Резервный фонд

Резервный фонд

1. В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) — резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

2. В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

3. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

4. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

5. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

6. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

7. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации прилагается к годовому отчету об исполнении федерального бюджета, отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций прилагается к годовому отчету об исполнении соответствующего бюджета.

Комментарий к статье 81 БК РФ

1 — 3. Комментируемая статья регламентирует порядок создания и использования резервных фондов исполнительных ОГВ — Правительства РФ, исполнительных ОГВ субъектов РФ и местных администраций. Резервному фонду Президента РФ посвящена ст. 82 Кодекса. Создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов в силу прямого указания в п. 2 комментируемой статьи запрещено.

Создание резервных фондов исполнительных ОГВ, местных администраций предусматривается в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов ГВБФ) соответственно уровню власти. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи устанавливаемый размер резервных фондов не может превышать 3% утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Следует отметить, что Законом о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. в рамках утвержденного распределения бюджетных ассигнований на 2008 г. по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета (приложение 10) и утвержденной ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2008 г. (приложение 28) предусмотрено создание резервных фондов Правительства РФ в размере 4812,0 млн. руб. (1000,0 млн. руб. — непосредственно резервный фонд Правительства РФ и 3312,0 млн. руб. — резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий), что составляет 0,066% общего объема расходов федерального бюджета на 2008 г. На 2009 и 2010 гг. запланировано (приложения 12 и 31 к Закону о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг.) создание резервных фондов Правительства РФ в размерах 4833,84 и 4855,54 млн. руб. соответственно (в том числе 1000,0 млн. руб. — непосредственно резервный фонд Правительства РФ ежегодно, 3333,84 и 3355,54 млн. руб. — резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий).

4. Создание резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрено в ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» <1>. Там же установлено, что указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также ОМСУ. Создание и использование резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено в п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 <2>.

———————————
<1> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
<2> СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 121.

5 — 6. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 838 утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации <1>, согласно п. 1 которого резервный фонд Правительства РФ создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3450.

В соответствии с п. 3 названного Положения средства резервного фонда Правительства РФ расходуются на финансирование:

государственной поддержки общественных организаций и объединений;

проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;

изготовления государственных наград, юбилейных медалей;

проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;

выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;

издания сборников нормативных актов и законодательства РФ;

проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам ОГВ РФ;

других мероприятий, проводимых по решениям Президента РФ и Правительства РФ.

Решения Правительства РФ о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.

Бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ, предусмотренные в составе бюджета субъекта РФ, используются по решению данного органа. Он же устанавливает и порядок использования бюджетных ассигнований такого резервного фонда.

Использование бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, осуществляется по решению местной администрации. Она же устанавливает и порядок использования бюджетных ассигнований такого резервного фонда.

7. В пункте 7 комментируемой статьи установлено, что отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных ОГВ (местных администраций) должен прилагаться как к ежеквартальному, так и к годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета (об отчетах об исполнении бюджета см. комментарий к ст. 264.2 Кодекса). Представление одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу отчетов об использовании ассигнований резервных фондов предусмотрено в подп. 6 п. 2 ст. 264.10 Кодекса.

Другой комментарий к статье 81 Бюджетного Кодекса РФ

Под резервным фондом бюджета следует понимать совокупность бюджетных средств, предназначенных для покрытия государственных (муниципальных) нужд, носящих случайный характер. При составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета нельзя предвидеть, возникнут соответствующие потребности или нет, с другой стороны, допускается возможность их наступления. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Резервные фонды, за исключением соответствующих фондов законодательных (представительных) органов и их депутатов, могут предусматриваться расходной частью бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (кроме внебюджетных фондов). Запрет на создание законодательными (представительными) органами своих резервных фондов был закреплен также в п. 2 ст. 153 Кодекса.

Пункт 3 ст. 81 БК РФ устанавливает максимальный размер резервных фондов в федеральном бюджете, который не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Размеры же резервных фондов в бюджетах субъектов РФ и в местных бюджетах устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления при утверждении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Порядок расходования средств резервных фондов, предусмотренных расходной частью федерального бюджета, устанавливается постановлениями Правительства РФ, резервных фондов, предусмотренных бюджетами субъектов РФ, — нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, а резервных фондов, предусмотренных расходной частью местного бюджета, — нормативными актами органов местного самоуправления. Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления ежеквартально и ежегодно информируют орган законодательной (представительной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

Создание и использование резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено в п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794. Приложением 8 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 год» установлено образование резервных фондов в рамках федерального бюджета в размере 4 800 000 рублей.

Автореферат диссертации по теме «Формирование ремонтного фонда предприятия»

На правах рукописи

Цыганова Виктория Юрьевна

ФОРМИРОВАНИЕ РЕМОНТНОГО ФОНДА ПРЕДПРИЯТИЯ

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность, строительство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Нижний Новгород — 2003

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО -СТРОИТЕЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор Коробейников Игорь Олегович

Официальные оппоненты:

заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Ефимычев Юрий Иванович, кандидат экономических наук, доцент Сазонов Андрей Александрович

Ведущая организация

Нижегородский государственный технический университет

Защита состоится «13 » ноября 2003 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.162.01 при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 4, аудитория 402.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

I I

Автореферат разослан «10 » октября 2003 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

А.Н. Крестьянинов

1 ¿(20

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Анализ нормативно-законодательной базы и научных публикаций показывает, что к настоящему времени не сформированы методические разработки, регламентирующие процессы нормирования, формирования и эффективного использования ремонтного фонда, необходимого для поддержания основных средств предприятий в работоспособном состоянии.

Решение данной проблемы может основываться на постановке, достижении и практической реализации задач по развитию методологии формирования ремонтного фонда, сориентированной на применение рыночных критериев оценки ее эффективности.

Необходимость в обоснованном анализе, разработке моделей формирования и распределения средств ремонтного фонда с учетом стоимостных оценок, износа и технического состояния производственных фондов и определила выбор темы диссертации.

Целью диссертационной работы является развитие методологии формирования ремонтного фонда предприятия.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих

задач:

• анализ динамики инвестиций в основной капитал и степени износа основных фондов по ряду отраслей промышленности;

• исследование процесса нормирования и использования ремонтного фонда на различных этапах развития экономики;

• выявление необходимых условий формирования и использования затрат на ремонт;

• разработка методики определения эффективных параметров ремонтного фонда предприятия;

• создание технологии планирования, учета и контроля средств ремонтного фонда;

• оценка экономической эффективности разработок.

Предметом исследования выступает процесс формирования и

использования ремонтного фонда предприятий отраслей промышленности, собственные источники его инвестирования.

Объектом исследования являются основные средства предприятий в Нижегородской области.

Методологической основой исследования служат нормативно-правовые документы Российской Федерации, теория воспроизводства основного капитала, а также отдельные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам амортизации, стоимостной оценки и управления инвестиционным процессом возобновления производственных фондов на предприятиях.

Информационной базой работы явились материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, Госкомстата РФ, научно-исследовательских учреждений, экспертные оценки и первичные данные исследованных организаций.

При обосновании и разработке положений диссертации применялись системный анализ, метод экономико-математического и графического моделирования, статистический, а также программно-целевой в построении алгоритмов решения экономических задач.

Научная новизна работы состоит в следующем:

• установлена взаимосвязь между изменениями в экономической среде и в структуре основных фондов предприятий;

• выявлены основные тенденции в управлении ремонтным фондом хозяйствующих субъектов;

• разработан механизм формирования ремонтного фонда предприятий, обеспечивающий поддержание основных средств в работоспособном состоянии;

• предложена методика расчета ремонтного фонда на основе учета степени износа и стоимостных характеристик объектов основных средств;

• разработаны методические подходы бюджетирования затрат на ремонт;

• дана экономическая оценка расчета ремонтного фонда в различных организационных структурах.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее основные положения и результаты могут быть использованы на предприятиях различных отраслей промышленности при анализе общей потребности в собственных инвестиционных ресурсах для поддержания в рабочем состоянии основных средств, моделировании оптимального ремонтного фонда, а также при решении других задач амортизационной и ценовой политик хозяйствующих субъектов.

Практическое применение предлагаемых разработок позволит активизировать процессы обеспечения работоспособности основных фондов в производственном секторе экономики страны, а также достичь роста эффективности использования средств ремонтного фонда предприятий.

Отдельные положения диссертации могут быть включены в программы обучения студентов по специальности «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент организации», а также при повышении квалификации и переподготовке специалистов организаций.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на III и IV международных научно-практических конференциях «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект», региональной научно-технической конференции «Управление проектами: теория и практика» (2001 г.), проходивших в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, и на региональной научно-практической конференции «Новые направления в

менеджменте» в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (2003 г.).

Разработанная методика формирования ремонтного фонда реализована при его прогнозировании на предприятии ОАО «ЛУКойл -Нижегороднефтеоргсинтез» и в других структурах данной нефтяной компании. Результатами практического внедрения разработок стали: определение основных методических подходов к расчету нормативов отчислений в ремонтный фонд и расчет ремонтного фонда организации на 2003 г.

Публикации. Основные положения работы отражены в 17 научных публикациях общим объемом 1,88 печатных листа.

Структура и объем работы . Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В работе представлено 140 страниц машинописного текста, 36 рисунков и 25 таблиц.

На защиту выносятся исследования по развитию методологии формирования ремонтного фонда предприятия, включающие:

• экономический механизм создания ремонтного фонда;

• методику расчета фонда с учетом степени износа и стоимостных характеристик объектов основных средств;

• методические подходы бюджетирования затрат ремонтного

фонда.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируются цель и задачи, предмет и объект исследования, показана научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Состояние вопроса и задачи исследования» определены место и роль амортизационной политики и ремонтного фонда в процессе выявления резервов экономического развития предприятия, дан

анализ динамики и тенденций процесса обновления производственных фондов хозяйствующих субъектов, определены возможности и недостатки современных амортизационных методов аккумулирования инвестиционных ресурсов предприятий, осуществлен обзор нормативного обеспечения процесса формирования ремонтного фонда, сформированы цель и задачи диссертационного исследования.

В настоящее время российская экономика сталкивается с проблемами, истоки которых уходят в советский период и которые не нашли разрешения за годы реформ. Износ основных производственных фондов эксперты выделяют как одну из наиболее острых проблем.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что основные средства представляют собой материально-техническую основу производственного потенциала экономики, отрасли, предприятия. Оценка основных фондов является естественной базой для исследования перспектив развития экономики, возможностей осуществления необходимых структурных сдвигов, повышения уровня жизн и населения.

Существенной причиной снижения темпов экономического развития и глобальной проблемой, которую предстоит решить в ближайшей перспективе, является прогрессирующий процесс физического и морального старения оборудования. Устаревание основных фондов привело к целому ряду существенных последствий. Моральный износ снижает конкурентоспособность продукции, а физический износ не только не позволяет увеличить объем производства, но и выступает в качестве источника техногенных катастроф.

В результате значительного сокращения инвестиций в основной капитал промышленности возросла степень износа основных промышленных фондов и резко ухудшилась их возрастная структура.

Ремонтный фонд является базовым источником финансирования ремонтных работ. Однако сложившаяся практика его формирования приводит к тому, что восстановить работоспособность основных средств

без привлечения дополнительных источников финансирования не представляется возможным. Поэтому актуальной задачей текущего момента является повышение эффективности управления ремонтным фондом на предприятии.

Однако в настоящее время субъекты хозяйствования не располагают достаточной методологической базой для формирования требуемого размера ремонтного фонда с учетом степени износа и возрастной структуры основных фондов. В этих условиях особенно важными становятся задачи обоснованного анализа и организации процесса формирования ремонтного фонда на предприятиях: оценки необходимого ремонтного фонда, влияния на его размеры инфляции, степени износа основных средств, их стоимостной и возрастной структур, применяемых амортизационных методов. Недостаточно раскрытые в литературе пути решения этих задач в период трансформации экономической системы и обусловили приоритетность выбора данного направления исследований.

Спектр проблем, выявленных в результате анализа процессов формирования и распределения средств ремонтного фонда хозяйствующих субъектов, определил цель, основные задачи исследования и направления их решения.

Вторая глава — «Методические основы разработки нормативной базы для определения затрат на ремонт производственных фондов» -раскрывает содержание процесса развития методологии формирования ремонтного фонда.

Данный процесс целесообразно выстроить из следующих этапов:

— анализ существующих проблем в области управления основными средствами и ремонтным фондом;

— разработка механизма формирования ремонтного фонда;

— оценка методов планирования ремонтного фонда в плане максимизации получаемых результатов, обоснование необходимости и возможности их дальнейшего разбития;

— построение системы бюджетирования затрат ремонтного фонда;

— расчет эффективности от применения предлагаемых разработок. Механизм формирования ремонтного фонда с применением новых

подходов к его управлению строится по следующей схеме (рис. 1). Первоначально определяется цель, которую планируется достичь на основе применения данного механизма, оцениваются ограничения, накладываемые рамками современного законодательства.

Рис. 1. Модель процесса формирования ремонтного фонда

Важным элементом является формулирование основополагающих принципов. В качестве таких принципов можно выделить следующие:

1) обеспечение восстановления основных средств;

2) принцип оптимизации расходов на ремонт основных средств;

3) снижение потребности в дополнительных источниках финансирования ремонтных работ;

4) включение предстоящих расходов на ремонт в издержки производства или обращения;

5) увеличение рентабельности реализации продукции:

а) гибкое регулирование ценовой политики;

б) поиск резервов снижения себестоимости без снижения качества продукции.

Реализация данных принципов является основой для дальнейшего развития методики расчета целевого резерва. Каждый метод планирования также нуждается в определенном информационном обеспечении, которое, в свою очередь, регулируется законодательством.

Выбор метода формирования ремонтного фонда происходит на основе достижения удовлетворительного состояния следующих критериев (рис. 2):

— финансово-экономические показатели деятельности организации;

— анализ точки безубыточности;

— разработка ценовой политики с учетом ценовых стратегий конкурентов.

Основным содержанием методики, разрабатываемой для формирования целевого резерва финансирования ремонтных работ, являются унифицированные методы расчета нормативов ремонтного фонда на базе расчетно-аналитического, бюджетно-статистического, расчетно-статистического и опытно-статистического подходов.

Расчетно-аналитический метод (рис. 3) предусматривает расчет ремонтного фонда на основе данных, характеризующих конструктивные и технологические особенности, техническое состояние и износ’ инвентарных объектов основных производственных фондов, условий их’ эксплуатации, а также в зависимости от показателей их надежности,

Ввод начальных данных:

сумма амортизации в составе себестоимости; N — порядковый номер метода формирования ремонтного фонда

N=1

Формирование ремонтного фонда бюдастио-

методом

Формирование ремонтного фонда опыпю-сгатистическнм методом

Анализ основой полэтики конкурентов

Формирование ремонтного фонда расчетно-сшнстаческим методом

Формирование реиотвого фонда расчето-аналипгкским методом

Расчет точп безубыточности

да

N=2

Экономический агалкз показателей эффективности деятельности

1) показатели решабелшоспс

а) влояеиий в предприятие,

б) производственных фондов;

в) реализованной продукции,

2) показатели платежеспособности:

а) коэффициент абсолютной ликвидности;

б) коэффициент текущей ликвидности;

в) промежуточиьй коэффициент похрипи

N-N+1

да

г

Реализация

Мониторинг состояния организации

«___

конец

Рис. 2. Алгоритм управления ремонтным фондом предприятия

Рис. 3. Алгоритм расчета ремонтного фонда расчетно-аналитическим методом

долговечности и ремонтопригодности. При этом в процессе формирования ремонтного фонда учитывается вся совокупность организационных и технических мероприятий по техническому обслуживанию и всем видам ремонта, предусмотренным действующими отраслевыми системами технического обслуживания и ремонта активной части основных фондов, и

положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений. Ремонтный фонд предприятия как прогноз на планируемый год рассчитывается путем определения совокупных объемов ремонтных работ, включая диагностирование, сервисное обслуживание, и последующего расчета затрат каждого вида ремонтного обслуживания групп оборудования.

Бюджетно-статистический метод планирования ремонтного фонда (рис. 4) основан на данных о средневзвешенных фактических затратах отчетного периода и планируемых ремонтных работах, диагностике, сервисном обслуживании на очередной год.

Прогнозирование ремонтного фонда бюджетно-статистическим методом предполагает использование оперативной, квартальной и полугодовой информации о фактических затратах предшествующего и отчетного периодов. Расчет производится по укрупненным группам оборудования и основным статьям затрат. Расчет ведется раздельно по работам, выполненным собственными службами и силами подрядных организаций.

При расчете необходимо учитывать инфляционную составляющую к ценам на сырье, материалы, топливо и энергию в прогнозируемом периоде.’

В качестве одного из методов определения ремонтного фонда предприятия может быть также использован расчетно-статистический метод (рис. 5). В соответствии с ним ремонтный фонд определяется с использованием усредненных базовых удельных затрат на ремонт производственных фондов за два предшествующих расчету периода планирования (полугодие, год) с учетом необходимости снижения затрат на ремонт в планируемом периоде.

Норматив снижения затрат на ремонт за счет намечаемых организационно-технических мероприятий определяется экспертным путем от 1,5 — 3% в год.

Рис. 4. Алгоритм расчета ремонтного фонда бюджетно-сгатистическим методом

Начальные данные.

Ф^швр <фг*тр — фактические затраты на все виды ремонта основных

средств соответственно за первый, второй и третий годы (тыс руб), Б <т • Б ш • Б ш ~ балансовая стоимость основных фондов соответственно в первый, второй я третий годы (тыс руб),

5 ™ — балансовая стоимость основных фондов планируемого периода (тыс руб ),

Зй- снижение затрат на ремонт основных фондов, исхода го технико-экономических факторов (%),

Ни — индекс дефлятор (%)

Рис. 5. Алгоритм расчета ремонтного фонда расчетно-статистическим методом

Диссертантом исследована практика формирования ремонтного фонда в организациях с линейно-функциональной, матричной и проектной структурами. Анализ процесса планирования ремонтного фонда проводился на основе информации о составе и объеме затрат на ремонт за

три года. Сбор информации произведен на основании первичных документов учета расходов материалов, осуществления подрядных работ, выполнения работ собственными силами организаций.

Необходимо отметить, что анализ, проведенный на основании данных о фактических затратах на все виды ремонта, осуществленного в 2000 — 2002 гг., выявил наличие существенных отклонений расчетных данных по затратам на ремонт от фактических, связанных с различной степенью износа объектов основных средств. Невозможность учета влияния такого фактора является одним из недостатков применения данных подходов к расчету норматива формирования ремонтного фонда.

Для определения степени влияния износа основных средств на величину затрат, необходимых для осуществления ремонта основных средств, был использован корреляционно-регрессионный анализ.

В результате получена зависимость отклонений фактических затрат от износа основных средств, которая имеет вид

У =-86,226Х + 3864, (1)

Я2 = 0,5246,

где У — показатель, характеризующий отклонения фактических затрат, тыс. руб.;

X — износ основных средств, %.

Таким образом, расчет отчислений в ремонтный фонд следует производить с учетом поправочных коэффициентов, учитывающих из нос основных средств как объекта планирования затрат на ремонт.

С точки зрения развития методов определения ремонтного фонда, рассмотренных выше, разработку нормативов ремонтного фонда предлагается осуществлять на основе использования опытно-статистического метода, учитывающего фактор износа в качестве основного: Алгоритм расчета представлен на рис. 6.

Рис.6. Алгоритм расчета ремонтного фонда опытно-статистическим методом

Таким образом, нормативная величина отчислений в ремонтный фонд предприятия по объекту основных средств рассчитывается по формуле

Нрф= З^/д £>ст> (2)

где Н рф ~ норматив отчислений в ремонтный фонд по объекту;

— удельные фактические затраты на ремонт; £ ™ — балансовая стоимость объекта основных средств.

Величина ремонтного фонда в целом по организации определяется по формуле

Ф»=£#р*, (3)

м

где п — количество объектов основных средств.

На основании анализа данных о фактических расходах на ремонт за 2000,2001,2002 гг. в организациях с линейно-функциональной, матричной и проектной структурами выявлена зависимость удельных фактических расходов на ремонт от износа объектов основных средств. Определена формула расчета удельных затрат на ремонт для рассматриваемых организаций.

Для организации с линейно-функциональной структурой (рис. 4) удельные фактические затраты на ремонт определяются по следующей формуле

= 0,0022 * И + 0,04 . (4)

Расчет нормативной величины отчислений в ремонтный фонд по объектам на 2003 г. производится по формуле

Нрф ~ (0.0022 * Я + 0,04) * £¡2,, (5)

где И — износ основного средства (%),

г-г т

Ъ ст ‘ балансовая стоимость объекта основных средств (тыс.руб.) На рис. 5 показана зависимость величины фактических затрат на

ремонт от износа объекта основных средств для организаций с матричной

структурой. Удельные фактические затраты на ремонт определяются по

следующей формуле

=0,0044* И + 0,04. (6)

Расчет нормативной величины отчислений в ремонтный фонд по объектам на 2003 г. осуществляется по формуле

Нрф=(0.0044* Я+0,04) * . (7)

Аналогичным образом определен ремонтный фонд для организации с проектной структурой. Получена следующая зависимость удельных затрат на ремонт от степени износа (рис. 6):

= 0,0093* Я+ 0,128 . (8)

2000,2001,2002 п\

№20

а 8£

У » й <2 —

8 ь о.™

у = 0,0022х + 0,04

& = 0,2981 ! —\ -1——

——- —11 ———

0 00 10.00 20.00 30,00 40,00 50.00 № 00 7000 ВО,00 9000 100.00

Износ (%)

Рис. 4. Зависимость фактических затрат на ремонт от износа объекта основных средств для организаций с ликейно-функциональной структурой

2000, 2001, 2002 гг.

0,00 10,00 20 00 30.00 40,00 50,00 60,00 70,00 80,00 90,00 100,00

Износ (%)

Рис. 5 Зависимость фактических затрат на ремонт от износаобъекта основных средств для организаций с матричной структурой.

2000, 2001, 2002 гг.

I 1 1

У

\

у = 0,0093х + 0,1278 / V »

Кг — 0,4524 /^^

30 00 40 00

Износ (%)

Рис. 6. Зависимость фактических затрат на ремонт от износа объекта основных средств для организаций с проектной структурой

На основании формулы (9) производится расчет нормативной величины отчислений в ремонтный фонд по объектам на 2003 г.:

Нрф ~ (0,0093 * Я + 0,128) * ™ . (9)

Выполненные исследования позволяют выделить наиболее важные методологические аспекты оценки и рационального формирования ремонтного фонда предприятия, необходимого для поддержания основных средств в рабочем состоянии.

Во-первых, размер ремонтного фонда предприятия должен определяться с учетом степени износа объектов основных средств и их стоимостных характеристик.

Во-вторых, формирование ремонтного фонда предприятия, обеспечивающего эффективное поддержание объектов основных средств в работоспособном состоянии, следует осуществлять с учетом ряда ограничений:

• реализация условия функционирования предприятия выше точки безубыточности;

• адекватная ценовая политика организации по сравнению с ценовой политикой конкурентов;

• удовлетворительное состояние показателей деятельности организации.

В третьей главе — «Пути реализации и оценка эффективности исследования» — разработаны методические подходы бюджетирования затрат на ремонт, выполнена экономическая оценка проведенных исследований и даны рекомендации по их использованию в хозяйственной практике, а также при подготовке и повышении квалификации специалистов.

В целях подтверждения обоснованности применения опытно-статистического подхода к расчету нормативов отчислений в ремонтный фонд было произведено сравнение рассчитанных объемов ремонтного

фонда в соответствии с рассмотренными в диссертации методами с фактическими данными о затратах на ремонт, выявленными в результате анализа первичных документов, подтверждающих произведенные затраты. В результате сделаны следующие выводы.

Объемы ремонтного фонда в организации с линейно-функциональной структурой, рассчитанные различными методами, совпадают с фактическими затратами на ремонт за соответствующий период (отклонение составляет менее 10%). Суммы ремонтного фонда, определенные разными методами, незначительно отличаются друг от друга. Несмотря на это, фактически произведенные затраты на ремонт в анализируемых периодах позволяют только поддерживать минимально необходимую работоспособность основных средств. Но не позволяют восстановить основные средства.

Аналогичный анализ произведен в организациях с матричной и проектной структурами. В результате выявлены существенные отклонения планируемых отчислений в ремонтный фонд от объема фактических затрат на ремонт объектов основных средств. Суммы ремонтного фонда, рассчитанные различными методами, отличаются друг от друга значительно.

Использование опытно-статистического метода при планировании ремонтного фонда позволяет учесть фактор износа объектов основных средств. Результат применения данного метода выразился в формировании ремонтного фонда для рассматриваемых предприятий в размере, необходимом для полного восстановления работоспособности основных средств без привлечения внешних финансовых источников.

Результаты проведенных исследований прошли практическую апробацию на промышленных предприятиях Нижегородской области при формировании ремонтного фонда в целях эффективного поддержания работоспособности объектов основных средств. Расчетные данные

размера ремонтного фонда совпадают с фактическими затратами на ремонт за аналогичные периоды.

Для эффективного использования полученных результатов исследований предложены методы обучения студентов и специалистов организаций.

Основные выводы. В настоящее время в отраслях

промышленности остается актуальным вопрос нарастания массы изношенных фондов. Сложившаяся ситуация обостряется тем, что проблемы методической регламентации процесса формирования и использования ремонтного фонда предприятия, необходимого для поддержания основных средств в работоспособном состоянии, решены недостаточно полно.

В диссертации получила развитие методология формирования ремонтного фонда, включающая новые подходы к его образованию. В результате анализа структуры основных средств и динамики затрат на ремонт выявлены факторы, влияющие на формирование ремонтного фонда. Установлена зависимость между степенью износа и затратами, учитываемая при определении нормативных отчислений в целевой резерв.

Одним из элементов развития методологии является экономический механизм, регламентирующий процессы нормирования, формирования и эффективного использования денежных средств. Он включает методику формирования ремонтного фонда и алгоритм расчета опытно-статистическим методом. Нормативная величина отчислений в резерв по каждому объекту основных средств определяется с учетом степени износа, удельных затрат на ремонт и стоимостных характеристик. Разработаны методические подходы к бюджетированию расходов на ремонт основных средств предприятия. В работе предложено распределение стратегических, тактических и оперативных функций управления ремонтным фондом между различными уровнями иерархии и участниками данного процесса,

схемы финансирования ремонтных работ на предприятии, планирования и учета затрат на ремонт.

Экономическая эффективность предложенных разработок подтверждена расчетами для предприятий с линейно-функциональной, матричной, проектной организационными структурами. Полученный результат выразился в формировании ремонтного фонда организаций в размере, необходимом для поддержания основных средств в работоспособном состоянии без привлечения внешних финансовых ресурсов.

Отдельные положения диссертации использованы при обучении студентов по специальностям «Экономика и управление на предприятии (строительство)» и «Менеджмент организации», а также при переподготовке и повышении квалификации работников предприятий.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

4. Цыганова, В.Ю. Аспекты управления инвестиционными программами предприятия / А.Е. Куделин, В.Ю. Цыганова // Проблемы

функционирования строительного комплекса в условиях рынка: Сб. тр. -Н.Новгород: ННГАСУ. — 2001. — Вып. 3. — С.45-48.

Цыганова Виктория Юрьевна

Формирование ремонтного фонда предприятия

Авторефе р ат

Подписано в печать 07> ¿0 2003 г. Формат 60×90 1/16. Печать офсетная Бумага газетная Объем I печ. л. Тираж 150 экз. Заказ №

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 603950, Н.Новгород, ул Ильинская, 65 Полиграфцентр ННГАСУ, 603950, Н Новгород, ул.Ильинская, 65

Каков размер такого фонда?

Стандартные цифры – от 3 до 12 ежемесячных расходов. При доходе в 50 000 в месяц, востребованной профессии и распределенном доходе в семье — достаточно 150 тысяч. Для self employed в нестабильной отрасли – ближе к 600 тысяч.

Как накопить?

Сразу откладывать минимум 10% от каждого регулярного дохода. Плюс – то, что получилось сберечь дополнительно в течение месяца. Плюс – 30-70% от каждого дополнительного дохода (бонусы, премии, подарки, подработка и т.д.).

Что сначала: отдавать долги или копить резервный фонд?

Зависит от ситуации. С одной стороны, затягивать с выплатой не нужно. С другой – без резервного фонда можно залезть в новые кредиты. Поэтому рекомендую такой подход: сначала создать запас примерно равный 05,-1 сумме ежемесячных расходов. Потом сконцентрироваться на выплате долга. А затем – довести сумму резервов до 3-6 месячного размера расходов.

Где хранить?

Поскольку это своего рода НЗ, который может потребоваться быстро, то нужны ликвидные (быстро-вынимаемые без потери стоимости) и надежные решения. Посему — часть держать в наличных, часть — на депозите в банке ТОП25. Если могут возникнуть непредвиденные расходы в валюте (есть недвижимость за рубежом или дети там учатся), то часть в этой валюте и хранить. Можно в любом случае часть фонда сразу в доллары перевести, но осознавайте при этом, что берете на себя дополнительные валютные риски.

Что не является резервным фондом?

Кредитная карта, золото, акции, ПИФы, недвижимость, долги вам.

Как еще может пригодиться?

Иногда возникают интересные возможности, которыми грех не воспользоваться (инвестиционные или просто жизненные). Чтобы не выдергивать деньги из сбережений на другие цели (например, из накоплений на отпуск) – можно воспользоваться деньгами из резерва.

Фонды банка:
— уставный капитал);
— резервный;
— страховой;
— другие фонды.
Уставный фонд (капитал) — средства, внесенные акционерами (пайщиками, учредителями) банка путем приобретения его акций. При расчете нормативов к сумме уставного фонда (капитала) не включается неуплаченная доля зарегистрированного уставного фонда (капитала) и не включается оплачена, но не зарегистрирована сумма уставного фонда (капитала). Различают уплаченный зарегистрированный и уплаченный зарегистрированный уставный фонд (капитал).
Для регистрации коммерческого банка устанавливается минимальный размер уставного капитала в сумме, эквивалентной 1-му млн. экю (евро).
Уставный фонд (капитал) коммерческого банка формируется за счет средств акционеров или паевых взносов учредителей (участников) банка. Запрещается использовать для формирования уставного фонда (капитала) бюджетные средства, средства, полученные в кредит и под залог. Размер уставного фонда (капитала) определяется учредителями (акционерами) банка, но не может быть меньше размера, установленного НБУ.
Резервный фонд коммерческого банка образуется за счет отчислений от прибыли и используется для покрытия потерь от операционной деятельности, пополнение уставного фонда (капитала) и выплат дивидендов при условии, что текущей прибыли оказывается для этого недостаточно. Наличие резервного фонда обеспечивает стабильность работы коммерческого банка, укрепление его финансовой и материально-технической базы, что, в свою очередь, способствует повышению гарантий выполнения банком своих обязательств перед кредиторами и существенно уменьшает вероятность банкротства банковского учреждения.
Источники, порядок образования и использования резервного фонда определяются, как правило, в уставах коммерческих банков.
Основным источником образования резервного фонда банка являются отчисления с прибыли, величина которого определяется общим собранием акционеров банка и фиксируется в его уставе. Если резервный фонд будет частично или полностью потрачен на покрытие непредвиденных расходов и убытков, то отчисления в него возобновляются и производятся до достижения установленного размера.
Источником формирования резервного фонда может также быть учредительный прибыль, которую получают учредители банка в виде разницы между суммой, полученной от реализации акций, и реальной стоимостью активов.
Страховой фонд, который создается за счет распределенной прибыли, также является целевым резервом денежных средств, которые предназначаются для финансирования расходов по устранению последствий стихийного бедствия и неожиданных для банка обстоятельств. Он образуется за счет отчислений от прибыли по утвержденным нормативам. Средства фонда используются для:
— финансирование расходов по ликвидации разрушительных последствий стихийного бедствия и при восстановлению уничтоженных при этом основных средств;
— оказание материальной помощи работникам банка в случае потери ими трудоспособности и других непредвиденных обстоятельств;
— увеличение уставного фонда (капитала) по решению совета банка.
Коммерческие банки образуют также другие фонды, которые предназначаются для расширения материально-технического обеспечения деятельности банков, решение социальных вопросов. Порядок и размеры формирования этих фондов определяется общим собранием акционеров (участников). Фонды и общие резервы банка создаются в соответствии с учредительными документами.

Земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них (аренда, суперфиций, эмфитевзис), в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества государственной или коммунальной собственности, подлежат продаже отдельными лотами на конкурентных началах (земельных торгах), кроме случаев, предусмотренных частью 2 статьи 134 ЗК.

Земельные участки площадью 100 га, переданные предприятию на основании договора аренды, являются участками сельскохозяйственного назначения, а поэтому необходимым условием для их передачи в аренду должно быть проведение земельных торгов, по результатам которых заключается договор аренды

3 июня 2014 года Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев заявление частного предприятия «Г» (ЧП «Г») о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года по делу по иску прокурора Бережанского района Тернопольской области в интересах государства в лице Мечищевского сельского совета к ЧП «Г», третье лицо — управление Госкомзема в Бережанском районе, о признании недействительным договора аренды и обязательстве совершить действия, установила следующее.

В августе 2012 года прокурор Бережанского района Тернопольской области обратился в Хозяйственный суд Тернопольской области по иску в интересах государства в лице Мечищевского сельского совета к ЧП «Г», третье лицо — управление Госкомзема в Бережанском районе, о признании недействительным договора аренды, обязательстве возвратить земельный участок в земли запаса Мечищевского сельского совета Бережанского района Тернопольской области.

Исковые требования обоснованы тем, что при проведении проверки прокуратурой Бережанского района выявлены нарушения, а именно: вопреки требованиям части 2 статьи 124 Земельного кодекса (ЗК) Украины и решению сессии Тернопольского областного совета «Об утверждении временного порядка проведения конкурсов на получение на конкурсной основе права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства на территории Тернопольской области в 2011 году» от 1 июня 2011 года № 1186 Мечищевским сельским советом был передан ЧП «Г» на условиях аренды земельный участок площадью 100 га, расположенный на территории Мечищевского сельского совета в пределах населенного пункта, без проведения земельных торгов, без проекта землеустройства на этот земельный участок. В связи с этим прокурор просил суд признать договор аренды от 25 июня 2011 года № * недействительным и возвратить земельный участок в земли запаса Мечищевского сельского совета.

Возражая против иска, ответчик указал, что на момент заключения спорного договора законодательно было предусмотрено проведение земельных торгов в форме аукциона, порядок проведения которого не был регламентирован. Вместе с тем ответчик считал незаконной отмену распоряжения Бережанской районной администрации от 25 июня 2011 года № **, которым переданы в аренду земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Решением Хозяйственного суда Тернопольской области от 19 октября 2012 года исковые требования удовлетворены.

Решение обосновано тем, что, согласно части 2 статьи 124 ЗК Украины, передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме случаев, установленных частями 2, 3 статьи 134 настоящего Кодекса.

Постановлением Львовского апелляционного хозяйственного суда от 11 февраля 2013 года решение Хозяйственного суда Тернопольской области от 19 октября 2012 года оставлено без изменений.

Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года постановление Львовского апелляционного хозяйственного суда от 11 февраля 2013 года оставлено без изменений.

В основу постановления суда кассационной инстанции положены выводы о том, что предоставление спорного земельного участка в аренду не относится к случаям, предусмотренным частями 2 и 3 статьи 134 ЗК Украины, а поэтому необходимым условием для передачи в аренду в такой ситуации является проведение земельных торгов, по результатам которых орган исполнительной власти или местного самоуправления принимает соответствующее решение.

ЧП «Г» в порядке статьи 11119 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины подало заявление о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года на основании неодинакового применения судом кассационной инстанции положений статьи 124 ЗК Украины, в результате чего приняты различные по содержанию судебные решения в подобных правоотношениях.

В обоснование неодинаковости применения судом кассационной инстанции норм материального права заявителем предоставлены копии постановлений Высшего хозяйственного суда Украины от 4 апреля 2012 года по делу № 5023/7398/11, от 20 ноября 2012 года по делу № 5009/2217/12, от 22 октября 2013 года по делу № 5017/3704/2012, в которых выражена следующая правовая позиция: установление обстоятельств относительно отмены администрацией собственного распоряжения, на основании которого уже заключен договор аренды земельного участка, не является достаточным основанием для признания такого договора недействительным при отсутствии установления обстоятельств признания этого распоряжения недействительным (незаконным) в судебном порядке.

Заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения представителей сторон, исследовав изложенные в заявлении доводы, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины считает, что заявление не подлежит удовлетворению на таких основаниях.

Судами установлено, что 10 июня 2011 года Мечищевским сельским советом принято решение № *** «О согласовании передачи в аренду земель запаса сельского совета» (решение № ***).

На основании вышеуказанного решения 25 июня 2011 года между Мечищевским сельским советом (арендодателем) и ЧП «Г» (арендатором) заключен договор аренды земли № *, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 100 га, расположенный в административных границах Мечищевского сельского совета Бережанского района Тернопольской области, для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Прокурором Бережанского района Тернопольской области 4 ноября 2011 года вынесен протест № **** на решение № ***, из которого следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что указанный в решении земельный участок предоставлен сельским советом без проведения земельных торгов (конкурса), в связи с чем прокурор потребовал это решение отменить.

Судом также установлено, что, согласно распоряжению председателя районной государственной администрации Бережанского района Тернопольской области «О передаче в аренду земель запаса и резервного фонда» от 25 июня 2011 года № ** с учетом, в частности, решения № ***, ЧП «Г» переданы в аренду земельные участки из земель запаса и резервного фонда на срок до момента проведения конкурса на получение на конкурсной основе права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Прокурором Бережанского района Тернопольской области 5 октября 2011 года вынесен протест на распоряжение председателя Бережанской районной государственной администрации «О передаче в аренду земель запаса и резервного фонда» от 25 июня 2011 года № **, из которого следует, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что в соответствии с этим распоряжением без проведения конкурса рекомендовано председателям Жовневского, Божиковского и Мечищевского сельских советов заключить договоры аренды на земельные участки и провести их регистрацию, хотя арендодателем таких земельных участков должна выступать Бережанская районная государственная администрация, а поэтому данное распоряжение противоречит требованиям ЗК Украины, Закона Украины «Об аренде земли» и решению Тернопольского областного совета «Об утверждении временного порядка проведения конкурсов на получение на конкурсной основе права аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства на территории Тернопольской области в 2011 году» от 1 июня 2011 года № 1186, в связи с чем прокурор потребовал отменить упомянутое распоряжение.

Во исполнение протеста распоряжением председателя Бережанской районной государственной администрации от 24 октября 2011 года № ****** признано утратившим силу распоряжение председателя Бережанской районной государственной администрации «О передаче в аренду земель запаса и резервного фонда» от 25 июня 2011 года № **.

В соответствии со статьей 74 Закона Украины «О местном самоуправлении» органы местного самоуправления ответственны за свою деятельность перед юридическими и физическими лицами.

С учетом обстоятельств дела и положений законодательных актов органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения.

Ненормативные правовые акты местного самоуправления являются актами одноразового применения, они исчерпывают свое действие фактом их исполнения, а потому не могут быть упразднены или изменены органом местного самоуправления после их исполнения.

В соответствии со статьей 3 ЗК Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные отношения регулируются Конституцией Украины, настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Согласно части 3 статьи 122 ЗК Украины, районные государственные администрации на их территории передают земельные участки из земель государственной собственности в собственность или в пользование в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов, в частности, для сельскохозяйственного использования.

Нормами статьи 124 ЗК Украины предусмотрено, что передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов, кроме случаев, установленных частями 2, 3 статьи 134 настоящего Кодекса.

Статьей 134 ЗК Украины установлено, что земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них (аренда, суперфиций, эмфитевзис), в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества государственной или коммунальной собственности, подлежат продаже отдельными лотами на конкурентных началах (земельных торгах), кроме случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Судами установлено, что земельные участки площадью 100 га, переданные ЧП «Г» на основании договора аренды № *, являются участками сельскохозяйственного назначения, а поэтому необходимым условием для их передачи в аренду должно быть проведение земельных торгов, по результатам которых заключается договор аренды.

Несоблюдение этой процедуры является нарушением органом местного самоуправления хозяйственной компетенции во время заключения договора аренды земли.

С учетом вышеизложенного, вывод Высшего хозяйственного суда Украины по делу основывается на правильном применении норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.

Согласно части 1 статьи 11126 ХПК Украины, Верховный Суд Украины отказывает в удовлетворении заявления, если обстоятельства, послужившие основанием для пересмотра дела, не подтвердились.

При таких обстоятельствах Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины отказывает в удовлетворении заявления о пересмотре постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года.

Руководствуясь статьями 11123–11126 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины постановила:

— отказать в удовлетворении заявления ЧП «Г» о пересмотре Верховным Судом Украины постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 13 ноября 2013 года.

Постановление является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном пунктом 2 части 1 статьи 11116 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *