Налоговые правоотношения
Содержание
Глава 4. Права и Обязанности Субъектов налоговых отношений
Статья 30. Права налогоплательщиков
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать от органов государственной налоговой службы и иных уполномоченных органов информацию о действующих налогах, обязательных платежах, об изменениях в налоговом законодательстве;
2) получать данные, имеющиеся в уполномоченных органах, по выполнению своих обязательств по налогам и обязательным платежам;
3) представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя;
4) использовать льготы по налогам и обязательным платежам при наличии оснований и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами;
5) на зачет или возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, обязательных платежей, пени и штрафов;
6) получать отсрочку, рассрочку по уплате налогов и обязательных платежей на условиях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными нормативно-правовыми актами;
7) самостоятельно исправлять ошибки, допущенные ими при учете объекта обложения, исчислении и уплате налогов и обязательных платежей;
8) знакомиться с материалами и получать акты налоговых проверок;
9) представлять органам государственной налоговой службы, осуществляющим налоговую проверку, пояснения по вопросам, касающимся исполнения налогового законодательства;
10) не выполнять акты и требования органов государственной налоговой службы, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу и (или) иным нормативно ? правовым актам;
11) обжаловать в установленном порядке действия (решения) органов государственной налоговой службы и других уполномоченных органов, действия их должностных лиц;
12) требовать в установленном порядке возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (решениями) органов государственной налоговой службы и иных уполномоченных органов или незаконными действиями их должностных лиц.
13) участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя.
Уполномоченный представитель налогоплательщика действует на основе доверенности, выдаваемой налогоплательщиком.
Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных отношениях
Действие (бездействие) представителей налогоплательщика, совершенное в связи с участием этого налогоплательщика в налоговых отношениях, признается действием (бездействием) налогоплательщика.
2. Налогоплательщики имеют и другие права, предусмотренные настоящим Кодексом и иными нормативно-правовыми актами.
3. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц органов государственной налоговой службы и иных уполномоченных органов.
4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную законодательством.
Статья 31. Обязанности налогоплательщиков
1. Налогоплательщики обязаны:
1) своевременно и в полном объеме выполнять свои налоговые обязательства;
2) вести бухгалтерский учет, составлять финансовую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством;
3) представлять органам государственной налоговой службы и иным уполномоченным органам документы, подтверждающие право на льготы;
4) представлять органам государственной налоговой службы во время проведения проверок документы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и обязательных платежей;
5) выполнять законные требования органов государственной налоговой службы и иных уполномоченных органов и их должностных лиц, а также не препятствовать законной деятельности указанных органов.
2. Налоговые агенты также обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет и государственные целевые фонды налоги и обязательные платежи;
2) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет и государственные целевые фонды налогов и обязательных платежей, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
3) выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для налоговых агентов.
3. Налогоплательщики несут также и другие обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.
Статья 33. Права и обязанности уполномоченных органов
Права и обязанности уполномоченных органов регулируется Настоящим кодексом и иными нормативно-правовыми актами
Информация об изменениях:
Статья 62 изменена с 1 октября 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2020 г. N 311-ФЗ
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2021 г. (на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.)
См. предыдущую редакцию
Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 62 БК РФ
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46, 58, 63 и 63.1 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100 процентов;
доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100 процентов;
доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;
части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
платы за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, — по нормативу 100 процентов;
платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — по нормативу 100 процентов;
платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным государственными (муниципальными) органами, единым институтом развития в жилищной сфере, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городских, сельских поселений, — по нормативу 100 процентов в бюджет муниципального образования, в собственности (на территории) которого находится земельный участок, если иное не установлено настоящей статьей.
В бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 60 процентов.
Часть третья утратила силу.
См. текст части третьей статьи 62
В бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением до разграничения государственной собственности на землю поступают:
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 100 процентов;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, — по нормативу 100 процентов;
плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, — по нормативу 100 процентов;
абзац пятый утратил силу.
См. текст абзаца пятого части четвертой статьи 62
В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают:
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 50 процентов;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, — по нормативу 100 процентов;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — по нормативу 50 процентов;
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 100 процентов;
плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — по нормативу 50 процентов;
плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — по нормативу 50 процентов;
плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, — по нормативу 100 процентов;
плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления сельских поселений, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, — по нормативу 100 процентов.
В бюджеты городских поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают:
доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 50 процентов;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — по нормативу 50 процентов;
плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — по нормативу 50 процентов;
плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — по нормативу 50 процентов.
В бюджеты городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100 процентов.
В бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением поступают:
доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, которые расположены в границах муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В бюджеты муниципальных районов поступают:
доходы от продажи земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В бюджеты городских поселений и бюджеты сельских поселений поступают:
доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В бюджеты соответствующих видов муниципальных образований подлежат зачислению неналоговые доходы по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.
В бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов) подлежат зачислению неналоговые доходы по нормативам отчислений, установленным представительным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в соответствии со статьями 63 и 63.1 настоящего Кодекса.
Налоговые правоотношения — это специфическая разновидность финансовых отношений, урегулированная налогово-правовыми нормами. В статье расскажем, каковы законодательное понятие и виды налоговых правоотношений Также вы узнаете, какие признаки есть у названных отношений, а также какова их структура. Данные вопросы очень важны для бухгалтеров. Да и любому другому человеку может быть интересно расширить свой кругозор.
Законодательное понятие и признаки налоговых правоотношений
В ст. 2 НК РФ закреплено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Также Налоговый кодекс РФ регламентирует правоотношения по налоговому контролю, обжалованию актов налоговиков, действий (бездействий) чиновников соответствующих инстанций и привлечению к ответственности после совершения налогового правонарушения.
Налоговые правоотношения характеризуются следующими признаками:
- обычно финансовый плюс властно-публичный формат, поскольку государство непосредственно (либо с помощью уполномоченных органов) обязательно участвует в налоговых правоотношениях (НПО);
- так как участники рассматриваемых отношений не могут свободно устанавливать, прекращать или менять их определенно-категоричную форму, возникновение, корректировка и окончание обозначенных отношений происходит через нормативно-правовые акты (императивная природа);
- порождение в результате фискальной деятельности, обращенной на создание, направление, перенаправление и применение различных денежных фондов (государственных и муниципальных), попадающих в бюджет вследствие того, что с плательщиков взимаются разные виды налогов и сборов.
Структура НПО
Наряду с любым другим, рассматриваемое правоотношение обладает собственным строением из следующих элементов:
- Субъекты.
- Объекты.
Субъекты (их список полностью приведен в ст. 9 НК РФ) — лица с юридической связью между собой. Среди них в роли одной стороны присутствуют налогоплательщики, плательщики сборов, прочие лица с обязанностями, а роль другой исполняют фискальные органы (их должностные лица) как государственные представители, муниципалитеты.
Объекты — то, по поводу чего соответствующие правоотношения образуются. В том числе это могут быть налоги, сборы, чья размерность определяется фискальным законодательством. Здесь же указаны особенности их взимания, уплаты, воплощение объединенного с этим контроля, наложение надлежащей ответственности, обжалование актов фискальщиков, действий (бездействий) чиновников соответствующих инстанций.
Содержание — права плюс обязанности субъектов, подробнее можно узнать в гл. 3, 5 НК РФ.
Виды налоговых правоотношений
Для выделения тех или иных видов НПО существуют различные квалифицирующие признаки (сразу оговоримся, что, помимо приведенных нами, существуют и другие разграничивающие критерии):
- Нацеленность: дифференцирует правоотношения на основные и обеспечительные. Ключевые права и обязанности участников (установление уплаты обязательного платежа) вводятся первыми, а вторые способствуют использованию прав и исполнению обязанностей (постановка на налоговый учет, проведение соответствующих проверок).
- Сущность: группирует виды отношений следующим образом: обжалования актов налоговиков, а также действия (бездействия) служащих соответствующих инстанций, привлечение к налоговой ответственности за соответствующие правонарушения, фискальный контроль, введение, взимание налогов и сборов.
- Характер связей участников: разграничивает виды правоотношений на абсолютные и относительные. В первых четко установлен только один участник (введение обязательных платежей), здесь уполномоченный орган принимает подобающий, обязывающий неопределенное число лиц нормативный акт. Во второй группе у конкретных налогоплательщиков одновременно есть и определенные обязанности, и соответствующие права (фискальный контроль).
- Субъектный состав: подразделяет виды НПО на начинающиеся между:
- государством (уполномоченными им органами) и налогоплательщиками, плюс иными участниками НПО (привлечение к налоговой ответственности, оспаривание действий (бездействий) служащих ФНС и актов фискальщиков, осуществление фискального контроля, взимание обязательных платежей;
- РФ и ее субъектами; РФ и муниципалитетами; российскими субъектами и муниципалитетами (введение налогов и сборов).
- Материальные и процессуальные виды: рассматриваемые отношения разделяет природа фискальных норм. Через первые реализуются те или иные материальные права и обязанности (подсчет, уплата налога либо сбора и др.). Через вторые действуют различные порядки (привлечение к фискальной ответственности, обжалования актов налоговиков, предписание, осуществление ими проверок и т. д.).
- Функциональность правовых норм: выделяет регулятивные и охранительные виды НПО. Первые позволяют устанавливать, взимать налоги и сборы, вторые — налагать фискальную ответственность.
2.2. Предмет и метод налогового права
Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?
Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В сферу налогового правового регулирования входят общественные отношения:
> по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
> возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств;
> возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;
> возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
> возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений;
> возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет налогового права:
> имеют имущественный характер;
> направлены на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
> обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.
Метод налогового права – совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.
Основные методы налогового права:
– метод властных предписаний (императивный, командно-волевой) – способ правового воздействия, где государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений; также определяется мера должного поведения и обеспечивается принудительное воздействие в случае неисполнения установленных предписаний.
– метод рекомендаций и согласования – метод, который используется при принятии разъяснений, устанавливает функции и образцы рекомендаций, а также при определении направленности совместной работы фискальных органов, частично при определении предметов ведения по отдельным вопросам налогообложения (ст. 72 Конституции РФ).
– диспозитивный метод – способ правового воздействия, связанный равноправием сторон, координацией, основанной на дозволениях.
Данный метод используется крайне редко и выражается, например, в предоставлении частному субъекту возможности формировать свою налоговую политику, получении отсрочку исполнения налоговых обязанностей, заключении договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведении зачета задолженности государства перед поставщиками товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
5. Виды налоговых правоотношений
В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения.
К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов.
Ко второму виду относятся, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.
По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные . Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т. п., можно отнести к процессуальным.
По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на:
1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями – к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов;
2) отношения между государством (муниципальными образованиями), а также иными участниками налоговых правоотношений.
По характеру межсубъектных связей они делятся на отношения абсолютные и относительные . Под абсолютными правоотношениями в теории права понимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.
По содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе:
1) установления и введения налогов и сборов;
2) взимания налогов и сборов;
3) проведения налогового контроля;
4) привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;
5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке