Комментарии к ст 191 УК РФ

Комментарии к ст 191 УК РФ

Новая редакция Ст. 191 УК РФ

1. Совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытыми янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

4. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Примечание. Перечень полудрагоценных камней для целей настоящей статьи и статьи 255 настоящего Кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 191 УК РФ

<2> СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4077.

2. Предметы преступного посягательства: а) драгоценные металлы; б) природные драгоценные камни; в) жемчуг.

3. Под драгоценными металлами понимают золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии и виде, кроме ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий: в самородном или аффинированном виде, в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных отходах, химических соединениях и т.д., и могут быть представлены стандартными и мерными слитками, самородками, пластинами, шлихом, минеральным и вторичным сырьем, содержащим драгоценные металлы; предметами производственно-технического назначения (контакты, лабораторная посуда, проволока, приборы и детали и т.п.); монетами, не находящимися в обращении на территории России или других государств, и т.п.; полуфабрикатами, используемыми для изготовления любых изделий, в том числе ювелирных и других бытовых; отходами промышленного производства (золотая и серебряная стружки, опилки, сколы и др.).

4. Драгоценные камни включают в себя алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ.

Природные драгоценные камни могут находиться: в сыром необработанном виде; в сыром необработанном виде, но после классификации или аттестации, по итогам которых они отсортированы и оценены; в обработанном виде — в виде ограненных вставок для ювелирных изделий, которые еще не сертифицированы, в виде полуфабрикатов и изделий технического назначения; в рекуперированном (извлеченном из инструмента) виде и т.д.

Ограненные природные драгоценные камни, прошедшие сертификацию, к предмету посягательства, предусмотренного коммент. статьей, не относятся.

5. Ювелирными изделиями, которые исключены из понятия природных драгоценных металлов и камней, а также жемчуга, являются украшения различных видов и предназначения (кольца, серьги, браслеты, цепи, броши, колье и т.п.). Бытовые предметы, также не выступающие по составу предметом посягательства, — это предметы, предназначенные для сервировки стола, украшения помещений (курительные, парфюмерные и бритвенные принадлежности), денежные знаки, находящиеся в обращении на территории России или других стран, часы, зубные протезы и диски для зубопротезирования; предметы культа, предназначенные для проведения различных религиозных обрядов и ритуалов, юбилейные и иные знаки и медали и т.п.

Под ломом ювелирных и бытовых изделий понимают непригодные в силу каких-либо дефектов для использования по прямому назначению подобные изделия.

6. Объективная сторона составов преступления заключается в незаконном обороте драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Оборот признается незаконным, если нарушает порядок владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, установленный законами и другими нормативными актами, и противоречит установленному порядку их хранения, перевозки или пересылки.

7. Преступление может выражаться в следующих формах: а) в совершении сделки, связанной с предметами посягательства; б) в их незаконном хранении; в) в их незаконной перевозке; г) в их незаконной пересылке.

8. Сделками являются купля-продажа, мена, дарение, заем, аренда и т.п. действия с драгоценными металлами или драгоценными камнями.

9. Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться только юридическими лицами. Соответственно, сделки с драгоценными металлами или драгоценными камнями, добытыми или произведенными физическим лицом, всегда незаконны. Так же решается вопрос о сделках, совершенных с драгоценными металлами или драгоценными камнями, добытыми или произведенными юридическими лицами — организациями, не имеющими лицензии на эти действия.

Преступны также сделки с сырьем, содержащим драгоценные камни или металлы; с драгоценными металлами, не прошедшими аффинаж, с необработанными несортированными драгоценными камнями и т.д.

Возможно привлечение виновных лиц к УО по коммент. статье, если сделки совершены в нарушение приоритетного порядка пополнения государственных фондов драгоценных камней и драгоценных металлов РФ и субъектов РФ и приоритетного порядка, установленного для продажи уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, и уникальных драгоценных камней.

10. На практике встречаются ситуации, когда под видом бриллиантов продаются полудрагоценные искусственные фианиты и цирконы или чешское свинцовое стекло, а под видом драгоценного металла — медь и т.п. Поскольку продавец сознает обманный характер своих действий и понимает, что продаваемые им под видом драгоценных камень или металл не являются таковыми, он привлекается к УО по ст. 159 за мошенничество. Покупатель несет ответственность по правилам о фактической ошибке; его действия квалифицируются по ст. 30, ст. 191 (покушение на незаконную покупку природного драгоценного камня).

11. Незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга являются формами незаконного оборота драгоценных металлов или драгоценных камней, если они совершаются лицами, незаконно владеющими указанными предметами.

12. Под хранением предмета посягательства понимают любые действия виновного, связанные с нахождением у него драгоценных металлов или драгоценных камней.

Незаконное хранение предполагает умышленное нарушение соответствующих правил. Согласно Правилам учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них хранение перечисленных ценностей осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке. Хранение осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым ФЗ органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ. Хранение относится к длящимся преступлениям.

13. Под перевозкой драгоценных металлов и камней следует понимать их перемещение с одного места на другое при непосредственном участии виновного. Перевозка может быть осуществлена любым видом транспорта.

14. Пересылка предметов посягательства также предполагает их перемещение с одного места на другое; однако виновный уже не участвует в этом перемещении, используя средства связи и сообщения.

15. Преступление окончено в момент совершения деяния.

16. Субъективная сторона незаконного оборона драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга характеризуется только прямым умыслом.

17. Субъектом преступного посягательства может выступать любое физическое лицо, достигшее 16 лет, в том числе руководители организаций, осуществляющих добычу, производство, аффинаж драгоценных металлов и драгоценных камней.

18. Хищение драгоценных металлов или драгоценных камней требует дополнительной квалификации, если после хищения был совершен незаконный оборот названных предметов.

20. Понятие крупного размера дано в примеч. к ст. 169; он должен превышать 250 тыс. руб.

21. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, отнесены законодателем к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — к тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предмет преступления: а) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; б) драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты; в) природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде; г) уникальные янтарные образования.

В предмет преступления не входят ювелирные и бытовые изделия и лом таких изделий. Отсутствие пробирного клейма на изделии из драгоценных металлов или сертификата на ограненный камень не превращает их в предмет преступления. Однако неограненные, но прошедшие предварительную механическую обработку камни не могут быть отнесены к ювелирным изделиям.

2. Уголовная ответственность по ст. 191 УК РФ наступает за любые сделки с драгоценными камнями и драгоценными металлами, совершенными в нарушение законодательства. Незаконность таких сделок может быть обусловлена незаконностью их добычи и производства, отсутствием лицензии на совершение таких действий. Незаконными признаются сделки с предметом преступления, заключенные между физическими лицами. Скупочным организациям и индивидуальным предприятиям запрещено скупать алмазное сырье, необработанный природный жемчуг и драгоценные камни и т.д. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством РФ.

3. Незаконное хранение, перевозка, пересылка будут иметь место в случае, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления или приобретены в результате заключения незаконной сделки.

4. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга влечет уголовную ответственность только в случае осуществления его в крупном размере (свыше 1,5 млн. руб.).

5. Хищение драгоценных металлов или драгоценных камней с последующим заключением с ними незаконных сделок требует квалификации по совокупности преступлений.

6. Незаконные (при отсутствии лицензии) добыча и производство драгоценных металлов и камней с последующим их хранением, пересылкой и перевозкой квалифицируются по совокупности ст. ст. 171 и 191 УК РФ (кроме ситуации, когда эти действия совершаются индивидуальным предпринимателем, поскольку лицензия на добычу и производство драгоценных металлов и камней выдается только организациям).

7. Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, не может рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней. Такие действия при наличии соответствующих признаков должны квалифицироваться по ст. 171 УК РФ.

В транспортных перевозках помимо денег, ценных бумаг, драгоценностей, к категории важных грузов относятся драгоценные металлы. Это не подверженные коррозии минералы, обладающие блеском и красотой. В природе встречаются редко, поэтому имеют высокую цену.

Их транспортировка сопровождается риском и опасностью. Груз может быть поврежден или похищен злоумышленниками. По этому перевозка драгоценных металлов должна осуществляться под контролем специалистов, обеспечивающих безопасность в пути.

Что является драгметаллами?

Это не только золотые и серебряные материалы, к ним также относятся: платина и металлы платиновой группы, например палладий, и родий. Их всего шесть.

Кстати, за пределами России дорогостоящие ископаемые (кроме золота, серебра, платины) считаются редкоземельными. Поэтому при их перевозке за рубежом нужно следовать местным законам и требованиям.

Перемещение благородных металлов по России

Перевозка драгоценных металлов по территории России регламентируется законодательством. Незаконный оборот и хранение драгметаллов наказывается по УК РФ. В лучшем отделаетесь штрафом, в худшем прибавится лишение свободы сроком до 5 лет.

Не забывайте обязательно держать при себе заполненные документы и разрешения. Это правило работает для крупных партий, для личных ювелирных изделий оформлять ничего не нужно.

Доставка драгоценных металлов разрешается только трем видам компаний:

  • Перевозчики, обладающие лицензией и сертифицированными бронемобилями;
  • Компании, которые владеют данным грузом.
  • Организации, деятельность которых основана только на транспортировке дорогостоящих грузов. В их собственности могут быть не только автомобили, но и железнодорожные бронированные вагоны. Техника обязательно оснащена GPS-навигацией. Экспедиторы штатные, имеют лицензию охранника и право на ношение оружия.

Благородные металлы относятся к категории грузов, находящихся в постоянной опасности при перевозке. При каждом рейсе обязательно присутствие вооруженной охраны. Ее отсутствие нарушает российское законодательство и влечет ответственность. Не говоря о том, что перевозчик отвечает за дорогостоящий груз, и его потеря может обернуться долгими разбирательствами.

Ювелирные украшения из драгоценных металлов можно транспортировать без применения автомобилей, оборудованных защитными средствами и без сопровождения вооруженной охраны. Только в случае, если собственник принял меры по обеспечению сохранности изделий.

Это не касается ювелирных изделий, которые находятся в собственности Российской Федерации, субъектов и муниципальных образований.

Золото является самым популярным металлом в сфере перевозок. Из него делают ювелирные украшения, электрические контакты, применяется в стоматологии, используется в качестве валюты. Этим обусловлены частые транспортировки золота.

Как доставлять драгметаллы

Закон не устанавливает рамки при выборе транспорта, в котором повезут металлы. В основном используют бронированные автомобили разной грузоподъемности: от внедорожников до фургонов. Если есть нужда в другом транспорте, то разрешается транспортировка по воздуху, воде, железной дороге. Главное, чтобы он транспорт необходимое оснащение.

Перевозка драгметаллов происходит при полной конфиденциальности. Время отправления, номер транспортного средства, количество и тип груза известны узкому кругу лиц.

По закону благородные металлы могут быть не в чистом виде, а как сплавы. Если в продукте менее 5% золота, серебра, платины, то груз можно доставлять поездом. Не забывая приложить документы с указанной оценочной стоимостью.

При содержании 1% золота или платины, менее 5% серебра импортер сам выбирает транспортное средство.

Упаковка

Ценный груз в обязательном порядке тщательно досматривается, упаковывается и пломбируется. Страхуется от возможной потери, кражи или порчи. Упаковка выполняется по определенным правилам.

Пакуются металлы в инкассаторские сумки, мешки, ящики и контейнеры. Заполненная емкость опечатывается должностными лицами, допущенными к перевозке. На упаковку вешают ярлык или наносят маркировку, в которых указано: название организации, дата формирования груза, вид, масса.

Международная перевозка

Для начала работы с другой страной изучите их местные законы и правила, подготовьте соответствующие документы, чтобы осуществить беспроблемную перевозку. Драгметаллы между странами чаще всего отправляют самолетами авиакомпаний имеющих необходимую лицензию.

Преимущественно осуществляются прямые рейсы, без промежуточных посадок для таможенного оформления.

До аэропорта и из него дорогостоящий груз доставляют в бронированных машинах, защищенных вооруженной охраной.

Оформление на таможне

Любое незаполненное поле, опечатка, при таможенном оформлении, а тем более отсутствие нужной бумаги скорее всего станут проблемой, не исключено уголовное наказание. Доказать свои благие намерения без правильных документов будет весьма тяжело.

Если Вы привозите дорогостоящий груз в личных целях или в качестве подарка, его все равно придется декларировать. Декларацию придется заполнить, если стоимость груза превышает 25.000 долларов. Для дорогих грузов оплачивается таможенная пошлина.

Так или иначе аку нужно оформить, если вы покупаете или продаете драгметаллы. Набор документов следующий:

  • Декларация;
  • Документы для проведения сделки и на стоимость груза;
  • Документы, где указан вес и проба;
  • Транспортные накладные.

При перевозке любых драгоценных металлов в Российскую Федерацию оплачиваются пошлины, сборы и НДС.

Таможенная нагрузка в рамках Евразийского Союза значительно упрощена, перевозить ценный груз между странами ЕАЭС проще и быстрее.

Правила вывоза из России

Вывоз ценностей имеет особенности. Соблюдается ряд процедур, чтобы получить возможность вывезти металлы за рубеж. Таковыми являются:

  • Вывозить дорогие металлы можно только в рамках квот, установленных правительством РФ.
  • Слитки из ценных металлов отправляемые за рубеж должны соответствовать нормам, установленных Лондонской ассоциацией и Россией.
  • На законном уровне запрещено экспортировать руду и лом.
  • Переработанные в ювелирные изделия редкие металлы экспортируются без ограничения по количеству. Не требуется и специальная лицензия.

Нюансы работы с дорогим грузом

  • НДС оплачивается в любом случае, независимо от статуса сделки. Без НДС покупается и продается только лом ценных металлов для очистки от примесей (аффинаж).
  • В России за определение стоимости отвечает Центробанк. Лондонская биржа является ориентиром для международных сделок.
  • Цены устанавливаются за одну тройскую унцию (равна 31,1034768 грамм).
  • Драгметаллы не всегда измеряются в унциях. Не лишним будет уточнить местные единицы измерения в стране, куда направляется груз.
  • Центробанк и зарубежные биржи занимаются оценкой металлических слитков. Изделия из драгметаллов оценивает продавец. Для них предоставляются чеки и иные документы, где подтверждена стоимость. Лучше не пытаться искусственно занижать цену груза. На таможне могут провести собственную оценку и определить настоящую стоимость, с вытекающими из этого последствиями.

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 14 мая 1998 года № 61

О драгоценных металлах и драгоценных камнях

(В редакции Законов КР от 9 апреля 2003 года № 69, 27 марта 2009 года № 88,
11 октября 2012 года № 171, 28 мая 2015 года № 121, 23 марта 2020 года № 29)

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон действует на всей территории Кыргызской Республики и определяет основные понятия и условия проведения операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также правовые основы государственного регулирования и контроля за операциями с драгоценными металлами, драгоценными камнями.

Операции, связанные с добычей и первичной переработкой руд, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, регламентируются законодательством о недрах.

Операции, связанные с использованием драгоценных металлов в качестве валютных ценностей, регулируются валютным законодательством республики.

Статья 2. Законодательство в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней

Законодательство в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, регулирующих отношения в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

(В редакции Закона КР от 28 мая 2015 года № 121)

Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе

Драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии: в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, изделиях, ломе и отходах.

Драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры в сырье и (или) обработанном виде, александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

Самородки — природные крупные обособления драгоценных металлов, значительно превышающие по величине средние размеры частиц того же драгоценного металла в месторождениях полезных ископаемых.

Экспертиза (идентификация) драгоценных камней — определение качественно-цветовых, количественных и стоимостных характеристик драгоценных камней в соответствии с классификаторами и прейскурантами и с учетом цен мирового рынка, применяемых для осуществления государственного контроля.

Аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего международным стандартам или стандартам Кыргызской Республики.

Производство драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из руд, концентратов и других промышленных продуктов, лома и отходов, содержащих эти металлы, и их аффинаж.

Использование драгоценных металлов и драгоценных камней — применение их для производственных, научных и социально-культурных целей и в качестве валютных активов.

Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями — действия, связанные:

— с переходом права собственности и иных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни;

— с поступлением драгоценных металлов и драгоценных камней в места хранения, фонды и запасы, а также хранением и отпуском (выдачей) драгоценных металлов и драгоценных камней;

— с изменением содержания или физического состояния драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при их производстве и использовании;

— с ввозом драгоценных металлов, драгоценных камней в Кыргызскую Республику и их вывозом из республики.

Специальный учет — ведение реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных лиц в реестр.

Уполномоченный государственный орган — государственное учреждение, наделенное полномочиями представлять интересы Правительства Кыргызской Республики и регулировать вопросы, связанные с операциями с драгоценными металлами, драгоценными камнями на территории Кыргызской Республики.

Государственный фонд драгоценных металлов, драгоценных камней — драгоценные металлы и драгоценные камни, зачисленные в актив государства и предназначенные для обеспечения государственных производственных, научных и социально-культурных потребностей.

Государственное хранилище ценностей (Гохран) — государственное предприятие, осуществляющее хранение ценностей Государственного фонда, а также на договорных отношениях хранение драгоценных металлов, драгоценных камней, принадлежащих юридическим лицам.

Государственная инспекция пробирного надзора — государственный орган, осуществляющий пробирный надзор на территории Кыргызской Республики.

Клад драгоценных металлов и драгоценных камней — зарытые в земле или скрытые иным способом драгоценные металлы, драгоценные камни, собственник которых в силу закона утратил на них право или не может быть установлен.

(В редакции Закона КР от 28 мая 2015 года № 121)

Раздел II
Государственное регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Правительство Кыргызской Республики:

— обеспечивает проведение единой государственной политики в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

— осуществляет государственный контроль за операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

— определяет порядок опробования и клеймения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов.

Реализация полномочий Правительства Кыргызской Республики в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется уполномоченным государственным органом.

Положение об уполномоченном государственном органе утверждается Правительством Кыргызской Республики.

2. Государственная монополия распространяется на операции, связанные с самородками драгоценных металлов, кладами драгоценных металлов и драгоценных камней, археологическими находками.

3. Деятельность уполномоченных банков по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями регулируется Национальным банком Кыргызской Республики в согласовании с уполномоченным государственным органом.

(В редакции Законов КР от 11 октября 2012 года № 171, 28 мая 2015 года № 121)

Статья 5. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней

1. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Кыргызской Республики является исключительной собственностью государства и находится в Государственном хранилище ценностей.

2. Государственный фонд формируется из драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий, приобретаемых за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете, а также конфискованных, бесхозных, перешедших по праву наследования государству, найденных в составе кладов и при проведении археологических раскопок драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них и их лома.

3. Порядок оценки, приема, отпуска, расчетов и реализации закупаемых в Государственный фонд ценностей устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 6. Государственные запасы драгоценных металлов Кыргызской Республики

1. Государственные запасы драгоценных металлов Кыргызской Республики состоят из принадлежащих государству драгоценных металлов, находящихся на балансе уполномоченного Правительством Кыргызской Республики государственного органа, и формируются путем закупки аффинированных драгоценных металлов и монет с их содержанием.

2. Находящиеся на балансе Национального банка Кыргызской Республики драгоценные металлы, соответствующие международным стандартам, являются частью государственных запасов и используются Национальным банком Кыргызской Республики в соответствии с целями денежно-кредитной политики.

Статья 7. Реализация аффинированных драгоценных металлов

1. Реализация аффинированных драгоценных металлов производится производителями на первичных торгах, порядок организации и проведения которых устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

2. Правительство Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики обладают правом преимущественной покупки аффинированных драгоценных металлов на первичных торгах, а также правом участия в качестве продавцов.

3. Драгоценные металлы, проданные на первичных торгах, в дальнейшем имеют свободное обращение на вторичном рынке.

Статья 8. Использование вторичных драгоценных металлов

Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, образующиеся в государственных предприятиях, учреждениях и организациях, подлежат обязательному учету и могут быть проданы для переработки или использованы повторно по месту их образования.

Статья 9. Ввоз и вывоз драгоценных металлов и драгоценных камней

Ввоз и вывоз драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде за исключением тех, на которые распространяется государственная монополия в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, на территорию и с территории Кыргызской Республики производятся юридическими и физическими лицами в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии и законодательством Кыргызской Республики с обязательным декларированием в пунктах таможенного контроля.

(В редакции Закона КР от 28 мая 2015 года № 121)

Раздел III
Контроль за операциями с драгоценными металлами, драгоценными камнями

Статья 10. Система государственного контроля за операциями с драгоценными металлами, драгоценными камнями

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 28 мая 2015 года № 121)

Статья 11. Пробирный надзор за операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Задачей пробирного надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них законодательства, утвержденных стандартов по производству, переработке, использованию драгоценных металлов, драгоценных камней и изготовлению из них ювелирных и иных изделий, независимо от форм собственности.

Пробирный надзор включает опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, как внутреннего производства, так и ввозимых в республику для реализации, экспертизу оттисков пробирных клейм, техническую экспертизу драгоценных металлов и изделий из них, определение и экспертизу драгоценных камней, проведение контрольных анализов драгоценных металлов и экспертизу по арбитражным делам.

Пробирный надзор на территории Кыргызской Республики осуществляется органом государственного пробирного надзора в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Надзор за соблюдением лицами, осуществляющими операции (сделки) с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них (и ломом таких изделий), требований законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 28 мая 2015 года № 121)

Статья 12. Лицензирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

(Исключена в соответствии с Законом КР от 9 апреля 2003 года № 69)

Статья 13. Учет и отчетность

Юридические и физические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, ведут учет в установленном порядке и представляют отчеты в уполномоченные государственные органы.

Раздел IV
Платежи при операциях с драгоценными металлами, драгоценными камнями

Статья 14. Пробирный сбор

Пробирный сбор за опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов взимается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о неналоговых доходах.

(В редакции Закона КР от 23 марта 2020 года № 29)

Статья 15. Система налогообложения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

На юридические и физические лица, использующие драгоценные металлы и драгоценные камни и производящие операции с ними, распространяются порядок и условия налогообложения, предусмотренные действующим законодательством Кыргызской Республики.

Раздел V
Ответственность за нарушение настоящего Закона и разрешение споров

Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего Закона

За нарушение настоящего Закона юридические и физические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

Статья 17. Разрешение споров при операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Споры по операциям, связанным с драгоценными металлами и драгоценными камнями, разрешаются судом.

1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к статье 191

Объект преступления — установленный порядок оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

В Российской Федерации установлены особые правила обращения (гражданского оборота) драгоценных металлов и камней. Все совершаемые с этими ценностями действия строго отслеживаются и учитываются. Такой порядок регламентирован специальными нормативными правовыми актами <1>.

<1> См., напр.: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // РГ. 1998. 7 апр.; Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» // РГ. 1994. 9 июля; Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» // РГ. 2000. 20 окт.; Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1419 «Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа» // РГ. 1998. 11 дек.

Предмет преступления — драгоценные металлы, природные драгоценные камни, жемчуг.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» <1> под драгоценными металлами понимается золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

<1> РГ. 1998. 7 апр.

Природные драгоценные камни — это алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты. В порядке, устанавливаемом Правительством РФ, к драгоценным камням приравниваются и уникальные янтарные образования <1>.

<1> Постановление Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» // РГ. 1999. 22 янв.

Жемчуг — это природный драгоценный камень в любом виде и состоянии.

В соответствии с диспозицией ст. 191 УК РФ предметом данного преступления не являются ювелирные и бытовые изделия и лом таких изделий <1>.

<1> О понятии ювелирных изделий см. Приказ Роскомдрагмета от 30 октября 1996 г. N 146 «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным» // СПС «Гарант».

Объективная сторона преступления выражается в незаконных действиях, связанных с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом: 1) совершение сделки; 2) хранение; 3) перевозка; 4) пересылка.

К сделкам (ст. 153 ГК РФ) относятся купля-продажа ценностей, их обмен, дарение и т.п. Добыча, сортировка, переработка, производство и использование драгоценных металлов и драгоценных камней сделками не являются.

Под хранением ценностей понимаются действия лица, связанные с их владением (например, при себе, дома, в тайнике). Перевозка — это перемещение виновным предметов из одного места в другое, совершенное с использованием любого вида транспорта (например, в поезде, машине, самолете). Пересылка ценностей — это их перемещение адресату, без непосредственного участия отправителя (например, в посылке, письме, багаже).

Оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга является незаконным, если он осуществляется с нарушением правил, установленных законодательством РФ и регламентирующих порядок обращения таких предметов. Например, согласно ст. 3 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением: стандартных и мерных слитков аффинированных драгоценных металлов; необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку; обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию; самородков драгоценных металлов и т.д. Следовательно, осуществление таких сделок, помимо биржевой торговли, является незаконным (за исключением специальных случаев, установленных в законодательстве).

Состав данного преступления образуют и действия с ценностями, приобретенными в нарушение УК РФ (например, лицо обладает драгоценными металлами и камнями в результате их незаконной добычи, хищения, получения взятки).

Деяние, связанное со сделками, перевозкой и пересылкой ценностей, является оконченным в момент совершения любого из этих действий. Хранение указанных предметов — это длящееся преступление, являющееся оконченным с момента начала хранения вне зависимости от его продолжительности. Состав преступления формальный.

Если лицо осуществляет продажу (обмен и т.п.) металла и камней под видом драгоценных, которые таковыми не являются, то оно подлежит ответственности за мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Деяние, связанное с хищением ценностей и сопряженное с дальнейшим их хранением, перевозкой и пересылкой, необходимо квалифицировать по совокупности со ст. 191 УК РФ.

Осуществление незаконной предпринимательской деятельности, связанной с добычей, производством драгоценных металлов и природных драгоценных камней, и последующее совершение их незаконного оборота при наличии оснований квалифицируются по совокупности преступлений (ст. ст. 171 и 191 УК РФ).

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что осуществляет незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, и желает этого.

Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующий признак — совершение преступления в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней), организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером понимается стоимость драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей.

При установлении стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга следует руководствоваться ценами на эти металлы и камни, существовавшие на момент совершения незаконных сделок с ними, перевозки или пересылки, а при незаконном хранении — по состоянию, когда деяние было прекращено самим лицом или пресечено правоохранительными органами. При этом используются цены покупки на цветные металлы, ежедневно котируемые ЦБ РФ, а стоимость драгоценных камней определяется на основании заключения геммологической экспертизы <1>.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *