Региональный продукт

Региональный продукт

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Гореева Н.М. 1 Демидова Л.Н. 2 Черняев С.И. 3 1 Калужский филиал РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева 2 Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 3 Калужский филиал МГТУ имени Н.Э. Баумана В данной работе сделана попытка обобщения материалов, связанных с влиянием экономического развития на благосостояние населения в регионе. В статье рассмотрены причины роста экономики в областях Центрального Федерального округа. Группировка регионов ЦФО показала, что рост объемов производства ВРП на душу населения в большинстве областей не вызывал адекватного увеличения таких показателей, как индекс потребительских цен, размер назначенных пенсий, число преступлений. Для третьей типической группы характерным является рост производства, который способствует сокращению потребительских цен и росту реальных доходов, пенсий и оборота розничной торговли. Калужская область входила во вторую типическую группу со значительным ростом среднедушевого ВРП, невысокими показателями индекса реальных доходов, оборота розничной торговли, выше среднего индексом потребительских цен, что вызывает падение промышленного производства в 2011 году ниже среднего по совокупности. Результаты группировки позволяют говорить о параболической зависимости между объемом производства ВРП и показателями доходов населения. Следовательно, регионам (в том числе Калужской области) при формировании экономической политики развития региона нельзя не учитывать регулирование социально-экономической защищенности населения. Структурно-динамический анализ ВРП на душу населения показал быстрый рост экономических показателей и несущественный вклад Калужской области в показатели ЦФО. Высокие темпы роста экономики в области связаны с динамичным развитием автомобильных сборочных производств. Однако рассчитанные коэффициенты эластичности роста доходов от темпов роста ВРП показывают, что на каждый процент роста ВВП в области среднедушевой денежный доход увеличился меньше, чем по РФ или ЦФО. 137 KB влияние экономического состояния региона на благосостояние населения экономическая и социальная политика развития региона факторы развития регионов России. 1. Куликов С. Россия стала рекордсменом по региональным различиям // Независимая газета. – 2011. – Режим доступа : http://www.ng.ru/economics/2011-10-26/4_difference.html, свободный. – Загл. с экрана. 2. Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Калужской области . 2013. – Режим доступа : http://www.kalugastat.ru, свободный. – Загл. с экрана. 3. Орлова М. Принята программа социально-экономического развития Пермского края // Российская газета. – 2012. – Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/10/25/reg-pfo/perm-sed-anons.html, свободный. – Загл. с экрана. 4. Россия в цифрах: Росстат: цены на продукты в России за год выросли в два раза сильнее, чем в ЕС – 2013. – Режим доступа: http://finance.rambler.ru/news/gks/122661518.html. – Загл. с экрана. 5. Россия в цифрах: В прошлом году жилищное строительство в России выросло на 4,7% — Росстат – 2013. – Режим доступа: http://finance.rambler.ru/news/gks/122501006.html. – Загл. с экрана.

Благополучие любого общества обусловлено степенью его экономического развития. Достижение высокого уровня материального благосостояния граждан обеспечивается высокими темпами экономического роста национального хозяйства. Региональные особенности развития различных территорий также оказывают сильное воздействие на эффективность функционирования экономики и, следовательно, формирование человеческого потенциала.

Уровень развития региона определяется как экономическими показателями (объемом валового регионального продукта (ВРП), размером реальных доходов), так и социальными показателями (качеством жизни, качеством человека). Доступность образования, здоровье, безопасность, возможность проведения досуга и т.п. становятся важнейшими условиями полноценной жизни .

Для определения степени зависимости доходов населения, развития торговли и сферы услуг от уровня производства была построена аналитическая группировка 17 областей ЦФО по среднедушевому ВРП за 2010 год (табл. 1). Такая дифференциация позволит выявить основные экономические и социальные факторы, формирующие развитие типичных регионов центра России, в том числе Калужской области. Данные г. Москвы в составе ЦФО не принимались во внимание из-за специфичности условий и несопоставимости социально-экономических показателей с аналогичными показателями по остальным областям ЦФО.

Таблица 1.

Группировка областей ЦФО по производству валового регионального продукта на душу населения

Группы областей по объему ВРП на душу населения, тыс. руб.

Число областей в груп-пе

Индекс реальных денежных доходов населения, % к предыдущему году

Индекс реального размера назначенных пенсий,

% к предыдущему году

Оборот розничной торговли,

% к предыдущему году (в постоянных ценах)

Индекс потребительских цен, (декабрь к декабрю предыдущего года) %

Индекс промышленного производства 2011 г. в % к 2010 г.

Число зарегистрированных преступлений (на 100000 чел.)

До 147,9

107,7

111,7

108,4

109,8

109,8

147,9-203,6

105,5

111,7

107,6

109,7

108,5

Свыше 203,6

108,3

114,1

108,1

108,5

108,4

Итого и в среднем

106,6

112,0

107,9

109,6

109,0

Данные, представленные в таблице, позволяют сделать вывод, что в 2010 году рост объемов производства ВРП на душу населения в большинстве областей не вызывал адекватного увеличения зависимых показателей. Исключение составляют лишь области, попавшие в третью типическую группу, где рост производства способствует сокращению потребительских цен и росту реальных доходов, пенсий и оборота розничной торговли.

Калужская область входила во вторую типическую группу, которая характеризуется значительным ростом среднедушевого ВРП. Однако значения индекса реальных доходов, оборота розничной торговли здесь оказались наименьшие, а индекса потребительских цен выше среднего значения, что свидетельствует о падении промышленного производства в 2011 году ниже среднего по совокупности.

Таким образом, результаты группировки позволяют говорить о параболической зависимости между объемом производства ВРП и показателями доходов населения. Следовательно, регионам (в том числе Калужской области) при формировании экономической политики развития региона нельзя не учитывать регулирование социально-экономической защищенности населения.

Структурно-динамический анализ основного показателя эффективности деятельности в регионе показал быстрый рост экономических показателей и несущественный вклад территории в ЦФО . Из данных таблицы 2 видно, что в анализируемый период рост производства ВРП в среднем на душу населения (в текущих ценах) в Калужской области происходил более быстрыми темпами, чем по России и ЦФО. Так, ВРП в расчете на душу населения за исследуемый период 2006-10 гг. по РФ вырос на 65,9%, по ЦФО — на 63%, по Калужской области — в 2,14 раза.

Таблица 2.

Объем и динамика валового регионального продукта (ВРП) и доходов населения в Калужской области

Высокие темпы роста ВРП в Калужской области связаны с динамичным развитием в последнее время сборочных производств (в первую очередь автомобильных) и позволяют говорить о высокой степени развития производства. Это подтверждается и тем, что доля Калужской области в ВРП ЦФО за последнее время растет. Растут и среднедушевые месячные денежные доходы населения. Калужская область по данному показателю — лидер, так, по РФ рост доходов (за период 2006-10 гг.) составил — 85,2%, по ЦФО — 76,7%, а по Калужской области — в 2,22 раза.

Однако рассчитанные коэффициенты эластичности роста доходов от темпов роста ВРП за исследуемый период свидетельствуют о том, что на каждый процент роста ВВП в РФ среднедушевой денежный доход увеличился на 1,12%, по ВРП ЦФО рост составил на 1,10%, а по Калужской области — только на 1,03%. В 2010 году среднедушевые денежные доходы населения Калужской области на 37,4% ниже, чем в ЦФО, и на 18,7% ниже, чем в РФ. Все это свидетельствует о том, что темпы развития производства и уровень доходов населения хотя и находятся в прямой зависимости, но не способствуют повышению социальной и экономической защищенности населения в Калужской области. Социальной защищенности в области уделяют меньшее внимание. Темпы роста реальных месячных пенсий за последний год также подтверждают замедление социальной направленности экономической политики.

Обеспечивая собственное воспроизводство, регион в конечном счете должен обеспечивать адекватное повышение уровня жизни. Поскольку сам по себе экономический рост не гарантирует позитивной социальной динамики, и это, в свою очередь, отразится на том, что созданные на привлеченные иностранные инвестиции сборочные производства очень скоро могут остановиться. Такие отрасли рассчитаны на внутренний спрос, обеспечить который может только рост доходов. Какие могут быть покупки, если отсутствуют доходы и, как следствие, экономику ожидает остановка производства.

Важным условием успешного и устойчивого развития экономики выступает такая система, в которой может быть резко повышена конкурентоспособность человека — как основного составляющего этой экономики .

Однако, в создавшихся условиях ряд факторов ограничивает данную систему, что отражается на экономике. Среди таких факторов можно выделить следующие:

— отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала;

— присутствие сложной демографической ситуации, связанной с низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простое воспроизводство населения, и высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте;

— возникновение проблем формирования трудовых ресурсов, связанное с сокращением численности детей и подростков, уменьшение объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях.

Процесс старения населения ведет к дефициту рабочей силы, увеличению нагрузки на систему здравоохранения, обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий.

Несоответствие между государственными гарантиями медицинской помощи, образовательными стандартами, мерами социальной поддержки и имеющимися финансовыми ресурсами не обеспечивает необходимую доступность и качество медицинских и социальных услуг, образовательного процесса и соответственно негативно сказывается в долгосрочной перспективе. Данные таблицы 3 подтверждают, что по большинству перечисленных видов экономической деятельности имеется тенденция к сокращению их доли в структуре валовой добавленной стоимости. Так, по здравоохранению и предоставлению социальных услуг сокращение составляет 0,8 п. п.; образованию — на 0,6 п. п. (табл. 3).

Низкая эффективность систем здравоохранения, социальной защиты и образования является одним из факторов, ухудшающим условия и стимулы для развития человеческого капитала.

Важными факторами развития экономики выступают диверсификация производства и низкий уровень конкуренции. Традиционно основой экономики региона выступают обрабатывающие производства, доля которых составляет более 30% валовой добавленной стоимости. При этом она постоянно растет. Исключение составляет 2009 год, где доля имеет тенденцию к сокращению на 2,6 процентных пункта (п. п.) по сравнению с предыдущим (2008) годом, но уже в 2010 году наблюдается рост на 5 п. п. по сравнению с 2009 годом.

Однако резкое сокращение транспортной инфраструктуры (за исследуемый период времени доля этого вида деятельности имеет самое большое сокращение в структуре валовой добавленной стоимости и составляет 2,9 п. п.) может привести к значительным потерям в эффективности экономических систем, отсутствию экономических связей между ними.

Увеличение в течение последних лет объема подрядных работ оказало влияние на рост добавленной стоимости в строительстве, в результате чего его доля в объеме валовой добавленной стоимости выросла на 3 п. п. Учитывая сложное положение сельскохозяйственных организаций, сохраняющееся на протяжении многих лет, низкий уровень их конкуренции, вклад сельского хозяйства в валовом региональном продукте остается не значительным — чуть более 8%.

Данные таблицы 3 подтверждают сокращение доли оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 2,7 п. п., развитие которых зависит от роста доходов населения.

Таблица 3.

Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности в Калужской области (%)

Эффективная социальная политика, обеспечивающая заданный уровень экономического развития региона, — задача очень сложная. Эволюция в этом направлении — вопрос времени.

Социальная политика региональных властей в настоящее время остается в зависимости от условий и привычных приоритетов, и пассивно реагирующей на действия федеральных властей. Регион не может расширить горизонт планирования в социальной политике и не стимулируется к этому, оставаясь исполнителем решений федеральных органов власти.

Однако положительными сдвигами в социальной политике региона являются направленность на стабилизацию численности населения и повышение миграционной привлекательности региона, программа безопасности — на снижение уровня преступности. Экономическая политика направлена на увеличение доходов населения и бюджета области, на привлечение инвестиций в регион. В сфере инфраструктуры сделан акцент на создание безопасного и комфортного жилья, благоустроенных кварталов и районов городов, развитие транспортных связей . Приоритетом становится предоставление земельных участков для жилищного строительства.

Рецензенты:

Библиографическая ссылка

Гореева Н.М., Демидова Л.Н., Черняев С.И. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ВЗАИМОСВЯЗИ РОСТА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8627 (дата обращения: 26.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Е. К. КАРПУНИНА, Е. А. КОЛЕСНИЧЕНКО

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость) относится к разряду показателей системы национальных счетов.

Система национальных счетов (СНС) представляет собой комплексную, последовательную и гибкую систему макроэкономических счетов, разработанную для удовлетворения запросов тех, кто занимается анализом, выработкой политики и принятием решений. СНС активно внедряется в статистическую практику России с начала 90-х гг. Ее формирование опирается на методологию, принятую в качестве международного стандарта ООН, Международным валютным фондом, Мировым банком. В настоящее время Госкомстат России составляет основные счета СНС и исчисляет основные ее показатели, прежде всего для экономики страны в целом (валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, конечное потребление, сбережение, валовое накопление и др.).

Одновременно одним из направлений современного этапа создания СНС в России является развитие этих расчетов на региональном уровне, учитывая наличие большой территории и различий в степени экономического и социального развития отдельных регионов. Не только территориальные органы управления, но и государство в целом заинтересовано в информации, комплексно характеризующей экономику регионов, позволяющей вырабатывать экономическую политику и оценивать эффективность принятых решений на региональном уровне.

В силу ряда особенностей, присущих региональной экономике, ограниченности информационных ресурсов и трудности решения ряда методологических проблем вся система показателей

национальных счетов для регионов не может быть построена. Территориальные комитеты государственной статистики осуществляют расчеты таких показателей СНС, как валовой региональный продукт, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, валовое накопление. Расширение числа показателей СНС, рассчитываемых на региональном уровне, осуществляется поэтапно. Так, в этом году будут впервые выполняться расчеты показателей счета образования доходов.

В России принята следующая схема расчета региональных показателей СНС. Первоначально они рассчитываются территориальными органами статистики по единому плану и единой методологии, разрабатываемой Госкомстатом России. Затем эти показатели направляются в Госкомстат России, где они проверяются, сравниваются с данными территориальных комитетов, полученными по формам федерального государственного статистического наблюдения; в случае необходимости подвергаются досчету по тем показателям, по которым на региональном уровне отсутствует информация.

Все перечисленные показатели СНС, разрабатываемые территориальными комитетами государственной статистики, являются важными индикаторами социально-экономического развития регионов. Однако базовым показателем в этой системе является валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость). По своему экономическому содержанию этот показатель аналогичен показателю — валовой внутренний продукт (ВВП), рассчитываемому для экономики страны в целом. Однако сумма валовых региональных продуктов по всем субъектам Рос-

сийской Федерации не составляет общенациональный ВВП, между ними существуют определенные методологические различия. Эти различия в основном связаны с наличием в составе ВВП элементов, которые не могут быть распределены по регионам. Вот несколько примеров. Технически невозможно распределять между отдельными регионами нерыночные коллективные услуги, оказываемые государственными учреждениями обществу в целом (оборона, государственное управление и др.). Деятельность финансовых посредников, особенно банков, редко ограничивается отдельными регионами. Данные о внешней торговле во многих случаях можно получить только на федеральном уровне. В силу специфики учета налогов на экспорт и на импорт их общую величину также невозможно полностью распределить между отдельными регионами. Перечисленные показатели рассчитываются на федеральном уровне для всей России. По мере того как будет расширяться устойчивая информационная база расчетов показателей СНС на региональном уровне, расхождение между величиной ВВП и суммой валовых региональных продуктов по субъектам Российской Федерации будет постепенно сокращаться содержательно и количественно.

Валовой региональный продукт (ВРП) характеризует результат производства товаров и услуг за определенный период времени. Кратко охарактеризуем процесс его формирования. Этот показатель рассчитывается как сумма валовых добавленных стоимостей по отраслям экономики региона в основных ценах, то есть с учетом субсидий на продукты, но без налогов на продукты. Далее к указанной сумме прибавляются чистые налоги на продукты, и получается величина ВРП в текущих рыночных ценах.

В свою очередь, валовая добавленная стоимость на уровне отраслей исчисляется как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала, то есть уменьшения стоимости основных фондов в результате их физического износа и морального устаревания.

Выпуск товаров и услуг представляет собой стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности отраслей экономики в отчетном периоде. При этом нерыночные услуги оцениваются по фактическим текущим затратам на оказание этих услуг (оплата труда, материальные затраты, оплата услуг, потребленных в процессе производства) с учетом потребления основного капитала.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, потребленных в течение отчетного периода с целью производства других товаров и услуг. ВРП, как наиболее общий показатель, отражающий функционирование экономики в целом, представляет собой один из сложных статистических инструментов. Получение его оценки опирается на интеграцию большого числа данных, значительная часть которых, в свою очередь, также является результатом сводных расчетов. При этом разработка ВРП объективно превращается в процесс косвенной проверки и согласования данных различных отраслей статистики. Учитывая масштабность производимых расчетов и обобщающий характер этого показателя, неизбежно его уточнение по мере формирования более полной информации. Такая практика пересмотра макроэкономических показателей принята во всех странах, занимающихся национальным счетоводством. Важным условием проведения таких пересмотров данных является информированность пользователей о периодичности их выполнения. С этой целью в январе 1999 г. Госкомстатом России по согласованию с Минэкономики и Минфином России принят Регламент разработки и представления данных по валовому региональному продукту, определяющий общие принципы и периодичность разработки и представления данных о ВРП.

В настоящее время имеются утвержденные итоги расчетов ВРП производственным методом за 1995-2005 гг. и индексы физического объема, начиная с 1997 г. Важность этих расчетов определяется тем, что ВРП используется также в качестве основы для распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и расчета валовых налоговых ресурсов. Расчеты ВРП осуществляются с годовой периодичностью, для наблюдения внутригодовой динамики развития экономики регионов России используется показатель темпа изменения объемов производства базовых отраслей экономики.

Наряду с абсолютными показателем ВРП, можно использовать и относительный показатель ВРП на душу населения региона.

Подход к верификации региональных прогнозов

Основным критерием качества регионального прогноза является его сбалансированность, то есть непротиворечивость прогнозных показателей друг другу на всем горизонте прогнозирования. Поэтому в основу разработанной системы «Верификация региональных прогнозов» положена концепция «баланса балансов», которая является выражением закона сохранения материи и

обеспечивает проверку сбалансированности полученного прогноза по всем видам региональных ресурсов. Целью верификации является количественная оценка степени разбалансировки регионального прогноза. Процесс верификации состоит в сопоставлении оценок параметров социально-

экономического развития, сделанных на основе различных балансов, формируемых по прогнозным данным. Основным верификационным балансом является «баланс ВРП», который через свои компоненты связан с другими региональными балансами (рис. 1).

Рис. 1. Система балансов для верификации региональных прогнозов

Баланс ВРП строится на основе сопоставле- тодом формирования ВРП по источникам образо-

ния производственного метода расчета ВРП с ме- вания (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление методов расчета ВРП

Компоненты ВРП Финансовые ресурсы Оплата труда Прочее

Производственный метод Метод по источникам образования

ВДС в секторе производства товаров и рыночных услуг ЗП в секторе производства товаров и услуг прибыль, направляемая в фонд потребления заработная плата в секторе производства товаров и рыночных услуг без выплат из прибыли

чистая прибыль чистая прибыль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальные налоги социальные налоги

налоги на производство налоги на производство (в т. ч. налог на прибыль)

потребление основного капитала амортизационные отчисления

чистый смешанный доход чистый смешанный доход

услуги финансового посредничества (-) услуги финансового посредничества (-)

субсидии на производство (-) субсидии на производство (-)

прирост запасов готовой продукции и незавершенного производства прирост запасов готовой продукции и незавершенного производства

ВДС в секторе нерыночных услуг ЗП в секторе нерыночных услуг ЗП в секторе нерыночных услуг

социальные налоги социальные налоги

потребление основного капитала потребление основного капитала

товары и услуги, предоставляемые бесплатно товары и услуги, предоставляемые бесплатно

Налоги на продукты налоги на продукты налоги на продукты

Субсидии на продукты субсидии на продукты (-) субсидии на продукты (-)

Компоненты метода «по источникам образования» разложены на три составляющие, которые представлены в столбцах 3-5. На основе этого разложения можно записать:

ВРП=образованные ФР + оплата труда +

+ прочее + Д, (1)

где:

Д — расхождение сравниваемых методов расчета ВРП, связанное с сокрытием добавленной стоимости, а также с вывозом ее из региона через вертикально интегрированные компании.

Слагаемое прочее в (1) практически равно нулю, поскольку несколько составляющих, обра-

зующих это слагаемое, берутся со знаком минус. Компоненты в правой части отношения (1) связаны друг с другом как сообщающиеся сосуды -увеличение одних компонентов ведет к уменьшению других. Анализ статистики прошлых лет показывает, что при стабильной доле расхождения Д графики роста созданных ФР и оплаты труда вьются «веревочкой» вокруг тренда роста ВРП (рис. 2). В принципе, такой же характер роста этих параметров должен быть и на горизонте прогнозирования.

На рисунке 3 показаны примеры типичных разбалансированных прогнозов по компонентам ВРП.

Рост по сравнению с базовым годом

100%

к /

Фин.ре сурсы / Л

\ І/ ч ш / /

> /

/ г’\

/ / Оплата труда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ г £ лГ » / І

Годы

Рис. 2. Динамика роста компонентов ВРП

Сравнительный рост

300%

250%

200%

130%

100%

30%

0%

■ — ‘ =1

Л , * ^ Г-‘» г ^ 1 А

■ Г

—•—Рост ВРП —* — Р ост созданных ФР — ■ — Р ост оплаты труда

2002 2003 2004 2005 200Є 2007

Сравнительный рост

200%

130%

100%

30%

0%

,1 Ґ

Дні

—♦—Рост ВРП —* — Ро ст созданных ФР ■ ■ — Рост огпаты труда

1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Типичные разбалансированные прогнозы по компонентам ВРП

б

а

На рисунке 3 а показана явно нереальная ситуация — слагаемые имеют темпы роста большие, чем их сумма (ВРП). Кроме того, нет «веревочки», что маловероятно на горизонте в 5 лет. Ситуация, показанная на рис. 3б, более правдоподобна, однако величина отклонения кривой «Рост

созданных ФР» от оси «Рост ВРП» больше, чем у кривой «Рост оплаты труда». Поскольку финансовые ресурсы примерно в 2 раза «тяжелее», это изменит структуру ВРП в сторону увеличения доли скрытой добавленной стоимости (рис. 4).

Рис. 4. Изменение структуры ВРП, соответствующее росту компонентов ВРП, показанному на рисунке 3б

При сопоставлении добавленной стоимости с выпуском и промежуточным потреблением используется следующее соотношение, которое справедливо для каждого прогнозного года:

т ВДС _ 1 йе/

йе/

йе/™ ПП

IВВ \ йе/

ПП

(2)

где:

I ВДС I ВВ

е , е , ЬеГ — индексы-дефляторы валовой

добавленной стоимости, валового выпуска и промежуточного потребления соответственно;

йПп=ПП/ВВ — доля промежуточного потребления в валовом выпуске, рассчитанная для текущих цен.

При анализе финансовых ресурсов составляются:

— чистые налоги на продукты (из баланса ВРП) и их оценка как сумма акцизов, НДС, налогов с продаж и налогов на ГСМ;

— ожидаемая ставка НДС и эффективная ставка НДС (отношение прогнозируемых параметров НДС и добавленной стоимости в СПТРУ);

— единый социальный налог и социальные трансферты (из баланса денежных доходов и расходов населения).

В свою очередь, денежные расходы населения сопоставляются с оборотом потребительского рынка. Также исследуется динамика превышения

доходов над расходами. В регионах с развитым потребительским рынком расходы населения, как правило, превышают доходы — имеет место отрицательное сальдо. Это связано с тем, что на региональном потребительском рынке присутствуют нерезиденты. Если на горизонте прогнозирования это сальдо резко изменяется, то налицо дисбаланс между прогнозными расходами населения и оборотом регионального потребительского рынка.

Производство потребительских товаров должно иметь темпы роста, лежащие между темпами роста выпуска в таких отраслях, как промышленность и сельское хозяйство. Рост численности трудовых ресурсов сопоставляется с динамикой численности населения в трудоспособном возрасте. При анализе инвестиционных ресурсов сопоставляются:

— прогнозируемые инвестиционные ресурсы (из баланса финансовых ресурсов) и прогнозируемые инвестиции в основной капитал;

— амортизационные отчисления и чистая прибыль (из баланса финансовых ресурсов) и инвестиции хозяйствующих субъектов за счет прибыли и амортизации (инвестиционный баланс);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— инвестиции в основной капитал отрасли и прогнозируемый рост выпуска отрасли (в сопоставимых ценах) на горизонте прогнозирования.

Поскольку к настоящему времени возможности «восстановительного роста» практически исчерпаны, то рост выпуска возможен только при росте производственного потенциала, что требует

ВВ

і

і

существенных инвестиций. Соотношение, связывающее норму накопления 5 с желаемым ежегодным приростом производственного потенциала р выглядит следующим образом:

s=(1+pTo)J.

(3)

где:

Т0 — срок службы основных фондов отрасли (ОФ);

3 — интенсивность потребления капитала (ИПК).

ИПК — это часть добавленной стоимости, которую необходимо инвестировать в основной капитал для возмещения его выбытия с целью обеспечения простого воспроизводства.

Формула (3) выведена исходя из предположения, что трудовые ресурсы и основные фонды отрасли не являются лимитирующими факторами. Согласно этой формуле, устойчивый экономический рост требует существенных инвестиций. Например, для ежегодного прироста производственного потенциала на 5% (Р = 0,05) в отрасли с Т0 =20 лет и износом ОФ 50 % требуется норма накопления 8 =21, то есть в 2 раза перекрывающая годовое выбытие ОФ. Таким образом, для обеспечения прогнозируемого роста

в анализируемой отрасли должно выполняться неравенство:

I > яОк

где:

I — среднегодовые инвестиции в отрасль на горизонте прогнозирования,

О — ожидаемая добавленная стоимость в отрасли (среднегодовая);

к — понижающий коэффициент, учитывающий существующие в отрасли возможности «восстановительного роста». Если возможности «восстановительного роста» в отрасли исчерпаны, то к= 1.

В результате описанных выше сопоставлений формируется лепестковая диаграмма дисбалансов (рис. 5). По каждой ьй оси диаграммы откладывается дисбаланс 5хг-:

хі — х 2 х 0

где:

X1, X2 — оценки одного и того же параметра х, сделанные по данным двух различных балансов;

X0 — наиболее правдоподобная оценка из X1, X2.

Рис. 5. Диаграмма дисбалансов

Темный правильный восьмиугольник на диаграмме соответствует полностью сбалансированному прогнозу.

Динамика показателя ВРП по Тамбовской области

Прогнозируемая положительная динамика показателя ВВП в 2005-2006 гг. (по оценкам Пра-

вительства РФ) позволяет утверждать о росте ВРП большинства регионов.

Губернатор Тамбовской области О. Бетин, выступая с традиционным ежегодным посланием «О положении в области и основных направлениях ее социально-экономического развития», сообщил, что с 2004 г. в социально-экономическом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развитии Тамбовщины достигнута устойчивая положительная динамика. Среднегодовой прирост валового регионального продукта за 19992005 гг. составил 6,5 %, что соответствует задаче удвоения валового продукта, поставленной Президентом РФ. В 2006 г. объем ВРП на душу населения области увеличился в 1,9 раза, а по Российской Федерации — в 1,5 раза. В 2006 г. получена прибыль более 1,2 млрд рублей, объем инвестиций в основной капитал достиг 10,8 млрд рублей, против 8,3 млрд в 2004 г. По рейтингу кредитоспособности в 2006 г. Тамбовская область заняла 12-е место по Российской Федерации. Получен опережающий рост собственных доходов консолидированного бюджета области по сравнению с другими регионами Центрального федерального округа и России в целом.

В январе-августе 2007 г. сохраняется тенденция устойчивого социально-экономического развития Тамбовской области.

Оборот предприятий и организаций области за анализируемый период по хозяйственным видам экономической деятельности составил

76.4 млрд. рублей, или 125,0 % к соответствующему уровню 2006 г. Основная доля оборота (35,3 %) приходится на оптовую и розничную торговлю, темп роста которой составил к соответствующему периоду прошлого года 116,6 %.

Обрабатывающие производства занимают

26.4 % в общем объеме оборота предприятий и организаций (темп роста — 137,4 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды —

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства за 8 месяцев т.г. составила 11,1 млрд. рублей (темп роста — 101,7 %).

Анализ текущего состояния экономики области за отчетный период позволяет ожидать относительно высокие темпы роста ВРП в целом за 2007 г.

Литература

1. Сайт администрации Тамбовской области

2. Неманова Н. Валовой региональный продукт -обобщающий показатель функционирования экономики региона // Экономика и время. 1999. № 33 (370).

3. Головачев В. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов РФ в 2002-2004 гг. // Экономика и жизнь. 2004. № 4.

4. Иванов Ю. Н. Экономическая статистика: Учебник. М.: 2000.

5. Кулагина Г. Д. Национальное счетоводство: Учебник. М.: 1999.

Пандемия коронавируса и решение об ограничении добычи нефти в рамках ОПЕК+ стали основными факторами замедления экономического роста для Оренбургской области в 2020 году, в результате чего может произойти снижение валового регионального продукта (ВРП) до 1,02 трлн рублей. Об этом ТАСС сообщили в министерстве региональной и информационной политики Оренбургской области.

«В 2020 году показатель ВРП области оценивается в сумме 1 020,3 млрд рублей, к уровню 2019 года снижение в сопоставимых ценах составило 3,7 процента. Основными факторами замедления экономического роста стали пандемия коронавирусной инфекции и решение об ограничении добычи нефти в рамках ОПЕК+», — говорится в ответе министерства на запрос ТАСС.

В ведомстве уточнили, что в среднесрочной перспективе ожидается восстановление экономики региона. Для роста ВРП правительство принимает комплекс мер, одно из направлений — привлечение инвестиций в экономику. Область направила заявку на создание особой экономической зоны «Оренбуржье». Привлекательными для инвесторов в настоящее время могут быть условия ведения бизнеса в двух территориях опережающего социально-экономического развития.

По данным министерства, региональные власти работают над созданием и развитием инвестиционной инфраструктуры: индустриальные парки, промышленные парки, инвестиционные площадки. В области осуществляется государственная поддержка инвесторов, которым оказывают содействие при создании новых производств и рабочих мест, модернизации производственных мощностей предприятий.

Информационное агентство России ТАСС

Суммарный ВРП по всем субъектам не совпадает с объемом российского ВВП, так как в общенациональный показатель включаются данные по добавленной стоимости в обороне, госуправлении и т.д. Представитель Минэкономразвития пояснил РБК, что в 2017 году десятка крупнейших регионов обеспечила те же 52,1% суммарного ВРП, в 2016 году — 51,5%, в 2015-м — 51,2%.

«2018 год характеризуется высокими ценами на нефть, и очевидно, что те регионы, которые так или иначе связаны с нефтью, являются драйверами развития экономики. Это либо те, кто добывает нефть, либо те, на ком замыкается цепочка добавленной стоимости, связанная с ней (то есть Москва и Петербург)», — объясняет заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. Красноярский край тоже стал нефтяным благодаря Ванкорскому месторождению, напоминает он. По-другому обстоит ситуация с Краснодарским краем, говорит Климанов: во-первых, там строились Керченский мост и завязанные на него проекты, а во-вторых, регион выступает точкой притяжения для многих мигрантов, которые способствуют развитию экономики.

Лучшие и худшие

В ближайшем будущем Минэкономразвития ожидает экономический рост практически во всех российских регионах. Исключением станут Чечня, Ингушетия и Сахалин, которые в 2019 году, как следует из прогноза, столкнутся с падением ВРП второй год подряд (к ним также присоединится Удмуртия). Хуже всего ситуация обстоит в Сахалинской области и Ингушетии, где ВРП будет падать весь прогнозный период (с 2019 по 2024 год) со среднегодовыми темпами 2 и 0,8% соответственно.

Видео: Телеканал РБК Video

На экономическую динамику в Сахалинской области очень сильно влияет ввод и эксплуатация новых месторождений, указывает Климанов. Возможно, рост, связанный с введением объектов в 2017 году (по оценке правительства Сахалина, в 2017 году ВРП вырос на 3,4%), привел к падению в 2018-м, добавляет он. На Ингушетию влияет окончание в 2016 году действия федеральной целевой программы по поддержке региона, объясняет экономист.

Стратегия пространства

Правительство сейчас дорабатывает стратегию пространственного развития до 2025 года. В проекте документа, который разработало Минэкономразвития, в качестве одной из тенденций пространственного развития выделяется «концентрация экономического роста в ограниченном числе центров». «Крупные центры экономического роста обеспечивают каждый более 1% суммарного прироста ВРП всех субъектов Российской Федерации. В сумме данные центры за период с 2010 года создали 68% суммарного прироста ВРП субъектов при их доле в численности населения страны в 40%», — указывается в документе. При этом развитие малых и средних городов, а также сельских территорий ограничено, признают в министерстве, а роль агломераций растет.

В России недостаточно центров экономического роста, их распределение неравномерно, а развитие магистральной инфраструктуры не соответствует потребностям экономики и граждан, утверждается также в проекте.

Минэкономразвития уже подготовило и направило в правительство проект плана развития магистральной инфраструктуры. Его первая версия предусматривает финансирование проектов почти на 7 трлн руб. в течение следующих шести лет (бюджет должен взять на себя расходы в размере 3 трлн руб.). В документ внесли 690 объектов — свои заявки предлагали как федеральные ведомства (Минэнерго, Минвостокразвития, Росавиация), так и власти регионов.

Кроме того, МЭР в проекте стратегии предложило выделить в России 46 крупных городов — центров экономического роста, а также 14 макрорегионов. Но пока попытка определить будущие регионы-драйверы «проваливается» в силу того, что нефтегазовый сектор и столичные регионы по-прежнему играют главную роль для экономики, говорит Климанов.

Разные прогнозы

В целом экономика в ближайшие шесть лет будет расти при любом сценарии, следует из прогноза Минэкономразвития. В 2018 году ВВП вырастет на 1,8%, однако затем на фоне повышения НДС рост замедлится (до 1,3% в 2019 году). Затем с 2020 года ее вновь ждет ускорение — до 2%, а в 2021–2024 годах — до 3%. Ключевым фактором, как пишет МЭР, станет «пакет структурных изменений», предложенный правительством и включающий реализацию 12 нацпроектов из майского указа президента Владимира Путина, выполнение плана по ускорению инвестиций и пенсионную реформу.

Минэкономразвития рассчитало и консервативный сценарий, включающий «существенное замедление темпов роста мировой экономики, прежде всего в результате реализации сценария «жесткой посадки» китайской экономики». В таком варианте России грозит не рецессия, а лишь сокращение темпов роста до 1% в 2019 году с последующим ускорением до 3% к 2022 году.

В сентябре свой макропрогноз в худшую сторону пересмотрел Центробанк: регулятор полагает, что в 2019 году ВВП вырастет на 1,2–1,7% вместо ожидавшихся ранее 1,5–2%. В рисковый сценарий, который также подготовил ЦБ, он заложил ухудшение ситуации в странах с развивающимися рынками и повышение оттока капитала из них, а также риски дальнейшего расширения международных санкций в отношении России. При таком развитии событий, как ожидает ЦБ, ВВП России в 2019 году упадет, однако бюджетное правило сгладит негативный эффект, и в 2020 году темпы роста вновь станут положительными, а в 2021-м приблизятся к уровню базового сценария (1,5–2%).

Минэкономразвития, как говорил его глава Максим Орешкин, также разработало прогноз с учетом санкций. Но такие оценки носят непубличный характер, указал Орешкин.

Объем валового регионального продукта (ВРП) Петербурга за 2018 год (оценка подготовлена в феврале 2020 года) составил 4,19 трлн рублей, увеличившись на 2,7% по сравнению с аналогичным показателем прошлого периода, следует из данных комитета по экономической политике и стратегическому планированию к заседанию городского правительства.

«За последние шесть лет темпы роста ВРП являются максимальными. Существенное влияние на динамику ВРП оказало увеличение добавленной стоимости в трех отраслях — обрабатывающее производство, операции с недвижимостью и торговля. В целом они формируют половину от общего объема ВРП. По итогам 2019 года темпы роста ВРП могут составить 2,2%», — заявил в ходе заседания правительства глава комитета Валерий Москаленко.

На долю промышленного сектора приходится около 20% ВРП. Объем отгруженных товаров в промышленности (без учета данных по производству кокса и нефтепродуктов) составил 2,2 трлн рублей. Продукция машиностроения занимает половину отгруженных товаров.

Среди отраслей машиностроения наибольшую динамику роста производства по сравнению с 2018 годом продемонстрировало производство электрического оборудования (ИПП – 134,9%), существенный рост которого обеспечен за счет увеличения объемов изготовления электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей – на 70,9%, а также транспортных средств (+18%), готовых металлических изделий (+9,6%) и лекарств (+6,3%).

Оборот розничной торговли за 2019 год составил 1,48 тлрн рублей, что сопоставимо с 2018 годом (+0,9%). При этом, в 2019 году был зафиксирован самый низкий уровень потребительской инфляции за последние 17 лет — 3%.

В строительной сфере объем работ снизился на 23% в 2019 году, составив 461,7 млрд рублей. В 2019 году введено в эксплуатацию 3 471,2 тыс. кв. м жилья, что в совокупности на 12,1% меньше значения 2018 года.

По экспертным оценкам, в 2019 году турпоток в город составил 10,4 млн человек, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 2,2 млн человек. При этом число иностранных туристов составило 4,9 млн человек, что на 1 млн человек больше чем в 2018 году.

В 2019 году объем инвестиций в основной капитал снизился на 24,5% по сравнению с 2018 годом, составив 690,7 млрд рублей. Основные отрасли, формирующие показатель, остаются прежними — это промышленность, транспортировка и хранение, а также операции с недвижимостью.

Внешнеторговый оборот Петербурга за 2019 год составил $50,7 млрд и по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличился на 2,8%. Размер средней номинальной заработной платы, начисленный за 2019 год, превысил 63,1 тыс. рублей., что на 4,1% больше, чем в 2018 году.

Яна Войцеховская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *