Предупредительные талоны по охране труда РЖД
Содержание
- Что такое предупредительный талон
- Правила выдачи и изъятия
Для некоторых сфер деятельности соблюдение требований охраны труда особенно важно. Это обусловлено повышенным риском для здоровья и жизни людей в случае их нарушения. При этом пострадать может не только сам работник или его коллеги, но и посторонние люди. Например, к таким областям деятельности относятся железнодорожные перевозки и другие виды работ. Поэтому для обеспечения дисциплины в таких сферах применяется специальный порядок контроля охраны труда.
Что такое предупредительный талон
Предупредительный талон представляет собой специальную карточку, которая используется для учета нарушений правил охраны труда, допущенных конкретным работником. В Трудовом кодексе отсутствует указание об обязательном порядке их применения. Поэтому правила такой системы учета регулируются внутренними нормативными документами компании. Так, общие принципы их использования на железной дороге установлены распоряжением ОАО «РЖД» № 2351р. Этот нормативный документ предусматривает три типа бланков, пронумерованных по порядку. Их образцы приводятся в приложении к распоряжению. На каждом документе прописаны основные правила его применения, а также условия изъятия и повторного возврата.
Правила выдачи и изъятия
Талон № 1, имеющий зеленый цвет, выдается новому сотруднику после того, как он прошел необходимую подготовку и подтвердил свои знания по ОТ в ходе обязательной проверки. Он обязан иметь его при себе при выполнении трудовых обязанностей. Если сотрудник случайно потеряет его, он должен немедленно сообщить об этом руководителю: в течение суток ему должны будут предоставить дубликат.
Если сотрудник нарушил требования безопасности, карточку у него изымают: взамен он получает талон № 2 желтого цвета. Изъятие вправе проводить вышестоящие сотрудники: их список утверждается отдельным приказом. В дополнение к изъятию на сотрудника могут быть наложены дополнительные санкции: например, лишение премии. Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, непосредственный руководитель этого сотрудника проводит с ним беседу, в которой предупреждает, что новые нарушения в сфере безопасности труда недопустимы.
Аналогичным образом поступают с работником, который снова допустил несоблюдение требований безопасности. В этот раз у него забирают талон № 2 и выдают документ под номером 3 красного цвета. Для предотвращения дальнейших нарушений с сотрудников проводится внеплановый инструктаж по безопасности труда.
Невыполнение правил безопасности при наличии третьего талона – это еще более серьезная ситуация. Если нарушение оказалось серьезным или повлекло за собой значительные последствия, работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности по правилам, предусмотренным ТК и нормативной базой РЖД. Для контроля возможности допуска сотрудника к дальнейшей работе проводят внеочередную проверку знаний по ОТ. Если сотрудник не пройдет ее, то есть его знания в сфере безопасности труда окажутся недостаточными, его отстраняют от работы. После этого в утвержденном порядке в компании рассматривается возможность освобождения его от занимаемой позиции на основании служебного несоответствия.
Журнал учета
Движение карточек учитывается в специальном журнале. В нем фиксируются все факты выдачи и лишения документов. Он оформляется по образцу, приведенному в приложении к распоряжению № 2351р. Первый талон регистрируется в нем после прохождения сотрудником проверки знаний по ОТ. В случае изъятия документа в журнале записываются причина такого решения, сведения о лице, принявшем его, а также основание, то есть тип допущенного нарушения.
Дальнейшая работа и возврат талонов
Выдача очередного талона не влечет за собой отстранения сотрудника от работы – кроме случаев, когда нарушение допущено обладателем карточки № 3. Согласно действующим правилам, каждое нарушение может повлечь за собой изъятие только одного документа. При этом если невыполнение требований ОТ было допущено по вине работодателя, у работника его не изымают. Поэтому после каждого случая руководителем этого сотрудника должно проводиться расследование обстоятельств и причин происшествия: на это отводится три дня.
Система применения дисциплинарных карточек предполагает возможность возврата к исходным позициям. Так, сотрудник, которого лишили первого документа, может получить его обратно, сдав второй талон, по истечении полугода работы без нарушений, если об этом будет ходатайствовать его непосредственный руководитель. Аналогичный порядок предусмотрен для обладателей третьей карточки: они сдают ее и получают вторую после полугода безупречной работы по ходатайству руководителя. Еще через полгода он сможет получить первый талон.
После революционных событий 1917 года и последующей Гражданской войны хозяйство железных дорог находилось на грани развала и хаоса.
В апреле 1921 года наркомат Путей сообщения возглавил Ф.Э.Дзержинский. Опытный управленец и организатор в считанные месяцы разобрался в сложившейся ситуации и пришел к выводу о невозможности навести порядок репрессивными методами органов ВЧК и милиции. Дзержинский говорил «Мы не покончим с хищениями, если не привлечем к этому делу массу честных сознательных железнодорожников».
9 декабря 1921 года по его инициативе ВЦИК и Совет Труда и Обороны республики принимает «Декрет об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях».
В сентябре 1925 года состоялся съезд начальников охраны железных дорог. В повестку дня были включены острые вопросы подбора кадров, обучения личного состава, материально-техническом обеспечении, вооружения, о мерах борьбы с хищениями, охране технических сооружений, борьбе с бандитизмом.
С декабря 1930 года поддержание порядка на перронах станций, в зданиях вокзалов и у билетных касс был возложен на стрелков ведомственной охраны НКПС.
В 1930 году происходит объединение стрелковой охраны с пожарной охраной
В апреле 1941 года в печати опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за самовольный проезд в товарных поездах и за самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном».
Для укрепления дисциплины и порядка на территории, которая находилась под контролем службы охраны, был введен особый пропускной режим на всех объектах транспорта.
В 1949 году было утверждено Положение о военизированной охране МПС. Для личного состава введены звания и форма одежды. Впервые было четко записано, что военизированная охрана МПС состоит из стрелковых и пожарных подразделений.
С 1951 года военизированная охрана МПС стала единственной вооруженной охраной железных дорог. Она осуществляла охрану грузов на станциях и в пути следования; особо важных искусственных технических сооружений и специальных помещений; охрану денежной наличности, перевозимой кассирами-плательщиками; соблюдение пропускного режима на территории железнодорожных станций; борьбу с самовольным проездом в грузовых поездах; обеспечение пожарной безопасности всего железнодорожного хозяйства.
В 1956 году на промежуточных станциях стали создаваться пикеты для осмотра вагонов во время коротких стоянок.
В это же время создаются совместные специализированные группы военизированной охраны и милиции для предупреждения хищений путем систематического патрулирования. Совместные спецгруппы дежурили на участке круглосуточно.
В 2001 году военизированная охрана МПС России переименован в ведомственную охрану МПС России.
30 января 2003 года, в соответствии с распоряжением МПС России №109р «О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации» при МПС России создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации», а на железных дорогах вместо служб ведомственной охраны — 17 филиалов указанного предприятия.
С 18 апреля 2005 года, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №432р ФГП ВО МПС России находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта.