Приказ 147 209

Приказ 147 209

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИ УЧЕТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Алева-Герман Е.А.А.

Алева-Герман Евгения Алиса Алексеевна — советник государственной гражданской службы

3 класса, ведущий специалист, отдел государственной статистики, управление правовой статистики, Прокуратура Московской области, магистрант,

кафедра организации судебной и прокурорско-следственной деятельности, Институт прокуратуры

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА),

г. Москва

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования — выявлению нарушений при учете преступлений экономической направленности и анализу причин возникновения ошибок данной категории. Актуальность статьи обусловлена серьезным числом нарушений в области учета преступлений и высоким уровнем требований к достоверности правовой статистики на самом высоком государственном уровне. Статья может быть полезна как следователям и дознавателям, так и прокурорским работникам при осуществлении надзора в области учета преступлений экономической направленности. Исследование строится на материалах прокуратуры Московской области.

Ключевые слова: прокурорский надзор, предварительное расследование, правовая статистика, преступления экономической направленности.

До настоящего времени в юридической литературе не выработано единого определения такого понятия, как «преступления экономической направленности», также часто именуемого «экономической преступностью». Ряд авторов отождествляет данный термин с категорией «преступления в сфере экономической деятельности» . С этим трудно согласиться, учитывая наличие в УК РФ четко структурированного раздела VIII «Преступления в сфере экономики», который содержит три главы, одна из которых (глава 22) носит название «Преступления в сфере экономической деятельности». Несомненно, как отмечают другие авторы , ядро экономической преступности составляют преступления, отраженные в разделе VIII УК РФ. Есть также научное мнение о более узком источнике отражения преступлений экономической направленности — в главах 21 и 22 уголовного закона .

Отталкиваясь от реалий ежедневной практической деятельности различных подразделений уголовно-правовой системы, представляется весьма актуальным выявление научно обоснованных криминологических признаков преступлений экономической направленности, систематизации ее качественных и количественных характеристик в сугубо прикладных целях, важнейшими из которых являются статистический учет преступлений и анализ основных параметров результатов их расследования.

Общеизвестно, что правовая статистика — не только один из главных исследовательских инструментов, но и мощнейшее средство государственно -правовых мер как ведомственного контроля над органами предварительного расследования, так и прокурорского надзора.

Ни для кого не секрет, что на практике встречаются случаи манипулирования показателями уголовно-правовой статистики должностными лицами органов дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельности. В частности, имеют место факты искажения характеристик расследованных преступлений — как фальсификации документов первичного учета, так и намеренного искажения содержащихся в них сведений. Распространенным способом повышения показателя уровня раскрываемости преступлений экономической направленности является умышленное необоснованное отнесение к ним преступлений общеуголовной направленности. На практике разграничение двух этих групп зачастую представляет собой известную трудность. В этой связи при проведении проверок прокуроры часто сталкиваются (помимо умышленного искажения статистических данных в документах первичного учета) с добросовестными ошибками в заполнении статистических карточек должностными лицами.

При осуществлении прокурорского надзора в сфере учета преступлений ключевыми руководящими документами являются такие нормативные акты, как базовый, основополагающий Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и совместный приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ, ФСКН РФ от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», который определяет порядок учета, единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам . В дополнение к ним Генеральная прокуратура и МВД ежегодно направляют межведомственные указания «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (так, в 2018 году действует Указание от 27.12.2017 № 870/11/1 ). В соответствии с перечнями, преступления, предусмотренные некоторыми статьями УК РФ, относятся к категории экономической направленности без дополнительных условий — это, например, нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147), воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169), регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170), злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185) и другие. Классификация направленности таких преступлений ни в теории, ни на практике затруднений не вызывает. Сложнее обстоит дело с деяниями, относящимися к перечню при наличии дополнительных условий, при которых преступление может быть отнесено к категории экономической направленности. Для выявления этих характеристик необходимо в каждом конкретном случае тщательное изучение обстоятельств дела.

В прокуратуре Московской области на постоянной основе проводится проверка полноты формирования показателя преступлений экономической направленности, обоснованности отнесения всех зарегистрированных на территории области преступлений к указанной категории. В 2017 году в результате проведенной прокурорами работы за прошедший год из их числа исключено 113 преступлений как необоснованно отнесенных. Львиную долю составили преступления, предусмотренные различными составами мошенничества (60,2%), далее по убыванию: злоупотребление должностными полномочиями (11,5%), служебный подлог (8%), присвоение или растрата (3,5%). Преступления, предусмотренные иными статьями Уголовного кодекса, составили 16,8% от общего массива (см. рис. 1).

и мошенничество (60,2%)

к злоупотребление должностными полномочиями (11,5%)

п служебный подлог (8%)

и присвоение или растрата (3,5%)

_’ иные преступления (16,8%)

Рис. 1. Структура преступлений, необоснованно отнесенных к категории экономической направленности поднадзорными органами прокуратуры Московской области в 2017 году

Таким образом, наиболее часто допускались ошибки при отнесении к категории экономической направленности преступлений, предусмотренных различными составами мошенничества. Рассмотрю этот вид ошибок подробнее.

Для отнесения таких преступлений к рассматриваемой категории одним из дополнительных условий является совершение деяния следующими лицами: должностными, материально ответственными и иными, выполняющими на предприятиях, в учреждениях и организациях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции; не наделенными указанными полномочиями, но имеющими доступ к предмету преступного посягательства для выполнения трудовых обязанностей по роду деятельности или службы; выполняющими обязанности по охране имущества или объекта, в котором оно хранится, без материальной ответственности . Типичной ошибкой (как злоумышленной, так и добросовестной) является отнесение к преступлениям экономической направленности деяний, совершенных лицами в отношении физических лиц под видом осуществления производственно-хозяйственной или финансовой деятельности. В ходе осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, должностными лицами прокуратуры Московской области регулярно выявляется большое количество преступлений, документы первичного учета по которым содержат ошибки этого вида. Приведу несколько примеров.

В 2018 году к категории преступлений экономической направленности необоснованно было отнесено в числе прочих такое деяние: неустановленные лица, имея преступный умысел, направленный на хищение путем обмана имущества, принадлежащего гражданину К., действуя от имени ООО «Л.», заключили с гражданином К. агентский договор, согласно которому ООО «Л.» обязалось совершить сделку по продаже автомобиля, принадлежащего гражданину К. Впоследствии указанные лица, получив от гражданина К. автомобиль, распорядились им по собственному усмотрению, причинив гражданину К. ущерб в особо крупном размере .

Общественно опасные деяния, совершенные лицами под видом осуществления производственно-хозяйственной или финансовой деятельности, могут быть отнесены к преступлениям экономической направленности только если соблюдаются следующие дополнительные условия: обозначенные преступления совершены в отношении юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, официально зарегистрированных в качестве предпринимателей, а также объединений (граждан, юридических лиц), не

являющихся юридическими лицами; в отношении участников бюджетного процесса; выявленное при проведении бухгалтерских документальных ревизий либо проверок контролирующих и надзорных органов . В рассмотренном примере преступление совершено в отношении физического лица, следовательно, отнесение этого деяния к группе экономической направленности неправомерно.

Приведу еще один пример из практики подмосковных прокуроров относительно другой типичной ошибки — необоснованного отнесения к категории экономической направленности составов присвоения и растраты. Гражданка С., работая в должности продавца в магазине известной торговой сети, где она являлась материально ответственным лицом и в ее обязанности входило обеспечение сохранности товара, вступив в преступный сговор со своим сожителем К., находившимся в торговом зале с целью наблюдения за окружающей обстановкой, похитила товарно-материальные ценности, принадлежащие организации, путем их присвоения. Принимая во внимание эти обстоятельства, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 160 УК РФ. Должностные лица, в производстве которых находилось уголовное дело, необоснованно отнесли преступление к категории экономической направленности.

Деяния, квалифицированные по указанной статье, могут быть классифицированы таким образом только при определенных дополнительных условиях. Условие, при котором субъектом преступления является должностное лицо, в данном случае фактически поглощается составом. Между тем, также необходимо выполнение еще одного условия — совершение преступления лицом в процессе осуществления им производственно-хозяйственной или финансовой деятельности либо под видом ее осуществления. В действиях гражданки С. таких признаков нет, следовательно, оснований для учета данного преступления в качестве экономического не имеется.

Проблема представления должностными лицами органов предварительного расследования недостоверных статистических данных существует, пожалуй, столько же времени, сколько существует сама правовая статистика. Но с 2011 года этот вопрос встал особенно остро — Генеральный прокурор Ю.Я. Чайка жестко обозначил эту проблему в своем докладе на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, он заявил: «Существует ряд проблем, среди которых — неизжитая до настоящего времени практика укрытия преступлений от учета, нарушения законов при приеме, регистрации и регистрации рассмотрения сообщений о преступлениях, массовые приписки в статистическую отчетность о результатах расследования уголовных дел, рассмотрения их судами» . Кроме того, прозвучало, что при осуществлении надзора за производством предварительного расследования прокуроры выявляют массовые факты фальсификации данных первичного учета, грубейшие случаи искажения статистической отчетности, направленные на искусственное повышение показателей раскрываемости преступлений и качества проведенного предварительного расследования, приукрашивание реальной картины состояния преступности. Средства массовой информации широко освещали это выступление, делая упор на цитирование фразы Генерального прокурора «В объективность уголовно-правовой статистики уже никто не верит» .

С тех пор произошли существенные изменения — проведена большая работа, на органы прокуратуры возложены функции по ведению уголовно-правовой статистики. Благодаря реализации этих полномочий на сегодняшний день картина преступности, включая ее социально-криминологический срез, стала более реальной . Что касается учета преступлений экономической направленности, эта сфера по-прежнему требует особого внимания и непрерывного контроля. В этой связи весьма велико значение качественного, профессионального и эффективного осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования.

Список литературы

1. Криминология: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2011. 544 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Алева-Герман Е.А.А., Майдыков А.А. Отдельные аспекты формирования достоверных статистических данных в сфере прокурорского надзора за органами предварительного расследования // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн., 2017. № 12 (45).

5. Указание Генпрокуратуры России № 870/11 МВД № 1 от 27.12.2017 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

6. Отчетные данные ИЦ ГУ МВД РФ для управления правовой статистики прокуратуры Московской области, материалы уголовных дел // Архив прокуратуры Московской области. Март, 2018.

7. Доклад Генерального прокурора на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.04.2011 г. «О состоянии законности и правопорядка в 2010 году и о проделанной работе по их укреплению» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. . Режим доступа: www.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 12.07.2018).

11. Доклад Генерального прокурора на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26.04.2017 г. «О состоянии законности и правопорядка в 2016 году и о проделанной работе по их укреплению»// Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. . Режим доступа: www.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 12.07.2018).

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Начальникам органов дознания и следственных органов предписывается:

изучать находящиеся на рассмотрении у подчиненных сотрудников материалы проверок до принятия по ним процессуальных решений, в случае необходимости давать письменные указания о проведении конкретных проверочных действий в целях установления обстоятельств, имеющих значение для вынесения законных, обоснованных и мотивированных постановлений;

при отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела поручать проведение дополнительной проверки незамедлительно, а в случае принятия такого решения прокурором – с момента поступления проверочных материалов, не допуская нарушения разумного срока;

продление срока проверки до 10 суток в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК Российской Федерации), осуществлять при наличии фактических обстоятельств, препятствующих принятию процессуального решения в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении.

При даче согласия руководителем следственного органа на принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенным на основании пункта 2 части второй статьи 37 УПК Российской Федерации, непосредственно изучать собранные материалы, проверяя их полноту и соответствие выводов об отсутствии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела фактическим обстоятельствам, установленным в ходе проверки.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНАЯ ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРИКАЗ

от 21 марта 2003 г. N 55

О ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

В целях обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, формирования единого подхода к разрешению вопросов о подследственности уголовных дел, возникающих в связи с применением ст. 151 и 152 УПК РФ, и совершенствования организации предварительного расследования приказываю:

1. Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, производить военным прокурорам и следователям военных прокуратур военных округов и флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы России, Московской городской военной прокуратуры и Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с соблюдением требований ст. 151 и 152 УПК РФ, как правило, по месту совершения или окончания преступления и с учетом положений настоящего Приказа.

1.1. Разграничение компетенции военных прокуроров гарнизонного звена по расследованию преступлений в конкретных воинских частях, соединениях, учреждениях и за их пределами на основании установленной приказами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора поднадзорности производить военным прокурорам окружного звена, которым с учетом сложившейся на момент издания настоящего Приказа практики в срок до 15 апреля 2003 г. издать соответствующие приказы, о чем довести до подчиненных.

1.2. Преступления, совершенные неустановленными лицами на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения, расследовать до установления виновного военным прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов на территории данной воинской части, соединения, учреждения.

При этом исходить из того, что территорией (расположением) воинской части, соединения, учреждения является обособленная охраняемая территория, на которой расположены штабы, казармы, парки с военной техникой, хранилища, склады и иные объекты, обеспечивающие непосредственную деятельность части, за исключением жилых домов, школ и иных объектов общего социально-культурного и бытового назначения.

1.3. Для военных прокуратур, дислоцированных за пределами Российской Федерации, подследственность уголовных дел определяется приказами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора с учетом юрисдикции, предусмотренной соответствующими международными договорами (соглашениями).

2. Военным прокурорам и следователям военных прокуратур Ракетных войск стратегического назначения расследовать уголовные дела:

2.1. О преступлениях, совершенных лицами, указанными в п. 1, на территории режимных частей, соединений, учреждений и закрытых военных городков, поднадзорных ВП РВСН, а также на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), где расположены указанные объекты.

2.2. О преступлениях, совершенных военнослужащими поднадзорных воинских частей, соединений, учреждений и иных объектов в пределах гарнизонов, на территории которых расположены военные прокуратуры РВСН и их прокурорские, прокурорско-следственные участки.

2.3. О групповых преступлениях военнослужащих, совершенных в гарнизонах, на территории которых расположены военные прокуратуры РВСН и их прокурорские, прокурорско-следственные участки, если хотя бы один из участников является военнослужащим поднадзорных военным прокурорам РВСН частей и объектов.

3. Военным прокурорам и следователям военной прокуратуры Федеральной пограничной службы Российской Федерации расследовать уголовные дела:

3.1. О преступлениях лиц, указанных в п. 1, совершенных на территории войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации, надзор за исполнением законов в которых возложен на военных прокуроров ФПС России.

3.2. О преступлениях военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и лиц гражданского персонала Пограничной службы Российской Федерации в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, совершенных за пределами расположения войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации на территории Ленинградского, Московского и Северо-Кавказского военных округов, за исключением случаев, указанных в части 1 п. 4.

3.3. О преступлениях военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и лиц гражданского персонала Пограничной службы Российской Федерации в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, совершенных за пределами расположения войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации на территории тех субъектов Российской Федерации, в которых дислоцируются военные прокуратуры ФПС России и их прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки, за исключением случаев, указанных в части 1 п. 4.

3.4. О групповых преступлениях с участием военнослужащих, совершенных за пределами территории войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации, если хотя бы один из них является военнослужащим Пограничной службы Российской Федерации, при наличии условий, предусмотренных подпунктами 3.2 и 3.3.

4. Уголовные дела в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц гражданского персонала (последними — в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей) войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации, надзор за исполнением законов в которых возложен на военных прокуроров округов и флотов, расследовать указанным военным прокурорам в случае совершения преступления как в расположении этих войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации, так и за их пределами, но на территории гарнизонов, обслуживаемых данными военными прокурорами.

Им же расследовать уголовные дела о преступлениях военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц гражданского персонала (последними — в связи с исполнением ими служебных обязанностей) Пограничной службы Российской Федерации, совершенных за пределами войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации, в которых отсутствуют военные прокуратуры ФПС России и их прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.2.

5. Военным прокурорам РВСН и ФПС России расследовать уголовные дела в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала предприятий военной торговли, совершивших преступления в учреждениях и на предприятиях военной торговли, расположенных на территории закрытых гарнизонов и объектов. Расследование преступлений, совершенных указанными лицами на предприятиях военной торговли, расположенных вне территории закрытых гарнизонов и объектов, осуществлять военным прокурорам гарнизонов округов, флотов.

6. Военным прокурорам и следователям военных прокуратур флотов расследовать уголовные дела о преступлениях военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, надзор за исполнением законов в которых возложен на указанных военных прокуроров, либо на территории гарнизона, где дислоцируется военная прокуратура ВМФ.

7. Вопросы подследственности, не урегулированные настоящим Приказом, а также споры о подследственности конкретных уголовных дел разрешать по согласованию между военными прокурорами окружного звена, а при наличии разногласий — Главной военной прокуратурой.

8. При применении п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК РФ. В каждом случае решение об изъятии и передаче уголовного дела от одного органа предварительного следствия другому должно быть мотивировано и изложено в письменном виде в соответствующем постановлении.

9. Уголовные дела в отношении уклонившихся от военной службы военнослужащих и военных строителей расследовать в военных прокуратурах по месту обнаружения (задержания) разыскиваемого военнослужащего.

После выполнения в срок не позднее 10 суток неотложных следственных действий уголовные дела могут направляться по подследственности в военные прокуратуры, которым поднадзорны воинские части, где проходят службу указанные военнослужащие (за исключением военных прокуратур, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, а также военных прокуратур Балтийского флота), только для расследования совершенных ими других преступлений либо фактов неуставных к ним отношений, явившихся причиной уклонения от военной службы.

10. Военным прокурорам, которым поднадзорны воинские части, самовольно оставленные военнослужащими, принимать все меры к своевременному возбуждению уголовных дел, незамедлительному, полному и объективному расследованию обстоятельств уклонений от военной службы, исследованию версий об их убийстве, гибели или совершении уклонения вследствие неуставных проявлений. После получения сообщения об установлении места нахождения военнослужащих на территории других военных округов, при отсутствии данных о совершении ими по месту службы других преступлений и их ссылок на неуставные проявления, уголовные дела незамедлительно направлять по подследственности в военные прокуратуры по месту нахождения (задержания) подозреваемого (обвиняемого).

11. Вопросы подследственности уголовных дел об уклонениях от военной службы при указанных в пп. 9 и 10 Приказа обстоятельствах, пересылки материалов уголовных дел и этапирования арестованных решать путем телефонного их согласования между соответствующими военными прокурорами с последующим подтверждением по телеграфу.

12. При совершении уклонения от военной службы военнослужащими при назначении и переводе к новому месту службы расследование проводить:

12.1. Если военнослужащий следует одиночным порядком — военному прокурору, которому поднадзорна воинская часть, соединение, учреждение, куда военнослужащий должен прибыть для прохождения службы (за исключением случаев отказа убыть к новому месту службы).

12.2. При следовании в составе команды — военному прокурору, которому поднадзорна воинская часть, соединение, учреждение, от которых назначен старший команды.

13. Приказ начальника Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законов в Вооруженных Силах от 20.04.94 N 70 «О подследственности преступлений» (с изменениями, внесенными Приказами от 30.03.95 N 58, от 03.02.97 N 40), указание заместителя ГВП от 07.05.98 N СУ-56/98, пункт 6 Приказа ГВП от 03.12.2002 N 307 считать утратившими силу.

14. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Пономаренко А.Г.

15. Приказ направить в структурные подразделения ГВП, военным прокурорам окружного и гарнизонного звеньев и объявить всему оперативному составу военных прокуратур.

Заместитель Генерального прокурора

Российской Федерации —

Главный военный прокурор

генерал-лейтенант юстиции

А.Н.САВЕНКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *