Штатное расписание

Штатное расписание

Локальные нормативные акты в организации: перечень, правила формирования и применения

Государство наделяет организации правом создавать свои собственные внутриорганизационные акты. Сколько бы работников в организации ни было, на всех распространяется единый локальный акт. Рассмотрим особенности создания некоторых таких документов.

Локальные акты: общие положения

В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых и иных отношений, непосредственно связанных с ними, осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, все локальные нормативные акты организации являются частью системы трудового законодательства.

Работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты) для своей деятельности, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями <1>.

<1> Статья 8 ТК РФ.

Примечание. Обратите внимание, что работодатели — юридические лица должны утверждать локальные нормативные акты с учетом мнения представительного органа работников, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия (ст. 8 ТК РФ).

Исходя из положений ТК РФ различают два вида локальных нормативных актов:

  • акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем самостоятельно (документы технологического процесса);
  • акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мнения выборного представительного (обычно профсоюзного) органа, представляющего интересы работников организации.

Разновидности локальных актов

Локальные акты издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

Приказ — локальный нормативный (распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач.

Решение — локальный акт, применяемый общим собранием работников для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением. Решения не носят нормативного характера.

Положение — локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила реализации организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция — локальный акт, устанавливающий порядок и способы чего-либо. Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания.

Правила — локальный акт, регламентирующий порядок деятельности организации, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.

Перечень локальных нормативных актов

Каждая организация должна иметь комплект локальных нормативных актов, соответствующих профилю ее деятельности, которые разрабатываются в этой организации на основе действующих нормативных правовых документов РФ.

В организации должны быть следующие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права:

  • штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее — Постановление N 1)). Обязательно для составления в организации;
  • должностные инструкции по каждой должности в соответствии со штатным расписанием (Единый тарифно-квалификационный справочник). Обязательны для составления, если должностные обязанности не урегулированы в трудовых договорах;
  • приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание;
  • положение о персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ). Обязательно для составления;
  • положение о коммерческой тайне <2>. Обязательно, если в трудовом договоре указано, что работник должен сохранять коммерческую тайну;
  • положение о порядке ведения коллективных переговоров (гл. 6 ТК РФ);
  • положение о комиссии по трудовым спорам. Должно быть принято по согласованию с представительным органом работников в установленном порядке (ст. 372 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ). Обязательны для составления;
  • графики сменности (ст. 103 ТК РФ). Обязательны при наличии сменной работы;
  • положение об оплате труда и стимулирующих выплатах (разд. VI ТК РФ). Обязательно, если вопросы оплаты труда не урегулированы в трудовых договорах;
  • график очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление N 1). Обязателен для составления;
  • инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Обязательны для составления.

<2> Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

В случае отсутствия обязательных локальных нормативных актов организация может быть привлечена к административной ответственности на основании ст. 5.27 КоАП РФ. В частности:

  • нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

    Является ли штатное расписание локальным нормативным актом

    или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Локальные нормативные акты, устанавливающие порядок приема на работу и трудовой распорядок

Остановимся подробнее на некоторых локальных нормативных актах, разрабатываемых в организации, а именно на штатном расписании, правилах внутреннего трудового распорядка и положении об оплате труда.

Прежде чем принять работника, организация должна составить и утвердить штатное расписание. Оно применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением).

Штатное расписание — это организационно-распорядительный документ, в котором оформляются структура, штатный состав и численность организации, перечень наименований должностей, профессий с указанием квалификаций и окладов, а также возможных надбавок для каждой из должности.

Штатное расписание составляется по форме N Т-3 в соответствии с Постановлением N 1. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Данная форма не является обязательной для применения, а носит лишь рекомендательный характер, но, несмотря на это, желательно применять ее в работе, поскольку она содержит все необходимые реквизиты.

В форме N Т-3 предусмотрен реквизит "Личная подпись главного бухгалтера". Исходя из Закона о бухгалтерском учете <3> в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации. Руководитель несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций <4>.

<3> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 28.11.2011).
<4> Письмо Минфина России от 19.05.2005 N 07-05-04/11.

Изменения в штатном расписании можно оформлять двумя способами:

  • изданием приказа (распоряжения) руководителя организации о соответствующем изменении;
  • утверждением нового штатного расписания.

Если у организации есть филиалы или представительства, она может сделать либо одно штатное расписание на всю организацию, либо отдельный документ на каждое подразделение. Руководитель филиала назначается приказом руководителя головной организации и действует, как правило, по доверенности, выданной руководителем головной организации <5>. Таким образом, полномочия начальника утверждать штатное расписание в филиале могут быть закреплены в этой доверенности или в учредительных документах организации.

<5> Абзац 2 п. 3 ст. 55 ГК РФ.

Штатное расписание служит документом, в котором обобщены данные по расходам на заработную плату, а также количеству работников организации. Благодаря наличию штатного расписания кадровая служба знает, сколько у нее остается вакансий (при необходимости приема новых работников штатное расписание можно изменить или дополнить), а в случае увольнения какого-либо работника по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ есть возможность доказать в суде, что у организации не было возможности его трудоустроить, что увольнение было законным и не была нарушена норма о преимущественном праве на оставление на работе <6>.

<6> Статья 179 ТК РФ.

Обратите внимание, что так называемую "вилку" <7> для окладов нельзя указывать в штатном расписании, так как согласно ст. 22 ТК РФ оплата должна быть равной за равный труд. Поэтому, если в одном подразделении существуют две (или более) штатные единицы по одной должности, например "учитель истории", напротив каждой такой должности в этой графе должен указываться одинаковый размер оклада. Возможность же выплачивать заработную плату (а не должностной оклад) в большем размере одному из работников может быть реализована путем установления ему надбавок или иных доплат.

<7> "Вилка" — это введение по определенной должности не твердого оклада, а минимального и максимального его размера.

Все суммы и условия оплаты должны быть прописаны в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). При указании конкретной суммы заработной платы, а также частей, из которых она состоит, и ознакомлении с локальными нормативными актами, регламентирующими порядок ее начисления и систему оплаты труда в организации, нет необходимости знакомить работника со штатным расписанием.

Обратите внимание, что работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) <8>.

<8> Пункт 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии с пп. "а" ст. 71 разд. 1.2 "Организационные основы управления" Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения <9> штатные расписания организации по месту разработки и утверждения имеют постоянный срок хранения.

<9> Утвержден Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558.

Правила внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя <10>.

<10> Статья 189 ТК РФ.

Правила внутреннего распорядка должны быть разработаны в соответствии с ТК РФ и распространяться на всех работников предприятия <11>.

<11> Статьи 15, 56 ТК РФ.

Правила внутреннего распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному договору <12>.

<12> Статья 190 ТК РФ.

Правила внутреннего трудового распорядка обычно включают в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Порядок приема на работу.
  3. Основные обязанности работников.
  4. Основные права работников.
  5. Основные права и обязанности работодателя.
  6. Режим рабочего времени.
  7. Время отдыха.
  8. Меры морального и материального поощрения.
  9. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
  10. Заключительные положения.

Одним из основных разделов правил внутреннего распорядка является раздел "Рабочее время", который может включать следующие составные элементы:

  • вид и продолжительность рабочей недели;
  • продолжительность ежедневного рабочего времени;
  • график рабочего дня;
  • работа в ночное время;
  • работа в выходные и праздничные дни;
  • работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В соответствии с правилами внутреннего распорядка работник должен выполнять трудовые обязанности в течение рабочего времени. В него включаются не только периоды, когда работник непосредственно исполняет трудовые функции, но и периоды, которые стороны определяют сами, например время приема-передачи смены.

Положение об оплате труда

Положение об оплате труда — локальный нормативный акт организации, который утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Положение об оплате труда также разрабатывается в соответствии с ТК РФ. В нем организация прописывает систему оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях <13>. Условия оплаты труда, определенные локальными нормативными актами, не могут ухудшать положения работников по сравнению с условиями, установленными ТК РФ и иными нормативными правовыми актами.

<13> Статья 135 ТК РФ.

Должностные оклады (тарифные ставки) администрация устанавливает в соответствии с должностью и квалификацией работника и с утвержденным штатным расписанием. По сути, штатное расписание является неотъемлемой частью положения об оплате труда.

Рекомендуем в положении об оплате труда предусмотреть порядок обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы путем индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

При формировании положения об оплате труда работодателю следует установить конкретные размеры повышенной оплаты труда. Это необходимо для случаев выполнения работы в условиях, отличающихся от нормальных. Например, в повышенном размере должна производиться оплата:

  • труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);
  • труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
  • труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ);
  • сверхурочных работ (ст. 152 ТК РФ).

В положении об оплате труда можно описать систему премирования и депремирования, хотя работодатель имеет право разработать и утвердить в организации два отдельных документа — положение об оплате труда и положение о материальном стимулировании, разграничив в каждом из них расходы на оплату труда за фактически отработанное время и расходы на материальное стимулирование труда сотрудников.

Стимулирование труда — это вознаграждения и премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные показатели (сложность работы, добросовестное и качественное выполнение должностных обязанностей), вознаграждение за выслугу лет. Премирование возможно только при достижении определенных производственных показателей.

Производственные показатели премирования могут пересматриваться по мере необходимости по согласованию с представительным органом работников.

Под депремированием понимается снижение размера премии или лишение премии в полном размере коллективов структурных подразделений организации, а также конкретных работников. В зависимости от значимости производственного упущения, повлекшего за собой причинение организации убытков, премия может не выплачиваться в полном размере или выплачиваться в определенном проценте от суммы, подлежащей выплате.

В перечень производственных упущений, за которые работники могут лишиться премии полностью или частично, можно, например, включить:

  • упущения, связанные с обязанностями работника, предусмотренными должностной инструкцией, неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей;
  • нарушения правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • невыполнение приказов и распоряжений руководства и других организационно-распорядительных документов предприятия;
  • ненадлежащее хранение вверенных материальных ценностей или совершение хищения;
  • прогул, а также появление на работе в нетрезвом состоянии либо отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов непрерывно или суммарно в течение рабочего дня, распитие спиртных напитков в рабочее время;
  • утрата, повреждение и причинение ущерба имуществу предприятия или иное причинение ущерба виновными действиями работника.

Недействительность локальных нормативных актов

Исходя из иерархии нормативных правовых актов закон объявляет лишенными юридической силы все локальные нормативные правовые акты работодателя, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, а также коллективным договором или соглашениями <14>.

<14> Статья 8 ТК РФ.

Недействительными являются также локальные акты, принятые работодателем без учета мнения или с нарушением порядка учета мнения представительного органа работника, когда на работодателя возложена соответствующая обязанность.

В таких случаях должны применяться законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, улучшающие положение работника в сравнении с локальным нормативным правовым актом работодателя, не имеющим должной юридической силы.

Ю.Н.Калмыкова

Эксперт журнала

"Руководитель

бюджетной организации"

Статьи и интервью

Составление и оформление штатного расписания

Штатное расписание составляется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности сотрудников организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Также в штатном расписании проставляют их оклад и размер надбавок. Прежде чем перейти к правилам оформления штатного расписания, нужно найти ответ на следующие вопросы: кто готовит проект штатного расписания, и входит ли это в обязанности секретаря руководителя?

Ответ на вопрос о том, может ли секретарь руководителя готовить проект штатного расписания, должен дать "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37), содержащий квалификационные характеристики работников в соответствии с наименованиями должностей. Однако ни в одной квалификационной характеристике этот документ не упоминается.

На практике в организациях, где созданы отделы труда и заработной платы, экономические, плановые подразделения, работа по подготовке проекта штатного расписания обычно возлагалась на них. При отсутствии названных отделов штатное расписание готовил отдел кадров или бухгалтерия. Решение о том, какое структурное подразделение будет составлять этот документ, принимал руководитель организации.

Однако унифицированную форму Т-3 "Штатное расписание", в соответствии с постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", подписывают руководитель кадровой службы и главный бухгалтер. А это означает, что ответственность за составление этого документа несут названные должностные лица: кадровик — за структуру, штатный состав, штатную численность, бухгалтер — за тарифные ставки и надбавки.

На секретаря может быть возложено составление проекта штатного расписания лишь в том случае, если в его должностные обязанности включено ведение кадрового делопроизводства. Такая практика характерна для небольших организаций.

Штатное расписание является обязательным документом, который составляется в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности (п. 2. постанов­ления Госкомстата РФ от 05.01.04 № 1).

Форма Т-3 предписывает при подготовке проекта штатного расписания указывать:

  • наименование организации (если данная организация подчиняется вышестоящей, ее наименование следует также указать);

  • коды по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД) и Общероссийскому классификатору организаций и предприятий (ОКПО);

  • наименование вида документа "ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ";

  • номер документа, т. е. порядковый номер его разработки (например, первое штатное расписание было введено в действие в 2001 г. На нем будет проставлен номер 1. А в штатном расписании 2007 г. — номер 7);

  • дату составления, т. е. дату подписания штатного расписания руководителем кадровой службы и главным бухгалтером).

Текст штатного расписания имеет табличную форму, состоящую из десяти граф.

Графа структурные подразделения состоит из двух граф: в первой перечисляются наименования структурных подразделений организации: Управление делами, Отдел кадров, Бухгалтерия и т. д., а во второй — их код, который присваивается организацией. Как правило, это порядковый номер структурного подразделения.

Если это первые девять цифр, то перед каждой необходимо проставить 0: 01, 02, 03 и т. д. Наименования структурных подразделений, их расположение в штатном расписании нужны для разработки номенклатуры дел, а код структурного подразделения входит в состав индекса дела по номенклатуре.

В графе 3 указывают должность (специальность, профессию), разряд, класс (категорию), квалификацию.

Заполнение этой графы вызывает много споров, когда возникает вопрос о включении в штатное расписание должности, специальности, профессии. Основа спора — можно ли включать в штатное расписание должности произвольно, то есть те должности, которые не обозначены в законодательной базе РФ. Сторонники этой версии ссылаются на п. 3.1 "Инструкции по заполнению трудовых книжек", утв. постановлением Минтруда России от 10.10.03 № 69, в которой сказано: "Записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. (Имеются в виду записи в трудовую книжку работника — авт.) В случае, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками". Данная цитата говорит о том, что в штатное расписание должности вносятся в соответствии с квалификационными справочниками лишь в том случае, когда работнику начисляется льготная пенсия, или начисление пенсии осуществля­ется в соответствии с федеральными законами, как государственным служащим. Остается открытым вопрос, как же быть со всеми остальными наименованиями?

В РФ должности, специальности, профессии должны соответст­вовать документам, которые приняты на государственном уровне.

Эти документы действуют и до сих пор:

  • Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК-016-94, утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.97 № 367

  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Мин­труда России от 21.08.98 № 37

  • Общероссийский классификатор занятий ОК-010-93, утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 298

В Российской Федерации также действуют документы, устанавливающие наименования должностей и профессий в отдельных отраслях, например: тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих утверждены постановлением Минтруда России от 19.11.92 № 31.

В некоторых негосударственных организациях, например, в ОАО "Газпром", действуют свои классификаторы, обладающие юридической силой, т. к. они утверждены на государственном уровне.

Названные документы должны лежать в основе наименований должностей и профессий рабочих, потому что каждое наименование имеет код по соответствующему классификатору. Код проставляется в форме Т-2 — "Личной карточке", заводимой на каждого сотрудника. Поэтому формируя штатное расписание нельзя забывать о его связи с трудовой книжкой и формой Т-2.

В графе 4 "Количество штатных единиц" указывают по каждой должности (профессии), проставленной в графе 3, количество штатных единиц, если они необходимы данной организации, хотя может быть проставлена только одна штатная единица. Тогда в 3 графе проставляют цифру 1.

При заполнении графы 4 количество штатных единиц по соответствующим должностям (профессиям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству, в соответствии с действующим законодательством РФ указывается в соответствующих долях, например, 0,25, 0,5, 0,75 и т. д.

В графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр., руб." указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.

В графах 6-8 "Надбавки, руб." показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

В графе 9 "Всего в месяц, руб. (гр. 5 + гр. 6 + гр. 7 + гр. 8)" проставляется сумма расходов в рублях в течение месяца.

ЛНА в документообороте отдела кадров

Показания графы 4 учитываются в том случае, когда количество штатных единиц по должности (профессии) превышает одну штатную единицу.

Обычно графы 5-9 заполняет бухгалтерия.

Графа 10 "Примечание" заполняется тогда, когда требуется внести какие-либо уточнения.

После заполнения всех граф штатного расписания в правом верхнем углу проставляют количество штатных единиц, отраженных в штатном расписании: Штат в количестве _ единиц.

Как было сказано выше, штатное расписание подписывает руководитель кадровой службы и главный бухгалтер. Нигде не разъясняется, кто подписывает штатное расписание в том случае, если ответственность за ведение делопроизводства в компании возложена на секретаря руководителя.

На взгляд автора, в таких случаях подписывать этот документ может заместитель руководителя организации, курирующий работу с кадрами в организации.

После проставления подписей штатное расписание утверждает­ся распорядительным документом: приказом о введении штатного расписания в действие.

В указаниях по заполнению унифицированных форм ничего не сказано о необходимости визирования штатного расписания. Автор считает, что визировать его должны руководители структурных подразделений организации. В соответствии с существующими правилами визирования, визы проставляют на проекте документа до его подписания и утверждения. Визы могут быть проставлены на оборотной стороне последнего листа штатного расписания или на отдельном листе.

Изменения в штатное расписание вносятся приказом руководителя организации.

Все статьи и интервью

Все о штатном расписании (Шадрина Т.В.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *