Застройщик заказчик

Застройщик заказчик

Содержание

В соответствии со ст. 1 Закона РБ от 05.07.2004 №300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» определена терминология о заказчике и застройщике в строительной деятельности.
Функции заказчика, застройщика, в соответствии с постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 04.02.2014 N 4 :
1. на предпроектной (предынвестиционной) стадии:
1.1. принятие решения о реализации инвестиционного проекта;
1.2. разработка и утверждение задания на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации;
1.3. назначение руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции и реставрации объекта строительства и определение его функций либо привлечение инженерной организации (инженера) (исходя из планируемых источников и объемов финансирования, предусмотренных в предпроектной (предынвестиционной) документации) и определение его функций по реализации проекта;
2. в области освоения строительной площадки:
2.1. подготовка документов, необходимых для предоставления земельного участка для строительства, получения разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объектов строительства (далее — разрешительная документация на строительство), подача в местный исполнительный и распорядительный орган соответствующих заявлений;
2.2. заключение договора подряда на подготовку разрешительной документации на строительство с организацией по землеустройству, структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, или специально созданным коммунальным унитарным предприятием;
2.3. получение разрешительной документации на строительство;
2.4. обращение за государственной регистрацией земельного участка (прав на него);
2.5. обеспечение создания геодезической разбивочной основы для строительства объекта (выполнения строительных работ);
2.6. организация сноса зданий, сооружений, удаления и (или) пересадки объектов растительного мира, находящихся на строительной площадке, обеспечение выполнения работ по демонтажу оборудования, аппаратуры, механизмов и устройств, отключению действующих инженерных коммуникаций на объектах, подлежащих сносу, переносу или реконструкции, временной подводки сетей энергоснабжения, водо- и газопровода, обеспечение переселения в установленном порядке лиц, проживающих в зданиях, подлежащих сносу, переносу или реконструкции, оказание других услуг в случаях и порядке, предусмотренных договором строительного подряда;
2.7. возмещение гражданам в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, стоимости подлежащих сносу объектов недвижимости, принадлежащих им на праве частной собственности, и насаждений при них;
2.8. обеспечение учета и реализации строительных материалов, полученных в результате разборки зданий (в том числе временных титульных), сооружений, конструкций;
3. в области обеспечения проектной документацией:
3.1. организация подрядных торгов на выполнение проектных, изыскательских работ, иных процедур закупок в случаях и порядке, установленных законодательством, либо переговоров;
3.2. подготовка (обеспечение подготовки) и утверждение задания на проектирование;
3.3. заключение договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, а при необходимости — на выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;
3.4. участие вместе с разработчиками проектной документации в согласовании готовой проектной документации с соответствующими государственными органами и органами местного управления и самоуправления;
3.5. участие в проведении общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
3.6. принятие от разработчика и утверждение в установленном порядке проектной документации;
3.7. внесение при необходимости изменений и (или) дополнений в утвержденную проектную документацию, повторное ее согласование и утверждение в установленном порядке;
3.8. обеспечение осуществления авторского надзора;
4. в области организации строительства:
4.1. организация подрядных торгов на выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, иных процедур закупок в случаях и порядке, установленных законодательством, либо переговоров;
4.2. заключение договора строительного подряда;
4.3. получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ в установленном порядке;
4.4. передача подрядчику утвержденной проектной документации, если договором строительного подряда не предусмотрена обязанность подрядчика ее разработать, разрешительной документации, технической документации на геодезическую разбивочную основу и закрепленные на территории строительства объекта пункты и знаки этой основы с освидетельствованием их в натуре, а также иной документации, необходимой для исполнения договора строительного подряда, в сроки и количестве, предусмотренные договором;
4.5. передача подрядчику строительной площадки в срок, установленный договором строительного подряда;
4.6. обеспечение координации деятельности участников строительной деятельности, урегулирование разногласий, организация производственных совещаний на объекте строительства, предъявление при необходимости претензий и исков к подрядчикам, поставщикам, разработчикам проектной документации при невыполнении или ненадлежащем выполнении договорных обязательств;
4.7. размещение в доступном для обозрения месте информации об объекте строительства с указанием его заказчика, застройщика, подрядчика, сроков начала и окончания проведения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ и иной информации;
4.8. осуществление контроля и технического надзора за выполнением работ по договору строительного подряда самостоятельно или путем заключения договора с инженером (инженерной организацией);
4.9. уведомление подрядчика о работах ненадлежащего качества и об отступлениях от условий договора строительного подряда;
4.10. принятие при необходимости решения о приостановлении строительства, консервации объекта строительства, о продлении срока строительства;
4.11. участие в разработке графика производства работ и осуществление контроля за его выполнением;
4.12. предоставление материальных ресурсов и услуг в соответствии с условиями договора строительного подряда и графиком производства работ;
4.13. обеспечение совместно с подрядчиком, разработчиком проектной документации проведения комплексного опробования оборудования;
4.14. обеспечение проведения пусконаладочных работ;
4.15. обеспечение подключения новых инженерных коммуникаций к действующим;
4.16. освидетельствование скрытых работ, приемка выполненных строительных работ и промежуточная приемка ответственных конструкций с оформлением актов установленной формы;
4.17. принятие в установленном законодательством порядке необходимых мер при строительной аварии, создание комиссии по расследованию обстоятельств аварии, соблюдение установленного порядка расследования обстоятельств строительной аварии;
4.18. страхование рисков, вытекающих из договора строительного подряда, в случаях, предусмотренных договором строительного подряда;
4.19. заключение и исполнение договора создания объекта долевого строительства в порядке, установленном законодательством;
4.20. взаимодействие с органами государственного строительного надзора, другими государственными органами, организациями;
5. в области финансирования, учета и отчетности:
5.1. своевременное составление, согласование с подрядчиком и подписание графика платежей с разбивкой по источникам финансирования;
5.2. рассмотрение представляемых подрядчиком справок, актов выполненных работ, подписание их и своевременное производство расчетов за выполненные работы, законченный строительством объект;
5.3. надзор за целевым и рациональным использованием средств, выделенных на строительство объекта;
5.4. принятие и оплата в установленном порядке выполненных работ, оплата подрядчику выполненных до консервации объекта строительства работ и возмещение ему понесенных в связи с консервацией затрат и убытков;
5.5. выплата неустойки и возмещение убытков подрядчику в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств по договору строительного подряда, если он не докажет, что нарушение условий договора произошло не по его вине;
5.6. предъявление при необходимости претензий и исков к подрядчикам, поставщикам, разработчикам проектной документации при невыполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств;
5.7. организация и ведение бухгалтерского учета по объекту строительства, предоставление в установленном законодательством порядке государственной статистической отчетности, связанной со строительством объекта и выполнением заключенных договоров;
6. в области материально-технического обеспечения:
6.1. предоставление материальных ресурсов в соответствии с условиями договора строительного подряда и графиком поставки материальных ресурсов, если договором строительного подряда предусмотрено, что обеспечение строительства объекта в целом или части осуществляет заказчик;
6.2. осуществление приемки, учета и надлежащего хранения материальных ресурсов;
6.3. проведение в установленных законодательством случаях предмонтажной ревизии и устранение недостатков (дефектов) оборудования, находящегося у заказчика;
6.4. организация при необходимости презентации квартир-эталонов, строительных материалов, изделий, конструкций, сантехнического и электротехнического оборудования;
7. в области приемки законченных строительством объектов:
7.1. осуществление мероприятий, обеспечивающих своевременную приемку объекта в эксплуатацию в соответствии с проектной документацией;
7.2. формирование рабочей комиссии по приемке установленного оборудования после индивидуальных испытаний и комплексного опробования на объектах производственной инфраструктуры;
7.3. формирование и руководство работой приемочной комиссии по законченным строительством объектам или выполненным строительным работам, уведомление членов приемочной комиссии об участии их в работе приемочной комиссии;
7.4. предоставление приемочной комиссии необходимых документов, предусмотренных законодательством, в том числе техническими нормативными правовыми актами;
7.5. утверждение акта приемки объекта в эксплуатацию;
7.6. организация и обеспечение передачи законченного строительством объекта эксплуатационной организации, собственнику (владельцу);
7.7. обращение за государственной регистрацией в отношении принятого в эксплуатацию объекта в случаях, когда заказчик, застройщик приобретают право собственности или иное право на возведенный объект строительства;
8. в период гарантийного срока эксплуатации законченных строительством объектов:
8.1. предоставление собственнику либо владельцу всей необходимой информации об объекте, в том числе о правилах эксплуатации объекта, гарантийных обязательствах подрядчика, сроках эксплуатации объекта, разработчиках проектной документации, субподрядчиках, принимавших участие в разработке проектной документации и строительстве объекта;
8.2. передача документации по приемке объекта в эксплуатацию на хранение эксплуатирующей организации в случае передачи объекта на баланс эксплуатирующей организации, собственнику (владельцу);
8.3. осуществление контроля за соблюдением подрядчиком своих обязательств в период действия гарантийного срока;
8.4. обеспечение устранения выявленных в период гарантийного срока дефектов;
9. иные функции, предусмотренные законодательством.

Строительные проекты реализуются подрядчиками — «обычными» и генеральными. Что представляют собой те и другие?

Кто такой генподрядчик?

Генеральный подрядчик — это организация, которая в целях исполнения контракта на строительство объекта передает часть своих функций другой фирме-подрядчику (или нескольким). Данное определение истекает из положений Статьи 706 Гражданского кодекса. При этом те строительные компании, которые привлечены генподрядчиком, именуются субподрядчиками.

Генеральный подрядчик несет ответственность:

  • перед своим заказчиком за действия субподрядчиков;
  • перед привлеченным субподрядчиком за действия заказчика (например, связанные с оплатой работ и услуг).

В свою очередь, заказчик и субподрядчики, нанятые генеральным подрядчиком, не несут никакой взаимной ответственности, если иное не предусмотрено контрактом.

Кто такой подрядчик?

Если же фирма, исполняющая контракт на возведение объекта, не привлекает к своей работе сторонние организации, то она будет именоваться «обычным» подрядчиком. При этом самостоятельное выполнение им своей работы может быть прописано в договоре с заказчиком. И если соответствующая строительная фирма привлечет другие компании и станет генподрядчиком, то заказчик по договору имеет право истребовать с него компенсацию возможных убытков.

Реклама

Сравнение

Главное отличие генподрядчика от подрядчика в том, что первый субъект исполняет обязательства по строительному контракту не один, а с привлечением других фирм — субподрядчиков. В свою очередь, «обычный» подрядчик выполняет свои функции по проекту самостоятельно — и это может быть зафиксировано в договоре с заказчиком как обязательное условие.

Определив то, в чем разница между генподрядчиком и подрядчиком, зафиксируем наши выводы в таблице.

Таблица

Генподрядчик Подрядчик
Что общего между ними?
Генподрядчик — это «обычный» подрядчик, который привлек к реализации строительного проекта фирму-субподрядчика (одну или несколько)
В чем разница между ними?
Отдает часть своих функций, выполняемых в рамках контракта, сторонней организации (одной или нескольким) Полностью выполняет обязательства по контракту сам
Отвечает по обязательствам перед заказчиком и перед субподрядчиком Отвечает по обязательствам перед заказчиком
Пользуется возможностью привлечь субподрядчиков, если это не запрещено контрактом Может не иметь возможности привлекать субподрядчика (и становиться, таким образом, генподрядчиком) вследствие ограничений в контракте

Так «Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд», действующее в России с 2001 года, отменяет прежде действующее «Положение о заказчике-застройщике» от 1988 года и регламентирует функции, права и обязанности отдельно фигуры заказчика, хотя определение застройщика в данном нормативном документе тоже присутствует. Поэтому при строительстве объектов не для государственных нужд и в случаях, когда заказчик и застройщик как два разных хозяйствующих субъекта вступают между собой в деловые отношения, требуется определить чёткую разницу между ними.

Распределение ролей, согласно нормативным документам

Вопрос определения разницы между функциями различных субъектов в строительстве сводится не только к созданию наиболее эффективной модели работы на проекте. (Хотя типизированный опыт и наработанные схемы взаимодействия упрощают деятельность участников и помогают избежать множества ошибок). Решение вопроса с определением границы прав и ответственности важно при ведении хозяйственных споров. И поскольку судебные органы, выносящие решения, будут в своём выборе ориентироваться на положения нормативных документов, следует обратиться к первоисточникам.

Федеральные законы

Различные Федеральные законы касаются разных аспектов деятельности застройщика.

  • ФЗ 214 «Об участии в долевом строительстве…» определяет обязательства застройщика в части предоставления необходимой информации и содержание этой информации, срок передачи объекта, использование застройщиком денежных средств и другие параметры. Последняя редакция связана с введением для застройщика уголовной ответственности.
  • ФЗ 418 «О внесении изменения в бюджетный кодекс…» обуславливает изменения в определения застройщика ещё и в Градостроительном кодексе. Так, застройщиком может быть организация правообладатель земельного участка, и органы государственного и местного самоуправления, передавшие свои полномочия правообладателю. При этом независимо от выбора застройщика, государственным заказчиком по госконтракту (и муниципальным заказчиком по муниципальному контракту) становится орган власти, который передал организации свои полномочия заказчика.

Требования законов нашли отражения в различных кодексах и положения, действующих на территории России. ФЗ 372 «О внесении изменения в Градостроительный кодекс РФ…» также уточняет понятие застройщика и связанного с ним технического заказчика.

Градостроительный кодекс

Застройщик, согласно Градостроительному кодексу РФ в редакции 2016 года, – это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, инженерные изыскания и подготовку для этого проектной документации на принадлежащем ему (застройщику) земельном участке или на участке иного правообладателя. К последним относятся правообладатели, которым были переданы полномочия государственного или муниципального заказчика на строительство.

В случае подобной передачи полномочий объём функций застройщика и государственного заказчика пересекаются. При этом Кодекс в определении устанавливает ряд формальных ограничений к строительству на участке иного правообладателя, то есть, в определении говорится:

  • об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной и госсобственности,
  • о правообладателе, которому органы управления внебюджетными госфондами либо органы местного самоуправления передают свои полномочия,
  • о том, что передача может происходить на основе соглашений и согласно бюджетному законодательству РФ.

С июля 2017 года в пункт п. 16, ст. 1 Кодекса на основании ФЗ 372 вносятся изменения. В частности указывается, что застройщик имеет право передать свои функции техническому заказчику (если эти функции предусмотрены законодательством о градостроительной деятельности).

В Кодексе ни понятийно, ни функционально не разводятся термины «застройщик» и «заказчик». При этом отделяется понятие «технический заказчик». В редакции до июля 2017 года техническим заказчиком могло быть как юридическое лицо, так и физическое лицо, которое действовало бы на профессиональной основе. Начиная со второй половины 2017 года, техническим заказчиком может быть только юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком. От имени застройщика технический заказчик может заключать договоры:

  • о проведении инженерных изысканий,
  • о создании проектной документации,
  • о капремонте, реконструкции и строительстве объектов капстроительства,
  • о подготовке задания (ТЗ) на выполнение этих работ,
  • о предоставлении материалов и документов лицам, которые будут выполнять все эти работы.

Кроме этого, технический заказчик утверждает проектную документацию и сам подписывает документы, которые нужны для получения разрешений на ввод в эксплуатацию.

Важно, что функции технического заказчика, согласно этой редакции, могут быть только у члена саморегулируемой организации в соответствующих этому областях инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства. Однако предусмотрены некоторые исключения, когда членство в саморегулируемых организациях не требуется (ст. 47, п. 2.1, ст. 48, п. 4.1 ст. 52, п. 2.2).

Гражданский кодекс

В Гражданском кодексе при описании отношений с участниками строительного процесса используется понятие «заказчик». Здесь заказчик представляет собой одну из сторон договора подряда, которая даёт задание другой стороне договора подряда – подрядчику – и обязуется принять результат труда и оплатить работу (ст. 702).

Этот же Кодекс в части исполнения договора строительного подряда дополнительно обязует заказчика своевременно предоставить земельный участок для строительства (ст. 747, п.1). Кроме того, заказчик должен (согласно договору подряда) передавать подрядчику в пользование здания, необходимые для проведения работ, обеспечивать грузоперевозку в его адрес, подвести паро- и водопровод, электроснабжение (ст. 747. п. 2).

В данной статье описывается обязанность, которая основана на том, что:

  • у заказчика к моменту окончания работ, должны быть основания для регистрации права собственности на возведённую недвижимость,
  • именно обладатель прав на земельный участок может получать разрешение на строительство и вводить объект в эксплуатацию (что предусмотрено условиями регистрации прав собственности).

Исходя из этого, здесь фигуру заказчика следует отождествлять с фигурой застройщика, как субъекта градостроительной деятельности. В практике строительной деятельности к такому лицу применимо наименование заказчика-застройщика.

Положение о заказчике

«Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд» утверждено постановлением Госстроя РФ в 2001 году. Помимо регламентирования функций, прав и ответственности заказчика, Постановление фигурам заказчика и застройщика даёт два отдельных определения:

  • Заказчик – лицо (юридическое или физическое), являющееся инвестором или уполномоченное инвестором реализовать проект по строительству.
  • Застройщик – юридическое лицо, которое на правах собственности или аренды владеет участком земли. Застройщик принимает решение о факте реализации программы строительства, устанавливает методы финансирования, координирует работы реализации программы.

Принципиальными отличиями здесь становятся три параметра:

  1. Владение участком земли на правах собственности или аренды для застройщика. (Заказчик как непременный владетель земельного участка не назван).
  2. Статус юридического лица для застройщика и вариабельность в этом вопросе для заказчика.
  3. Право принятия решения по реализации программы у застройщика. (Заказчик лишь уполномочен другим лицом, инвестирующим в проект, заниматься его реализацией: находить подрядчиков и проектировщиков, рассчитываться с ними, принимать итоговые результаты строительства и т. д.).

Из этого следует, что, если юридическое лицо, владеющее участком земли (собственность или аренда), примет решение о реализации программы строительства и одновременно с этим самостоятельно займётся реализацией проекта, то роли застройщика и заказчика соединяться в одном и том же субъекте, что даст формальное право называть такое лицо заказчиком-застройщиком. Если же какое-либо из условий не соблюдается (например, субъект является физическим лицом), то в правовой обоснованности такого совмещённого наименования возникают сомнения.

С учётом того, что в Градостроительном кодексе (ред. 2016 г) застройщик определяется и как физическое, и как юридическое лицо, вопрос в этой части характеристики субъекта следует передавать на рассмотрение судебных органов в случае возникновения по этому поводу хозяйственного спора.

Аналогичные Положения и их роль в установлении терминологии

Частично путаницу в вопрос о границах полномочий и функций заказчика-застройщика вносит существование в русскоязычном пространстве интернета действующего и сейчас положения о заказчике-застройщике, которое сохранило сходное наименование документа, утратившего силу в России с 2001 года. Такое Положение, например, действует в Казахстане. В этом государственном нормативе, помимо прочих, представлены определения заказчика-застройщика в одном лице, государственного заказчика – в другом:

  • Государственный заказчик здесь – это госорган или организация, которая осуществляет реализацию инвестиционного бюджетного проекта. К категории государственных заказчиков относят и администраторов бюджетных программ – органы, ответственные за планирование и реализацию бюджетных программ (согласно п. п. 3.3 и 3.4 документа).
  • Заказчик-застройщик в данном документе – лицо (юридическое или физическое), которое уполномочено инвестором на реализацию строительного проекта самостоятельно либо с помощью подрядчиков на основании договора подряда. Согласно казахскому законодательству, такое лицо должно получить решение акимата, по которому заказчику-застройщику будет предоставлен земельный участок для строительства, либо решение, разрешающее использование земельного участка. При этом предполагается, что сам участок принадлежит заказчику-застройщику на правах собственности (землепользования). На этом же субъекте лежит обязанность обеспечить разработку проектной документации и инженерные изыскания. Далее по документу такое лицо именуется заказчиком. Допускается в документе и совпадение ролей заказчика и инвестора.

Часто на российских форумах именно это определение заказчика-застройщика (в сокращённом виде) приводится в качестве доказательства в спорах о единстве ролей субъекта. Однако, с правовой точки зрения, некорректно использовать законодательство Республики Казахстан в рассмотрении вопросов, связанных с российскими правовыми нормами.

Кроме того, с той же правовой точки зрения, некорректно приводить в качестве доказательств нормы устаревших документов (например, Положение 1988 года о заказчике-застройщике) или определения, данные в различных словарях и справочниках. Такие источники приемлемы для личного ознакомления с вопросом, но при вынесении хозяйственных споров в правовую область они носят рекомендательный, а иногда и спорный характер (если автор справочной статьи выражает в ней своё частное мнение). Обязательный же характер приобретают только те понятия, которые утверждены законом и расшифрованы в текстах с помощью предписаний.

Особняком в решении вопроса о терминологии стоит не правовое, а обывательское использование терминологии в строительной деятельности (которое нередко оказывается очень близким к законодательно установленным понятийным нормам). Так, в обыденной практике строительства негосударственных объектов для определения субъекта термином «заказчик-застройщик» обычно достаточно, чтобы организация имела участок земли и, решив построить на нём объект, сама занялась реализацией строительства. Нередко в подобных случаях, такая компания берёт на себя ещё и функции генерального подрядчика, осуществляя полный контроль всех строительных процессов, самостоятельно проводя работы и/или привлекая субподрядные организации. Если при этом компания инвестируют в строительство собственные средства, то к перечисленным ролям добавляется ещё и роль инвестора.

Совмещение функций на строительстве даёт сложные конструкты, при которых заказчик может быть одновременно инвестором и застройщиком, а подрядчик – и застройщиком, и генеральным подрядчиком и субподрядчиком и т.д. В целом, в обыденном восприятии имеет место приоритет функции над правовыми тонкостями. Однако, поскольку законодательство регламентирует фактические реалии живых процессов, происходит частичное или полное совпадение обыденной и правовой точек зрения на данный вопрос.

Функции застройщика строительного процесса

С учётом изменений, вносимых в Градостроительный кодекс, лицом, которое осуществляет строительство, может быть застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое заключило договор строительного подряда. Застройщик по договору подряда может осуществлять строительство, если он состоит в саморегулируемой организации в советующей области строительства, реконструкции, капремонта, как и привлекаемые на отдельные этапы строительных работ юридические лица или индивидуальные предприниматели. Такие лица могут привлекаться как застройщиком, так и техническим заказчиком.

Поскольку функционально заказчики и застройщики и на практике и нормативных документах часто отождествляются, можно рассмотреть объём задач данной фигуры в строительстве в целом.

К основным функциям застройщика-заказчика относятся:

  • В части документации – выдача необходимых исходных данных для разработки проектной и сметной документаций, осуществление заказа на разработку полного пакета строительной документации, заключение договоров подряда с найденными исполнителями.
  • В части материального обеспечения – поставка материалов и оборудования, приёмка, содержание их на складах, учёт и своевременная передача для осуществления строительного процесса.
  • В части подготовки стройплощадки – надзор за правилами проведения СМР, приёмка работ, подготовка к передаче объекта в эксплуатацию.
  • В части финансирования – обеспечение экономного и рационального расходования средств, своевременное осуществление платежей, принятие мер к оптимизации строительства и сокращения его сроков.

Сложный сценарий современного строительного процесса с размыванием границ классических структур и сценариев приводит к частичному совмещению некоторых функций инвесторов, заказчиков, застройщиков, генподрядчиков и субподрядчиков.

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЗАКАЗЧИКА
Практическое пособие
(2-е издание)

Настоящее Пособие входит в систему организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при разработке и реализации инвестиционных проектов.
Во 2-м издании учтены изменения законодательных и нормативных правовых актов, произошедшие в период с 2006 по июнь 2008 года.
В Пособии приведены основные функции застройщиков, заказчиков, (заказчиков-застройщиков), государственных заказчиков при разработке и реализации инвестиционных проектов, установленные законодательными и нормативными правовыми актами, иными нормативно-техническими и организационно-методическими документами в области обеспечения правовых основ строительной деятельности, освоения строительной площадки и материально-технического снабжения, а также осуществляемые ими в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Практическое пособие разработано ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»
Пособие предназначено для специалистов, принимающих участие в инвестиционно-строительной деятельности.

Введение

Введение

Положением пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определено, что субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. При этом пунктом 6 статьи установлено: «Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними».
Указанные законодательные положения послужили основой для подготовки настоящего Пособия, содержащего, как правило, законодательно обоснованные основные функции заказчика.
Материалы Пособия носят справочный характер и ставят своей целью сократить трудоемкость изучения законодательных и нормативных правовых актов лицами, которые осуществляют функции заказчика при разработке и реализации инвестиционных проектов, на основе целевых (адресных) ссылок на положения этих актов, определяющих основные функциональные обязанности специалистов служб заказчика и, тем самым, способствующих обеспечению их деятельности в правовом поле.
Состав и содержание функций, приведенных в Пособии, не носят исчерпывающий характер и могут уточняться и дополняться по мере вступления в силу законодательных и нормативных правовых актов, подготавливаемых в развитие и конкретизацию отдельных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, а также Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

1 Область применения

1.1 Настоящее Пособие содержит установленные законодательными и нормативными правовыми актами, а также иными нормативно-техническими документами основные функции заказчика при планировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, подготовке земельных участков для строительства и объектов капитального строительства при их реконструкции или капитальном ремонте, осуществлении строительного контроля (технического надзора) в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также при вводе объекта в эксплуатацию и его государственной регистрации.

1.2 Пособие предназначено для применения заказчиками, застройщиками, (заказчиками-застройщиками), государственными заказчиками при разработке и реализации инвестиционных проектов.
Материалы Пособия могут быть полезны для всех субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (физических и юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания и/или осуществляющих подготовку проектной документации, а также подрядчиков по строительству), принимающих участие в разработке и реализации инвестиционных проектов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем Пособии использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 21.101-97* Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 21.1101-2009, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
ГОСТ Р 51872-2002 Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения.
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, а также иных нормативно-технических документов приведен в Приложении к настоящему Пособию.

3 Термины и определения

В настоящем Пособии применены следующие термины с соответствующими определениями:
государственный заказчик — государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом распоряжаться такими ресурсами (статья 764 );
застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 16 статьи 1 );
заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов (статья 4 );
инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) (статья 1 );
исходно-разрешительная документация — совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами (пункт 3 );
проектная документация — документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 );
рабочая документация — совокупность комплектов рабочих чертежей, текстовых документов, сметной и другой документации, разработанных на основании технических решений, принятых в утвержденной в установленном порядке проектной документации, в объеме и составе, определенными национальными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС) и уточненными при заключении договора подряда и (или) государственного контракта и предназначенными для выполнения строительно-монтажных работ и (или) изготовления строительных изделий;
подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом (статья 4 );
разрешение на строительство — документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (части 1 и 2 статьи 51 );
строительный контроль — деятельность лиц, установленных частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подрядчика по строительству, заказчика, подрядчика по проектированию), осуществляемая в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (модифицированное положение части 1 статьи 53 ).
Примечание: Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (производственный контроль). В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком (технический надзор). Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор) (часть 2 статьи 53 );
производственный контроль — контроль, осуществляемый подрядчиком по строительству, качества строительно-монтажных работ, включающих входной контроль рабочей документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций и приемочный контроль строительно-монтажных работ (пункт 7.3 );
технический надзор — контроль, осуществляемый заказчиком, за соблюдением сроков строительства, качества выполняемых подрядчиком строительных, ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на конкретном объекте и соответствия их проектным решениям и сметам;
авторский надзор — один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте (пункт 3.1 ).

4 Основные функции застройщика или заказчика (заказчика-застройщика) при разработке и реализации инвестиционных проектов

4.1 В области планирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

4.1.1 Подготавливает предложения по включению объекта капитального строительства в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, генерального плана поселения, генерального плана городского округа (часть 5 статьи 15, часть 5 статьи 20, части 3 и 10 статьи 24 ).

4.1.2 Подготавливает предложения по учету интересов застройщика или заказчика, (заказчика-застройщика) при подготовке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 31, пункт 5 части 3 статьи 33, статья 40 ).

4.1.3 Подготавливает предложения о порядке, сроках подготовки и содержанию документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 ).

4.1.4 Подготавливает в установленном порядке предложения по включению в план проектно-изыскательских работ (ПИР) выполнение прединвестиционной, предпроектной и проектной документации, а также в план капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

а) предложения по объемам ассигнований из федерального бюджета для финансирования строек и объектов, включенных в перечень (пункт 52″а» );

б) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия (организации) заказчика-застройщика (пункт 52 «б» );

в) титульные списки вновь начинаемых строек и объектов в очередном финансовом году, титульные списки переходящих строек и объектов на очередной финансовый год (пункт 52 «д» ).

4.1.6 При реконструкции зданий и сооружений, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к опасным производственным объектам (приложение 1 ), обеспечивает:

а) подготовку и направление заявки (технического задания) на проведение экспертизы промышленной безопасности при выработке техническими устройствами, зданиями и сооружениями нормативного срока эксплуатации (пункт 12 ; пункт 13, приложение 1 ;

б) согласование Программы работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений (Программа обследования) (пункт 15 приложение 2 );

в) подготовку и утверждение приказа по организации по проведению работ по обследованию технических устройств (пункт 17 ).

4.1.7 При реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, не отнесенного к опасным производственным объектам, обеспечивает:

а) рассмотрение заявок от служб эксплуатации на проведение реконструкции, капитального ремонта объекта;

б) подготовку проекта договора и конкурсной документации на проведение обследования объекта силами специализированной организации, которой предоставлено право на оказание услуг такого рода. Обеспечивает заключение договора, в том числе по итогам конкурса, на проведение соответствующих работ (пункт 4.1 );

в) рассмотрение актов, заключений, отчетов о техническом состоянии конструкций зданий и сооружений и подготовку предложений по включению объекта в план ПИР.

4.2 В области оформления правоустанавливающих документов на земельный участок

а) получает решение о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и оформляет Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка;

б) получает решение о предоставлении земельного участка в собственность, заключает договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка и оформляет Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок;

в) получает решение о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в безвозмездное срочное пользование, заключает договор безвозмездного срочного пользования находящегося в государственной собственности земельного участка и оформляет Свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного срочного пользования участком;

г) получает решение о предоставлении в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка, заключает договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка и обеспечивает государственную регистрацию договора аренды (в случае заключения договора аренды на срок более одного года).

4.2.4 Получает технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение (часть 9 статьи 48 ; ).

4.2.5 Получает в установленном порядке градостроительный план земельного участка (части 17 и 18 статьи 46 ; ; ).

4.3 В области заключения договоров, в том числе договоров подряда

4.3.1 Заключает с физическими или юридическими лицами (далее — подрядчики по проектированию), которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, выполняющим инженерные изыскания и/или осуществляющим архитектурно-строительное проектирование, договоры на выполнение инженерных изысканий и/или на подготовку проектной документации (части 2 и 3 статьи 47, части 4 и 5 статьи 48 ), а также с исполнителями НИОКР договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (статья 769 ).
Примечание: Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий (часть 5 статьи 48 ).

4.3.2 Заключает договор с государственным заказчиком о передаче исполнения части функций государственного заказчика по финансированию и организации строительства заказчику-застройщику (в случае такой передачи см. пункт 5.1.9 настоящего Пособия) (пункт 49 ).

4.3.3 Заключает в дополнение к государственным контрактам (договорам) соглашения (договора) о проведении работ (оказании услуг) в пределах выделенных для соответствующей стройки или объекта государственных капитальных вложений на текущий финансовый год (пункт 49 «г» ).

4.4 В области обеспечения проектной документацией и получения разрешения на строительство

4.4.1 Составляет запросы и обеспечивает получение исходных данных и исходно-разрешительной документации, требуемых для подготовки проектной документации, установленных законодательными и нормативными правовыми актами и используемыми при архитектурно-строительном проектировании (статья 759 ; пункты 3, 5, 9 ; подпункты «а» и «б» пункта 10 ).

4.4.2 Представляет подрядчику по проектированию (часть 6 статьи 48 :

а) градостроительный план земельного участка (см. пункт 4.2.5 настоящего Пособия);

б) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий) ;

в) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения) (см.пункт 4.2.4, примечание к пункту 4.3.1 настоящего Пособия).

4.4.3 Подготавливает и передает подрядчику по проектированию, исполнителю НИОКР:

а) задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления проектной документации (см. пункт 4.4.1 настоящего Пособия). Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком (статья 759 ; пункт 50 «б» );
Примечания: 1. Задание на проектирование объектов пользования недрами должно быть согласовано органами Ростехнадзора (пункты 16, 18 ).

2. Задание на проектирование потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения должно быть согласовано органами МЧС России (пункт 28 ).

б) задание на выполнение инженерных изысканий (часть 5 статьи 47, часть 5 статьи 48 );

в) информацию, необходимую для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Договором может быть предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу (технико-экономические параметры) или тематику работ (статья 774 ).

4.4.5 Осуществляет контроль за сроками разработки проектной документации, ее приемку, хранение и передачу генеральному подрядчику (пункт 50 «в» ).

4.4.7 Участвует вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления (статья 762 ).

4.4.8 Направляет в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу (часть 15 статьи 48 ) или по своей инициативе на негосударственную экспертизу (часть 1 статьи 50 ).

4.4.9 При обнаружении недостатков в технической (проектной) документации или в изыскательских работах привлекает подрядчика к корректировке технической документации или проведению дополнительных изыскательских работ (статья 761 ).

4.4.10 Привлекает подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ (статья 762 ).

4.4.11 Утверждает проектную документацию при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (часть 15 статьи 48 ).

4.4.12Обеспечивает хранение положительного сводного заключения государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию по стройкам и объектам, включенным в перечень, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документов об утверждении предпроектной и проектной документации (пункт 49 «а» ).

4.4.13 Представляет государственному заказчику положительное сводное заключение государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию по стройкам и объектам, включенным в перечень, подготовленное в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 52 «в» ).

4.4.14 Представляет государственному заказчику документы об утверждении предпроектной и проектной документации (пункт 52 «г» ).

4.4.16 Передает безвозмездно в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2,810 части 12 статьи 48 ), или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (часть 18 статьи 51 ).

4.5 В области финансирования, учета и отчетности

4.5.1 Открывает в учреждениях банка лицевые счета.

4.5.3 Обеспечивает возмещение собственникам земельных участков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц ().

4.5.4 Обеспечивает авансирование подрядных работ (услуг) в размере и порядке, установленных договором строительного подряда.
Примечание:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *