Смена учредителя бюджетного учреждения пошаговая инструкция

Смена учредителя бюджетного учреждения пошаговая инструкция

В совместном письме Минфина России и Казначейства России от 03.09.2012 г. разъяснен порядок документального оформления операций, связанных с передачей бюджетных и автономных учреждений из собственности одного публично-правового образования в собственность другого

В случае принятия решения о передаче учреждения в собственность другого публично-правового образования ранее открытые учреждению лицевые счета (в органах Федерального казначейства, в финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), а также в кредитных организациях) подлежат закрытию.

В этой связи Федеральным казначейством сообщается перечень мероприятий, проводимых органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими полномочия учредителя передаваемого учреждения, органами Федерального казначейства, а также передаваемыми учреждениями, в том числе по внесению изменений в сводную бюджетную роспись соответствующего бюджета и лимиты бюджетных обязательств, документальному оформлению проводимых операций, представлению необходимых документов в орган Федерального казначейства, отражению показателей на вновь открытых лицевых счетах, составлению промежуточной (окончательной) бухгалтерской отчетности.

Вербицкая Ю. О., юрист МУ «Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения
муниципальных образовательных учреждений Верх-Исетского района»

В соответствии с действующим законодательством до 1 июля 2012 года всем учреждениям следует окончательно определиться с выбором организационно-правовой формы. Поэтому напомним порядок действий в данном случае.

Разрабатываем текст изменений

Итак, определившись с выбором типа учреждения необходимо разработать изменения к уставу. Ведь тип государственного или муниципального учреждения изменяется посредством внесения соответствующих поправок в устав учреждения (ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях). Это может быть как лист изменений, так и новая редакция устава. Последнюю лучше делать, если принято решение заодно изменить и другие положения устава, а их нередко набирается достаточно много. Если же нужно изменить только организационно-правовую форму, то достаточно будет сделать лист изменений.

Еще один важный аспект, о котором следует помнить: изменение типа учреждения – это ни в коем случае не реорганизация, а всего лишь изменение положений учредительных документов.

Итак, что именно нужно поменять в уставе учреждения?

Во-первых, это наименование (следует изменить прежнее, например, слова «Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия № 9» заменить на «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 9»).

Во-вторых, это организационно-правовая форма: о ней должно быть записано тоже в самом начале устава – нужно заменить старую (например, муниципальное учреждение на муниципальное бюджетное учреждение или муниципальное автономное учреждение – смотря какую форму выбрали).

Если в других пунктах устава нигде не упоминается организационно-правовая форма, то больше ничего менять не придется (обычно сразу в начале определяется полное название учреждения «далее – Учреждение» или «далее – Школа»).

Утверждаем текст изменений

Текст изменений подписывает руководитель учреждения. Затем документы передаются на утверждение учредителю (кто утверждал устав, тот должен утверждать и изменения в него).

Решение или распоряжение об утверждении изменений надо получить от учредителя обязательно, иначе налоговики не зарегистрируют документы.

Уплачиваем госпошлину

Утвердив устав у учредителя, следует уплатить пошлину за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы. Ее размер составляет 20 процентов от размера пошлины, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ. Таким образом, сумма пошлины в рассматриваемом случае составляет 800 руб. (4000 руб. × 20%).

Оплатить пошлину можно как наличным, так и безналичным путем. Назначение платежа – «Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица. «, КБК – 18210807010011000110. Если оплата будет произведена безналичным порядком, платежное поручение обязательно следует заверить в казначействе. Также советуем сразу оплатить госпошлину за получение листа изменений или новой редакции устава.

В назначении платежа следует указать: «Плата за представление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. «, КБК – 18211301030010000130 (размер пошлины – 200 руб. за каждый документ и 400 руб. (по срочному тарифу)).

Регистрируем изменения

Для внесения изменений в устав нужно заполнить Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форму № Р13001 – Приложение № 3 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439). (Форму заявления можно найти здесь.)
В указанном документе заполняют все листы, за исключением тех, которые не относятся к учреждению, в том числе об уставном капитале, о составе участников и т. д. Заявление прошивают и заверяют подписью у нотариуса. Помните, что при обращении к нотариусу потребуются документы учреждения – устав, изменения к нему, свидетельство о регистрации, о постановке на учет и решение о назначении руководителя.

Направляем документы в налоговую инспекцию

Итак, после заверения устава (изменений к нему) на руках должны быть следующие документы: лист изменений (новая редакция устава), распоряжение или решение учредителя об утверждении изменений, квитанция (платежное поручение) об уплате госпошлины, заявление по форме № Р13001, заверенное нотариально.

Далее документы следует направить в налоговый орган. Их можно отправить по почте или представить лично. Это может сделать как руководитель, так и уполномоченное лицо по доверенности (доверенность не нужно заверять нотариально – достаточно печати и подписи руководителя).

Через неделю после подачи документов налоговые органы выдадут свидетельство об изменении учредительных документов. Также выдадут новое свидетельство о постановке на учет (так как изменилось наименование учреждения).

Обратите внимание: изначально выдадут только свидетельство об изменении положений учредительных документов, сами изменения (новую редакцию устава) выдают по отдельному заявлению.

Изменения, заверенные налоговыми чиновниками, обязательно понадобятся. Для того чтобы их получить, необходимо подать заявление в простой письменной форме с просьбой выдать изменения к уставу или новую редакцию устава.

К заявлению прикладывается квитанция или платежное поручение об уплате госпошлины.

После всех вышеуказанных процедур на руках у учреждения должен быть следующий пакет документов: свидетельство о внесении изменений в учредительные документы; новое свидетельство о постановке на учет; лист изменений к уставу или устав в новой редакции с отметкой налогового органа (выдается заверенная копия, но именно она имеет юридическое значение для всех третьих лиц). (Избежать ошибок в учете при смене статуса учреждения помогут Методические рекомендации, утвержденные письмом Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546. Их можно найти здесь).

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Каким образом происходит смена учредителя в негосударственном образовательном учреждении? Может ли учредитель одновременно быть директором данного учреждения?

Ответ

Для смены учредителя учреждения необходимо внести изменения в устав учреждения. Да, учредитель вправе являться директором учреждения (Нужно ли заключить трудовой договор с генеральным директором, который является единственным учредителем (участником, акционером) организации).

В регистрирующий налоговый орган предоставляется: заявление по форме Р13001, устав учреждения в новой редакции (2 экземпляра), решение учредителя учреждения об утверждении устава в новой редакции, документ об оплате государственной пошлины.

Комплект документов, который подается учреждением в регистрирующий налоговый орган для регистрации изменений в устав, указан в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ; пункт 4.1 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ; пункт 1 Положения о ФНС, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

Для государственной регистрации изменений в устав юридического лица подается заявление по форме Р13001 (пункт 1 Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, разделы I и V Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

В отношении учредителей заполняются листы Г, Д, Е, Ж, З в зависимости от вида учредителя: один лист заполняется на учредителя, права которого прекращаются, один лист – на учредителя, права которого возникают (пункт 5.8 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, Приложение № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

Изменения в устав учреждения действуют с момента государственной регистрации этих изменений в регистрирующем налоговом органе и ЕГРЮЛ (пункт 6 статьи 52 ГК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что при первом внесении изменений в устав учреждения, устав необходимо привести в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ и Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (пункты 1, 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Об основных изменениях законодательства, которые коснулись учреждений, читайте в рекомендациях ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Дополнили общие правила о некоммерческих организациях

В отношении всех некоммерческих организаций (независимо от их организационно-правовой формы) новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ предусмотрела три нововведения.

Во-первых, закон конкретизировал ситуацию, когда некоммерческая организация вправе вести деятельность, приносящую доход*. Это допустимо, если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ст. 50 ГК РФ):

  • устав организации предусматривает возможность вести деятельность, приносящую доход (до 1 сентября 2014 года это условие было приведено лишь в п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях);
  • организация ведет такую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организацию создали;
  • деятельность соответствует целям, ради которых создали организацию.

Во-вторых, новая редакция Гражданского кодекса РФ уточнила, в каких случаях некоммерческую организацию нельзя создать в процессе реорганизации*. Это сделать не удастся в результате преобразования хозяйственного общества или товарищества (п. 3 ст. 68 ГК РФ).

Например, при преобразовании акционерного общества невозможно создать некоммерческое партнерство. До 1 сентября 2014 года закон позволял провести такую реорганизацию (п. 2 ст. 104 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

В-третьих, прямо указали на круг отношений, которые не регулируются правилами Гражданского кодекса РФ* (п. 6 ст. 50 ГК РФ). Такие правила не применяются:

  • к отношениям по ведению некоммерческими организациями своей основной деятельности;
  • к другим отношениям с участием некоммерческих организаций, не относящимся к предмету гражданского законодательства.

В то же время Гражданский кодекс РФ содержит следующую оговорку: закон или устав некоммерческой организации могут предусматривать, что к указанным выше отношениям все-таки применяются правила Гражданского кодекса РФ.».

Под учреждением теперь понимается унитарная некоммерческая организация, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Закон прямо указывал на то, что собственником имущества учреждения является учредитель (абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Учреждение же имеет лишь право оперативного управления на имущество, которое*:

  • собственник закрепил за учреждением;
  • учреждение приобрело по иным основаниям.

Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующие виды учреждений (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ)*:

  • частное учреждение (учредитель – гражданин или юридическое лицо);
  • государственное учреждение (учредитель – Российская Федерация или ее субъект)*;
  • муниципальное учреждение (учредитель – муниципальное образование).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (абз. 2 п. 2 ст. 123.21 ГК РФ). Следовательно, у любого учреждения может быть только один учредитель*. Однако учреждение, созданное несколькими учредителями до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ (т. е. до 1 сентября 2014 года), не подлежит ликвидации по такому основанию. Это учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд (ч. 16 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В отношении любого учреждения (независимо от его вида) Гражданский кодекс РФ установил следующие правила.

Во-первых, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также иным имуществом в случаях, установленных в законе* (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ). Если денежных средств или имущества будет недостаточно, собственник соответствующего имущества будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Такие случаи предусмотрены для государственного и муниципального учреждения, а также для частного учреждения.

Во-вторых, органом учреждения является его руководитель, назначаемый учредителем*. Руководителя государственного или муниципального учреждения можно избрать коллегиальным органом, после чего избранного руководителя должен утвердить учредитель. Однако это возможно лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

Кроме того, учредитель может принять решение о создании подотчетных ему коллегиальных органов учреждения. Их компетенцию, порядок создания и принятия ими решений определяет закон и устав учреждения.

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ.

В отношении государственного и муниципального учреждения Гражданский кодекс РФ предусмотрел следующее*:

  • такое учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества (п. 3 ст. 123.22 ГК РФ);
  • это учреждение можно преобразовать в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом (п. 7 ст. 123.22 ГК РФ);
  • порядок финансового обеспечения деятельности учреждения, а также особенности правового положения учреждений отдельных типов определяются законом (п. 2, 8 ст. 123.22 ГК РФ);
  • такое учреждение может быть трех видов: казенное, бюджетное или автономное (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Казенное учреждение, как и сейчас, отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).

В каком порядке бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года

Оно отвечает всем имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, в том числе имуществом, приобретенным за счет полученных доходов (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).

  • особо ценное движимое имущество, которое собственник этого имущества закрепил за бюджетным учреждением или которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, выделенных собственником его имущества;
  • недвижимое имущество, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества (абз. 2 п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Причем такое правило распространяется на правоотношения, возникшие не только после 1 сентября 2014 года (т. е. после дня вступления в силу новой редакции ГК РФ), но и после 1 января 2011 года (ч. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В каком порядке автономное учреждение отвечает по своим обязательствам с 1 сентября 2014 года

Оно отвечает всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, которое:

  • собственник имущества закрепил за автономным учреждением или
  • автономное учреждение приобрело за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества (абз. 2 п. 6 ст. 123.22 ГК РФ). Причем такое правило распространяется на правоотношения, возникшие не только после 1 сентября 2014 года (т. е. после дня вступления в силу новой редакции ГК РФ), но и после 1 января 2011 года (ч. 15 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В отношении частного учреждения Гражданский кодекс РФ установил следующие правила (ст. 123.23 ГК РФ):

  • такое учреждение полностью или частично финансирует собственник его имущества;
  • это учреждение можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию или фонд;

учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности денежных средств собственник имущества несет субсидиарную ответственность».

В зависимости от организационно правовой формы у учредителей разные права и обязанности, в некоторых организациях учредители только создают НКО, а в некоторых принимают активное участие в ее деятельности, так:
1. Учредители в Фонде — инициативная группа лиц, которые после государственной регистрации передают права на управление фонда в высший коллегиальный орган управления, это может быть Совет или Президиум. Учредители могут войти в состав любого органа Фонда, участвовать в мероприятиях проводимых Фондом, осуществлять пожертвования на цели фонда, а так же выступить инициатором ликвидации Фонда, если его цели не могут реализовываться.
2. Учредители в организациях, основанных на членстве – ассоциациях, союзах, коллегиях адвокатах, общественных объединениях после государственной регистрации автоматически становятся членами таких организациях, имеют равные права и обязанностями с вновь вступившими в организацию членами. Соответственно, они не имеют никаких привилегий. Они на равных правах со всеми членами принимают важные решения для организации:
утверждают устав
определяют основные направления деятельности организации
утверждают финансовую смету
избирают органы управления и могут быть избраны в них.
3. Учредители в автономной некоммерческой организации имеют право оставить все бразды правления у себя в руках, при этом не получая прибыль от деятельности организации. Но могут и предать часть полномочий в сформированный ими же коллегиальный орган управления, в который также могут войти. В любом случае учредители в автономной некоммерческой организации это высший орган, который управляет созданной ими организацией в рамках утвержденного устава АНО и в любом случае они назначают руководителя, формируют другие органы управления, контролируют деятельность АНО.
4. И только в одной организационно правовой форме некоммерческой организации — в Частном учреждении учредитель на законных основаниях управляет созданной им организацией, наделяет его имуществом, в полной мере осуществляет управление и контроль его деятельностью, получает доход от осуществляемой деятельности. Особенностью Частного учреждения является то, что в соответствии с законодательством РФ, учредитель имеет право создавать его единолично. Ранее в частных учреждениях, созданных до 1 сентября 2014 года допускалось совместное учреждение, но после вступления в силу 99 ФЗ Частные учреждения, в составе которых два и более учредителя обязаны преобразоваться в автономную некоммерческую организацию или принять решение о его ликвидации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *