Учреждения культуры РФ

Учреждения культуры РФ

Федеральные учреждения культуры, которые находятся в регионах России со снятыми ограничениям, смогут возобновить работу с 9 июня. Об этом говорится в пресс-релизе Минкультуры России, оказавшийся в распоряжении «Известий» 8 июня.

«До настоящего момента коллективы федеральных учреждений культуры работали удаленно в соответствии с нашим приказом. Очная работа в условиях режима самоизоляции была исключением для отдельных обеспечивающих служб. Теперь театры смогут постепенно выходить и начинать репетиции, а музеи займутся подготовкой проектов, которыми они встретят публику», ― цитирует пресс-служба ведомства министра культуры России Ольгу Любимову.

Прием посетителей возобновится после того, как будут проведены все необходимые подготовительные и санитарно-эпидемиологические мероприятия, а также после решения региональных властей.

Ранее в этот день мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал в ходе телеобращения отмену домашнего режима и пропусков в городе с 9 июня. Также он отметил, что вместе с этим отменяется и график прогулок.

Социальные карты снова начнут работать, а льготники смогут воспользоваться правом бесплатного проезда в общественном транспорте. Москвичи старше 65 лет и граждане, страдающие хроническими заболеваниями, смогут без ограничений выходить на улицу. Отменяются ограничения на работу каршеринга. Общественные организации, киностудии, студии звукозаписи и научные институты также могут вернуться к обычной деятельности.

Распространение коронавируса SARS-CoV-2, вызывающего заболевание COVID-19, началось в конце декабря прошлого года. Очагом инфекции стал китайский город Ухань. За несколько месяцев болезнь охватила более 210 стран мира. 11 марта ВОЗ объявила пандемию коронавируса.

По состоянию на 8 июня, в России общее число выявленных случаев заболевания COVID-19 достигло 476 658 человек, умерли 5971 пациент, выздоровели ― 230 688.

Вся информация по ситуации с коронавирусом доступна на сайтах стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф. Телефон горячей линии по вопросам коронавируса: 8 (800) 2000-112. Кроме того, информация доступна по хештегу #МыВместе.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в статью 25 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 25. Культурное достояние народов Российской Федерации

Состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации изменяются решениями Правительства Российской Федерации по согласованию с собственниками особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (в случае, если собственником является не Российская Федерация).

Решение принимается на основании заключений независимых экспертных комиссий с учетом: интересов целостности исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения, наибольшей доступности для граждан Российской Федерации, происхождения объекта.

В собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

ГАРАНТ:

Концепцию нового проекта закона «О культуре» президент РФ Владимир Путин поручил подготовить своей администрации. Рабочую группу возглавил глава администрации президента Антон Вайно. Непосредственное участие в этом процессе принимали и депутаты Госдумы. Подготовленную концепцию профильный думский комитет решил обсудить с деятелями культуры — для этого и были организованы большие парламентские слушания. Всего пригласили 265 участников. При этом, выбирая, кого приглашать, комитет не стал придерживаться «шаблонов», ведь депутаты хотят услышать самые разные мнения. По такому же принципу, кстати, был сформирован и общественный совет при комитете. Так что диапазон участников оказался широким — от музыканта Сергея Шнурова (недавно вошел в совет) до, например, директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Код нации

С концепцией участники слушаний получили возможность ознакомиться заранее. Основные моменты обозначили советник президента по культуре Владимир Толстой и специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Почему вообще нужен новый закон? Старый (двадцатилетней давности) безнадежно устарел, и его положения уже не реализуются. К тому же, в 2014 году были утверждены «Основы государственной культурной политики». И до сих пор в РФ нет закона, который бы создавал правовые механизмы для реализации задач.

В соответствии с концепцией проекта нового закона, культура — это «то, что формирует и транслирует особый цивилизационный код нации». Новый закон, как указано, будет направлен на «создание правовых механизмов опережающего культурного развития общества». Особая миссия культуры не должна сводиться ни к рыночным механизмам, ни к сфере потребления, ни к госуслугам, особо подчеркивается в документе.

Культура благодаря принятию закона будет выведена за рамки правового регулирования социальной сферы. Ведь нынешний подход приводит к неуклонному вытеснению культурной деятельности из сферы ответственности государства в чисто рыночные отношения. «Каждый из нас может на примере собственной работы проследить процесс трансформации отечественной культуры в коммерческий продукт, — сказал, представив этот основной постулат концепции, Владимир Толстой. — Культурная деятельность — чем дальше, тем больше — измеряется в рублях и цифрах, а не в восторгах зрителей, слушателей, читателей». Ощутили на себе невидимую «руку рынка» и профессиональное искусство, и система подготовки творческих кадров, посетовал советник президента.

Может ли блогер танцевать и петь в Большом театре? С помощью фотошопа может

А ведь, если искусство — это услуга, то применим принцип «потребитель всегда прав». Следствием этого является снижение культурного уровня, деградация искусства, говорится в концепции. В результате распространения духовных ценностей при помощи сферы услуг молодежь начинает искать идейную и духовную основу вне культуры. Это, согласно документу, объясняет распространение идей радикального ислама или национализма, «групп смерти», а также провоцирование молодежи на участие в незаконных протестных акциях. В творческой среде это тоже ведет к выталкиванию в зону протестной деятельности.

Другое существенное следствие — учреждения культуры вынуждены наращивать число проектов в целях заработать деньги и отчитаться перед государством. Система госзаданий ведет к вмешательству органов власти в творческий процесс, говорится в концепции.

Принцип невмешательства

Провозглашаются основные принципы — свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность. Государство, согласно документу, должно делегировать часть полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам. Обязанность государства — создавать благоприятные для культурного развития политические, законодательные и экономические условия. С творчеством же учреждения культуры разберутся сами.

Как это реализовать? В концепции идет речь об изменении принципа господдержки культуры. Отдельно — хозяйственная деятельность учреждений культуры, отдельно — творческая. При этом неотъемлемой частью управления в сфере культуры должны стать творческие объединения. Это, по задумке, позволит максимально снизить уровень непосредственного участия бюрократического аппарата в решении вопросов содержания культурной деятельности. Творчество учреждений культуры отныне не будет попадать под действие законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Бюджетные субсидии будут выделяться на основе согласованной сметы (без нормативов затрат). Только хозяйственная деятельность будет регулироваться по общим принципам.

Прописывается и правило, согласно которым руководители учреждений культуры могут быть назначены или уволены только после получения согласия соответствующего профессионального сообщества.

Органы власти не имеют право вмешиваться в творческую деятельность и путем госзаказа на создание произведения искусства. Согласно концепции, это допускается только по конкурсу и без условий в виде ограничений для взглядов авторов (политических, религиозных и т.п).

— Концепция — это скелет будущего закона, который предстоит сделать полнокровным телом, — заявил Толстой, призвав участников слушаний помогать своими рекомендациями.

Что рекомендовали «люди культуры»

Михаил Швыдкой назвал получившийся документ «новаторским», но выразил ряд сомнений. Самое главное — на тему разделения хозяйственной и творческой деятельности. Оно ведь условное — хозяйственная деятельность тоже нацелена на решение творческих вопросов, отметил Швыдкой, призвав в этом вопросе быть аккуратнее.

Глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская призвала ввести в правовое поле термин «произведение литературы и искусства», законодательно отделив его от прочей информации. Благодаря перекосу в регулировании, «публичное ДНК-тестирование и стихи Пушкина равны перед нашим законодательством». И пока существует это равенство, «мы так и будем бегать и вручную спасать художественные произведения от разных ограничений и ущемлений», сказала Ямпольская. В том числе — от необоснованного нормальной логикой навешивания ярлыков в виде возрастной маркировки.

Директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина в связи с этим рассказала, как ребенку отказались выдать в библиотеке произведение Валентина Катаева «Сын полка», потому что издатель промаркировал эту книгу «16+». Должно быть одно законодательное ограничение — «18+», заявила директор библиотеки. Все остальные маркировки должны оставаться на уровне рекомендаций. Ямпольская с ней согласилась — такое изменение в законодательство комитет намерен предложить в ближайшее время.

Говоря в целом о готовящемся законе, глава комитета назвала его «делом сложным». «Культура — это вариативность, отсутствие четких границ. Как на это меняющееся пространство наложить сетку закона?» — размышляла она.

Тему продолжил музыкант Сергей Шнуров, который выступил коротко, но ярко. До начала слушаний он был настроен радикально и даже предложил ликвидировать Минкультуры в разговоре с журналистами. В своем выступлении музыкант обратил свой критический взор на обсуждаемый документ и заявил, что регламентировать культуру невозможно. Можно только «создавать атмосферу благоприятствования, уважения». Да и инвестировать в культуру бесполезно, добавил музыкант. «Вы пытаетесь с помощью сети поймать океан!» — сказал он авторам концепции.

Шнуров также заявил, что «любой блогер может стать производителем смыслов».

— Может ли блогер танцевать и петь в Большом театре? — поинтересовалась Ямпольская (к трибуне как раз выходил следующий выступающий, гендиректор Государственного академического Большого театра Владимир Урин).

— С помощью фотошопа может! — заявил музыкант.

— Не может, конечно, — поспорил Урин, но развивать эту тему не стал. Он предпочел говорить о конкретных положениях концепции. В частности, призвал категорически уйти от формулировки о том, что «бюджетные субсидии определяются на основе согласованной сметы». Такая система устарела и является отголоском советского прошлого, заметил Урин.

Было конструктивное замечание и у музыканта Андрея Макаревича. Он обратил внимание на то, что в концепции как одно из проявлений культурного кризиса преподносится «негативная оценка значительных периодов российской истории». Макаревич призвал заменить «негативную» на «необъективную», так как в нынешнем виде налицо «перегиб».

Директор Института социологии РАН Михаил Горшков призвал учесть в документе возросшее влияние интернета, динамику культурных предпочтений россиян.

Глава ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов — уделить внимание продвижению российского искусства за рубежом. А директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный рекомендовал прописать в законе инструментарий, который позволит «призвать к ответу» тех, кто оскорбляет деятелей культуры. В пример он привел заявления журналиста Александра Невзорова, который в знак возмущения от шумихи вокруг смерти певицы Юлии Началовой в шутку предложил похоронить артистку в мавзолее. Нужно лишать слова за такое, заявил Запашный.

Когда примут закон?

Предложений и просто размышлений о регулировании сферы культуры прозвучало еще немало. Теперь рабочая группа перейдет от «лирики к делу» и будет писать сам законопроект на основе концепции. «Хотелось бы принять закон в этом году. Месяца три-четыре будет писаться, осенью будем обсуждать, попытаемся до конца года принять», — сказал журналистам по итогам обсуждения Владимир Толстой. Он заверил «РГ», что трибуну деятелям культуры для того, чтобы высказаться по законопроекту, обязательно предоставят, а ценные рекомендации будут учтены.

Post Scriptum

Глава Минкультуры ответил Шнурову на призыв упразднить министерство

Министр культуры РФ Владимир Мединский прокомментировал слова музыканта Сергея Шнурова о необходимости упразднения Минкультуры России.

Шнуров озвучил свою позицию журналистам накануне — перед парламентскими слушаниями в Госдуме, на которых обсуждалась концепция проекта закона о культуре. Музыкант раскритиковал минкультуры и предложил упразднить это ведомство. В качестве аргумента он сообщил, что ни в одной нормальной стране нет министерства культуры.

Мединский прокомментировал слова музыканта о своем ведомстве на IV Московском культурном форуме (в рамках проекта «Просто о сложном»). «Он просто не понимает, что говорит вообще. Министерства культуры есть везде, во всех странах», — заметил Мединский. Он предположил, что министры культуры Франции, Италии, Турции, Китая, Великобритании «очень удивились бы, если бы услышали, что их, оказывается, нет».

Цитата:20) услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по распространению билетов, указанные в абзаце третьем настоящего подпункта; услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства;
реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *