Приказ 337
О расчёте нагрузки при планировании труда медицинской сестры (брата) по массажу.
Данная информация больше направлена для сотрудников, работающих в федеральных, муниципальных, казенных учреждениях здравоохранения. Массажисты, занимающиеся частной деятельностью, или работающие в коммерческих организациях могут просто принять участие в обсуждении проблемы.
Реформы отечественного здравоохранения,принятие новых стандартов оказания медицинской помощи населению, изменение правил отпуска лечебных процедур, появление новых тенденций и новых методик определили необходимость совершенствовать организацию медицинской реабилитации. Стало очевидным, что старые нормативы, искусственно помещенные в новые финансовые условия, стали существенным препятствием в качественном оказании медицинской помощинаселению. Это относится и к медицинскому массажу. Являясь составной частью медицинской реабилитации, массаж превратился в некую услугу, которую любой желающий может потребовать у врача. Зачастую врач решает: «Будем делать массаж». Какой массаж? Для чего? Не всегда узкий специалист может ответить на эти вопросы, проанализировать необходимость назначения процедуры, все сопутствующие заболевания. Чаще,чтобы не конфликтовать с пациентом или его родными, назначение делается ради отписки или для улучшения «отчетности» лечебного учреждения перед вышестоящими структурами. В любом случае, в сложившейся в последние годы системе медико-экономических стандартов, расчет показателей эффективности лечебного учреждения упирается (по большому счету) в количество посещений пациентами данного учреждения. Приподобном подходе к лечебному процессу работа медицинской сестры (брата) по массажу превращается в тупую механическую деятельность. Существующие на сегодняшний день приказы, в которых так или иначе оговариваются должностные обязанности массажиста, практически не оставляют возможности использовать индивидуальный подход к каждому пациенту. (см. ПРИКАЗ от 23 июля 2010 г. N 541н, ПРИКАЗ N 337 МЗ РФ от20.08.2001г. приложение 16., ПРИКАЗ от 19 августа 1997 г. N 249. прил.3 пп.23 (в ред. Приказов Минздрава РФ от 19.01.1999 N 18, от 06.02.2001 N 33, от 14.05.2003 N 197).
Норма выработки для массажиста оговаривается в действующих на сегодняшний день приказах: Приказ МЗ СССР № 817 от 18.06.87 «О НОРМАХ НАГРУЗКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПО МАССАЖУ» или в приложении 17 приказа № 337 МЗ РФ от 20.08.2001г. Посколькуони считаются действующими, будем исходить из нормативов изложенных в них. «1.2. Норму нагрузки медицинской сестры по массажу на 6,5 часов работы 30 условных массажных единиц» (приказ № 817 или примеч. к п.3 приказа №337) или 36 единиц при 5 дневном рабочем дне. В приказе учитываются только массажные единицы, время для одевания-раздевания пациента нигде не учитывается. Но больницы посещают нетолько молодые люди способные раздеться и запрыгнуть на массажный стол за 1-3 мин. Большинство наших пациентов люди в возрасте или с ограниченными возможностями, от них нельзя требовать подобной активности. Хорошо, если бабушка залезет на массажный стол минут за пять, но ей предстоит и обратный путь, что нередко сделать значительно сложнее. О количестве пар белья (особенно у пожилых пациентов), вообщеговорить не стоит. Итак, в кабинет массажа приходит пациент с направлением от врача. Хорошо, если у больницы в штатном расписании числится врач по лечебной физкультуре (медицинской реабилитации) или хотя бы врач-физиотерапевт. Это устраняет многие проблемы. Но в реальной жизни данные специалисты зачастую отсутствуют, и массажисту самому приходится (в меру своей образованности и практического опыта) брать насебя обязанности по сбору анамнеза, осмотру, учитывать сроки заболевания, просчитывать все возможные риски и.т.п. В нормативных документах, регламентирующих нашу деятельность, подобные казусы не предусматриваются, как не относящиеся к нашим должностным обязанностям, только брать на себя ответственность за возможные осложнения при проведении сеанса массажа, что-то не…
- Приложение N 1. Основные направления медицинского обеспечения физической культуры, спорта, профилактики заболеваний и реабилитации больных и инвалидов средствами и методами физической культуры
- Приложение N 2. Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом
- Приложение N 3. Программа углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва
- Приложение N 4. Инструкция по реализации программы углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд и их ближайшего резерва
- Приложение N 5. Программа медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой
- Приложение N 6. Положение о экспертном совете по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения РФ
- Приложение N 7. Состав экспертного совета по лечебной физкультуре и спортивной медицине Минздрава РФ
- Приложение N 8. Положение об организации работы врачебно-физкультурного диспансера
- Приложение N 9. Положение об организации работы отделения (кабинета) спортивной медицины
- Приложение N 10. Положение об организации работы отделения (кабинета) лечебной физкультуры
- Приложение N 11. Положение об организации работы организационно-методического отдела (кабинета)
- Приложение N 12. Положение об организации работы врача по лечебной физкультуре
- Приложение N 13. Положение об организации работы врача по спортивной медицине
- Приложение N 14. Положение об организации работы инструктора-методиста по лечебной физкультуре
- Приложение N 15. Положение об организации работы инструктора по лечебной физкультуре
- Приложение N 16. Положение об организации работы медицинской сестры по массажу
- Приложение N 17. Расчетные нормы нагрузки специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине
Приказ Минздрава РФ от 20 августа 2001 г. N 337
«О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»
ГАРАНТ:
По заключению Минюста РФ от 19 сентября 2001 г. N 07/9234-ЮД настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2001 г., N 11)
Созданная в стране система медицинского обеспечения физической культуры и спорта в течение последних десяти лет пережила определенный период стагнации, связанный как с серьезными финансовыми трудностями отрасли, так и с реорганизацией, ликвидацией, изменением организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций, некоторых специализированных лечебно-профилактических учреждений.
Часть врачебно-физкультурных диспансеров преобразована в центры медицинской профилактики с сохранением за ними, в том числе, функций медицинского обеспечения физической культуры и спорта, лечения и реабилитации больных и инвалидов средствами физкультуры и спорта.
В настоящее время в стране функционирует 158 врачебно-физкультурных диспансеров и 200 центров медицинской профилактики, в которых работают около 20 тысяч врачей (из них 1000 сертифицированы) и более 3,5 тысяч средних медицинских работников. В учреждениях общей лечебной сети продолжают функционировать отделения и кабинеты лечебной физкультуры.
Кроме того, кабинеты (центры) спортивной медицины имеются и при отдельных спортивных обществах и организациях.
Работа по медико-биологическому обеспечению спортсменов Олимпийских и сборных команд России по отдельным видам спорта и их резерва осуществляется Госкомспортом России и Центром спортивной медицины Олимпийского комитета России совместно со специализированными лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Организационное и методическое руководство и координация деятельности организаций здравоохранения по лечебной физкультуре и спортивной медицине, взаимодействие со спортивными организациями и научно-медицинскими общественными ассоциациями по специальности возложено на созданный в 1997 г. Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Несмотря на сложную финансовую ситуацию в отрасли, и сложившуюся практику ресурсного обеспечения врачебно-физкультурных организаций даже внутри отрасли по остаточному принципу, объем деятельности указанных организаций системы Министерства здравоохранения Российской Федерации за последние пять лет значительно возрос. Так, число лиц, занимающихся физкультурой и спортом, ежегодно проходящих углубленное медицинское обследование, увеличилось с 4,5 млн. человек в 1995 г. до 5,0 млн. человек в 1999 г., улучшилась выявляемость заболеваний, требующих лечения, а процент лиц, завершивших курс лечения, возрос с 76,7% до 81,1% от числа нуждавшихся в нем.
Отмечается и существенный рост объемов медицинского обеспечения спортивно-массовых мероприятий. В 1999 г. обслужено свыше 470,0 тысяч спортивных мероприятий с общим числом участников около 10,0 млн. человек против 360,0 тысяч в 1995 г.
Существенное внимание уделяется развитию лечебной физкультуры и реабилитации больных различными заболеваниями и повреждениями в соответствии с разрабатываемой клинико-физиологической концепцией воздействия физических упражнений на организм больного человека. В настоящее время расширены медицинские показания к применению лечебной физкультуры при лечении и реабилитации больных в терапии, неврологии, травматологии и ортопедии, хирургии и нейрохирургии, акушерстве и гинекологии, онкологии, гематологии, офтальмологии и отоларингологии. Проводится целенаправленная работа по созданию новых методик лечебной физкультуры и массажа, повышающих эффективность комплексной реабилитации больных и инвалидов, детей и взрослых, ветеранов спорта.
Подготовка и повышение квалификации врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине осуществляется в системе последипломного образования на 12 профильных кафедрах высших медицинских образовательных организаций, где ежегодно получают подготовку и переподготовку около 1200 специалистов.
Научные исследования в области лечебной физкультуры и спортивной медицины ведутся в направлении научного обоснования модификаций традиционных методик и новых форм лечебной физкультуры и массажа, в том числе при недостаточно изученных заболеваниях; диагностики функционального состояния и здоровья спортсменов различных возрастных групп и видов спорта; методологических подходов и технологий изучения действия физических нагрузок и тренировок на спортсменов и больных;
механизма адаптации к экстремальным воздействиям в спорте высших достижений; разработки методов профилактики заболеваний и травм; повышения физической работоспособности спортсменов; нетрадиционных методов оздоровления лиц, занимающихся физкультурой и спортом, больных и инвалидов.
Принятие в 1999 г. Федерального закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2206) существенно усилило правовую базу укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний с применением физкультурно-оздоровительных методик и развития спорта в стране, создало условия для большей координации в этом направлении совместной деятельности всех заинтересованных организаций.
Вместе с тем, ряд проблем по медицинскому обеспечению лиц, занимающихся физкультурой и спортом, укреплению здоровья спортсменов, повышению физической активности и профилактике заболеваний среди всего населения требуют более последовательного и энергичного решения.
Сокращение сети физкультурно-оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, училищ олимпийского резерва, коммерциализация спортивных центров с повышением стоимости тренировочно-оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности различных групп населения, особенно детей и подростков, возрастанию факторов риска развития заболеваний и физических дефектов, к ухудшению физической подготовки молодежи при призыве на военную службу.
В большинстве специализированных физкультурных и спортивных организаций, учебных заведений не работают медицинские кабинеты и специалисты спортивной медицины.
Руководители спортивных организаций и учебных заведений не всегда обеспечивают своевременное направление учащихся на медицинский осмотр к специалистам врачебно-физкультурных диспансеров, центров профилактики и кабинетов врачебного контроля поликлиник.
В результате при проведении ежегодных проверок детско-юношеских спортивных школ отмечается, что до 30% учащихся не проходят углубленных медицинских обследований, а из числа прошедших лишь 5% признаются здоровыми, от 15 до 35% имеют отклонения в состоянии здоровья и противопоказания к занятиям спортом. Среди учащихся училищ олимпийского резерва только 25% признаются здоровыми.
В связи с тем, что медицинское обеспечение спортсменов сборных команд по видам спорта осуществляется специализированными лечебно-профилактическими организациями разных ведомств, имеющих различный уровень оснащения медицинским оборудованием, степень подготовки медицинских кадров и систему организации контроля за этой работой, углубленные медицинские обследования спортсменов проводятся нерегулярно, по разноплановым программам. В результате, в течение ряда последних лет квалифицированное медицинское обследование проходят лишь 75-80% списочного состава сборных команд, при этом, около 10% спортсменов не допускаются к тренировкам по состоянию здоровья, свыше 15% спортсменов нуждаются в изменении тренировочного режима и только у 2,5% элитных спортсменов функциональное состояние оценивается как хорошее. Хронические заболевания выявляются более чем у 50% от числа обследованных спортсменов, что обусловлено как высокой заболеваемостью населения в целом, так и недостатками спортивного отбора и методов спортивной тренировки.
В структуре выявленной патологии превалируют заболевания органов пищеварения, костно-мышечной системы и репродуктивной системы у женщин-спортсменов.
При проведении антидопингового контроля у спортсменов высшей квалификации отмечается рост числа биопроб, содержащих запрещенные препараты. Вместе с тем, эффективность системы антидопингового контроля в спорте остается низкой.
См. приказ Госкомспорта РФ от 20 октября 2003 г. N 837 «Об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации»
Усиления требует работа по подготовке спортивных врачей, научных и педагогических кадров по спортивной медицине и лечебной физкультуре, по унификации и стандартизации деятельности независимо от организационно-правовой формы организаций и подразделений.
В целях усиления координации и унификации деятельности врачебно-физкультурных организаций Российской Федерации вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, направленной на совершенствование медицинского обеспечения спортсменов, повышение уровня и эффективности профилактики заболеваний, оздоровления населения средствами физической культуры спорта приказываю:
1. Создать Экспертный совет по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2. Утвердить:
2.1. Основные направления медицинского обеспечения физической культуры, спорта, профилактики заболеваний и реабилитации больных и инвалидов средствами и методами физической культуры (Приложение N 1);
2.2. Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом (Приложение N 2);
2.3. Программу углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва (Приложение N 3);
2.4. Инструкцию по реализации Программы углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России их ближайшего резерва (Приложение N 4);
2.5. Программу медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой (Приложение N 5);
2.6. Положение о Экспертном совете по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации (Приложение N 6);
2.7. Состав Экспертного совета по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации (Приложение N 7);
2.8. Положение об организации работы врачебно-физкультурного диспансера (Приложение N 8);
2.9. Положение об организации работы отделения (кабинета) спортивной медицины (Приложение N 9);
2.10. Положение об организации работы отделения (кабинета) лечебной физкультуры (Приложение N 10);
2.11. Положение об организации работы организационно-методического отдела (кабинета) (Приложение N 11);
2.12. Положение об организации работы врача по лечебной физкультуре (Приложение N 12);
2.13. Положение об организации работы врача спортивной медицине (Приложение N 13);
2.14. Положение об организации работы инструктора-методиста лечебной физкультуры (Приложение N 14);
2.15. Положение об организации работы инструктора по лечебной физкультуре (Приложение N 15);
2.16. Положение об организации работы медицинской сестры по массажу (Приложение N 16);
2.17. Временные нормы нагрузки специалистов врачебно-физкультурной службы (Приложение N 17).
3. Центру лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава России:
3.1. Принять меры по усилению межведомственного взаимодействия и координации усилий медицинских, физкультурных и спортивных организаций Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы по реализации Основных направлений медицинского обеспечения физической культуры, спорта, профилактики заболеваний и реабилитации больных и инвалидов средствами и методами физической культуры.
3.2. Разработать программу мер по реализации основных направлений медицинского обеспечения физической культуры на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации и представить ее на утверждение к 1.12.01 г.
3.3. Принять организационные и практические меры по повышению качества проведения углубленных медицинских обследований сборных команд России и их ближайшего резерва, необходимого оздоровления и обеспечить контроль за этой работой в Российской Федерации.
3.4. С целью унификации деятельности организаций врачебно-физкультурной службы независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработать методические рекомендации по лицензированию работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность по спортивной медицине, лечебной физкультуре и медицинскому массажу и представить их в установленном порядке на утверждение к 1.12.01. г.
3.5. Провести анализ состояния и итогов деятельности врачебно-физкультурной службы России за 2000 год и по результатам провести республиканское межведомственное совещание в 3 квартале 2001 года.
3.6. Разработать и представить на утверждение в установленном порядке в течение 2001 г.:
3.6.1. Квалификационные характеристики специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине;
3.6.2. Учетные и отчетные формы врачебно-физкультурных учреждений, подразделений и кабинетов, наиболее полно отражающие работу по медицинскому обеспечению физкультуры и спорта;
3.6.3. Перечень неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на организм спортсменов по видам спорта, врачей-специалистов и необходимых функциональных исследований при проведении углубленных медицинских исследований;
3.6.4. Перечень медицинских противопоказаний к допуску занятиями спортом;
3.6.5. Список профессиональных заболеваний спортсменов с инструкцией по его применению.
4. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации;
4.1. Провести анализ работы врачебно-физкультурных диспансеров по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта за 1999-2000 год, наметить необходимые меры по дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности врачебно-физкультурной службы и материалы представить Центру лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации;
4.2. Принять меры по дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности врачебно-физкультурных диспансеров, привести наименование и структуру учреждений и подразделений, наименование должностей и специальностей в указанных учреждениях в соответствие с установленными требованиями.
4.3. Усилить координацию работы по медицинскому обеспечению и контролю за состоянием здоровья лиц, занимающихся физкультурой и спортом, лечебной физкультурой со всеми заинтересованными ведомствами и организациями.
4.4. Принять дополнительные меры по расширению возможностей оздоровления населения с применением средств и методов общей и лечебной физической культуры.
5. Считать не действующим на территории Российской Федерации приказ Министерства здравоохранения СССР от 29 декабря 1985 г. N 1672 и утратившим силу приказ Минздравмедпрома России и Госкомитета России по физической культуре и туризму от 19.07.96 г. N 292/257 «О совершенствовании врачебно-физкультурной службы Российской Федерации».
6. Контроль за выполнением данного приказа возложить на Первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.
Министр |
Ю.Л.Шевченко |
Приложение 4
ПРИКАЗ от 18 июня 1987 года N 817. О нормах загрузки медицинских сестер по массажу
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ПРИКАЗ
от 18 июня 1987 года N 817
О нормах загрузки медицинских сестер по массажу
В целях улучшения организации труда медицинских сестер по массажу в учреждениях здравоохранения на основании постановления Совета Министров СССР от 17.07.68 N 548, по согласованию с ЦК профсоюза медицинских работников
1. Утверждаю:
1.1. Условные единицы на выполнение массажных процедур согласно Приложению.
1.2. Норму нагрузки медицинской сестры по массажу на 6,5 часов работы – 30 условных массажных единиц.
2. Приказываю:
Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, руководителям органов здравоохранения:
2.1. Обеспечить рациональную организацию труда медицинских сестер по массажу с использованием условных массажных единиц и нормы нагрузки, утвержденных настоящим приказом.
2.2. Размножить настоящий приказ в необходимом количестве и довести его до соответствующих учреждений здравоохранения.
3. Считать утратившим силу Приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 21.12.84 N 1440 «Нормы времени по массажу».
Примечания:
1. За одну условную массажную единицу принята массажная процедура (непосредственное проведение массажа), на выполнение которой требуется 10 минут.
2. Время переходов (переездов) для выполнения массажных процедур вне кабинета учитывается в условных массажных единицах по фактическим затратам.
3. Указанные нормы не могут служить основанием для установления штатов и расчетов по заработной плате, кроме случаев, специально оговоренных в действующих штатных нормативах и условиях оплаты труда медицинских сестер по массажу.
Приложение к приказу Минздрава СССР от 18.06.87 N 817
Условные единицы на выполнение массажных процедур
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Медицинское обеспечение лиц, занимающихся различными видами физических упражнений, осуществляют специализированные лечебно-профилактические учреждения – врачебно-физкультурные диспансеры и под их организационно-методическим руководством лечебно-профилактические учреждения здравоохранения.
Структура врачебно-физкультурной службы в Украине
Украинский центр спортивной медицины
Областные, городские, районные (межрайонные) врачебно-физкультурные диспансеры
Отделения (кабинеты) спортивной медицины и лечебной физкультуры в общей сети лечебно-профилактических учреждений
Специализированные медицинские службы
спортивных баз, ДЮСШ, спортивных клубов и др.
В зависимости от мощности, врачебно-физкультурный диспансер может иметь следующие подразделения:
1) отдел (отделение, кабинет) спортивной медицины, медико-биологического обеспечения сборных команд и резерва (страны, области, города);
2) отделение (кабинет) спортивной медицины, медицинского обеспечения лиц, занимающихся физкультурой и спортом (в том числе по государственным программам);
3) отделение диагностики и тестирования, в который входят: клинико-биохимическая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, кабинеты узких специалистов (отоларинголога, офтальмолога, травматолога-ортопеда, хирурга, невропатолога, гинеколога, стоматолога и т.д.);
4) отделение реабилитации, в который входят: кабинет лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии, мануальной и иглорефлексотерапии и др.;
5) организационно-методический кабинет, в состав которого входят статистики;
6) административно-хозяйственная часть.
формы работы врача по спортивной медицине. Медицинский контроль в процессе оздоровительной и спортивной тренировки.
виды врачебных обследований, их основные задачи. комплексная методика врачебного обследования лиц, занимающихся физическими упражнениями, ее основные разделы
Комплексные врачебные обследования, в зависимости от задач, разделяют на первичные, повторные и дополнительные.
Первичное обследование проводят перед началом занятий, а у спортсменов – еще и в начале каждого спортивного сезона. Главная задача этого обследования – углубленная оценка морфологических и функциональных особенностей организма и состояния здоровья. Именно во время первичного обследования врач должен выявить все недостатки в состоянии здоровья и резервные возможности организма, что важно для решения вопросов допуска к конкретному виду занятий физическими упражнениями (т.е. занятий тем или иным видом спорта, оздоровительной или лечебной физической культурой), определения оптимального двигательного режима и дозирования физических нагрузок.
Повторные обследования проводят периодически (от 2 до 5 раз в год), в зависимости от состояния здоровья и спортивной квалификации (у спортсменов) для определения влияния физических нагрузок на организм, их адекватности и внесения соответствующих корректив в процесс оздоровительных или спортивных тренировок.
Дополнительные врачебные обследования проводят с целью допуска спортсменов к соревнованиям, в связи с обстоятельствами, которые могут негативно повлиять на состояние здоровья или спортивную работоспособность (перенесенная болезнь, подозрение на переутомление т.п.). Содержание и применяемые при этом методы исследования определяются задачами, которые встают перед врачом в конкретных условиях.
Кроме того, медицинское обеспечение тренировочного процесса предусматривает проведение этапных, текущих и срочных врачебных контролей.
Этапный контроль проводят для выявления кумулятивных изменений, возникающих в организме спортсмена, по окончании каждого этапа тренировочного цикла, в частности, для определения динамики тренированности, установления признаков переутомления, перетренированности, физического перенапряжения с внесением, при необходимости, соответствующих корректив в тренировочный процесс.
Этапный контроль проводится 4 раза в год:
– 1-е обследование – по окончании втягивающего этапа подготовительного периода.
– 2-е и 3-е обследования – в середине и конце подготовительного периода.
– 4-е обследование – в конце предсоревновательного периода.
Основной целью этапного контроля является определение кумулятивных изменений, возникающих в организме спортсменов в процессе тренировочных занятий.
Регистрируются:
– общая физическая работоспособность;
– энергетический потенциал организма;
– функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма;
– специальная работоспособность.
Основной задачей текущего контроля является анализ степени отдаленных посленагрузочных изменений в функциональном состоянии основных физиологических систем организма, прежде всего эффективность процессов восстановления.
Текущий контроль может осуществляться:
– ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок – утром и перед второй тренировкой);
– три раза в неделю (1 – на следующий день после дня отдыха, 2 – на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 – на следующий день после умеренной тренировки);
– один раз в неделю – после дня отдыха.
В предсоревновательном периоде целесообразно использование 1-го варианта организации текущего контроля.
При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:
– центральной нервной системы;
– вегетативной нервной системы;
– сердечно-сосудистой системы;
– опорно-двигательного аппарата.
Дополнительно контролируются:
а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:
– морфологический и биохимический состав крови;
– кислотно-щелочное состояние крови;
– состав мочи.
Особое место должно занимать обследование сердечно-сосудистой системы.
б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок:
– функциональное состояние нервно-мышечного аппарата.
в) при выполнении сложнокоординационных нагрузок:
– функциональное состояние нервно-мышечного аппарата;
– функциональное состояние анализаторов (двигательного, вестибулярного, зрительного).
Срочный врачебный контроль, включая врачебно-педагогические наблюдения (в которых участвует врач, педагог или тренер), проводят для оценки срочных изменений функционального состояния ведущих систем организма непосредственно в процессе тренировки и ближайшем периоде восстановления (до 2 часов после окончания занятия).
При организации срочного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие – непосредственно в процессе тренировки.
Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только:
-
внешние признаки утомления;
-
динамика ЧСС;
-
значительно реже – показатели биохимического состава крови.
Примечание. Частота сердечных сокращений на высоте нагрузки, т.е. при подсчете в течение 6–10 секунд после окончания упражнения, позволяет судить об энергетическом характере выполненной работы (параллельно должна учитываться также продолжительность выполнения упражнения), а ЧСС на 2, 3 и 4 минуте восстановления – о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы на данный момент. У тренированных спортсменов снижение ЧСС со 180 до 120 уд/мин должно занимать не более 60–90 секунд.
До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:
а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:
– функционального состояния сердечно-сосудистой системы;
– функционального состояния системы внешнего дыхания;
– морфологического состава крови;
– биохимического состава крови;
– кислотно-щелочного состояния крови;
– состава мочи.
б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок:
– функционального состояния ЦНС;
– функционального состояния нервно-мышечного аппарата.
в) при выполнении сложно-координационных нагрузок:
– функционального состояния ЦНС;
– функционального состояния нервно-мышечного аппарата;
– функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.