Дети инвалиды усыновленные иностранными гражданами
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ — ГРАЖДАН РОССИИ ГРАЖДАНАМИ ИНОСТРАННЫХ
ГОСУДАРСТВ
Е.Г. Потапенко,
адъюнкт кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.10 — международное право;
европейское право Email: ermakovaeg@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы международного усыновления, пробелы законодательства об усыновлении и механизмы решения данных проблем. Анализируется статистика усыновления по странам за последние годы. Выносятся предложения для эффективной защиты прав и интересов усыновленных детей.
Ключевые слова: международное усыновление, усыновление, соглашение об усыновлении, приемные дети, иностранные граждане, органы опеки и попечительства, российские дети, права и интересы детей
ADOPTION OF CHILDREN OF CITIZENS OF RUSSIA FOREIGN NATIONALS
E.G. Potapenko,
Институт усыновления был известен различным миграция, в различных регионах мира, охваченных
народам с древнейших времен. Его зарождение свя- войной, логически привела к интернационализации
зано с потребностями людей возместить отсутствие усыновления. Соответственно, это повлекло за со-
собственных детей и стать заменой родителей тем, бой такие проблемы, как всевозможные наруше-
кто их не имеет. ния законодательства, различных норм права, ре-
После зарождения отношений, отражающих гулирующих международное усыновление, прав и
естественные семейные узы, появилось правовое интересов детей. Если же рассмотреть нарушения,
регулирование данных отношений, с целью обеспе- существовавшие в направлении международного
чения гарантий прав и интересов усыновленных де- усыновления, когда отсутствовала правовая база,
тей и усыновителей. регулирующая усыновление, то нарушались нормы
Международное усыновление в последние годы морали, права человека. стало актуальной проблемой для многих стран. Законодательная база, регулирующая процессы
Свое развитие международное усыновление полу- международного усыновления на сегодняшний день
чило после второй мировой войны; вынужденная не достаточно разработана и эффективна, поскольку
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
с каждым днем открываются сферы, не охваченные законодательством, нарушаются права детей, не прописанные в законах, или же не достаточно точно сформулированы.
В настоящий момент, вопросы усыновления детей в России и вопросы международного усыновления стоят как никогда остро. Еженедельно затрагивается эта тема, находятся новые пробелы в законодательстве, отсутствуют необходимые правовые нормы и отсутствует разумное решение вопроса.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В Государственной Думе Российской Федерации в ближайшее время появится на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, предусматривающий запрет на усыновление российских детей-сирот гражданами стран, не имеющих соответствующего соглашения с РФ.
В настоящее время документ проходит обсуждение и согласование в экспертном совете фракции, выступившей с инициативой по данному вопросу, после чего он будет внесен в Госдуму. На данный момент свою поддержку будущему законопроекту высказал уполномоченный по правам человека при президенте Павел Астахов.
Таким образом, в случае одобрения законодателями данной инициативы, единственными странами, граждане которых получат право иметь приемных детей из России, останутся Франция и Италия, подписавшие в свое время с Россией договор об усыновлении. Также подобное Соглашение об усыновлении было подписано и с США, но согласно п.1 ст.4 ФЗ от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»: «Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.», пункт 2 указанного закона прекращает от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.
Если обратиться к статистике, то согласно официальным данным, в 2011 году было усыновлено
10 716 детей, большая часть детей усыновлены в России, иностранные граждане усыновили 3400 детей. Из них в США — 956 детей, в Италию — 798, Испанию — 685, Францию — 283, Германию — 215, Ирландию — 129, Израиль — 87 детей1. Сейчас подводятся предварительные итоги текущего года, и становится ясно, что в этом году на первое место по числу усыновленных россиян выходит Италия, за ней с существенным отрывом идут США, затем Испания, Франция.
Если будет принят закон, согласно которому, иностранным гражданам страны, не имеющей договора об усыновлении с Российской Федерацией, будет запрещено усыновлять российских детей, то в среднем, третья часть усыновляемых российских детей иностранными гражданами останется в детских домах, и так и не обретет новую семью.
Но одновременно с этим, Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила внесенный Минобрнауки России проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а так же сейчас разрабатывается городской проект о мерах поддержки семей, взявших на воспитание сирот, и существенно увеличилось пособие, выплачиваемое при усыновлении ребенка. Соответственно, принимаются различные многосторонние меры для того, чтобы российских детей усыновляли российские граждане.
Но существует такая категория детей, которых не всегда охотно усыновляют новые семьи, это дети-инвалиды. В законодательстве четко не указано, могут ли иностранные граждане усыновлять здоровых детей. Но приоритетом в усыновлении пользуются российские граждане. Ведь иностранные граждане могут усыновить ребенка после того, как он не оказался нужным российским семьям. То есть получается, что часто иностранцы берут детей с патологиями либо с отягощенной наследственностью: наркомания, алкоголизм, ВИЧ, гепатит, психические отклонения. Важно отметить, что российская семья усыновляет детей сразу, а иностранцы могут взять малыша, только после того, как он восемь месяцев простоял на учете в банке данных, и его никто не взял. Для совершенствования законодательства об усыновлении, в первую очередь необходимо внести поправки в статью бюджетных средств, выделяемых на обеспечение детей-инвалидов. Одной из причин, по которой их не усыновляют российские граждане, является нехватка денег на обеспечение
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
комфортной жизни ребенка с какими-либо отклонениями, чтобы вылечить сложное заболевание или поехать лечить ребенка за границу. Этот фактор серьезно тормозит усыновление внутри страны.
К факторам, по которым российские граждане не спешат усыновлять детей, относится и низкий уровень социально-экономических условий, а также жилищные проблемы и отсутствие государственной поддержки детей и семей, в которых уже есть дети. Одним из препятствий к усыновлению стало снижение эффективности детского здравоохранения; платные медицинские услуги ставят все больше барьеров для родителей, в том числе усыновителей, вылечить больного ребенка. Сотрудники медицинской сферы «запугивают» потенциальных российских граждан-усыновителей страшными болезнями, якобы имеющимися у детей-сирот, которых в действительности не существует. Одновременно с этим, представителям иностранных агентств по усыновлению в первоочередном порядке незаконно
предоставляется информация о ребенке, его возраст, данные о состоянии его здоровья, проводится видео-и фотосъемка ребенка. Отсутствие контроля позволяет нескольким чиновникам разных организаций, войдя в сговор с судьей, организовать конвейер по продаже «перспективных» детей на усыновление. У такой посреднической «фирмы» обычно есть и врач, который пишет «перспективному» сироте в медицинскую карту страшные болезни, чтобы тем самым оградить его от «посторонних» усыновителей. В документах ребенка прописываются несуществующие диагнозы, следовательно, ребенок не усыновляется в России и передается на усыновление иностранцам, как страдающий каким-либо заболеванием, по причине которого он не был усыновлен российскими гражданами. А на практике же ребенок передается за границу в новую семью абсолютно здоровым, но за такой несуществующий диагноз медицинские работники получают вознаграждение от усыновителей ребенка или посредников.
Усыновление российских детей по странам2.
Таблица 1.
Страна Численность детей Численность детей-инвалидов
2011 год 2010 год 2009 год 2011 год 2010 год 2009 год
США 956 1016 1432 89 44 81
Канада 68 54 65 2 1 1
Италия 798 686 745 30 26 37
Испания 685 792 826 28 43 39
Франция 283 304 278 8 12 4
Германия 215 150 158 5 8 7
Ирландия 129 86 88 5 3 4
Великобритания 48 55 22 1 2 0
Швеция 22 19 21 1 4 4
Финляндия 33 35 36 3 2 8
Норвегия 0 0 0 0 0 0
Бельгия 10 9 10 1 2 2
Израиль 87 83 58 0 1 2
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Н.Зеландия 0 0 3 0 0 0
Мальта 29 10 24 0 0 0
Кипр 0 0 2 0 0 0
Словения 9 17 11 0 0 0
Швейцария 11 17 11 0 0 2
Аргентина 12 12 7 3 0 0
Австрия 1 5 7 0 0 0
Страны СНГ 2 2 2 0 0 0
Др.страны 2 3 9 0 0 0
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы международного права
Как видно из таблицы 1, стран, усыновляющих российских детей, далеко не три (с которыми есть Соглашения, или было прекращено Соглашение — США), а гораздо больше. Россия должна выступать инициатором для подписания соглашений и договоров об усыновлении со странами, в которые усыновляются российские дети. Даже если в страну ежегодно уезжает всего от 1 до 5 детей, необходимо думать и об этих детях и законодательно прописывать их права и процедуру усыновления между страной происхождения и страной, чьи граждане становятся родителями данного ребенка.
В настоящий момент прекращено действие соглашения об усыновлении с США. Много различных мнений выражается по этому поводу. Есть и сторонники отмены этого Соглашения и противники. Америка является лидером по усыновлению российских детей, но когда случаи жестокого обращения с усыновленными детьми стали известны широкой общественности, когда эти случаи стали повторяться снова и снова, следующим шагом стало прекращение от имени Российской Федерации действия Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.
Но говоря о трагических случаях гибели усыновленных российских детей, нельзя не отметить, что существуют положительные примеры, известные во всем мире. В составе американской паралим-пийской сборной есть несколько россиян. Девушка Татьяна Макфадден (род. 1989, г. Ленинград — американская спортсменка-инвалид российского происхождения, многократный призер Паралимпий-ских игр в гонках на инвалидных колясках среди женщин на короткие и средние дистанции в международном паралимпийском функциональном классе спортсменов T54, включающей участников по крайней мере частично сохранной функцией верхних половины тела и конечностей3. Это дети без ног, это тяжелые дети, которых в детских домах бы ничего не ждало, кроме как провести всю свою жизнь в палате психоневрологического интерната. А там они гордость Америки. Здесь есть над чем задуматься. Более того, гораздо правильнее сейчас усовершенствовать существующее российское законодательство, а не запрещать усыновление иностранным гражданам. Встает вопрос необходимости внести изменения в законодательство, которое бы создало какой-либо контролирующий отдел, состоящий из
сотрудников Российской Федерации, говорящих на языке страны, в которой они работают, в составе которого были бы медицинские работники, психологи и другие необходимые для проверки условий жизни детей специалисты, в обязанности которого входило бы внеплановое, практически, с тайным графиком, посещение семей, усыновивших российских детей. Если бы такая служба существовала ранее, многие трагические случаи с усыновленными детьми можно было бы предотвратить. Сотрудники такого отдела вовремя увидели бы травмы детей, жесткое обращение родителей над ребенком, факты нарушения Конвенции о правах ребенка и других документов. Вовремя можно и увидеть психологические проблемы, которыми страдает ребенок, вовремя их вылечить, направить ребенка на реабилитацию и предотвратить несчастные случаи. Люди, получающие зарплату из российского бюджета, будут по-настоящему независимы, и отчеты о проживании ребенка в приемной семье будут реальными, а не сочиненными для России.
Институт международного усыновления регулируется большим количеством международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов, но множество правовых пробелов в этой области так и не ликвидировано. Эти пробелы порождают злоупотребление должностных лиц органов опеки и попечительства и других служб, необходимо установить личное участие усыновителей во всех процедурах, начиная с момента обращения с просьбой о постановке на учет. Обращение к посредникам должно быть сведено к минимуму и осуществляться на внесудебных стадиях.
1 Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. http://www.usynovite.ru/statistics/2011/4/
2 Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. http://www.usynovite.ru/statistics/
МИД РФ предлагает российским законодателям «подумать» над тем,
чтобы распространить действие так называемого закона «Димы Яковлева», запрещающего усыновление детей из России не только на граждан США, но и на представителей других стран, где нарушаются права россиян. Эту идею предложил замдиректора консульского департамента МИД РФ Руслан Голубовский в ходе «круглого стола» в Совете Федерации.
«Вполне возможно, имеет смысл подумать над тем, чтобы сделать этот
закон более универсальным, не ограничивая его действие только гражданами США, – заявил представитель российского дипведомства. – Если такие случаи (нарушения прав россиян) наблюдаются и в других иностранных государствах, то его возможно было бы также применять и в этих ситуациях».
По мнению чиновника, можно было бы подумать над тем, чтобы убрать из закона указание на США и попытаться сделать его «более универсальным». На какие именно страны могут распространить закон и за что – Голубовский не пояснил.
«Закон Димы Яковлева» был принят в России в конце 2012 года и запретил гражданам США усыновлять российских сирот. Российские власти не скрывали, что он вводится в ответ на принятый незадолго до этого в США «акт Магнитского», который запрещает въезд в США и позволяет арестовывать активы россиян, причастных к убийству юриста Сергея Магнитского и другим нарушениям прав человека в России. Назван закон был в честь 21-месячного мальчика из России, которого усыновитель-американец в 2008 году оставил одного в закрытом автомобиле на солнце, из-за чего ребенок погиб.
Помимо запрета на усыновление детей закон вводит визовые и финансовые санкции в отношении граждан США, которые нарушают права россиян:
- которые совершили преступления в отношении граждан РФ, находящихся за рубежом,
- которые наделены государственными полномочиями и способствовали своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан РФ,
- которые причастны к похищению и незаконному лишению свободы граждан РФ,
- которые вынесли «необоснованные и несправедливые» приговоры в отношении граждан РФ,
- которые необоснованно преследуют граждан РФ в судебном порядке,
- которые приняли «необоснованные решения», нарушившие права и законные интересы граждан и организаций РФ.
Закон запрещает этим людям въезд в Россию и позволяет арестовывать на территории России любые принадлежащие им активы. Также этим гражданам из «черного списка» запрещено совершать любые сделки с собственностью и совершать инвестиции в России.
УДК 347 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10504
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ
Елена Юрьевна ЛАМЕЙКИНА, старший преподаватель кафедры гражданского права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия E-mail: kafedragp.grajdanskoepravo@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;
предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Аннотация. Пробелы в правовом регулировании международного усыновления порождают существенные нарушения прав российских детей, оставшихся без родительского попечения, переданных на воспитание иностранным усыновителям.
Ключевые слова: иностранные граждане, потенциальные усыновители, международное усыновление, национальное законодательство, органы опеки и попечительства.
Усыновление (удочерение) российских детей гражданами других государств и последующий переезд их вместе с усыновителями в другую страну в настоящее время встречается довольно часто. Это зачастую происходит из-за различных причин экономического характера. Не секрет, что вопреки ожиданиям властей реальные денежные доходы россиян продолжают падать, несмотря на победные реляции в части роста средней заработной платы и размера выплачиваемых социальных пособий, а также снижения уровня безработицы.
Кроме того, большинство граждан не в состоянии решить жилищную проблему, причем не только из-за мизерного размера зарплат, но и тяжелой финансовой кабалы ипотечного кредитования. Государство также не «балует» граждан размерами детских пособий, практически не имеют государственной поддержки семьи, в составе которых есть больные дети.
Не теряют актуальности проблемы, связанные с правовым регулированием и практическим применением законодательных норм в части
международного усыновления, что обусловлено отсутствием в России сформированного унифицированного режима такого усыновления и механизмов, позволяющих в полной мере защищать интересы усыновленных детей, которых усыновители перевезли на постоянное место жительства в зарубежные страны.
Необходимо отметить, что целый ряд причин, по которым российские супруги отказываются от усыновления (например, хронические заболевания, требующие длительного дорогостоящего лечения и продолжительной реабилитации), не являются препятствием для иностранных граждан. Несмотря на то что порядок усыновления за рубежом — весьма трудоемкий и сложный процесс, в последние годы наблюдается сокращение числа усыновлений российских детей иностранными гражданами: в 2008 г. — 3,7 тыс. детей, в 2013 г. — 1,2 тыс., в 2017 г. — 335, в 2018 г. — 248 детей соответственно .
Согласно российскому законодательству физическое здоровье усыновляемого ребенка не несет ограничений для усыновления. Российс-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
кие семьи принимают детей, имеющих проблемы со здоровьем, в свою семью только под опеку и получают пособие на их оздоровление, поскольку при усыновлении таких детей пособий не предполагается.
Усыновление / удочерение по своей правовой природе предполагает, что между усыновителем и усыновляемым будут установлены правоотношения, аналогичные тем, которые существуют между кровными родителями и детьми .
Правовое регулирование международного усыновления регламентируется рядом международных (Декларация прав ребенка , Женевская декларация прав ребенка , Конвенция ООН о правах ребенка , Гаагская конвенция о защите детей , Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях , Европейская конвенция об усыновлении детей ) и российских (Гражданский кодекс РФ (гл. 29), Семейный кодекс РФ (статьи 124, 165), федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» ) нормативно-правовых актов.
Процедура усыновления российских детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами осуществляется только по решению суда, который в ходе рассмотрения дела обязан установить невозможность устройства ребенка внутри страны . Отсутствие шанса усыновления ребенка российской семьей должно быть запротоколировано на совете судебной коллегии отделами попечительства, права, обязанности и функции которых регламентируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» , а также Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации. В случае усыновления ребенка, возраст которого превышает 10 лет, суду необходимо выяснить его согласие на усыновление. Кроме того, решающее значение имеет оценка индивидуальных мотивов потенциальных приемных родителей.
Усыновление российских детей иностранными гражданами осуществляется по законам стра-
ны, подданными которой они являются, с учетом п. 3 ст. 124 СК РФ и ст. 21 Конвенции о правах ребенка. Регулирование нормативных правоотношений усыновления с иностранным элементом, а также отмена этих прав регламентируется ст. 165 СК РФ. Усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами, не имеющими гражданства, регламентируется статьями 124—133, 165 СК РФ, Федеральным законом № 167, Конвенцией о правах ребенка.
С 2014 г. сообщения о нарушении прав, указанных в Конвенции, Комитет принимает и непосредственно от детей. В настоящее время действует запрет на усыновление российских детей гражданами США («Закон Димы Яковлева» ), и ограничение усыновления подданными стран, узаконивших однополые союзы.
Усыновление российских детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами происходит в определенном порядке: потенциальные усыновители должны обратиться в федеральный государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей , либо в региональный отдел социальной защиты и попечения, выбрать ребенка из реестра базы данных и получить у попечительского Совета разрешение на посещение ребенка в воспитательном учреждении.
Если в ходе визитов к ребенку устанавливается психологический контакт и желание жить одной семьей обоюдно, в попечительский Совет подается еще одно заявление. Затем следуют сбор необходимых документов и судебное заседание, на котором принимается решение о передаче ребенка в семью или об отказе. Отметим, что переведенный на русский язык пакет документов должен быть официально заверен консульским отделом РФ в стране проживания иностранного усыновителя либо заверен российским нотариусом.
Для усыновления в России актуальны лишь два способа легализации иностранных документов: консульская легализация (осуществляется консульским должностным лицом консульского учреждения РФ в государстве пребывания иностранца, если документы предназначены для предъявления на территории РФ и не противоречат ее законодательству), проставление апос-тиля (допустимо в отношении документов, выданных странами, на территории которых действует Гаагская конвенция 1961 г., проставляется государственными органами того государства, в котором выдан апостиль).
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
Легализация документов требуется не для всех иностранцев. В ряде случаев достаточно будет перевода на русский язык. Это возможно, если претендент является гражданином страны, с которой у России подписан Договор о взаимном признании документов, входящих в официальный документооборот (например, республики СНГ, Греция, Польша, Китай, Болгария и др.) .
По прибытии в страну проживания иностранные усыновители в течение трех месяцев должны зарегистрировать усыновленного ребенка в консульском представительстве РФ. Полномочное представительство зарубежной страны, выступившее гарантом проведения контроля, должно зафиксировать постановку на учет усыновленного ребенка. Затем в течение одного месяца свидетельство о взятии ребенка на консульский учет передается в правительственное учреждение РФ по попечительству и социальной защите, которое обязано осуществлять периодические проверки и отправлять рапорты российскому попечительскому Совету. Проверке подлежат бытовые условия проживания ребенка, состояние его здоровья, процесс обучения. К рапорту прикладываются фотоснимки для подтверждения сведений.
Нередко иностранные граждане эту обязанность игнорируют. Как правило, это происходит при так называемом «независимом усыновлении», когда частное лицо под видом сопровождающего иностранных кандидатов в приемные родители берет на себя ответственность за сбор и оформление документов на территории РФ в обход законодательно запрещенного в России посредничества при усыновлении (ст. 126.1 СК РФ) .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Российское законодательство содержит перечни документов, которые иностранные государственные органы и организации должны предоставить для получения разрешения на открытие представительства, но никоим образом не ограничивает право открытия такого представительства и не содержит статьи, преследующей за незаконное усыновление .
Несмотря на то что ч. 1 ст. 61 Конституции РФ гарантирует государственные покровительство и защиту несовершеннолетним детям, усыновленным иностранными гражданами и вывезенным из России в зарубежные страны, основной проблемой международного усыновления является несовершенный государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов усыновленных российских детей . Данную функцию от лица России выполняют
консульские представительства, находящиеся на территории государства проживания семьи с усыновленным ребенком.
Поскольку на границе РФ заканчивается российская юрисдикция, органы опеки и попечительства и консульские учреждения РФ испытывают трудности в части полноценного контроля за воспитанием усыновленных иностранцами российских детей. Зачастую российским консульским учреждениям создаются препятствия в осуществлении контроля иностранных семей, усыновивших российских детей, что, по нашему мнению, требует применения определенных мер в отношении властей государств, граждане которых усыновили российских детей.
При выявлении противоправных действий по отношению к ребенку на территории другого государства не могут быть применены нормы российского законодательства: родители привлекаются к ответственности в соответствии с нормами того государства, где проживает ребенок.
Еще одной проблемой является подготовка иностранных усыновителей к принятию в семью ребенка, обязательное прохождение которой установлено ст. 127 СК РФ. Зачастую причиной конфликтов в семье, усыновившей российского ребенка, выступают «обманутые» ожидания приемных родителей, которые воспринимают непослушание ребенка как личную обиду и расценивают такое поведение как проявление неблагодарности со стороны ребенка. При этом взрослые усыновители и ребенок имеют, как правило, весьма различные религиозные, этические и психологические убеждения, что отнюдь не способствует здоровому семейному климату .
Множество вопросов порождают и документы, предоставленные иностранными усыновителями. В первую очередь это касается документов, предоставляемых усыновителями: справки о состоянии здоровья выдаются частнопрактикующими врачами, о наличии жилища — налоговыми агентами, об отсутствии судимости — полицейскими участками… Многочисленными на практике являются факты неправильных, неточных переводов, несоответствия данных переводов и данных оригиналов документов.
Кроме того, в современном российском законодательстве отсутствует норма, отменяющая процедуру усыновления. Даже если в порядке надзора будет зафиксировано, например, что усыновители не справляются с воспитанием ребенка либо ребенок содержится в неподходящих
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
условиях, российский суд, вынесший решение об усыновлении, не может отменить усыновление без согласия усыновителей.
Согласно ст. 37 Минской конвенции усыновление или его отмена определяются по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. При этом ребенок остается в иностранном государстве и передается в другую приемную семью либо в социальное учреждение. Ситуация усугубляется тем, что национальное законодательство зарубежных стран позволяет вносить изменения в актовую запись о рождении ребенка, вплоть до полного изменения имени и фамилии ребенка, что впоследствии исключает возможность государственного контроля со стороны России за его судьбой.
Кишиневская конвенция содержит коллизионные нормы об усыновлении, в основном повторяющие положения ст. 37 Минской конвенции с оговоркой «если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное». Из статьи 40 Конвенции не вытекает, что компетентный суд при отсутствии коллизионного регулирования в международном договоре должен применить внутреннее семейное право другого государства.
Анализ проблем международного усыновления российских детей, оставшихся без попечения родителей, по нашему мнению, требует детализации законодательного регулирования, разъяснений правоприменительной практики, совершенствования методов воздействия на должностных лиц, ответственных за усыновление, ужесточения административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка усыновления. Верховный Суд РФ ежегодно обобщает судебную практику по усыновлению иностранцами, апатридами и россиянами, проживающими за пределами РФ .
Остается надеяться, что перечисленные проблемы в ближайшее время будут решены на законодательном уровне, и Россия (возможно, в пределах объявленного в стране Десятилетия Детства ) приложит все усилия для всестороннего развития и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на Родине. Мы разделяем точку зрения исследователей в части создания оптимальных условий для российских усыновителей с целью оставления детей, оставшихся без попечения родителей, на Родине , что, безусловно, будет способствовать рас-
пространению усыновления среди россиян, сделав его и желанныш, и престижным.
Библиографический список
1. Вешкурцева 3. Проблемы международного усыновления российских детей иностранцами // Административное право. 2013. 2. С. 5—13.
2. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята 03.12.1986 г. Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на 41-й сессии (16 сентября — 19 декабря 1986 г.); Генеральная Ассамблея. Офиц. отчеты. 41-я сессия. Дополнение № 53 (A/41/53). Организация Объединенных Наций. С. 328—330.
5. Женевская декларация прав ребенка (принята 26.11.1924 г. V Ассамблеей Лиги Наций в Женеве) // СПС «Консультант Плюс»
8. Качалова Е.Ю. Актуальные проблемы международного усыновления // Закон и право. 2019. № 2. С. 76—79.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
13. Корыткина Е.С. Обманутые ожидания усыновителей и приемных детей как одна из основных причин конфликтов при международном усыновлении // Аспирант. Прилож. к журналу «Вестник Забайкальского гос. ун-та». 2010. № 7. С. 35-36.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
16. Обзор практики рассмотрения в 2018 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 мая 2019 г.) // URL: http://ivo.garant.ru/ #/document/72258722/paragraph/77/doclist/0/ 8е1Шпк/0/соМех^Россия%20без%20сирот:0 (Дата обращения: 24.06.2019)
17. Пешперова И.Ю. Современные аспекты международно-правового регулирования иностранного усыновления // Управленческое консультирование. 2013. № 8. С. 16—22.
18. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 654 (ред. от 19.12.2018 г.) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СПС «Консультант Плюс»
19. Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 г. № 37205) // Рос. газ. 2015. № 105.
20. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. М.: Норма, 2012. 720 с.
21. Распоряжение Президента РФ от 26.06.2000 г. № 241-рп «О подписании Российской Федерацией Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения)» // СЗ РФ. 2000. № 27. Ст. 2844.
27. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г. // СПС «Консультант Плюс»
28. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 29.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
30. Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г. // СПС «Консультант Плюс»
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019