Социокультурные условия

Социокультурные условия

Социальная культура — это тип культуры, призванный обеспечить взаимопонимание и взаимодействие людей в коллективе, которые направлены на выживание этого социума и на его развитие.

Именно по разнице этих целей (целеустановок) социальная культура отличается от этнического типа культуры, поскольку этнический тип культуры также призван обеспечивать коллективную жизнедеятельность общества, но на аксиологической основе, т.е. ценностях, нравах, морали, обычаях, традициях и ритуалах.

Понятие, инструменты, задачи социальной культуры

К инструментарию социальной культуры относят:

  • Профессиональные умения и знания
  • Опыт конкретных работ в конкретных областях
  • Единую профессиональную терминологию
  • Уровень сходства или единообразия технологий и образования
  • Чувство и понятие единой социальной (классовой, сословной) солидарности.

Социальную культуру возможно представить в виде исторических типов соответствующих культур по всем стадиям ее развития.

  • Первобытный этап: все участники обладают практически одинаковыми профессиональными знаниями и навыками, типы и виды технологий чрезвычайно ограничены. Социальная культура решает одну задачу – простая организация процесса деятельности.
  • Этап первичного разделения труда и образования племенных общностей: баланс различных специальностей и профилей деятельности в едином процессе жизнеобеспечения и внутреннего объединения племени в борьбе с соседями.
  • Этап аграрных цивилизаций: социальная культура должна была решать задачи понуждения к труду сословия трудящихся для обеспечения сословий воинов и молящихся, а также обеспечения единства солидарности всех участников в рамках всех сословий.
  • Этап индустриального развития и трансформации сословного общества в классовое (т.е. объединение людей не единством социальных функций, а местом, занимаемым в процессе производства и степенью участия и долей владения средствами производства): социальная культура должна была обеспечивать классовый компромисс и взаимную зависимость различных классов от работы друг друга.

На этапе постиндустриального развития (т.е. в период, когда основной продукт производства — это знания, а не вещи и предметы) классы в социуме распадаются на более мелкие социальные образования – страты, а производство организуется по формам международной кооперации, в задачи социальной культуры входит:

  • Согласование работ в разных отраслях и в деятельности отдельных носителей знаний
  • Проблематика миграций и перенаселения
  • Вопросы экокризисов

Наша презентация:

Очевидно, что задачи этой культуры продвинулись в своих масштабах от общинно-племенных и государственных (на первых этапах) до общепланетарных (сегодня).

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Тазов П.Ю. 1 1 Московский педагогический государственный университет Цель данной статьи – провести теоретический анализ социокультурных процессов современности, которые обусловливают формирование духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи. Какая бы ни была педагогическая модель формирования ценностей, ее эффективность будет зависеть от социокультурных процессов, опосредующих процесс развития и становления личности студента. К числу таких процессов можно отнести: ослабление традиционных институтов социализации (семья, школа, референтные личности), разрушение социальных связей и усиление «социальной атомизации», увеличение социальных дистанций, рост индивидуализма и прагматизма, высокая динамика социальных изменений, рост потребления, усиление значимости гедонизма, увеличение рисков и неопределенности, виртуализация коммуникативных процессов и др. Мы также рассмотрим векторы трансформации ценностей студенческой молодежи на основе вторичных данных, а также исследований, проведенных автором в 2002-2018 гг., которые также являются, с нашей точки зрения, социокультурными условиями рассматриваемого процесса. Мы полагаем, что мировоззрение, выступающее базой для формирования духовно-нравственных ценностей, должно включать в себя ряд особенностей, которые учитывают социокультурные процессы современности и являются «ответом» на «вызовы» социокультурной среды. А само формирование духовно-нравственных ценностей должно быть поэтапным. В статье предлагается механизм формирования ценностей с учетом вышеизложенного.

141 KB формирование ценностей студентов ценности студентов нравственные ценности студентов. 1. Волков Ю.Г. Идеологическая сфера российского общества и развитие российской государственности // Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Майкоп, 12-14 марта 2013 г.). М.; Майкоп; Ростов н/Д, 2013. С. 27. 2. Шевченко А.М. Ресоциализация в России (социокультурные модели): монография. РГУ, РИНХ. Ростов н/Д, 2003. 132 c. 3. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник. М.: Норма, 2008. 92 с. 4. Тазов П.Ю. Динамика ценностей российской молодежи 1960-2010 гг. в социокультурном анализе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. . URL: https://science-education.ru/pdf/2015/1/597.pdf (дата обращения: 20.03.2019). 5. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурная преемственность и демократическая последовательность экономического развития. М.: Новое издательство, 2011. 41 с. 6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСП, 2010. 125 с. 7. Немировский В.Г., Соколова Е.В. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи: 1988-2004 гг. Постнеклассический подход. Красноярск: РИО КрасГУ, 2006. 89 с. 8. Банникова Л.Н., Белова О.Р., Боронина Л.Н., Вишневский С.Ю., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Заборова Е.Н., Зырянова О.Б., Иванов С.М., Каташинских В.С., Кеммет Е.В., Коробейников А.Г., Коробейникова А.П., Кох И.А., Лесина, Л.А., Мылтасова О.В., Нархов Д.Ю., Нархова Е.Н., Орешкина Т.А., Орлов В.А., Осипчукова Е.В., Певная, М.В., Пономарев А.В., Рапопорт Л.А., Харитонова Е.В., Чегодаева Т.А., Шаброва Н.В., Ячменева М.В. СТУДЕНТ 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с. 9. Буданова М.А., Коноплин Ю.С., Леонтьев С.В. МПГУ в фокусе социологических исследований: монография. М.: МПГУ, Спутник+, 2017. 52 с. 10. Динамика ценностных ориентаций социального альтруизма студенческой молодежи. // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. 2019. № 1 (17) . URL: https://journal-mirbis.ru/01-2019-vm/ (дата обращения: 20.03.2019). 11. Тазов П.Ю. Ценности студентов России: векторы социокультурных трансформаций (по материалам исследований 1991-2017 гг.) // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. 2018 № 14 (14). С.140-146. . URL: http://cs.journal-mirbis.ru/-/rXmF5q7bllT-QGi8VTxRjg/sv/document/c9/3b/b8/521295/365/140-146.pdf?1530883691 (дата обращения: 20.03.2019).

В условиях разрушения общественных идеалов и непрекращающейся социальной трансформации формирование духовно-нравственных ценностей молодежи и студенчества особенно важно. Ведь от наличия или отсутствия этих ценностей будет зависеть и уровень выполняемой работы будущих специалистов, особенно в социально значимых сферах (здравоохранении, образование и др.).

Однако эффективность педагогической модели формирования духовно-нравственных ценностей будет зависеть от учета современных социокультурных условий. Под социокультурными условиями мы понимаем процессы, протекающие в обществе и затрагивающие социальную и культурную системы. За 30 лет социальных трансформаций российское общество претерпевает серьезные изменения, затрагивающие как население в целом, так и студенческую молодежь. Исследования, проведенные среди студенческой молодежи в 1995-2016 гг., а также ряд исследований, проведенных автором и при его участии среди студентов региональных вузов и Москвы, показывают ряд значимых трансформаций ценностного сознания студенческой молодежи.

Цель исследования: провести теоретический анализ социокультурных условий формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза.

Материалы и методы исследования. Данное исследование основано на системном анализе и обобщении результатов исследований в области изучения формирования духовно-нравственных ценностей, динамики ценностей студентов вуза, особенностей трансформации ценностного сознания студенческой молодежи, а также исследований в области анализа социокультурных процессов современности.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях социальных кризисов, аномии, разрушения ценностей и норм институт образования становится главным источником духовно-нравственного развития личности обучающихся. Крупные философы и педагоги делали акцент на духовно-нравственном воспитании личности в процессе образования (И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

Идеи духовно-нравственного воспитания личности в контексте религиозной культуры с опорой на отечественные культурные традиции изложены в трудах Т.И. Петраковой, Т.В. Скляровой, С.Ю. Дивногорцевой, И.В. Метлика, И.А. Галицкой. Однако реализация задач духовно-нравственного воспитания усложняется в силу «мозаичности», «расщепленности» современной культуры, отсутствия единой культурной модели мира. Педагогические модели, лежащие в основе формирования духовно-нравственных ценностей в советское время, становятся неэффективными в настоящем в силу ряда причин. Наиболее важная – системные социокультурные трансформации, которые начались в конце 80-х, привели к формированию новой социокультурной матрицы, что в свою очередь повлияло на мировоззрение и ценности российских граждан.

Проблема духовно-нравственного формирования личности становится особенно актуальной в условиях размывания социальных идеалов и общественных смыслов. Так, Ю.Г. Волков отмечает: «С деидеологизацией в российском обществе связывается проблемная ситуация социальной дезинтеграции» . Действительно, выполняя функцию интеграции, духовно-нравственные ценности объединяют социальные группы, личности вокруг общих идеалов. Отсутствие такой интеграции ведет к осознанию молодыми людьми собственной автономности, независимости, социальной изоляции. Эта мнимая ценностная свобода, при которой нет «заданных», идеологически верных идеалов и ценностей, может создавать иллюзию тотальной вседозволенности и анархии. Р. Мертон описал это состояние, как феномен «аномии», когда старые ценности разрушены, а новые не появились. В этом состоянии прежние ценности ритуализируются, теряя смысловую основу.

А.М. Шевченко говорит о комплексном характере социального кризиса, к его особенностям он относит :

  • утрату самоидентификации массовых социальных групп;
  • крушение идеологии и морали;
  • упрощение, примитивизацию системы ценностей;
  • внешнюю культурную интервенцию;
  • социальную ностальгию;
  • как итог — тотальную аномию.

В педагогической литературе можно выделить несколько моделей воспитания (теоцентрическую, социоцентрическую, натурцентрическую и антропоцентрическую) в зависимости от того, какая категория лежит в основе: Бог, социум, природа или человек .

На данный момент сложно говорить о какой-то модели в чистом виде. В наше время в силу «культурной эклектики» культурных оснований для формирования педагогической модели может быть несколько. Мы склонны считать, что в современном обществе будут усиливаться десекуляризация и архаизация культуры. И это тоже должно учитываться при формировании модели воспитания. Десекуляризация связана с усилением влияния церкви и религии на жизнь общества, а архаизация – как процесс поиска культурных оснований собственной идентичности, смыслов, ценностей в прошлом (начиная от появления славян на Руси). Эти две особенности в будущем могут выступить значимыми культурными основами духовно-нравственного развития личности.

Реализация процесса духовно-нравственного воспитания личности студента в современном обществе обусловлена рядом особенностей ценностного сознания молодых людей и социокультурных процессов современности. К такого рода особенностям и процессам можно отнести:

  • Прагматизм. Это качество становится одной из важных социально-психологических характеристик студенческой молодежи, определяющих направленность ценностного сознания молодых людей. После разочарования в строительстве коммунистического общества «романтические» ценности оттепели начинают уступать прагматическим смыслам и ценностям . Снижение значимости ценностей «социального блага», «общественного долга», «общественной пользы» привело к сужению направленности смысловой сферы личности только на свои потребности. Социологи фиксируют также и сужение круга референтных, значимых личностей у молодых людей. Ими остаются очень близкие друзья и семья. Отсутствие референтных групп и личностей говорит об отсутствии «эталонных» личностей, персонифицирующих определенные важные духовно-нравственные ценности, обуславливающие движение личности молодого человека к определенному эталону, образу. Образование, которое не создает эталонных, идеальных состояний, образов, превращается в передачу знаний, в сферу услуг.
  • Рационализм. Говоря в терминологии «модерн — постмодерн», происходит «расколдовывание мира», по М. Веберу. Любое необъяснимое, тайное явление поддается рационализации. Личность, общество, государство рационализируется с целью выделения основных механизмов функционирования. В развитых странах Европы Р. Инглхарт называет это явление «секуляризацией» – превалированием рационального над верой .
  • Индивидуализм. В условиях тотальной атомизации, разрушения социальных связей индивидуализм становится закономерным ответом на дезинтеграционные процессы, связанные с отсутствием общих стратегических социальных идей, целей и идеалов, способных консолидировать общество. Вместо этого появляются социальные движения, где формируются квазигруппы — временные объединения, после выполнения определенных групповых целей распадающиеся. Квазигруппы не создают эмоциональную включенность, не способствуют выходу личности за рамки индивидуального.
  • Популярность адаптивных стратегий в противовес интегративным (молодежь СССР). Появляется класс прекрасно адаптированных к современных реалиям молодых людей, приспосабливающихся к тем структурам, которые имеют власть и силу, декларирующих правильные убеждения и ценности. В то же время о сознательной интеграции, связанной с разделением общественных целей и идеалов и ценностей, речи не идет.
  • Маргинализация, алкоголизация, наркотизация, криминализация. В условиях отсутствия возможности реализовать себя в учебе, работе, спорте, досуговой деятельности (города, поселения, где нет спортивных секций, кружков и т.д.) часть молодежи начинает потреблять алкоголь, наркотики, стремительно деградируя.
  • Лояльность к нарушению определенных морально-нравственных ценностей ради достижения жизненного успеха. Согласно результатам исследования, проведенного в 2007 г. Центром социального прогнозирования и маркетинга под руководством М.К. Горшкова, 55,3% опрошенной молодежи считают, что «современный мир жесток, и для того, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы» .
  • Противоречие между разными уровнями ценностей: например, между должным и сущим. Так, представление о способах достижения целей (при определенных условиях можно махнуть на моральные принципы) может вступать в противоречие с представлением о желаемых и должных качествах личности студента (нравственность, порядочность и др.); противоречие между когнитивным и поведенческим компонентами ценностей. Так, при сформированном когнитивном уровне духовно-нравственных ценностей отсутствует поведенческий компонент этих ценностей. Это бывает, когда студент понимает и осознает, какими нравственными ценностями стоит руководствоваться, но при этом в реальной ситуации делает поправку на условия текущей жизни, «не мы такие – жизнь такая», «все так живут», живя по определенным «правилам игры», «законам системы», в которую он включен. В этих случаях духовно-нравственные ценности отражаются в сознании молодого человека в форме ритуала.
  • Сензитивный и меняющийся характер ценностной системы молодых людей. В условиях современной социокультурной ситуации студенческая молодежь очень подвержена колебаниям на пути к ценностному самоопределению. Попадая в определенные молодежные субкультуры, молодой человек может коренным образом изменить свои ценностные приоритеты в процессе мировоззренческих трансформаций. Например, воцерковляясь, молодые люди коренным образом изменяют свое отношение к ряду предметов (институт брака, добрачные отношения, поведение и пр.). У них меняются взгляды на жизнь, референтные личности и группы, приходит понимание греха и благочестия.
  • Усиление влияние контркультур на студентов через Интернет. Отдаляясь от родителей в силу разных причин как объективного, так и субъективного характера, молодой человек становится объектом умелых манипуляций со стороны «виртуальных собеседников», виртуальных сообществ, цель которых – включить молодого человека в антиобщественную деятельность, направленную на разрушение личности, общества, государства.
  • Усиление конформизма. Рост молодежной жестокости и агрессивности в молодежной среде (что можно увидеть в роликах, которые выкладывают в Интернет сами молодые люди), унижающих достоинство личности при активном или молчаливом соглашательстве остальных членов группы, говорит о выборе пассивной позиции, конформизме, страхе идти против группы и опасении дальнейшего группового давления.
  • Усиление равнодушия в обществе. Популярным становится «невмешательство», пассивное созерцание происходящего. Многочисленные эксперименты, проведенные в метро и других публичных местах, показали, что в большинстве случаев пассажиры в метро, видя противоправные действие (кража и др.), оставались пассивными наблюдателями происходящего.
  • Размывание мировоззренческих, фундаментальных основ построения духовно-нравственных ценностей. Так, по опросам студенческой молодежи ценности «справедливость», «патриотизм» — среди последних в иерархии ценностных ориентаций.
  • Эклектический характер ряда ценностей молодых людей, связанных с верованиями (так, вера в Бога соседствует с верой в порчу, гадания, мистические, экстрасенсорные силы и пр.).
  • Прожективный и противоречивый характер ценностей студентов. Так, согласно исследованию В.Г. Немировского среди сибирских студентов, ценность «общественная работа», значимая на когнитивном уровне, не находит себе место в поведенческом. А противоречивость ценностного сознания студентов находит отражение в том, что ценность учебы, сформированная на когнитивном уровне, на поведенческом вступает в конфликт с другими ценностями – «друзья», «общение с любимым человеком» . В другом исследовании свердловских студентов, проведенном под руководством Ю.Р. Вишневского, видны расхождения между профессиональными и трудовыми ценностями. Так, почти половина респондентов планирует достигнуть высокого профессионального уровня на работе, однако девять из десяти респондентов в будущей работе интересует не содержание работы, а ее условия — материальное вознаграждение и хорошие условия труда .
  • Долгосрочное планирование собственной жизни. Часто негативные эмоциональные переживания, культ потребления ориентируют студента на кратковременное планирование в рамках небольшого периода, как часто можно услышать этот принцип «жить одним днем». Согласно исследованию Ю.Г. Вишневского и его коллег, среди свердловских студентов в 2016 г., больше половины студентов (56%) придерживаются мнения, что «Мы живем только раз, поэтому нужно постараться взять от жизни как можно больше», и только 6% согласны с тем, что «Мы живем только раз, и не стоит растрачивать время на земные, мирские соблазны — нужно стараться посвятить себя высшим духовным ценностям» . За рамками этого планирования пустота. И наступит ли следующий день – неизвестно. Долговременное планирование приводит к бережному отношению к своей жизни, к своему здоровью, к своей личности. Этот принцип опирается на здоровый оптимизм и позитивное отношение к жизни в противовес депрессии, негативу, унынию.
  • В то же время имеет место постепенное возвращение в ценностное сознание студенческой молодежи ценностных ориентаций «социального альтруизма», связанных с такими ценностными ориентациями, как «приносить пользу обществу», «помощь ближнему» и др. Так, согласно межрегиональному исследованию, проведенному Лабораторией социологических исследований МПГУ в 2017 г., «возможность приносить пользу обществу» очень важно для 33,1% и в некоторой степени важно для 49,9% опрошенных студентов . Ценностные ориентации «социального альтруизма» стали формироваться не сверху, а снизу, так сказать, «изнутри». На смену тактике «простого воспроизводства» или «выживания» приходит более взвешенная стратегия «гармоничного существования» .
  • Сознание студенческой молодежи все больше определяет ценность самореализации. Так, ценностную ориентацию «творчество, реализация способностей» в 1999 г. отмечали только 5% студентов, тогда как в 2016 – уже 31% .
  • Исходя из данных особенностей развития ценностного сознания молодежи и студентов (которые можно коротко обозначить как автономия, эгоцентризм, прагматизм, самореализация), на наш взгляд, необходимо формирование такого мировоззрения, в рамках которого аморальное, безнравственное ценностное отношение было бы невозможным. Такое мировоззрение должно опираться на следующие особенности:
  • «Закон бумеранга»: любое действие, поступок, совершенный человеком, мысль, помыслы, эмоции, отношения – всегда возвратятся человеку обратно. Как говорится, «что посеешь, то и пожнешь». Этот принцип отражен в русских поговорках, в различных религиозных верованиях. Данный принцип формирует смысловую основу духовно-нравственных ценностей: справедливость, бескорыстие, альтруизм, уважение к человеку и др. Это понятие греха в православии, «кармы» в буддизме и индуизме и пр.
  • «Социальное» происхождение человека. В этом случае появление общества и принципы его функционирования являются необходимыми условиями нормальной жизнедеятельности его членов. Нарушение социальных законов приводит к хаосу, беспорядку. Разрушение общества влечет за собой негативные явления для личности. Без общества личность превращается в индивида, с набором инстинктов.
  • Переход от абстрактных моделей духовно-нравственных ценностей к их конкретным выражениям в жизни студента.

На наш взгляд, этапы формирования ценностных ориентаций могут выглядеть следующим образом:

  1. Восприятие ценности.
  2. Когнитивное усвоение, связь с другими ценностями и принципами, взглядами и мировоззренческими установками.
  3. Оценка, осознание. Оценка с позиции значимо — незначимо.
  4. Смыслопорождение. Выражение ценности придается субъективный смысл.
  5. Персонификация. Ценность персонифицируется на уровне значимых, рефератных личностей.
  6. Закрепление. Идентификация. Ценность входит в иерархию других ценностей. Ценность становится субъективной, относящейся к самой личности. Ей придается субъективный смысл. Формируется субъективный смысл в поведенческой стороне ценности.
  7. Институциональный. На данном этапе ценность встраивается в систему ролевых диспозиций. То есть ценность закрепляется в диспозиционном комплексе определенной роли или нескольких ролей.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ приводит нас к выводу о том, что ряд таких процессов, как индивидуализм, социальная атомизация, разрушение социальных связей, увеличение социальных дистанций, высокая динамика социальных изменений, рост потребления, переход к рынку — задают условия формирования духовно-нравственных ценностей. В то же время рассмотрение особенностей динамики ценностей студентов, их направленности (противоречивый и «прожективный» характер ценностей, рост равнодушия и прагматизма, усиление значимости самореализации и ценностей социального альтруизма) позволяет сделать вывод, что формирование духовно-нравственных ценностей должно быть поэтапным и опираться на мировоззрение. Последнее должно включать в себя ряд особенностей, которые являются «ответом» на вызовы социокультурной реальности. При этом мировоззрение выступает базисом для надстройки на него системы духовно-нравственных ценностей.

Автор является членом комиссии по патриотическому воспитанию при Российском союзе ветеранов (РСР). Приведенные выводы докладывались автором на заседании комиссии и будут использованы при разработке методических подходов при формировании духовно-нравственных ценностей.

Библиографическая ссылка

Тазов П.Ю. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28724 (дата обращения: 26.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Последняя редакция Статьи 44 Конституции РФ гласит:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Комментарий к Ст. 44 КРФ

1. Слово «каждый» в ч. 1 комментируемой статьи подразумевает граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут являться субъектами данных правоотношений. Авторское право юридических лиц в законодательстве РФ отсутствует с 1992 г.

В действующем законодательстве не дается легального определения понятия «творчество». Применительно к комментируемой статье творчество можно рассматривать в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму. Творчество как составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального. Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности.

Творчество не следует полностью отождествлять с интеллектуальной деятельностью или интеллектуальной собственностью, имеющими рационально-материальную основу, хотя, разумеется, творчество — часть (вид) интеллектуальной деятельности.

Творчество непосредственно связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства о культуре от 9 октября 1992 г., в ред. от 3 ноября 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 45. ст. 4627) определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность (ч. 5 ст. 29 Конституции запрещает цензуру), одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.

Свобода творчества не может быть абсолютной: возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет среди людей, и ради публичных интересов и прав других лиц сама Конституция и законодательство содержат некоторые ограничения этой свободы (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции; п. 1 ст. 10 ГК РФ). Противоправным деяниям, даже имеющим творческую основу, не может быть гарантирована свобода. Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено.

Часть 1 комментируемой статьи упоминает отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое.

Литературное и художественное творчество охраняется в основном авторским законодательством. Например, литературное (научное) произведение, облеченное в конкретную форму, в настоящее время подпадает под действие Закона «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. N 32. ст. 1242).

Научное и техническое творчество регулируется и охраняется Патентным законом от 23 сентября 1992 г., Законом от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (Ведомости РФ. 1992. N 42. ст. 2319, 2322) и другими актами.

Авторское право, обеспечивая охрану оригинального творческого результата, не охраняет результаты, которые могут быть достигнуты параллельно, т.е. лицами, работающими независимо друг от друга. Защита же прав лица, первым достигшего определенных результатов интеллектуальной деятельности, требует соблюдения особого порядка установления этого первенства, что обеспечивается средствами патентного, а не авторского права (Определение Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. N 537-О).

Пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором (Определение Конституционного Суда от 10 декабря 2002 г. N 283-О//СЗ РФ. 2002. N 52. ст. 5289).

С 1 января 2008 г. вводится в действие часть четвертая ГК, которая в разд. VII регулирует права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Наряду с перечисленными выше комментируемая статья говорит и о других видах творчества. К ним, вероятно, можно отнести законотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д.

К видам творчества, не охраняемым правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия должна применяться непосредственно.

Понятие «преподавание» в комментируемой статье может рассматриваться как вид творческой деятельности в процессе воспитания и обучения. Преподавание осуществляется педагогами, из которых первыми педагогами являются родители (ч. 1 ст. 18 ФЗ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», в ред. от 5 декабря 2006 г.//СЗ РФ. 2006. N 50. ст. 5285). Педагогическая деятельность возможна как в качестве индивидуально-предпринимательской деятельности, так и в рамках образовательных учреждений (ст. 48, 53).

Свобода преподавания включает в себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный соответствующему (п. 4 ст. 7).

Однако свобода преподавания не абсолютна, она ограничена некоторыми цензами (п. 2 ст. 53, п. 3 ст. 56). Кроме того, существуют государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми должно осуществляться преподавание и которые являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст. 7). Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования утверждены Постановлением Правительства от 20 февраля 2007 г. N 116//СЗ РФ. 2007. N 9. ст. 1098.

Термин «интеллектуальная собственность» является новым не только для Конституции, но и для всего законодательства РФ.

Правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71). Новое правовое регулирование в этой области, о котором говорилось выше, исходит из того, что интеллектуальной собственностью являются результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения, полезные модели, селекционные достижения и др.) и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК).

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в определенных случаях также личные, неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

2. Часть 2 комментируемой статьи затрагивает право каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь представляет собой в широком смысле разнообразную деятельность в сфере культуры, одну из сторон существования общества, творческую, созидательную деятельность людей.

Участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого гражданина приобщиться к культуре, попасть в очаг ее распространения, получить соответствующее образование в институтах культурного профиля (театральных, кинематографических, искусства, цирковых и т.д.), вступить в фольклорный ансамбль, собирать народные легенды, сказки, песни, тосты и т.п. Многообразие форм культурной жизни предопределяет и многообразие форм участия в ней. Предоставляемое Конституцией право на участие в культурной жизни предполагает возникновение соответствующей обязанности у субъектов этой жизни принять в число участников каждого, кто пожелает к ней приобщиться в том или ином качестве. Участие в культурной жизни поэтому заключается не только в осуществлении творческого элемента этой жизни, но и в том, что каждый может быть зрителем, читателем, критиком, посетителем (например, заповедника, ботанического сада, библиотеки), субъектом культурного опроса (о кинофильме и т.п.), хранителем материальных культурных ценностей и т.п.

Культурные ценности, доступ к которым должен быть обеспечен каждому, представляют собой материальное воплощение этой творческой и созидательной деятельности.

Статья 3 Основ законодательства о культуре дает перечень таких ценностей, носящий исчерпывающий характер: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры определяются как право на приобщение к культурным ценностям (ст. 12). Ограничения такого доступа возможны по соображениям секретности или особого режима пользования ими и устанавливаются законодательством РФ.

3. В ч. 3 комментируемой статьи провозглашена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического культурного наследия.

Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Статья 240 ГК предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится к каждому. Понятие «памятники истории и культуры» (иначе — объекты культурного наследия) раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 26. ст. 2519). К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации» указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов (СЗ РФ. 1999. N 30. ст. 3989).

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления ответственности за нарушения законодательства о культуре. УК в ст. 243 предусматривает за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 7.13 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *