Содержание беседы с родителями неуспевающего ученика

Содержание беседы с родителями неуспевающего ученика

Протокол беседы с родителями неуспевающего ученика образец

Информация на воспитанника по адаптации в учреждении пишется воспитателем. В информации указывается, как прошел адаптационный период, успеваемость в школе, занятость в системе дополнительного образования, межличностное общение.

Дополнительно в информации указывается, с кем из родственников установлена связь, делаются выводы о возможности временной передачи ребенка (гостевой режим) и под опеку. В данном случае, ребенок, благодаря усилиям администрации и педагогов группы, возвращен в кровную семью. В характеристике отражена личность подростка, у которого спорт занимает неправомерно большое место в жизни.

Фанатичная преданность этому занятию, команде и тренеру формирует однобокую личность, лишенную высоких моральных принципов и духовных ценностей. В характере и отношениях доминирует утилитаризм, циничное отношение к другим занятиям, к окружению, как сверстникам.

Акт индивидуальной беседы с родителями ученика

о беседе с родителями ученика 6 класса Дорогина Антона.

Беседа состоялась по телефону.

Мать учащегося Елена Александровна была поставлена в известность об опозданиях сына на уроки.

Оправдательных документов по (справок) семья не имеет.

Елена Александровна обещала провести воспитательную работу с сыном.

Подпись классного руководителя/_____________/

Поделись, пожалуйста, ссылкой Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

о беседе с родителями ученика 8 класса Сидорова Евгения.

Беседа состоялась по телефону. Мать учащегося Надежда Максимовна была поставлена в известность о неподготовленности сына к уроку литературы.

Уважительных причин ребенок не имеет.

Надежда Максимовна обещала провести воспитательную работу с сыном.

Подпись классного руководителя/_____________/

Протокол беседы с родителями ученика

беседы с родителями ученика 5 класса ФИ Петрова Вадима

ФИО родителей Петровым Алексеем Сергеевичем

Беседа состоялась (подчеркнуть) – в присутствии администрации школы;

Беседа состоялась (подчеркнуть) — в присутствии ребёнка;

В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц;

Основные вопросы беседы:

1) контролировать посещение школы и режим дня обучающегося

Подпись родителей учащегося Мать __________________________________ роспись ____

Подпись классного руководителя/_______________ /

Ваш психолог

Д. А. Урываев Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Abstract: Development of communicative competence in young men is one of the most important aspects of personal development.

Keywords: communication, communicative competence, competence, development. Общение является неотъемлемой частью взаимодействия людей.

Коммуникация, как элемент повседневного взаимодействия в профессиональной, бытовой и межличностной сферебыла и будет являться связующим звеном общества. Компетентность в сфере общения на современном этапе развития человеческого общества является одним из главных факторов социальной иерархии.

Характеристика ученицы 8 класса.Девочка достаточно замкнута, у неё нет подруг, круг общения предельно узок, нет контакта со сверстниками.

Она слишком серьёзна, неудачи воспринимает категорично и винит в них только окружающих, считает, что её недооценивают, мало уделяют внимания.

Обучающаяся довольно эгоистична: обращает внимание только на свои успехи и заслуги совершенно не замечает труд и достижения других.

Образец характеристики «трудного» ребёнка.

Расписаны по порядку действия администрации и классного руководителя. Обязательно указание № протоколов, если таковые имеются. Характеристика на трудного ученика 8 класса для предоставления сотрудникам детской комнаты полиции, для совета профилактики, на комиссию по делам несовершеннолетних Данный материал представляет собой образец характеристики на ученика старшего класса и предназначен для классных руководителей и социальных педагогов образовательных организаций.

Комментарий отключен модератором 2010-12-28 15:16:27 — Игорь Владимирович Яковлева почему бы и нет,Сергей Валентинович. 2010-12-28 15:19:42 — Людмила Геннадьевна ЯдовинаНикак. Если родители сами учились слабо, но имеют работу, которая позволяет кормить семью, то они считают, что учиться незачем. Читать научился, считать и на калькуляторе можно, остальное ни к чему! Грустно все это… Чувствуешь свое бессилие перед стеной равнодушия и безразличия. 2010-12-28 15:38:30 — пользователь отключенКомментарий отключен модератором 2010-12-28 15:41:08 — Людмила Геннадьевна ЯдовинаСергей Валентинович, все ученики умные или преподаватели `понимающие`? 2010-12-28 15:52:48 — пользователь отключенКомментарий отключен модератором 2010-12-28 15:58:28 — Людмила Геннадьевна ЯдовинаСистема оценок такая: вместо `2` ставлю `3`, значит, надо вместо `3` ставить `4`, и т.д.

Протокол беседы с родителями неуспевающего ученика. образец

Сколько бы Вы выдержали со всего 30 учениками в 1 классе? А надо только всем шнурки для физкультуры завязать, потом пуговицы на рубашках застегнуть, 30 тетрадок с правильным наклоном положить, проверить, как все ручку держат, показать, где туалет (а он в другом крыле), утешить рыдающего из-за забытой тетрадки или шишки… Продолжать? Учителя началки недаром второй мамой называют!Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу 2010-12-28 21:28:31 — Лариса Алексеевна ТюлинаУважаемые учителя начальных классов! Ваша работа и ответственна и трудна, впрочем как и каждого из нас! Резкий тон объясняется личной ситуацией, об этом в одном из первых комментариев писала.

Материал на тему: протокол встречи и беседы с родителями

Почему то мой вопрос об уроке по `Войне и миру` и литературному чтению в начальной школе проигнорировали? Жалобы не я начала, но, моя личная позиция, что если ребенок на 2 занимается, то в этом есть недоработка педагога! Любого и среднего звена, и старшего, и начального! А в некоторых комментариях я прочитала именно то, чего не хватает моему сыну в школе. Я прочитала и о том, что заботятся о каждом ребенке, даже шнурки завязывают для физкультуры, и занимаются дополнительно, и научить хотят каждого.

Именно педагоги хотят научить, а не перевалить это на родительские плечи! Вот ТАКИМ учителям начальных классов низкий поклон и от родительницы, жаль не вашего ученика, и коллеги — предметника.

Индивидуальной беседы с родителями (с учащимся)

А что ставите вместо `пятерок`, Сергей Валентинович?И что дети с нарисованными оценками делают, если перейдут в другую школу? Им же свою `липу` знаниями никак не подтвердить! 2010-12-28 16:04:28 — Тамара Анатольевна ПотаповаА в другой школе такая же `липа`… А что делать? (у меня 2 класс, отметки с 3 четверти, боюсь, класс слабый) Оставлять нельзя, 2 — ставить нельзя, беседы с родителями не дают результатов, руки опускаются…
2010-12-28 16:06:48 — Елена Васильевна АбрамоваПосле заявления министра образования, влиять будут на Вас, а не на родителей. Развал нашего образования в полном разгаре! Систему делают надзираемой.

Сегодня беседовала с родителями неуспевающих

В школу горе мамы и папы не приходят, посещаю их на дому. Мой приход в каждый дом можно сравнить с картиной Репина ` Не ждали!` Деток жалко.
Ставлю конечно некоторым с закрытыми глазами 3. Двоим показана спецшкола, но в деревне такой нет.Считаю, что в таком возрасте ребенку лучше в семье. Наталья Викторовна, в чем же вы увидели равнодушие? В том , чо родители обязаны усадить ребенка за выполнение домашних заданий. 2010-12-28 21:27:39 — Людмила Геннадьевна ЯдовинаО чем мы спорим? Кто должен помогать ребенку хорошо учиться и преодолевать трудности, приучать его быть добросовестным и исполнительным?Лариса Алексеевна, хорошо там, где нас нет.

Программа работы с родителями слабоуспевающих учеников

Учитель не должен снижать оценку обучающемуся за плохое поведение на уроке. 6.9. Учитель-предметник ведет следующую документацию: — график индивидуальной работы с неуспевающими на учебный год; — задания по ликвидации пробелов в знаниях; — индивидуальные тетради для дополнительных занятий; — отчет учителя-предметника о работе с неуспевающими обучающимися (сдается по четвертям) по форме: Ф.И.О.
ученика Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) Использованы виды опроса Формы ликвидации пробелов Результат работы 6.10. При выполнении п. 6.1.- 6.9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости обучающегося и о проделанной работе в следующей форме: Ф.И.О.

Протокол о работе с неуспевающими учащимися и учениками с 1 тройкой.docx

Лариса Алексеевна ТюлинаНаталья Викторовна! Я понимаю, что, например, таблицу умножения надо с каждым ребенком учить дома, пока не выучит! Помочь стихотворение выучить, пока не поймет как учить самому! Но, если ребенок не пишет в классе контрольную работу, потому что ручку дома забыл, а учитель за 40 минут это не увидел. Причем учитель — победитель нац. проекта, а потом отдал задания домой, прорешай, а то 2 выходит! Плюс домашняя работа по полной программе! 2010-12-28 20:33:31 — Людмила Геннадьевна ЯдовинаЛариса Алексеевна, я Вам как учитель начальных классов отвечаю, что есть вещи, которые нарабатываются дома. Если мама не посадит ребенка ежедневно в 1-2 классе почитать полчаса, то в среднее звено он придет, читая 40 слов в минуту.
Наталья Викторовна БЛОГ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ▪ 13 сентября 2012Нужна Ваша поддержка ▪ 07 апреля 2012Коллеги, обращаюсь к Вам за ▪ 19 мая 2011А у нас завтра 4-ые классы ▪ Архивные записи Статистика Просмотров: 17727 Посетителей: 10908 Подробности Наталья Викторовна Краснова Вы здесь: Наталья Викторовна Краснова / Блог / Сегодня беседовала с родителями неуспевающих 28 декабря 2010, 12:10, автор — хозяйка блогаНаталья Викторовна Краснова Сегодня после итогового педсовета вместе с завучем по учебной работе и с директором полдня вели беседу с неуспевающими, дети со 2-го класса имеют по нескольким предметам «2», а родителям, даже пришедшим в школу все равно, полное безразличие, соглашаются взять дополнительные задания, но в глазах написано: делать ничего не будут, как быть, руки опускаются, посоветуйте, как повлиять на родителей, чтобы они занимались своими детьми.



Бланк протокола встречи и беседы с родителями

Предварительный просмотр:

Протокол встречи и беседы с родителями (законными представителями ) учащегося МАОУ СОШ №4 г.Сосновоборска

______________________________________________________________________ класса — ____________

Дата встречи: «__»__________ 20____г. Время____________

Организатор встречи: ________________________________________

На встрече присутствовали следующие лица:

1. Со стороны школы следующие представители:

2. Со стороны семьи следующие представители:

Вопросы, рассматриваемые на встрече: ___________________________________

Выводы и предложения сделанные сторонами после проведения беседы:

Представитель школы __________________________________________________________

Представитель семьи ___________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми.

Беседа может быть проведена на классном родительском собрании. Способствуетформированию у подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей, бесконфликтного отношения с ними.

Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков».

Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков».

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество ко.

Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети.

рассматрены основные проблемы взаимоотношений родителей и детей.

Дата:27октября 2012 года ПРОТОКОЛ совещания при завуче Присутствуют: Мехонцева М. Г. Приглашены: учителя, имеющие неуспевающих обучающихся и учеников, имеющих одну отметку «3» по итогам первой четверти 2012­2013 учебного года: Кузьминых М. В., Никитина Г. Д., Перунова Л. С., Шулиманова С. А., Кузьменкова Л. А., Сахарук Е. А., Тамбовцева Н. А., Шишкина Н. А. Повестка. 1. О работе учителей­предметников с неуспевающими обучающимися и учениками, имеющими одну отметку «3» по итогам первой четверти 2012­2013 учебного года. Слушали: 1. О работе учителей­предметников с неуспевающими обучающимися и учениками, имеющими одну отметку «3» по итогам первой четверти 2012­2013 учебного года. Докладывает: Мехонцева М. Г., заместитель директора по УВР. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.  Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ученика.  Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата.  Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.  Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем).  Учитель­предметник после первичного контроля учебных достижений должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль.  Учитель­предметник не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий (после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине).  Учитель­предметник должен определить время, за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультации.  Учитель­предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.  Учитель­предметник должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти.  Учитель­предметник должен поставит в известность классного руководителя и непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося.  Учитель­предметник не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика. Только при выполнении всех пунктов учитель имеет право выставить учащемуся за четверть ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося (методы работы: анкетирование ученика, анкетирование родителей, собеседование) неудовлетворительную оценку Возможные причины неуспеваемости:  Пропуск уроков  Недостаточная работа дома  Слабые способности  Нежелание учить предмет  Недостаточная работа на уроке  Необъективность выставления оценок на уроке  Предвзятое отношение учителя на уроке  Большой объем домашнего задания  Недостаточное внимание учителя  Высокий уровень сложности материала  Другие причины  В случае пропуска учеником уроков классный руководитель должен провести с ним индивидуальную работу по выявлению причин отсутствия, немедленно проинформировать родителей об успеваемости ученика через запись в ученическом дневнике или иным способом.  В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями.  В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить этот вопрос с учителем –предметником или обратиться к директору школы, заместителю директора по УР, чтобы проверить соответствие домашнего задания существующим нормам. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.  Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.  Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.  Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ o Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником, его посещаемость. o Родители обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем­ предметником. o Родители ученика имеют право посещать уроки, по которым ученик показывает низкий результат o Родители ученика в случае затруднения имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации школы. Выступили: 1. Шишкина Н. А., учитель биологии. В 6в классе неуспевающей по биологии по итогам первой четверти вышла Гаврикова Мария. Ученица является крайне «слабой», плохо готовится к урокам, на уроках никогда не отвечает устно. В течение всей четверти она отказывалась отвечать, проверочные, лабораторные и письменные работы выполняла практически всегда на отметку «3». 2. Кузьминых М. В., учитель английского языка. Неуспевающими по английскому языку в первой четверти вышли 2 ученицы: Гаврикова Мария (6в) и Графова Виктория (8в). Гаврикова Мария так же как и на биологии не отвечает на уроках английского языка, диктанты пишет на неудовлетворительные отметки, домашнее задание выполняет редко и некачественно. Графова Виктория всегда училась неплохо, не думала, что она может иметь отметку «2» по английскому языку. Но в течение четверти она совершенно не занималась этим предметом, отказывалась отвечать, ни на одном уроке не отвечала устно. 3. Мехонцева М. Г., учитель математики. В 7б классе по итогам четверти не успевает Антипина Анастасия. У девочки очень слабая математическая подготовка еще с начальной школы, средний балл всегда составлял от 2,5 до 2,9 баллов. На уроках она всегда отвлечена своими мыслями, домашнюю работу либо не выполняет, либо выполняет частично и неправильно. Я беседовала с мамой ученицы в сентябре, вызывала ее в школу за 2 недели до конца четверти, но Настя вырвала из дневника мою запись и замазала штрихом все имеющиеся неудовлетворительные отметки. Маму Насти приглашали на совещание при директоре, выяснилось, что она не проверяет дневник дочери и не контролирует выполнение ею домашних заданий. Раньше девочку я оставляла на дополнительные занятия в конце четвертей, но в эту четверть она стала уходить с дополнительных занятий. В результате она вышла неуспевающей по итогам четверти. В 7б классе имеются несколько обучающихся, имеющих очень слабые знания математики. К ним относятся: Мочалова В., Первухин В., Скороходова Ю., Реутова Я., Даниленко И. У всех средний балл от 2,5 до 2,9 баллов. Всех этих учеников я оставляю учиться в течение каникул во время оздоровительного лагеря. Надеюсь, что после повторения материала первой четверти они смогут лучше учиться во второй четверти. 4. Никитина Г. Д., учитель начальных классов. В 3в классе не успевает по итогам первой четверти Колпакова Алина. Эта ученица начала обучение с 10 октября, практически в конце четверти, когда весь класс готовился писать контрольные работы по итогам четверти. Алина с мамой в конце августа уехали отдыхать на юг. Никаких заданий мама не брала для занятий с дочерью. Пропущено 139 уроков. Учебный материал за оставшиеся несколько дней девочка не смогла усвоить, поэтому за контрольные работы поставлены отметки «2». Мама ученицы приглашалась для беседы с учителем и завучем. Были даны рекомендации и задания для ликвидации ошибок. В конце четверти вновь состоялась встреча с мамой, но количество выполненных заданий было минимальное и с ошибками. В результате девочка не усвоила материал за 1 четверть и вышла неуспевающей. 5. Шулиманова С. А., учитель начальных классов. В 3б классе не успевает по итогам первой четверти Акамова Анастасия по математике. Причины: запущен материал 1 и 2 классов, частые болезни, отсутствие контроля со стороны родителей за подготовкой к школе и выполнением домашних заданий. Мама Насти приглашалась на комиссию по профилактике при директоре школы в 1 классе. В первой четверти все контрольные и самостоятельные работывыполнены на «2». Мама Насти была предупреждена о возможной неуспеваемости дочери, но никаких мер не предприняла. Решили: 1. Проводить постоянную индивидуальную работу с неуспевающими обучающимися и учениками, имеющими одну отметку «3» по итогам четверти. 2. Составить план индивидуальной работы с этими категориями обучающихся. Срок – до 29.10.12 г. 3. Подвести итог индивидуальной работы с обучающимися по итогам второй четверти. Срок – до 31.12.2012 г. 4. Контроль за выполнением решений возложить на зам. директора по УВР М. Г. Мехонцеву. Срок контроля – 30.12.2012 г. Протокол вела М. Г. Мехонцева

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость — это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне — улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Причины и характер проявления неуспеваемости

  • Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими взрослыми
  • Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)
  • Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся — те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
  • Вместо активного размышления — использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении
  • Неправильные навыки учебной работы — со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения. Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе
  • Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);
  • неправильная организация учебной деятельности в УО. Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
  • Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.
  • Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
  • Неаккуратное обращение с учебными пособиями
  • Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов — недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов — внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми — учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу — ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека — его потребности. Мотив — побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация — это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

создавать проблемные ситуации;

активизировать самостоятельное мышление;

организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

выстраивать позитивные отношения с группой;

проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение «Самое главное»

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом — одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение «Лучший вопрос»

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение «Пересказ по кругу»

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция — нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация — будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
  • развивать ответственность;
  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

решение проблемных ситуаций;

использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации — тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.

«Пиктограмма, или Пляшущие человечки»

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний:

Веселый праздник

Тяжелая работа

Развитие

Вкусный ужин

Смелый поступок

Болезнь

Счастье

Разлука

Дружба

Темная ночь

Печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30-40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы (табл. 2).

Таблица 2Этапы формирования положительного отношения к учению

Формируемые отношения 1-й этап 2-й этап 3-й этап

К содержанию учебного материала Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний) Действует учитель — ученик только воспринимает Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам Поощрение успехов в учебе, не требующей усилийПоощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу) Подчеркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 3).

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Таблица 3Этапы урока Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Очень важный этап при работе с такими детьми — профилактика неуспеваемости (табл. 4)

Профилактика неуспеваемости

Таблица 4Этапы урока Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах

и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически (табл. 5).

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Таблица 5Мероприятия Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками В течение учебного года

В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов.

Памятка «Работа с неуспевающими учащимися»

1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________

2. Класс _____________________________________________________

3. По каким предметам не успевает ______________________________

4. Поведение ученика __________________________________________

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __

8. Сколько времени длится эта работа ___________________________

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______

Памятка «Психотерапия неуспеваемости»

1. «Не бить лежачего»

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. «За двумя зайцами погонишься:»

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами

Даже самый малый успех — это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели

Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно — главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *