Описание в резюме о себе

Описание в резюме о себе

Содержание

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 6 августа 2008 г. N ГКПИ08-1339, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N КАС08-550, настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 4
к Инструкции (п. 9)

Анкета на гражданина_______________________________ ____ года рождения (фамилия, имя, отчество) 1. Каким учебным дисциплинам отдает предпочтение (перечислить не более трех):_____________________________________________________________ 2. Успешность (успеваемость) в трудовой (учебной) деятельности (подчеркнуть): высокая (оценки 4 — 5), средняя (оценки 3 — 4), низкая (оценки 2 — 3). 3. Увлечения и интересы в свободное от учебы (работы) время: занятия в кружках, на курсах (указать):_____________________________ _________________________________________________________________________ занятия спортом (виды, спортивный разряд)___________________________ _________________________________________________________________________ другие (указать)____________________________________________________ 4. В каких олимпиадах, соревнованиях, конкурсах участвовал? Результаты участия (указать)_____________________________________________ 5. Отношение к выполнению учебных (производственных) задач (подчеркнуть): добросовестное или пренебрежительное; инициативное или без проявления инициативы. 6. Частое или продолжительное отсутствие на рабочем (учебном) месте по болезни (подчеркнуть): да, нет________________________________________ 7. Особенности поведения в учебном (трудовом) коллективе: отличается от большинства (подчеркнуть) — да, нет; если отличается, то чем (подчеркнуть): отношением к учебе (работе) — активен, пассивен; отношением к учебной (производственной) дисциплине — нарушитель, чрезмерно пунктуален; поведением в коллективе — общителен, замкнут; другим (указать)____________________________________________________ 8. Участие в общественной жизни учебного (трудового) коллектива (подчеркнуть): активно участвует (организатор), участвует как исполнитель, избегает участия, отказывается от участия. 9. Место, занимаемое в учебном (производственном) коллективе (подчеркнуть): лидер, неформальный лидер, ведомый член коллектива, изолирован от коллектива, индивидуалист. 10. Наличие способностей (подчеркнуть): математические, технические, музыкальные, художественные, другие (указать)________________________________________________________________ 11. Реакция на критику и замечания старших (подчеркнуть): предпринимает действия по устранению недостатков или игнорирует замечания; эмоциональные проявления: агрессия, обида, спокойствие, безразличие, депрессия. 12. Наиболее характерные черты личности (перечислить)_______________ _________________________________________________________________________ 13. Отношение к алкоголю и наркотикам: алкоголь (подчеркнуть): не употребляет, употребляет редко, употребляет часто; наркотики (подчеркнуть): не употребляет, употребляет редко, употребляет часто. 14. Склонность к профессиональной деятельности (указать какой)______ _________________________________________________________________________ 15. Подготовка к военной службе в объеме программы (подчеркнуть): образовательного учреждения (указать)_______________________________ образовательного учреждения с дополнительной военной подготовкой (указать)________________________________________________________________ военно-патриотического (военно-спортивного) объединения (указать)___ _________________________________________________________________________ Директор (начальник)______________________________________ ________________________________________________________ (подпись, инициал имени, фамилия) М.П. «____»______________20___г.

Пояснения по заполнению анкеты

Ответы в анкете должны быть максимально объективными. В пунктах 2, 5-11, 13 и 15 имеются краткие варианты ответов. При работе с этими пунктами необходимо внимательно ознакомиться с их содержанием, выбрать и подчеркнуть нужный вариант ответа, дать его краткую характеристику, а также указать соответствующие дополнительные сведения, если они имеются.

Категорически недопустимо предлагать гражданину самому заполнять данный документ.

В пункте 1 указываются 1-3 учебные дисциплины, к которым гражданин имеет выраженный интерес, отдает им предпочтение.

В пункте 2 отмечается успеваемость по основным предметам, успешность трудовой деятельности. Если учащийся учится в среднем на «хорошо» и «отлично», то подчеркнуть слово «высокая», если на «хорошо» и «удовлетворительно», то подчеркнуть слово «средняя», если на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», то подчеркнуть слово «низкая».

В пункте 3 приводятся сведения об увлечениях и интересах гражданина, которым он посвящает свое свободное время. Необходимо перечислить названия факультативов, школьных кружков, курсов, спортивных секций, где занимается (занимался) гражданин, а также указать основные результаты этих занятий. Указать виды спорта, которыми увлекается гражданин, и если имеется — спортивный разряд. В строке «другое» отразить увлечения, не вошедшие в предыдущие разделы, например, занимается чем-либо самостоятельно или в домашних условиях и т.п.

В пункте 4 отражаются сведения об олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, военно-спортивных играх, в которых гражданин участвовал, уровень этих мероприятий (школьный, муниципальный, региональный, общероссийский), а также результаты этого участия (какое индивидуальное или командное место занял, является лауреатом, дипломантом, установил рекорд школы, области и т.п.).

В пункте 5 отмечается отношение к выполнению учебных (производственных) заданий и проявление инициативы при этом. Необходимо выбрать соответствующую характеристику в каждой паре (добросовестное или пренебрежительное; инициативное или без проявления инициативы) и подчеркнуть. При наличии каких-либо особенностей (например, отрицательно относится к каким-либо конкретным заданиям и т.п.) — отразить их.

В пункте 6 отражаются особенности состояния здоровья гражданина и отсутствие его на рабочем (учебном) месте по состоянию здоровья. В случаях частого или продолжительного отсутствия подчеркнуть «да», при отсутствии подобного подчеркнуть «нет». При наличии каких-либо важных особенностей, связанных с состоянием здоровья гражданина (например, пропусков по болезни не было совсем, требуются какие-либо ограничения в производственной или учебной деятельности и т.п.), отразить их.

В пункте 7 указываются особенности поведения гражданина в учебном (трудовом) коллективе, чем он отличается от окружающих. При наличии характерных отличий подчеркнуть слово «да» и выбрать (подчеркнуть) отличающие признаки в отношении учебы, работы, дисциплины, общения в коллективе. При наличии каких-либо других важных отличительных характеристик — указать их. Если гражданин не имеет каких-либо ярких отличий, ведет себя «как все», является «середнячком», то подчеркнуть слово «нет».

В пункте 8 отмечаются особенности участия в общественной жизни учебного (трудового) коллектива (активно участвует, проявляя при этом организаторские способности; принимает активное участие как исполнитель; избегает участия, участвует с неохотой; отказывается выполнять какие-либо общественные обязанности).

В пункте 9 отмечается место, занимаемое в учебном (производственном) коллективе: лидер — является официальным (староста класса, группы, командир отряда, отделения и т.п.) и неформальным лидером, имеет высокий авторитет; неформальный лидер — имеет авторитет и влияние, руководит неформальной группой; ведомый член коллектива — принимает и выполняет решения, предложенные лидером; изолирован от коллектива — стремится быть полезным коллективу, но находится в изоляции, не принят коллективом; индивидуалист — не зависит от коллектива, действует по принципу «я сам по себе», самодостаточен.

В пункте 10 отражаются специальные способности гражданина (математические, технические, музыкальные, художественные и т.п.), которые он проявил в процессе обучения или трудовой деятельности.

В пункте 11 отражается характерная реакция гражданина на замечания старших. Необходимо выбрать и подчеркнуть, предпринимает ли гражданин действия по устранению недостатков, или же игнорирует замечания, не предпринимая никаких действий. Также указываются особенности его эмоциональных проявлений в таких ситуациях (выбрать из приведенного списка и подчеркнуть).

В пункте 12 требуется перечислить наиболее характерные черты личности, например одна из характеристик следующих пар: спокойный — раздражительный; уверенный в себе — неуверенный; эгоистичный — альтруистичный, волевой — безвольный; оптимистичный — пессимистичный; трудолюбивый — склонный к безделью; конфликтный — склонный к компромиссам; организованный (самодисциплинированность) — неорганизованный и др.

В пункте 13 отмечаются зафиксированные каким-либо образом случаи употребления алкоголя, наркотиков в учебное (рабочее) время. Требуется подчеркнуть соответствующую характеристику.

В пункте 14 указывается склонность гражданина к определенной профессиональной деятельности, любимые виды труда, отсутствие или неустойчивость профессиональных интересов.

В пункте 15 отражаются особенности подготовки гражданина к военной службе: в объеме программы образовательного учреждения (при обучении в соответствующем образовательном учреждении — указать наименование); в объеме программы образовательного учреждения с дополнительной военной подготовкой (при обучении — указать наименование); в объеме программы военно-патриотического (военно-спортивного) объединения (при посещении такого объединения, центра, клуба и т.п. — указать их наименования).

Заполненные анкеты заверяются подписью руководителя и печатью образовательного учреждения с указанием должности, фамилии руководителя и даты.

Данные, содержащиеся в анкете, заносятся в лист изучения призывника.

В адрес образовательных учреждений (организаций), в которых по данным списков (приложение N 3 к настоящей Инструкции) учатся (работают) граждане, военным комиссаром направляются бланки анкет с запросами согласно приложению к настоящей Анкете.

Деловые и личные качества

Деловые качества работника – это его способность выполнять определенные трудовые обязанности. Самые важные из них – уровень образования и опыт работы. В выборе работника ориентируйтесь на пользу, которую он может принести вашей компании.

Личные качества характеризуют сотрудника как личность. Они становятся важны, когда у претендентов на одну должность деловые качества на одном уровне. Личные качества характеризуют отношение сотрудника к работе. Ориентируйтесь на самостоятельность: он не должен делать вашу работу, а со своей обязан справляться в полной мере.

Деловые качества Личные качества
Уровень образования Аккуратность
Специальность, квалификация Активность
Опыт работы, должности, которые занимал Амбициозность
Производительность труда Бесконфликтность
Аналитические способности Быстрая реакция
Быстрая адаптация к новым информационным системам Вежливость
Быстрая обучаемость Внимательность
Внимание к деталям Дисциплинированность
Гибкость мышления Инициативность
Готовность к сверхурочной работе Исполнительность
Грамотность Коммуникабельность
Математический склад ума Максимализм
Навыки взаимодействия с клиентами Настойчивость
Навыки делового общения Находчивость
Навыки планирования Обаяние
Навыки подготовки докладов Организованность
Ораторские способности Ответственный подход к работе
Организаторские способности Порядочность
Предприимчивость Преданность
Профессиональная честность Принципиальность
Скрупулезность Пунктуальность
Способность заниматься несколькими проектами одновременно Решительность
Способность быстро принимать решения Самоконтроль
Способность работать с большим количеством информации Самокритичность
Стратегическое мышление Самостоятельность
Стремление к самосовершенствованию Скромность
Творческое мышление Стрессоустойчивость
Умение вести переговоры/деловую переписку Тактичность
Умение договариваться Терпеливость
Умение излагать мысли Требовательность
Умение находить общий язык Трудолюбие
Умение обучать Уверенность в себе
Умение работать в команде Уравновешенность
Умение располагать людей к себе Целеустремленность
Умение убеждать Честность
Хорошие внешние данные Энергичность
Хорошая дикция Энтузиазм
Хорошая физическая форма Этичность

Выбор качеств

Если в резюме вписано больше 5 характеристик, это сигнал о том, что претендент не способен сделать грамотный выбор. Причем стандартные «ответственность» и «пунктуальность» стали банальными, поэтому при возможности расспросите, что означают эти общие понятия. Яркий пример: фраза «высокая работоспособность» может означать «способность работать с большим количеством информации», в то время как вы рассчитывали на «готовность к сверхурочной работе».

Такие общие понятия, как «мотивация к труду», «профессионализм», «самоконтроль», претендент может раскрыть другими выражениями, конкретнее и содержательнее. Обратите внимание на несовместимые качества. Чтобы убедиться в честности претендента, можете попросить проиллюстрировать примерами указанные им характеристики.

Отрицательные качества сотрудника

Иногда их также вписывает в резюме соискатель вакансии. В частности такие как:

  • Гиперактивность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Жадность.
  • Мстительность.
  • Наглость.
  • Неумение врать.
  • Неумение работать в команде.
  • Неусидчивость.
  • Обидчивость.
  • Отсутствие опыта работы/образования.
  • Отсутствие чувства юмора.
  • Вредные привычки.
  • Пристрастие к сплетням.
  • Прямолинейность.
  • Самоуверенность.
  • Скромность.
  • Слабая коммуникабельность.
  • Стремление к созданию конфликта.

Претендент, вписавший в резюме отрицательные качества, может быть честным, а может – опрометчивым. Такой поступок не оправдывает себя, но, если вы хотите знать возможные проблемы с этим претендентом, попросите его перечислить свои отрицательные качества. Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете. Например, неусидчивость свидетельствует о легкой адаптации и быстром переключении с одной задачи на другую, а прямолинейность – о пользе, которую он может принести при заключении сделки.

Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете.

Качества для разных профессий

Определенные профессиональные качества нужны почти во всех видах деятельности. Вы можете облегчить претендентам работу и заодно сузить их круг, внеся информацию о нужных характеристиках в объявлении о приеме на работу. Для работника в области продвижения или развлечения основные качества – коммуникабельность, умение работать в команде, располагать людей к себе. В перечень выигрышных качеств также войдут: обаяние, уверенность в себе, энергичность. В сфере торговли список лучших качеств будет выглядеть так: гибкость мышления, навыки взаимодействия с клиентами, умение договариваться, работать в команде, а также быстрая реакция, вежливость, настойчивость, активность.

Руководителю в любой сфере должны быть свойственны такие профессиональные качества, как организаторские навыки, способность находить общий язык и работать в команде, находчивость, бесконфликтность, обаяние и умение обучать. Не менее важны умение быстро принимать решения, уверенность в себе, внимательность и уравновешенность.

Сильные стороны сотрудника, работающего с большим объемом данных (бухгалтера или системного администратора): внимание к деталям, аккуратность, быстрая обучаемость, внимательность, организованность и, конечно, способность работать с большим количеством информации.

Характеристика секретаря включает разнообразные положительные качества: навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, грамотность, умение вести переговоры и деловую переписку, способность заниматься несколькими делами одновременно. Также обратите внимание на хорошие внешние данные, внимательность, тактичность и уравновешенность, исполнительность. В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

Оценка профессиональных качеств работника

Чтобы не тратить время и деньги на испытание новых сотрудников, иногда компании оценивают их перед приемом на работу. Для этого созданы даже специальные центры оценки персонала. Список способов оценивания для тех, кто предпочитает делать это самостоятельно:

  • Рекомендательные письма.
  • Тесты. Сюда входят обычные тесты на профпригодность и тесты способностей, а также личностные и биографические тесты.
  • Собеседование.
  • Экзамен на знания и умения работника.
  • Ролевая игра или кейсы.

Ролевая игра поможет выяснить на практике, подойдет ли вам претендент. Инсценируйте повседневную для его должности ситуацию и посмотрите, как он справится. Например, оцените его навыки взаимодействия с клиентами. Покупателем пусть будет ваш компетентный сотрудник или вы сами, а претендент покажет, на что он способен. Вы можете установить цель, которой он должен добиться во время игры, или просто наблюдать за стилем работы. Такой метод расскажет о претенденте намного больше, чем графа «Личные качества» в резюме.

Определяясь с критериями оценки, можете основываться на деловых качествах: пунктуальность, потенциальное количество и качество выполняемой работы, опыт и образование, навыки и др. Для большей эффективности сделайте упор на качества, необходмые для должности, на которую претендует оцениваемый кандидат. Чтобы быть уверенным в работнике, рассмотрите его личные качества. Вы можете сами провести оценивание в виде рейтинга кандидатов, расставляя + и – по определенным критериям, распределяя их по уровням или присуждая баллы. Избегайте ошибок, связанных с оцениванием, например предвзятости или стереотипов, а также придания одному критерию слишком большого веса.

Одним из самых неоднозначных пунктов в резюме был и остается пункт «О себе». Соискатели не знают, что написать в резюме о себе и прибегают к шаблонным вариантам. Или, наоборот, слишком увлекаются описанием своих качеств и увлечений.

А работодатели уже настолько устали, что все кандидаты на одно лицо, что этот пункт и вовсе не читают. А те, кто читает, хочет найти там что-то неизбитое.

По данным службы исследований HeadHunter, самые популярные личные качества среди соискателей: «ответственность» — его указывают в 34 % резюме, «коммуникабельность» — 30%, «стрессоустойчивость» — 16,5%, «целеустремленность» — 14% и «исполнительность» — 11,4%.

Что написать в резюме о себе

  • Пишите правду
  • Говорите только о тех качествах, которые важны для вашей работы
  • Постарайтесь описать все кратко

О себе в резюме: самое главное за 1 минуту

Примеры о себе в резюме (личные и деловые качества)

  • Отзывчивость
  • Вежливость
  • Умение легко находить контакт с людьми
  • Уверенность в себе
  • Умение легко поддерживать деловые и профессиональные контакты
  • Умение расставлять приоритеты
  • Оптимизм
  • Активная жизненная позиция
  • Умение добиваться поставленных целей
  • Умение эффективно планировать свое время
  • Креативное мышление
  • Системное мышление
  • Внимательность к деталям
  • Готовность самостоятельно принимать решения
  • Умение работать в команде
  • Стремление к профессиональному развитию
  • Инициативность

Примеры о себе в резюме (хобби и увлечения)

Для резюме выбирайте максимально нейтральные хобби и увлечения. Ваши политические и религиозные взгляды, а также любимые спортивные команды – не тема для резюме (и собеседования).

  • Чтение профессиональной и художественной литературы
  • Плавание, фитнес, йога (никакого экстрима)
  • Активный отдых на природе
  • Посещение кино, музеев, выставок
  • Изучение иностранных языков
  • Игра на фортепиано, скрипке

Собеседование все расставит по своим местам

Что бы вы ни написали в резюме, будьте готовы подробно рассказать об этом на собеседовании. Вы должны не просто повторить написанные в резюме качества, но и привести пример ситуаций, в которых они помогли вам в работе.

Характеристика с места работы не является пережитком прошлого и востребована во многих ситуациях. Это особый вид документов. Однако единый образец написания не утвержден, несмотря на важность. Характеристика представляет собой оценку работника предприятия его непосредственным руководителем в письменной форме. Сотрудника характеризуют по определенным критериям профессиональных и личных качеств, описывают трудовой путь и участие в общественной жизни компании.

Документ может быть составлен по просьбе работника предприятия или по запросу от внешних источников. Формальное отношение работодателя к написанию характеристики лишает ее индивидуальной принадлежности и не несет полезной информации для адресата.

Основные требования к характеристике

Кадровики называют характеристику «рентгеном» сотрудника, так как она содержит основные качества человека (личные и деловые), профессиональные достижения, благодарности и награды.

При составлении характеристики учитывают ее предназначение. Если для дальнейшего карьерного роста, то следует отметить профессиональные навыки и деловые качества, стремление работника к развитию. Правоохранительные органы и судебные инстанции больше интересуются личностными качествами человека.

Документ всегда составляется от третьего лица в прошлом или настоящем времени (имеет, окончил), а действия работника не должны комментироваться. В характеристике должны быть сухое изложение факторов, без личных выводов, оценок и суждений. Составитель должен максимально объективно изложить информацию, исключив эмоции и личное отношение к работнику. Отстраненность будет лучшим «советчиком» при написании документа.

Правила составления документа

В процессе написания характеристики следует придерживаться общепринятых правил:

  • Использовать лист формата А4;
  • Не стоит применять сокращения при написании личной информации о сотруднике и его должности.
  • Основная часть должна содержать не только информацию о карьерном росте в компании, но и разнообразные достижения человека. Важно выделить яркие моменты: работа над серьезными проектами, курирование задач, участие в масштабных мероприятиях.
  • Если во время работы сотрудник повысил квалификацию или прошел специализированные курсы, то в документе это должно быть отражено.
  • Важно адекватно оценить профессиональные качества: хорошее владение теорией, решение аналитических задач, взаимоотношения с коллективом, соблюдение сроков и т.д.
  • Обязательно указывают личные качества: умение контактировать с коллегами и клиентами, владеть собой в конфликтных ситуациях, помогать при необходимости. Не будет лишним моральное и культурное развитие человека.
  • Перечислить поощрение за хорошую работу со стороны руководителей.

Кто составляет и подписывает

Чаще всего характеристика готовиться непосредственным руководителем работника. В небольших компаниях, где один человек курирует дела организации, составлением характеристики занимается он.

Подпись должен ставить человек, составивший документ. Если в компании есть отдел кадров, то его представитель так же подписывает характеристику.

Порядок составления

Характеристика составляется на бланке компании, является документом с индивидуальным порядковым номером и заверяется печатью. Однако нет нормативных актов, регламентирующих правила и порядок ее составления. Отталкиваться можно от ГОСТ Р 6.30-2003, где перечислены основные правила заполнения и оформления рабочих документов.

В производственной характеристике оценивается человек как профессионал с учетом деловых и личных качеств.

При написании можно придерживаться алгоритма:

  1. Взять фирменный бланк организации. Документ должен быть на листе формата А4.
  2. Указать дату составления документа.
  3. По центру написать «Характеристика».
  4. Пишется слова «Выдана» и указывается ФИО работника, дату рождения и занимаемую должность.
  5. Пишется сама характеристика.
  6. В заключительном блоке указывают, кто составил документ и в какой должности. Рядом с ФИО составитель расписывается. Заверяется документ руководителем подразделения или директором предприятия.
  7. Ставят печать организации.
  8. Характеристика регистрируется в журнале документации, ей присваивают порядковый номер.
  9. Один экземпляр (оригинал) отдают работнику или третьему лицу при наличии письменного разрешения. Копия храниться в организации. Образец бланка представлен на рисунке ниже.

Содержание характеристики

Характеристика состоит из нескольких пунктов:

  • Шапка, заголовок:
  1. название;
  2. организация;
  3. номер при регистрации документа;
  4. ФИО, должность сотрудника.
  • Данные работника, на которого составляется характеристика. Они должны быть оформлены единым абзацем, который стоит первым.
  1. ФИО, дата рождения;
  2. образование и наличие ученых степеней, специальность.
  • Трудовая деятельность и карьерный рост:
  1. начала прихода на предприятие, допускается указывать период работы на предыдущих местах;
  2. кратко про карьерный рост – когда и на какую должность переводился;
  3. наличие дополнительного образования, квалификации, выполнение ведущих проектов и самостоятельных работ;
  4. значимые результаты трудовой деятельности.
  • Наличие наград или взысканий. Описывают достижение работника (наличие грамот, званий, собственные разработки).
  • Личные и деловые качества работника – коммуникативные и психологические навыки, уровень знаний и профессионализма.
  • Цель выдачи характеристики. В большинстве случаев указывают «предъявление по требованию».
  • Подписи руководящего состава компании.
  • Указание даты выдачи в нижнем левом углу. Там же ставиться печать организации.

Сложности составления характеристики

Основная сложность составления характеристики – отсутствие четкого регламента и жестких правил. Этот тип документа составляется в произвольной форме.

При написании характеристики на работника предприятия кадровик или руководитель должен проявить дипломатичность и быть объективным, чтобы получить достойный текст. Перед составлением важно пообщаться с коллегами сотрудника и непосредственным начальником.

Автор характеристики должен поставить себя на место психолога и дипломата, продумывая каждое слова. Некорректная информация может негативно сказаться на будущем работника.

Характеристика не должна состоять из шаблонных фраз, так как требуется объективная оценка человека. Лестные высказывания могут навредить ему.

Сотрудник отдела кадров должен оценить готовый документ. При возникновении затруднений он вправе обратиться к коллеге, не сообщая личные данные работника.

Оценка качеств работника

Выделяют деловые и личные качества работника, его уровень знаний и опыт. Они могут носить положительный или отрицательный характер.

Оценка деловых качеств

Положительные:

  • умение правильно организовать трудовой процесс;
  • выполнение поставленных задач в сроки;
  • высокое качество работы;
  • организована плодотворная работа подчиненных, контролируется качество выполняемых проектов;
  • проявление инициативы;
  • налажены отношения с коллегами и начальством;
  • ответственность;
  • исполнительность;
  • дисциплинированность.

Отрицательные:

  • неорганизованность трудового процесса;
  • срывы сроков сдачи проекта;
  • низкое качество работы;
  • отсутствует способность организовывать работу коллектива, контроль над подчиненными не производится;
  • безинициативность;
  • нетактичность в отношении коллег, нарушена служебная субординация;
  • низкий уровень ответственности или ее полное отсутствие;
  • невыполнение поручений руководства;
  • нарушение трудовой дисциплины.

Оценка личностных качеств

Положительные:

  • доброжелательность;
  • коммуникабельность;
  • активное участие в общественной жизни;
  • пользуется авторитетом.

Отрицательные:

  • конфликтность;
  • замкнутость;
  • избегает участие в корпоративных мероприятиях;
  • авторитет отсутствует.

Опыт и уровень знаний

Положительные:

  • достаточный (хороший, высокий) уровень профессиональных знаний;
  • большой опыт работы в должности или по специальности;
  • наличие определенных навыков.

Отрицательные:

  • недостаточный уровень знаний;
  • небольшой опыт работы;
  • не развиты навыки работы в профессиональной области.

Виды характеристик

По типу применения характеристики разделяют:

  • Внешние – составляются и предоставляются сторонним организациям. Документ содержит персональные данные работника предприятия, распространение которых запрещает законодательство страны. Чтобы избежать проблем в будущем, необходимо заручится письменным разрешением сотрудника, на которого составляется характеристика.

При составлении внешней характеристики можно поинтересоваться у сотрудника, на какие моменты обратить внимание адресата.

  • Внутренние – используются внутри предприятия. Документ требуется при переводе сотрудника, его повышении или награждении, а так же наложения дисциплинарного взыскания.

Значительных отличий между внутренней и внешней характеристикой нет. Оба вида составляются в соответствии с общепринятыми правилами.

Моменты составления внутренней характеристики должны быть регламентированы актами и документами, принятые руководителями предприятия и подписаны директором. Внутренняя характеристика должна содержать данные о проделанной работе, подтверждения выполнения поставленных задач в указанные сроки. Плюсом будет присутствие работника на производственных совещаниях, несмотря на высокую загруженность. При составлении отрицательной характеристики указывают, что специалист вовлечен во многие проекты и тратит достаточно времени на их реализацию.

Но не вся работа имеет положительный результат, ожидаемый руководством. К примеру, ряду важных дел было уделено недостаточно времени. Здесь уместно перечислить определенные задачи, проигнорированные сотрудником.

Положительная и отрицательная характеристики на работника

Характеристика бывает положительной и отрицательной. В первом случае указывают деловые навыки работника, его профессиональный потенциал, положительные стороны личности. Во втором виде характеристики отражают несостоятельность работника как профессионала в занимаемой области деятельности, указывают черты характера, препятствующие эффективной работе на занимаемой должности.

Согласно Трудовому кодексу ст. 89 сотрудник имеет право ознакомиться с характеристикой и приложить письменное заявление с собственной точкой зрения на важные моменты.

Куда нужна характеристика

Положительная характеристика на сотрудника может потребоваться в следующих случаях:

  • с предыдущего места работы для нового работодателя;
  • поступление в профессиональное или высшее учебное заведение;
  • при награждении;
  • при запланированном повышении по службе;
  • перевод на новую должность;
  • повышение категории;
  • выплата вознаграждения;
  • награждение грамотами и дипломами;
  • оформление кредита.

Отрицательная характеристика нужна:

  • для правоохранительных органов;
  • в суд;
  • финансовые структуры;
  • при дисциплинарном взыскании.

Образец положительной характеристики

Как упоминалось выше, в положительной характеристике должны быть указаны сильные стороны работника: его профессионализм, стремление к росту и развитию, быстрое обучение и т.д.

«ФИО имеет 20-летний стаж работы на предприятии. За время работы показал себя квалифицированным специалистом, который грамотно и рационально решает поставленные перед ним производственные задачи. Все порученные проекты были реализованы максимально эффективно с полной самоотдачей, среди которых были сложные и трудоемкие.

ИО обладает такими качествами, как высокая активности, целеустремленность, ответственность за поручения, преданность делу. Отдельно следует отметить талант обучения молодых специалистов и готовность прийти на помощь при любых обстоятельствах коллегам.

ИО множества раз получал награды и благодарности: грамоты профильного министерства, благодарности руководства предприятия».

Второй пример положительной характеристики: «ФИО работает в ООО с 2015 года. За время работы он зарекомендовал себя добросовестным и грамотным работником.

Высокий уровень культуры, стремление к саморазвитию делают ИО ценным работником, который находит общий язык с коллегами и начальством. Стрессоустойчивость, умение быстрого решения конфликта, коммуникабельность позволяют выполнять ему задания в кротчайшие сроки. ИО несколько раз поощрялся со стороны руководства грамотами и благодарностями с записью сведений в трудовую книжку.

Трудолюбие и высокий уровень ответственности выделяют ИО в рабочем коллективе. В период работы на предприятии не имел взысканий и выговоров».

Образец отрицательной характеристики

«ФИО проработал в компании 2 года. Несмотря на ряд положительных качеств, он характеризуется как сотрудник с низким профессиональным потенциалом.

Это проявлялось в несоблюдении сроков выполнение проектов, низком качестве труда, отсутствием организации и дисциплины.

ИО несколько раз подвергался дисциплинарным взысканием и имеет выговоры в личном деле.

Отношение к коллективу пренебрежительное, отсутствует способность и желание наладить контакт с коллегами. Не оказывает помощь новым сотрудникам, несмотря на прямые обязанности. Постоянно отклоняет предложения об участии в общественной жизни.»

Другой пример отрицательной характеристики на младшего бухгалтера: «ФИО являлся сотрудником ЗАО «СтройГарант» с 2015 по 2016 год. За этот период ИО не показал особых профессиональных качеств, часто отказывался от выполнения служебной работы по причинам, не являющимися оправдательными факторами.

Несмотря на желание коллектива сблизиться с ИО, общий язык с ним не был найден. Зафиксированы многочисленные случаи грубого отношения к клиентам и коллегам. Строгие выговоры не привели к исправлению поведения работника. Допущенные нарушения внесены в личное дело. Поскольку отношение к работе ИО не изменились, мы расстались с ним по обоюдному согласию».

Характеристики для конкретных ситуаций

Назначение характеристики будет определять ее особенности, которые важно учитывать при ее написании.

При увольнении

Если сотрудник переходит на новое место работы, то предыдущий руководитель должен обязательно включить следующие пункт:

  • описание деловых качеств сотрудника;
  • соответствие работника занимаемой должности;
  • развитие профессиональных качеств.

Полезным будет перечисление личных качеств, важных для будущей должности: быстро налаживать контакт с окружающими, умение ликвидировать конфликтные ситуации, ответственность, инициативность и т.д.

Бывают случаи, когда работодатель не может положительно отозваться о сотруднике, соответственно, и увольняет его. Руководитель вполне законно может рассказать нюансы работы с человеком, даже самые нелицеприятные.

Отрицательная характеристика может негативно сказаться на самом руководителе или компании. Как профессионал принял на работу бездарного сотрудника?

В описании указывают любые недостатки личного и профессионального характера: конфликтность, несоблюдение сроков, несоответствие должности, нарушение внутреннего распорядка и т.д.

В судебные органы

Документ для суда следует уделить особое внимание. Запрос на характеристику с места роботы могут послать при уголовном или административном правонарушении.

Судья использует информацию для внесения справедливого решения. Главная проблема для руководителя – отсутствие определенных требований со стороны судебных органов. Трудно определить, какая информация окажется полезной для судьи и не нанесет вред работнику предприятия. Лучше обратиться к юристу и переговорить с самим работником. Пример характеристики для суда http://delatdelo.com/files/xar_sud.doc .

Обязательно помечают, что документ предназначен для органов судебной власти. Если работник работает менее полугода, то можно запросить информацию с предыдущего места работы.

Для полиции

Правоохранительным органам важна характеристика с указанием личностных и деловых качеств. Профессиональные навыки не будут ценной информацией для них.

Можно рассказать об отношениях с коллегами, перечислить награды и взыскания за нарушения при их наличии. Важно помнить, что срок давности по нарушениям внутреннего распорядка равен одному календарному году. После него все проступки не должны входить в характеристику.

Пример характеристики для правоохранительных органов http://delatdelo.com/files/xar_policiya.doc.

Для награждения

Награждение сотрудника знаком отличия требует подготовки определенных документов. Поощрение может быть за безупречную работу, высокие показатели, примерный моральный облик и т.д.

Характеристика для Министерства будет ходатайством о предоставлении государственной награды ценному сотруднику. При его составлении обязательно соблюдать требования ГОСТ Р 6.30-2003.

Руководитель должен указать участия в различных проектах, вклад в новые технологии и инновационные разработки, участие в конференциях, симпозиумах.

Особенности характеристики для награждения:

  • Цель характеристики – представление к награждению. Важно указать положительные личностные качества и достижения в определенной области. Если награждение не связано с трудовой деятельностью, то большее внимание уделяют человеческим качествам: отзывчивость, добросердечность и т.д. Информация должна быть объективной.
  • Любая награда выдается людям с определенными заслугами, а не просто исполнительному работнику. Законодательство устанавливает перечень этих заслуг.
  • При представлении к награде характеристика может быть частью какого-либо документа (представления, письмо-ходатайство). Перед ее оформлением нужно разобраться с формами подаваемых документов.

В военкомат

В большинстве случаях требуется от образовательных учреждений, но иногда и от работодателя. В характеристике указывают о взаимоотношениях в коллективе, поведение в конфликтной ситуации, способности адаптироваться к новым условиям.

Про что не пишут в характеристике

Руководитель не ограничен при составлении характеристики, но придерживаться основным правил стоит. Запрещено следующее:

  1. Эмоционально окрашенные слова и оскорбления. Деловой этикет не приемлет личные отношения.
  2. Недостоверная информация. Характеристика должна содержать только достоверную информацию с места работы. Непрофессиональные качества опускаются: религиозность, жилищные условия, политические взгляды, национальность и т.д.
  3. Нарушение закона о защите личных данных. Передача информация должна быть только с письменного согласия работника.
  4. Грамматические, синтаксические, морфологические ошибки. При обнаружении ошибки характеристика переписывается заново.

Нарушение перечисленных требований делает возможным обжаловать выданный документ.

При написании характеристики на работника организации учитывают многие факторы: предназначение, наличие заслуг или выговоров, деловые и профессиональные качества. Если следовать вышеперечисленным рекомендациям, то проблемы с составление характеристики не возникнут. Размер характеристики зависит от желания руководства заниматься перечислением заслуг или взысканий сотрудника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *