Реформирование бухгалтерского учета в России

Реформирование бухгалтерского учета в России

Бухгалтерский учёт исторически складывался на протяжении многих веков как система сбора, обобщения и хранения информации о финансово-хозяйственной деятельности и финансовых результатах функционирования организации.

Первоначально сведения, формируемые в бухгалтерском учёте, использовались для целей государственного управления, работы министерств и ведомств.

При переходе к рыночной экономике основными пользователями бухгалтерской информации стали собственники и менеджмент.

Реформирование отечественного бухгалтерского учёта направлено на формирование достоверных и доступных данных, раскрывающих особенности и профиль деятельности организаций, и систематизацию сведений, понятных для иностранных инвесторов .

Преобразования в сфере бухгалтерского учета в России осуществляются на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283.

Одной из главных целей реформирования бухгалтерского учета является — ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с поставленной целью главные задачи реформирования системы бухгалтерского учёта, определены следующим образом:

— формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

— обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

— оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

Развитие рыночной экономики, социальные преобразования в стране обусловили необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета и отчётности к международным стандартам финансовой отчетности для понимания и адаптации в российской практике учёта . Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности.

В свете происходящих преобразований современный бухгалтерский учёт решает следующие задачи:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, которая необходима для внутренних пользователей бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, собственникам имущества организации, а также внешним пользователям — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. Развитие рыночных отношений, повлияло на рост числа хозяйствующих субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью. Эти субъекты выступают объектом гражданских прав. Каждая организация представлена имущественным комплексом, который располагает необходимым имуществом для осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Имущество хозяйствующего субъекта включает здания, сооружения, машины, материалы, готовую продукцию, обязательства и др. Так как любая организация имеет в своём распоряжении большое количество имущества, которое находится в постоянном движении, необходимо иметь постоянную информацию о его состоянии и обязательствах, которые отражены в бухгалтерском учёте, с целью эффективного управления производственно-хозяйственной деятельностью организации.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Отечественный бухгалтерский учет имеет ряд особенностей: является сплошным и непрерывным во времени, строго документальным, использует специфические приемы и способы обработки учетных данных, применяет три вида измерителей, но обобщающим является денежный измеритель, организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.

Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

Развитие финансового рынка, установление объёма международного капитала, международное разделение труда, выход российских организаций на международный рынок и привлечение иностранных инвестиций, потребовали качественных преобразований в организации бухгалтерского учета.

Стартом реформирования бухгалтерского учета в России можно считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г., утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. № 56.

В соответствии с этим Планом счетов в учетную практику были введены новые объекты учета (нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.). Существенно изменена методология учета многих объектов учета — основных средств, капитальных вложений, прибыли и убытков и др.

Большой вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы:

— положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н);

— положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н).

Данные изменения позволили предприятиям выбирать варианты оценки и учёта соответствующих объектов учёта, вся ответственность за ведение бухгалтерского была возложена на руководителей организации. Так же организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию. На предприятиях бизнеса было разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира.

Немаловажные изменения произошли в составе, содержании, сроках и в адресах представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, так же разрешена её публичность и доступность для любых сторонних пользователей.

Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее — индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность.

Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности .

В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учётом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО . Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

Программой реформирования бухучёта в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс мероприятий по её практической реализации, начиная с разработки нормативной базы и мер по повышению квалификации специалистов по бухучёту и заканчивая организацией международного сотрудничества .

В последние годы процесс реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности значительно активизировался. Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие:

1. принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;

2. утверждено Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»;

3. утверждены новые формы бухгалтерской отчетности на основании Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Вновь введённым Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. установлены:

1.Понятие, объекты, задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования.

2. Состав и цели законодательства по бухгалтерскому учету.

3. Способы регулирования и организации бухгалтерского учета.

4.Полномочия и ответственность главного бухгалтера, его взаимоотношения с руководителем организации, внешними лицами.

5.Правила документирования хозяйственных операций, формирования учетных регистров, хранения документации.

6. Правила оценки инвентаризации имущества и обязательств.

7. Порядок составления, утверждения и публикации бухгалтерской отчетности.

8.Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, формирования и представления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

Официальное вступление в силу МСФО в России автоматически активирует следующие требования: организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, т.е. начиная с отчетности за 2012 год, при этом консолидированная финансовая отчетность должна составляться в полном соответствии с МСФО, т. е. стандарты должны применяться непосредственно и во всех аспектах составления отчетности, включая выбор и применение учетной политики, определение состава группы, методов консолидации, правил признания, классификации и оценки статей, соблюдение структуры представления и требований по раскрытию информации.

Последние мировые финансовые кризисы заставили задуматься о необходимости новой экономической модели, которая могла бы защитить бизнес, инвесторов, сотрудников и общество от серии последующих все более глубоких кризисов, одной из главных причин которых является то, что многие компании делают выбор в пользу агрессивного и рискового бизнес — поведения для достижения краткосрочной выгоды. При этом долгосрочные задачи улучшения жизни общества просто игнорируются.

В значительной мере этому способствует и существующая модель финансовой отчетности, к которой в последнее время возникает много претензий, среди которых выделяют формирование ложного впечатления о компании у пользователей, потому что она отражает результаты прошлых событий, количественная и «только финансовая», и неадекватное отражение нематериальных активов — большинство нематериальных активов, созданных «внутри» компании, не проходят тест на признание активов в соответствии с МСФО и поэтому не показываются на балансе компании, и несостоятельность оценок по текущей стоимости — в период финансового кризиса и после него были высказаны большие сомнения в правомерности использования оценок по справедливой стоимости или по рынку, хотя это не совсем одно и то же.

Отмечается, что оценка по справедливой стоимости, по крайней мере, финансовых инструментов, приводит к усилению финансового кризиса.

Последние нововведения в сфере бухгалтерского учета касаются разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг. согласно Приказу Минфина РФ от 23.05.2016 г. Суть программы реформирования нормативных документов в сфере бухгалтерского учета касается разработки и внедрения совершенно новых стандартов бухгалтерского учета, к примеру документы и документооборот в бухгалтерском учете, аренда, финансовые активы и обязательства, реорганизация юридических лиц и прочие. И кроме того, будут внесены изменения в ранее действующие положения по бухгалтерскому учету, к примеру учетная политика организаций, учет государственной помощи и прочих.

В заключении хотелось бы отметить, что переход на международные стандарты финансовой отчетности может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для компаний. Среди положительных аспектов — повышение прозрачности, увеличение возможностей для анализа их деятельности и облегчение доступа к международным рынкам капитала, а также улучшение сопоставимости показателей.

К отрицательным факторам внедрения МСФО можно отнести сложность перехода с РСБУ на МСФО, рост управленческих затрат на ведение параллельного учета по национальным и международным требованиям, а также трудности трансформации бухгалтерской отчетности и другие.

Главным аргументом в пользу перехода к составлению отчетности на основании МСФО для российских компаний является то, что такой переход должен стать важным шагом на пути обеспечения открытости и прозрачности российских компаний, снижения стоимости привлекаемых ими заемных средств, повышения их конкурентоспособности.

Вышеназванные проблемы, связанные с реформированием Российского бухгалтерского учета, требуют своего разрешения не только со стороны государственных органов, но и со стороны профессионального сообщества бухгалтеров, что и является, залогом успешной реализации реформы и преобразований в сфере бухгалтерского учета.

Библиографический список:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 330

Медведева Ирина Александровна

студентка 3 курса учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет

E-mail: 93iraira@mail.ru Научный руководитель: Екатерина Викторовна Мартыненко старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет

г. Краснодар, РФ

РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО

Аннотация

В статье рассматривается трансформация системы бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, определены основные направления и задачи реформирования учета, обоснована необходимость перехода на МСФО.

Ключевые слова

Реформирование бухгалтерского учета, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО),

совершенствование системы учета.

Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации и становление системы его нормативного регулирования — очень длительный процесс, имеющий главную цель — повышение качества бухгалтерской информации и обеспечение гарантированного доступа к ней различным группам пользователей, путем сопоставления национальной системы бухгалтерского учета с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности .

Необходимо выделить основные направления реформирования бухгалтерского учета:

— совершенствование нормативно-правового регулирования;

— разработка необходимого методического и квалифицированного кадрового обеспечения;

— формирование усовершенствованной нормативной базы;

— расширение международного сотрудничества .

Основополагающей задачей реформирования является создание оптимальных условий для выполнения функций, возложенных на систему бухгалтерского учета. Кроме того, необходимость заключается в обеспечении непротиворечивости российской системы учета мировым стандартам. Важным является факт введения процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО, пересмотра допустимых способов оценки имущества и обязательств, а также создания механизма публичности бухгалтерской отчетности .

Основным элементом реформирования учета в соответствии с МСФО является разработка новых и усовершенствование ранее утвержденных стандартов по ведению бухгалтерского учета, а также применение их на практике. Кроме того, немаловажным элементом является формирование системы квалифицированной аттестации бухгалтеров и аудиторов, разработка и внедрение норм профессиональной этики и компетенции, а также осуществление всестороннего контроля над профессиональной деятельностью специалистов бухгалтерского дела .

Необходимо отметить, что переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного взаимодействия со специализированными международными организациями, такими как:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития. Целесообразно отметить, что важное место в работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета отводится Институту профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.

Международные стандарты бухгалтерского учета позволяют сократить расходы организаций по подготовке отчетности, а также снизить затраты по привлечению капитала.

На среднесрочную перспективу результатом реформирования бухгалтерского учета послужит увеличение притока инвестиций в Российскую Федерацию, так как инвесторы обретут возможность получения подробной и достоверной информации, необходимой для оценки возможных вложений. Таким образом, снизятся риски инвестирования, следовательно, инвестиции станут более дешевыми .

Необходимо отметить, что внедрение МСФО позволит последовательно устранить недостатки и несоответствия российской системы бухгалтерского учета в соответствии с запросами рыночной экономики.

К тому же, переход на МСФО позволит обеспечивать управленческий персонал такой информацией, которая в значительной степени повысит эффективность управления корпорациями, даст возможность выгодного сотрудничества с контрагентами и повысит прозрачность организаций .

Внедрение МСФО не подразумевает разового изменения всей системы учета и отчетности в Российской Федерации, этот переход должен быть размеренными и целенаправленным. Смысл такого процесса заключается в последовательном устранении недостатков и несоответствий российской системы бухгалтерского учета.

Таким образом, реформирование бухгалтерского учета в соответствии с МСФО позволит совершенствовать сложившуюся внутреннюю систему управления организациями за счет использования единой методики учета в целях управления хозяйственной деятельностью, а также повысить их конкурентоспособность в виду возрастания надежности и прозрачности информации для заинтересованных пользователей и контрагентов.

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107

3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности — , — Режим доступа : информационно-правовая справочная система ГАРАНТ

4. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.)

5. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (приказ Минина РФ от 1 июля 2004 г. № 180)

6. Управленческий учет: Учеб. пособие/Под ред. Ю. И. Сигидова и М. С. Рыбянцевой. -М.: ИНФРА-М, 2015. -240 с.

Понятие реформирования бухгалтерского учета

Процесс сложных, многоступенчатых преобразований в области бухгалтерского учета, обусловленных общим процессом экономических реформ в Российской Федерации представляет собой реформирование бухучета.

Реформирование заключается в разработке ключевых правил, норм постановки и ведения бухгалтерского учета предприятиями, соотносимых с требованиями современной экономики.

Ранее, в условиях плановой экономики реализовывалась система бухгалтерского учета, обусловленная общественной собственностью и государственным управлением экономикой. Основным потребителем информации при этом выступало государство. Действовавшая в советском государстве система государственного финансового контроллинга выявляла отклонения от установленных моделей хозяйственной деятельности организаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Реорганизация гражданско-правовой среды и системы общественных отношений определила необходимость трансформации российского бухгалтерского учета. Процесс реформирования учета и приведения его к международным стандартам финансовой отчетности был разработан и утвержден в 1998г.

Замечание 1

Основная цель реформирования существующей системы бухгалтерского учета заключается в приведение российской системы бухучета в соответствие с насущными требованиями рыночной экономики и МСФО.

Основные задачи реформы бухгалтерского учета

Основные задачи реформы заключаются в следующем:

  • формирование системы стандартов учета и отчетности, для обеспечения полезной информацией пользователей разного уровня;
  • обеспечение связи реформ бухгалтерского учета с основными тенденциями определения стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи компаниям в понимании и внедрении новой модели бухгалтерского учета.

Стандартизация процедур учета проводится Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, (International Accounting Standards Committee или сокращенно — IASC). Унификация проводится посредством разработки и публикации Международных стандартов финансовой отчетности или сокращенно — МСФО (International Accounting Standards или IAS).

Основной смысл данного подхода заключается в разработке унифицированных стандартов, которые применимы к любой ситуации и в любой стране мира, и делают нецелесообразным создание национальных стандартов. Внедрение единых стандартов должно проходить не законодательным путем, а через добровольное соглашение профессиональных организаций различных стран.

Этапы реформирования бухгалтерского учета

Для приведения российской системы учета и отчетности в соответствие с требованиями современной экономики, а также международными стандартами, реформа реализуется по следующим основным направлениям:

  • совершенствование правового регулирования;
  • формирование нормативной базы;
  • методическое обеспечение, включающее инструкции, комментарии, методические указания;
  • кадровое обеспечение, заключающееся в подготовке и повышении квалификации специалистов бухучета;
  • международное сотрудничество.

Важным аспектом в процессе реформ является обеспечение стабильности в развитии национальной системы учета. Основная задача заключается в создании условий последовательного, рационального, успешного и полезного выполнения учетной системой присущих ей функций в реальной экономической среде. С этой целью следует:

  • обеспечить отсутствие противоречий между российской системой бухгалтерского учета и мировым подходам к ведению бухгалтерского учета;
  • сформировать модель взаимодействия системы бухгалтерского учета и системы налогообложения;
  • утвердить процедуры корректировки бухгалтерской отчетности, обусловленной инфляцией;
  • пересмотреть способы оценки активов и обязательств;
  • обеспечить открытость бухгалтерской отчетности.

Замечание 2

Одним из этапов реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО стало создание системы нормативного регулирования бухучета с разработкой новых и уточнением старых стандартов, внедрением их в практику. В процессе реформы проведена смена ориентации нормативного регулирования с самого учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, в частности на регулирование бухгалтерского и финансового учета.

Развитие методик организации российского бухгалтерского учета и становление профессии бухгалтера требует усиление роли профорганизаций и Института профессиональных бухгалтеров России. На сегодняшний день все проекты положений по бухучету и иных нормативных документов, утверждаемых Министерством финансов России, разрабатываются специалистами этого института.

В действие введены новые Положения по бухгалтерскому учету, определяющие содержание, а также признаки объектов учета, порядок классификации объектов учета, условия их принятия и списания в учете, основные требования к учетной политике предприятий, состав и содержание информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Значительную роль в реформировании российского бухгалтерского учета играет Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в России, поскольку:

  • устанавливает общие правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;
  • повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для всех организаций;
  • обязывает юридические лица вести бухгалтерский учет;
  • приравнивает статус норм бухгалтерского учета к статусу норм прочего законодательства.


Рисунок 1. Реформирование бухгалтерского учета в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Переход на МСФО способствует наделению отчетности российских организаций очень важными характеристиками, такими как понятность, прозрачность, сравнимость, надежность. Отчетность нового уровня позволит пользователям отчетности сократить издержки на ее анализ. Компаниям больше не надо будет согласовывать внутренний и внешний учёт.

Учитывая современную российскую специфику, часть информационного учетного пространства, консолидирующая финансовый и управленческий учет в одну систему для более эффективного управления, есть стратегический учет. Стратегический учет позволяет обеспечить комплексный подход к распознаванию и решению проблем, встающих перед организацией.

Замечание 3

Основным же преимуществом перехода на МСФО становится увеличение притока в страну инвестиций. Это спровоцировано доступностью для инвесторов большего объема информации об объектах потенциальных вложений и снижения рисков инвестирования.

Реформирование бухгалтерского учета в России, связанное с приведением национальной системы учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, потребовало уточнения действующих правил его ведения.

Для этого были определены соответствующие задачи:

  • • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном рынке;
  • • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении новой модели бухгалтерского учета.

Для решения этих задач в Российской Федерации была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283, распоряжением Правительства РФ от 21.03.1998 № 382-р «О приведении действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами» и распоряжением Правительства РФ от 22.05.1998 № 587-р «Об утверждении Плана внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику».

За основу при проведении работы по реорганизации бухгалтерского учета были взяты МСФО, которые содержат минимальный перечень требований к организации бухгалтерского дела и гармонизации национальных систем учета. Главным образом они регламентируют общие принципы ведения бухгалтерского учета, состав и содержание финансовой отчетности, а также общие правила учета отдельных объектов (товарно-материальных запасов, денежных средств, инвестиций, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий и т.д.).

Цель разработки состояла в гармонизации национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств финансовой отчетности, которая могла быть востребована большим количеством хозяйствующих субъектов, как в России, так и вне ее.

При ориентации на МСФО имелось в виду, что они изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных странах, а также для непосредственного использования на практике.

Исходя из этого было признано целесообразным использовать МСФО:

  • • при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями;
  • • в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международной принятой практике.

На основании программы реформирования бухгалтерского учета в 2004 г. Минфин России издал приказ от 01.07.2004 № 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета в РФ на среднесрочную перспективу». План состоял из трех этапов и охватывал период до 2010 г., в нем были определены цели развития бухгалтерского учета и мероприятия, направленные на создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО. В плане были определены сроки осуществления мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета.

В период 2004–2010 гг. предполагалось реализовать два основных этапа концепции.

Этап 2004–2007 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным признаваемым международным стандартам; утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО; совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности; создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности; создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО; сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета; активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии; усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности; совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности; развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

Этап 2008–2010 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, в том числе общественно значимых, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным признаваемым международным стандартам; оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов); укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности; дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии; развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности; расширение сферы контроля за качеством бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.

В ходе реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности был проработан ряд концептуальных вопросов по осуществлению реформы бухгалтерского учета, таких как порядок одобрения МСФО, процедуры обеспечения исполнения законодательства о бухгалтерском учете; подготовлены методические материалы, предназначенные для использования в качестве основы проектов новых положений по бухгалтерскому учету; проведен сравнительный анализ требований МСФО и российских положений по бухгалтерскому учету.

Одним из основных направлений деятельности стало обучение специалистов и подготовка учебных материалов по МСФО. Занятия были организованы во всех регионах России, в них приняли участие около 2000 практических работников и преподавателей в области бухгалтерского учета.

Созданный в России в 2005 г. Национальный совет по стандартам финансовой отчетности разработал Концепцию стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации, которая была одобрена Правлением Фонда национальных стандартов финансовой отчетности (НСФО). Концепция предполагала, что российские стандарты финансовой отчетности (СФО) должны представлять собой перевод английского текста МСФО при условии сохранения существующего авторитета МСФО на международных рынках капитала. При этом желательным признается одобрение перевода со стороны Правления по международным стандартам финансовой отчетности. Отклонения СФО от перевода МСФО или введение в СФО дополнительных требований по раскрытию информации производятся в исключительных случаях, когда конкретная норма МСФО не соответствует общественным интересам или не позволяет достоверно и добросовестно представлять финансовую информацию, необходимую пользователям финансовой отчетности для принятия экономических решений. При этом количество таких случаев должно стремиться к нулю за счет активного участия Национального совета по стандартам финансовой отчетности в процессе разработки и изменения МСФО.

Для предприятий среднего бизнеса, не относящихся к общественно значимым, предполагалось создание отдельного комплекта упрощенных стандартов на базе СФО. При этом выбор – составлять отчетность по полному или упрощенному комплекту стандартов – оставался за самими предприятиями. До принятия комплекта упрощенных стандартов для предприятий среднего бизнеса обязательной остается отчетность по российским положениям бухгалтерского учета (ПБУ).

В рамках Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу предполагалось, что субъекты малого предпринимательства должны готовить налоговую отчетность и (при согласии всех участников организации) не должны быть обязаны готовить финансовую отчетность. Концепция пока не воплощена в жизнь в том виде, в котором задумывалась, однако ее реализация выразилась в ряде научно-исследовательских работ, нашедших свое применение при разработке ПБУ. Результаты одной из последних научно-исследовательских работ были озвучены 31.03.2010 на круглом столе в Высшей школе экономики. Фонд НСФО совместно с Минфином России представил проекты четырех положений но бухгалтерскому учету: «Учет затрат на освоение природных ресурсов», «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», «Отчеты о движении денежных средств», «Операционные сегменты». При этом тексты проектов ПБУ основаны на текстах схожих стандартов МСФО.

В период с 2008 по 2010 г. продолжалось дальнейшее расширение сферы применения МСФО при составлении консолидированной отчетности российских компаний, а также рассмотрение возможности составления индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО вместо национальных стандартов (ПБУ).

Результаты проводимых исследований демонстрируют определенную поддержку гармонизации стандартов со стороны профессионального бухгалтерского сообщества. Международная система бухгалтерского учета и отчетности способствует не только обеспечению большей прозрачности и понятности представляемой информации, но и повышению качества корпоративного управления в российских компаниях. Внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности позволит привлечь в российскую экономику дополнительные иностранные инвестиции.

Так, исследование мнений специалистов, деятельность которых связана с бухгалтерским учетом и аудитом, относительно реформы системы бухгалтерского учета и аудита, а также внедрения МСФО показало, что большинство (37%) специалистов компаний, использующих МСФО, считают полезной данную практику.

Более высокие оценки пользы применения МСФО характерны для:

  • • экономистов, финансовых директоров и других специалистов по финансам по сравнению с бухгалтерами;
  • • специалистов, обладающих уровнем знания МСФО выше среднего;
  • • специалистов крупных компаний.

Одним из важнейших условий реформирования бухгалтерского учета в России является обеспечение эффективного контроля за внедрением бухгалтерских стандартов как со стороны рынка капиталов, так и со стороны государственных органов, и эта проблема также сейчас активно обсуждается.

В России, как уже было сказано, все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм, заложенных в МСФО. Однако переход на международные стандарты осуществляется прежде всего для того, чтобы сделать финансовую отчетность организаций прозрачной, а следовательно, создать условия для привлечения дополнительных средств инвесторов на развитие предпринимательства, в том числе малого и среднего. Вместе с тем концепция реформирования бухгалтерского учета с ориентировкой на МСФО имеет недостаток, заключающийся в том, что если наши организации смогут попасть на американский финансовый рынок свободных капиталов, то они вынуждены будут составлять бухгалтерскую отчетность не только на основе МСФО, но и отдельно по нормам GAAP.

В целях дальнейшего приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности предстоит еще большая работа, и реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

  • • совершенствование нормативного правового регулирования;
  • • формирование нормативной базы (стандарты);
  • • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Соблюдение принципов гармонизации российского бухгалтерского учета с межнациональными идеями, заложенными МСФО, позволяет при разработке ПБУ использовать все положительное, что содержится в МСФО.

Методическое обеспечение реформирования бухгалтерского учета (создание инструкций, методических указаний, комментариев) взаимосвязано с обучением бухгалтерских кадров. Поставлена задача улучшения качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, а также создания системы профессионального ускоренного образования.

Российская система учета близка к европейской модели, для которой характерны:

  • • ориентированность бухгалтерской отчетности на удовлетворение информационных потребностей налоговых и других органов государственной власти;
  • • обязательность следования утвержденным принципам отражения операций;
  • • обязательность применения Плана счетов, утвержденного государством, и др.

В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО и их адаптация, которая предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Данный способ внедрения МСФО соответствует подходу большинства европейских стран, следовательно, приближает экономическую интеграцию, гармонизацию систем учета и отчетности. При этом особенно важно, чтобы в результате была достигнута сопоставимость данных финансовой отчетности российских и иностранных компаний. В процессе дальнейшего реформирования будет:

  • • обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к его ведению;
  • • сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета;
  • • введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией;
  • • пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств;
  • • созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) но бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. При этом переориентация нормативного регулирования, осуществляемого Минфином России, будет направлена в основном с регулирования учетного процесса на бухгалтерскую отчетность.

УДК 657 (091) © Ц.Н. Янданова

Этапы реформирования бухгалтерского учета в России

В статье дается обзор этапов реформирования системы бухгалтерского учета в России в связи с переходом к рыночным отношениям и необходимостью применения международных стандартов финансовой отчетности. Ключевые слова: бухгалтерский учет, балансоведение.

© Ts.N. Yandanova Stages of the reformation of accounting in Russia

Система бухгалтерского учета до перехода на рыночную экономику была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой, что отвечало требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств, ведомств и планирующих статистических и финансовых органов.

Изменение системы общественных отношений, гражданско-правовой среды, отказ от административной системы хозяйствования определили необходимость реконструкции российской системы учета.

По мнению многих ученых-экономистов, реформирование бухгалтерского учета в России началось в 1991 г. с разработки и внедрения Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. № 56. Новый План счетов ввел в учетную практику такие объекты учета, как нематериальные активы, финансовые вложения, отношения аренды, займы. Изменилась методология учета основных средств, капитальных вложений и других объектов учета.

Важным шагом стало принятие Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. В нем была изложена необходимость применения таких характерных для развитых зарубежных стран принципов бухгалтерского учета, как полнота отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость данных бухгалтерского учета, рациональность его ведения, последовательность применения учетной политики.

В 1996 г. принят Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для предприятий и организаций, независимо от подчиненности и форм собственности, определяющий порядок организации и ведения бухгалтерского учета, а также взаимоотношения по этим вопросам с потребителями бухгалтерской информации. Ввод в действие Закона, безусловно, был прогрессивным шагом, хотя некоторыми учеными это событие было признано нецелесообразным «из-за отсутствия полного представления о российской модели рыночной экономики, стройной концепции бухгалтерского учета в российской экономике рыночного типа, научно-методической проработки многих вопросов какой бы то ни было практики по ряду вопросов».

В том же году вышло в свет Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации», устанавливающее состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. Рекомендуемая им структура показателей отчетности удовлетворяла требования, предусмотренные 4-й Директивой ЕС. Так, в Отчет о прибылях и убытках введены строки для отражения прочих операционных доходов, расходов и процентов к уплате, хотя План счетов 1991 г. не предусматривал формирование таких показателей в учете.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику и приобщение российских организаций к международным рынкам капитала предопределили целесообразность перехода к использованию международных стандартов финансовой отчетности. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в конце 1997 г. одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, многие положения которой ориентированы на нормы, заложенные в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).

В Концепции введено такое новое для России понятие, как экономические выгоды организации. Именно через эту категорию квалифицированы активы, доходы и расходы. Но Концепция не заменила никаких нормативных актов по бухгалтерскому учету, а послужила основой построения системы нормативного регулирования учета в стране. В документе намечены ориентиры, которые следует учитывать в ходе проведения работы по реорганизации системы учета.

Начиная с марта 1998 г. реформа бухгалтерского учета в России проводится на основе утвержденной постановлением Правительства РФ Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (от 06.03.1998 №283). В качестве международных Правительством РФ используются стандарты финансовой отчетности (МСФО), разработанные Комитетом международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в г. Лондоне (Великобритания).

Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс мероприятий по ее практической реализации, среди которых:

— совершенствование нормативного правового регулирования (переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность; сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании);

— формирование нормативной базы (стандартов);

— подготовка методического обеспечения (инструкции, методические указания, комментарии);

— подготовка кадров (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

— международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Во исполнение Программы утверждены следующие национальные стандарты: 5/98 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 14 «Учет нематериальных активов», ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Структура и содержание принимаемых после 1997 г. положений максимально приближены к международным стандартам.

Приведение в соответствие с МСФО норм российского учета повлекло за собой и пересмотр ранее введенных документов. Так, ПБУ 1/94 заменено на ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», ПБУ 4/96 на ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 3/95 на ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 5/98 — на ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/97 — на ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

В 2000 г. разработан и подготовлен к вводу в действие новый План счетов. При пересмотре Плана наибольшие изменения коснулись счетов учета финансовых результатов в связи с формированием новой методики учета доходов и расходов организации. В результате изменения условий хозяйствования и уточнения методики бухгалтерского учета некоторых операций аннулировано 16 счетов, введены 3 новых, у многих счетов изменены номер или названия, две синтетические позиции разукрупнены и несколько объединены.

Ввод в действие нового Плана счетов следует признать существенным шагом в выполнении Программы реформирования бухгалтерского учета. Новый План счетов уточняет отдельные аспекты отражения операций на счетах и приближает это отражение к требованиям МСФО (в частности, по вопросам учета капитала и финансовых результатов). Изменился и статус документа в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Новый План счетов не носит нормативно-правовой характер.

Правительство РФ постановило осуществить учетную реформу в течение двух лет. Но в результате тяжелого экономического и финансового кризиса в августе 1998 г. процесс перехода к международным стандартам отчетности объективно затянулся. Переориентировать нормативное регулирование с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность не получилось: учетный процесс и поныне активно регулируется нормативными письмами и приказами, многочисленные Методические указания и Положения вышли с большим опозданием и без учета ключевых принципов МФСО (осталась непоколебимой презумпция права собственности при учете операций финансовой аренды и продажи товаров (имущества), отсутствует понятие справедливой (рыночной) стоимости запасов и т.д.).

К 2004 г. в российском обществе созрело понимание необходимости перехода к использованию МСФО и по решению Правительства РФ была разработана «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу» (2004-2010), одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004 г. Согласно данной Концепции, основными направлениями дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности являлись:

— повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

— создание инфраструктуры применения МСФО;

— изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетно -сти;

— усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

— подготовка и повышение квалификации кадров в сфере бухгалтерского учета и аудита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках этой концепции были пересмотрены и приведены в соответствие с МСФО ранее введенные национальные стандарты, а также введены новые. Окончание срока действия «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности» ознаменовалось принятием нового Федерального закона №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 и Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011, который вступает в силу 1 января 2013 г.

Следует обратить внимание на то, что новый Закон не предполагает каких-либо революций в бухгалтерском учете. Поэтому та методология, которая сложилась, и те направления развития методологии, которые бы-

ли сформулированы в вышеупомянутой Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, продолжают оставаться актуальными. Основное направление развития методологии бухгалтерского учета, согласно новому закону, заключается в активном использовании МСФО.

Главными «новшествами» закона «О бухгалтерском учете» выступают: возможность для отдельных организаций использовать в гражданском законодательстве данные не бухгалтерского, а налогового учета; введение внутреннего контроля на организациях публичной значимости; исключение указания о применении унифицированных форм. Следует отметить, что новая редакция закона уравнивает бумажный и электронный документооборот. Одна из основных причин принятия нового Закона заключается в том, что отдельные положения действующего Закона препятствуют активному применению МСФО широким кругом российских организаций. Другая причина — необходимость корректировки системы регулирования бухгалтерского учета в стране. В действующем Законе практически отсутствуют положения, описывающие эту систему, ее составляющие, механизмы взаимодействия ее элементов. Между тем сегодня, как никогда, с помощью правовых терминов важно зафиксировать: кто и каким образом занимается разработкой и принятием правил бухгалтерского учета, каковы функции и полномочия каждого участника данного процесса. Все это обусловило необходимость пересмотра Закона о бухгалтерском учете как правовой основы в данной сфере.

Следующий этап развития бухгалтерского (финансового) учета и отчетности начинается с утверждения Приказом Минфина России от 30.11.2011 г. №440 Плана Министерства финансов РФ на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. В качестве главных направлений были выделены: повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности; развитие профессии; международное сотрудничество.

На сегодняшний день утверждено 24 положения по бухгалтерскому учету. Кроме того, на сайте Минфина размещены проекты нескольких новых ПБУ: «Доходы организации», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов» и «Учет аренды», которые планируется вводить с отчетности за 2013 г. Их утверждение должно пройти до конца этого года. Скоро ожидается обновление уже действующих положений: «Бухгалтер -ская отчетность организации», «Учет основных средств», «Расходы организации».

Подводя итоги реформы бухгалтерского учета, можно отметить такие достижения, как: создание Института профессиональных бухгалтеров России, вступление России в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. РПБУ обогатилось рядом новых понятий, таких как «де-

ловая репутация», «связанные стороны», «сегментная информация», «условные обязательства», почерпнув их из правил международных стандартов. Но самым главным достижением является то, что все большее число компаний стали сами переходить на применение МСФО.

Сближение с МСФО не произойдет за один день, а явится результатом ряда взаимозависимых процессов, которые были и будут приведены в действие для достижения желаемого результата. Применяемые в России МСФО должны быть адаптированы к особенностям нашей экономики. Процесс перехода на МСФО пойдет более значительными темпами, если у менеджеров и российского инвестиционного сообщества будет сформирован спрос на информацию, подготовленную по международным правилам.

Переход на МСФО обеспечит отчетность российских предприятий такими важными характеристиками как понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, что в свою очередь послужит для пользователей отчетности сокращением издержек, затрачиваемых на ее анализ. У компаний пропадет необходимость согласовывать внутренний и внешний учет. Но самым главным преимуществом перехода на МСФО является увеличение притока инвестиций в страну. В результате доступности инвесторам большего объема информации об объекте возможных вложений риски инвестирования будут снижены. Применение МСФО значительно повышает эффективность управления и прозрачность компании, укрепляет систему корпоративного поведения и дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком, что необходимо для построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом.

Опыт, накопленный за годы, прошедшие с начала реформирования российского бухгалтерского учета, показал, что реформирование предстает в виде многофакторного процесса, затрагивающего не только учет. Выявлена объективная необходимость в значительном расширении традиционных границ бухгалтерского учета путем интеграции с многочисленными и сложными практическими аспектами правовых, налоговых, управленческих норм.

На сегодняшнем этапе очевидна необходимость всестороннего научно-методологического совершенствования всех системных элементов бухгалтерского учета, преодоления устаревших направлений его развития с учетом профессиональной готовности, возможностей и заинтересованности общества и органов государственной власти.

Литература

1. Осуществление реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации: МСФО сегодня и завтра. — М., 2008.

2. Фазулзянова А.И. Перспективы развития бухгалтерского учета и отчетности // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 131-134.

4. Постникова Е.О планируемых изменениях в ПБУ // «Главбух». — 2012. -№17.

Янданова Цыремжид Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *