Локальные системы оповещения создаются

Локальные системы оповещения создаются

Содержание

В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья населения при чрезвычайных происшествиях либо, а также при выявлении угрозы их возникновения связанных со стихийным бедствием, крупными техногенными авариями на производстве, создаются локальные системы оповещения.

Основные определения

В случае возникновения чрезвычайной ситуации ключевую роль играет оперативность донесения информации до лиц, здоровью и жизни которых грозит опасность. Правильная и быстрая оценка вновь возникших обстоятельств позволяет выбрать наиболее оптимальные способы и методы защиты.

Время донесения информации не должно превышать пять минут. За это время должны быть оповещены соответствующие органы и лица, расположенные в месте чрезвычайного происшествия.

Своевременное реагирование позволит не только сохранить жизнь и здоровье людей, а также минимизировать размер материального ущерба от последствий. Создание ЛСО на производствах и промышленных предприятиях является первостепенной задачей штаба Гражданской обороны.

Локальная система оповещения – представляет собой комплекс технических средств оповещения на потенциально опасных объектах, промышленных предприятиях, производствах.

Первоочередной задачей ЛСО является:

  • оповещение персонала о чрезвычайном происшествии;
  • доведение до сведения информации руководству потенциально опасного объекта, службам гражданской обороны, спасателям;
  • руководство и координация действий лиц, находящихся в зоне происшествия или непосредственной близости.

Установка на территории потенциально опасного объекта локальной системы оповещения должно быть сопряжено с обязательным подключением к системе автоматизированного центрального оповещения города или населенного пункта.

Места размещения систем

Практика и анализ происходящих чрезвычайных ситуаций показали, что наибольшее количество происшествий, носящих техногенный характер, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей, а также приносящих существенный материальный ущерб происходят на промышленных и производственных объектах.

Размещение локальных систем оповещения является не просто необходимостью, а требованием действующего законодательства РФ в этой сфере.

Характерным признаком, который объединяет такие объекты и может стать причиной возникновения чрезвычайного происшествия, является опасность.

Промышленные объекты, на которых высока вероятность аварии можно разделить на четыре основных группы, представляющие опасность:

  • химическую;
  • радиационную;
  • пожарную и взрывоопасную;
  • гидродинамическую.

Химически опасные предприятия — это объекты, на которых при возникновении чрезвычайного происшествия высока вероятность поражения людей, животных, растительного мира, а также угроза химического заражения окружающей среды опасными химическими реагентами, с существенным превышением их концентрации от допустимой нормы.

Главная опасность заключается в быстром распространении химически опасных веществ в нижних и околоземных слоях атмосферы, а также высока вероятность поражения источников воды. Усугубляет ситуацию сопровождение таких происшествий взрывами и пожарами.

Радиационно-опасные предприятия – объекты, включающие в себя ядерные реакторы, промышленность с использованием ядерного топлива или радиационный материал.

Опасность возникновения аварий на таких объектах усугубляется невозможностью визуально либо тактильно определить повышение радиационного фона в окружающей среде, быстрое распространения, и высокий поражающий фактор.

Пожарно- взрывоопасные предприятия – объекты, на которых могут производиться, храниться или транспортироваться материалы, приобретающие в определенной среде способность к детонации, воспламенению.

Возникновение чрезвычайных ситуаций на таких объектах приводят к частичному или полному разрушению зданий, сооружений, завалам. Оперативное реагирование в оповещении на таких предприятиях позволит избежать серьезных последствий в виде жертв, а также позволит быстро локализовать зону аварии.

Объекты, представляющие гидродинамическую опасность – гидротехнические конструкции искусственного или естественного происхождения, задачей которых лежит создание разницы уровня воды между объектом.

Аварии происходящие на естественных плотинах или гидротехнических сооружениях напорного фронта опасны прорывом большой массы воды, которой характера неконтролируемая разрушительная сила.

К гидротехническим опасным объектам относятся: естественные плотины и гидротехнические сооружения напорного фронта. При их прорыве появляется волна прорыва, обладающая большой разрушительной силой и образуются обширные зоны затопления.

Техническая составляющая

Локальная система оповещения зрения представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных технических средств. В его структуру входит основной блок управления, как правило, это компьютеризированная система, либо матричный блок управления. Коммутационный блок сигналов. Источники распространения и усиления звукового оповещения.

Полноценная действующая система локального оповещения включает в себя сирены или иные средства подачи тревожных сигналов, приспособления для голосового и речевого оповещения, ламповые или светодиодные индикаторы, маяки и подобные средства визуального сообщения.

Звуковая система оповещения, издавая сигналы информирует людей о произошедшей чрезвычайной ситуации либо аварии. На потенциально опасных объектах разрабатываются положения о порядке действий в случае возникновения аварии, дополнительные рекомендации и инструкции могут сообщаться через громкоговорители.

Голосовое оповещение считается наиболее информативным и продуктивным способом оповещения. Требование к созданию систем оповещения является обязательным на потенциально опасных объектах и регламентируется рядом законодательных актов РФ.

Важнейшим условием для своевременного принятия мер по защите населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий, катастроф является своевременное оповещение его. Создание автоматизированных систем оповещения — одно из главных мероприятий по защите населения. Первоочередной задачей штабов ГО потенциально-опасных объектов является создание локальных систем оповещения руководящего состава РСЧС и информирование населения, проживающего в районах их размещения.

Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения. Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи и сети проводного вещания объекта с применением специальной аппаратуры. В качестве средств оповещения здесь используются электрические и электронные сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Процесс оповещения не должен превышать 5 минут, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до соответствующих органов управления и населения заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны затопления.
Программно-аппаратный комплекс АСО предназначен для организации оповещения и информирования населения территориального, местного и объектового уровней управления РСЧС. Разработан на общих системных принципах автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС и Автоматизированной системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (АС ОСОДУ). Соответствует требованиям нормативных документов МЧС РФ и Федерального законодательства РФ. Создавался при научно-методической поддержке ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Комплекс построен на оборудовании АСО, которое включено в табель положенности МЧС РФ и широко применяется в его подразделениях. При создании комплекса в применении к локальным системам оповещения потенциально-опасных объектов прежде всего ставилась задача возможности его двойного применения.
Комплекс и его элементы могут использоваться не только для отработки задач РСЧС, но и для технологических целей, что делает его применение экономически привлекательным. При этом комплекс сопрягается с территориальной АСЦО, построенной как на новом оборудовании комплекса АСО, так и на старом оборудования П-160 – П-164, и может управлять существующими электросиренами и радиотрансляционными узлами предприятий. Основание для создания локальных систем оповещения: • Федеральный Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.94 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» № 177 от 1.03.93 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» №178 от 01.03.93 г.; • Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.95 г. • Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения Гражданской обороны» от 7.12. 1 998 г. № 701/212/803. Чрезвычайные ситуации, возникающие на потенциально-опасных объектах можно классифицировать на две основных группы: • Чрезвычайные ситуации, последствия которых выходят за пределы предприятий. • Чрезвычайные ситуации, связанные с авариями и сбоями в технологическом цикле, которые не представляют опасности для населения, но в результате, которых предприятия из-за простоя терпят значительные убытки.

ЛСО решает следующие задачи:
Оповещение и информирование персонала потенциально-опасного объекта (ПОО) и населения, проживающего в районе его размещения, при появлении угрозы их жизни и здоровью о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации;
Оповещение руководящего состава ПОО, органов управления РСЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС, организаций и учреждений, расположенных в 2,5 км зоне возможного заражения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Опыт применения комплекса АСО для построения ЛСО ПОО показал, что новый комплекс имеет следующие преимущества:
Применение системы громкоговорящей связи позволило снять с эксплуатации электросирены и применять данное оборудование одновременно для озвучивания территории предприятия, производственных и административных помещений, а при необходимости и прилегающей территории:
Для оповещения работников предприятия и населения прилегающих территорий по сигналам РСЧС как в режиме сиренного звучания, так и режиме передачи речевой информации;
Для оповещения работников по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Для передачи объявлений различного назначения;
Для трансляции радиопрограмм. При этом зона озвучивания выбирается исходя из необходимости в соответствии с прогнозом возможной обстановки.

Применение системы АСО позволило снять с эксплуатации аппаратуру СЦВ (стоимость оповещения абонента аппаратурой АСО в 35-40 раз ниже, чем аппаратурой СЦВ) и применять данное оборудование методом передачи речевых сообщений по служебным, домашним, сотовым и другим телефонам для оповещения:
Руководителей предприятия и других организаций, работников предприятия, органов КЧС, диспетчерских и оперативных служб, аварийно-спасательных служб по сигналам РСЧС, по ситуациям, связанным с производственными авариями на различных объектах предприятия;
Руководителей и работников предприятия по сигналам мобилизационной готовности;
Работников предприятия для передачи срочных информационных сообщений как в рабочее время по служебным телефонам, так и в не рабочее время по домашним и сотовым телефонам.

Развертывание ЛСО различных ПОО на базе комплекса АСО показало во всех случаях значительный экономический эффект как на стадии развертывания, так и при эксплуатации. Эксплуатация ЛСО на базе комплекса АСО показала:
Высокую гибкость системы, возможность создания множества вариантов оповещения на основе прогноза возможной обстановки, обусловленных принципом работы, в том числе и по коммутируемым каналам связи, сетям передачи данных;
Возможность ее интеграции в АС ОСОДУ;
Возможность ее двойного применения;
Автоматизированное управление процессом оповещения от АСЦО города и области;
Сопряжение с существующей системой оповещения, выполненной на аппаратуре П-164 и П-160 на аппаратном и программном уровнях;
Документирование распоряжений на оповещение органов управления, КЧС, подчиненных и взаимодействующих ДДС;
Высокую оперативность в работе, возможность ее использования для сбора и обмена оперативной информацией;
Возможность оповещения руководящего состава в системах сотовой и транкинговой связи;
Возможность совмещения в одной аппаратуре (система громкоговорящей связи) функций электросиренного озвучивания и звукофикации территорий и объектов;
Небольшие капиталовложения на ее создание (в 30-40 раз меньше по сравнению с П-164);
Низкую стоимость, а в некоторых случаях и отсутствие затрат на эксплуатационно-техническое обслуживание;
Применение различных каналов связи при построении в зависимости от существующих возможностей, экономической целесообразности;
Размещение аппаратуры на пунктах управления РСЧС. Эксплуатация систем на различных потенциально-опасных объектах показала их высокую эффективность, надежность, гибкость и оперативность при проведении различных вариантов оповещения во время еженедельных проверок и задействовании по назначению в ходе учений и реальных чрезвычайных ситуациях.

Последняя правка: 14.12.2016

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

Локальная система оповещения для потенциально опасных объектов

Чрезвычайные ситуации в современном мире исключить невозможно. Содрогаясь от новых трагедий, мы забываем прошлые… Максимально сократить число пострадавших – вот основная задача руководства страны. И один из основных путей решения этой задачи – своевременное оповещение и информирование населенияАлександр Филиппов
Доцент кафедры пожарной безопасности зданий и
автоматизированных систем пожаротушения
Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, к.т.н.

За яркими примерами чрезвычайных ситуаций, к сожалению, далеко ходить не надо. «Черные» дни только последних пяти лет:

  • Саяно-Шушенская ГЭС, 17 августа 2009 г. – в машинный зал хлынула вода, авария привела к гибели 75 человек;
  • шахта «Распадская», 9 мая 2010 г. – взрыв метана, домой не вернулся 91 человек;
  • Крымск, Краснодарский край, 7 июля 2012 г. – в результате наводнения пострадало более 24 000 человек.

С конца июля 2013 г. юг Дальнего Востока России оказался подвержен катастрофическим наводнениям, вызванным интенсивными затяжными осадками, что привело к последовательному увеличению уровня воды в р. Амур. Наводнение таких масштабов произошло впервые за 115 лет.

Череда техногенных и природных катастроф с большим количеством жертв привела к изданию ряда указов и распоряжений правительства, направленных на создание и восстановление в стране систем экстренного оповещения населения.

Нормативно-правовая база

В ноябре 2012 г. подписан указ Президента № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». В рамках реализации Указа принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В течение 2013–2014 гг. проведено совершенствование разрозненной нормативно-правовой базы.

Единый подход к регулированию вопросов оповещения и информирования населения определяется Федеральными законами, указами президента, постановлениями и распоряжениями правительства. Порядок реализации требований описан в сводах правил СП 133.13330.2012, СП 134.13330.2012 и ряде методических рекомендаций МЧС по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны. Список основных нормативно-правовых документов приведен в разделе 4 Концепции создания КСИОН.

Структура системы оповещения о ЧС

Согласно действующей нормативно-правовой базе системы экстренного оповещения и информирования населения подразделяются на:

  • Региональные. Их задача – доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава, специальных служб и населения субъекта Российской Федерации.
  • Муниципальные (местные). Основная задача – информирование и оповещение руководящего состава и населения муниципального образования.
  • Локальные системы оповещения (ЛСО). Данные системы разворачиваются на объектах, признанных потенциально опасными (согласно ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Задача ЛСО – информирование и оповещение руководящего состава объекта, аварийно-спасательных формирований, персонала организации и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Локальные системы оповещения

Согласно постановлению правительства РФ № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» системы локального оповещения должны функционировать на:

  • ядерно и радиационно опасных объектах (в радиусе 5 км);
  • химически опасных объектах (в радиусе 2,5 км);
  • гидротехнических объектах (в радиусе 6 км).

В случае чрезвычайной ситуации на данных объектах необходимо гарантированное и оперативное оповещение руководителей, служб и населения. Технически это довольно сложная задача, требующая от системы сопряжения нескольких видов каналов, поддержки различных видов оборудования и их программной интеграции (рис. 1).

Информирование и оповещение может осуществляться:

  • с использованием общедоступных каналов связи – сетей мобильного оператора (SMS-сообщения), городской телефонной линии. Данные способы гарантированного доведения информации обеспечить не могут. В случае SMS-рассылки также теряется оперативность передачи необходимой информации вследствие низкого приоритета SMS в сетях мобильной связи;
  • специализированными средствами: сиренами, речевыми уличными оповещателями, текстовыми и видеотабло. Это наиболее эффективный способ. Такие средства позволяют заранее определить зоны оповещения и добиться требуемых для гарантированного восприятия информации параметров (уровня звукового давления, видимости текста на табло и др.);
  • посредством домофонов. Данный способ позволяет оповещать адресно каждую квартиру с использованием существующих линий и оборудования.

Согласно методическим рекомендациям МЧС локальная система оповещения в целях координации действий должна обеспечивать информационное сопровождение деятельности ДДС муниципального района и диспетчерской службы потенциально опасного объекта, обеспечение взаимодействия сил и средств, используемых для предупреждения и ликвидации ЧС. качестве перспективных направлений развития ЛСО можно выделить:

  • совмещение систем экстренного оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов;
  • внедрение технических средств, обеспечивающих оповещение в автоматическом режиме;
  • сопряжение ЛСО и муниципальных систем оповещения с объектовыми системами оповещения о пожаре.

Каналы связи оконечных средств оповещения с диспетчерской

Одним из важнейших решений, влияющих на стоимость и надежность работы ЛСО, является выбор канала связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта. Можно выделить три основных варианта реализации каналов связи:

1. Общедоступные каналы, например Интернет и GSM-сети. Гарантировать работу данного канала доставки сигналов оповещения невозможно, так как в случае ЧС, перегруза сетей или преднамеренного отключения спецслужбами оповещение не сработает.

2. Выделенные линии. Данный вариант требует дорогостоящего проектирования, согласования и прокладки кабельных трасс. При этом возможны обрывы кабелей и нарушение работы системы в случае ЧС.

3. Радиоканал. Более высокая стоимость оборудования и необходимость получения разрешения на частоту в этом случае компенсируется значительно меньшими затратами на проектирование и прокладку кабельных трасс. В качестве преимуществ современных радиоканальных систем следует также отметить контроль работоспособности оконечного оборудования (радиоканал с двусторонним обменом) и ретрансляцию сигналов каждой точкой оповещения. При выходе из строя части оборудования пути связи внутри системы изменятся, и работоспособность сохранится.

В таблице представлено схематичное сравнение каналов связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта в условных оценках.

Радиоканал как новый подход к оповещению

Опыт создания систем ЛСО показывает, что радиоканальное оборудование позволяет сформировать качественно новый подход к оповещению о чрезвычайных ситуациях:

  • Радиоканальные технологии обеспечивают высокую надежность системы. Ретрансляция сигналов и автоматическое изменение маршрута связи с пультом при невозможности связи по основным маршрутам гарантирует работу в случае ЧС.
  • Современные ЛСО – это комплексные системы мониторинга и оповещения о ЧС. Совмещение проводных и радиоканальных решений позволяет развертывать систему мониторинга и оповещения в труднодоступных местах и на объектах с большой плотностью кабельных линий.
  • Благодаря радиоканальным решениям время и стоимость создания и обслуживания оборудования значительно ниже.

Ответственные лица и органы

Ответственность за создание и поддержание работоспособности локальных систем оповещения, а также своевременное оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается на администрацию предприятия. В случае распространения ЧС за границы предприятия, в пределах муниципального образования, а также при возникновении ЧС на территории муниципального образования ответственность за своевременное оповещение населения возлагается на органы самоуправления.

Лица, не принявшие надлежащих действий по созданию и поддержанию работоспособности систем оповещения или решения об оповещении населения о возможной опасности их здоровью (жизни) либо принявшие его несвоевременно, несут уголовную и административную ответственность согласно действующему законодательству вплоть до лишения свободы.

Опубликовано: Журнал «Системы безопасности» #2, 2015
Посещений: 57040

Автор

Филиппов А. Г.Старший преподаватель кафедры автоматики и сетевых технологий Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, старший лейтенант внутренней службы

Всего статей: 9

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов (с изменениями на 23 декабря 2014 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июля 2013 года № 440

О создании локальных систем оповещения в районах
размещения потенциально опасных объектов

(с изменениями на 1 марта 2019 года)

————————————————————————

В целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации», Закона Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о системах оповещения населения, утверждённого совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 422/90/376, постановления Совета министров — Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р, в целях обеспечения своевременного оповещения населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке создания и поддержании в постоянной готовности к применению по предназначению локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов.

2. Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области»:
— проводить анализ текущего состояния мероприятий по созданию (реконструкции) локальных систем оповещения потенциально опасных объектов Нижегородской области;
— готовить предложения по осуществлению комплекса организационно-правовых мероприятий по их развитию (созданию) в целях эффективного применения для оповещения населения как при авариях на потенциально опасных объектах, так и при проведении мероприятий оповещения на региональном уровне;
— организовать совместно с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области осуществление проверки работоспособности локальных систем оповещения во время проведения комплексных проверок системы оповещения населения Нижегородской области.

3. Рекомендовать Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области:
— в рамках существующих полномочий проводить мониторинг опасностей, возникающих на объектах экономики, последствия аварий на которых могут создавать угрозу жизни и здоровью людей;
— согласовывать перечень потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, где необходимо создание локальных систем оповещения;
— осуществлять контроль за созданием (реконструкцией) и состоянием готовности локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
— осуществлять методическую помощь в создании (реконструкции) локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области:
— провести анализ наличия и текущего состояния созданных локальных систем оповещения потенциально опасных объектов;
— разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по их развитию (созданию) в целях эффективного применения для оповещения населения как при авариях на потенциально опасных объектах, так и при проведении мероприятий оповещения на муниципальном уровне;
— предусматривать при формировании бюджетов на соответствующий год средства на создание (реконструкцию) и поддержание в готовности к применению по предназначению систем оповещения населения, проживающего на территориях возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, не входящего в зону действия локальной системы оповещения;
— вносить предложения о внесении в перечень объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей;
— осуществлять контроль за созданием на объектах, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, локальных систем оповещения;
— контролировать работоспособность локальных систем оповещения при проведении комплексных проверок в составе региональной системы оповещения Нижегородской области;
— вносить предложения по взаимодействию (интеграции) систем оповещения всех уровней;
— обучать население и органы управления действиям по сигналам оповещения;
— представлять ежегодно сведения о наличии и ходе создания локальных систем оповещения в докладах о состоянии гражданской обороны в управление по обеспечению деятельности гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области.

5. Рекомендовать организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты:
— провести анализ наличия и текущего состояния созданных локальных систем оповещения потенциально опасных объектов;
— разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по их развитию (созданию) в целях эффективного применения для оповещения населения как при авариях на потенциально опасных объектах, так и при проведении мероприятий оповещения на муниципальном и региональном уровнях;
— предусмотреть средства на создание (реконструкцию) локальных систем оповещения;
— создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию объектовые (локальные) системы оповещения;
— разработать тексты речевых сообщений оповещения;
— организовать их запись на электронные носители информации;
— оперативно и достоверно оповещать сотрудников и население в зоне действия локальной системы оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
— информировать о приемах и способах защиты от них.

6. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 11 мая 2006 года № 162 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
постановление Правительства Нижегородской области от 29 августа 2007 года № 304 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 11 мая 2006 года № 162».

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.Г.Краснова.
(Пункт 7 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 01.03.2019 № 113 — см. предыдущую редакцию)

8. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор В.П.Шанцев

Положение о порядке создания и поддержании в постоянной готовности к применению по предназначению локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 2 июля 2013 года № 440

(далее — Положение)
(в ред. постановления Правительства области от 09.06.2018 № 424)

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания и поддержания в постоянной готовности к применению по предназначению локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и их использование для оповещения населения, проживающего в районе размещения потенциально опасного объекта, в составе системы оповещения населения Нижегородской области.

Термины и определения

2.1. В целях настоящего Положения применяются следующие термины и определения:
оповещение населения — доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации и способах защиты в возникшей ситуации;

сигнал оповещения населения — постоянное или циклическое воздействие на органы восприятия человека, предназначенное для осознания оповещаемым возникшей (отменённой) угрозы и её типа;

информирование населения — доведение до населения информации о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об оценке, прогнозе развития и ходе ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации, мерах обеспечения безопасности и способах защиты, также проведения пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах по средствам массовой информации или иным общедоступным способом;

единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) — объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций;

единая дежурно-диспетчерская служба (далее — ЕДДС) — орган повседневного управления местной (муниципальной) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб муниципального образования, создаваемая при органе управления ГОЧС;

потенциально опасный объект — это объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;

комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (далее — КСЭОН) — комплекс программно-технических средств (систем) оповещения, мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и населения, проживающего в зоне экстренного оповещения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;

зона экстренного оповещения — территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Назначение, порядок создания, задействования и поддержания в готовности к применению локальных систем оповещения

3. Назначение, порядок создания, задействования и поддержания

в готовности к применению локальных систем оповещения

3.1. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств (комплексов) оповещения, каналов и линий связи.

3.2. Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до:
— руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
— объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
— персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
— органов повседневного управления РСЧС муниципального (ЕДДС муниципального образования) и регионального (ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области) уровней;
— рабочих и служащих других предприятий, учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения.

3.3. Локальные системы оповещения являются составной частью системы оповещения населения на территории Нижегородской области и программно и технически с ней сопрягаются и обеспечивают оповещение населения, проживающего в районе действия локальной системы оповещения, при выполнении мероприятий оповещения, проводимых на региональном, муниципальном и объектовом уровнях, а также в зоне экстренного оповещения, в случае нахождения объекта в этой зоне.

3.4. Зоны действия локальных систем для оповещения населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, определяются на основании расчётов, выполняемых специализированными (лицензированными на деятельность по производству таких расчетов) организациями в соответствии с действующими нормативными документами, исходя из наихудшего развития событий в случае аварии на потенциально опасном объекте, но не более:
— в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
— в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
— в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) — на расстоянии до 6 км от объектов.
— в районах размещения пожаро и взрывоопасных объектов, в границах объекта.
Оповещение остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения указанного выше населения осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области и местного самоуправления, на территории которых действуют потенциально опасные объекты.

3.5. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) от 24 декабря 2002 года, и согласовывается с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, а в части, касающейся вопросов взаимодействия (интеграции) с региональной автоматизированной системой оповещения — с департаментом региональной безопасности Нижегородской области. (п. 3.5 в ред. постановления Правительства области от 09.06.2018 № 424 — см. предыдущую редакцию)

3.6. Потенциально опасные объекты, расположенные в пределах одной промышленной зоны действия, создают объединенную локальную систему оповещения для групп потенциально опасных объектов с обязательным обеспечением её запуска дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами от каждого предприятия и возможности контроля мероприятий оповещения, проводимых в составе объединённой системы другими объектами.

3.7. Решение на задействование локальных систем оповещения принимаются:
— руководителем потенциально опасного объекта или руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, с немедленным информированием ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области»;
— в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, решение о задействовании локальной системы оповещения принимается дежурным (дежурным диспетчером, начальником смены) потенциально опасного объекта.
При угрозе чрезвычайной ситуации в зоне действия локальной системы оповещения:
— старшим оперативным дежурным ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Нижегородской области» с разрешения начальника Главного управления МЧС России по Нижегородской области или лица, его замещающего.
При выполнении мероприятий оповещения регионального и (или) муниципального уровней задействование локальной системы оповещения осуществляется в соответствии с полномочиями должностных лиц по задействованию региональной и муниципальной систем оповещения.

3.8. Непосредственное задействование системы осуществляет персонал дежурной (дежурно-диспетчерской) службы объекта.

3.9. В случае задействования локальной системы оповещения в комплексе с техническими средствами КСЭОН включение системы осуществляется автоматически при появлении критических показаний мониторинга.

3.10. Для привлечения внимания населения, перед передачей речевой информации проводится включение электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств, что означает подачу сигнала «Внимание, всем!» (непрерывное гудение сирен длительностью 3-5 минут).
По этому сигналу население, рабочие и служащие объекта и население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения, обязаны обеспечить прослушивание экстренных сообщений с оконечных устройств технических средств оповещения.

3.11. Постоянная готовность к задействованию созданных локальных систем оповещения достигается проведением комплекса мероприятий, направленных на своевременное и качественное эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения, и организацией контроля работоспособности и готовности к применению локальных систем оповещения всеми уровнями органов исполнительной власти Нижегородской области.

3.11.1. Эксплуатационно-техническое обслуживание включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности технических средств оповещения, организуемых и обеспечиваемых руководителем потенциально опасного объекта.

3.11.2. Проверки готовности к применению по предназначению локальных систем оповещения осуществляются проведением плановых проверок в соответствии с утверждаемым руководителем предприятия графиком и планами, а также в составе систем оповещения верхнего уровня (муниципального и регионального) с включением всех оконечных технических средств оповещения по графику проверки региональной автоматизированной системы оповещения.

3.12. Финансирование работ по созданию и подержанию в готовности локальных систем оповещения осуществляется:
— при строительстве новых потенциально опасных объектов — за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов;
— на действующих потенциально опасных объектах:
— осуществляющих хозяйственную деятельность — за счет собственных средств организаций, имеющих такие объекты;
— находящихся на бюджетном финансировании — за счет средств соответствующих бюджетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *