Репатриации валютной выручки

Репатриации валютной выручки

На официальном портале ГФСУ обнародован проект Порядка применения контролирующими органами мер воздействия в виде штрафных санкций к юридическим лицам (кроме уполномоченных учреждений) за нарушение требований валютного законодательства (далее — проект Порядка).

В соответствии с п.п. 11, 12 проекта Порядка контролирующие органы имеют право применять к юридическим лицам (кроме уполномоченных учреждений) меру воздействия в виде штрафных санкций за каждый вид нарушения требований валютного законодательства, а именно за нарушение требований:

  • ст. 5 Закона № 2473 по порядку проведения расчетов по валютным операциям на территории Украины;
  • ст. 6 Закона № 2473 по вопросам порядка торговли валютными ценностями;
  • ст. 7 Закона № 2473 по вопросам порядка проведения трансграничного перевода валютных ценностей;
  • ст. 8 Закона № 2473 по вопросам порядка трансграничного перемещения валютных ценностей;
  • ст. 12 Закона № 2473 по вопросам порядка осуществления валютных операций в условиях введенных мер защиты (кроме нарушения установленных предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров).

В случае допущения указанных выше нарушений юридическим лицам (кроме уполномоченных учреждений) грозит штраф в размере 25% суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства, пересчитанной в валюту Украины по официальному курсу НБУ на день осуществления такой операции, за каждый случай нарушения.

В то же время совершение соответствующих действий юридическим лицом (кроме уполномоченных учреждений), к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, повлечет за собой штраф в размере 50 процентов суммы операции.

Источник: сайт ГФС.

Репатриация займов

С сегодняшнего дня (20 ноября 2018г.) вступает в силу Указание Банка России от 05.07.2018 N 4855-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Указание является продолжением апрельских изменений валютного законодательства и устанавливает порядок совершения физическими лицами – резидентами операций, связанных с предоставлением нерезидентам займов и их возвратом (как в рублях, так и в иностранной валюте). В целях контроля за репатриацией физическими лицами – резидентами денежных средств при предоставлении ими займов нерезидентам вводится обязанность о представлении в уполномоченный банк заключенного между ними договора займа. Такой договор предоставляется в случае, если сумма по договору займа составит 3 млн. руб. или выше.

Помимо самого договора физическое лицо — резидент обязано представить информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также при возврате займа, осуществлении процентных и иных платежей, представить информацию о назначении таких платежей в срок не позднее 30 рабочих дней, следующих за днём зачисления иностранной валюты или валюты РФ на счёт физического лица.

Изменения распространяют свое действие на все операции, производимые после 20 ноября 2018 г., в том числе, в рамках договоров займа, заключенных до указанной даты. В случае нарушения сроков представления информации, физическое лицо несёт административную ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 10 000 руб. за каждый случай нарушения.

FTL Advisers, Ltd. оказывает услуги по проверке законности валютных операций резидентов РФ, а также администрированию Контролируемых Иностранных Компаний.

Репатриация в валютном законодательстве

Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.
  3. Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).

Важно! С 01.01.2020 в отношении рублевой выручки, полученной за пределами РФ при экспорте некоторых видов товаров, репатриация не требуется (п.п. 4, 5 ст. 2 закона «О внесении изменений в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»…» от 02.08.2019 № 265-ФЗ).

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов

До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части). Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).

Обратите внимание! Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет.

До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению

Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:

  1. Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
  2. Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
  3. Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
  4. Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
  5. В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.

Важно! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.

Когда возврат валютной выручки не обязателен

В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки:

  1. Если валюта была перечислена на банковские счета за рубежом с целью погашения займов и кредитов, полученных у нерезидентов.
  2. Когда нерезидент-заказчик оплачивает траты резидента по возведению объектов на территории иностранного государства.
  3. Когда валюта получена резидентом РФ от проведения всевозможных культурных мероприятий за рубежом и предназначена для покрытия трат на их поведение.
  4. При зачете встречных требований, которые проводятся за рубежом между резидентами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, оказывающими им соответствующие агентские услуги. Это же основание применяется при взаиморасчетах между транспортными компаниями-резидентами и их контрагентами-нерезидентами, оказывающими тем услуги.
  5. Когда взаимозачет совершается между страховыми организациями по договорам страхования.
  6. Если зачисление валюты произошло на счета транспортных компаний в зарубежные банки, а цель такого зачисления — оплата услуг, сборов, иных расходов.
  7. При взаимозачетах, проводимых между участниками договора по экспорту природного газа.
  8. При предоставлении нерезиденту займа на добычу полезных ископаемых при условии, что возврат займа зависит от объема добычи ископаемых или размера выручки от их продажи.
  9. При взаимозачетах по договорам займа.
  10. При невозврате средств денежного займа, предоставленного нерезиденту на осуществление инновационной деятельности.
  11. При зачете встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга.
  12. При зачислении денежных средств на счета, открытые в иностранных банках российскими ВУЗами, которые обучают за рубежом.

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Категория административного нарушения

Наказание

Ст. КоАП

Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д.

Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием

П. 4 ст. 15.25

От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета

На должностное лицо от 20 000 до 30 000

Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки)

На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб. или предупреждение

П. 4.1 ст. 15.25

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или предупреждение

Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока или предупреждение

П. 5 ст. 15.25

От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы или предупреждение

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или предупреждение

Важно! С 12.04.2020 введена новая часть 5.2 ст. 15.25, предусматривающая наказание за нарушения правил репатриации, если причитающаяся сумма в течение 1 года по одной или нескольким сделкам превысила 100 млн рублей. Ее установлена, в частности, дисквалификация должностных лиц от полугода до 3-х лет.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Обратите внимание, что ограничительные меры иностранных государств могут служить основанием для освобождения от штрафа за нарушения валютного законодательства. Подробнее об этом читайте Обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Вина в невозврате денег в РФ

Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.

К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009).

Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:

  1. Заранее предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в перечислении денежных средств (неустойку, штраф и т. п.). Это будет в будущем свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей (см. постановление президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08).
  2. Незамедлительно после нарушения обязательств контрагентом выслать ему соответствующую претензию. Вкупе с другими мероприятиями резидента она будет свидетельствовать о его невиновности (см. постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149).
  3. При игнорировании требований, указанных в претензии, подать иск в судебные инстанции.

Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.

Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:

  1. Отсутствие состава адм. правонарушения исключает производство по делу. Так, если задержка в перечислении возникла из-за действий кредитных учреждений, в том числе Внешэкономбанка, то административная ответственность не наступает.
  2. Резидент считается выполнившим требования закона, если обеспечил перечисление денег на свой счет от страховой компании по договору страхования рисков невыполнения обязательств его контрагентом-нерезидентом. В данном случае анализу подлежит соответствующий договор страхования.
  3. Также резидент считается исполнившим свои обязательства, если им было передано право требования денег с нерезидента финансовому агенту.

***

Таким образом, ответ на вопрос «что это — репатриация валютной выручки?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

И. Иванова, профессиональный бухгалтер РК, DipIFR, САР

См. Репатриация национальной и иностранной валюты (по состоянию на 2 мая 2019 г.)

РЕПАТРИАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
С 1 ИЮЛЯ 2019 ГОДА

Какова цель экспортно-импортного валютного контроля?

Что такое срок репатриации?

Как рассчитывается срок репатриации?

Каковы особенности расчета срока репатриации по экспорту?

Примеры расчета срока репатриации по экспорту

Каковы особенности расчета срока репатриации по импорту?

Примеры расчета срока репатриации по импорту

В каких случаях требование репатриации считается исполненным?

Для каких целей введена процедура получения резидентами учетных номеров для валютных договоров по экспорту или импорту?

Каков порядок получения учетных номеров?

Когда получение учетного номера не требуется?

Каков порядок работы с валютными договорами по экспорту или импорту, по которым ранее открывались паспорта сделок?

Каким образом осуществляется переход экспортера или импортера в другой банк?

Каким образом осуществляется контроль за выполнением требования репатриации и обоснованностью невозврата валютных средств?

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Какова цель экспортно-импортного валютного контроля?

Целью экспортно-импортного валютного контроля является обеспечение выполнения резидентами требования репатриации иностранной и национальной валюты.

Репатриация национальной и иностранной валюты заключается в зачислении на банковские счета в уполномоченных банках

1) выручки в национальной и иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг);

2) национальной и иностранной валюты, переведенной резидентом в пользу нерезидента для осуществления расчетов по импорту товаров (работ, услуг), в случае неисполнения или неполного исполнения обязательств нерезидентом.

Резидент (за исключением филиала (представительства) иностранной организации) обязан обеспечить репатриацию национальной и (или) иностранной валюты в сроки, предусмотренные валютным договором по экспорту или импорту.

Цель контроля за выполнением требования репатриации — обеспечение предложения валюты на внутреннем валютном рынке и недопущение незаконного вывода из страны ресурсов по каналам внешнеторговых операций.

Из 187 стран, присоединившихся к VIII статье Устава МВФ, предусматривающей отмену всех валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса, требование репатриации до настоящего времени существует в 75 странах, в том числе в таких странах как Россия, Китай, Индия, Малайзия, Южная Корея, ЮАР, Таиланд, Азербайджан, Беларусь, Молдова, Украина, Узбекистан, Сербия, Венесуэла, Пакистан

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Что такое срок репатриации?

Срок, в который резидентом (за исключением филиала (представительства) иностранной организации) выполняется требование репатриации, (далее — срок репатриации) определяется исходя из условий исполнения обязательств сторонами валютного договора по экспорту или импорту в порядке, определенном правилами осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

При совершении ряда валютных операций физическому лицу – резиденту необходимо пройти процедуру валютного контроля для соблюдения требований валютного законодательства РФ.

Операции списания средств по договору займа с нерезидентом

При переводе физическим лицом — резидентом денежных средств в валюте Российской Федерации или иностранной валюте для предоставления займа нерезиденту одновременно с распоряжением о списании денежных средств в Банк предоставляются:

  1. Договор займа, заключенный между физическим лицом – резидентом и нерезидентом со всеми изменениями/дополнениями к нему (при наличии).
  2. Информация об ожидаемых сроках репатриации (возврата в Российскую Федерацию) иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а именно даты и суммы платежей, связанных с исполнением нерезидентом-заемщиком своих обязательств по погашению основного долга и уплате процентных платежей при предоставлении займа нерезиденту по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает 3 млн рублей (или эквивалент в иностранной валюте, пересчитанный по официальному курсу Банка России, установленному на дату заключения договора займа либо на дату заключения последних изменений (дополнений) к договору займа).
    Указанная информация представляется в банк сообщением в произвольной форме или по форме, рекомендованной МОРСКИМ БАНКОМ.

Договор займа и информация об ожидаемых сроках репатриации денежных средств повторно не представляются в Банк, если ранее уже были представлены и не изменялись. В этом случае физическое лицо-резидент при проведении платежа в пользу нерезидента представляет только сведения о договоре займа (дата и номер договора – при наличии) и информацию о назначении платежа.

Представление документов осуществляется лично физическим лицом-резидентом или его доверенным лицом в офис Банка, в котором обслуживается. Договор займа представляется в подлиннике или в виде копии, заверенной физическим лицом – резидентом или нотариально. В случае представления в банк подлинника, подлинник принимается Банком для ознакомления и изготовления копии, оригинал договора возвращается представившему его лицу. Договор займа, исполненный полностью или частично на иностранном языке, представляется в банк с переводом на русский язык.

При непредставлении в Банк договора займа и информации об ожидаемых сроках репатриации (при наличии требования о ее представлении) Банк отказывает в проведении валютной операции по списанию средств в пользу нерезидента.

Операции зачисления средств по договору займа с нерезидентом

При зачислении денежных средств на счет/вклад, открытый в МОРСКОМ БАНКЕ, по операции, связанной с возвратом займа, осуществлением процентных и (или) иных платежей нерезидентом по договору займа физическому лицу — резиденту в срок не позднее 30 рабочих дней после дня зачисления необходимо представить в Банк:

  1. Сведения о договоре займа (дата и номер договора при наличии), в рамках которого проведена операция.
  2. Информацию о назначении данного платежа по каждому зачислению в рамках договора займа.

Указанные сведения и информация представляются в банк сообщением в произвольной форме или по форме, рекомендованной МОРСКИМ БАНКОМ независимо от суммы договора займа, суммы зачисления и наличия этих сведений в выписке по счету или ином документе, подтверждающим зачисление средств на счет/вклад физического лица – резидента.

В случае если возврат займа, выплата процентных и (или) иных платежей по договору займа, предоставление которого осуществлялось со счета/вклад в МОРСКОМ БАНКЕ, осуществлено нерезидентом физическому лицу-резиденту на счет/вклад, открытый в другом уполномоченном банке, физическому лицу-резиденту необходимо проинформировать МОРСКОЙ БАНК о таком зачислении с приложением копии документа, подтверждающего зачисление средств по договору займа на счет в ином уполномоченном банке (СВИФТ-сообщение, выписка по счету или иной).

При отсутствии у МОРСКОГО БАНКА документов и информации о возврате нерезидентом денежных средств в счет погашения основного долга и процентов по договору займа Банк вынужден будет направить информацию о наличии признака нарушения физическим лицом — резидентом требования о репатриации, предусмотренного статьей 19 Федерального Закона от 10.10.2013 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон).

Случаи, в которых резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, в том числе по договорам займа, прямо указаны в части 2 статьи 19 Закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *