Отмена внутренних таможенных пошлин

Отмена внутренних таможенных пошлин

20 (31) декабря 1753 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.

7 (18) сентября 1752 г. граф Пётр Иванович Шувалов предложил Сенату проект уничтожения внутренних таможенных сборов. Первоначально программа мероприятий Шувалова предусматривала освобождение от внутреннего таможенного обложения исключительно крестьянской торговли, не затрагивая купеческой торговли. В проекте не указывалось, на какие виды сборов перелагались доходы, поступавшие в казну от таможенного обложения крестьянской торговли. Именно поэтому 16 (27) марта 1753 г. Шувалов внёс в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы, которые взимались во внутренних таможнях, губернских и воеводских канцеляриях. В окончательном проекте, представленном Сенату 18 (29) августа 1753 г., предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов, обременявших крестьянскую и купеческую торговлю, но также винокурение помещиков. Этот проект реформы имел финансовое обоснование: бюджетную недостачу вследствие ликвидации внутренних таможен (кроме портовых и пограничных) и отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путём увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора. Наконец, 20 (31) декабря 1753 г. предложения Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Составной частью указа стал одноимённый «высочайше утвёржденный доклад Сената» от 18 (29) декабря 1753 г.

Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

В 1754 г. правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири и таможенное обложение товаров, ввозимых из России в Сибирь. Вывоз же товаров из Сибири в Россию облагался ставкой 10%: с пушнины по-прежнему взимали десятым зверем, а с остальных товаров — по 10 коп. с рубля. Вывоз российских товаров через Сибирь в Китай и другие страны Азии был обложен 5% пошлиной (вместо положенной по тарифу) и дополнительно 13%; вывоз сибирских товаров за границу — 10% пошлиной вместо тарифной (с пушнины — натурой) и 13% сбором. Таким же было обложение ввоза китайских и других восточных товаров в Сибирь: 10% и дополнительно 13%.

В апреле 1755 г. пограничные таможни в Брянске, Курске, Смоленске и некоторых других городах перенесли на государственную границу Российской империи. Также были отменены внутренние таможни на границах между Россией, Украиной и областью Войска Донского. Эти реформы таможенной системы были зафиксированы Таможенным уставом 1755 г. и закреплены протекционистским таможенным тарифом 1757 г.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 г. Т. 13 (1749-1753). СПб., 1830. № 10164. С. 947.

Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Протекционизм Петра Первого

В начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха. При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена.

Правление Елизаветы Петровны

Вступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения. В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен. Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи.

Законопроект

Инициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин. Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената. Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной.

Отсутствие общего рынка

В те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими. Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных. В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост.

Причины отмены

Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.

Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.

Проведение реформ

Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.

Вы нашли подходящий товар в интернет-магазине или ваши друзья хотят вам что-нибудь прислать. Во что обойдется получение такой посылки? Это может стоить значительно дороже, чем вы предполагали.

Обычно по сложившейся международной практике стоимость пересылки, страховки и т.п. берет на себя отправитель, или это входит в цену заказываемого товара, поэтому при получении такой посылки вам придется оплатить только таможенные платежи (далее платежи). Возможны, правда, варианты, когда отправитель заявляет, что готов оплатить и стоимость таких платежей. Но так как заранее неизвестна их величина, это создает очень большие трудности при оформлении и получении, и по этой причине реально не практикуется.

Рассмотрим факторы, влияющие на размер платежей. При этом решающее значение имеет стоимость посылки, и чем она больше, тем выше будут платежи. Поэтому несколько важных замечаний:

  • Обычно стоимость посылки заявляется отправителем путем заполнения соответствующей графы в почтовой квитанции
  • Все таможенные платежи начисляются с так называемой «таможенной стоимости» товара, куда входят так же транспортные расходы, которые могут составлять, например, в случае доставки курьерской службой, от 6 до 20$ за 1кг в зависимости от дальности
  • Не стоит отправителю заявлять и слишком маленькую стоимость. На это непременно обратит внимание таможенный инспектор, он может изменить ее, естественно, только в большую сторону. При этом будет руководствоваться стоимостью аналогичных товаров и ценой, указанной в различных каталогах
  • Если стоимость товара действительно очень низкая, а товар выглядит значительно дороже, полезно будет вложить в посылку товарные чеки, инвойс, купчую или другие подобные документы, подтверждающие его стоимость
  • Не стоит отправителю указывать в графе стоимость слово «подарок» (gift). В этом случае все товары, вложенные в посылку, все равно будут оценены таможенником. Это повлечет за собой увеличение платежей и задержку в оформлении, что, скорее всего, несколько подпортит вам впечатление от подарка

Ставки таможенных платежей, не зависимо от вида организации, осуществляющей обработку почтовых отправлений (посылка, бандероль и т.п.) одинаковы. Правила для гос.почты и курьерских служб (DHL, TNT, FedEx) также практически не отличаются..

Если стоимость посылки менее 200 евро, и вес не более 31 кг, таможенными платежами такая посылка не облагается!

Никакие ограничения по периодичности получения таких посылок в настоящее время законодательством также не установлены. Получать посылки стоимостью до 200 евро и весом до 31 кг можно без уплаты пошлин независимо от того, сколько таких посылок пересылается в течение месяца одному и тому же адресату.

Если же стоимость посылки превышает 200 евро или ее вес превышает 31 кг, в части такого превышения применяется таможенные пошлины.

Для товаров, пересылаемых в международном почтовом отправлении в адрес физического лица и предназначенных для его личного пользования, установлены единые ставки таможенных пошлин: 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса.

Внимание! Таможенные пошлины по единой ставке применяются только в части превышения норм беспошлинного ввоза!

То есть, если пересылаемый товар стоит или весит больше установленного порогового значения (200 евро и(или) 31 кг), то взимается пошлина в размере 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной или весовой нормы.

Например:

вес 35 кг, стоимость 180 евро. Пошлина (35-31)*2=8 евро.

вес 20 кг, стоимость 600 евро. Пошлина (600-200)*15%=400*0.15=60 евро.

Если и вес, и стоимость превышены одновременно:

вес 35 кг, стоимость 600 евро. Пошлина (35-31)*2=8 евро; (600-200)*15%=400*0.15=60 евро

В этом случае в целях уплаты выбирается большая из двух полученных сумм, то есть 60 евро.

Оплата производится в рублях по курсу ЦБ.

Исключение 1 – товары, не относящиеся к товарам для личного пользования. Законодательством установлен список товаров, которые ни при каких обстоятельствах не могут считаться товарами для личного пользования. Т.е. по мнению законодателя такие товары в принципе невозможно использовать в личных целях, соответственно льготы не предоставляются. При этом получать их по почте можно, но будет взиматься совокупный таможенный платеж. Например, алмазы и аппаратура для фотолабораторий.

Исключение 2 – товары для личного пользования, но запрещенные к ввозу (пересылке). Тут ничего особенного нового нет. В основном отсылки к действующему законодательству теперь уже Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по запрету ввоза/вывоза определенных товаров. Например, чтобы посмотреть, что же конкретно запрещено, из пункта 1.4 «специальные технические для негласного получения информации» надо найти соответствующий документ ЕАЭС с более подробным описанием товаров данной группы. Также можно определить код ТНВЭД и посмотреть справку по товару, например: .

Внимание! Перечень для МПО больше чем для пересылки курьерской службой (п.4.1-4.12), например культурные ценности пересылать в МПО нельзя, а курьерской службой можно. А сигареты (в пределах нормы) курьерской службой можно, в МПО нельзя.

Исключение 3 – товары для личного пользования, но ограниченные к ввозу (пересылке). Все аналогично предыдущему пункту, только перечень для МПО меньше.

Исключение 4 – культурные ценности, если они признаны таковыми в соответствии с законодательством РФ (см. соответствующий раздел на сайте) освобождаются от таможенных платежей независимо от веса и стоимости. Пересылка возможна только курьерской службой (не МПО), при это товары в обязательном порядке подлежат декларированию в письменном виде.

Внимание! Пересылка товаров для личного пользования через государственную границу Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан осуществляется без применения норм необлагаемых таможенными пошлинами и налогами (200 евро, 31 кг).

Информация об ограничении или запрете ввоза (пересылки) некоторых категорий товаров

Растения. Запрещены для международной пересылки все растения всех семейств, родов и видов, живые с корнями и без корней или срезанные, в том числе рассада, черенки, отводки, свежие или засушенные, или обработанные любым другим способом, в том числе гербарии и другие коллекции (предметы коллекционирования) по ботанике.

Лекарства. Международная пересылка физическими лицами лекарственных средств, за исключением наркотических и психотропных лекарственных средств, осуществляются без применения запретов и ограничений неэкономического характера. Чтобы узнать, распространяются ли на ваше лекарство ограничения и запреты при пересылке на территорию ЕАЭС, необходимо изучить состав препарата на предмет содержания в нем наркотических и психотропных веществ.

Оружие. Пересылка с территории ЕАЭС в международных почтовых отправлениях любых видов оружия (их частей), патронов к ним (их частей), конструктивно сходных с гражданским и служебным оружием изделий запрещены.

Особенности оформления посылки отправленной с помощью курьерской службы

Правила для гос.почты и курьерских служб одинаковые и руководствоваться следует только надежностью, удобством, стоимость услуг и т.п. Однако следует иметь в виду, следующее:

  • в случае доставки посылки курьерской службой обязательным является заполнение пассажирской декларации, независимо от суммы посылки
  • существует практика навязывания курьерскими службами доп.услуг (хранение, оформление и т.п.), при этом общая стоимость такого пакета услуг обычно составляет 3-5 т.р. в зависимости от фирмы-перевозчика, что может существенно превышать стоимость самого товара в посылке

С чем это связано?

Дело в том, что курьерские службы оформляют посылки в качестве экспресс-грузов.

Экспресс-грузом является товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки транспортом любого вида с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок в целях доставки до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного или фиксированного промежутка времени (пп.52 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС).

Экспресс-грузы оформляются в особом упрощенном порядке по специальному реестру (до 500 накладных в одной ДТ в адрес разных получателей).

Но! Курьерская служба может оформлять посылки в таком порядке только, если их стоимость по одной накладной не превышает 200 Евро и не подлежат уплате таможенные платежи (то есть, например, вес не превышает границы беспошлинного ввоза — до 31 кг).

По этой причине оформление осуществляется за счет грузоотправителя (получатель не оплачивает услуги по таможенному оформлению) только при стоимости посылки до 200 евро и в том случае, если не подлежат уплате таможенные платежи (не превышен лимит беспошлинного ввоза по весу).

Если стоимость вашей посылки больше 200 Евро и (или) вес превышает границы беспошлинного ввоза (31 кг), курьерская служба также будет оформлять ее в обычном порядке. Таможенное оформление будет для получателя платным (за услуги по таможенному оформлению плюс таможенные платежи по единым ставкам).

Но, если Вы не хотите платить лишних денег и готовы к некоторым трудностям, то необходимо:

  • cразу после звонка из курьерской службы приехать и заявить о самостоятельном оформлении груза. Не поддаваться на уговоры и слова, что это невозможно, требуется электронный вид и т.п.
  • Вам должны предоставить все необходимые документы на посылку (транспортные, сопроводительные и т.п.)
  • с этими документами необходимо обратиться к инспектору, заполнить пассажирскую декларацию, отдать ее инспектору, тем самым произвести таможенное оформление. После этого можно будет забрать посылку
  • в таможенную декларацию необходимо вносить достоверные сведения. Если у инспектора возникнут сомнения в стоимости, предъявите чеки, выписки из банка, ссылки или распечатки web-страниц с товаром. При пересылке технически сложных или непонятного назначения изделий, будьте готовы представить технические характеристики и описание
  • если возникнет необходимость в платежах (превышен лимит, вес или товар признан коммерческим), то инспектор сам оформит ТПО (таможенный приходный ордер), после оплаты которого посылку также можно будет забрать

Несколько выводов

1. Если ваш товар имеет стоимость более 200 евро и его можно разделить на несколько частей то, возможно, имеет смысл это сделать и послать несколько посылок, что позволит избежать высоких таможенных платежей. При этом не имеет значения периодичность отправки посылок и их количество, а также адрес получателя.

2. И главное — не забывайте о пословице «За морем телушка — полушка, да рубль — перевоз». Даже приобретя какой-то товар дешевле, вы должны помнить, что наверняка будут трудности с возвратом, если он окажется некачественным или потребуется гарантийный ремонт.

Примечания

Все вышесказанное относится только к товарам, получаемым физическими лицами для личного (некоммерческого) использования. При установлении предназначения товаров должностное лицо таможенного органа принимает во внимание следующие факторы:

  • характер товаров. Учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования в быту
  • количество товаров в одном посылке. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, явно превышающем потребность одного лица, получающего товары (а также членов его семьи), могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата
  • частоту пересылки товаров. Однородные товары, пересылаемые хотя бы и в небольших количествах одним и тем же лицом или в адрес одного и того же лица одновременно либо в течении одной недели, могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата

Товары стоимостью менее 5000 рублей работниками мест международного почтового обмена направляются адресатам без дополнительного предъявления таможенным органам. Таможенный досмотр производится выборочно.

МПО, содержащие товары стоимостью более 5000 рублей, представляются должностным лицам таможенного органа для проведения таможенного осмотра, в том числе и с использованием технических средств таможенного контроля (ТСТК), в целях выявления товаров:

  • в отношении которых применяются запреты и ограничения экономического характера
  • по которым в сопроводительных документах указаны сведения (наименование, вес, стоимость и т.д.), не соответствующие товарам, пересылаемым МПО

Зимний дворец и Адмиралтейство в Петербурге. Картина Ф.Я. Алексеева 1800 года.

Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике. Они были обусловлены как интересами торгующего дворянства, домогавшегося ликвидации торговых монополий и ограничений, так и интересами купечества.

В середине XVIII в. взималось 17 различных видов внутренних таможенных сборов. Существование внутренних таможенных сборов препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись.

Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г. и манифестом 1775 г. промышленных монополий и провозглашение свободы промышленности и торговли. Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленных изделий, что способствовало более быстрому перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру.

Отмена монополий, находившихся, как правило, в руках придворных фаворитов, была выгодна и широким массам купечества. Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П. И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.

Несмотря на дворянский в конечном счете характер экономической политики правительства, эта политика объективно, вопреки воле и намерениям самодержавия и дворянства приводила к росту капиталистических отношений, способствуя развитию капиталистического предпринимательства крестьян и ускоряя разложение феодально-крепостнических отношений.

Однако прогрессивность этих мероприятий была ограниченной. Даже провозглашая свободу промышленной деятельности, самодержавие все же имело в виду прежде всего интересы дворянства. Сословный строй в России ограничивал переход крестьян в купечество. Свобода промышленной деятельности понималась как свобода дворянского предпринимательства. Против такого дворянского понимания свободной торговой и промышленной деятельности резко выступало купечество, считая вообще торговлю и промыслы своей привилегией и полагая, что дворянство должно «упражняться единственно в земледелии», ибо торговля и промышленность совсем «не барское дело». Особенно задевала интересы купечества торговля крестьян, которые, по мнению купечества, должны были обрабатывать землю, «и сие есть их жребий».

Быстро растущая внутренняя и внешняя торговля побуждала царское правительство принимать во внимание также и интересы купечества. Для предоставления кредита купечеству учреждается Коммерческий банк; в целях развития внешней торговли заключается ряд договоров; дети купцов на казенный счет направляются за границу для обучения коммерческим наукам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *