Расход топлива у фур

Расход топлива у фур

Топливо является важным фактором работы транспортного средства. Пункт должен браться во внимание при покупке или аренде машин. От качества горючего зависят: потраченные деньги, комфорт езды, время сноса ТС.

Статья содержит информацию о расходе топлива для грузовых автомобилей. Также формулы для подсчета потраченных литров на километр пути.

Нормы расхода топлива для фуры

С целью проведения хозяйственной отчетности для субъектов в сфере транспорта, применяющих в своих операциях подвижную технику, были приняты нормативные акты по использованию горючего для грузовых автомобилей. Разработанные документы переиздавались Министерством транспорта в 2015 году.

Для вычислений часто используют онлайн-калькулятор.

Сколько расходуется фурой или иным грузовым транспортом топлива на 100 км при выполнении работы, исчисляется в тонно-километрах. При этом значение увеличивается исходя из вида горючего. На новую тонну дополнительного веса на 100 км добавляется 2 л. бензинового горючего или 1,3 л если мотор дизельный. В случае СПГ необходимо прибавлять 2 кубических метра.

Детальная информация видна на видео:

Типы горючего

Фуры, как и прочий транспорт, традиционно используют для двигателя внутреннего сгорания продукты нефтепромышленности:

  • дизтопливо;
  • бензин;
  • альтернативные виды.

Бензин

В грузовых автомобилях такое горючее используется крайне редко. Это вызвано большим расходом материалов, снижением тяги ТС, высокой стоимостью. «Бензиновые» моторы чаще ломаются. К тому же они не приспособлены к сильным перепадам температур.

Основным критерием бензина выступает октановое число, описывающее детонационную стойкость. Таким образом, чем показатель выше, тем горючее более устойчиво к возгоранию. Для регулирования значения в состав бензина внедряются присадки.

Дизель

Аналогично бензину, воспламеняемость полученной жидкости является решающим значением, которое выражается в цетановом числе.

Дизель устойчив к сильным морозам, такой автомобиль имеет больше тяги.

Альтернативные виды топлива

Интерес к таким источникам энергии обусловлен более высоким уровнем экологичности и экономии средств.

Расход газа на фуре.

Некоторые варианты становятся особенно популярными:

  1. Газ природный. Транспорт на этом топливе выбрасывает меньше вредных веществ.
  2. Пропан\Бутан. Заправить полный бак таким горючим, в среднем, на 8000 рублей дешевле.
  3. Электричество.
  4. Биодизель.

Расчет по формуле

Даже водители не могут обойтись без математики.

Расчет энергопотребления для фур проводится по стандартной формуле с несколькими переменными:

  1. S – актуальный пробег фуры.
  2. Qн – норма использования топлива в литрах.
  3. Hsan – стандартный лимит затрат соляры на пробег груженной и пустой фуры.
  4. Hw – затраты горючего для перевозки (л/100 т.км).
  5. W – значение производимой работы, т. Км.
  6. D – показатель понижения или надбавки процентах.

Формула для вычисления: W равен следующему выражению = Gгр * Sгр (Gгр – дополнительный вес, а Sгр – груженый пробег, км).

Необходимо провести вычисления:

QH = 0,01 * (HSAN * S + HW * W) * (1 + 0,01 * D)

Для значения Hsan необходимы вычисления:

HSAN = HS + HG * GПР, л/100 км.

  1. Hs – норма потери горючего для фуры в груженом состоянии на 100 км.
  2. Hg – траты топлива на массу прицепа.
  3. Hw – норма потребления для работы по транспортировке, л/100 т/км.

Особенно сложно вычислить расход солярки на фуре на 100 км по горной местности. Подобные трассы пересекаются на низких передачах, что приводит к заметному увеличению потребления горючего.

Для пустой и груженой фуры

Количество перевозимого товара играет важную роль. Рассмотрим пример с фурой, которая транспортирует груз массой 20 тонн, где 50% приходится на прицеп.

Суммарный пробег транспорта равен 610 км, 300 из которых приходится на перевозку товара. В городской зоне преодолено 70 км, 120 относятся к дорогам возле населенного пункта, а 420 км пути – загородный участок. Фура производит перевозки в течение 10 лет, имея общий пробег 340 тыс. км.

Допустим, базовая норма растраты солярки составляет 26,3 л/км. Прикрепленный порожний прицеп увеличивает вес на 3,7 тонны.

Во время езды по городу необходимо добавлять 15% расхода, а в загородной зоне отнять 15%. Также возрастная надбавка для фуры составит 10%.

Произведем расчет горючего.

Вычисляем расход топлива для фуры без груза по указанной выше формуле:

Hsan = 26,3 + 1,3 * 3,7 = 31,1 л/100 км.

Устанавливаем значение транспортной работы: W = 20т х 300 км = 6000 км.

Таким образом, израсходование для дизеля равняется:

QH =0,01 * (31,1 * 610 + 1,3 * 6000) * (1 + 0,01 * ((15% город * 70/610 + (-15% (вне города) * 420/610 + 10% время работы)) = 271,5 л.

Для получения расхода пустого транспорта необходимо при вычислении W не вносить массу (в данном случае 20 т). Однако показатели могут колебаться и от качества бензина, дизеля.

Расход топлива на 100 км

Критериев подсчета куда больше. Стоит выделить ряд факторов, которые также влияют на расход топлива на 100 км.

Не стоит списывать увеличение затрат на длительный срок эксплуатации или модель фуры. Возможная причина может находиться в неправильном пользовании транспортом.

Стоит контролировать следующие факторы:

  1. Частотность использования кондиционера. Устройство помогает в сложных погодных условиях, однако без необходимости его не стоит применять.
  2. Открытые окна уменьшают аэродинамические свойства кабины, что также увеличивает расход энергии.
  3. Неудовлетворительное состояние двигателя способно забирать на себя часть энергии.
  4. Низкое давление в шинах. При необходимости колеса нужно накачать или заменить.

Увеличение расхода топлива на 100 км также может быть важным свидетельством для проведения диагностики транспорта, которые указывают на:

  1. Сбои в электроприборах фуры.
  2. Засоренные инжекторы. В этом случае смесь сгорает в холостую, не поступая в мотор.
  3. Неисправный термостат, который начинает неправильно настраивать расход топлива или карбюратор.
  4. Засоренный воздушный фильтр.

Тем не менее, если эти и прочие факторы успешно устранены, средний расход топлива для не груженной фуры на 100 км колеблется в пределах 30 л на 100/км.

Детальная информация видна на видео:

Российские грузовики

Отечественные производители наладили выпуск фур на нескольких видах горючего, с разным уровнем потребления. В таблице указаны некоторые типы наиболее популярных моделей.

Тягач КАМАЗ-5490 NEO путем замещения дизельного топлива на газ позволяет сэкономить до 500 000 рублей в год при пробеге 185 000 км. Такая модель будет «жрать» до 30 л при использовании дизеля.

Фуры европейского производства

Расхож топлива на Mercedes Benz 1853 «Actros».

Грузовики заграничных компаний особенно востребованы при международных перевозках.

Растраты горючего на еврофуре Мерседес

Mercedes Benz 1853 «Actros» на 100 км в среднем потребляет 25 литров дизеля. Модель 1850, которая стала популярна среди водителей, на 18 тонн груза тратит 25,5 л. для перевозки на 100 км.

Еще одна известная вариация – 2543, потребляет 22,6 л. и может перевозить более 17 тонн.

Еврофура Скания

Шведский производитель транспорта впечатляет экономичностью. Тип p340 поглощает 18 л/100 км, а вариант p380 затрачивает в груженном состоянии 40 л.

Потребление ДАФ

Нидерландская компания по производству грузовиков также обладает высоким качеством и показывает низкий расход топлива у фуры. Например, DAF 105 405 потребляет на 100 км 30 литров, а модель хф 95 потратит несколько больше – 34 л/100км.

Вольво

Известный бренд имеет большую линейку моделей. Благодаря обновлению, расход фуры Volvo 850 не превышает 25 л. Это отлично подойдет для работы на значительных расстояниях. Другой вариант fh12 – фура с двигателем 420 лс, расходует 43 литра в случае поездки с грузом 22-25 т.

Детальная информация видна на видео:

Ман

Германское предприятие также не отстает от конкурентов, показывая отличные цифры потребления топлива. Для примера могут выступать следующие модели:

Сколько «кушает» рефрижератор

Для подобной спецтехники необходимо использование двух норм потребления топлива: на пробег транспорта (на 100 км) и на работу холодильного устройства на 1 час или на 1 маш. час.

Производитель и модель установки Расход горючего л./маш.час.
Рефрижератор CA300 1,49 Д
Х\У Carrier Viento 200 1,19 Д
Рефрижератор Carrier Viento 350 1,48 Д
Х\У Euro Фриго Базик 1,45 Б
Рефрижератор Zephyr 200 1 Д
Кариер Максима 1300 2,7 Д
«Basic3500D» 1,28 Д

Существуют разновидности и классы холодильных установок по температурному диапазону и объему возможного груза. Различные устройства могут комплек-товаться как с фурами, так и с малометражным транспортом Газель, Ивеко, МАЗ, Рено.

Как видим, расход топлива в грузовом автомобиле зависит от многих факторов. Матерые дальнобойщики могут в уме подсчитать нужное количество горючего с учетом исходных параметров. Новичку потребуется изучить нюансы, «набить руку».

В среднем, расход будет колебаться в пределах 20-40 литров на 100 км, в зависимости от тоннажа груза, местности, погодных условий, вида топлива, состояния дороги и прочего.

Сегодня мы постараемся провести сравнительный анализ нескольких тягачей известных марок. Все грузовики адаптированы к российским дорогам, но имеют свои имеют свои отличительные особенности.

MAN

Начнем с тягача немецкой компании «MAN», этот грузовик по праву считается «рабочей лошадкой». Во – первых, этот тягач недорогой, его средняя стоимость колеблется в районе 30 000 тысяч евро, он имеет коробку передач класса ZF AS-Tronic и средней мощностью двигателя в 430 л.с, подвеска параболическая, что идеально подходит для шоссейных дорог. Стандартный топливный бак на 400 литров, а самый большой расход в 40,9 л на 100 км тягач «МАN» показывает только на сложных участках дороги. Стоит отметить, что этот грузовик выдает очень высокий крутящий момент на низких оборотах, другими словами, на любой передаче двигатель четко реагирует на нажатие педали газа.



MAN Tgs

Техническое обслуживание этого грузовика наиболее выгодно и всегда можно найти необходимые запчасти. Кроме того, одна из отличительных особенностей тягачей «MAN» является кабина, интерьер продуман до мелких деталей, пластик дешевый, но выглядит очень добротно, имеется небольшой бортовой компьютер , водитель всегда сможет определить скорость, расход топлива и даже определить на какой передаче двигается машина. Сам тягач довольно таки легкий среди грузовиков данного класса. Полный вес одиночного тягача составляет 6 730 кг в эту массу входит водитель и полный бак. Из минусов стоит отметить наличие периодических сбоев в бортовом компьютере.

Scania

Одним из конкурентов «МАN» принято считать шведский тягач «Scania». Этот грузовик оснащен более жесткой подвеской с расчетом на плохие дороги. Средняя мощность этого тягача составляет 415 л.с., коробка передач может быть как автоматической Opticruis, так и ZF Tansmatic, топливный бак рассчитан на 500 литров, а средний расход составляет 35 л на 100 км. Кабина комфортабельная, не вставая с кресла, водитель может дотянуться до любой кнопки, машина может быть интегрирована аудиосистемой и климат – контролем. Стоимость тягача Scania варьируется в зависимости от комплектации и в среднем составляет 60 000 евро. К минусам можно отнести проблемы в топливной системе, не все машины «Scania» приспособлены к российскому некачественному бензину и солярке, да и техническое обслуживание этого грузовика выльется «в копеечку».





Scania

Volvo FH 16

Самым дорогостоящим конкурентом принято считать тягач марки «Volvo». Этот грузовик считается самым безопасным, маневренным и комфортабельным среди других. Мощность двигателя 500 л.с , коробка 12- ступенчатая с автоматической трансмиссией Вольво I-shift, объем топливного бака 600 литров, средний расход 30 л на 100 км. Внутри машины водитель чувствует себя очень комфортно, отделка интерьера класса «люкс», климат(круиз) – контроль, холодильник и даже сейф. Стоит отметить, что грузовик марки Volvo намного опережает своих конкурентов по параметрам шумо и теплоизоляции. Однако грузовик очень дорогой, его средняя стоимость 80 000 евро. Стоит отметить, что на российском рынке водителю очень не просто найти запчасти для этого тягача.



Volvo FH 16 2012 года

Renault Magnum

Последний в нашем обзоре, но далеко не по характеристикам, грузовик французской марки «Renault» отличается от других своей легкостью и расходом топлива в 25 литров на 100 км. Он предназначен в основном для региональных маршрутов. Мощность двигателя равна 350 -400 л.с , коробка передач Optidriver+ или TBV (Telecommande de Bolte de Vitesses), водитель использует не рычаг переключения скоростей, а специальный селектор. Топливный бак тягача «Renault» вмещает 450 литров, плюс предусмотрен теплообменник для подогрева топлива. Кабина у тягача «Renault» полностью отделена от моторного отсека, водитель чувствует себя комфортно и вполне свободно, кроме того, шофер с помощью показателей на приборной панели всегда осведомлен о износе тормозных колодок, уровне топлива, масла, уровне охлаждающей жидкости и о расходе топлива. Перемещаться внутри кабины очень легко, поскольку пол абсолютно ровный. Стоимость грузовика колеблется в районе 37 000 евро. К Минусам можно отнести, частые проблемы с термостатом, дорогое техническое обслуживание., плюс ко всему водителю не привычно забираться во внутрь грузовика, поскольку она полностью отделена от моторного отсека.

Renault Magnum

При выборе грузовика, необходимо решить для себя, какие цели вы преследуете. Если вы любите комфорт и инновационные технологии, то лучшим выбором станет тягач марки «Volvo».Задумываетесь о расходе топлива, то экономичнее «Renault» вы не найдете, грузовик Scania ,больше остальных подходит для российских дорого, но безусловно фаворитом остаются тягачи немецкой компании «MAN». Они хороши, прежде всего, своей ценой, недорогим техническим обслуживанием, достойным комфортом и обильным наличием запчастей. Кроме того, если не один из перечисленных грузовиков не устраивает вас, то вы можете обратить свое внимание на тягачи других марок, таких как DAF, Mercedes, Iveco.

Расход топлива тягачей.

1. Расход топлива тягачей определяется по формуле

Q = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D),

где Q — расход топлива, л;

S — пробег автопоезда, км;

Hsan — норма расхода топлива на пробег автопоезда (седельного тягача с полуприцепом) в снаряженном состоянии без груза;

Hsan = Hs + Hg x Gпр, л/100 км,

где Hs — базовая норма расхода топлива на пробег одиночного тягача в снаряженном состоянии, л/100 км (это значение приведено в таблице);

Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа, л/100 т.км ;

При работе седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы полуприцепов) в зависимости от вида топлива: дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0,25 л — дизельного топлива.

В нашем случае (все седельные тягачи в таблице дизельные) Hg будет равно 1,3л;

Gпр — собственная масса полуприцепа, т (сцепленного с конкретным тягачем);

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;

W — объем транспортной работы, т.км : W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т;

Sгр — пробег с грузом, км);

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме

Пример.

Автопоезд в составе седельного тягача КамАЗ-65116-010-62 и полуприцепа МАЗ-938660-044. Общий пробег по путевому листу – 600 км, из них с грузом 300 км. Масса перевезенного груза – 20 тонн. Транспортная работа (W) равна 6ооо ткм. Перевозка в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

Исходные данные.

Для одиночного седельного тягача КамАЗ-65116-010-62 базовая норма расхода дизельного топлива (Hs) будет равна 23,9 л на 100 км пробега (данные из таблицы).

Масса полуприцепа без груза – 6,7 т.

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;

Норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа Hg = 1,3 л/100 т·км;

Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача КамАЗ-65116-010-62 с полуприцепом без груза составляет:

Hsan = Hs + Hg x Gпр = 23,9 + 1,3 х 6,7 = 32,6 л на 100 км пробега.

Расход топлива по путевому листу составит Q = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 х (32.6 х 600) + (1,3 х 6000) = 273 литра.

Примеры определения расхода топлива автопоездом в составе грузового бортового автомобиля КАМАЗ-53212А и прицепа ГКБ-8352 с применением снижающих и повышающих надбавок к нормам расхода топлива, а также одиночных грузовых бортовых автомобилей без груза и с грузом приведены в этой статье.

2. Характеристики современных отечественных и стран СНГ седельных тягачей КАМАЗ, МАЗ и УРАЛ представлены в нижеуказанной таблице их модификациями, числом и расположением цилиндров двигателей, их мощностью и рабочим объемом, типом коробки перемены передач и базовой нормой расхода топлива.

3. Расход топлива тягачей является одним из основных технических показателей при выборе автомобиля для коммерческой деятельности.

Базовая норма расхода топлива седельных тягачей выпуска с 2008 года взята из методических рекомендаций Минтранса России «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Согласно этого документа базовая норма — это норма в литрах на 100 км пробега седельного тягача (без полуприцепа) в снаряженном состоянии, которая соответствует режиму движения автомобиля в пригородной зоне в летнее время.

Пригородная зона согласно статьи 49 Градостроительного кодекса РФ определяется как земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию.

Летнее время для Москвы и Московской области – с апреля по октябрь, для Кемеровской области – с мая по октябрь, для Калининградской области с 15 марта по 14 ноября, для Магаданской области с 1 мая по 14 октября и так далее по субъектам Российской Федерации (приведено в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций Минтранса РФ).

В других условиях это будет уже эксплуатационная норма расхода топлива.

Она может быть ниже базовой в размере до 15% в случае движения автомобиля по дорогам общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности.

Норма расхода топлива седельного тягача будет выше базовой при движении в городах и других населенных пунктах, при эксплуатации автомобиля в зимних условиях, при эксплуатации автомобилей со сроком службы более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. и т.д.

Про надбавки к нормам расхода топлива автомобильного транспорта в России написано в этой статье.

Условные обозначения:

Число и расположение цилиндров (L — рядное, V-образное, 6 или 8 – число цилиндров); 240 — мощность двигателя, л.с; 10,85 — рабочий объем двигателя, л; 10M — количество передач (M – механическая коробка передач).

Тягачи отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года.

Базовая норма расхода топлива, л/100 км, приведена для одиночного седельного тягача.

4. Расход топлива тягачей других моделей (отечественных и стран СНГ), а также тягачей зарубежного производства приведен соответственно в разделах 10.1, 10.2 и 10.2.1 распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (в ред. от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

И. Никитина

Немецким журналом Lastauto Omnibus проведены сравнительные испытания четырёх популярных европейских магистральных седельных тягачей, оборудованных двигателями мощностью 460 л.с. и работающих в составе автопоездов.

Как показало время, за десятилетие мощность обычных двигателей магистральных грузовых автомобилей увеличивалась в среднем на 50 л.с. В начале 60-х прошлого века она составляла 240 или 260 «лошадей», позже повысилась до 280-ти. Затем появились двигатели мощностью 320 – 330, 360 и, наконец, 400 – 430 л.с. В настоящее время предпочтение отдаётся моторам мощностью 460 л.с. За 40 лет наиболее распространённая мощность увеличилась вдвое, а крутящий момент в 3 раза.

Сегодня мощность в 460 или 470 л.с. для тяжёлых грузовых автомобилей является самой типичной, разумеется, при условии, что её развивает относительно маленький и лёгкий двигатель. Каждый изготовитель имеет такой агрегат. Как правило, это шестицилиндровый мотор рабочим объёмом примерно 12 л.

Параметры кабин

Модель MAN
TG 460 A
Mercedes
Actros 1846 LS
Scania
R 124 LA 470
Volvo
FН 12-460
Габаритная ширина/длина, мм 2240/2280 2490/2200 2470/2265 2470/2250
Передний свес, мм 1 475 1 440 1 460 1 365
Высота расположения ступенек, мм 368/290/
300/310
345/335/
335/345
428/370/
385/245
423/335/
350/365
Высота входа от земли, мм 1 268 1 360 1 428 1 473
Расстояние от задней стенки кабины до крайней точки ветрового стекла, мм 2 099 1 971 2 048 1 965
Расстояние между боковыми окнами, мм 2 154 2 354 2 299 2 270
Максимальная внутренняя высота, мм 1 868 1 918 1 688 1 955
Высота от моторного отсека до потолка кабины, мм 1 630 1 670 1 450 1 805
Размеры моторного тоннеля, мм 230х780 250х1 100 240х820 150х925
Размеры нижнего спального места, мм 1 997х755 2 076х750 1 937х680 1 995х700
Вместимость багажных отсеков, л 461 318 352 583

Четыре наиболее популярных представителя этой категории (MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460) были подвергнуты испытаниям. Изготовители выбирали кабину с оглядкой на грузоподъёмность и отдавали предпочтение меньшей. Компания MAN установила кабину LX (узкую, с высокой крышей), которая при одинаковой длине обеспечивает большую вместимость, чем кабина XL (широкая, со стандартной крышей). Другой немецкий изготовитель воспользовался кабиной L, а не Megaspace. Так же поступили компании Scania и Volvo. Кабина Scania CP 19 с внутренней высотой всего 1 700 мм была выбрана потому, что между кабинами Topline и стандартной для магистральных перевозок нет кабины промежуточного размера. Компания Volvo приступила к испытаниям со стандартной кабиной Globetrotter.

Хотя редакция Lastauto Omnibus при сравнительных испытаниях требовала от изготовителей оснащения тягачей механической коробкой передач, три участника, за исключением Scania, имели автоматические коробки, которые при измерениях переключались вручную. Зато изготовителям была предоставлена свобода в выборе передаточного числа главной передачи. В остальном тягачи имели практически одинаковое оборудование, начиная от размера и марки шин и высоты рисунка их протектора, и кончая высотой расположения седельно-сцепного устройства, чтобы обеспечить сопоставимые условия при измерении расхода топлива.

Оборудование сравниваемых автомобилей (для опций указана стоимость в евро)

Модель MAN
TG 460 A
Mercedes
Actros 1846 LS
Scania
R 124 LA 470
Volvo
FН 12-460
ASR Серийное Серийное 660 Серийное
EBS Серийное Серийное Серийное Серийное
Дисковые тормозные механизмы спереди и сзади Серийное Серийное 690 Серийное
ESP (система стабилизации курсовой устойчивости) 1 430 2 000 Не поставляется 2 500
Аккумуляторные батареи 170 Ач Серийное Серийное Серийное Серийное
Генератор 100 А Серийное 180 540 275
Спойлер на крыше 353 1 400 1 670 1 500
Шасси с боковыми защитными панелями 834 1 180 1 630 1 800
Блокировка дифференциала Серийное Серийное Серийное Серийное
Семь алюминиевых кованых ободов колёс 9.00х22,5 2 848 3 482 2 170 1 950
Предпусковой подогрев топлива 139 Серийное 270 165
Алюминиевые тормозные ресиверы 201 Серийное 415 Не поставляется
Обогреваемый осушитель сжатого воздуха 108 Серийное Серийное Серийное
Усиленный моторный тормоз 70 Серийное Не поставляется 1 600
Тормоз-замедлитель 4 687 7 180 7 820 4 865
Алюминиевый топливный бак вместимостью 600 л 360 695 890 400

Кабина

Когда конкуренты встретились «у барьера» различие между ними оказалось не очень большим. Это подтвердилось всеми измерениями и оценками. То же самое можно сказать о кабинах. Хотя обновлённый Volvo FH 12 смог выиграть, три других соперника получили практически одинаковую оценку в этой дисциплине. Победе шведа способствовала наибольшая вместимость багажных отделений в кабине, а также лучше организованное рабочее место водителя. Однако оценка модернизации заставила уступить другому шведу. Здесь Volvo FH 12-460 набирает одинаковое количество баллов с Mercedes Actros 1846 LS, опережая MAN TG 460 A.

В кабине тягача Mercedes Actros 1846 LS есть ряд мелочей, которые мешают, например, дисплей в панели приборов с трудом читаем. Кроме того, выяснилось, что приборы буквально притягивают пыль. Оба расположенных снаружи багажника у Actros имеют намного меньшую вместимость, чем у Volvo FH 12 и MAN TG 460 A (почти 360 л).

Кабина тягача MAN TG 460 A отличается неудачным входом (по сравнению с Volvo и Scania), меньшим объёмом (по сравнению с Volvo) и рядом мелочей (меньше мест для хранения вещей водителя при поездках на дальние расстояния или слишком хлопотный доступ к электрооборудованию), которые стоят ему потери баллов. В остальном мюнхенец зарекомендовал себя хорошо.

Scania, несмотря на использование наименьшей кабины, сумела выпутаться из затруднительного положения. Потеря баллов при оценке вместимости в некоторой степени компенсируется удобным входом и выходом, лучшими модернизацией и рабочим местом. Все приборы, заимствованные от предшественника, получили при всех испытаниях лучшие оценки.

Оборудование кабин (для опций указана стоимость в евро)

Модель MAN
TG 460 A
Mercedes
Actros 1846 LS
Scania
R 124 LA 470
Volvo
FН 12-460
Автоматическая регулировка обогрева Серийное 564 Серийное Серийное
Климатическое оборудование 1 107 Серийное Серийное 1 280
Дополнительный обогрев 1 365 1 499 2 465 2 165
Сдвижная панель с электроприводом Серийное Серийное 436 Серийное
Обогрев зеркал Серийное Серийное Серийное Серийное
Электропривод зеркал Серийное Серийное 205 Серийное
Тонированное ветровое стекло 108 124 Серийное 200
Наружный термометр Серийное Серийное Серийное Серийное
Фароочиститель 155 270 370 170
Обогрев сиденья водителя 165 Серийное Серийное 100
Сиденье лучше, чем серийное 510 1 590 960 1 380
Кожаные сиденья 1 128 1 500 1 300 1 410
Два спальных места Серийное Серийное 485 125
Подушка безопасности/ ремни безопасности с натяжителем для водителя Серийное 709/серийное 720/375 205/50
Центральный замок дверей Серийное 406 Серийное 370
Холодильник Серийное 1 275 1 225 Серийное
Передняя противоподкатная защитная система 570 Серийное Серийное
Ксеноновые фары 932 990 825

Пригодность к эксплуатации

Комфортабельность езды, динамические свойства и подобные факторы способствовали победе или поражению того или иного тягача. В этой дисциплине Volvo оказался явным победителем благодаря своим тормозам и в целом высокой комфортабельности езды. Однако швед не лишён недостатка: передний мост передаёт мелкие неровности на кабину, так что внутреннее оборудование иногда вибрирует. Тем не менее, преимущество перед конкурентами всё-таки заметно. Вслед за шведом идёт Mercedes Actros 1846 LS, который обеспечивает высокую комфортабельность езды и получает хорошую оценку за тормоза. Однако победа в этой дисциплине ему не достаётся, так как внутренний шум явно выше, чем в кабинах Scania и Volvo, элементы управления зачастую расположены нелогично. Например, переключатель стеклоподъёмника или регулировка зеркала находятся с правой стороны рядом с сиденьем водителя. Оценка в этой дисциплине по сумме баллов у тягачей MAN TG 460 A и Scania R 124 LA 470 находится на одном уровне.

На всех автомобилях использовались сходные двигатели: рядные шестицилиндровые, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с электронным впрыском топлива и четырьмя клапанами на цилиндр. Двигатель Scania DT 1202 – турбокомпаундный. Сцепление на всех тягачах – сухое однодисковое с автоматическим приводом, за исключением гидравлического на тягаче Scania R 124 LA 470, и пневматическим усилителем. Главная передача – одинарная гипоидная. Тормозная система – двухконтурная пневматическая с электронным управлением, с противоблокировочной и противобуксовочной системами, с дисковыми тормозными механизмами спереди и сзади. В качестве стояночного тормоза используются пружинные энергоаккумуляторы на заднем мосту.

Технические характеристики тягачей

Модель MAN TG 460 A Mercedes Actros 1846 LS Scania R 124 LA 470 Volvo FН 12-460
Модель двигателя D2876 LF OM 501 LA DT 12 02 D 12 D 460
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 128/166 130/150 127/154 131/150
Рабочий объём, см3 12 816 11 946 11 716 12 100
Степень сжатия 17,0 17,75 18,0 18,5
Среднее эффективное давление при максимальном крутящем моменте, бар 21,6 23,15 23,6 22,85
Мощность, кВт (л.с) при об/мин 338/460 при 1 900 335/456 при 1 800 346/470 при 1 900 338/460 при 1 800
Максимальный крутящий момент, Нм, при об/мин 2 100 при 900–1300 2 200 при 1080 2 200 при 1050–1500 2 200 при 1100–1450
Давление впрыска, бар 1 300 1 800 1 500 1 600
Трансмиссия
Коробка передач ZF 12 AS 2301 Mercedes G 231 – 16 Scania GRS 900 Volvo I-Shift
Передаточные числа:
1 12,33 17,03 11,27 14,94
2 9,59 14,19 9,14 11,73
3 7,44 11,50 7,17 9,04
4 5,78 9,58 5,18 7,09
5 4,57 7,80 4,63 5,54
6 3,55 6,50 3,75 4,35
7 2,70 5,28 3,01 3,44
8 2,10 4,40 2,44 2,70
9 1,63 3,87 1,91 2,08
10 1,27 3,22 1,55 1,63
11 1,00 2,61 1,23 1,27
12 0,78 2,18 1,00 1,00
13 1,77
14 1,48
15 1,20
16 1,00
З/x 11,41 15,46 14,74/11,95 17,48
«Ползучая» 8,88 12,89 16,38/13,28 13,73
Главная передача 3,70 2,93 3,08 2,79
Кинематическая максимальная скорость, км/ч 122 114 114 120
Мощность моторного тормоза, кВт 290 350 230 288
Размер сечения лонжеронов рамы, мм 270х85х8 283х70х8 270х90х8 266х90х7
Передаточное число рулевого механизма 17,0 – 20,0 19,3 – 23,0 17,0 – 20,0 17,0 – 20,0
Собственная масса, кг 7 090 6 570 7 075 6 817
Нагрузка на седло, кг 10 920 10 900 10 915 10 705
База, мм 3 600 3 600 3 550 3 650
Минимальный радиус поворота, м 7,4 7,45 7,2 7,16

Силовой привод/затрачиваемая на движение мощность

Чтобы при сравнительных испытаниях точнее определить мощность, затрачиваемую на движение, а также расход топлива, седельные тягачи с полуприцепами проезжали по новой короткой испытательной трассе. Основная идея заключалась в том, чтобы каждый седельный тягач с каждым водителем и каждым полуприцепом проезжал по кольцевому участку трассы. Очевидным преимуществом является то, что при этом влияние водителя и полуприцепа исключаются. Тягачи 4 раза проезжали по кольцевому участку длиной 200 км, плюс дополнительный контрольный заезд. Измерения проводились на этих 200 км трассы, рельеф которой от холмистого до гористого, с максимальным подъёмом 6%. Таким образом замеры проводились на 1 000 км.

В этих сравнительных испытаниях все четыре тягача проехали 9 тыс. км (туда и обратно) и израсходовали больше 3 тыс. л топлива. При измерениях самым быстрым оказался MAN TG 460 A, несмотря на большое передаточное число главной передачи. При движении по гористому участку он опередил Scania R 124 LA 470 с более мощным двигателем. Победителем же в этой дисциплине стал тягач Scania R 124 LA 470 со средней скоростью 84,44 км/ч по сравнению с 84,37 км/ч у мюнхенца. Эта скорость по существу и вывела шведа вперёд: меньшее передаточное число главной передачи стало преимуществом на холмистом участке. Однако на гористом участке MAN у Scania отбирал секунду за секундой.

Компания Volvo в этих пробегах поставила задачу как можно больше приблизиться в оценке к соперникам. Модернизированный дизель D 12 имеет постоянный крутящий момент в более широком диапазоне частоты вращения, чем прежде (от 1 100 до 1 450 мин-1, ранее 1 300 мин-1). Крутой подъём мощности происходит на средних оборотах, это способствует тому, чтобы все 460 л.с. уже при 1 500 мин-1 передавались на сцепление. У «старого» FH 12-460 это происходило при 1 700 мин-1.

Крутые участки швед еще смог хорошо пройти. Однако он терял скорость, когда попадал на лёгкий бугорок при движении на высшей передаче. Благодаря отличным характеристикам двигателя Volvo FH 12-460 c более низким передаточным числом главной передачи смог почти не отстать в скорости.

Тягач Mercedes Actros 1846 LS с передаточным числом главной передачи 2,93 проехал в основном при низкой частоте вращения и смог, несмотря на меньшую мощность в диапазоне средней частоты вращения, не отстать от Volvo.

Победителем стал тягач Scania R 124 LA 470, который отобрал у мюнхенца на 800-километровом измерительном участке только 30 с.

Расход топлива

Участники испытаний имели очень близкие показатели по расходу топлива. Однако влияние четырёх почти идентичных и одинаково тяжёлых полуприцепов на расход топлива оказалось большим, чем различие между отдельными тягачами. Пристальный взгляд на полученный расход топлива выявляет отчётливую разницу. Когда тягачи едут в гору, Mercedes Actros 1846 LS и Scania R 124 LA 470 оказываются лучшими и примерно на 2% экономичнее двух других. Лучший показатель среднего расхода топлива на участке с 12 подъёмами получен у Scania (107,9 л/100 км) и Mercedes (108,7 л/100 км). Здесь сказывается преимущество турбокомпаундной технологии Scania. Кроме того, мощность в 470 л.с. развивает двигатель рабочим объёмом только 11,7 л. Mercedes достигает хорошего расхода топлива при работе двигателя на полных нагрузках преимущественно при низкой частоте вращения, однако скорость при движении в гору снижается.

Измерение расхода топлива тягача MAN показывает, что при высокой частоте вращения и работе на полных нагрузках он реагирует чувствительнее, чем три других конкурента. На равнине MAN и Volvo получают наилучший результат и расходуют примерно на 0,5 л/100 км или на 2 – 3% топлива меньше. Несмотря на это, MAN с незначительным преимуществом в расходе топлива одерживает победу.

Примечания. 1 – седельные тягачи компаний MAN, Scania и Volvo оснащаются за дополнительную плату более мощным моторным тормозом, Mercedes – серийно; 2 – все тягачи оборудованы седельно-сцепным устройством, запасным колесом, топливным баком, наполненным 300 л топлива, спойлером, боковыми панелями, закрывающими шасси, шинами 315/70 R 22,5 на алюминиевых ободах; 3 – тягачи MAN NG 460 A и Mercedes Actros 1846 LS стоят 89 тыс. евро, Scania – 90 тыс. и Volvo – 91 180 евро; 4 – при эксплуатации 240 дней в году.

Расходы и эффективность

Наряду с постоянными расходами (налогами, страхованием и др.) большую роль играют текущие расходы. Для этих расходов большое значение имеет установленный изготовителем интервал между техобслуживанием. Это важно также тогда, когда существует стоимость контракта на ремонт и техобслуживание, потому что этот интервал принимается во внимание при определении стоимости одного километра пробега.

Хорошим примером служат идущие впереди тягачи Mercedes и Volvo, у которых интервал между техобслуживанием составляет примерно 100 тыс. км. Scania по этому показателю явно отстаёт, оказавшись на последнем месте, так как интервал между сменой масла 60 тыс. км заставляет почти в 2 раза чаще обращаться в мастерские. Промежуточное положение между ними занимает MAN с интервалом 80 тыс. км. В шведских автомобилях используется обычное минеральное масло. Разница в цене между маслами сегодня не так велика, чтобы она могла играть важную роль.

Так как время простоя для техобслуживания и ремонта в оценке Dekra (Deutscher Kraftfahrzeug-Uberwachungs-Verein – Союз работников технического надзора за автомобильным транспортом Германии) не принимаются в расчёт, то расходы находятся на едином уровне.

Также тема грузоподъёмности вытекает из темы расходов. Первым в этом сравнении является тягач MAN благодаря своей узкой кабине, Actros и Scania наступают на пятки ему. Scania в настоящее время явно стала легче, чем ещё несколько лет назад – результат постоянных мероприятий по снижению массы.

Безопасность

В прошедшие годы и десятилетия на передний план выдвигались срок службы и рентабельность грузовых автомобилей. Теперь в один ряд с этими параметрами почти у всех изготовителей ставится безопасность. Это идёт на пользу не только водителю, который сегодня может воспользоваться дисковыми тормозными механизмами, мощным моторным тормозом и продуманной системой ремней безопасности. Изготовители фар, которые десятилетиями оставались верны старым конструкциям, сегодня предлагают фары, обеспечивающие такую освещённость, чтобы ничего не ускользнуло. Опасность, которую представляет для неосвещённого велосипедиста водитель грузового автомобиля, стала меньше, как никогда. Однако и водителю легкового автомобиля усовершенствования грузовиков идут на пользу: защитный противоподкатный брус, устанавливаемый спереди. На шведских грузовых автомобилях это важное средство защиты давно стало серийным оснащением, немецкие компании устанавливают его в качестве опции.

Надувная подушка безопасности не стала серийным оборудованием, поскольку в грузовиках её действие не настолько однозначно позитивно, как в легковых автомобилях. В частности, до сих пор не ясно, когда она должна срабатывать: то ли при первом ударе о препятствие, то ли вслед за падением на склоне, или когда автопоезд полностью опрокинулся? Лучшая защита – ремни безопасности с трёхточечным креплением с преднатяжителем, а подушка безопасности является дополнительной. Тягачи Mercedes, Scania и Volvo уже давно серийно оборудуются подушками безопасности и ремнями с преднатяжителями, MAN лишь недавно. Что касается системы стабилизации ESP, то её устанавливают три изготовителя, за исключением Scania.

В целом все четыре седельных тягача отличаются высоким уровнем безопасности. Это относится как к активной, так и пассивной безопасности, а также защите других участников движения. В этой дисциплине Volvo чуть-чуть выигрывает, следом вплотную идут MAN и Mercedes, Scania отстаёт, имея моторный тормоз с тормозной мощностью только 230 кВт.

То, что проявилось уже при первых измерениях, подтвердилось другими оценками и анализом итогов: все четыре седельных тягача почти одинаковы по уровню качества. Тягач из Мюнхена стал победителем с минимальным превышением баллов. Ни один из седельных тягачей не набрал максимально возможного количества (1 000) баллов. Разница между отдельными тягачами очень мала: от 839 (Mercedes Actros 1846 LS L-Haus и Volvo FH 12-460) до 846 (MAN TG A) LX-Haus.

Итоговые результаты испытаний в баллах

Показатели Возможное количество баллов MAN TG A LX-Haus Mercedes Actros 1846 LS L-Haus Scania R 124 LA 470 GR 19-Haus Volvo FН 12-460
Кабина
Техобслуживание/ одъемный механизм 10 8 8 9 8
Вход/выход 15 10 10 11 11
Серийное оборудование 10 9 9 8 6
Пространство для хранения багажа/места для хранения вещей 25 19 15 15 22
Внутренние размеры 30 24 27 23 27
Рабочее место водителя 40 31 28 30 36
Спальные места 30 24 25 23 21
Модернизация 20 13 16 17 16
Всего 180 138 138 136 147
Пригодность к эксплуатации:
Комфортабельность движения 50 39 42 40 44
Динамические свойства/ рулевое управление 30 25 24 27 26
Тормоза 30 25 27 21 25
Переключение передач/ управление 40 32 31 33 35
Всего 150 121 124 121 130
Привод/мощность, затрачиваемая на движение
Характеристики двигателя 40 33 33 34 36
Коробка передач 25 21 23 21 21
Передаточное число главной передачи 25 22 21 21 20
Проходимость 35 22 21 33 18
Мощность, затрачиваемая при движении 45 41 31 41 31
Всего 170 139 129 150 126
Расход топлива
При работе на частичных нагрузках 70 67 64 64 67
При работе на полной нагрузке 30 26 28 29 26
В целом на испытательном участке 100 95 95 94 92
Всего 200 188 187 187 185
Расходы/эффективность
Грузоподъёмность 60 58 57 57 47
Стоимость обслуживания и ремонта 60 55 55 54 55
Серийное оборудование 40 32 33 29 32
Постоянные эксплуатационные расходы 20 18 15 19 15
Всего 180 163 160 160 149
Безопасность
Тормоза 40 36 39 33 36
Оборудование системами безопасности 35 24 24 20 26
Освещение, обзор, зеркала 30 25 24 22 26
Ремни безопасности 15 12 14 14 14
Всего 120 97 101 89 102
Общий результат 1000 846 839 843 839

я ваще не понимаю проблемы))
для сметы — пишем больше
водилам норму делаем меньше
Ну і хто після цього у вас буде працювати?
Визначення витрат палива — насправді це питання складаеться з двох:
1-компетенція керівництва
2-ставлення до водіїв (а від цього вже залежить ставлення водів до автомобілів).
Пояснюю. Витрати пального юрособі йдуть на видатки (зменьшують оподаткований прибуток). Тому ця сфера регулюється законодавством.
Є інструкція про «Лінійні норми витрат пального» для різних типів автомобілів. Перша редакція аж 1998р. Потім виходили наступні. Основні зміни — додавались нові типи автомобілів.
тобто списувати пальне (зметою внутрішнього фінобліку та податкового обліку) можно тільки за цією інструкцією (це за законом).
Насправді там нема нічого страшного, а навпаки — якщо все робити за правилами, то виходить дуже зручно. Головне, що містить ця інструкція — формули розрахунку та норми на різні типи транспортних засобів
На автомобіль (наприклад тягач Мерс 1835) встановлена лінійна норма — 20л (умовно, точних цифр я вже не пам’ятаю). Це стільки бере тягач за умови — один та по міжгороду. Але ж це буває дуже рідко — головка шпиліть по трасі. Зазвичай же з тєлєгою.
Саме тому за формулою (є в інструкці) до тягача додається пуста фура — ну хай 10 т. Визначається норма на тягач з пустою фурою. Ну хай буде 25 л.
І на останнє — визначається витрата пального на «транспортну роботу» — на кожну тонну вантажу додається витрата пального.
Формули прості, легко монтуються в ексєлі та дуже легко визначається результат.
На практиці це виглядає таким чином: є подорожній лист (путьовка). В ньому записується пробєг пустий (окремо «головка», окремо головка з фурою (якщо треба), окремо пробіг з вантажем).
Тоннаж пишеться по ТТН — тов.трансп.накладна, або просто по товарних накладних. Зазвчай нормальний вантажовідправник завжди указує вагу вантажу.
Пробіг записується від пунтктів погрузки до п.вигрузки. На тильному боці под.листа є спєцова таблиця. Лічиться все це дуже просто. Потім бухгалтерія вбиває все це в ексєль та за мить отримує результат — є списання по факту перевезення.
лін.норми приблизно відповідають дійсності (з невеликим плюсом). Формули дозволять вводити різні підвищуючі коеф. (зима, робота у місті, дорога у горній місцевості, робота додаткового обладняння — гідроманіпулятор, наприклад, плюс додатковий коеф. на старі машини — ті, що експлуатуються більше 10 років).
В залежності від умов транспортної роботи витрати одного і того ж авто можуть суттєво відрізнятись. Наприклад, той же самий Мерс 1835 на маршруті Київ — Житомир візьме пустий 28, з вантажем 20 т — 36 л (наприклад). Але в рейсі до Мукачєва вже може бути і за 40 вилізе — бо там є перевал, дорога в горах.
Що стосується водіїв. Коли ви будете все це робити за нормами, а пальне на рейси видавати водіям у вигляді паперових талонів, то все, що їм вдасться зекономити, залишається у них у вигляді своєрідної премії (залишок талонів).
Для чого це? Бо це аксіома — економний стиль керування автомобілем не тільки заощаджує пальне, а взагалі береже автотехніку. Бо досвідчений водій прогріє машину і не поїде на холодному дизелі — витрати будуть більше, ніж на прогрів, різко не стартує (економить), різко не гальмує (економить, береже вибіг, використовує інерцію) ну і таке інше. Дивишься — і гальмівні колодки треба не так часто міняти і всі ті довбані гумки на ходовій. В результаті економний водій взагалі — генерально — береже свою машину.
Можна поступити інакше — списувати за інструкцією (а інакш і не можна, вам це податкова розтолкує), а на машини поставити прилади реального обліку пального. В мої часи ця приспособа коштувала приблизно 800 у.е. Тоді у відносинах з податковою ви будете в шоколаді, а водії у вас будуть працювать без будь якої зацікавленості (толку заощаджувати, коли з цього ніц не маєш?). Тоді будуть працювати лише за страх втратити роботу.
Що і як робити, вирішувати вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *