Виды реадмиссии предусмотренные законодательством

Виды реадмиссии предусмотренные законодательством

действует Редакция от 23.07.2013 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 03.08.2013) «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 115-ФЗ
Дата принятия 31.10.2002
Дата редакции 23.07.2013
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 25.07.2002 — «Российская газета», N 140, 31.07.2002
  • «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3032)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 03.08.2013) «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 32-2 Порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии

1. Передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя о реадмиссии указанного иностранного гражданина, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 400-ФЗ)

1.1. В случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории передача данного иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора Российской Федерации о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 400-ФЗ)

1.2. Прием иностранного гражданина Российской Федерацией от иностранного государства может осуществляться по ускоренной процедуре реадмиссии в случае, если это предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 400-ФЗ)

2. Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранные граждане, подлежащие реадмиссии), могут быть временно размещены в специальном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, предназначенном для временного размещения иностранных граждан, подлежащих реадмиссии (далее — специальное учреждение по реадмиссии).

3. Доставку иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение по реадмиссии, а в случае необходимости в суд, учреждение здравоохранения, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, к месту передачи данному иностранному государству либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

На основании соответствующего мотивированного запроса территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае необходимости дополнительного сопровождения иностранных граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами, такая доставка осуществляется указанным территориальным органом совместно с органами внутренних дел.

4. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

5. За исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, временное размещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии может осуществляться только на основании решения суда.

6. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении по реадмиссии осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

7. В целях обеспечения безопасности иностранных граждан, подлежащих реадмиссии и временно размещенных в специальных учреждениях по реадмиссии, осуществляется охрана данных учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. При временном размещении в специальных учреждениях по реадмиссии иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, осуществляются личный досмотр указанных иностранных граждан и досмотр вещей, находящихся при указанных иностранных гражданах.

9. Порядок и условия пребывания иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальных учреждениях по реадмиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

10. Иностранные граждане, подлежащие реадмиссии и временно размещенные в специальных учреждениях по реадмиссии, обязаны соблюдать порядок пребывания в указанных учреждениях, установленный в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи.

11. Контроль за пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, но не подлежащих временному размещению в специальных учреждениях по реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

12. Иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, подлежит депортации в случае, если между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии.

13. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 400-ФЗ)

ПРАКТИКА

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ, ДЕПОРТАЦИЯ И РЕАДМИССИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

ADMINISTRATIVE EXPULSION, DEPORTATION AND READMISSION: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

УДК 342.95

А.С. КОСТЫРЯ, A.S. KOSTYRYA,

магистрант undergraduate

(Белгородский государственный национальный (Belgorod National Research University)

исследовательский университет) alekstyrja@rambler.ru

Аннотация: проведенный в статье сравнительно-правовой анализ показывает, что содержащиеся в законодательстве Российской Федерации три процедуры удаления иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим пребывания на территории Российской Федерации, с территории государства — административное выдворение, депортация и реадмиссия, несмотря на многие схожие черты, отличаются друг от друга и применяются в различных установленных международными договорами и внутригосударственным законодательством случаях.

Ключевые слова: административное выдворение, депортация, реадмиссия, незаконная миграция, нелегальная миграция, незаконный мигрант, иностранный гражданин, лицо без гражданства, высылка.

В законодательстве Российской Федерации рассматривается три вида контролируемого принудительного перемещения либо контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации иностранных граждан:

— административное выдворение;

— депортация;

— реадмиссия.

Следует разобраться в значении данных понятий. Термин «реадмиссия» употребляется в Федеральном законе Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе Российской Федерации от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и других нормативных актах. Однако в действующем законодательстве расшифровки данного понятия не дается.

Ученые в отношении понятия «реадмиссия» придерживаются примерно одинаковых взглядов на его содержание.

А.А. Иванова дает такое определение данному понятию: «Реадмиссия — согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан (а также в некоторых случаях иностранцев, находившихся или проживающих в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства» .

Ю.В. Паукова пишет: «Реадмиссия, т.е. передача Российской Федерацией иностранному государству и прием Российской Федерацией от иностранного государства иностранных граждан на основании международных договоров Российской Федерации о реадмиссии (в том числе в рамках ускоренной процедуры реадмиссии, осуществляемой в приграничных районах), а также передача иностранных граждан и их прием на основании международных договоров Российской Федерации, предусматривающих взаимодействие пограничных представителей сопредельных государств» .

Данное определение взяла за основу и О.В. Панкова, изучающая проблему реадмис-сии . Данное определение представляется более обоснованным, поскольку реадмиссия —

ПРАКТИКА

не просто согласие на прием своих граждан, как утверждает А.А. Иванова, а установленная нормативными актами процедура, которая проводится в отношении определенных лиц на основании международных договоров.

Главное основание для применения реад-миссии — наличие международного договора. В случае если такой договор между государствами отсутствует, то реадмиссия применена быть не может. Так, например, Китай целенаправленно не подписывает договор о реадмиссии с другими государствами (включая Россию). Такая позиция страны провозглашена ею официально и направлена на расширение китайской диаспоры в других странах. Отказ от реадмиссии своих граждан — сознательная политика некоторых государств (например, Китая), стремящихся к увеличению своей диаспоры за рубежом. Посольства таких государств отказываются выдавать своим депортируемым гражданам паспорта или свидетельства на возвращение, вынуждая их остаться в стране прибытия.

Одним из отличительных признаков реадмис-сии, по сравнению с депортацией и выдворением, является возможность ее применения в отношении лиц, которые не имеют документов, удостоверяющих личность. Основанием для применения реадмиссии в таком случае является сообщение лица, не имеющего документов, о его национальной принадлежности, а также сведения о государстве, с территории которого лицо въехало на территорию Российской Федерации либо в котором оно проживало в последнее время на основании разрешительных документов.

Реадмиссия является наиболее эффективным средством борьбы с административными правонарушениями в сфере миграции, совершаемыми иностранными гражданами, не имеющими документов, удостоверяющих личность, поскольку может применяться в отношении лиц, личность которых не установлена. В то же время применение процедуры реадмиссии возможно только при наличии подписанных международных договоров, что в целом делает затруднительным ее применение.

Термин «депортация» используется в Федеральном законе Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации и иных документах. Часто данный термин рассматривается как синоним термина «административное выдворение», однако Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» употребляет данные термины че-

рез запятую, указывая на то, что они являются разными по сути. Многие ученые также разграничивают указанные понятия, вкладывая в них различный смысл.

Рассматривая административное выдворение, правоведы, как правило, берут за основу определение, данное в ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: «административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации».

Расшифровка термина «депортация» дается в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которой «депортация -принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации».

Несмотря на явную схожесть данных понятий, они нуждаются в отграничении друг от друга, поскольку имеют ряд отличий при их назначении и применении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начнем с оснований применения. Основанием применения административного выдворения является совершение лицом административного правонарушения и привлечение его к ответственности по Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации. При этом основным наказанием для лица, совершившего административное правонарушение в миграционной сфере, является штраф, а административное выдворение является дополнительным сопутствующим наказанием.

Депортация наказанием не является. Она применяется в случаях, когда иностранец или лицо без гражданства, законно пребывающие на территории Российского государства, утратили основания для дальнейшего законного пребывания на территории страны (например, закончился срок действия визы). При прекращении законных оснований пребывания мигранта в России административного правонарушения иностранцем или лицом без гражданства не совершается, а происходит изменение статуса

лица в результате принятия соответствующего решения компетентным органом государства пребывания. Как следствие, привлечение такого лица к административной ответственности невозможно за отсутствием состава правонарушения, и государственные органы применяют процедуру депортации.

Как справедливо заметила по данному поводу Т.Б. Смашникова: «Депортация не является видом наказания, ее можно определить как законные действия уполномоченных органов государства по отношению к иностранному гражданину или лицу без гражданства — мигранту, как меру государственного принуждения, предусмотренную миграционным законодательством, применение которой направлено на обеспечение безопасности и охрану граждан и государства» .

Основания применения к лицам депортации устанавливаются различными нормативными актами. Так, п. 3 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в качестве основания применения депортации указывает невыполнение иностранным гражданином обязанности выехать из России при сокращении ему срока пребывания в России либо аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство. Ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» в качестве основания для депортации устанавливает непризнание лица беженцем либо утрату им статуса беженца, а также лишение лица статуса беженца (лишение лица предоставленного ему временного убежища) в случае совершения данным лицом преступления на территории России. Ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусматривает депортацию иностранцев и лиц без гражданства, у которых выявлена ВИЧ-инфекция. Ч. 6 ст. 25.10 Федерального закона Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривает возможность применения депортации в отношении лиц, пребывание которых на территории Российской Федерации признано нежелательным уполномоченным государственным органом.

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания лица на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 «Об утверждении Положения о принятии

= ПРАКТИКА

решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». В нем перечислены органы, уполномоченные принимать решение о нежелательности пребывания лица на территории России. К ним относятся МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Росфинмонито-ринг, СВР России, Минюст России, МИД России, Роспотребнадзор, ФСКН России, ФМБА России.

Органами, уполномоченными применять административное наказание в виде административного выдворения, признаются, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, районные суды, а также (по ст.ст. 23.10, 18.1, 18.4 КоАП) пограничные органы (пограничные войска). Решение о депортации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Что касается правовых последствий применения к лицу административного выдворения или депортации, то они, по сути, одинаковы — лишение лица возможности въехать на территорию Российской Федерации в течение 5 лет с момента применения к лицу административного выдворения либо депортации (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Процедуры применения административного выдворения и депортации весьма схожи.

Административное выдворение применяется к гражданам в порядке, предусмотренном ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Согласно п. 4, 6 данной статьи административное выдворение может быть осуществлено принудительно либо в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный

ПРАКТИКА

гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица.

В таком случае постановление о выдворении, принятое судьей, подлежит исполнению в течение 5 дней со дня вступления его в силу. Контроль за соблюдением постановления осуществляют органы МВД России, которые имеют право в случае уклонения иностранного гражданина от самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации возбудить в отношении него дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ, и передать его на рассмотрение судье для решения вопроса о привлечении этого лица к адми-

нистративной ответственности в виде штрафа с принудительным выдворением.

Выбор формы административного выдворения принадлежит судье, рассматривающему дело, и зависит от обстоятельств дела и личности виновного, в том числе материальных и физических возможностей для самостоятельного выезда с территории Российской Федерации. В случае, если судья не имеет сведений о наличии у выдворяемого лица денежных средств и информации о приглашающей стороне, за чей счет можно произвести выдворение лица, судья принимает решение о принудительном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.

Литература

1. Иванова А.А. К вопросу о принудительном перемещении незаконных мигрантов за пределы Российской Федерации // Миграционное право. 2014. № 3. С. 3-7.

2. Паукова Ю.В. Административное выдворение, депортация и реадмиссия как механизм удаления иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 55-57.

3. Панкова О.В. Административное выдворение в системе мер государственного принуждения: проблемы правоприменения . Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Смашникова Т.Б. Выдворение незаконных мигрантов с территории Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 234-237.

— References —

Участие прокурора при рассмотрении административных дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение

Вопросы реадмиссии регулируются Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», главой 28 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с действующим законодательством депортация — это принудительное и контролируемое перемещение или самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации в случае совершения ими административного правонарушения или отсутствия законных оснований пребывания на территории Российской Федерации. Реадмиссия — это передача запрашивающим государством запрашиваемому государству иностранных граждан или лиц без гражданства, чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными.

Депортация и реадмиссия осуществляются Российской Федерацией в отношении иностранных граждан государств, с которыми заключены международные договоры о правовой помощи. Например, такое соглашение о реадмиссии заключено 25.05.2006 в г. Сочи между Российской Федерацией и Европейским сообществом.

Передача или прием иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии.

В случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории передача данного иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора Российской Федерации о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений .

Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность. (ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 32.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Специальными учреждениями, в которых содержатся иностранные граждане, подлежащие реадмиссии, являются подведомственные Федеральной миграционной службе России центры для содержания лиц, подлежащих реадмиссии.

Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

В остальных случаях помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.

Порядок производства по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении установлен главой 28 КАС РФ.

Представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии, подается Административное исковое заявление рассматривается и разрешается судом в сокращенный 5-дневный срок.

В судебном заседании должны принимать участие административный истец и гражданин, в отношении которого решается вопрос о помещении в специальное учреждение или о продлении срока пребывания в таком учреждении. Иностранному гражданину должно быть обеспечено право на переводчика, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.

Обязательным является и участие прокурора при рассмотрении дел данной категории.

Глава V.1. ПЕРЕДАЧА И ПРИЁМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕАДМИССИИ

Статья 32.2. Порядок передачи и приёма иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии

1. Передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или приём Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и его территориальных органов, уполномоченных принимать решения о реадмиссии, утверждается указанным федеральным органом.

1.1. В случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории передача данного иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора Российской Федерации о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений.

1.2. Приём иностранного гражданина Российской Федерацией от иностранного государства может осуществляться по ускоренной процедуре реадмиссии в случае, если это предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

1.3. Передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии подлежит иностранный гражданин, въезд которого в Российскую Федерацию либо пребывание (проживание) которого в Российской Федерации признаны не соответствующими законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

2. Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении.

В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.

3. Доставку иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, к месту передачи данному иностранному государству либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

На основании соответствующего мотивированного запроса территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае необходимости дополнительного сопровождения иностранных граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами, такая доставка осуществляется указанным территориальным органом совместно с органами внутренних дел.

4. Помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

5. За исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.

6. Содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

7 — 10. Утратили силу.

11. Контроль за пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, но не подлежащих содержанию в специальных учреждениях, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

12. Иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, подлежит депортации в случае, если между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии.

13. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии определяется Правительством Российской Федерации.

14. Порядок реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, его территориальными органами и специальными учреждениями определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Статья 32.4. Приостановление и прекращение процедуры реадмиссии

1. Начатая в отношении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, процедура реадмиссии приостанавливается в одном из следующих случаев:

1) наличие у иностранного гражданина подтверждённого медицинским заключением заболевания, при котором выезд из Российской Федерации может быть сопряжён с угрозой для жизни и здоровья иностранного гражданина и (или) жизни и здоровья окружающих;

2) наличие у близкого родственника, пребывающего (проживающего) в Российской Федерации, подтверждённого медицинским заключением тяжёлого проявления заболевания либо смерть близкого родственника, пребывавшего (проживавшего) на момент смерти в Российской Федерации, — на основании свидетельства о смерти;

3) обращение иностранного гражданина с ходатайством о признании беженцем или о предоставлении временного убежища — до принятия решения о признании беженцем или о предоставлении временного убежища либо об отказе в признании беженцем или в предоставлении временного убежища;

4) участие иностранного гражданина в следственных действиях или судебном разбирательстве — на период их проведения;

5) осуждение иностранного гражданина к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;

6) возникновение чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, катастрофы, эпидемии, эпизоотии, иного чрезвычайного происшествия либо обстоятельства непреодолимой силы — до устранения последствий чрезвычайных обстоятельств.

2. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в отношении которого принято решение о приостановлении процедуры реадмиссии, в специальном учреждении не прекращается.

3. Начатая в отношении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, процедура реадмиссии прекращается в одном из следующих случаев:

1) смерть иностранного гражданина — на основании свидетельства о смерти;

2) объявление иностранного гражданина умершим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

3) признание иностранного гражданина безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

4) признание иностранного гражданина беженцем;

5) предоставление иностранному гражданину временного убежища;

6) добровольный выезд иностранного гражданина из Российской Федерации в соответствии со статьёй 32.5 настоящего Федерального закона.

4. Приостановление или прекращение процедуры реадмиссии в отношении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции уведомляет о принятом решении иностранное государство, которому должен быть передан указанный иностранный гражданин в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Статья 32.5. Прекращение процедуры реадмиссии в связи с добровольным выездом иностранного гражданина из Российской Федерации

1. Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, процедура реадмиссии в отношении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, прекращается в случае, если такой иностранный гражданин желает добровольно выехать из Российской Федерации за счёт собственных средств, средств приглашающей стороны или принимающей стороны либо средств иных источников (за исключением средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) и содействует установлению своей личности. Срок, в течение которого иностранный гражданин осуществляет выезд из Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и не должен превышать срок, установленный соответствующим международным договором Российской Федерации о реадмиссии для передачи такого иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству.

2. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в отношении которого принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, в специальном учреждении не прекращается и осуществляется до выезда такого иностранного гражданина из Российской Федерации.

3. Контроль за пребыванием в Российской Федерации и выездом из Российской Федерации иностранных граждан, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом.

4. Иностранные граждане, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии и которые добровольно выехали из Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не считаются переданными Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

5. В отношении иностранного гражданина, не выехавшего из Российской Федерации в соответствии с решением о прекращении процедуры реадмиссии в срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, начинается новая процедура реадмиссии.

6. Порядок прекращения процедуры реадмиссии в связи с добровольным выездом иностранного гражданина из Российской Федерации определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *