Разъяснения минфина по 223 ФЗ
Аудит закупочной деятельности — минимизация штрафных рисков
Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ — жестко регламентированная сфера, требующая знания множества нюансов законодательства и строгого соблюдения процедур. Поэтому велик риск возникновения ошибок, которые чреваты серьезными штрафными санкциями и судебными разбирательствами. Избежать этого, а также своевременно и без последствий устранить имеющиеся недочеты помогает аудит закупочной деятельности, предоставляемый компанией «Спецтендер».
Аудит закупок — объекты проверки
Аудит закупочной деятельности организации заключается её в проверке экспертами компании «Спецтендер» на соответствие нормам законодательства о контрактной системе и о закупках отдельными категориями юридических лиц.
Проверке и анализу подлежат закупочная документация, правильность её заполнения, соблюдение сроков её размещения. корректность начисления штрафов и пеней и многое другое.
Рекомендуется проводить аудит:
— перед проверкой контролирующих органов;
— перед внеплановой проверкой (например, при поступлении жалобы, перед визитом Прокуратуры);
— для определения эффективности работы контрактного управляющего и контрактной службы;
— при смене руководства;
— при существенных изменениях в действующем законодательстве.
Проверка 44-ФЗ
Законом 44-ФЗ регулируются все аспекты госзакупок — здесь не допустимы отступления от норм. При нарушении в порядке процедур закупка может быть отменена, а на заказчика накладывается штраф.
Закон 44-ФЗ предусматривает основные виды закупок — конкурсы, электронные аукционы, запросы предложений и котировок, закупки у единственного поставщика, закрытые способы закупки. Составляется план закупок (сроком на 3 года) и план-график (на год).
Соответственно, при аудите закупок 44 фз проверяются планы закупок, а также планы-графики, конкурентные процедуры- от размещения извещения до заключения контракта, сроки публикации извещений, сведений о заключении, изменениях и исполнении контрактов, отчётов по закупкам у СМП.
Проверка 223-ФЗ
Согласно Закону №223-ФЗ заказчик осуществляет свою деятельность основываясь в том числе на положение о закупках, которое разрабатывает самостоятельно. Положение о закупках должно размещаться в ЕИС в установленный законом срок. План закупки по 223-ФЗ формируется не менее, чем на 1 календарный год. Соответственно, аудит 223 фз включает проверку закупочной деятельности на соответствие действующему законодательству (в том числе Гражданскому кодексу и Закону 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Результатом аудита закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ являются:
— выявление нарушений и слабых мест в системе закупок организации;
— устранение ошибок (приводятся в соответствие внутренние акты, создаются недостающие документы);
— определяется ответственность должностных лиц организации;
— минимизация последствий состоявшейся проверки (возражения на акт проверки позволяют снизить штраф или добиться его отмены);
— компетентное составление апелляционной жалобы, что дает шанс на пересмотр дела в пользу клиента.
Срок и стоимость проверки по 44-ФЗ и проверки по 223-ФЗ зависят от того, какие объекты предполагается подвергнуть аудиту.
Итог — заключение экспертов «Спецтендер» и подробные рекомендации, направленные на устранение проблем и совершенствование системы закупок Вашей организации.
Объект проверки |
Срок проверки |
Стоимость |
Описание |
---|---|---|---|
План закупок, план-график, извещения, реестр контрактов |
от 4 дней |
от 5000 р. |
Аудит предполагает проверку корректности ведения планов закупок, планов-графиков; сроков размещения извещений, сведений о заключении, изменении, исполнении контрактов, отчётов по исполнениям контрактов, отчётов по закупкам у субъектов малого предпринимательства. Аудит проводится за 1 календарный год (с 01.01. по 31.12.). Аудит части года считается годовым. |
План закупок, план-график, извещения, реестр контрактов, документация по конкурентным процедурам. |
от 7 дней |
от 7000 р. |
Аудит предполагает проверку корректности ведения планов закупок, планов-графиков; сроков размещения извещений, сведений о заключении, изменении, исполнении контрактов, отчётов по исполнениям контрактов, отчётов по закупкам у субъектов малого предпринимательства. Аудит проводится за 1 календарный год (с 01.01. по 31.12.). Аудит части года считается годовым. |
План закупок, план-график, извещения, реестр контрактов, документация по конкурентным процедурам, содержание договоров с единственным поставщиком, сроки оплаты, поставки, начисление штрафов и пеней поставщику и заказчику |
От 14 дней |
от 10 000 р. |
Аудит предполагает проверку корректности ведения планов закупок, планов-графиков; сроков размещения извещений, сведений о заключении, изменении, исполнении контрактов, отчётов по исполнениям контрактов, отчётов по закупкам у субъектов малого предпринимательства. Производится анализ содержания договор на предмет соответствия нормам 44-ФЗ, ГК РФ. Аудит проводится за 1 календарный год (с 01.01. по 31.12.). Аудит части года считается годовым. |
Возражение на акт состоявшейся проверки |
От 3 дней |
От 5000 р. |
Подготовка возражения на акт состоявшейся проверки – реальный шанс уменьшить или исключить совсем штрафные санкции |
Подача апелляционной жалобы в суд |
От 5 дней |
От 5000 р. |
Практика показывает, что суд не всегда встаёт на сторону контролирующего органа при продуманном и чётком возражении Заказчика, подтверждённом судебной практикой, разъяснениями УФАС, Минэкономразвития. Очень важно – грамотно составить апелляцию. |
МИНФИН РАЗЪЯСНИЛ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОБ УЧАСТИИ САМОЗАНЯТЫХ
В ЗАКУПКАХ ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ
С 28 марта самозанятые граждане (кроме ИП) пользуются теми же преимуществами при закупках по Закону N 223-ФЗ, что и СМСП. Минфин разъяснил основные вопросы, которые возникли у заказчиков
на практике.
Как определить, является ли участник закупки самозанятым
В этом вопросе Минфин сослался на Закон № 422-ФЗ,
в котором закреплено поэтапное распространение действия специального налогового режима в разных регионах в качестве эксперимента. К числу самозанятых относятся:
— те, кто работает в регионах, для которых действует эксперимент;
— те, кто трудится и в других регионах, но при регистрации в качестве самозанятого указал регион, участвующий в эксперименте.
Граждан, которые работают только в регионах, не участвующих
в эксперименте, самозанятыми считать нельзя. Напомним, что с 1 июля 2020 года любой регион, не перечисленный в Законе № 422-ФЗ, может ввести специальный налоговый режим местным законом.
Заказчики, комиссии и другие заинтересованные лица могут узнать информацию на сайте www.npd.nalog.ru в разделе «Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход».
Минфин также напомнил, что в мобильном приложении и в веб-кабинете «Мой налог» на сайте www.npd.nalog.ru самозанятые граждане могут сформировать справку о постановке на учет в этом качестве. Напомним, ранее ведомство предлагало обязать самозанятых подтверждать свой статус с помощью нее.
Как проводить закупки с участием самозанятых?
Минфин уточнил, что заказчик сам в соответствии с Законом
№ 223-ФЗ и положением о закупке определяет:
— требования к участникам закупок;
— требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках;
— основания для отклонения заявок.
Поскольку самозанятые граждане получили тот же статус, что и СМСП, целесообразно проводить закупки с участием самозанятых по правилам, предусмотренным для закупок у СМСП.