Что проверяет казначейство
Содержание
- Организация контрольной деятельности.
- Права ревизоров.
- Порядок осуществления контрольных мероприятий.
- Реализация результатов контрольных мероприятий.
- Показатели годовых отчетных форм должны быть подтверждены результатами инвентаризации
- Требования к оформлению первичных учетных документов
- Требования к проведению контрольных мероприятий при принятии к учету результатов работ
- Отражение в учете расходов по договору ОСАГО
А. Павелин
Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2016
О том, как осуществляются проверки территориальными органами Федерального казначейства, расскажет наш эксперт.
Организация контрольной деятельности.
В силу п. 3 Правил № 1092 деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований.
Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных.
Плановые контрольные мероприятия реализуются в соответствии с планом, который утверждается Федеральным казначейством по согласованию с Минфином.
На основании п. 23 Правил № 1092 план контрольных мероприятий должен составляться с соблюдением следующих условий:
- соответствие параметров плана контрольных мероприятий показателям государственной программы РФ, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами;
- обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения центрального аппарата и территориальные органы Федерального казначейства, принимающие участие в контрольных мероприятиях;
- выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о таких мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы.
В силу п. 24 Правил № 1092 контрольные мероприятия отбираются исходя из следующих критериев:
- существенность и значимость мероприятий, реализуемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение финансового контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;
- оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения Федеральным казначейством анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля (если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наивысший приоритет);
- информация о наличии признаков нарушений, поступившая от Минфина, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, главных администраторов доходов федерального бюджета, а также выявленная по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок.
Обратите внимание
Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более одного раза в год (п. 26 Правил № 1092).
При формировании плана контрольных мероприятий Федеральное казначейство (его территориальный орган) в целях исключения дублирования деятельности по контролю учитывает поступившую от других государственных органов информацию о планируемых идентичных контрольных мероприятиях. При этом под идентичным контрольным мероприятием понимается контрольное мероприятие, в рамках которого иными государственными органами проводятся (планируются к проведению) контрольные действия в отношении деятельности объекта контроля, которые могут быть проведены Федеральным казначейством (его территориальным органом).
Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Президента РФ, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Аппарата Правительства РФ, Министра финансов, Следственного комитета, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, граждан и организаций.
Права ревизоров.
Согласно п. 10 Правил № 1092 должностные лица Федерального казначейства имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий. Заметим, что запросы о представлении информации, документов и материалов, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса. При этом такой срок составляет не менее трех рабочих дней;
- при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
- проводить экспертизы, необходимые в рамках контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;
- выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;
- направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом;
- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;
ж) обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Порядок осуществления контрольных мероприятий.
Основанием для проведения контрольного мероприятия является решение о его проведении. В приказе о проведении контрольного мероприятия должны быть указаны наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание для его проведения, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок его осуществления, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе данного мероприятия.
Правилами № 1092 предусматривается возможность приостановления контрольного мероприятия.
Проведение выездной проверки (ревизии) может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы (п. 57 Правил № 1092):
- на период проведения встречной проверки и (или) обследования;
- при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля – на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
- на период организации и проведения экспертиз;
- на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы, в том числе в органы государств – членов Таможенного союза или иностранных государств;
- в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов, и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия, и (или) уклонения от его проведения;
- при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля;
- при наличии обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение проверки (ревизии) по причинам, не зависящим от проверочной (ревизионной) группы, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
К сведению
Решение о приостановлении (возобновлении) контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа). Копия решения направляется в адрес объекта контроля. На время приостановления выездной проверки (ревизии) течение ее срока прерывается.
В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа):
- принимает решение о возобновлении выездной проверки (ревизии);
- информирует о возобновлении выездной проверки (ревизии) объект контроля.
Контрольные мероприятия могут проводиться в виде выездных и камеральных проверок, а также обследований.
Выездная проверка (ревизия). Согласно п. 49 Правил № 1092 срок проведения выездной проверки (ревизии) структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами Федерального казначейства – не более 30 рабочих дней. При этом руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального казначейства может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы, но не более чем на 10 рабочих дней.
В свою очередь, руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства может продлить срок проведения выездной проверки (ревизии) не более чем на 20 рабочих дней:
- в отношении контрольного мероприятия, проводимого структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства, – на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы;
- в отношении контрольного мероприятия, проводимого территориальным органом Федерального казначейства, – на основании мотивированного обращения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа).
В силу п. 56 Правил № 1092 в ходе выездной проверки (ревизии) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля.
Действия по документальному изучению выполняются в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению выполняются путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.
Проведение и результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами.
В ходе проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить проведение обследования или встречной проверки.
Лица и организации, в отношении которых проводится встречная проверка, обязаны представить по запросу (требованию) должностных лиц, входящих в состав проверочной (ревизионной) группы, информацию, документы и материалы, относящиеся к тематике выездной проверки (ревизии).
По фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов контроля информации, документов и материалов, запрошенных в рамках выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы составляет акт.
В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и (при необходимости) пресечения данных противоправных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы изымает документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством РФ, составляет акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки состава преступления, опечатывает кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы.
После окончания контрольных мероприятий, проводимых в рамках выездной проверки (ревизии), руководитель проверочной (ревизионной) группы подписывает справку о завершении контрольных действий и вручает ее представителю объекта контроля не позднее последнего дня срока проведения проверки.
Согласно п. 62 Правил № 1092 по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан в течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий.
Акт выездной проверки (ревизии) в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.
К акту, кроме акта встречной проверки и заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе контрольных мероприятий.
Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии). Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу и положение на ней вызывающих несогласие выводов, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие вашу позицию.
В соответствии с п. 66 Правил № 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) принимается решение:
- о применении мер принуждения;
- об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при представлении объектом контроля письменных возражений, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам проверки (ревизии).
Обследование. В соответствии с п. 19 Правил № 1092 обследования могут проводиться в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий).
К сведению
Согласно п. 34 Правил № 1092 обследование (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий) проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий).
Результаты обследования оформляются заключением, которое подписывается должностным лицом Федерального казначейства не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается представителю проверяемого учреждения либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Заключение и иные материалы обследования подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания заключения. По итогам такого рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) может назначить выездную проверку (ревизию).
Камеральная проверка. В соответствии с п. 40 Правил № 1092 камеральная проверка проводится в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Федерального казначейства (его территориального органа).
В срок проведения камеральной проверки не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса Федерального казначейства (его территориального органа) до даты представления информации, документов и материалов объектом проверки, а также времени, в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование.
По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, проводящим проверку, не позднее последнего дня срока ее проведения.
Акт камеральной проверки в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля.
Согласно п. 45 Правил № 1092 проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля приобщаются к материалам проверки. Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) принимает решение:
- о применении мер принуждения, к которым относятся представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения, направляемые объекту контроля в соответствии с законодательством РФ;
- об отсутствии оснований для применения мер принуждения;
- о проведении выездной проверки (ревизии).
Реализация результатов контрольных мероприятий.
В соответствии с п. 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Федеральное казначейство вправе направлять представления и предписания, которые в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем.
Отмена представлений и предписаний осуществляется в судебном порядке.
Отмена представлений и предписаний территориальных органов Федерального казначейства также осуществляется его руководителем (заместителем руководителя) по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Федерального казначейства.
Кроме представлений и предписаний, Федеральное казначейство вправе направлять и уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения направляется в Минфин не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии) и содержит описание совершенного бюджетного нарушения.
Должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний.
Обратите внимание
В силу ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу п. 78 Правил № 1092 в случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством РФ. Например, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 03.03.1998 № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» Федеральное казначейство, а также его территориальные органы (впрочем, как и любые другие контрольные органы) в незамедлительном порядке обязаны информировать соответствующие органы прокуратуры РФ о выявленных в ходе проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности правонарушениях в сфере экономики. Таким образом, при выявлении в ходе ревизий (проверок) нарушений, содержащих признаки состава преступления в сфере экономики, Федеральное казначейство (его территориальные органы) должно принять меры по информированию об указанных фактах органов прокуратуры РФ, которые, в свою очередь, осуществляют следственные действия и направляют дела в суды.
* * *
В заключение еще раз отметим, что вместо упраздненного 02.02.2016 Росфиннадзора контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральное казначейство. Порядок проведения такого контроля установлен Правилами № 1092.
Органы Казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль на этапе регистрации бюджетных обязательств и оплаты счетов распорядителей и получателей бюджетных средств. Однако ответственность за взятые с нарушением бюджетного законодательства обязательства несут распорядители и получатели бюджетных средств. Это предполагает ст. 112 Бюджетного кодекса Украины и Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.
По этому поводу в письме ГКСУ от 24.06.2020 г. № 16-06-06/11013 очередной раз отмечают, что органы Казначейства проверяют наличие существенных условий договора, соответствие предмета договора первичным документам и экономической сущности платежа. Однако, в соответствии с возложенными на органы Казначейства полномочиями, они не влияют на договорные отношения между заказчиками и поставщиками товаров, работ и услуг.
Ранее мы упоминали со ссылкой на другое письмо ГКСУ от 20.05.2020 г. № 16-06-06/8631, что Казначейство предотвращает неправомерную оплату за публичными закупками, но не может изменить условия договоров.
Сильвестрова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Вправе ли Федеральное казначейство проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных учреждений? Могут ли работники этого органа исполнительной власти проводить проверку реализации казенными учреждениями – заказчиками товаров, работ, услуг норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)? Какие нарушения в области применения бюджетного законодательства характерны для получателей бюджетных средств? Ответим на эти и другие вопросы далее.
Контрольной функцией Федерального казначейства является внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений (п. 3 ст. 265 БК РФ). Данный орган исполнительной власти при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю (п. 6 Порядка осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092):
-
за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
-
за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ РФ, в том числе об исполнении государственных заданий;
-
за соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
-
за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, установленного ст. 19 Закона о контрактной системе;
-
за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график закупок;
-
за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
-
за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
-
за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
-
за соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, работники органов Федерального казначейства вправе проводить проверку:
-
осуществления федеральными казенными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности;
-
реализации казенными учреждениями – заказчиками товаров, работ, услуг норм Закона о контрактной системе.
В ходе проведения контрольных мероприятий выявляются разного рода нарушения норм законодательства РФ. В этой консультации рассмотрим обзор недостатков и нарушений в области бюджетного учета и применения норм Закона о контрактной системе, выявленных работниками Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей и получателей средств федерального бюджета во втором полугодии 2017 года.
Рассмотрим указанные нарушения более подробно.
Как было сказано выше, обзор недостатков и нарушений, о которых пойдет речь далее, составлен по результатам контрольных мероприятий, проведенных во втором полугодии 2017 года. В этот период при ведении бюджетного учета положения федеральных стандартов не применялись. Комментируя освещенные в обзоре недостатки и нарушения правил ведения бюджетного учета, мы будем приводить еще и положения ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденных Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – ФСБУ «Концептуальные основы»), вступившего в силу 1 января 2018 года, а также нормы Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, чтобы бухгалтеры учреждений смогли проверить свои операции, осуществленные как в прошлых, так и в текущем отчетных периодах, и исключить возможность совершения подобных нарушений в своей деятельности.
В целом в отношении нарушений правил ведения бюджетного учета, отраженных в п. 8.1 – 8.8 Письма № АС-4-16/13986@, следует отметить их типовой характер длявсех государственных (муниципальных) учреждений. Такого рода нарушения регулярно встречаются во всех актах проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. О них мы регулярно говорим на страницах наших журналов и книг. Тем не менее данные нарушения допускаются, выявляются в ходе проверок и находят свое отражение в актах, а их, в общем-то, легко можно избежать. Расскажем, что это за нарушения.
Показатели годовых отчетных форм должны быть подтверждены результатами инвентаризации
Требование об обязательном проведении инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовых отчетных бухгалтерских форм установлено ч. 3 ст. 11 Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) п. 20 Инструкции № 157н (в редакции, действовавшей в 2017 году), п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н). В нарушение этих пунктов, как было выявлено работниками Федерального казначейства в ходе проведения проверок, некоторые учреждения перед составлением годовой бюджетной отчетности не проводили инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Такие действия со стороны учреждения являются недопустимыми. Начиная с 2018 года основные требования к проведению инвентаризации установлены п. 79 – 82 ФСБУ «Концептуальные основы». В целом они не отличаются от требований к проведению инвентаризации, предусмотренных ранее. Поэтому при подготовке к составлению годовых отчетных форм по итогам 2018 года рекомендуем всем учреждениям провести инвентаризацию активов, обязательств (расчетов), чтобы исключить подобные нарушения.
Здесь же заметим, поскольку проведение инвентаризации является обязательным, перед составлением годовых отчетных форм проверяющие при проведении проверки обращают внимание (п. 6, 20 Инструкции № 157н, п. 7 Инструкции № 191н):
-
на наличие приказа (распоряжения) руководителя о проведении ежегодной инвентаризации перед составлением годовых отчетных форм;
-
на наличие документального подтверждения факта проведения инвентаризации (оформленных надлежащим образом инвентаризационных описей (ф. 050482, 050486, 050487 – 050489, 050491));
-
на наличие документов, подтверждающих результаты проведения инвентаризации (протокола, акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092)).
Требования к оформлению первичных учетных документов
Пунктом 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Первичные учетные документы составляются по унифицированным формам, приведенным в Приказе Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», либо формам, разработанным субъектом учета самостоятельно. В этом случае первичные учетные документы должны иметь все обязательные реквизиты, перечень которых приведен в п. 7 Инструкции № 157н (в редакции, действовавшей до 1 января 2018 года), ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы».
Первичные учетные документы подбираются в хронологическом порядке и подшиваются к журналам операций. Формы журналов операций утверждены Приказом Минфина РФ № 52н.
При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности первичные учетные документы проверяются всегда. Просматривая журналы операций, к которым в хронологическом порядке подшиты и подобраны первичные учетные документы, проверяющие обращают внимание:
1) на соответствие бухгалтерских записей, отраженных в журнале операций, требованиям инструкций № 157н и 162н;
2) на соблюдение рекомендаций Минфина, изложенных в письмах ведомства, по отражению на счетах бухгалтерского учета операций, показанных в первичных учетных документах, приложенных к проверяемому журналу операций;
3) на наличие первичных учетных документов, операции по отражению которых содержатся в журнале операций;
4) на соответствие первичных учетных документов, приложенных к журналу операций, требованиям, установленным законодательством РФ (либо первичный учетный документ должен быть оформлен по унифицированной форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н, либо, если документ оформлен не по унифицированной форме, он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизиты, перечень которых представлен в п. 7 Инструкции № 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
В ходе проведения подобной проверки у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей и получателей средств федерального бюджета были выявлены следующие нарушения (п. 8.5, 8.6 Письма № АС-4-16/13986@):
1) не составлены первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Документами, отражающими прием работ, услуг, являются акты выполненных работ, оказанных услуг, которые составляются в произвольной форме, но должны содержать перечень обязательных для первичного учетного документа реквизитов, установленных ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы». Поставка товаров оформляется накладной, которая составляется поставщиком и также должна содержать все необходимые для первичного учетного документа реквизиты. Здесь же отметим, что в соответствии с Приказом Минфина РФ № 52н приходный ордер (ф. 0504207) составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (в частности, основных средств, материальных запасов), в том числе от сторонних организаций (учреждений), и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения в случаях, предусмотренных Приказом Минфина РФ № 52н. По мнению финансистов, изложенному в Письме от 07.12.2016 № 02-07-10/72795, наличие при поступлении в учреждение материальных ценностей первичных учетных документов – предусмотренных условиями договора (контракта) отгрузочных документов, оформленных надлежащим образом, является достаточным основанием для принятия к учету данных материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) не требуется;
2) приняты к бухгалтерскому учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни;
3) несвоевременно составлены первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Напомним, что первичные (сводные) учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после их окончания (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 21 ФСБУ «Концептуальные основы»). Более позднее составление первичного учетного документа является нарушением вышеназванных норм законодательства РФ;
4) недостоверно отражена в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге. Такие действия учреждения квалифицируются как нарушение п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и являются недопустимыми.
Кроме того, в нарушение требований, закрепленных в п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, отдельные получатели средств федерального бюджета несвоевременно регистрировали и накапливали данные, содержащиеся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета (п. 8.6 Письма № АС-4-16/13986@). Напомним, п. 29 ФСБУ «Концептуальные основы», как и ранее (до вступления в силу названного стандарта) п. 11 Инструкции № 157н, установлено, что принятие первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету производится не позднее следующего дня после их получения (составления).
Все нарушения, указанные выше, являются типовыми и выявляются практически в ходе любой проверки финансово-хозяйственной деятельности. Чтобы не допускать подобные нарушения, советуем быть внимательными при составлении и принятии к учету первичных учетных документов, проводить более тщательную их проверку перед принятием к учету.
Требования к проведению контрольных мероприятий при принятии к учету результатов работ
Пунктом 20 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов.
К бухгалтерскому учету принимаются первичные (сводные) учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление (п. 23 ФСБУ «Концептуальные основы»). В 2017 году подобные требования были предусмотрены ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 3 Инструкции № 157н. Кроме того, при принятии к учету результатов строительных работ заказчики должны выполнять требования п. 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 (далее – Положение № 468). Этим пунктом определено, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверку выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования их результатов;
в) проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком – освидетельствование скрытых работ и промежуточный прием возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) совместно с подрядчиком – проверку соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.
Как отмечено в п. 8.2 Письма № АС-4-16/13986@, в нарушение положений ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 6 Положения № 468 отдельный получатель средств федерального бюджета как заказчик не обеспечил проведение строительного контроля, в результате чего приняты и оплачены по актам о приеме выполненных работ (форма КС-2):
-
работы с завышением стоимости использованных при их выполнении материалов;
-
фактически не выполненные работы;
-
материалы, не предусмотренные к использованию локальными сметными расчетами, исполнительной документацией.
Отражение в учете расходов по договору ОСАГО
Пунктом 302 Инструкции № 157н предусмотрено, что затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся. Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям. В нарушение требований этого пункта расходы на страхование автотранспортных средств, фактически осуществленные получателем средств федерального бюджета в 2015 – 2017 годах, но относящиеся к следующим отчетным периодам, не учитывались на счете «Расходы будущих периодов» (п. 8.3 Письма № АС-4-16/13986@). Такие расходы включались в расходы текущего периода, что является нарушением методологии бюджетного учета.
Пример.
Казенное учреждение в ноябре 2017 года заключило договор ОСАГО на сумму 9 200 руб. Расходы по договору были отнесены на счет 1 401 20 226. Нарушение требований п. 302 Инструкции № 157н при отражении этой операции было выявлено в марте 2018 года в ходе проведения проверки.
Нарушение было устранено следующим образом: