Учет рекламы в бухгалтерии

Учет рекламы в бухгалтерии

Что относится к нормированным расходам на рекламу

Листовки, брошюры, каталоги, сувениры с логотипом компании — продукция, которую организации раздают потенциальным клиентам бесплатно для привлечения внимания, разнообразна. Разберемся, как это многообразие отражать в учете.

Любая информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к продукции компании или к ней самой, признается рекламой (п. п. 1 — 3 ст. 3 Закона N 38-ФЗ). В этом смысле не важно, раздает организация рекламные материалы с описанием товаров (работ, услуг) или сувениры (например, ручки, футболки, «флешки») с ее логотипом.
Но в целях налогообложения прибыли расходы на рекламу в зависимости от их вида учитываются в составе прочих расходов полностью или в пределах норматива (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).
Расходы на изготовление рекламных брошюр, каталогов, листовок, флаеров и прочей полиграфической продукции нормировать не нужно. Они принимаются к учету в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157). А вот расходы на приобретение (изготовление) сувенирной продукции с логотипом в перечне ненормируемых рекламных расходов не поименованы (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Поэтому такие расходы можно принять к учету только в сумме, не превышающей 1 процента выручки (без НДС) от реализации за отчетный (налоговый) период, в котором они были произведены. Также нормировать придется и расходы на почтовую рассылку рекламных материалов (п. 4 ст. 264 НК РФ, Письма Минфина России от 04.07.2013 N 03-03-06/1/25596, от 23.09.2004 N 03-03-01-04/2/15).
«Упрощенцы» учитывают рекламные расходы в аналогичном порядке, но нормируют их, исходя из полученной выручки (пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Но в любом случае выручка в течение года может увеличиться. Тогда вырастет и норматив. Значит ли это, что расходы, превысившие его в одном периоде, можно учесть в следующем, если выручка увеличилась? Да, именно так. Например, расходы на рекламу за январь, превысившие норматив I квартала, можно учесть в расходах следующих отчетных периодов текущего года или по итогам года, если, конечно, они укладываются в новый норматив. Но на следующий год непризнанные расходы не переносятся.

Налог на добавленную стоимость

Порядок начисления НДС и принятия к вычету «входного» налога при раздаче рекламной продукции зависит от нескольких факторов. Прежде всего необходимо понять, является ли такая продукция товаром, который при желании можно было бы продать и сам по себе, или нет.
Так, брошюры, каталоги или листовки для потребителя не имеют ценности. В собственном качестве их не реализовать. А если нет реализации товара — нет и объекта обложения НДС (п. 3 ст. 38, п.

Реклама, рекламные акции, бонусные программы: бухгалтерский и налоговый учет

1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому начислять НДС при раздаче таких рекламных материалов не нужно (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). Но и «входной» НДС по расходам на их изготовление, по мнению чиновников, к вычету принять нельзя (Письма Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75489, от 19.12.2014 N 03-03-06/1/65952). Но можно ли тогда принять к вычету «входной» налог по ним? По мнению Минфина, права на вычет «входного» НДС по расходам на изготовление рекламных материалов, не являющихся товаром, у налогоплательщика нет (Письма Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75489, от 19.12.2014 N 03-03-06/1/65952). Минфин рассматривает раздачу таких материалов как операцию, не облагаемую НДС, а к вычету принимается только налог по товарам (работам, услугам), предназначенным для деятельности, облагаемой НДС. Среди прочего позиция Минфина означает, что при раздаче рекламных материалов, не являющихся товаром, рекламодателю нужно вести раздельный учет «входного» налога (п. 4 ст. 149 НК РФ).
Нормировать вычет НДС по нормируемым рекламным расходам не нужно (п. 7 ст. 171 НК РФ; Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-07-15/26407).
А что если рекламная продукция является товаром? Например, футболки, ручки, флешки имеют для потребителя ценность и сами по себе, то есть могут быть проданы в собственном качестве. Тогда бесплатная раздача рекламной продукции признается безвозмездной передачей товаров, облагаемых НДС (п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). Но при этом рекламная раздача товаров стоимостью не дороже 100 руб. от обложения НДС освобождена (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, на стоимость сувениров с логотипом свыше 100 руб. начисляется НДС, а вычет «входного» налога по ним применяется в общем порядке. Счет-фактуру при этом можно составить на общую стоимость сувениров в одном экземпляре. В строках 4, 6, 6а и 6б при этом ставятся прочерки (Письма Минфина России от 08.02.2016 N 03-07-09/6171, от 05.07.2007 N 03-07-11/212, от 15.11.2006 N 03-04-11/217).
Что касается более дешевых сувениров, то по общему правилу начислять НДС при их раздаче не нужно. А «входной» НДС по такой рекламной продукции надо учитывать в ее стоимости. При этом необходимо вести раздельный учет.
Но от освобождения от НДС дешевых рекламных товаров можно отказаться. Тогда при их раздаче нужно начислять НДС в общем порядке, а «входной» налог принимать к вычету (п. 5 ст. 149 НК РФ). При этом отпадает необходимость и в раздельном учете.
Заявление об отказе от льготы надо представить в ИФНС не позже первого рабочего дня квартала, начиная с которого вы отказываетесь от льготы. В противном случае льготу придется применять (Письма Минфина России от 12.11.2015 N 03-07-14/65155, ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@, от 26.08.2010 N ШС-37-3/10064).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы на рекламу — это расходы по обычным видам деятельности. Они не нормируются, признаются в качестве коммерческих расходов и отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» (п.

п. 5, 7, 9, 20 ПБУ 10/99, Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Пример отражения в учете рекламных расходов. В I квартале 2016 г. организация потратила:
— на изготовление рекламных брошюр и каталогов — 118 000 руб. (в т.ч. НДС — 18 000 руб.);
— 70 800 руб. (в т.ч. НДС — 10 800 руб.) — на изготовление ручек с логотипом стоимостью 59 руб/шт., в т.ч. НДС — 9 руб.;
— 59 000 руб. (в т.ч. НДС — 9000 руб.) — на изготовление флешек с логотипом стоимостью 236 руб/шт. (в т.ч. НДС — 36 руб.).
От льготы по НДС по дешевым рекламным товарам организация не отказывалась.
Бухгалтер сделал проводки:
Дебет 10 (41) Кредит 60
— 118 000 руб. — приняты к учету рекламные брошюры и каталоги;
— 70 800 руб. — приняты к учету ручки с логотипом организации;
— 50 000 руб. — приняты к учету флешки с логотипом организации;
Дебет 19 Кредит 60
— 9000 руб. — отражен НДС по флешкам;
Дебет 68 Кредит 19
— 9000 руб. — НДС по флешкам принят к вычету;
Дебет 44 Кредит 10 (41)
— 238 800 руб. — списаны материалы, бесплатно розданные в ходе рекламной акции;
Дебет 90 Кредит 68 «Расчеты по НДС»
— 9000 руб. (50 000 руб. x 18%) — начислен НДС при передаче «флешек» в рекламных целях.
Налоговый учет.
В налоговом учете организация применяет метод начисления.
В I квартале выручка от реализации (без НДС) составила 8 100 000 руб. Норматив для признания расходов на рекламу — 81 000 руб. (8 100 000 руб. x 1%).
Сумма превышения нормативов составила 39 800 руб. (70 800 руб. + 50 000 руб. — 81 000 руб.). Она образует постоянную положительную разницу. По ней надо начислить постоянное налоговое обязательство (ПНО). Тогда налог в бухучете возрастет до суммы, указанной в декларации по налогу на прибыль за I квартал.
Бухгалтер сделал проводку:
Дебет 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство», Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»,
— 7960 руб. (39 800 руб. x 20%) — начислено постоянное налоговое обязательство по рекламным расходам, превышающим норматив.
В полугодии выручка от реализации (без НДС) нарастающим итогом составила 14 200 000 руб. Норматив для признания расходов на рекламу — 142 000 руб. (14 200 000 руб. x 1%).
Организация нарастающим итогом признала всю сумму рекламных расходов — 238 800 руб. (118 000 руб. + 70 800 руб. + 50 000 руб.), поскольку сумма нормируемых расходов не превысила норматив ((70 800 руб. + 50 000 руб.) < 142 000 руб.).

Примечание. А теперь предлагаем вам пройти небольшой тест по теме нашей статьи. Отвечая на вопросы, выберите один или два правильных, на ваш взгляд, ответа из трех предложенных. Приступим.
1. Какие рекламные расходы нормируются в целях начисления налога на прибыль?
а) на полиграфическую продукцию;
б) на сувенирную продукцию с логотипом компании стоимостью свыше 100 руб.;
в) на сувенирную продукцию с логотипом компании стоимостью до 100 руб.
2. В каком размере можно учесть нормируемые рекламные расходы?
а) 10% от выручки за отчетный (налоговый) период;
б) 5% от выручки за отчетный (налоговый) период;
в) 1% от выручки за отчетный (залоговый) период.
3. Как рассчитывается норматив принятия рекламных расходов?
а) ежемесячно;
б) ежеквартально;
в) нарастающим итогом.
4. При раздаче какой рекламной продукции нужно начислять НДС?
а) полиграфической продукции;
б) сувенирной продукции с логотипом компании стоимостью свыше 100 руб.;
в) сувенирной продукции с логотипом компании стоимостью до 100 руб. при условии отказа от льготы.
5. По затратам на какую рекламную продукцию можно принять к вычету «входной» НДС?
а) на полиграфическую продукцию;
б) на сувенирную продукцию с логотипом компании стоимостью свыше 100 руб.;
в) на сувенирную продукцию с логотипом компании стоимостью до 100 руб. при условии отказа от льготы.
6. В бухгалтерском учете расходы на рекламу:
а) нормируются;
б) не нормируются;
в) нормируются или не нормируются в зависимости от того, что принято учетной политикой.
Правильные ответы вы сможете посмотреть внизу страницы.
Ответы к тесту по материалам статьи «От листовок до сувениров: рекламная раздача в учете» рубрики «IQ бухгалтерия».
Вопрос 1. Правильные ответы: б), в).
Вопрос 2. Правильный ответ: в).
Вопрос 3. Правильный ответ: в).
Вопрос 4. Правильные ответы: б), в).
Вопрос 5. Правильные ответы: б), в).
Вопрос 6. Правильный ответ: б).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Бухгалтерский учет расходов на рекламу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *