таких базовых категорий, как «пра­воотношения» и «административные правоотношения». В то же времяуказанные термины не закреплены в качестве дефи­ниции ни в одном нормативном документе и являются всего лишь наработкой теоретических знаний.

Исходя из общей теории права, следует сказать о том, что, по мнению С.С.Алексеева, правоотношения — «это возни­кающая на основе норм права, индивидуализированная обще­ственная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддержи­ваемая (гарантируемая) принудительной силой государства. Правоотношение всегда представляет собой известную обще­ственную связь между лицами — людьми, их коллективами, го­сударством, органами государства».

Таким образом, правоотношения — следствие действия права как социального и государственного института. Это оз­начает, что существуют такие правовые отношения, которые создаются только как правовые и как таковые не могут суще­ствовать без правового регулирования. Для данного вида пра­воотношений предлагается установить понятие «специальные правоотношения».

Следует отметить, что специальные правоотношения — это вид правоотношений, созданных под влиянием правовой нормы, и их существование без таковой не представляется воз­можным. К данному виду правоотношений можно отнести ад­министративные, уголовные, процессуальные и иные правоот­ношения.

Как указывает А.Б.Агапов,»административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере исполнительной власти (административно-правовые или административные (публичные) отношения). Возникно­вение, изменение и прекращение административных право­отношений обусловлено исполнительно-распорядительной деятельностью органов публичного управления».

В то же время само понятие административных право­отношений дается разными авторами по-разному, но следует согласиться с тем, что административно-правовые отношения — это регулируемыенормами административного права обще­ственные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовомотношении стороны выступают как носители взаимныхправ и обязанностей, урегулированных административно-правовойнормой.

Учитывая вышеизложенное, административные право­отношения являются специальным видом правоотношений, возникающим в процессе непосредственного властно-управ- ляющего воздействия на социум.

Вместе с тем в зависимости от целей административно­правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что соответственно ска­зывается на применении различных методов и форм управ­ленческой деятельности.

Административно-деликтные (охранительные) отноше­ния — это отношения, которые регулируются нормами, ре­гламентирующими порядок применения мер принуждения управленческого характера к физическим или юридическим лицам. В свою очередь регулятивные правоотношения — это отношения, возникающие на основании норм, регламентиру­ющих порядок управления и устанавливающих правила по­ведения.

Можно сказать, что административно-полицейские отно­шения являются частью административно-деликтных (охра- нительных)отношений в сфереприменения мер администра­тивного принуждения, осуществления административного производства, более детально регламентировано производ­ство по делам об административных правонарушениях — но рассматривают дела об административных правонарушениях разные субъекты, не только полиция.

Кроме того, административно-юстиционные отношения — это отношения, складывающиеся в процессе функциони­рования административно-юстиционных органов по защите субъективных прав гражданина, законных интересов физиче­ских и юридических лиц.

Таким образом, мы видим, что в современной теории административного права выделяют относительно большое количество правоотношений, которые регулируются именно теми правовыми нормами, что были созданы для урегулиро­вания общественных отношений, возникающих в сфере управ­ленческой деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что административные правоотношения — это не только регулируемые нормами административного права обществен­ные отношения, а также общественные отношения, созданные с помощью административно-правовых норм.Базисом для ад­министративных правоотношений являются нормы админи­стративного права, регулирующие общественные отношения в сфере управления, но, помимо этого, на отраслевом уровне, в административном праве выделяют организационно-управ­ленческие отношения. Эти отношения возникают, изменяют­ся и прекращаются в процессе обеспечения потребностей все­го общества и интересов государства в целом (публичных или общественно значимых интересов).

Вместе с тем в рамках данного исследования опреде­ленный прикладной и научный интерес представляют и организационно-управленческие отношения, которые ре­гламентируются нормами той части административного права, которая называется организационно-управленче­ским правом. В систему административно-правового регу­лирования организационных управленческих отношений входит также управленческий процесс, т.е. порядок совер­шения управленческих действий, установления управлен­ческих процедур, принятия и исполнения правовых актов управления (нормативных и индивидуальных).Организа- ционные управленческие отношения, которые возникают по поводу урегулирования полицейских отношений — и будут называться административно-полицейскими право­отношениями, которые по своей природе будут являться специальными.

Следует отметить, что на сегодняшний день в зависимо­сти от предмета правового регулирования в теории админи­стративного права выделяют три главные подотрасли: управ­ленческое право, административно-юстиционное право и полицейское право.

Полицейское право, абстрагируясь от первоначального назначения, а именно изучение управленческой деятельности государства, которая перешла «по наследству» к администра­тивному праву, на данный момент является ничем иным как подотраслью административного права, системой правовых норм, регулирующей общественные отношения в сфере дея­тельности полиции.

Так как административные правоотношения являются специальными правоотношениями, то логично утверждать, что полицейские правоотношения, как вид административ­ных, также являются таковыми. Это означает, что обществен­ные отношения приобретают статус правовых лишь при на­личии соответствующей нормы полицейского права. Ярким примером выступает Федеральный закон «О полиции», кото­рый закрепляет права и обязанности сотрудников полиции как субъектов данного вида правоотношений, а с другой сторо­ны, права и обязанности граждан, учреждений, организаций и иных субъектов.

Из этого следует, что полицейские правоотношения — это общественные отношения, возникающие на основании норм полицейского права в сфере осуществления полицией закон­ной деятельности.

Следует согласиться с мнением К.С. Бельского о том, чтов полицейско-правовой норме заключена модель полицейского правоотношения, которая трансформируется в индивидуаль­ное полицейское правоотношение как только норма начинает действовать, т.е. содержащаяся в ней «правовая энергия» идет в двух основных направлениях: на одного субъекта возлагают­ся обязанности, другому — предоставляются права. Полицей­ское правоотношение — это урегулированное нормами поли­цейского права общественное отношение, складывающееся в сфере полицейской деятельности. Полицейские правоотно­шения являются разновидностью административно-правовых (управленческих) отношений, обладающих своими особенно­стями.

А.И.Никитин также указывает, что полицейские право­отношения являются разновидностью административно­правовых отношений, при этом обладающей своими особен­ностями, а именно: возникают вследствие воздействия норм полицейского права на поведение людей; представляют собой возникающую на основе норм полицейского права двусторон­нюю связь, которая поддерживается принудительной силой государства; представляют собой связь между лицами на ос­нове норм права, которая в той или иной степени носит инди­видуальный характер.

В свою очередь, С.М.Зырянов выделяет такое понятие, как административно-надзорные правоотношения, которые, по его мнению, направлены на установление соответствия поведения нормативным требованиям (запретам, предпи­саниям). Административно-надзорные правоотношения по содержанию являются правоохранительными, поскольку на­значение административного надзора вообще — обеспечение безопасности, охрана прав, свобод и законных интересов лич­ности, общества, государства. Вместе с тем их субъектный со­став отличен от классических правоохранительных отноше­ний, возникающих в уголовном или гражданском процессе и изменяется от стадии к стадии административно-надзорного производства. В собственно надзорных правоотношениях, возникающих в ходе проведения проверок, участвуют власт­ные и невластные субъекты — стороны, а также иные лица, вовлекаемые в надзорное производство — эксперты, специ­алисты и т.д.

Таким образом, на основе изучения существующих поня­тий «правоотношения», «административные правоотноше­ния», «полицейские правоотношения», можно предложить следующее определение понятия «административно-поли­цейские правоотношения», а именно: административно-по­лицейские правоотношения — это вид специальных право­ отношений, урегулированных нормами административного права, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся между полицией с одной стороны и физическими, юриди­ческими лицами, органами государственной власти, мест­ного самоуправления и их должностными лицами, и ины­ми субъектами — с другой, по поводу реализации полицией своих прав и исполнения возложенных на нее обязанностей. Данное понятие в узком смысле охватывает те характерные признаки, которые присущи данному виду административ­ных правоотношений. В широком смысле деятельность по­лиции сводится к осуществлению контроля за соблюдением указанными субъектами законности (легальности и легитим­ности) и недопущением с их стороны противоправных пося­гательств.

Административное право

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 11 (90) 2015

< предыдущая

1.Закон места совершения правонарушения (lex loci delicti commissi)

2.Международные конвенции по вопросам международных перевозок

Библиографический список

1.Закон места совершения правонарушения (lex loci delicti commissi)

Закон места совершения правонарушения (закон места причинения вреда) – одна из старейших коллизионных привязок, применяемых для регулирования обязательственных отношений внедоговорного характера, вопросов причинения вреда. В доктрине эта формула прикрепления иногда рассматривается как частный случай общего коллизионного принципа «закон места совершения акта”.

Закон места совершения правонарушения означает, что обязательства внедоговорного характера определяются правом того государства, на территории которого был причинен ущерб. Прежде всего данная привязка применяется для регулирования деликтных обязательств и определения деликтного статута правоотношения: «В сфере деликтных и квазиделиктных обязательств применимым является только закон места деликта или квазиделикта” (ст. 30 Ордонанса о МЧП Мадагаскара).

Вопросы деликтного статута в праве разных государств имеют различное решение – разный возраст деликтоспособности, различные основания ответственности, ее ограничения и освобождения от нее, разные способы возмещения вреда, объем и размер возмещения, бремя доказывания вины потерпевшего или деликвента, ответственность без вины, возмещение морального вреда. Наиболее сложная проблема – определение понятия «место совершения правонарушения”.

В общем праве место причинения ущерба традиционно понимается как место совершения вредоносного деяния (действия или бездействия), в континентальном праве – как место наступления вредоносных последствий. В настоящее время законодательство и судебная практика идут по пути сочетания обоих начал, конструируя привязку закон места причинения вреда (lex loci damni). Правоприменительные органы государств – членов ЕС применяют толкование Европейского Суда по делу Bier v. Mines de Potasse d’Alsace (1976): под местом причинения вреда следует понимать как место совершения действия, лежащего в основе деликта, так и место проявления вредных последствий.

В Преамбуле Регламента ЕС Рим II отмечается, что принцип «закона места совершения правонарушения” является основным решением в сфере внедоговорных обязательств почти во всех государствах – членах ЕС, но практическое применение этого принципа варьируется. Такая ситуация служит источником неопределенности в отношении применимого права. Привязка к стране, где расположено место наступления прямого вреда, создает справедливый баланс интересов потерпевшего и деликвента, соответствует современной концепции гражданско-правовой ответственности и развитию института ответственности без вины.

Во Втором своде законов о конфликтах законов США указано, что место причинения ущерба – это территория штата, в котором произошло последнее событие, необходимое для того, чтобы считать лицо ответственным за гражданское правонарушение. В американской доктрине господствует позиция, согласно которой должен применяться закон места обнаружения вредных последствий. Американские суды регулируют деликтные отношения в соответствии с правом, «свойственным данному деликту”: «Любой вопрос в деликтных или квазиделиктных обязательствах регулируется правом штата, устремлениям которого был бы нанесен наиболее серьезный ущерб, если бы его право не было применено к этому вопросу” (ст. 3542 ГК штата Луизиана).

Подавляющее большинство современных национальных кодификаций МЧП придерживается комплексного подхода к определению места совершения правонарушения – это как место совершения вредоносного деяния, так и место наступления вредоносных последствий: «К месту совершения противоправного действия относится место осуществления противоправного действия и место, где наступают последствия такого действия. Если такие места не совпадают, суд может выбирать между правовыми системами, в них действующими” (п. 11 Руководящих указаний Верховного народного суда КНР по некоторым вопросам применения Общих положений гражданского права (1986)).

В основном привязка к праву места совершения вредоносного деяния является генеральной, а привязка к праву места наступления вредоносных последствий – субсидиарной: к противоправным действиям применяется закон того государства, в котором имел место юридический факт. Когда все или некоторые вредные последствия наступают в другом государстве, применяется право этого государства (Закон о МЧП Румынии). Есть и иное решение – Кодекс МЧП Болгарии в качестве генеральной устанавливает привязку к праву места наступления вредоносных последствий, а применение права места совершения деликта прямо не предусматривается (ст. 105).

В некоторых юрисдикциях применение права места наступления вреда обусловлено определенными обстоятельствами:

1) требованием потерпевшего: «Внедоговорная ответственность подчиняется закону государства, на территории которого произведено вредоносное действие. Однако если вред производится в другом государстве, по требованию потерпевшего лица применимым является право этого государства” (ст. 70 Кодекс МЧП Туниса);

2) соответствие интересам слабой стороны отношения: «Если для потерпевшего это является более благоприятным, применимым следует признать право того государства, на территории которого наступил ущерб” (ст. 33.2 Указа о МЧП Венгрии);

3) деликвент предвидел (должен был предвидеть) наступление вредных последствий на территории данного государства: «Если вредные последствия наступили в другом государстве и причинитель должен был предвидеть их наступление в этом государстве, применяется право государства, в котором наступили вредные последствия” (ст. 133.2 Закона о МЧП Швейцарии);

4) закон места наступления вредных последствий предусматривает ответственность за данное деяние, а закон места его совершения – нет: «Если закон места, где возник вред, возлагает на причинителя вреда ответственность, но ее не возлагает закон места совершения действия или бездействия, которое вызвало вред, применимым является первый закон, если причинитель должен был предвидеть наступление вреда в упомянутом месте” (ст. 2097 ГК Перу).

В настоящее время закон места совершения деликта оценивается как «жесткая” коллизионная привязка, и в практике большинства государств наблюдается тенденция к отказу от ее применения. Практически все государства законодательно закрепили «презумпцию общего гражданства или домицилия” – если потерпевший и деликвент имеют общее гражданство, место жительства или обычное место пребывания в одном и том же государстве, применяется право этого государства (Канада, Португалия, Китай, Италия).

Основной принцип современного разрешения внедоговорных обязательств – возможность выбора законодательства, наиболее благоприятного для потерпевшего (по инициативе суда или самого потерпевшего): «Обязанность возмещения вреда подчиняется: а) праву страны, более благоприятному для потерпевшего…” (ст. 42.1 Закона о МЧП Грузии). Варианты выбора в разных юрисдикциях: закон места совершения вредоносного деяния, закон места наступления вредоносных последствий, личный закон (гражданства или домицилия) потерпевшего или деликвента, закон общего гражданства или общего домицилия, закон суда, принцип тесной связи, автономия воли сторон.

Во многих странах внедоговорные обязательства подчиняются не только традиционным привязкам деликтных отношений, но и автономии воли сторон: «После наступления события, приведшего к возникновению внедоговорного обязательства, стороны могут избрать право, которое будет применяться к этому обязательству”. Предусматривается и возможность применения права на основе принципа «существенно более тесной связи”. Выбор права по деликтам на основе критерия «более прочной связи” закреплен в законодательстве Австрии, Болгарии и Эстонии.

В российском праве положения ст. 1219 ГК РФ устанавливают «цепочку” коллизионных норм, позволяющую применять систему «гибкого” регулирования деликтных отношений:

– к обязательствам из причинения вреда применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;

– когда в результате такого действия или обстоятельства вред наступил в другой стране, может быть применено право этой страны, если причинитель предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этой стране;

– к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда за границей, если стороны являются гражданами или юридическими лицами одной и той же страны, применяется право этой страны. Если стороны не являются гражданами одной и той же страны, но имеют место жительства в одной и той же стране, применяется право этой страны;

– после совершения действия или наступления иного обстоятельства, повлекших причинение вреда, стороны могут договориться о применении к обязательству, возникшему вследствие причинения вреда, права страны суда.

Российское законодательство не предусматривает установление права, применимого к обязательствам внедоговорного характера, на основе принципа наиболее тесной связи. Автономия воли сторон допустима, но ограничена правом страны суда. Такое ограничение предусмотрено не только в отечественном праве, но и в других государствах (Швейцария, Тунис).

2.Международные конвенции по вопросам международных перевозок

правонарушение закон транспортная конвенция

Перевозочные средства, транспортные сети и терминальные комплексы, используемые в международных перевозках грузов и пассажиров, отличаются большой капиталоемкостью объектов и во многих случаях низкой фондоотдачей (капиталоотдачей). Ввиду этого транспортный бизнес относится к разряду наиболее рискованных для частного капитала.

Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих национальных транспортных предприятий в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных (унифицированных) условий перевозок грузов и пассажиров, а также согласования юридических норм, относящихся к режиму нахождения перевозочных средств и обслуживающего их персонала в пределах юрисдикции договаривающихся сторон и по многим другим вопросам. В результате этих усилий на межгосударственном уровне заключено значительное число международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название «транспортные конвенции”. В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключены на уровне транспортных предприятий разных стран.

В большинстве международных транспортных конвенций имеются положения, касающиеся договора перевозки грузов и пассажиров в соответствующих международных сообщениях. Согласно договору, одна сторона – транспортная организация (перевозчик) – принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая сторона – грузовладелец (пассажир) – обязуется уплатить перевозчику провозную плату. Остальные условия договора перевозки дополняют, конкретизируют и расшифровывают указанные выше обязательства.

Транспортные конвенции определяют основные реквизиты, а в ряде случаев и форму транспортных документов, которые должны применяться в международных перевозках. Наиболее распространены два типа транспортных документов: накладная (для железнодорожных, воздушных и автомобильных сообщений) и коносамент (для морских и речных сообщений).

Характеристика видов транспорта, используемых при международных перевозках:

Железнодорожный транспорт

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции – на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Водный транспорт

Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Автомобильный транспорт

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери”, избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики – рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы – специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Воздушный транспорт

Этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Выбор вида транспорта

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет до шести факторов. В Таблице __ дается краткая сравнительная характеристика различных видов транспорта с точки зрения этих факторов. Так, если отправителя интересует скорость, то основной выбор оказывается между воздушным и автомобильным транспортом. Если цель – минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. Больше всего выгод связано, кажется, с использованием автомобильного транспорта, чем и объясняется рост его доли в объеме перевозок.

Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей

Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременному двух или более видов транспорта. Контейнеризация – это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой. Рельсовый контрейлер – это перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер – это перевозка с использованием водного и автомобильного транспорта, «рельсы-судно” – это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, «воздух шоссе” – это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство.

Международные морские сообщения

Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 1924 года (Гаагские правила). Брюссельским протоколом 1968 года в эту конвенцию были внесены некоторые изменения. В настоящее время в Брюссельской конвенции участвуют более 70 государств. Главное внимание в Гаагских правилах уделено вопросу об ответственности морского перевозчика за груз.

С учетом критики ряда положений Брюссельской конвенции 1924 года со стороны грузовладельцев разных стран, особенно развивающихся, в 1978 году была принята конвенция ООН о морской перевозке грузов, известная как Гамбургские правила. Хотя новая конвенция все еще не вступила в силу, она, тем не менее оказывает значительное влияние на практику международных морских перевозок.

Морские перевозки пассажиров и багажа до недавнего времени регламентировались Международной конвенцией об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем от 1961 года. В 1987 году вступила в силу новая конвенция о морских перевозках пассажиров, их багажа, транспортных средств и ручной клади (Афинская конвенция).

Международные речные сообщения

Комплекс вопросов, связанных с организацией международных перевозок по реке Дунай, регулируется Братиславскими соглашениями, заключенными речными пароходствами придунайских стран. Участниками первого из них – Соглашения об общих условиях перевозки грузов по реке Дунай 1955 года явились пароходства Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии. В 1966 году к этому соглашению присоединились речные пароходства Югославии, а в 1968 году – Австрии и ФРГ. Следующим шагом было заключение в 1978 году этими пароходствами Международного соглашения об общих условиях перевозки контейнеров по реке Дунай. В 1979 году те же пароходства заключили соглашение о международных грузовых тарифах.

Международные воздушные сообщения

К числу международных соглашений по воздушному транспорту относится конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 году и дополненная в последующем протоколами: Гаагским 1955 года, Гватемальским 1971 года и Монреальским 1975 года. В ней участвуют большинство стран мира.

Варшавская конвенция применяется в регулярных воздушных сообщениях. Правовой основой договора о воздушной перевозке в нерегулярных (чартерных) сообщениях являются положения Гвадалахарской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1961 года.

Международные железнодорожные сообщения

Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о международных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозках грузов (сокращенно МГК) и о перевозках пассажиров (МПК), первоначально заключенные в конце прошлого 17 века между несколькими европейскими странами. В последующем они многократно пересматривались. В настоящее время действует единая Конвенция о железнодорожных перевозках в редакции 1980 года (КОТИФ), содержащая объединенный текст Бернских конвенций. Участниками Бернских конвенций являются большинство европейских и ряд азиатских и африканских стран.

Международные автомобильные сообщения

Этот вид сообщений регулируется Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов (ДОПОГ), вступившими в силу, соответственно, в 1961 и 1968 годах. Участниками этих соглашений являются большинство стран.

В целях упрощения таможенных процедур в международных автомобильных сообщениях европейских стран в 1959 году была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП, Конвенция МДП). В 1975 году была принята ее новая редакция.

Международные смешанные сообщения

В 70-х годах в рамках нескольких международных организаций проводилась разработка проекта соглашения о договоре прямой смешанной перевозки. В результате этого в 1980 году была принята Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов.

Организация международных перевозок

Основные положения, определяющие организацию и условия перевозок грузов и пассажиров в международных сообщениях, содержатся в транспортных конвенциях и международных соглашениях. Вопросы правового регулирования перевозок являются также содержанием многих двухсторонних соглашений, заключенных на межгосударственном уровне или между транспортными представителями двух стран. Наконец, эти вопросы зачастую регламентированы внутренним транспортным законодательством отдельных стран. Но и отсутствие международного регулирования перевозок грузов и пассажиров не препятствует перевозчикам и грузовладельцам (пассажирам) вступать в отношения по поводу международной перевозки.

Морской транспорт можно по праву считать наиболее универсальным видом транспорта, специализированным на обслуживании международной торговли. Здесь зародились и получили развитие основные правовые институты и организационные формы международных перевозок грузов и пассажиров.

Развитие системы правоотношений между участниками перевозочного процесса на других видах транспорта происходило под большим или меньшим влиянием международной практики морского торгового судоходства. Поэтому при изучении вопросов организации перевозок в международных сообщениях этой практике целесообразно уделить особое внимание.

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок – линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).

Международное линейное судоходство. Международные линейные сообщения организуются морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли готовой промышленной продукцией, полуфабрикатами, продовольствием и другими товарами. Международные линии связывают между собой основные мировые экономические центры (Западную Европу, Северную Америку и Дальний Восток) и эти центры с другими регионами. Особенностью линейного судоходства является закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями по ставкам тарифа, установленным перевозчиками. Линейные тарифы стабильны в течение продолжительного периода времени.

Объем услуг, оказываемый морскими линейными перевозчиками грузоотправителям и грузополучателям значительно больше, чем в трамповом судоходстве. Обычно морские линейные перевозчики принимают на себя обязательства оплачивать стоимость погрузки товаров в порту отправления и выгрузки – в порту назначения. Дополнительные издержки судовладельцев, связанные со спецификой линейных условий, возмещаются в тарифах линейного судоходства. Конкретное толкование линейных условий перевозок дается в проформах линейных коносаментов.

Международная линейная перевозка оформляется коносаментом, выдаваемым морским перевозчиком грузоотправителю в момент передачи груза в ведение перевозчика. По своей юридической природе коносамент является доказательством принятия перевозчиком поименованных в нем грузов. Кроме того, он подтверждает наличие договора перевозки между перевозчиком и грузоотправителем. Наконец, коносамент предоставляет грузоотправителю и иному обозначенному в нем лицу право распорядится грузом и потребовать его выдачи в порту назначения против предоставления этого документа. Таким образом, коносамент является товарораспорядительным документом. В последние годы в практику международных линейных перевозок вместо коносамента начал входить другой транспортный документ морская накладная. Этот документ, не являющийся товарораспорядительным, ускоряет процедуру сдачи груза в порту назначения.

Международное трамповое судоходство. В отличие от линейного, в трамповом судоходстве суда эксплуатируются на нерегулярной основе. Они не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения грузов. Цена перевозки и другие коммерческие условия устанавливаются на каждый рейс или несколько рейсов на основе договора.

Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в трамповом судоходстве заключается между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве случаев этот договор заключается с помощью посредника или фрахтового брокера.

В любом чартере содержится ряд обязательных условий, относящихся к судну, грузу, фрахту, порядку оплаты стивидорных работ, диспача, демеража.

При перевозке груза в международном трамповом судоходстве перевозчиком обычно выдается коносамент, который, помимо прочего, регулирует отношения между перевозчиком и получателем груза, не являющимся фрахтователем.

Следует отметить, что в международной практике не было создано правового акта (конвенции, соглашения), регулирующего вопросы, относящиеся к содержанию или форме чартера. Основным источником права в отношении чартеров является национальное законодательство соответствующих стран.

Библиографический список

2. Каламкарян, Рубен Амаякович. Международное право : учебник / Р. А.

Каламкарян, Ю. И. Мигачев .– 3-е изд., перераб. — М. : Эксмо, 2010 .

4. Международное право и национальное законодательство / Институт

законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.– М. : Эксмо, 2009.

5. Международное право : учебник / Российский гос. торгово-экономический ун-т;Л. П. Ануфриева ; отв. ред. Г. М. Мелков .– М. : РИОР, 2011 .

6. Маилян, С.С. Международное гуманитарное право /

Маилян С. С. — М. : Юнити-Дана, 2012 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *