КТС 154

КТС 154

  • ЧАСТЬ V. ЧАСТЬ ПЯТАЯ
    • Раздел XIII. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
      • Глава 60. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Статья 389. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Минюст предложил лишить комиссии по трудовым спорам права взыскивать с работодателей долги по заработной плате. Соответствующий законопроект с поправками в ТК РФ для размещения проектов НПА.

Напомним, согласно статье 382 ТК РФ, органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды. Соответственно, КТС вправе рассматривать, в том числе трудовые споры по выплате зарплаты. Судебные приставы при этом обязаны возбуждать исполнительные производства по взысканию долгов по заработной плате на основании удостоверений комиссий по трудовым спорам.

В Минюсте сетуют, что при исполнении указанного вида исполнительных документов имеются высокие риски совершения незаконных финансовых операций. «Удостоверения КТС могут предъявляться в ФССП как в целях обналичивания денежных средств, так и уклонения от уплаты обязательных платежей и иных задолженностей, а также в случаях иных противоправных деяний. Особенностью таких противоправных действий является то, что удостоверение КТС, на основании которого возбуждается исполнительное производство, формально не является поддельным, но вместе с тем не имеет действенных способов защиты от подделки (изготавливается на обычной бумаге и заверяется печатью комиссии по трудовым спорам)», — отмечают в министерстве.

Как поясняют в Минюсте, в результате сговора должника и взыскателя может быть изготовлен легитимный исполнительный документ, который предъявляется для принудительного исполнения. Наибольший риск наличия возможных признаков незаконных финансовых операций усматривается по удостоверениям КТС, содержащим требования о взыскании денежных средств в размере, равном или превышающем 500 000 рублей.

В связи с этим законопроектом предлагается исключить из компетенции комиссии по трудовым спорам рассмотрение споров, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением работодателем обязанности по выплате работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

В статье 382 ТК РФ предлагается установить, что индивидуальные трудовые споры по выплате заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, рассматриваются исключительно судами.

Индивидуальные трудовые споры по выплате заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, предлагается рассматриваются судами.

В Минюсте уверены, что принятие законопроекта позволит исключить злоупотребления со стороны недобросовестных должников и взыскателей, предъявляющих на принудительное исполнение удостоверения КТС.

БУХПРОСВЕТ

Работодателю разрешается не платить зарплату только в исключительных случаях. Например, когда сотруднику по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ). В других случаях при задержке зарплаты на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Для этого достаточно известить работодателя в письменной форме. В период приостановления работы сотрудник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте (ст. 142 ТК РФ). На период приостановления работы за сотрудником сохраняется средний заработок. Работник, отсутствовавший на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности выплатить задержанную зарплату.

Не допускается приостановление работы сотрудниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения. При этом в любом случае работодатель обязан выплатить задержанную зарплату с начисленными процентами. Проценты начисляются в размере не ниже 1/150 ключевой ставки Центрального банка от не выплаченной суммы за каждый день задержки.

Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС) и судами (ст. 233 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Однако это не лишает работника права обжаловать действия нанимателя в прокуратуру, департамент государственной инспекции труда, профсоюзы.

Вместе с тем только решения КТС и суда, принятые по конкретному трудовому спору и не исполненные в добровольном порядке, подлежат принудительному исполнению специальными должностными лицами – судебными исполнителями суда, требования которых по исполнению решений являются обязательными для юридических лиц и граждан, в т.ч. должностных лиц.

Первоначальное рассмотрение трудовых споров

По общему правилу трудовой спор первона­чально должен рассматриваться в КТС, созданной в организации по месту работы работника. Если работник либо наниматель с решением КТС не со­гласны или если члены не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. Вместе с тем ст. 241 ТК определяет ряд тру­довых споров, рассмотрение которых отнесено к непосредственной компетенции суда без обра­щения в КТС. Например, споры о восстановлении работника на работе, о возмещении нанимателем причиненного работнику материального ущерба и др. В случае отсутствия в организации КТС работ­ник также обращается непосредственно в суд за разрешением спора.

В порядке, предусмотренном ТК, рассматрива­ются споры между работником и нанимателем, вы­
текающие именно из трудовых правоотношений. Другие (споры, например, об оплате за прожива­ние в ведомственном общежитии) не являются тру­довыми, поскольку они не регулируются нормами трудового права.

Особый порядок рассмотрения трудовых споров для некоторых категорий работников

Для некоторых категорий работников установ­лен особый порядок рассмотрения трудовых спо­ров. К таким работникам, в частности, относятся граждане Республики Беларусь, работающие в ди­пломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредито­ванных в Республике Беларусь.

В разрешении трудовых споров между этими работниками и нанимателем участвует респуб­ликанский орган государственного управления в области иностранных дел. Защиту трудовых и связанных с ними прав данных работников осуще­ствляет республиканский орган государственного управления в области иностранных дел совмест­но с республиканским органом государственно­го управления по труду в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Вместе с тем, исходя из гарантированного ст. 60 Конституции РБ права на судебную защиту, эти лица также вправе после соблюдения установ­ленного для них порядка рассмотрения трудового спора обратиться в суд за защитой.

Споры о досрочном освобождении от выбор­ной оплачиваемой должности работников обще­ственных объединений по решению их органов подлежат рассмотрению в соответствии с устава­ми данных объединений и действующим законода­тельством.

Порядок рассмотрения споров государст­венных служащих установлен Законом РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон).

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государ­ственной службой, в т.ч. по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реа­лизации прав государственного служащего, пере­вода на другую государственную должность, дис­циплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством (часть вторая ст. 20 Закона).

В то же время необходимо отметить, что зако­нодательные акты, устанавливая право работников на обращение в вышестоящие органы для рассмот­рения трудовых споров, не определяют процедуру рассмотрения споров этими органами.

Создаем комиссию по трудовым спорам

Предусмотренное нормами ТК создание КТС является правом, а не обязанностью сторон коллек­тивных трудовых отношений (нанимателя и профсоюза). С другой стороны, создание КТС воз­можно в любой организации независимо от фор­мы собственности при наличии в ней профсоюза. КТС также может создаваться в структурных под­разделениях организации. Вопрос ее создания, а также компетенция комиссии определяются пись­менным соглашением между профсоюзом и нани­мателем либо коллективным договором.

КТС создается сроком на один год из равного числа представителей профсоюза и нанимателя. Общее количество членов КТС устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом в зависимости от численности работников, частоты обращений и т.д.

Примерную форму Положения о комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21-24 журнала.

Если в организации действуют 2 или более профсоюза, то все профсоюзы должны участво­вать в формировании КТС. В данном случае воз­можны 2 варианта:

1. создание одной КТС, в состав которой по соглашению между профсоюзами будут входить представители всех профсоюзов;

2. создание отдельных КТС, когда наниматель выделяет своих представителей, а каждый профсо­юз — такое же количество своих представителей.

В последнем случае конкретный спор будет рассматривать комиссия, состоящая из представи­телей того профсоюза, членом которого является обратившийся работник.

Наниматель назначает своих представителей в состав КТС приказом руководителя, а профсоюз — решением профкома.

Примерная форма приказа о назначении представителей в состав комиссии по трудовым спорам приведена на с. 24 журнала (приложение 1). Форма выписки из протокола заседания проф­союзного комитета о выделении представителей в состав примирительной комиссии — на с. 24-25 журнала (приложение 2).

Членом КТС от профсоюза может быть любой работник — член данного профсоюза.

Полномочия представителей сторон должны быть подтверждены доверенностями, выданны­ми в установленном порядке, т.е. подписанными соответственно руководителями направивших их сторон.

Примерную форму доверенности смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журна­ла (приложение 4).

Подписи должны быть удостоверены печатя­ми соответственно предприятия и профсоюза. По мнению автора, требование законодательства о выдаче представителям сторон доверенностей яв­ляется лишним, так как персональный состав КТС оговорен в приказе руководителя и постановлении профкома, а компетенция комиссии четко пропи­сана в части второй ст. 236 ТК.

В каждом заседании комиссии должно участ­вовать равное количество представителей от каж­дой стороны (например, по 3 человека от нанима­теля и от профсоюза).

Обязанности председателя и секретаря на ка­ждом заседании выполняются поочередно пред­ставителями сторон. Например, на одном засе­дании обязанности председателя КТС выполняет представитель профсоюза, а обязанности секре­таря — представитель нанимателя. На следующем заседании КТС, наоборот, роль председателя пере­дается представителю нанимателя, а обязанности секретаря — представителю профсоюза. На одном и том же заседании обязанности председателя и секретаря не могут выполнять представители од­ной стороны.

Вопросы, входящие в компетенцию комиссии по трудовым спорам

КТС, если она создана в организации, является обязательным первичным органом по рассмотре­нию трудовых споров, возникающих между работ­ником и нанимателем, кроме тех, для которых уста­новлен иной порядок их рассмотрения, например рассматриваемых непосредственно судом. В КТС также не могут разрешаться вопросы, которые оп­ределяются нанимателем самостоятельно либо по соглашению с профсоюзом, например заключение или изменение коллективного договора, установ­ление норм труда, должностных окладов, тариф­ной ставки 1-го разряда и т.д.

В компетенцию КТС входит рассмотрение тру­довых споров о (об):

-установленных расценках и нормах труда;

-условиях для их выполнения;

-переводе на другую работу и перемещении;

-оплате труда, в т.ч. при невыполнении норм труда, простое и браке;

-совмещении профессий (должностей) и за­местительстве;

-оплате труда за работу в сверхурочное и ноч­ное время;

-праве на получение и размере причитающих­ся работнику премий и вознаграждений, преду­смотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;

-выплате компенсаций и предоставлении га­рантий;

-возврате денежных сумм, удержанных из за­работной платы работника;

-предоставлении отпусков;

-выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно­профилактического питания (ст. 236 ТК).

Указанный перечень вопросов не является ис­черпывающим.

КТС может рассматривать также споры о:

-переводе на другую работу и выплате сред­него заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом;

-взыскании заработной платы, включая над­бавки, предусмотренные системой оплаты труда;

-размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия;

-применении дисциплинарных взысканий;

-неправильных или неточных записях в тру­довой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) руководителя или другим документам;

-выплате выходного пособия, денежной ком­пенсации за неиспользованный трудовой отпуск и другие споры.

Права работника

Работнику, не являющемуся членом профсою­за, предоставлено право выбора — обратиться за разрешением трудового спора в КТС или суд. Суд не вправе отказать такому работнику в принятии заявления в связи с несоблюдением предваритель­ного внесудебного порядка разрешения спора. С другой стороны, и КТС не вправе отказать работ­нику в рассмотрении спора по причине того, что работник не является членом профсоюза.

Правом на обращение в КТС обладает только работник. Нанимателю такое право не предоставле­но. Заявления в комиссию должны приниматься от всех работников, которые находились или находят­ся в трудовых отношениях с нанимателем. Право на обращение в КТС имеют и уволившиеся работники, если их требование основано на отношениях, воз­никших до прекращения трудового договора.

Порядок работы с заявлением работника в комиссии по трудовым спорам

Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. Законом не установлено, на кого возлагается обязанность по регистрации таких заявлений. Порядок ведения делопроизводства КТС предусматривается согла­шением между нанимателем и профсоюзом либо коллективным договором (ст. 235 ТК). Поэтому це­лесообразно разработать в организации положе­ние о КТС и порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.

Форма и содержание заявления работника в КТС законодательством не определены. Заявление может подаваться в КТС как в письменном виде, так и путем устного обращения работника в ко­миссию. В последнем случае содержание требова­ния записывается в специальном журнале.

В письменном заявлении следует указать: на­именование комиссии и название организации, в которую направляется заявление; фамилию, имя, отчество заявителя; место его работы и долж­ность; местожительство; суть спора. В конце за­явления ставится личная подпись обратившегося гражданина.

Комиссия не имеет права отказать работнику в приеме заявления даже в том случае, если тру­довой спор не подведомствен КТС. Заявление изу­чается комиссией, и по нему выносится решение об отказе в рассмотрении спора. Отказ в приеме заявления допускается только в том случае, если данный спор уже являлся предметом рассмотре­ния КТС и по нему вынесено решение либо комис­сия не пришла к соглашению.

КТС не вправе отказать в принятии заявления по мотивам пропуска срока исковой давности (установленного законом срока для защиты судом или другим компетентным органом права по иску лица, право которого нарушено). При пропус­ке срока для обращения в КТС члены комиссии должны выяснить причины пропуска и в зависи­мости от них принять решение о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении.

Дан­ный вопрос решается в каждом конкретном слу­чае с учетом всех доводов работника о причинах, которые повлекли за собой несвоевременное обращение за защитой нарушенного права. Ува — жительной причиной считается болезнь, препят­ствовавшая работнику своевременно обратиться в КТС. Не являются уважительными причинами незнание работником законодательства о труде, обращение его в различные инстанции за защи­той своего права, поскольку это не мешало ему обратиться в КТС.

Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам

Комиссия извещает работника, подавшего за­явление, и нанимателя о дате и времени рассмот­рения трудового спора. Спор рассматривается в присутствии обратившегося работника, за исклю­чением случая, если имеется письменное заявле­ние работника с просьбой о рассмотрении спора без него. При неявке работника на заседание ко­миссии рассмотрение заявления откладывается.

При вторичной неявке работника без уважи­тельной причины комиссия может вынести реше­ние о снятии данного заявления с рассмотрения. Однако это не лишает работника права в пределах установленного законодательством срока подать заявление вновь.

КТС вправе вызывать на свое заседание сви­детелей, специалистов, представителей различных общественных организаций. По требованию ко­миссии наниматель обязан представить необходи­мые расчеты и документы.

На заседании КТС ведется протокол, в котором должны быть указаны состав комиссии (кто — от нанимателя, кто — от профсоюза), краткое содер­жание требований работника, объяснения лиц, заслушанных на заседании КТС, содержание реше­ния по рассматриваемому спору. Ведет протокол секретарь комиссии. Протокол подписывают пред­седатель и секретарь. Примерную форму прото­кола заседания комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26-27 журнала (приложение 5).

Законом определен 10-дневный срок для рас­смотрения спора КТС. В результате рассмотрения спора по существу КТС принимает решение.

Решение КТС принимается не простым боль­шинством голосов, а по соглашению между пред­ставителями нанимателя и профсоюза (часть первая ст. 238 ТК). В данной норме закона акцент сделан не на соглашение между членами комиссии, а на соглашение между представителями сторон (нани­мателя и профсоюза). Поэтому, на наш взгляд, для принятия решения КТС необходимо его одобрение большинством представителей как со стороны на­нимателя, так и со стороны профсоюза.

Например, если КТС состоит из 6 человек (по 3 представителя от нанимателя и профсоюза), решение считается принятым, если за него проголосовало хотя бы по 2 представителя от нанимателя и от профсоюза, т.е. 4 человека. Для исключения случаев равного разде­ления голосов при голосовании число представите­лей, направляемых в КТС каждой из сторон, должно быть нечетным и, как правило, не менее 3.

Решение комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам при рассмот­рении конкретного спора может вынести одно из следующих решений:

-об удовлетворении требований работника в полном объеме;

-о частичном их удовлетворении;

-об отказе в удовлетворении требований.

В решении КТС должны указываться: нанима­тель; Ф.И .О. обратившегося работника; дата обращения в КТС; дата рассмотрения трудового спора; фамилии членов комиссии, присутствовавших на заседании; мотивированное решение КТС (ст. 238 ТК).

Примерную форму решения комисии по тру­довым спорам смотрите в рубрике «Полезная до­кументация» на с. 27-28 журнала (приложение 6).

Мотивированность решения означает обосно­вание его нормами действующего законодательст­ва, коллективным договором, правилами внутрен­него трудового распорядка и другими локальными актами, а также соответствие действительным об­стоятельствам дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора. Решение должно быть изложено четко и ясно, чтобы не возникло затруд­нения при его исполнении. В решении по денеж­ным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.

Решение КТС имеет обязательную силу и ут­верждению нанимателем или профсоюзом не под­лежит. Подписывается оно председателем и секре­тарем соответствующего заседания. Копии реше­ния КТС в 3-дневный срок вручаются работнику и нанимателю.

Данное решение наниматель или работник могут обжаловать в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копии. Основания и мотивы обраще­ния в суд могут быть различными (например, несо­гласие с размером подлежащих взысканию денеж­ных сумм и др.).

Срок исполнения решения комиссии по трудовым спорам

Срок исполнения решения КТС установлен ст. 248 ТК. Решение подлежит исполнению нанимате­лем не позднее 3 дней по истечении 10 дней, пре­дусмотренных на его обжалование. Срок начина­ется с момента вручения нанимателю копии реше­ния КТС, вынесенного по конкретному трудовому спору. Решение КТС о восстановлении на прежней работе работника, который незаконно был переве­ден, подлежит немедленному исполнению.

Принудительное исполнение решения комиссии по трудовым спорам

Решение по трудовому спору, вынесенное КТС, может быть исполнено в добровольном по­рядке. Если наниматель не исполняет решение, то комиссия выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа. Удо — стоверение выдается по просьбе работника, в пользу которого вынесено решение. По своей инициативе КТС удостоверение не выдает.

Удостоверение не может быть выдано до ис­течения 10 дней, предусмотренных на обжало­вание решения. Не выдается оно и в том случае, если работник или наниматель обратились с за­явлением о разрешении трудового спора в суд.

В удостоверении на принудительное испол­нение решения КТС должны быть указаны: на­именование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; дата принятия решения; дата выдачи удостоверения; фамилия, имя, отчество работника; решение по существу спора.

Формулировка решения в удостоверении должна точно соответствовать решению КТС.

Например: «обязать нанимателя оплатить Ф.И.О. за сверхурочную работу в двойном раз­мере согласно ст. 69 Трудового кодекса Респуб­лики Беларусь». Удостоверение подписывается председателем и секретарем КТС. Примерную форму удостоверения см. в рубрике «Полез­ная документация» на с. 28 журнала (приложе­ние 7).

Следует еще раз обратить внимание на нали­чие в удостоверении даты его выдачи, посколь­ку с этой даты начинает течь срок предъявления удостоверения в суд для принудительного испол­нения решения.

Принудительное исполнение решений КТС производится судебным исполнителем суда, на территории которого расположена организация, в данном случае — должник.

Для принудительного исполнения решения удостоверение в 3-месячный срок со дня его выдачи предъявляется в суд по месту располо­жения организации. При пропуске работником 3-месячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстано­вить этот срок.

Пропуск данного срока по неуважительным причинам и отказ в его восстановлении влекут утрату юридической силы удостоверения как ис­полнительного документа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *