Программное обеспечение для бюджетирования
Какая программа наиболее удобна для планирования и бюджетирования? Думаем, этот вопрос волнует многих специалистов. Для того чтобы облегчить ваш труд и помочь в выборе необходимой программы, мы и публикуем этот обзор.
На российском рынке сейчас представлено достаточно много программных продуктов автоматизации бюджетирования. Они различаются функциональными возможностями, а также стоимостью внедрения и масштабами предприятий, на которых могут работать.
«1С:финансовое планирование»
«1С:Финансовое планирование» — комплексное программное решение для создания автоматизированного контроля бюджетных средств и финансовых потоков для многопрофильных компаний. Обширная функциональность, простота и удобство в использовании, а также структурированный подход — все это делает «1С:Финансовое планирование» лидером на рынке программного обеспечения.
В совокупности системный комплекс включает более четырёх конфигураций и приложений, рассматривающих отдельные аспекты организации бюджетных отношений для профильных предприятий.
Программа готова к использованию и не требует внедрения дополнительных компонентов. Полностью интегрируема в состав таких типовых программ, как «Оперативный учет», входящей в состав программного продукта «1С:Торговля и Склад 7.7» и в комплексную поставку системы «1С:Предприятие». В таком режиме конфигурация «Финансовое планирование» может быть настроена в полном соответствии с индивидуальными особенностями управления финансами на конкретном предприятии.
В основе международной системы управления предприятием Microsoft Business Solutions Navision заложены мощные инструменты для управленческого, бухгалтерского и налогового учета, управления товарно-материальными потоками и производством. Систему можно быстро внедрить, легко модифицировать, просто использовать и поддерживать.
«Контур Корпорация. Бюджет холдинга»
Данная система предназначена для финансового планирования и бюджетирования многофилиальных предприятий и холдингов. Система позволяет планировать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учитывать, контролировать и анализировать фактическое исполнение бюджетов.
Система «Контур Корпорация. Бюджет холдинга» устанавливается в головной конторе предприятия или холдинга и обеспечивает:
финансовое планирование и бюджетирование с использованием современных технологий и методик. Система позволяет применять любую модель бюджетирования. Ведение бюджета может быть организовано в рамках финансовой структуры предприятия с выделением центров учета. Для планирования и контроля финансовых показателей можно использовать различные бюджеты, например, такие, как бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет накладных расходов, бюджет инвестиций и другие. Вести бюджеты можно в разрезе любой аналитики: по продуктам, проектам, контрагентам и др., а также в различных валютах;
- участие в бюджетном процессе всех филиалов. Поддерживается коллективное участие в бюджетном процессе сотрудников всех подразделений и филиалов предприятия. Инструменты системы позволят удаленным филиалам составлять планы и согласовывать их с головной конторой;
- объединение финансовой информации холдинга в едином хранилище данных. Бюджетные данные всех филиалов собираются в информационное хранилище данных «Контур Корпорация» и консолидируются в сводный бюджет предприятия. Система позволяет интегрировать в информационное хранилище данных любую финансовую информацию предприятия, необходимую для составления планов и учета фактического исполнения бюджетов. В качестве источников финансовой информации могут быть использованы автоматизированные системы бухгалтерского учета и любые другие системы.
SAP R/3
SAP — комплексная система управления предприятием, включающая интеграционную платформу и 22 отраслевых решения, а также преднастроенное решение для среднего и малого бизнеса SAP All-in-One.
Преимущества выбора SAP R/3: комплексная интеграционная платформа на основе ERP решения; помогает усовершенствовать системы управления финансами и корпоративного управления; система позволяет повышать производительность, эффективность и оперативность процесса принятия решений; дает возможность адаптации к изменениям бизнеса; существует возможность объединять на своей базе другие IT-приложения.
Ядром решений SAP выступает mySAP ERP — полнофункциональное ERP-решение, представляющее собой набор пакетов и модулей, которые можно развертывать по мере необходимости. Это позволяет компаниям внедрять только ту функциональность управления бизнесом, которая им необходима, и тогда, когда она необходима.
«Галактика»
КИС «Галактика» — это система для руководителя, который с ее помощью может легко спланировать и сбалансировать ресурсы предприятия (материальные, финансовые, кадровые): просчитать и оценить результат тех или иных своих действий; наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров и услуг), ходом выполнения плана и использованием ресурсов; а также решить много других задач.
Возможности, которые открывает автоматизация бюджетирования с помощью системы «Галактика ERP»:
- автоматическое построение консолидированных бюджетов по любой сложной оргструктуре предприятия от холдинговой структуры до структуры отделов и подразделений;
- автоматизация процедуры согласования бюджетов и хранение данных по всем этапам согласования;
- возможность формировать и анализировать различные варианты (сценарии) бюджетов;
- гибкая настройка аналитических признаков статей и их визуального представления в типовых формах бюджетов;
- формирование плановых показателей бюджетов по оперативным планам в системе «Галактика ERP» (например, формирование бюджета на основе календарных планов договоров);
- формирование фактических показателей бюджета в автоматическом режиме на основе оперативных и бухгалтерских данных системы «Галактика ERP»;
- возможность агрегировать бюджет по нескольким вариантам оргструктуры, например, по оргструктуре юридических лиц и по оргструктуре функционального подчинения;
- гибкая настройка представления форм бюджетов для каждого подразделения;
- распределение значений статей одного бюджета по статьям другого, что необходимо, например, при расчете налогов, с использованием моделей распределений по центрам ответственности;
- разграничение доступа пользователей к различным вариантам и копиям бюджетов с помощью механизма областей видимости, стадий и масок бюджетного процесса.
«ПАРУС»
Система создана на базе СУБД ORACLE в архитектуре «клиент-сервер» с использованием современных технологий обработки информации и подготовки документов MS Office и Seagate Crystal Report. В состав «ПАРУС-Предприятие 8.xx» входит набор модулей, каждый из которых работает во взаимодействии с другими модулями либо автономно. Благодаря модульному принципу построения системы существует возможность постепенного наращивания ее возможностей по мере расширения автоматизации задач управления вашим предприятием.
Приложение «Финансовое планирование» автоматизирует:
- текущее финансовое планирование (бюджетирование), обычно на месяц или квартал: планирование доходов и расходов, движения денежных средств; составление прогнозного баланса; долгосрочное (стратегическое) финансовое планирование (например, на год или более);
- контроль исполнения финансовых планов (проверку соблюдения контрольных цифр доходов и лимитов расходов); план-факт-анализ выполнения финансовых планов;
- планирование и управление кредиторской/дебиторской задолженностью предприятия: установление лимитов возникновения и погашения задолженности; контроль на соответствие этим лимитам договоров, счетов, платежных документов; мониторинг текущего и ожидаемого состояния задолженности;
- оперативное планирование и управление платежами: формирование платежного календаря (плана-графика поступлений и платежей); упреждающее выявление и устранение недостатка или избытка платежных средств; управление оплатой текущих счетов и заявок; оперативный учет поступлений и платежей;
- финансовый анализ: расчет плановых и фактических показателей для анализа их взаимных отклонений.
Oracle Financial Analyzer (OFA)
OFA является самым многофункциональным инструментом моделирования бюджетов. Эта система позволяет применять формулы любой степени сложности, и проводить многомерный анализ данных в любом разрезе (например, анализ доходности компании за II квартал 2002 г. по каждому продукту с разбивкой по дилерам региона).
В системе OFA могут работать сотрудники, находящиеся в различных городах, что очень важно для компаний с множеством филиалов. Правда, для этого необходимо установить в каждом филиале свой сервер, через который будут передаваться данные.
В системе есть гибкий контроль доступа к данным. Например, можно настроить программу таким образом, что руководитель будет видеть только агрегированные показатели по подразделениям, а подчиненный — только свои показатели и показатели в целом по компании. Можно также разделять финансовую модель на подмодели по подразделениям.
Однако у программы есть и недостатки. Интерфейс ее не очень нагляден, поэтому работа в OFA требует сложной и дорогостоящей настройки. Кроме того, система не полностью переведена на русский язык: практически весь раздел помощи доступен только в английском варианте.
В OFA не развиты средства документирования модели, то есть разработанную модель сложно описать с помощью встроенных инструментов, например, получить условную схему модели в виде рисунка или таблицы. Это серьезная проблема, которая встает особенно остро при смене персонала: если в компании нет аналитика, который занимается описанием всех моделей, объяснить новому сотруднику подробности вашей бюджетной инфраструктуры будет трудно.
Наконец, в OFA полностью отсутствуют встроенные средства, позволяющие вести документооборот. Учитывая, что система рассчитана на большое количество пользователей, из-за этого сразу появляются определенные трудности: например, начав работать с бюджетом, вы не знаете, внес ли туда свои данные тот или иной отдел. Поэтому для организации коллективной работы необходимо использовать дополнительное программное обеспечение. Причем простыми MS Outlook или Lotus Notes тут не обойтись; придется ставить специализированную систему документооборота, например Documentum.
OFA — очень мощная и функциональная система, подходит для компаний, у которых сложная взаимосвязь между бюджетами. Но для обслуживания этой системы и грамотной работы в ней понадобятся сильная IT-служба и штатные аналитики.
Hyperion Pillar
Это первая западная система бюджетирования, появившаяся на российском рынке.
Программа достаточно проста, легка в освоении, обладает наглядным интерфейсом и русифицирована. Система имеет хороший инструментарий для создания различных отчетов и гибкую структуру документооборота: бюджеты можно составлять «сверху вниз», «снизу вверх» и по смешанным схемам.
Однако реализовывать сложные задачи в Hyperion трудоемко из-за наличия некоторых ограничений. Например, число уровней аналитики (степеней детализации информации) в модели не может превышать 12. На первый взгляд, этого более чем достаточно, но на практике при работе с системой часто обнаруживается, что все уровни аналитики уже использованы.
Из-за технологических особенностей производительность системы невысока: когда с файлом работает несколько человек одновременно, процесс замедляется. Кроме того, этот продукт довольно сложно интегрировать с другими базами данных.
Еще один недостаток связан с планированием: планировать в Hyperion можно только по месяцам, а по неделям или декадам — нет. Встроенные средства документирования моделей отсутствуют, как и в Oracle.
Можно сделать вывод, что это хорошая система для предприятий, в которых не очень сложная финансовая структура и финансовая модель. Так как освоить Hyperion очень просто, эта система идеально подходит тем компаниям, где сотрудники негативно реагируют на изменения или у них недостаточно времени на обучение.
Adaytum e.Planning Analyst
В этой системе хорошо организовано ведение документооборота: схемы движения документов и регламенты работы можно просто рисовать с помощью мышки. Созданную модель, как и в OFA, можно разделить на подмодели по определенному классу аналитических уровней (например, по ЦФО, по затратам и т. д.), что хорошо для больших предприятий. Очень удобно контролировать исполнение бюджета: в столбцах отражаются плановые и фактические значениями показателей, и темпы их изменения. И сама программа, и раздел «Помощь» русифицированы.
Однако и эта система имеет свои недостатки. Во-первых, производительность ее несколько ниже, чем, например, у OFA. Во-вторых, с помощью стандартных средств, имеющихся у системы, можно просмотреть либо суммарные значения, либо полностью детализованные. Иными словами, вам доступны либо данные по дебету в целом по нефтяной компании, либо данные по дебету по скважине «Петровская», а данные по дебету по нефтегазодобывающему управлению (НГДУ) «Петровское плюс», в которое входит несколько скважин, посмотреть невозможно. Создание такого отчета «вручную» у опытного специалиста займет не так уж много времени — примерно один час. Однако при любом изменении одной из использованных аналитик (например, скважину причислят к другому НГДУ) придется также вручную переделывать все отчеты, в которые входили данные по этой аналитике, или же тратить ресурсы ИТ-службы на перепрограммирование.
Эта система подойдет предприятиям, в которых самое важное — организация коллективной работы (с участием различных, в том числе удаленных, подразделений) над бюджетом.
EPS Prophix Budgets и EPS Prophix Enterprise
Различие между двумя системами EPS Prophix заключается в том, что Enterprise предназначен для большего количества пользователей и содержит немного больше функций. В целом же они практически одинаковы.
Обе системы легки для освоения, их отличает простой и удобный интерфейс. Можно не только посмотреть результаты, но и выяснить, с помощью какой формулы они были получены (как и в Excel, подведя указатель мыши к цифре). В системе есть удобные инструменты для поиска информации (они называются Data Mining): щелкнув по показателю, вы можете перейти на следующий уровень и просмотреть, из какого отчета взяты данные.
Возможности собственно построения моделей ограничены. Так, нельзя сослаться на данные из будущего периода. Это означает, что вы не сможете привязать закупки материалов в феврале, скажем, к планам производства в марте. Для сложных моделей такие ограничения становятся настоящей проблемой, в результате часть данных приходится «перебивать» вручную.
Эта программа подойдет предприятиям, у которых нет необходимости создавать сложные финансовые модели.
Comshare MPS
Этот продукт выделяется богатыми возможностями для создания отчетов: к услугам пользователя множество графиков и таблиц. Система очень наглядна: в ней можно задать цветовое выделение отклонений значений от заданных. Например, отклонение на 10 % будет выделено розовым, на 15 % — зеленым, а на 20% — ярко-красным. При работе с многостраничными консолидированными отчетами это особенно удобно: вы можете обращать внимание только на проблемные показатели. Это касается и показателей, которые вычисляются по формулам, например, оборачиваемости или ликвидности. Кроме того, система позволяет строить довольно сложные модели и корректно работать с удаленными филиалами.
Comshare устроен не совсем обычно: он состоит из большого числа отдельных модулей, то есть чтобы, например, посчитать оборачиваемость активов, вам придется запустить первый модуль, в котором нужно нарисовать схему движения активов, затем во втором модуле составить формулу, в третьем — создать отчет и т. д. Через несколько часов работы такая последовательность действий может вызывать раздражение.
Эта система подойдет предприятиям, которым важны подробные и хорошо оформленные отчеты, и которые готовы не экономить на труде работников ИТ-службы и внедренцев.
«ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы»
Внедрение «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы» предоставит вам возможность видеть полную финансовую картину вашего предприятия: от оперативного получения данных до их комплексного анализа и представления; обеспечит управляемость и прозрачность движения денежных средств.
Продукт позволяет автоматизировать следующие области финансового управления:
- бюджетирование по всей системе бюджетов;
- управленческий и бухгалтерский учет;
- платежный календарь (управление ликвидностью, казначейство);
- финансовый анализ;
- финансовый контроль;
- прогнозирование.
При этом вы сможете:
- консолидировать данные и отчетность из различных источников;
- осуществить управление документами и бизнес-процессами, благодаря интеграции с «ИНТАЛЕВ: Корпоративные документы и процессы»;
- обеспечить полную интеграцию с типовыми и нетиповыми конфигурациями для «1С: Предприятие 8».
Продукт ориентирован и успешно применяется в крупных и средних организациях различных направлений деятельности и форм собственности, в том числе и в географически распределенных компаниях (реализована поддержка консолидации информационных ресурсов). Возможности продукта не зависят от отраслевой специфики предприятия.
«ИНТАЛЕВ: Бюджетное управление»
«ИНТАЛЕВ: Бюджетное управление» версия 3.0 — это новая, существенно улучшенная и доработанная версия популярного продукта для автоматизации бюджетирования «Инталев: Бюджетное управление».
Программный продукт реализован в самой распространенной в СНГ учетной системе «1С:Предприятие 7.7», что дает возможность автоматически получать фактическую управленческую информацию без двойного ввода данных и затрат на их ввод. «Инталев: Бюджетное управление» интегрирован в наиболее распространенные конфигурации для «1С:Предприятие 7.7».
Отличительной особенностью новой версии продукта является возможность оперативного внедрения в промышленную эксплуатацию без существенных временных затрат на настройку. «Инталев: Бюджетное управление» — это полностью готовый для эксплуатации современный программный продукт.
При разработке третьей версии программы за основу был взят популярный программный продукт для автоматизации управленческого учета и бюджетирования «Инталев: Корпоративные финансы». Основными свойствами этого продукта являются универсальность (он подходит для компаний различных отраслей экономики и может быть настроен под специфику предприятий и холдингов), а также использование в программе современных управленческих и информационных технологий. С другой стороны, программный продукт «Инталев: Бюджетное управление» отличается наглядностью, простотой внедрения и эксплуатации. Учитывая пожелания клиентов, специалисты компании «Инталев» соединили в третьей версии «Инталев: Бюджетное управление» достоинства обеих программ.
Продукт «Инталев: Бюджетное управление» версия 3 ориентирован в первую очередь на предприятия малого и среднего бизнеса, приступающие к автоматизации управленческого учета и бюджетирования и желающие получить современное решение, масштабируемое по функциональности и количеству пользователей на платформе «1С:Предприятие 7.7».
«Красный директор»
Программный продукт предназначен для использования в повседневной деятельности менеджерами всех уровней и финансовыми директорами.
«Красный директор» — решение для небольших, возможно, для средних предприятий. Для ситуации, когда финансовый директор компании единолично строит бюджет нескольких подразделений, а схемы платежей просты и ведутся вручную, «Красный директор» вполне подойдет как дешевая альтернатива больших комплексов.
Система сделана как коробочный продукт, то есть не требует сложного внедрения, но и особой гибкостью не обладает — это готовое решение, а не инструмент.
Поскольку в «Красном директоре» не было необходимости создавать функционал для групповой работы, согласования бюджетов и многого другого, интерфейс достаточно прост и работу можно начинать сразу после установки. Этому существенно помогает и вынесение всех операций в одно окно с четко прорисованной рекомендованной последовательностью работы.
Бюджетирование, реализованное в программе «Красный директор», позволяет создавать бюджеты недельной (месячной, квартальной, годовой) периодичности для каждого отдельного подразделения организации, направления работы и т. п.
После ввода текущих осуществленных платежей/поступлений по трем видам источников денежных средств (расчетным счетам, кассам и неучтенным кассам) производится автоматический учет произведенных операций с точки зрения исполнения бюджета. Программа автоматически показывает отклонение доходных и расходных статей бюджета от плановых показателей в абсолютном выражении и в процентах.
Данные хранятся в простой файловой базе данных, оперировать с ними довольно сложно, интеграции с какими-либо системами управленческого учета нет, что, впрочем, вполне естественно для системы, ориентированной на небольшие компании.
BPlan — это специализированный программный продукт для эффективного решения задач бюджетирования, профессиональный инструмент финансового менеджера или руководителя компании, позволяющий разрабатывать, анализировать и контролировать исполнение ее бюджетов.
BPlan идеально подходит для небольших и средних компаний любой сферы деятельности (отрасли). Он гораздо проще и удобнее в работе, чем электронные таблицы и «большие» системы!
Работа с BPlan строится путем моделирования системы бюджетов в виде совокупности взаимосвязанных таблиц и работы с созданной моделью. Основные преимущества использования BPlan состоят в возможности быстро разрабатывать и вносить изменения в бюджетную модель, а также эффективно анализировать данные в бюджетах.
КИС: Бюджетирование
КИС:Бюджетирование 2.0 — это продукт нового поколения, позволяющий в комплексе автоматизировать задачи среднесрочного, краткосрочного и оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности и контроля исполнения планов. В нем обобщен опыт применения программы в организациях различного масштаба химической, машиностроительной, пищевой, строительной промышленности и других отраслей.
Версия 2.0 имеет расширенные функциональные возможности по сравнению с предыдущей. Благодаря этому появляется возможность более качественно планировать деятельность предприятия путем моделирования производственно-коммерческой деятельности в любых горизонтах планирования с любой детализацией временных интервалов. Длина интервала планирования может составлять от одного дня до недели, месяца, квартала, года.
Встроенная система консолидации отдельных бизнес-планов и бюджетов предприятия позволяет формировать бюджет холдинга, в котором группируются материально-финансовые потоки филиалов, и рассчитывать сводный бюджет для производственных объединений, имеющих производственно-коммерческие взаимосвязи.
Интеграция автоматизированной системы бюджетирования с введенными в промышленную эксплуатацию корпоративными информационными системами дает возможность загружать массивы данных с целью повышения оперативности, достоверности и непротиворечивости поступающей в систему информации, необходимой для формирования плановой и фактической составляющих бюджетов.
«AVACCO Корпоративное управление»
При постановке бюджетирования, по мнению многих специалистов, важно пользоваться данными именно управленческого учета, а не бухгалтерского. В этом плане система «AVACCO Корпоративное управление», спроектированная именно как инструмент для поддержки управленческих решений, чрезвычайно удобна для:
- созданич модели финансовой структуры предприятия в виде иерархии взаимосвязанных бюджетов;
- выявления потребностей в денежных средствах на каждом уровне структуры путем формирования заявок;
- полного информационного обеспечения центра планирования;
- мониторинга денежных потоков, включающего контроль поступающих средств и контроль расходов для центров ответственности всех уровней;
- контроля исполнения бюджета;
- накопления фактических данных об исполнении планов в отчетном периоде;
- консолидации оперативных данных, в том числе данных, поступающих от территориально удаленных подразделений компании;
- формирования финансовых отчетов.
Система легко адаптируется для предприятий с различными формами собственности и типами структур, независимо от сферы деятельности, решая общие задачи учета, контроля и управления.
Тема доклада: «Кейс внедрения системы сбора и консолидации бюджетов в машиностроительном холдинге. Можно ли в апреле взяться за методологию, а в ноябре уже собрать бюджет холдинга в системе?»
Тезисы доклада:
— предпосылки проекта: отсутствие унифицированных принципов формирования бюджетов предприятий холдинга, повышенная нагрузка на управляющую компанию по сведению бюджетов, большое количество ручных операций;
— подход к выполнению проекта: определение оптимальной последовательности работ, «распараллеливание» задач, распределение ответственности;
— критерии успеха проекта: единый центр управления требованиями, компетентность проектной команды как в общих вопросах методологии, так и в отраслевой специфике, компетентность в вопросах автоматизации;
— основные проблемы и способы их решения: внутреннее сопротивление со стороны предприятий, сжатые сроки, связанные с бизнес-датами;
— преимущества, полученные в результате автоматизации на базе Oracle Hyperion: централизация хранения данных и управления процессами бюджетирования, повышение скорости сбора и выверки данных, обеспечение возможности гибкого построения отчетности.
Всеволод Тепляков в 2006 окончил Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет по специальности «Информационные системы». Работает в сфере консалтинга с 2004 года. Проектный опыт: разработка и внедрение методик стратегического и бюджетного управления, автоматизация бюджетного управления, инвестиционного планирования, процессов розничного бизнеса. Под его руководством были реализованы проекты в таких отраслях, как промышленность, строительство, транспорт, розничный бизнес.
Конференция «Корпоративный бюджет-2012» пройдет 25 ноября 2011 г. в Москве.
Роль бюджетного процесса в компаниях серьезно изменилась. Из простого регулярного плана доходов и расходов бюджет превратился в мощный инструмент управления. Бюджетное планирование стало частью стратегического планирования, без которого невозможно серьезно развивать бизнес. Новые задачи требуют от бюджета совершенно нового функционала, важные характеристики которого — максимальная гибкость планирования и внесения изменений, постоянная доступность бюджетных показателей для оперативного руководства компанией, вовлечение всех бизнес-функций компании в бюджетный процесс. Какие модели и методы бюджетного планирования отвечают этим требованиям? Каковы проблемы, связанные с их внедрением, и как их преодолеть на практике? Как выбрать новую технологию планирования и успешно внедрить ее? Обо всем этом пойдет речь на конференции.
Ключевые темы для обсуждения:
— Как связать бюджетирование со стратегией развития предприятия?
— Как преодолеть проблемы консолидации бюджета в компаниях с холдинговой структурой?
— Как вовлечь все подразделения в бюджетный процесс?
— Как контролировать в реальном времени исполнение бюджета и оперативно вносить в него изменения?
— Как оптимизировать внутрикорпоративное планирование и расчеты между подразделениями?
— Какие факторы следует учитывать при выборе системы автоматизации бюджетирования?
Мероприятие будет полезно посетить:
— Вице-президенту по экономике и финансам,
— Финансовому директору,
— Директору по экономике,
— Руководителю управления планирования, бюджетирования, контроллинга.
Подробнее о программе и условиях участия — на сайте конференции http://www.globalforumfactory.ru/CB122.
Дмитрий Егоров,
ведущий консультант «ИНТАЛЕВ-Поволжье»
Комментарий эксперта ITeam:При оценке эффективности системы бюджетирования необходимо проанализировать уровень зрелости смежных процессов. Наиболее тесно с бюджетированием связаны процессы оперативного управления денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью, управления проектами, оперативного производственного планирования и стратегического управления. Бюджетное управление нужно рассматривать как одну из составных частей корпоративной системы управления и оценивать ее с учетом взаимосвязанных процессов.
Выпускник консалтинговой компании ITeam
ведущий специалист отдела бюджетирования ОАО «ГЛАВСТРОЙ»
Сергей Бежин
Сегодня бюджетирование — это инструмент современного руководителя, позволяющий повысить эффективность работы предприятия. Не стоит ожидать ощутимого эффекта от внедрения бюджетного управления, если ответственность за планирование и отслеживание отклонений план-факта возлагается на одного человека, который не связан с выполнением этого плана.
Главный смысл внедрения бюджетной системы сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.
Типичная ситуация: компания обращается в IT или консалтинговую компанию с просьбой помочь в автоматизации бюджетирования. Первый вопрос: «Система бюджетного управления на предприятии есть?» Обычный ответ: «Есть, но работает плохо. Вот если бы ее автоматизировать?». В этом случае правильное действие для обеих сторон: разобраться, что из того, что есть нужно для системы бюджетного управления настроено правильно, а что не правильно и даже лишнее. Выход один — необходима диагностика.
Система бюджетного управления строится на жесткой логике. Связи между элементами однозначны и целесообразны. Бюджетное управление предназначено для «оцифровывания» деятельности компании в стоимостном выражении. Приведению показателей «физической», реальной деятельности, показателей экономической эффективности и показателей стоимости к одним единицам измерения. Поскольку большинство коммерческих компаний создаются для обеспечения надлежащего благосостояния собственника, такой единицей измерения становятся деньги, а средством управления денежной стороны деятельности — бюджеты.
При проведении диагностики консультант изучает:
- Финансовую структуру, обеспечивающую бюджетное управление
- Структуру бюджетов
- Организацию процесса бюджетного планирования
- Организацию процесса план-фактного контроля и анализа исполнения бюджетов
- Управленческую учетную политику
Все эти объекты нематериальны по сути своей и существуют в виде документов или мысленных моделей и норм поведения руководителей. Если существуют регламентные документы, то задача консультанта — понять их содержание и соответствие реальных действий формализованным описаниям. Если таких документов не существует, то в ходе интервью выясняется, какими бы они были, если бы представления топ-менеджеров и/или собственников были формализованы.
Дмитрий Егоров:
— Сейчас достаточно мало управленцев, незнакомых с понятием центра финансовой ответственности (ЦФО), и большинство если не первых руководителей, то финансовых директоров уверенно заявляют о наличии у них на предприятия финансовой структуры. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что «руководители» ЦФО не обладают полномочиями по принятию решений в отношении показателей, за которые «отвечают» — тиражируется ситуация наказания непричастных и награждения невиновных. Чем эта ситуация нехороша с точки зрения системы бюджетного управления? Финансовая структура в такой ситуации безусловно обеспечивает учет, но поскольку менеджеры не имеют рычагов влияния на экономические и финансовые результаты деятельности своей и своих подразделений, то отсутствует и их мотивация к повышению эффективности.
Понятие структуры бюджетов известно еще лучше. Практический каждый выпускник вуза по экономическим специальностям знает, что существуют три итоговых бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и баланс, которые формируются на основе натурально-стоимостных бюджетов. Бюджеты, называемые натурально-стоимостными служат мостиком между «физической» деятельностью и стоимостными итоговыми бюджетами. Однако, все ли бюджеты обязательны для компании?
Рассмотрим в качестве примера небольшую компанию, которая принадлежит одному или нескольким владельцам, занимающуюся одним или несколькими видами бизнеса, и не имеющую намерения становится акционерной или, тем более, публичной. Главным интересом ее владельцев, скорее всего, будет получение свободного денежного потока — средств, которые остаются в их распоряжении после всех обязательных, необязательных и вынужденных выплат. Очевидно, что главным бюджетом компании становится БДДС, которого на данном этапе может быть и достаточно для управления. Если в ходе роста наша «подопытная» компания решит акционироваться, то одного БДДС для нее окажется недостаточно, поскольку акционеров интересует в большей степени экономическая нежели финансовая эффективность. Возникает необходимость в обязательном формировании БДР.
В таком состоянии компания может пребывать достаточно долго, используя баланс лишь для расчета и анализа финансовых коэффициентов. Но для компании, которая стремится стать публичной, получить доступ к финансовым ресурсам IPO, управленческий баланс становится важной частью системы управления. Следовательно, при разработке системы бюджетов важно руководствоваться принципами целесообразности и разумной достаточности. Внешняя экспертная оценка помогает определить границы «разумности и достаточности».
Следующие элементы системы бюджетного управления: процессы бюджетного управления и план-фактного контроля и анализа обеспечивают целостность контура управления, а управленческая учетная политика облегчает интерпретацию полученных результатов. Планирование только «сверху-вниз» или только «снизу-вверх» как правило не позволяет получить реальные, но амбициозные планы. Этого можно достигнуть только в комбинации этих методов. Другая часто встречающаяся ситуация — несоответствие форматов (единиц измерения, аналитических разрезов и т.п.) плановых и фактических данных, которое делает их анализ очень трудоемким и часто бесполезным.
Понимая сущность и логику взаимосвязей системы бюджетного управления, специалист, вооруженный методикой и опытом постановки бюджетного управления, способен за короткое время определить, отвечает ли система бюджетного управления условиям, в которых работает компания, и помочь принять решение о том, какие изменения необходимы (и необходимы ли вообще) в системе бюджетного управления компании. Понимание, опыт и технологии — ключ к эффективности и грамотным решениям.
Автоматизация системы бюджетирования посредствам программных продуктов фирмы 1С
В настоящее время концепция бюджетирования не теряет своей актуальности. Условия финансового и экономического кризиса заставляют управленческий персонал искать новые пути управления финансами.
Нередко в практике хозяйствования наличие зачатков планирования (производственных планов, сметного планирования) преподносится как система бюджетирования, что, конечно, не верно. Финансовое планирование в небольших компаниях обычно сводится к составлению сметы доходов и расходов.
Бюджетирование это, прежде всего, способ внутрифирменного управления, который имеет свои функции: постановка целей, планирование, контроль выполнения утвержденных планов, анализ результатов, и как следствие, принятие управленческих решений.
Всем ли компаниям необходимо бюджетирование? Существует, по крайней мере, два момента, когда внедрение этой системы не принесет положительного результата. Во-первых, когда фирма имеет очень узкий перечень номенклатурных позиций производства и (или) продажи, при этом коллектив сотрудников и обороты невелики. Во-вторых, когда в компании действует жесткая централизация управления, то есть управленческие решения принимаются единолично руководителем, собственником, что может быть обусловлено стилем управления или условиями функционирования бизнеса.
Когда приходит время заняться бюджетированием?
- В условиях меняющейся внешней среды, проявляющейся в снижении доходности потребителей, изменении их предпочтений.
- В условиях конкурентной среды.
- При развитии бизнеса, когда денежные потоки становятся не управляемыми, а финансовый результат – непредсказуемым.
- При наличии территориально разрозненных структурных подразделений (филиалы, торговая сеть)
Грамотно налаженная система бюджетирования дает руководителю возможность оценить и то, как идут дела в различных подразделениях компании, и то, как складывается ситуация в целом. Она позволяет эффективно управлять не просто отдельными бизнесами, а сочетанием различных видов деятельности.
Бюджетирование необходимо и тогда, когда компания привлекает внешние инвестиции. Ведь инвесторам важно иметь достоверную информацию о развитии бизнеса. А ее можно почерпнуть только из детально прописанных бюджетов.
Принятие решения о внедрении бюджетирования зависит и от долгосрочных планов компании. Если она намерена последовательно расти, то реализация этой программы предполагает прохождение ряда этапов. Бюджеты позволяют спрогнозировать, как будет складываться ситуация на том или ином этапе. В отличие от бизнес-планирования, которое дает принципиальный ответ на вопрос о перспективности нового проекта, бюджетирование помогает оценить, как, где и когда следует использовать имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить повышение общей эффективности компании.
Бюджетирование — это не только инструмент планирования. Это еще и инструмент, позволяющий оценить, насколько успешно реализуются отдельные проекты и развиваются дела всей компании. Достаточно сопоставить плановые и фактические показатели бизнеса — и картина как на ладони.
Очень важно наладить систему оперативного получения всей необходимой информации. Иначе принимать меры для исправления ситуации будет поздно. Поэтому предприятию, всерьез взявшемуся за внедрение бюджетирования, придется поработать и над совершенствованием учета всех хозяйственных операций, которые оно совершает.
Фирмой 1С разработано несколько программных продуктов, в которых реализована система бюджетирования. Остановимся на двух из них: «1С:Предприятие 8 Управление производственным предприятием» (1С:УПП 8) и «1С:Консолидация 8».
Программный продукт 1С:УПП 8 является комплексным продуктом, сочетающим в себе несколько подсистем: бухгалтерский и налоговый учет, управление производством, затратами, персоналом, запасами и бюджетирование.
Подсистема «Бюджетирование», входящая в состав программного решения 1С:УПП 8, является достаточно мощным инструментом для финансового планирования, анализа и бюджетного управления на предприятии. В частности, эта подсистема позволяет:
- Составлять бюджеты различных типов на основе универсальной или индивидуальной бюджетной модели.
- Формировать бюджеты с учетом различных вариантов будущего финансового состояния предприятия, например, одновременно использовать оптимистический, пессимистический и реалистичный планы.
- Применять общепринятые методики формирования бюджетных данных.
- Контролировать соответствие плановых и фактических показателей установленным целевым значениям.
- Проводить многомерный анализ исполнения бюджетов по статьям, центрам финансовой ответственности и другим аналитическим изменениям.
- Сравнивать между собой фактические данные нескольких периодов, анализируя тем самым динамику изменения финансового состояния предприятия.
- Формировать управленческий баланс предприятия.
- Анализировать плановые или фактические данные за любой период на основе групп финансовых показателей по следующим направлениям: ликвидность и платежеспособность, оборачиваемость активов и пассивов, доходность и рентабельность финансово-хозяйственной деятельности, эффективность использования капитала.
- Выполнять расчеты показателей произвольного вида на основе плановых или фактических данных.
В подсистеме «Бюджетирование» есть средства и для планирования, и для отражения фактических данных по бюджетам, и для проведения план-фактного анализа и получения необходимой отчетности о финансовом состоянии предприятия. Таким образом, можно говорить о том, что данная подсистема является программным инструментом, который удовлетворяет всем требованиям финансовой службы предприятия. С другой стороны возможности подсистемы позволяют установить тесные связи подсистемы «Бюджетирование» с другими подсистемами 1С:УПП 8 для получения комплексного решения, с которым могут работать все подразделения предприятия. Данные связи заключаются, в первую очередь, в том, что другие подсистемы могут поставлять в подсистему «Бюджетирование» значения фактических данных для проведения анализа исполнения бюджетов. Кроме того, возможна и обратная ситуация: данные других подсистем могут использоваться при составлении планов в подсистеме «Бюджетирование». В частности достаточно распространенный метод «от достигнутого» заключается в том, что бюджеты на текущий период составляются на основе данных об исполнении бюджетов прошлых периодов. В этом случае фактические данные за прошлые периоды можно получить из тех подсистем программного решения 1С:УПП 8, где эти данные непосредственно находятся.
Использование 1С:УПП 8 предполагает ведение всех видов учета в одной программе (управленческого, финансового, бухгалтерского и налогового), т.е. переход со старых программных продуктов автоматизации учета на 1С:УПП 8.
Другим программным продуктом, реализующим в себе возможность бюджетирования, является 1С:Консолидация 8. Этот продукт является обособленным от программ по ведению бухгалтерского учета и предназначен лишь для отражения данных отчетности и бюджетирования собранных из других программ.
Бюджетное управление компанией позволяет формулировать в измеримых ключевых показателях бизнес-цели, в соответствии с ними планировать деятельность, в ходе выполнения планов контролировать ресурсы и анализировать достигнутые результаты. В целом бюджетное управление позволяет снизить системные риски при развитии компании и ухудшении конъюнктуры за счет нормирования ресурсов и повышения уровня финансового контроля в компании.
- Прикладное решение обладает эффективными средствами импорта информации из различных систем учета и управления (в т.ч. в формате MS Excel), что позволяет снизить трудоемкость ввода и повысить доверие фактическим данным.
- Реализованные способы удаленного доступа, такие как веб-интерфейс, распределенные информационные базы, позволяют организовать территориально распределенную обработку данных. Это существенно снижает трудоемкость ввода исходных данных и способствует повышению качества отчетности.
- Бесшовная интеграция с прикладными решениями на платформе 1С (включая расшифровку до документов систем управления и учета на платформах 1С Предприятие 7.7 и 8) позволяет объединить различные информационные системы в единое информационное пространство и снизить нагрузку на службу IT.
- Конечный бизнес-пользователь имеет возможность самостоятельно определять перечень необходимых классификаторов, аналитик, показателей, разрабатывать бюджетные модели и комплекты отчетности различного назначения.
- Поддерживаются обе парадигмы планирования — «многомерные таблицы» и «планирование от хозяйственной операции».
- В ходе планирования пользователь имеет возможность прогнозировать динамику показателей, используя различные варианты расчета, консолидации и распределения показателей, а также функции «скользящего планирования» и «планирования от достигнутого», быстро формировать необходимые бюджеты. При этом можно комбинировать методологии планирования «снизу-вверх» и «сверху-вниз» и использовать механизм автоматического исключения внутригрупповых оборотов.
- Поддержка мультивалютности и мультиязычности обеспечивает необходимую форму представление бюджетов и корпоративной отчетности.
- Развитые функции по управлению организационно-финансовой структурой группы обеспечивают удобное формирование иерархии различных (в том числе и пересекающихся) периметров консолидации, что позволяет обслуживать произвольные принципы группировки бизнес-единиц (включая отраслевые и географические варианты сегментации, а также произвольные принципы выделения центров финансовой ответственности).
- Инструменты управления процессами позволяют регламентировать бюджетный процесс, распределять ответственность и организовать эффективное взаимодействие между его участниками.
- Имеется возможность из «1С: Консолидация 8» автоматически установить лимиты по статьям движения денежных средств в «1С:Управление производственным предприятием 8». Это позволяет обеспечить контроль операций по расходным статьям бюджетов, созданным в решении «1С Консолидация 8», при согласовании заявок подсистемы управления денежными средствами в «1С:Управление производственным предприятием 8».
- Подсистема бизнес-анализа позволяет получать нужную информацию в нужное время (в т.ч. и автоматически по электронной почте практически онлайн ) в удобной для анализа форме независимо от источников исходных данных и используемых в компании систем управления и учета.
- Функции анализа включают возможность проведения «Что если?», план-фактного, АВС, факторного анализов, а также интеллектуального анализа данных, позволяющего выявить неочевидные закономерности в массивах информации.
Комплекс рассмотренных инструментов позволяет в единой среде анализировать, моделировать, осуществлять мониторинг ключевых показателей и планировать развитие территориально-распределенного бизнеса.
Рассмотренная выше функциональность позволяет использовать «1С:Консолидацию 8» для автоматизации бюджетного управления, а также полного цикла подготовки управленческой, бухгалтерской, международной отчетности, используя данные существующих на предприятии программ автоматизации учета без перехода на новые программные продукты.