Программное обеспечение для бюджетирования

Программное обеспечение для бюджетирования

Какая программа наиболее удобна для планирования и бюджетирования? Думаем, этот вопрос волнует многих специалистов. Для того чтобы облегчить ваш труд и помочь в выборе необходимой программы, мы и публикуем этот обзор.

На российском рынке сейчас представлено достаточно много программных продуктов автоматизации бюджетирования. Они различаются функциональными возможностями, а также стоимостью внедрения и масштабами предприятий, на которых могут работать.

«1С:финансовое планирование»

«1С:Финансовое планирование» — комплексное программное решение для создания автоматизированного контроля бюджетных средств и финансовых потоков для многопрофильных компаний. Обширная функциональность, простота и удобство в использовании, а также структурированный подход — все это делает «1С:Финансовое планирование» лидером на рынке программного обеспечения.

В совокупности системный комплекс включает более четырёх конфигураций и приложений, рассматривающих отдельные аспекты организации бюджетных отношений для профильных предприятий.

Программа готова к использованию и не требует внедрения дополнительных компонентов. Полностью интегрируема в состав таких типовых программ, как «Оперативный учет», входящей в состав программного продукта «1С:Торговля и Склад 7.7» и в комплексную поставку системы «1С:Предприятие». В таком режиме конфигурация «Финансовое планирование» может быть настроена в полном соответствии с индивидуальными особенностями управления финансами на конкретном предприятии.

В основе международной системы управления предприятием Microsoft Business Solutions Navision заложены мощные инструменты для управленческого, бухгалтерского и налогового учета, управления товарно-материальными потоками и производством. Систему можно быстро внедрить, легко модифицировать, просто использовать и поддерживать.

«Контур Корпорация. Бюджет холдинга»

Данная система предназначена для финансового планирования и бюджетирования многофилиальных предприятий и холдингов. Система позволяет планировать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учитывать, контролировать и анализировать фактическое исполнение бюджетов.

Система «Контур Корпорация. Бюджет холдинга» устанавливается в головной конторе предприятия или холдинга и обеспечивает:

финансовое планирование и бюджетирование с использованием современных технологий и методик. Система позволяет применять любую модель бюджетирования. Ведение бюджета может быть организовано в рамках финансовой структуры предприятия с выделением центров учета. Для планирования и контроля финансовых показателей можно использовать различные бюджеты, например, такие, как бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет накладных расходов, бюджет инвестиций и другие. Вести бюджеты можно в разрезе любой аналитики: по продуктам, проектам, контрагентам и др., а также в различных валютах;

  • участие в бюджетном процессе всех филиалов. Поддерживается коллективное участие в бюджетном процессе сотрудников всех подразделений и филиалов предприятия. Инструменты системы позволят удаленным филиалам составлять планы и согласовывать их с головной конторой;
  • объединение финансовой информации холдинга в едином хранилище данных. Бюджетные данные всех филиалов собираются в информационное хранилище данных «Контур Корпорация» и консолидируются в сводный бюджет предприятия. Система позволяет интегрировать в информационное хранилище данных любую финансовую информацию предприятия, необходимую для составления планов и учета фактического исполнения бюджетов. В качестве источников финансовой информации могут быть использованы автоматизированные системы бухгалтерского учета и любые другие системы.

SAP R/3

SAP — комплексная система управления предприятием, включающая интеграционную платформу и 22 отраслевых решения, а также преднастроенное решение для среднего и малого бизнеса SAP All-in-One.

Преимущества выбора SAP R/3: комплексная интеграционная платформа на основе ERP решения; помогает усовершенствовать системы управления финансами и корпоративного управления; система позволяет повышать производительность, эффективность и оперативность процесса принятия решений; дает возможность адаптации к изменениям бизнеса; существует возможность объединять на своей базе другие IT-приложения.

Ядром решений SAP выступает mySAP ERP — полнофункциональное ERP-решение, представляющее собой набор пакетов и модулей, которые можно развертывать по мере необходимости. Это позволяет компаниям внедрять только ту функциональность управления бизнесом, которая им необходима, и тогда, когда она необходима.

«Галактика»

КИС «Галактика» — это система для руководителя, который с ее помощью может легко спланировать и сбалансировать ресурсы предприятия (материальные, финансовые, кадровые): просчитать и оценить результат тех или иных своих действий; наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров и услуг), ходом выполнения плана и использованием ресурсов; а также решить много других задач.

Возможности, которые открывает автоматизация бюджетирования с помощью системы «Галактика ERP»:

  • автоматическое построение консолидированных бюджетов по любой сложной оргструктуре предприятия от холдинговой структуры до структуры отделов и подразделений;
  • автоматизация процедуры согласования бюджетов и хранение данных по всем этапам согласования;
  • возможность формировать и анализировать различные варианты (сценарии) бюджетов;
  • гибкая настройка аналитических признаков статей и их визуального представления в типовых формах бюджетов;
  • формирование плановых показателей бюджетов по оперативным планам в системе «Галактика ERP» (например, формирование бюджета на основе календарных планов договоров);
  • формирование фактических показателей бюджета в автоматическом режиме на основе оперативных и бухгалтерских данных системы «Галактика ERP»;
  • возможность агрегировать бюджет по нескольким вариантам оргструктуры, например, по оргструктуре юридических лиц и по оргструктуре функционального подчинения;
  • гибкая настройка представления форм бюджетов для каждого подразделения;
  • распределение значений статей одного бюджета по статьям другого, что необходимо, например, при расчете налогов, с использованием моделей распределений по центрам ответственности;
  • разграничение доступа пользователей к различным вариантам и копиям бюджетов с помощью механизма областей видимости, стадий и масок бюджетного процесса.

«ПАРУС»

Система создана на базе СУБД ORACLE в архитектуре «клиент-сервер» с использованием современных технологий обработки информации и подготовки документов MS Office и Seagate Crystal Report. В состав «ПАРУС-Предприятие 8.xx» входит набор модулей, каждый из которых работает во взаимодействии с другими модулями либо автономно. Благодаря модульному принципу построения системы существует возможность постепенного наращивания ее возможностей по мере расширения автоматизации задач управления вашим предприятием.

Приложение «Финансовое планирование» автоматизирует:

  • текущее финансовое планирование (бюджетирование), обычно на месяц или квартал: планирование доходов и расходов, движения денежных средств; составление прогнозного баланса; долгосрочное (стратегическое) финансовое планирование (например, на год или более);
  • контроль исполнения финансовых планов (проверку соблюдения контрольных цифр доходов и лимитов расходов); план-факт-анализ выполнения финансовых планов;
  • планирование и управление кредиторской/дебиторской задолженностью предприятия: установление лимитов возникновения и погашения задолженности; контроль на соответствие этим лимитам договоров, счетов, платежных документов; мониторинг текущего и ожидаемого состояния задолженности;
  • оперативное планирование и управление платежами: формирование платежного календаря (плана-графика поступлений и платежей); упреждающее выявление и устранение недостатка или избытка платежных средств; управление оплатой текущих счетов и заявок; оперативный учет поступлений и платежей;
  • финансовый анализ: расчет плановых и фактических показателей для анализа их взаимных отклонений.

Oracle Financial Analyzer (OFA)

OFA является самым многофункциональным инструментом моделирования бюджетов. Эта система позволяет применять формулы любой степени сложности, и проводить многомерный анализ данных в любом разрезе (например, анализ доходности компании за II квартал 2002 г. по каждому продукту с разбивкой по дилерам региона).

В системе OFA могут работать сотрудники, находящиеся в различных городах, что очень важно для компаний с множеством филиалов. Правда, для этого необходимо установить в каждом филиале свой сервер, через который будут передаваться данные.

В системе есть гибкий контроль доступа к данным. Например, можно настроить программу таким образом, что руководитель будет видеть только агрегированные показатели по подразделениям, а подчиненный — только свои показатели и показатели в целом по компании. Можно также разделять финансовую модель на подмодели по подразделениям.

Однако у программы есть и недостатки. Интерфейс ее не очень нагляден, поэтому работа в OFA требует сложной и дорогостоящей настройки. Кроме того, система не полностью переведена на русский язык: практически весь раздел помощи доступен только в английском варианте.

В OFA не развиты средства документирования модели, то есть разработанную модель сложно описать с помощью встроенных инструментов, например, получить условную схему модели в виде рисунка или таблицы. Это серьезная проблема, которая встает особенно остро при смене персонала: если в компании нет аналитика, который занимается описанием всех моделей, объяснить новому сотруднику подробности вашей бюджетной инфраструктуры будет трудно.

Наконец, в OFA полностью отсутствуют встроенные средства, позволяющие вести документооборот. Учитывая, что система рассчитана на большое количество пользователей, из-за этого сразу появляются определенные трудности: например, начав работать с бюджетом, вы не знаете, внес ли туда свои данные тот или иной отдел. Поэтому для организации коллективной работы необходимо использовать дополнительное программное обеспечение. Причем простыми MS Outlook или Lotus Notes тут не обойтись; придется ставить специализированную систему документооборота, например Documentum.

OFA — очень мощная и функциональная система, подходит для компаний, у которых сложная взаимосвязь между бюджетами. Но для обслуживания этой системы и грамотной работы в ней понадобятся сильная IT-служба и штатные аналитики.

Hyperion Pillar

Это первая западная система бюджетирования, появившаяся на российском рынке.

Программа достаточно проста, легка в освоении, обладает наглядным интерфейсом и русифицирована. Система имеет хороший инструментарий для создания различных отчетов и гибкую структуру документооборота: бюджеты можно составлять «сверху вниз», «снизу вверх» и по смешанным схемам.

Однако реализовывать сложные задачи в Hyperion трудоемко из-за наличия некоторых ограничений. Например, число уровней аналитики (степеней детализации информации) в модели не может превышать 12. На первый взгляд, этого более чем достаточно, но на практике при работе с системой часто обнаруживается, что все уровни аналитики уже использованы.

Из-за технологических особенностей производительность системы невысока: когда с файлом работает несколько человек одновременно, процесс замедляется. Кроме того, этот продукт довольно сложно интегрировать с другими базами данных.

Еще один недостаток связан с планированием: планировать в Hyperion можно только по месяцам, а по неделям или декадам — нет. Встроенные средства документирования моделей отсутствуют, как и в Oracle.

Можно сделать вывод, что это хорошая система для предприятий, в которых не очень сложная финансовая структура и финансовая модель. Так как освоить Hyperion очень просто, эта система идеально подходит тем компаниям, где сотрудники негативно реагируют на изменения или у них недостаточно времени на обучение.

Adaytum e.Planning Analyst

В этой системе хорошо организовано ведение документооборота: схемы движения документов и регламенты работы можно просто рисовать с помощью мышки. Созданную модель, как и в OFA, можно разделить на подмодели по определенному классу аналитических уровней (например, по ЦФО, по затратам и т. д.), что хорошо для больших предприятий. Очень удобно контролировать исполнение бюджета: в столбцах отражаются плановые и фактические значениями показателей, и темпы их изменения. И сама программа, и раздел «Помощь» русифицированы.

Однако и эта система имеет свои недостатки. Во-первых, производительность ее несколько ниже, чем, например, у OFA. Во-вторых, с помощью стандартных средств, имеющихся у системы, можно просмотреть либо суммарные значения, либо полностью детализованные. Иными словами, вам доступны либо данные по дебету в целом по нефтяной компании, либо данные по дебету по скважине «Петровская», а данные по дебету по нефтегазодобывающему управлению (НГДУ) «Петровское плюс», в которое входит несколько скважин, посмотреть невозможно. Создание такого отчета «вручную» у опытного специалиста займет не так уж много времени — примерно один час. Однако при любом изменении одной из использованных аналитик (например, скважину причислят к другому НГДУ) придется также вручную переделывать все отчеты, в которые входили данные по этой аналитике, или же тратить ресурсы ИТ-службы на перепрограммирование.

Эта система подойдет предприятиям, в которых самое важное — организация коллективной работы (с участием различных, в том числе удаленных, подразделений) над бюджетом.

EPS Prophix Budgets и EPS Prophix Enterprise

Различие между двумя системами EPS Prophix заключается в том, что Enterprise предназначен для большего количества пользователей и содержит немного больше функций. В целом же они практически одинаковы.

Обе системы легки для освоения, их отличает простой и удобный интерфейс. Можно не только посмотреть результаты, но и выяснить, с помощью какой формулы они были получены (как и в Excel, подведя указатель мыши к цифре). В системе есть удобные инструменты для поиска информации (они называются Data Mining): щелкнув по показателю, вы можете перейти на следующий уровень и просмотреть, из какого отчета взяты данные.

Возможности собственно построения моделей ограничены. Так, нельзя сослаться на данные из будущего периода. Это означает, что вы не сможете привязать закупки материалов в феврале, скажем, к планам производства в марте. Для сложных моделей такие ограничения становятся настоящей проблемой, в результате часть данных приходится «перебивать» вручную.

Эта программа подойдет предприятиям, у которых нет необходимости создавать сложные финансовые модели.

Comshare MPS

Этот продукт выделяется богатыми возможностями для создания отчетов: к услугам пользователя множество графиков и таблиц. Система очень наглядна: в ней можно задать цветовое выделение отклонений значений от заданных. Например, отклонение на 10 % будет выделено розовым, на 15 % — зеленым, а на 20% — ярко-красным. При работе с многостраничными консолидированными отчетами это особенно удобно: вы можете обращать внимание только на проблемные показатели. Это касается и показателей, которые вычисляются по формулам, например, оборачиваемости или ликвидности. Кроме того, система позволяет строить довольно сложные модели и корректно работать с удаленными филиалами.

Comshare устроен не совсем обычно: он состоит из большого числа отдельных модулей, то есть чтобы, например, посчитать оборачиваемость активов, вам придется запустить первый модуль, в котором нужно нарисовать схему движения активов, затем во втором модуле составить формулу, в третьем — создать отчет и т. д. Через несколько часов работы такая последовательность действий может вызывать раздражение.

Эта система подойдет предприятиям, которым важны подробные и хорошо оформленные отчеты, и которые готовы не экономить на труде работников ИТ-службы и внедренцев.

«ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы»

Внедрение «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы» предоставит вам возможность видеть полную финансовую картину вашего предприятия: от оперативного получения данных до их комплексного анализа и представления; обеспечит управляемость и прозрачность движения денежных средств.

Продукт позволяет автоматизировать следующие области финансового управления:

  • бюджетирование по всей системе бюджетов;
  • управленческий и бухгалтерский учет;
  • платежный календарь (управление ликвидностью, казначейство);
  • финансовый анализ;
  • финансовый контроль;
  • прогнозирование.

При этом вы сможете:

  • консолидировать данные и отчетность из различных источников;
  • осуществить управление документами и бизнес-процессами, благодаря интеграции с «ИНТАЛЕВ: Корпоративные документы и процессы»;
  • обеспечить полную интеграцию с типовыми и нетиповыми конфигурациями для «1С: Предприятие 8».

Продукт ориентирован и успешно применяется в крупных и средних организациях различных направлений деятельности и форм собственности, в том числе и в географически распределенных компаниях (реализована поддержка консолидации информационных ресурсов). Возможности продукта не зависят от отраслевой специфики предприятия.

«ИНТАЛЕВ: Бюджетное управление»

«ИНТАЛЕВ: Бюджетное управление» версия 3.0 — это новая, существенно улучшенная и доработанная версия популярного продукта для автоматизации бюджетирования «Инталев: Бюджетное управление».

Программный продукт реализован в самой распространенной в СНГ учетной системе «1С:Предприятие 7.7», что дает возможность автоматически получать фактическую управленческую информацию без двойного ввода данных и затрат на их ввод. «Инталев: Бюджетное управление» интегрирован в наиболее распространенные конфигурации для «1С:Предприятие 7.7».

Отличительной особенностью новой версии продукта является возможность оперативного внедрения в промышленную эксплуатацию без существенных временных затрат на настройку. «Инталев: Бюджетное управление» — это полностью готовый для эксплуатации современный программный продукт.

При разработке третьей версии программы за основу был взят популярный программный продукт для автоматизации управленческого учета и бюджетирования «Инталев: Корпоративные финансы». Основными свойствами этого продукта являются универсальность (он подходит для компаний различных отраслей экономики и может быть настроен под специфику предприятий и холдингов), а также использование в программе современных управленческих и информационных технологий. С другой стороны, программный продукт «Инталев: Бюджетное управление» отличается наглядностью, простотой внедрения и эксплуатации. Учитывая пожелания клиентов, специалисты компании «Инталев» соединили в третьей версии «Инталев: Бюджетное управление» достоинства обеих программ.

Продукт «Инталев: Бюджетное управление» версия 3 ориентирован в первую очередь на предприятия малого и среднего бизнеса, приступающие к автоматизации управленческого учета и бюджетирования и желающие получить современное решение, масштабируемое по функциональности и количеству пользователей на платформе «1С:Предприятие 7.7».

«Красный директор»

Программный продукт предназначен для использования в повседневной деятельности менеджерами всех уровней и финансовыми директорами.

«Красный директор» — решение для небольших, возможно, для средних предприятий. Для ситуации, когда финансовый директор компании единолично строит бюджет нескольких подразделений, а схемы платежей просты и ведутся вручную, «Красный директор» вполне подойдет как дешевая альтернатива больших комплексов.

Система сделана как коробочный продукт, то есть не требует сложного внедрения, но и особой гибкостью не обладает — это готовое решение, а не инструмент.

Поскольку в «Красном директоре» не было необходимости создавать функционал для групповой работы, согласования бюджетов и многого другого, интерфейс достаточно прост и работу можно начинать сразу после установки. Этому существенно помогает и вынесение всех операций в одно окно с четко прорисованной рекомендованной последовательностью работы.

Бюджетирование, реализованное в программе «Красный директор», позволяет создавать бюджеты недельной (месячной, квартальной, годовой) периодичности для каждого отдельного подразделения организации, направления работы и т. п.

После ввода текущих осуществленных платежей/поступлений по трем видам источников денежных средств (расчетным счетам, кассам и неучтенным кассам) производится автоматический учет произведенных операций с точки зрения исполнения бюджета. Программа автоматически показывает отклонение доходных и расходных статей бюджета от плановых показателей в абсолютном выражении и в процентах.

Данные хранятся в простой файловой базе данных, оперировать с ними довольно сложно, интеграции с какими-либо системами управленческого учета нет, что, впрочем, вполне естественно для системы, ориентированной на небольшие компании.

BPlan — это специализированный программный продукт для эффективного решения задач бюджетирования, профессиональный инструмент финансового менеджера или руководителя компании, позволяющий разрабатывать, анализировать и контролировать исполнение ее бюджетов.

BPlan идеально подходит для небольших и средних компаний любой сферы деятельности (отрасли). Он гораздо проще и удобнее в работе, чем электронные таблицы и «большие» системы!

Работа с BPlan строится путем моделирования системы бюджетов в виде совокупности взаимосвязанных таблиц и работы с созданной моделью. Основные преимущества использования BPlan состоят в возможности быстро разрабатывать и вносить изменения в бюджетную модель, а также эффективно анализировать данные в бюджетах.

КИС: Бюджетирование

КИС:Бюджетирование 2.0 — это продукт нового поколения, позволяющий в комплексе автоматизировать задачи среднесрочного, краткосрочного и оперативного планирования финансово-хозяйственной деятельности и контроля исполнения планов. В нем обобщен опыт применения программы в организациях различного масштаба химической, машиностроительной, пищевой, строительной промышленности и других отраслей.

Версия 2.0 имеет расширенные функциональные возможности по сравнению с предыдущей. Благодаря этому появляется возможность более качественно планировать деятельность предприятия путем моделирования производственно-коммерческой деятельности в любых горизонтах планирования с любой детализацией временных интервалов. Длина интервала планирования может составлять от одного дня до недели, месяца, квартала, года.

Встроенная система консолидации отдельных бизнес-планов и бюджетов предприятия позволяет формировать бюджет холдинга, в котором группируются материально-финансовые потоки филиалов, и рассчитывать сводный бюджет для производственных объединений, имеющих производственно-коммерческие взаимосвязи.

Интеграция автоматизированной системы бюджетирования с введенными в промышленную эксплуатацию корпоративными информационными системами дает возможность загружать массивы данных с целью повышения оперативности, достоверности и непротиворечивости поступающей в систему информации, необходимой для формирования плановой и фактической составляющих бюджетов.

«AVACCO Корпоративное управление»

При постановке бюджетирования, по мнению многих специалистов, важно пользоваться данными именно управленческого учета, а не бухгалтерского. В этом плане система «AVACCO Корпоративное управление», спроектированная именно как инструмент для поддержки управленческих решений, чрезвычайно удобна для:

  • созданич модели финансовой структуры предприятия в виде иерархии взаимосвязанных бюджетов;
  • выявления потребностей в денежных средствах на каждом уровне структуры путем формирования заявок;
  • полного информационного обеспечения центра планирования;
  • мониторинга денежных потоков, включающего контроль поступающих средств и контроль расходов для центров ответственности всех уровней;
  • контроля исполнения бюджета;
  • накопления фактических данных об исполнении планов в отчетном периоде;
  • консолидации оперативных данных, в том числе данных, поступающих от территориально удаленных подразделений компании;
  • формирования финансовых отчетов.

Система легко адаптируется для предприятий с различными формами собственности и типами структур, независимо от сферы деятельности, решая общие задачи учета, контроля и управления.

Тема доклада: «Кейс внедрения системы сбора и консолидации бюджетов в машиностроительном холдинге. Можно ли в апреле взяться за методологию, а в ноябре уже собрать бюджет холдинга в системе?»

Тезисы доклада:

— предпосылки проекта: отсутствие унифицированных принципов формирования бюджетов предприятий холдинга, повышенная нагрузка на управляющую компанию по сведению бюджетов, большое количество ручных операций;

— подход к выполнению проекта: определение оптимальной последовательности работ, «распараллеливание» задач, распределение ответственности;

— критерии успеха проекта: единый центр управления требованиями, компетентность проектной команды как в общих вопросах методологии, так и в отраслевой специфике, компетентность в вопросах автоматизации;

— основные проблемы и способы их решения: внутреннее сопротивление со стороны предприятий, сжатые сроки, связанные с бизнес-датами;

— преимущества, полученные в результате автоматизации на базе Oracle Hyperion: централизация хранения данных и управления процессами бюджетирования, повышение скорости сбора и выверки данных, обеспечение возможности гибкого построения отчетности.

Всеволод Тепляков в 2006 окончил Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет по специальности «Информационные системы». Работает в сфере консалтинга с 2004 года. Проектный опыт: разработка и внедрение методик стратегического и бюджетного управления, автоматизация бюджетного управления, инвестиционного планирования, процессов розничного бизнеса. Под его руководством были реализованы проекты в таких отраслях, как промышленность, строительство, транспорт, розничный бизнес.

Конференция «Корпоративный бюджет-2012» пройдет 25 ноября 2011 г. в Москве.
Роль бюджетного процесса в компаниях серьезно изменилась. Из простого регулярного плана доходов и расходов бюджет превратился в мощный инструмент управления. Бюджетное планирование стало частью стратегического планирования, без которого невозможно серьезно развивать бизнес. Новые задачи требуют от бюджета совершенно нового функционала, важные характеристики которого — максимальная гибкость планирования и внесения изменений, постоянная доступность бюджетных показателей для оперативного руководства компанией, вовлечение всех бизнес-функций компании в бюджетный процесс. Какие модели и методы бюджетного планирования отвечают этим требованиям? Каковы проблемы, связанные с их внедрением, и как их преодолеть на практике? Как выбрать новую технологию планирования и успешно внедрить ее? Обо всем этом пойдет речь на конференции.

Ключевые темы для обсуждения:

— Как связать бюджетирование со стратегией развития предприятия?
— Как преодолеть проблемы консолидации бюджета в компаниях с холдинговой структурой?
— Как вовлечь все подразделения в бюджетный процесс?
— Как контролировать в реальном времени исполнение бюджета и оперативно вносить в него изменения?
— Как оптимизировать внутрикорпоративное планирование и расчеты между подразделениями?
— Какие факторы следует учитывать при выборе системы автоматизации бюджетирования?

Мероприятие будет полезно посетить:
— Вице-президенту по экономике и финансам,
— Финансовому директору,
— Директору по экономике,
— Руководителю управления планирования, бюджетирования, контроллинга.

Подробнее о программе и условиях участия — на сайте конференции http://www.globalforumfactory.ru/CB122.

Дмитрий Егоров,
ведущий консультант «ИНТАЛЕВ-Поволжье»

Комментарий эксперта ITeam:При оценке эффективности системы бюджетирования необходимо проанализировать уровень зрелости смежных процессов. Наиболее тесно с бюджетированием связаны процессы оперативного управления денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью, управления проектами, оперативного производственного планирования и стратегического управления. Бюджетное управление нужно рассматривать как одну из составных частей корпоративной системы управления и оценивать ее с учетом взаимосвязанных процессов.

Выпускник консалтинговой компании ITeam
ведущий специалист отдела бюджетирования ОАО «ГЛАВСТРОЙ»
Сергей Бежин

Сегодня бюджетирование — это инструмент современного руководителя, позволяющий повысить эффективность работы предприятия. Не стоит ожидать ощутимого эффекта от внедрения бюджетного управления, если ответственность за планирование и отслеживание отклонений план-факта возлагается на одного человека, который не связан с выполнением этого плана.

Главный смысл внедрения бюджетной системы сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

Типичная ситуация: компания обращается в IT или консалтинговую компанию с просьбой помочь в автоматизации бюджетирования. Первый вопрос: «Система бюджетного управления на предприятии есть?» Обычный ответ: «Есть, но работает плохо. Вот если бы ее автоматизировать?». В этом случае правильное действие для обеих сторон: разобраться, что из того, что есть нужно для системы бюджетного управления настроено правильно, а что не правильно и даже лишнее. Выход один — необходима диагностика.

Система бюджетного управления строится на жесткой логике. Связи между элементами однозначны и целесообразны. Бюджетное управление предназначено для «оцифровывания» деятельности компании в стоимостном выражении. Приведению показателей «физической», реальной деятельности, показателей экономической эффективности и показателей стоимости к одним единицам измерения. Поскольку большинство коммерческих компаний создаются для обеспечения надлежащего благосостояния собственника, такой единицей измерения становятся деньги, а средством управления денежной стороны деятельности — бюджеты.

При проведении диагностики консультант изучает:

  1. Финансовую структуру, обеспечивающую бюджетное управление
  2. Структуру бюджетов
  3. Организацию процесса бюджетного планирования
  4. Организацию процесса план-фактного контроля и анализа исполнения бюджетов
  5. Управленческую учетную политику

Все эти объекты нематериальны по сути своей и существуют в виде документов или мысленных моделей и норм поведения руководителей. Если существуют регламентные документы, то задача консультанта — понять их содержание и соответствие реальных действий формализованным описаниям. Если таких документов не существует, то в ходе интервью выясняется, какими бы они были, если бы представления топ-менеджеров и/или собственников были формализованы.

Дмитрий Егоров:

— Сейчас достаточно мало управленцев, незнакомых с понятием центра финансовой ответственности (ЦФО), и большинство если не первых руководителей, то финансовых директоров уверенно заявляют о наличии у них на предприятия финансовой структуры. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что «руководители» ЦФО не обладают полномочиями по принятию решений в отношении показателей, за которые «отвечают» — тиражируется ситуация наказания непричастных и награждения невиновных. Чем эта ситуация нехороша с точки зрения системы бюджетного управления? Финансовая структура в такой ситуации безусловно обеспечивает учет, но поскольку менеджеры не имеют рычагов влияния на экономические и финансовые результаты деятельности своей и своих подразделений, то отсутствует и их мотивация к повышению эффективности.

Понятие структуры бюджетов известно еще лучше. Практический каждый выпускник вуза по экономическим специальностям знает, что существуют три итоговых бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и баланс, которые формируются на основе натурально-стоимостных бюджетов. Бюджеты, называемые натурально-стоимостными служат мостиком между «физической» деятельностью и стоимостными итоговыми бюджетами. Однако, все ли бюджеты обязательны для компании?

Рассмотрим в качестве примера небольшую компанию, которая принадлежит одному или нескольким владельцам, занимающуюся одним или несколькими видами бизнеса, и не имеющую намерения становится акционерной или, тем более, публичной. Главным интересом ее владельцев, скорее всего, будет получение свободного денежного потока — средств, которые остаются в их распоряжении после всех обязательных, необязательных и вынужденных выплат. Очевидно, что главным бюджетом компании становится БДДС, которого на данном этапе может быть и достаточно для управления. Если в ходе роста наша «подопытная» компания решит акционироваться, то одного БДДС для нее окажется недостаточно, поскольку акционеров интересует в большей степени экономическая нежели финансовая эффективность. Возникает необходимость в обязательном формировании БДР.

В таком состоянии компания может пребывать достаточно долго, используя баланс лишь для расчета и анализа финансовых коэффициентов. Но для компании, которая стремится стать публичной, получить доступ к финансовым ресурсам IPO, управленческий баланс становится важной частью системы управления. Следовательно, при разработке системы бюджетов важно руководствоваться принципами целесообразности и разумной достаточности. Внешняя экспертная оценка помогает определить границы «разумности и достаточности».

Следующие элементы системы бюджетного управления: процессы бюджетного управления и план-фактного контроля и анализа обеспечивают целостность контура управления, а управленческая учетная политика облегчает интерпретацию полученных результатов. Планирование только «сверху-вниз» или только «снизу-вверх» как правило не позволяет получить реальные, но амбициозные планы. Этого можно достигнуть только в комбинации этих методов. Другая часто встречающаяся ситуация — несоответствие форматов (единиц измерения, аналитических разрезов и т.п.) плановых и фактических данных, которое делает их анализ очень трудоемким и часто бесполезным.

Понимая сущность и логику взаимосвязей системы бюджетного управления, специалист, вооруженный методикой и опытом постановки бюджетного управления, способен за короткое время определить, отвечает ли система бюджетного управления условиям, в которых работает компания, и помочь принять решение о том, какие изменения необходимы (и необходимы ли вообще) в системе бюджетного управления компании. Понимание, опыт и технологии — ключ к эффективности и грамотным решениям.

Автоматизация системы бюджетирования посредствам программных продуктов фирмы 1С

В настоящее время концепция бюджетирования не теряет своей актуальности. Условия финансового и экономического кризиса заставляют управленческий персонал искать новые пути управления финансами.

Нередко в практике хозяйствования наличие зачатков планирования (производственных планов, сметного планирования) преподносится как система бюджетирования, что, конечно, не верно. Финансовое планирование в небольших компаниях обычно сводится к составлению сметы доходов и расходов.

Бюджетирование это, прежде всего, способ внутрифирменного управления, который имеет свои функции: постановка целей, планирование, контроль выполнения утвержденных планов, анализ результатов, и как следствие, принятие управленческих решений.

Всем ли компаниям необходимо бюджетирование? Существует, по крайней мере, два момента, когда внедрение этой системы не принесет положительного результата. Во-первых, когда фирма имеет очень узкий перечень номенклатурных позиций производства и (или) продажи, при этом коллектив сотрудников и обороты невелики. Во-вторых, когда в компании действует жесткая централизация управления, то есть управленческие решения принимаются единолично руководителем, собственником, что может быть обусловлено стилем управления или условиями функционирования бизнеса.

Когда приходит время заняться бюджетированием?

  1. В условиях меняющейся внешней среды, проявляющейся в снижении доходности потребителей, изменении их предпочтений.
  2. В условиях конкурентной среды.
  3. При развитии бизнеса, когда денежные потоки становятся не управляемыми, а финансовый результат – непредсказуемым.
  4. При наличии территориально разрозненных структурных подразделений (филиалы, торговая сеть)

Грамотно налаженная система бюджетирования дает руководителю возможность оценить и то, как идут дела в различных подразделениях компании, и то, как складывается ситуация в целом. Она позволяет эффективно управлять не просто отдельными бизнесами, а сочетанием различных видов деятельности.

Бюджетирование необходимо и тогда, когда компания привлекает внешние инвестиции. Ведь инвесторам важно иметь достоверную информацию о развитии бизнеса. А ее можно почерпнуть только из детально прописанных бюджетов.

Принятие решения о внедрении бюджетирования зависит и от долгосрочных планов компании. Если она намерена последовательно расти, то реализация этой программы предполагает прохождение ряда этапов. Бюджеты позволяют спрогнозировать, как будет складываться ситуация на том или ином этапе. В отличие от бизнес-планирования, которое дает принципиальный ответ на вопрос о перспективности нового проекта, бюджетирование помогает оценить, как, где и когда следует использовать имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить повышение общей эффективности компании.

Бюджетирование — это не только инструмент планирования. Это еще и инструмент, позволяющий оценить, насколько успешно реализуются отдельные проекты и развиваются дела всей компании. Достаточно сопоставить плановые и фактические показатели бизнеса — и картина как на ладони.

Очень важно наладить систему оперативного получения всей необходимой информации. Иначе принимать меры для исправления ситуации будет поздно. Поэтому предприятию, всерьез взявшемуся за внедрение бюджетирования, придется поработать и над совершенствованием учета всех хозяйственных операций, которые оно совершает.

Фирмой 1С разработано несколько программных продуктов, в которых реализована система бюджетирования. Остановимся на двух из них: «1С:Предприятие 8 Управление производственным предприятием» (1С:УПП 8) и «1С:Консолидация 8».

Программный продукт 1С:УПП 8 является комплексным продуктом, сочетающим в себе несколько подсистем: бухгалтерский и налоговый учет, управление производством, затратами, персоналом, запасами и бюджетирование.

Подсистема «Бюджетирование», входящая в состав программного решения 1С:УПП 8, является достаточно мощным инструментом для финансового планирования, анализа и бюджетного управления на предприятии. В частности, эта подсистема позволяет:

  1. Составлять бюджеты различных типов на основе универсальной или индивидуальной бюджетной модели.
  2. Формировать бюджеты с учетом различных вариантов будущего финансового состояния предприятия, например, одновременно использовать оптимистический, пессимистический и реалистичный планы.
  3. Применять общепринятые методики формирования бюджетных данных.
  4. Контролировать соответствие плановых и фактических показателей установленным целевым значениям.
  5. Проводить многомерный анализ исполнения бюджетов по статьям, центрам финансовой ответственности и другим аналитическим изменениям.
  6. Сравнивать между собой фактические данные нескольких периодов, анализируя тем самым динамику изменения финансового состояния предприятия.
  7. Формировать управленческий баланс предприятия.
  8. Анализировать плановые или фактические данные за любой период на основе групп финансовых показателей по следующим направлениям: ликвидность и платежеспособность, оборачиваемость активов и пассивов, доходность и рентабельность финансово-хозяйственной деятельности, эффективность использования капитала.
  9. Выполнять расчеты показателей произвольного вида на основе плановых или фактических данных.

В подсистеме «Бюджетирование» есть средства и для планирования, и для отражения фактических данных по бюджетам, и для проведения план-фактного анализа и получения необходимой отчетности о финансовом состоянии предприятия. Таким образом, можно говорить о том, что данная подсистема является программным инструментом, который удовлетворяет всем требованиям финансовой службы предприятия. С другой стороны возможности подсистемы позволяют установить тесные связи подсистемы «Бюджетирование» с другими подсистемами 1С:УПП 8 для получения комплексного решения, с которым могут работать все подразделения предприятия. Данные связи заключаются, в первую очередь, в том, что другие подсистемы могут поставлять в подсистему «Бюджетирование» значения фактических данных для проведения анализа исполнения бюджетов. Кроме того, возможна и обратная ситуация: данные других подсистем могут использоваться при составлении планов в подсистеме «Бюджетирование». В частности достаточно распространенный метод «от достигнутого» заключается в том, что бюджеты на текущий период составляются на основе данных об исполнении бюджетов прошлых периодов. В этом случае фактические данные за прошлые периоды можно получить из тех подсистем программного решения 1С:УПП 8, где эти данные непосредственно находятся.

Использование 1С:УПП 8 предполагает ведение всех видов учета в одной программе (управленческого, финансового, бухгалтерского и налогового), т.е. переход со старых программных продуктов автоматизации учета на 1С:УПП 8.

Другим программным продуктом, реализующим в себе возможность бюджетирования, является 1С:Консолидация 8. Этот продукт является обособленным от программ по ведению бухгалтерского учета и предназначен лишь для отражения данных отчетности и бюджетирования собранных из других программ.

Бюджетное управление компанией позволяет формулировать в измеримых ключевых показателях бизнес-цели, в соответствии с ними планировать деятельность, в ходе выполнения планов контролировать ресурсы и анализировать достигнутые результаты. В целом бюджетное управление позволяет снизить системные риски при развитии компании и ухудшении конъюнктуры за счет нормирования ресурсов и повышения уровня финансового контроля в компании.

  1. Прикладное решение обладает эффективными средствами импорта информации из различных систем учета и управления (в т.ч. в формате MS Excel), что позволяет снизить трудоемкость ввода и повысить доверие фактическим данным.
  2. Реализованные способы удаленного доступа, такие как веб-интерфейс, распределенные информационные базы, позволяют организовать территориально распределенную обработку данных. Это существенно снижает трудоемкость ввода исходных данных и способствует повышению качества отчетности.
  3. Бесшовная интеграция с прикладными решениями на платформе 1С (включая расшифровку до документов систем управления и учета на платформах 1С Предприятие 7.7 и 8) позволяет объединить различные информационные системы в единое информационное пространство и снизить нагрузку на службу IT.
  4. Конечный бизнес-пользователь имеет возможность самостоятельно определять перечень необходимых классификаторов, аналитик, показателей, разрабатывать бюджетные модели и комплекты отчетности различного назначения.
  5. Поддерживаются обе парадигмы планирования — «многомерные таблицы» и «планирование от хозяйственной операции».
  6. В ходе планирования пользователь имеет возможность прогнозировать динамику показателей, используя различные варианты расчета, консолидации и распределения показателей, а также функции «скользящего планирования» и «планирования от достигнутого», быстро формировать необходимые бюджеты. При этом можно комбинировать методологии планирования «снизу-вверх» и «сверху-вниз» и использовать механизм автоматического исключения внутригрупповых оборотов.
  7. Поддержка мультивалютности и мультиязычности обеспечивает необходимую форму представление бюджетов и корпоративной отчетности.
  8. Развитые функции по управлению организационно-финансовой структурой группы обеспечивают удобное формирование иерархии различных (в том числе и пересекающихся) периметров консолидации, что позволяет обслуживать произвольные принципы группировки бизнес-единиц (включая отраслевые и географические варианты сегментации, а также произвольные принципы выделения центров финансовой ответственности).
  9. Инструменты управления процессами позволяют регламентировать бюджетный процесс, распределять ответственность и организовать эффективное взаимодействие между его участниками.
  10. Имеется возможность из «1С: Консолидация 8» автоматически установить лимиты по статьям движения денежных средств в «1С:Управление производственным предприятием 8». Это позволяет обеспечить контроль операций по расходным статьям бюджетов, созданным в решении «1С Консолидация 8», при согласовании заявок подсистемы управления денежными средствами в «1С:Управление производственным предприятием 8».
  11. Подсистема бизнес-анализа позволяет получать нужную информацию в нужное время (в т.ч. и автоматически по электронной почте практически онлайн ) в удобной для анализа форме независимо от источников исходных данных и используемых в компании систем управления и учета.
  12. Функции анализа включают возможность проведения «Что если?», план-фактного, АВС, факторного анализов, а также интеллектуального анализа данных, позволяющего выявить неочевидные закономерности в массивах информации.

Комплекс рассмотренных инструментов позволяет в единой среде анализировать, моделировать, осуществлять мониторинг ключевых показателей и планировать развитие территориально-распределенного бизнеса.

Рассмотренная выше функциональность позволяет использовать «1С:Консолидацию 8» для автоматизации бюджетного управления, а также полного цикла подготовки управленческой, бухгалтерской, международной отчетности, используя данные существующих на предприятии программ автоматизации учета без перехода на новые программные продукты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *