Доля владения 0 1 в личном кабинете

Доля владения 0 1 в личном кабинете

Пожалуй, одно из самых громких изменений, внесенных в НК РФ в последнее время, – это введение главы 32 «Налог на имущество физических лиц» (Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ), которая призвана заменить Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-I). Нововведения вступят в силу уже с 1 января 2015 года. Разберемся, как эти поправки повлияют на порядок расчета налога и какие льготы предусмотрены законодательством.

Объект налогообложения

НАША СПРАВКА

Единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 ГК РФ). К единому недвижимому комплексу можно отнести, например, базу отдыха, гостиницу, автозаправку.

По действующим сегодня правилам налог уплачивается с жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража и иного строения помещения и сооружения, находящегося в собственности налогоплательщика (ст. 2 Закона № 2003-I). С начала 2015 года, помимо указанных объектов, облагаться налогом будут находящиеся в собственности машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 3-5 ст. 401 НК РФ). Что касается дач, то они, как в действующем на сегодняшний день Законе № 2003-I, прямо не будут поименованы в списке объектов, подлежащих обложению. Тем не менее, законодатель предусмотрел, что налогом будет облагаться жилой дом, который расположен на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 401 НК РФ).

Налоговая база

Сегодня налоговой базой для исчисления налога является инвентаризационная стоимость имущества, но уже с 1 января 2015 года расчет налога будет производиться на основании кадастровой стоимости имущества (п. 1 ст. 402 НК РФ). Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта и не чаще, чем раз в три года. Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя максимальная периодичность оценки сокращена до двух лет (ст. 24.12 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее – Закон № 135-ФЗ). Соответственно, размер налоговой базы по налогу на имущество чаще меняться не может.

Кадастровую стоимость своей недвижимости можно узнать из Публичной кадастровой карты (работает в тестовом режиме). Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости1. Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п. 27 Порядка). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рассчитать госпошлину за получение сведений из государственного кадастра недвижимости можно с помощью нашего калькулятора.

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра. Физлицам, в отличие от предпринимателей в комиссию можно и не обращаться, а напрямую подавать заявление в суд (ст. 24.18 гл. III.1 Закона № 135-ФЗ).

МНЕНИЕ

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры»:

«Достаточно сложно спрогнозировать тенденцию оспаривания кадастровой стоимости физическими лицами. Ведь размер налога должен быть настолько существенным, что для оспаривания порядка его исчисления гражданин будет готов обратиться в суд, тратить время и нести расходы на представителей, а также по назначенным судом оценочным экспертизам. Такие расходы, возможно, будут существенно превышать подлежащую уплате сумму налога на имущество физических лиц и смогут себя оправдать лишь в далекой перспективе».

Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы (ст. 24.18 гл. III.1 Закона № 135-ФЗ) :

БЛАНК

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости

Другие бланки

  • кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);
  • отчет независимого оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа – если кадастровая стоимость оспаривается на основании несоответствия ее рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение на проведенную независимым оценщиком оценку (на бумажном носителе и в форме электронного документа), подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

МНЕНИЕ

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры»:

«Рассматривая систематичность нарастания налогового бремени, можно предположить, что валовой нагрузки ни на комиссии при управлениях Росреестра, ни на суды не ожидается. Возможно некоторое увеличение числа сделок с недвижимостью, когда собственники будут переписывать свое имущество на лиц, имеющих право на льготу. Принимая во внимание, что в последнее время все чаще совершается фиктивная регистрация недвижимости на пенсионеров, инвалидов, отставных военных и иных лиц, поименованных в ст. 407 НК РФ и имеющих право на льготы по налогу, можно предположить, что судебные разбирательства будут скорее касаться не правильности определения кадастровой стоимости недвижимого имущества и исчисления и уплаты в бюджет налога, а установления права собственности. Так как пенсионеры и инвалиды фактически окажутся владельцами имущества, им не принадлежащего, и вынуждены будут платить большие налоги».

Если же объект недвижимости новый и не имеет кадастровой стоимости, то для ее получения нужно обратиться в территориальное БТИ с заявлением на вызов технического специалиста. Вместе с заявлением нужно предоставить паспорт собственника и правоустанавливающие документы на имущество. Специалист оформит технический и кадастровый планы. Результат оценки будет зафиксирован в оценочном акте, при этом владелец имущества может попросить выписку из этого акта.

Информация о кадастровой стоимости объекта может потребоваться не только для проверки правильности исчисления налога на имущество, но также и в случае обременения недвижимости залогом, при разделе наследства и исчислении НДФЛ при дарении имущества.

Налоговый период и сроки уплаты налога

Как и раньше, налог нужно будет уплачивать один раз в год до 1 октября года, следующего за отчетным годом. Налоговые органы вправе направить уведомление об уплате налога, исчисленного не более чем за три предыдущих года. Причем если в уведомлении указано больше налоговых периодов, то налогоплательщик может не уплачивать налог за них (п. 1-4 ст. 409 НК РФ). Если срок уплаты налога уже подошел, а уведомление так и не получено, то узнать сумму налога и произвести его оплату можно в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС России.

Ставка налога

НАША СПРАВКА

Существует несколько видов территориальных зон. К ним относятся: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные (п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Некоторые из них, в свою очередь, могут включать и более мелкие зоны. Так, например, в состав жилых зон могут входить: зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, зоны застройки многоэтажными жилыми домами, зоны жилой застройки иных видов (п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Законом установлены три базовые ставки по налогу:

  • 0,1% от кадастровой стоимости жилых домов и помещений, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадью не более 50 кв. м, расположенных на земельных участках личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • 2% от кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;
  • 0,5% от кадастровой стоимости прочих объектов (п. 2 ст. 406 НК РФ).

Однако каждый муниципалитет вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида, места нахождения, а также вида территориальных зон, в границах которых расположено имущество. При этом снизить ставку можно до нуля, а увеличить только в три раза по сравнению с базовой ставкой (п. 3 ст. 406 НК РФ). Узнать действующую ставку можно будет на официальном сайте муниципалитета.

Так, например, в Москве могут установить следующие налоговые ставки (проект Закона г. Москвы «О налоге на имущество физических лиц», внесен в Мосгордуму 15 октября 2014 г.):

Ставка

Описание

0,1%

Для имущества, кадастровая стоимость которого меньше или равна 10 млн руб., а также для гаражей и машино-мест

0,15%

Для объектов с кадастровой стоимостью от 10 млн руб. до 20 млн руб. включительно

0,2%

Для имущества, чья кадастровая стоимость будет в диапазоне от 20 млн руб. до 50 млн руб. включительно

0,3%

Для тех объектов недвижимости, у которых кадастровая стоимость превышает 50 млн руб., но меньше 300 млн руб. включительно, а также для незавершенных жилых домов

2%

Для административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.

0,5%

В отношении прочих объектов

Налоговые льготы

ВАЖНО ЗНАТЬ

В соответствии с НК РФ налог должен уплачиваться по месту нахождения самого имущества (п. 2 ст. 409 НК РФ). А значит, при расчете налога должны применяться ставки, установленные муниципалитетом, на территории которого находится имущество. При этом место жительства самого налогоплательщика значения не имеет.

Новый закон предусматривает также применение различных вычетов, льгот и понижающих коэффициентов. Так, вне зависимости от того, кто является собственником имущества, налогом не облагается 20 кв. м от общей площади квартиры, 10 кв. м от площади комнаты и 50 кв. м от площади дома (количество собственников значения не имеет) (п. 3-5 ст. 403 НК РФ). Что касается единого недвижимого комплекса, то для него предусмотрен денежный вычет – налогоплательщики смогут уменьшить налоговую базу на 1 млн руб. (п. 6 ст. 403 НК РФ).

Категории льготников, которые полностью освобождены от уплаты налога, не изменились – к ним по-прежнему относятся Герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды, военнослужащие и члены их семей, пенсионеры и другие. Но от обложения налогом освобождается только один объект имущества каждого вида, который находится в собственности налогоплательщика и не используется в предпринимательской деятельности (сегодня количество объектов в собственности одного льготника не ограничено). При этом определять, в отношении какого именно объекта будет использоваться освобождение, будет сам налогоплательщик (п. 3 ст. 407 НК РФ). Так, например, если пенсионер владеет гаражом и двумя квартирами, то налогом будет облагаться только одна квартира.

Также на первые четыре года действия новых правил законодатели предусмотрели применение понижающих коэффициентов. Так, для исчисления налога за 2015 год налоговую базу нужно будет умножить на 0,2, за 2016 год – на 0,4, за 2017 год – на 0,6, а за 2018 год – на 0,8 (п. 8 ст. 408 НК РФ).

Разные ситуации уплаты налога

Сам налог должны рассчитывать налоговые органы и присылать уже готовые уведомления на его оплату. Но иногда бывает, что инспекторы не учли каких-либо особенностей – например, льгот, на которые имеет право налогоплательщик, – поэтому нелишним будет перепроверить их расчет.

Рассчитаем налог на имущество для двух ситуаций: при долевом владении имуществом, а также в случае покупки/продажи имущества в отчетном году.

ПРИМЕР 1

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании Хренов и Партнеры.

В столичной квартире площадью 49 кв. м прописана семья из трех человек: отец (инвалид II группы, имеет долю в праве собственности на квартиру в размере 2/3), мать (не является пенсионером, имеет долю в праве собственности на квартиру в размере 1/3), а также совершеннолетний сын (прописан в квартире, но не имеет доли в праве собственности на нее). Кадастровая стоимость квартиры составляет 7,5 млн руб., инвентаризационная стоимость – 250 тыс. руб.

Рассчитаем налог на имущество за 2014 год. Напомним, в этом случае сумма платежа рассчитывается еще из инвентаризационной стоимости

При инвентаризационной стоимости квартиры 250 тыс. руб. налоговая ставка составит 0,1% (п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 47 «О ставках налога на имущество физических лиц»; далее – Закон № 47).

Отец как инвалид имеет льготу в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 2003-I в виде освобождения от уплаты налога. Сын права собственности на квартиру не имеет, а значит, не уплачивает налог. Мать, владеющая долей в праве собственности на квартиру в размере 1/3, уплачивает налог, исчисленный с принадлежащей ей собственности, по следующей формуле:

Сумма налога = Инвентаризационная стоимость недвижимости х Размер доли х Ставка налога (п. 2 ст. 5 Закона № 2003-I)

Подставив данные из примера, получим сумму налога:

250 тыс. руб. х 1/3 х 0,1% = 83,33 руб.

Следовательно, сумма налога на имущество, которую должна будет уплатить мать за 2014 год, составит 83,33 руб.

Посмотрим, как изменится сумма налога, исчисленного за 2015 год.

Налоговая база будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости квартиры. При этом, вне зависимости от количества собственников, предусмотрен вычет – 20 кв. м от общей площади квартиры налогом не облагаются.

Налог рассчитывается по следующей формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Сумма налога = (Сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости с учетом льгот – Сумма налога, рассчитанная, исходя из инвентаризационной стоимости) х Понижающий коэффициент + Сумма налога, рассчитанная исходя из инвентаризационной стоимости

1 Чтобы посчитать сумму налога, нужно сначала определить, какая площадь квартиры будет облагаться налогом. Для этого общую площадь квартиры уменьшим на предусмотренный законодательством вычет (п. 3 ст. 403 НК РФ):

49 — 20 = 29 кв. м

2 Далее определим кадастровую стоимость 1 кв. м квартиры:

7 500 000 руб. / 49 кв. м = 153 061,22 руб.

3 Для определения налоговой базы по налогу на имущество нужно умножить стоимость 1 кв. м квартиры на облагаемую налогом площадь:

29 кв. м х 153 061,22 руб. = 4 438 775,38 руб.

По условиям примера отец имеет льготу по налогу в виде освобождения (подп. 2 п. 1 ст. 407 НК РФ). Сын права собственности на квартиру не имеет, и, следовательно, налог не платит.

4 Для расчета налога, подлежащего уплате матерью, нужно полученную налоговую базу умножить на долю матери в праве собственности на квартиру (получим налоговую базу):

1/3 х 4 438 775,38 руб = 1 479 591,79 руб.

5 Рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости.

1 479 591,79 руб. х 0,1% = 1479,59 руб.

6 По формуле, указанной выше, рассчитаем налог на 2015, 2016 и 2017 года, поскольку НК РФ предусмотрены разные понижающие коэффициенты для каждого года (п. 8 ст. 408 НК РФ).

За 2015 год:

(1479,59 руб. — 83,33 руб.) х 0,2 + 83,33 руб. = 362,58 руб.

За 2016 год:

(1479,59 руб. — 83,33 руб.) х 0,4 + 83,33 руб. = 641,83 руб.

За 2017 год:

(1479,59 руб. — 83,33 руб.) х 0,6 + 83,33 руб. = 921,09 руб.

Если налогоплательщик в течение года приобрел или продал имущество либо у него изменилась доля владения имуществом, то при расчете налога должен использоваться специальный коэффициент. Рассчитывается он по следующей формуле (п. 4-5 ст. 408 НК РФ):

Коэффициент = Количество месяцев владения имуществом / Общее число месяцев в отчетном периоде

При этом если покупка произошла до 15 числа месяца включительно, а продажа после 15 числа включительно, то этот месяц в расчет принимается. Если же наоборот, имущество было приобретено после 15 числа или продано до 15 числа, то при расчете налога этот месяц не учитывается (п. 5 ст. 408 НК РФ).

Попробуем рассчитать налог на имущество по новым правилам для ситуации, когда гражданин купил квартиру.

ПРИМЕР 2

10 мая 2015 года налогоплательщик приобрел квартиру в Москве площадью 70 кв. м. Кадастровая стоимость квартиры составляет 8,7 млн руб. Инвентаризационная стоимость – 300 тыс. руб. Рассчитаем налог за 2015 год.

При расчете используется та же формула, что и в примере 1.

1Рассчитываем площадь квартиры с которой будет уплачиваться налог, применяя налоговый вычет (п. 3 ст. 403 НК РФ):

70 — 20 = 50 кв. м

2 Определяем кадастровую стоимость 1 кв. м квартиры:

8 700 000 руб. / 70 кв. м = 124 285,71 руб.

3 Находим налоговую базу для расчета налога:

50 кв. м х 124 285,71 руб. = 6 214 285,50 руб.

4 Определяем инвентаризационную стоимость квартиры:

300 000 руб. х 0,1% = 300 руб.

5 Рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости.

6 214 285,50 руб. х 0,1% = 6214,29 руб.

6 Определяем сумму налога за 2015 год:

(6214,29 руб. — 300 руб.) х 0,2 + 300 руб. = 1482,86 руб.

7 Рассчитываем период, за который будет уплачиваться налог как отношение числа месяцев владения имуществом к общему числу месяцев отчетного года (п. 4-5 ст. 408 НК РФ):

8 мес. / 12 мес. = 0,67

8 Чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую уплате за период владения квартирой с мая по декабрь 2015 г. нужно сумму налога из п. 6 настоящего примера умножить на коэффициент из п. 7 настоящего примера:

Для кого (для каких случаев): Для случаев припрятывания недвижимости в товаре.

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ.

Схема ситуации: Как спасти недвижимость от налога на имущество? Может быть учесть её на счете 41 «Товары»? Скажем, что помещения у нас только для перепродажи! Когда-нибудь продадим и забудем! Удастся ли спасти деньги, укрыв недвижимость в тихой гавани 41-го счёта? Ответ на этот трудный вопрос неоднозначный и требует мощной доказательной базы.

Общество приобрело почти 13 тысяч квадратных метров нежилых помещений – это по размеру почти два футбольных поля! Но только 256 квадратных метров нежилых помещений были отражены на счете 01 «Основные средства». 256 квадратных метров – это по размеру площадь центрального круга футбольного поля. Остальные тысячи метров площадей были оприходованы как товар, предназначенный для перепродажи, с отражением на счете 41 «Товары».

И все было хорошо, пока не нагрянула Налоговая Инспекция с выездной проверкой. По результатам проверки Общество было оштрафовано на 4 миллиона рублей. Плюсом (или скорее минусом) к этому был дополнительно начислен налог на имущество в размере почти 32 миллиона рублей. На закуску к этому изобилию налогов Обществу были предложены пени в размере 7,5 миллионов рублей. Налоговая проверка решила, что Общество погорячилось, не включив сразу же свои тысячи метров квадратных в налоговую базу налога на имущество.

Общество «на это пойтить не могло!» Завязался спор, и сумма спора утянула его участников в суд. В суде представители Налоговой Инспекции объяснили, что хитроватое Общество удумало припрятать все тысячи метров недвижимости на 41 счёте, как товары. Но как только появлялся арендатор, товар «недвижимость» переводился в основные средства. После чего сдавался в аренду и только тогда с него начинался платёж налога на имущество.

Общество в суде объяснило, что никакой «индейской хитрости» оно не применяло. Помещения не были оприходованы на 01 счете потому, что изначально находились в недоделанном состоянии. Сначала помещения нужно было довести до состояния готовности и возможности эксплуатации, устранить строительные недостатки, закончить ремонт и отделку и так далее.

Но Налоговая Инспекция к спору подготовилась лучше. Вы говорите, что эти помещения у вас являются товаром? И сколько такого товара вы продали? А?! Нисколько! Странный товар у вас. Неходовой. А рекламу о продаже давали? В газете, интернете, на радио, на телевидении? Что-то мы вашей рекламы нигде не видели. Может документы покажете об оплате рекламы по продаже вашего «товара»? Где документы? Нет! Какие-то неактивные у вас продажи! Ну может у вас, уважаемое Общество, есть документы, которые определяют цены продажи вашего товара? Тоже нет. Не пошла у вас торговля товаром. А вот сдача в аренду помещений пошла неплохо. Вы даже заключили агентский договор по поиску арендаторов для нежилых помещений. Арендаторов стало быть ищем, а покупатели вам не нужны. И всю выгоду пока-что вы имеете от сдачи помещений в аренду.

А что касается «доведения помещений до готовности», то тут вообще интересная штука получается. Где сказано, что Общество покупало объект незавершенного строительства? А нигде! Ни в договоре купли-продажи, ни в свидетельстве о регистрации. В акте приемки-передачи нежилых помещений прямо сказано, что помещения переданы Обществу в удовлетворительном состоянии, позволяющем использовать их в соответствии с назначением. Продавец, до того, как продал эти помещения, получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. И тот же Продавец учитывал у себя эти помещения на 01 счёте. Вот так-то!

«Ах, вы не верите мне?! — оскорбилось Общество, — вот прилагаем перечень произведенных работ в целях устранения строительных недоделок. Были устранены протечки, произведена противогрибковая обработка, заменено вентиляционное оборудование и стеклопакеты, плитку положили везде, пожарную сигнализацию… Да вообще много всего! Иначе стыдно продавать такие помещения, вот мы их и готовили, старались». Но суд установил, что в большинстве случаев сдаваемые в аренду помещения доведены до состояния готовности, пригодного для использования, самими арендаторами. И с учетом всех имеющихся обстоятельств Обществу было отказано в удовлетворении исковых требований.

Выводы и Возможные проблемы: Если Вы приобрели недвижимость и хотите избежать уплаты налога на имущество, то, наверное, можно учесть недвижимость как товар на 41 счете. Можно, если осторожно. Будьте готовы «биться» по данному вопросу с налоговиками и учтите, что судебная практика складывается в их пользу. Придётся доказывать, что помещение приобреталось именно для перепродажи. Покажите ваши расходы на рекламу о продаже помещений, на размещения объявлений на различных сайтах. Запаситесь договорами с риелторами о поиске клиентов для покупки помещений. Не забудьте приготовить экспертную оценку цены продажи ваших «товарных» помещений. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Недвижимость не включена в налог на имущество».

Цена вопроса: Более 40 миллионов рублей.

Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.06.2018 N Ф06-32856/2018 ПО ДЕЛУ N А12-25012/2017

Налогом на имущество физических лиц облагается следующее недвижимое имущество, расположенное в пределах муниципального образования:
1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Хозяйственные строения или сооружения, расположенные на садовых, огородных, дачных, приусадебных земельных участках, относятся к иным зданиям, строениям, сооружениям, помещениям.
Плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, имеющее на праве собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Таким образом, обязанность по уплате налога наступает только после государственной регистрации права собственности на строение.
В целях налогообложения к жилым домам относятся дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС.
На земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, предусматривается возведение жилого строения, хозяйственных строений и сооружений.
Все строения, расположенные на земельном участке, предоставленном для садоводства, и не являющиеся жилыми строениями, признаются хозяйственными (в том числе летняя кухня, баня).
Также к хозяйственным строениям и сооружениям могут относиться бытовые, хозяйственные, вспомогательные постройки, не требующие разрешения на строительство (баня, сарай, летняя кухня и т.п.), за исключением жилых домов, жилых строений и гаражей.
В отношении бани или сарая, являющихся капитальными строениями, право собственности на которые не зарегистрировано, налог не уплачивается.
Налоговая ставка для хозяйственных строений площадью до 50 кв. м не может превышать 0,3%. При этом на один объект с максимальной суммой налога физическому лицу предоставляется федеральная льгота, освобождающая его от уплаты налога.
Дополнительные налоговые льготы могут устанавливаться на местном уровне муниципальными нормативными правовыми актами.
Для использования права на льготу, освобождающую от уплаты налога по хозяйственным строениям, можно подать в любой налоговый орган заявление и документы, подтверждающие право на налоговую льготу.
Если на земельном участке расположено несколько хозяйственных строений (например, баня, сарай и хозблок), налоговая льгота предоставляется лишь по одному из них.
Для исчисления налога на имущество физических лиц к хозпостройкам относятся объекты недвижимости на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или ИЖС.
Под хозяйственными постройками подразумеваются хозяйственные, бытовые строения, сооружения вспомогательного использования и аналогичные объекты.
Если площадь такой постройки не более 50 кв. м, налог с нее не взимается, при условии что ее собственник обратился в налоговый орган за предоставлением соответствующей налоговой льготы. При этом льгота применяется только для одной хозпостройки (независимо от ее расположения в пределах страны), не используемой в предпринимательской деятельности.
Напомним, что дома, жилые строения и гаражи не являются хозпостройками.
Представительные органы муниципальных образований имеют право расширить условия применения льготы.
Например, на местном уровне может быть установлено, что налоговая льгота применяется в отношении неограниченного числа хозпостроек в пределах муниципального образования или распространяется на хозпостройки площадью более 50 кв. м.
Ознакомиться с перечнем налоговых льгот можно в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на официальном сайте ФНС России.
Хозпостройки, площадь которых превышает 50 кв. м, не попадают под действие налоговых льгот. Такие постройки облагаются налогом в общем порядке на основании поступившей в налоговые органы информации о зарегистрированных правах физических лиц на такие объекты (сведений из органов Росреестра, от нотариусов при оформлении прав на наследство).
Постройки, которые не регистрируются в ЕГРН (теплицы, хозблоки, навесы, некапитальные строения, временные сезонные сооружения и т.п.), не являются объектом налогообложения.
Таким образом, платить налог на имущество физических лиц не надо за постройки, которые не регистрируются в ЕГРН (теплицы, хозблоки, навесы, некапитальные строения, временные сезонные сооружения и т.п.), если площадь такой постройки не превышает 50 кв. м, при условии, что ее собственник обратился в налоговый орган за предоставлением соответствующей налоговой льготы. Льгота применяется только в отношении одной хозпостройки.

Попытка № 2

В конце сентября в Госдуму был внесен законопроект № 274631-7, которым окончания льготы с 01.01.2018 отодвигалось на год до 01.01.2019. Другими словами, проект предусматривал изменение срока передачи полномочий субъектам РФ по установлению налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества с 2018 года на 2019 год. Документ был одобрен Кабмином на заседании, состоявшемся 28 сентября.

Однако позже эту норму в законопроекте неожиданно перекроили. 15 ноября законопроект был принят во втором чтении уже совершенно в другом виде — ни о какой отсрочке по отмене льготы речи там уже не шло.

Таким образом, попытка сохранить льготу на федеральном уровне снова провалилась.

К чему пришли

В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что было принято решение пойти навстречу региональным властям, которые просили не продлевать льготу, а дать им право самим решать, каким будет порядок налогообложения движимого имущества.

При этом был найден компромисс — срок применения льготы пролонгировать не стали, но ввели ограничение по ставке. Регионы не смогут установить ставку по налогу на движимое имущество больше, чем 1,1%.

Сегодня этот законопроект принят в третьем, окончательном, чтении.

Статья 381.1 НК, которая регламентирует порядок применения льгот, дополнена новым абзацем:

При этом законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 настоящего Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта Российской Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

При этом налоговые ставки, определяемые на 2018 год законами субъектов РФ в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК, не освобожденного от налогообложения в соответствии со статьей 381.1, не могут превышать 1,1 процента.

📌 Реклама

Последствия

Очевидно, что далеко не все регионы захотят предоставить льготы своим налогоплательщикам. Так что со следующего года компаниям придется платить больше налогов.

Сейчас при заполнении отчета по налогу на имущество бухгалтеры привычно указывают там, в частности, стоимость автомобиля в строке 140 раздела 2 с кодом льготы 2010257. От этой привычки придется избавиться.

Если в регионе не примут закон, освобождающий от налога движимое имущество, за один автомобиль компания будет платить два налога — транспортный и налог на имущество.

Не исключено, что изменения в порядке налогообложения повлекут за собой внесение изменений в форму декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество.

Что в регионах

В некоторых регионах льготу по движимому имуществу уже утвердили.

Например, в Московской области законом от 3 октября 2017 года N 159/2017-ОЗ ставка по налогу на движимое имущество (перечисленное в пп.25 ст. 381 НК) установлен а в размере 0% на период 2018-2020 года.

В Ярославской областивводится льгота по движимому имуществу на четыре года с даты покупки ОС.

В Москве за сохранение льготы по движимому имуществу выступила Торгово—промышленная палата РФ, которая разработала проект закона и просит инициировать внесение изменений в столичный закон № 364 «О налоге на имущество организаций».

«Введение налоговой льготы на территории Москвы сохранит нынешний уровень фискальной нагрузки на предпринимателей, сдержит рост потребительских цен, а также тарифов на перевозки для юридических и физических лиц, которые в противном случае обязательно вырастут. Палата неоднократно по просьбе предпринимательского сообщества заявляла о необходимости на законодательном уровне добиться сохранения льготы и предлагала регионам сделать это. Льготу уже решили сохранить в Республике Татарстан, в Нижегородской, а недавно и в Московской области», — считает глава ТПП Сергей Катырин.

📌 Реклама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *