Административный является денежным взысканием
Пояснительная записка
к проекту закона Республики Татарстан N 255-5 «О внесении изменений в статью 8.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях»
Досье на проект закона
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу с 22.07.2014, в часть 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
Разработанный проект соответствующего соглашения между МВД России и Кабинетом Министров Республики Татарстан 28 января 2016 года подписан сторонами. 17 февраля 2016 года проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении соглашения между МВД России и Кабинетом Министров Республики Татарстан с соответствующими материалами внесен в Правительство Российской Федерации для утверждения.
Соглашением предусматривалась передача полномочий сотрудникам органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов по 4 статьям КоАП РТ:
1) ст. 3.8 (нарушение покоя граждан и тишины в ночное время);
2) ст. 3.11 (несоблюдение требований к обеспечению мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей и их развитию);
3) ст. 3.14 (нарушение общественного порядка при посещении культурно-зрелищных мероприятий);
4) ст. 3,15 (приставание к гражданам в общественных местах).
18 февраля 2016 года соглашение между МВД России и Кабинетом Министров Республики Татарстан о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РТ, и протокол потребностей МВД по Республике Татарстан на 2016 год согласованы Минфином России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 93 «О внесении изменений в Правила заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий» (вступило в силу с 23 февраля 2016 г.) соглашение в 7-дневный срок со дня его заключения (подписания) сторонами с проектом распоряжения Правительства Российской Федерации о его утверждении направлено в Министерство юстиции Российской Федерации на правовую экспертизу (в прежней редакции Правил такого требования не имелось).
По результатам правовой экспертизы Минюстом России дано заключение о том, что полномочия должностных лиц органов исполнительной власти Республики Татарстан по составлению протоколов об административных правонарушениях, передача которых предусматривается соглашением, в законодательстве Республики Татарстан не предусмотрены.
В настоящее время полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.8, 3.11, 3.14. 3.15 КоАП РТ, помимо органов внутренних дел, в соответствии с частью 14 статьи 8.1 КоАП РТ наделены должностные лица органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Республики Татарстан. Однако органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти. При этом, согласно позиции Минюста России, основанной на п. 1 ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» передача полномочий по составлению протоколов по статьям законов субъектов об административной ответственности может осуществляться лишь от органов исполнительной власти субъектов, наделенных полномочиями по составлению протоколов.
В указанной связи Министерство внутренних дел по Республике Татарстан предлагает наделить полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных:
— статьей 3.8 (нарушение покоя граждан и тишины в ночное время) — должностных лиц Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан,
— статьей 3.11 (несоблюдение требований к обеспечению мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей и их развитию) — должностных лиц Министерства образования и науки Республики Татарстан,
— статьей 3.14 (нарушение общественного порядка при посещении культурно-зрелищных мероприятий) — должностных лиц Министерства культуры Республики Татарстан,
— статьей 3.15 (приставание к гражданам в общественных местах) — должностных лиц Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 1068 (ред. от 30.10.2014) «О государственном жилищном надзоре в Республике Татарстан», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.05.2009 N 287 (ред. от 11.06.2015) «Вопросы Министерства образования и науки Республики Татарстан», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.08.2007 N 388 (ред. от 31.03.2016) «Вопросы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан» (вместе с положением о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан) должностные лица Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по ряду статей КоАП РТ. В целях реализации предложения в части наделения полномочиями по составлению протоколов должностных лиц Министерства культуры Республики Татарстан потребуется внести соответствующее изменение в том числе и в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.08.2005 N 409 (ред. от 06.07.2015) «Вопросы Министерства культуры Республики Татарстан» (вместе с положением о Министерстве культуры Республики Татарстан).
Предметом вышеуказанного проекта соглашения является передача Кабинетом Министров Республики Татарстан Министерству внутренних дел Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных 4 (четырьмя) статьями КоАП РТ (статьи 3.8, 3.11, 3.14, 3.15 КоАП РТ). По причине вступления в силу данного закона не вошли в проект соглашения и выведены из компетенции ОВД 6 (шесть) статей КоАП РТ, составление протоколов по которым было ранее отнесено к компетенции органов внутренних дел (статьи 2.4, 2.5, 2.8, 2.14, 3.2, 3.10 (в отношении граждан) КоАП РТ).
При этом в КоАП РТ в настоящее время имеется указание о наделении органов внутренних дел полномочиями по составлению протоколов по ст. 2.8 КоАП РТ, что является нарушением положений Соглашения и Федерального закона от 21 июля 2014 года N 247-ФЗ.
В указанной связи необходимо отметить, что помимо органов внутренних дел полномочиями по Составлению протоколов по статье 2.8 КоАП РТ в соответствии со ст. 7.2 и ч. 1 ст. 8.1 КоАП РТ наделен орган, осуществляющий государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Республике Татарстан (Госалкогольинспекция РТ).
В связи с указанными обстоятельствами необходимо внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 8.1 КоАП РТ (об исключении из компетенции органов внутренних дел полномочий по составлению протоколов по ст. 2.8 КоАП РТ). Указанное изменение позволит привести положения КоАП РТ в соответствие с задачами и функциями полиции, определенными Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».
Принятие указанных изменений в КоАП РТ позволит в последующем осуществить передачу полномочий по составлению протоколов по статьям 3.8, 3.11, 3.14, 3.15 КоАП РТ от наделенных полномочиями по составлению данных протоколов органов исполнительной власти Республики Татарстан Министерству внутренних дел Российской Федерации в полном соответствии с положениями части 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации.
Перечень
актов законодательства Республики Татарстан, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием закона Республики Татарстан «О внесении изменений в статью 8.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях»
Принятие закона Республики Татарстан «О внесении изменений в статью 8.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Республики Татарстан.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту закона Республики Татарстан «О внесении изменений в статью 8.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях»
1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — минимальный размер оплаты труда);
2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
2. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.
3. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, о лотереях, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
(в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 N 130-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ)
4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.
5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.