Закон о пожарной безопасности 2017

Закон о пожарной безопасности 2017

Законодательство в области пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимаемые в соответствии с ним Федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты: Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

К законодательству в области пожарной безопасности относятся также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Исчерпывающие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, а также объектов защиты различных классов функциональной пожарной опасности, регламентированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

Нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности устанавливают обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Нормативные документы содержат требования пожарной безопасности добровольного применения. При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

Ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности являются документами добровольного применения и не могут применяться органами надзорной деятельности МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
По данному вопросу имеется соответствующее разъяснение заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору – директора Департамента надзорной деятельности от 18 декабря 2013 г. № 19-3-1-5587.

В рубрику «Комплексные системы безопасности» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

С.М. Вишняков
Редактор раздела «Комплексные системы безопасности»,
председатель ПК 3 ТК-234 Госстандарта России

Закон о техническом регламентена системы безопасностидолжен быть принят

Неумолимо бежит время, прошел год с момента введения 1 июля 2003 года Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон), который принял технический регламент в качестве документа особого рода, устанавливающего обязательные требования к продукции, услугам, работам, процессам

Прошедший год ознаменовался серьезным изучением специалистами разного уровня его основных положений и выработкой определенных подходов к созданию общих и специальных технических регламентов. Значительную работу по разъяснению основных положений Закона и практики его применения провели непосредственно его создатели, а также специалисты Госстандарта России.

Одним из первых пособий была брошюра «Как делают проекты специальных регламентов (от идеи до первой редакции). Опыт практической разработки» из серии брошюр «Что надо знать о техническом регулировании». Серия была издана при участии некоммерческого партнерства «Регламент» под руководством Рабочей группы Администрации Президента РФ по совершенствованию системы взаимоотношений предприятий с органами государственной власти.

Содержание брошюры на конкретных примерах достаточно просто поясняло основные положения Закона при разработке технических регламентов. Именно практика подхода, представленная в брошюре, и легла в основу нижеизлагаемых предложений.

При разработке настоящих предложений учитывались имеющиеся тенденции в европейской и мировой практике по гармонизации стандартов и, конечно, аналогичные работы по гармонизации российских стандартов со стандартами МЭК, ИСО, проводимые и в области технических средств охраны и безопасности.

Обоснование по созданию технического регламента

Основанием по созданию технического регламента на системы комплексной безопасности могут быть статьи 1 и 6 Закона.

В соответствии со статьей 1 Закона «сферой применения предполагаемого технического регламента может быть регулирование отношений, возникающих при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • оценке соответствия».

Из статьи 6 Закона определяется «цель принятия технического регламента:

  • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей».

При подготовке предложений учитывалось несколько условий:

  • ставилась задача разработки общего технического регламента (ОТР);
  • предлагалась разработка ОТР на технические системы комплексной безопасности (СКБ), являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности объекта;

  • действие ОТР ограничивалось применением СКБ только для стационарных объектов (СО) с возможным распространением на технические средства подвижного состава в виде автомобилей;
  • ограничивалась номенклатура технических средств и систем, входящих в состав СКБ;
  • номенклатура технических средств и систем устанавливалась исходя из создания уровней защищенности СО от определенных предполагаемых угроз;
  • при расширении возможных угроз в данный регламент могут быть внесены дополнительно к предлагаемой номенклатуре технические средства и системы.

При разработке ОТР автор исходил из того, что под системой комплексной безопасности подразумевалась совокупность всех технических средств защиты и охраны, функциональных и интегрированных, автономных и централизованных систем, обеспечивающих безопасность и защиту объекта по установленным для него показателям угроз и уровнем защищенности. В состав СКБ также могут входить технические средства или системы, обеспечивающие сигнализацию о состоянии инженерного оборудования или систем жизнеобеспечения объекта, а также защиту их от несанкционированного воздействия.

При этом учитывалось, что статьей 2 Закона установлено такое понятие, как «безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».

Статьей 7 Закона ограничены виды безопасности, на которые разрабатываются технические регламенты и тем самым устанавливаются минимально необходимые, но обязательные требования.

Безопасность СО, как и любого объекта, должна быть обеспечена надежными и проверенными средствами и системами, гарантирующими выполнение целей статьи 6 Закона.

Исходя из установившегося назначения систем комплексной безопасности, можно считать, что они в полной мере направлены на обеспечение выполнения первой части этой статьи, так как технические средства СКБ в значительной мере обеспечивают именно охрану и безопасность людей, зданий, сооружений, имущества.

Они должны выполнять требования, обеспечивающие противостояние установленным для СО видам угроз, то есть обеспечивать или способствовать обеспечению определенного уровня его безопасности. И установление соответствия этим требованиям должно быть обязательным.

Признание этого приводит к необходимости относить СКБ к изделиям, подлежащим обязательной сертификации, на которые необходимо разработать ОТР.

Данный регламент может быть общим для определенных средств и систем, на которые могут быть разработаны специальные технические регламенты. В то же время он может быть специальным, если будет разрабатываться общий технический регламент на обеспечение безопасности СО в направлении оценки устойчивости, огнестойкости, например, всей строительной конструкции зданий и сооружений, их экологической пожарной безопасности.

Особенно это относится к объектам, требующим защиту от ядерной и радиационной безопасности, особых складских помещений, производственных или технологических процессов.

При формировании статей ОТР было уделено особое внимание выполнению требований статьи 7 Закона по содержанию технических регламентов.

К нему относятся следующие требования. «Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер».

Учитывая изложенное, вашему вниманию предлагаются основные положения возможных статей Федерального закона общего технического регламента на СКБ вида «Об общем техническом регламенте систем комплексной безопасности стационарного объекта, их производства и эксплуатации».

Они не претендуют на полноту изложения и требуют участия специалистов по доведению статей до настоящего проекта закона и признания представляемых положений.

Основные положения по проекту ФЗ на ТР

Федеральный закон № ХХ-ФЗ «Об общем техническом регламенте систем комплексной безопасности стационарных объектов, их производства и эксплуатации»

Настоящий Федеральный закон разработан в соответствии с положениями и требованиями Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ в целях защиты жизни граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Статья № 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
    • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к системам комплексной безопасности и ее составляющим (далее — изделий), процессам их производства и эксплуатации;
    • оценке соответствия изделий;
    • организации обязательной сертификации и контроля состояния изделий.
  2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общий технический регламент (ОТР) и распространяется на системы комплексной безопасности и ее составляющие, предназначенные для обеспечения защиты граждан и стационарных объектов различного назначения и собственности от предполагаемых в зависимости от их категорий угроз внутреннего и внешнего характера.

Состав предлагаемых систем может быть представлен в прилагаемом перечне:

  • средства индивидуальной защиты граждан, на которые должен быть разработан специальный технический регламент (СТР);
  • системы охраны с возможным представлением перечня входящих в них технических средств и систем охраны, на которые должен быть разработан СТР ;
  • системы противопожарной защиты с возможным представлением перечня входящих в них технических средств и систем, на которые должен быть разработан СТР;
  • системы защиты от несанкционированного доступа к информации по СТР, устанавливающему требования и правила их применения на СО;
  • устройства и системы досмотра по СТР, устанавливающему требования и правила их применения на СО;
  • устройства и системы защиты инженерного оборудования зданий и сооружений от несанкционированного доступа по СТР;
  • устройства контроля состояния и работоспособности инженерного оборудования зданий и сооружений по СТР, устанавливающему требования и правила их применения на СО;
  • устройства и системы связи и телекоммуникации для обеспечения вопросов безопасности по СТР, устанавливающему требования и правила их применения на СО;
  • устройства и системы, обеспечивающие выполнение функции поста, пункта охраны или диспетчерского пункта контроля и управления системами здания на СО по требованиям СТР;
  • устройства, системы специального назначения для обеспечения безопасности людей и/или СО по требованиям СТР.

Статья № 2. Основные понятия и определения

Основные понятия должны устанавливать определения, однозначно указывающие сферу применения СКБ, непосредственно СКБ и все ее составляющие, а также отдельные возможные определения, поясняющие или устанавливающие связь с предполагаемыми СТР.

Среди понятий могут быть базовые и основные понятия. К базовым можно отнести понятия «стационарный объект (СО)» и его виды, категории СО и их показатели, угрозы СО и их характеристики.

К основным можно отнести понятия системы обеспечения комплексной безопасности стационарного объекта, системы комплексной безопасности стационарного объекта (СКБ СО) и все понятия, относящиеся к составляющим системам, в том числе автоматизированным и интегрированным системам.

Базовые понятия имеют определяющее значение, и их представление требует особого внимания.

К стационарным объектам можно отнести здание (здания) со всеми входящими и имеющимися инженерными коммуникациями и другими устройствами и системами, входящими в его инженерные системы и системы жизнеобеспечения, а также территории и их периметр как отдельную зону жизнеобеспечения и безопасности.

При установлении понятий категории СО, угрозы и их показатели необходимо учитывать, что по видам и значимости СО категории, угрозы и их показатели могут устанавливаться правительственными или ведомственными органами, страховыми компаниями или ассоциациями в пределах их компетенции.

Определения понятий могут быть приведены также в соответствующем приложении.

Статья № 3. Требования к сертификации СКБ

В статье утверждается необходимость обязательной сертификации всех изделий, составляющих СКБ для обеспечения безопасности СО.

Основанием служит статья 8 Закона по вопросу обеспечения «безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий» с решением отдельных вопросов пожарной безопасности в рамках создания системы комплексной безопасности.

В соответствии с этой статьей требования настоящего ОТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, на которые он распространяется, процессов их производства и эксплуатации. Также на основании этой статьи должно быть обоснование СТР, так как «обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов».

Статья № 4. Требования технического регламента к изделиям СКБ

В статье могут быть представлены угрозы СО и их разновидности. Виды и характеристики угроз должны быть взаимоувязаны с возможностями СКБ, на которые распространяется настоящий ОТР.

Среди возможных угроз СО могут быть следующие:

  • несанкционированное проникновение с целью хищений;
  • несанкционированное проникновение с целью хищения информации;
  • несанкционированное проникновение с целью нарушения функционирования объекта;
  • возникновение пожара (условия заполнения, хранения и обращения веществ, материалов, материальных ценностей);
  • возникновение пожара от поджога;
  • возникновение пожара от состояния имеющихся технических средств, оборудования, электрических сетей и т.п.;
  • возникновение пожара от нарушений производственного или технологического процессов.

По масштабам возможных потерь категории СО могут быть локального, местного, территориального, регионального, федерального и межгосударственного значения.

При разработке требований необходимо строго выдерживать положения статьи 7 Закона, согласно которым «технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента».

Следовательно, при формировании требований нельзя создавать их на входящие в СКБ изделия, подобные извещателям, приборам, установкам, устройствам и другим техническим средствам.

Статья должна устанавливать общие для всех изделий технические требования, по которым они могут быть сертифицированы.

К ним могут быть отнесены как обязательные следующие требования:

  • обеспечение базовых характеристик в рекомендуемых условиях эксплуатации;
  • обеспечение безопасности, электробезопасности;
  • обеспечение пожарной безопасности в объеме применения системы противопожарной защиты или системы комплексной безопасности;
  • обеспечение электромагнитной совместимости;
  • обеспечение надежности (изготовителем, поставщиком) по регламентированным параметрам;
  • обеспечение устойчивости к возможным и недопустимым несанкционированным действиям по прекращению его полного или частичного функционирования;
  • обеспечение совместимости работы изделия в составе предлагаемого комплекса или системы;
  • особенности применения изделия для функционирования в составе интегрированных систем безопасности;
  • требования к безопасности производства;
  • требования безопасности при эксплуатации.

Конкретные показатели и требования должны быть изложены как минимально необходимые для обеспечения защиты от предполагаемых угроз.

Статья № 5. Подтверждение соответствия изделия требованиям общего ТР

Статья устанавливает роль технических комитетов по стандартизации (ТКС), создаваемых национальным органом по сертификации по статье 14 Закона.

Статья подтверждает документы в области стандартизации (статья 13), на соответствие которым может проводиться сертификация изделий.

Статья утверждает возможность разработки стандартов в рамках настоящего ОТР и предполагаемых по нему СТР при обязательном их рассмотрении в соответствующих ТКС с последующим утверждении в установленном для них порядке.

Подтверждение соответствия утвержденным документам по стандартизации проводится согласно положениям главы 4 Закона по обязательной сертификации.

Целью подтверждения соответствия должно быть по статье 18 Закона:

  • «удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
  • содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли».

В соответствии со статьей 23 Закона должна быть подтверждена необходимость обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего ОТР.

Статья должна устанавливать для изделий в соответствии с главой 4 Закона:

  • принципы подтверждения соответствия (по статье 18);
  • форму подтверждения соответствия (по статье 20);
  • знак соответствия (по статье 22);
  • порядок декларирования соответствия (по статье 24 Закона);
  • форму и содержание сертификата соответствия (по статье 25).

Статья № 6. Организация обязательной сертификации изделий

Применительно к настоящему регламенту рассматриваются и излагаются положения статей 26 «Организация обязательной сертификации» и сопутствующих статей, устанавливающих:

  • права и обязанности заявителей в области обязательного подтверждения соответствия (статья 28);
  • условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (статья 29);
  • признание результатов подтверждения соответствия (статья 30).

Непременным условием должно быть признание изделия и базовых технических характеристик ТКС, относящихся и характеризующих СКБ, что должно быть подтверждено документом установленного настоящим законом образца.

Статья № 7. О лицензировании технических комитетов

Статья должна утверждать технические комитеты по стандартизации в качестве органов по удостоверению принадлежности изделия к СКБ и устанавливать порядок представления изделия по подтверждению соответствия.

ТКС должны быть аналогичными с техническими комитетами МЭК или ИСО. Аккредитация технических комитетов должна проводиться по правилам, установленным Правительством Российской Федерации.

Эти правила могут быть аналогичными с правилами аккредитации органов по сертификации (статья 26 Закона) с учетом статьи 14 о роли национального органа Российской Федерации по стандартизации.

Все организации, участвующие в оценке изделия, его производства должны иметь соответствующую лицензию. Лицензирование организаций, эксплуатирующих или обслуживающих системы, может носить добровольный характер.

Изложение статьи должно строиться на статьях Закона № 184-ФЗ, устанавливающих «Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов» (глава 6).

В статье может быть дано право ТКС о решении вопросов с национальным органом по стандартизации по расширению сферы его применения и внесению определенных предложений по изменению содержания статей настоящего ОТР по установленному Законом порядку.

Федеральный закон по общему техническому регламенту на системы комплексной безопасности будет служить базой для разработки специальных регламентов, основным содержанием которых может быть конкретизация изложенных положений с введением специфических требований, относящихся к конкретным системам.

Опубликовано: Журнал «Системы безопасности» #4, 2004
Посещений: 9936

Автор

Вишняков С. М.Редактор раздела «Комплексные системы безопасности»

Всего статей: 43

В рубрику «Комплексные системы безопасности» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
«О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Принят Государственной Думой 19 мая 2017 года

Одобрен Советом Федерации 24 мая 2017 года

Статья 1

1) абзац первый преамбулы изложить в следующей редакции:

«Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее — организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — граждане).»;

2) в статье 1:

а) в абзаце четвертом слова «законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом» заменить словами «федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности»;

б) в абзаце шестом слова «содержания территорий,» заменить словами «содержания территорий, земельных участков,»;

в) в абзаце двенадцатом слова «объектов защиты» заменить словами «объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции», слова «на подземных объектах, при ведении горных работ» заменить словами «на объектах ведения подземных горных работ»;

г) дополнить абзацами следующего содержания:

«независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска;

эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);

заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) — заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима.»;

3) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Федеральный государственный пожарный надзор

Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 161 настоящего Федерального закона.

Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также подведомственными им государственными учреждениями при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий, установленных лесным законодательством.

Федеральный государственный пожарный надзор на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный государственный пожарный надзор на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

Органами государственного пожарного надзора являются:

структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им в соответствии со статьей 161 настоящего Федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора;

территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Руководитель соответствующего органа государственного пожарного надзора по должности одновременно является:

главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;

главным государственным инспектором территориального, объектового, специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;

главным государственным инспектором федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, в котором определяются перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов), их права и обязанности по осуществлению федерального государственного пожарного надзора, утверждается Правительством Российской Федерации.

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений;

запрашивать и получать от организаций и граждан, в отношении которых проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, за исключением документов и (или) информации, указанных в части 8 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.»;

4) в статье 61:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.»;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

«Предметом проверки являются:

соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности;

соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».»;

в) в части третьей слова «объекта защиты, в отношении которого» заменить словами «объекта защиты, территории или земельного участка, в отношении которых», слово «его» заменить словом «их»;

г) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность устанавливается в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».»;

д) в части пятой:

пункт 1 после слова «организацией» дополнить словами «или гражданином»;

в пункте 3:

в абзаце втором после слова «организаций» дополнить словами «или граждан», слово «безопасности» заменить словом «опасности»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«обращений и заявлений организаций или граждан, информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора, из средств массовой информации о нарушении требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объекта защиты, территории или земельного участка, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, территории или земельного участка, о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о нарушении требований пожарной безопасности на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу организаций и граждан, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;»;

е) часть седьмую после слова «организации» дополнить словами «или гражданина»;

5) статью 24 дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.»;

6) в статье 25:

а) в части второй слова «работников организаций» заменить словами «лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях,»;

б) в части третьей слова «работников организаций» заменить словами «лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях,», слова «программ профессионального обучения» заменить словами «программ дополнительного профессионального образования (программ пожарно-технического минимума)»;

в) в части четвертой слова «работников организаций» заменить словами «лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях,»;

7) в части второй статьи 34:

а) в абзаце третьем слова «пожарной безопасности» заменить словами «противопожарного режима»;

б) в абзаце восьмом слова «, жилых и иных помещений и строений» заменить словами «и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков».

Статья 2

Постановление Правительства РФ от 07.06.2017 N 686 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года»

Примечание. Субъекты Российской Федерации и организации (предприятия) выполняют мероприятия в рамках направлений Программы в соответствии с полномочиями, определенными федеральными законами «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

«Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти» (утв. МЧС России 03.02.2017 N 2-4-71-2-11)

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

<Письмо> Минобрнауки России от 01.06.2017 N ВК-1463/09 «О перечне нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей»

7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

8. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Приказ Ростехнадзора от 18.05.2017 N 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики»

6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

7. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

«Примерная программа курсового обучения личного состава спасательных служб» (утв. МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14)

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

«Обзор правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России. Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России» (утв. МЧС России)

Статьей 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в статье 20.4, являются общественный порядок и общественная безопасность. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновное лицо нарушает требования Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», нормативные документы по пожарной безопасности (национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности).

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 300 (ред. от 27.03.2020) «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом «О пожарной безопасности». Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 400 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом «О пожарной безопасности». Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 (ред. от 09.09.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

выплата пособий сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при досрочном их увольнении со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, а также выплата пособий членам семей погибших (умерших) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, в течение одного года со дня увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности.»

Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 372 (ред. от 30.11.2019) «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

выплата пособий сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при досрочном их увольнении со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, а также выплата пособий членам семей погибших (умерших) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, в течение одного года со дня увольнения из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности.»

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 535-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 345-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 172-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2004 г. N 38-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца двенадцатого статьи 17, который вступает в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 января 1998 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 апреля 1996 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *